Что делать, когда хочется писать о книгах, но рубеж года уже пройден, а 2021 пока не радует новинками? Можно еще раз вспомнить достойные фантастические романы, которые вышли на русском в 2020, и заслуживают внимания, хотя их авторы, по крайней мере пока, не могут похвастаться большой популярностью в России. Поэтому хочу рассказать о нескольких фантастических книгах прошлого года, которые произвели на меня хорошее впечатление.
Буду рад, если в комментариях поделитесь своими фантастическими находками.
«Королева ангелов» Грег Бир
Книга, которая впервые вышла на русском языке спустя тридцать лет после публикации оригинала (роман 1990 — издание 2020). Но, если не знать этого, то можно решить, что роман относительно новый, ведь затрагивает весьма актуальные для современности темы.
Роман содержит много классических НФ-ных элементов, которые в свое время были новаторскими. Вроде операций, с помощью которых люди будущего почти полностью меняют внешность, нано-роботов, искусственного интеллекта в процессе познания себя, погружений в сознание другого человека, как в некий отдельный мир. В мире после ноланавского «Начала» как минимум одна сюжетная ветка романа показалась бы мне вторичной. Но книга была много раньше.
Если говорить о сюжете, то было совершено зверское массовое убийство. Кто его совершил очень скоро становится известно, но не ясно, почему. Мир Америки будущего выглядит таким благополучным… В разных сюжетных линиях раскрываются отдельные элементы личностей и мотивов убийцы, только читатели видят полную картину. Общий сюжет охватывает много значимых вещей, но только ничтожная часть проговаривается «в лоб». Мне понравилось искать подтекст — о ядре личности, о чувстве вины, о том, что делает нас людьми. Это действительно интересное и дающее почву для размышлений чтение, которое при этом не становится менее «развлекательным». Разные линии романа заметно отличаются, те главы, что рассказывают историю искусственного интеллекта, вообще не связаны с убийством, а работают только на мета-пласт. И может оказаться, что один сюжет будет для вас сильно увлекательнее другого, но именно вместе они складываются в весьма любопытную мозаику. В общем, очень необычная и действительно красива книга.
«Державы земные» Трэвис Коркоран
Честно говоря, я не знал, чего ждать от этой книги. Отзывы, которые мне попались, были очень противоречивые. Кто-то говорил, что роман серьезный, но тут же другой рецензент писал о том, что он слишком наивный. Кто-то хвалил динамику, а кто-то жаловался на затянутость. Прочитав книгу, я с удивлением обнаружил, что никто из этих людей в целом не ошибался. Это роман, которому просто нужно найти своего читателя. Он действительно временами наивен (или слишком идеалистичен) в своих идеях, а временами кажется почти комедийным. Вроде «автор все очень упрощает», но это очевидно просчитанный эффект. При этом сюжет затрагивает серьезные темы, касаясь многих «болячек» современного общества и экстраполируя их в недалекое будущее.
Что касается динамики — сюжет достаточно напряженный, хотя чувствуется, что это первая книга серии, которая выступает своего рода введением в историю. Просто в нем мало экшена. Это политическая фантастика, здесь повествование двигают интриги, идеи, угроза войны. Огромная махина задыхающейся в стагнации Земли против маленького, но зубастого вольного поселения на Луне. Город Аристилл вот уже десяток лет растет под лунной поверхностью, принимая многочисленных беженцев с Земли, которые не вписываются в систему. А планета готова сражаться за их полезные ресурсы, налоги и свой авторитет.
В общем, это не тот роман, который я мог бы порекомендовать читать всем, но, скажем так, если в «Пространстве» вы с наибольшим интересом следите за линией Авасаралы — пожалуй, вам не стоит упускать возможность прочесть Коркорана.
«Дети времени» Адриан Чайковски
А вот эту книгу мне на самом деле хотелось бы порекомендовать всем, но я понимаю, что это субъективное. Тем не менее, я не удержусь от соблазна рассказать о ней еще раз. Итак, «Дети времени» — это великолепный слоеный пирог, созданный с огромным вниманием и любовью. Для начала у нас есть доктор Аврана Керн, женщина со сложным характером и большими амбициями. Она на фронтире великой человеческой цивилизации должна сделать решающий шаг в эксперименте по ускоренной эволюции обезьян. Вот только террорист-смертник сорвет его, все коллеги Керн погибнут, а она сама будет изолирована от мира в наблюдательной гондоле над планетой, где должны были развиваться ее «дети». Это не спойлеры, а самая завязка романа — все описанное умещается буквально в пролог истории.
Далее есть два важных для сюжета обстоятельства. Первое — террористы той же группы, что погубили эксперимент Керн, развязывают короткую и жестокую войну на Земле и в колониях, которая губит продвинутую космическую цивилизацию и откатывает прогресс человечества далеко назад. Люди, пережившие конец света, имеют очень фрагментарные представления о прошлом. Лишь немногие могут разобрать язык своих предшественников. Но они развиваются заново, учатся выходить в космос, чтобы сбежать с гибнущей планеты. Один из таких кораблей-ковчегов, Гильгамеш, станет центром развития «человеческой» сюжетной ветки.
Второе — обезьяны, которые должны были развиваться в благоприятной обстановке на планете Керн, гибнут в атмосфере. Но нановирус, который был предназначен для ускорения эволюции, находит новых носителей. Не млекопитающих, а пауков. Они и становятся действующими лицами второй сюжетной ветки. Перед читателями будут проходить целые поколения, показывая победы паучьей науки над тем или иным кризисом.
Пауки, люди и то, чем становится Керн, как символ прошлого — все это складывается в единую картину неожиданно гармонично. Произведение получилось очень разноплановым, поднимающим многие важные вопросы — о гуманизме, о торжестве разума и, как мне показалось, даже об отцах и детях в какой-то степени. Но «поднимать важные вопросы» — немного черствая формулировка. Эта книга заставила меня действительно переживать, улыбаться, думать и не спать дольше, чем следовало бы.
«Угли войны» Гарет Л. Пауэлл
Меня легко привлечь антивоенными сюжетами, Воннегут в свое время заложил для этого благодатную почву, и с тех пор я искренне радуюсь, когда для писателей «война» не просто слово или повод для описания экшена. У нее есть причины и, главное — есть последствия, которые могут быть катастрофическими как для отдельных людей, так и в масштабах вселенной. Поэтому роман Пауэлла меня и подкупил. Главные герои «Углей войны» прошли через ад и не остались прежними. Автор не акцентирует на этом внимание без причины, не пытается выбить из читателей слезу или жалость, но это обстоятельство, которое не выходит игнорировать. Одним из центральных персонажей выступает искусственный интеллект космического крейсера «Злая Собака» — и даже он не выдержал военного безумия. Кстати, этот ИскИн, возможно, станет вашим любимчиком, как стал моим. Очень интересная у автора концепция по добавлению в военные искусственные интеллекты рефлексов разнообразных хищников.
В остальном — это скорее космическая опера, чем военная фантастика. Люди покоряют космос, вместе с другими расами строят некое сообщество с другими разумными расами Множественности, но продолжает цапаться между собой. В этом космосе автор пока не рисует нам ничего запоминающегося, это просто декорации для захватывающего приключения «Злой Собаки» и ее команды. Выполнение миссии по спасению потерпевшего крушение лайнера (разумеется, при загадочных обстоятельствах) оказывается началом безумной гонки в попытке не допустить нового конфликта. Этот роман — первая часть трилогии, но он лишен частой проблемы «медленного старта». Сюжет несется во весь опор, от страниц буквально невозможно оторваться. Поэтому даже не очень понятно, что о нем можно рассказать, чтобы не испортить впечатление. Скажу, что каждая деталь на своем месте, некоторые повороты могут быть предсказуемыми, но на такой скорости только радуешься, что вписался в них, а на финал не следует возлагать лишних надежд. Но, в конце концов, это только первая книга.
«Каталог катастрофы» Чарльз Стросс
Этот роман я открыл для себя почти случайно, но остался очень доволен. Тайные агенты, неназываемые ужасы из умирающих параллельных вселенных, магия, основанная на высшей математике. Посреди всего этого программист Роберт Говард, который немного устал, но очень старается спасти мир. Роберт работает на Прачечную — тайную организацию под крылом британского правительства, которая специализируется на паранормальных угрозах. Сравнения с Джеймсом Бондом неизбежны, и автор решил сам с этой аналогией вдоволь поиграть и посмеяться. Кстати, да, роман вообще очень юморной. Он легкий и веселый, прежде всего, за счет главного героя, который всегда готов отпустить немного ядовитую шутку.
Книга очень эклектична как с точки зрения жанра, так и по движению сюжета. Легкое городское фэнтези и пугающие древние боги неожиданно отлично сочетаются с бюрократическим юмором, где в борьбе со злом нельзя забывать про отчеты и бюджет. Высшая математика порадует тех, кого порадует, а остальные теоретически могут просто сделать скидку на то, что иногда герои начинают говорить на марсианском (но это не Нил Стивенсон, где вам придется идти гуглить, если вы недостаточно хорошо сделал домашнее задание перед чтением романа, и даже гуглить будет сложно). Ну и, наконец, главный герой-задавака почему-то именно в этих декорациях выглядит очаровательно.
«Билет в один конец» Саймон Морден
Это готовый сюжет голливудского фильма под книжной обложкой. Завязка проста: главный герой Фрэнк Киттридж сидит в тюрьме, потому что убил человека, который продавал наркотики его сыну. Уже хорошее начало, чтобы представить героя: способен на убийство, но в крайнем случае. В начале романа ему и еще нескольким заключенным предлагает сделку частная космическая компания, которая содержит тюрьму. Фрэнк может отдать долг обществу тяжелыми работами по обустройству первой постоянной базе на Марсе, которой потом будут пользоваться ученые. Он соглашается и, вместе с семью новыми «товарищами», отправляется в космическую экспедицию. Вот только с момента прибытия на Красную Планету их число начинает сокращаться.
Мы сразу получаем героев, которым не очень-то хочется доверять, но им нужно выстраивать команду, поэтому они рисуются какими-то очень… человеческими. Хотя характеры персонажей и переживание за них — не самое сильное место этого романа, по крайней мере, для меня. Но интригу они держат и приятно удивляют иногда.
Ну и, наконец, что делает этот роман интересным: автор — ученый. Он много знает о существующих технологиях, которые позволяют людям существовать за пределами земной атмосферы. Так что с этой точки зрения в романе созданы максимально достоверные условия. И хотя чистой науки будет немного (Мордена зря так часто сравнивают с Вейером, по-моему, это создает ложные ожидания), сам факт строгости фантастической составляющей меня порадовал.
«Глубина: Прыгун» Марцин Подлевский
В 2021 планирую читать больше поляков, потому что их фэнтези и фантастика сейчас активно выходят на русском. Может, «Прыгун» не был в моем личном топе лучших книг минувшего года, но он запомнился. Сама идея Выжженной Вселенной пробирает до дрожи, если попытаться представить себе масштаб. По сравнению с теми же «Углями войны» мир космического будущего гораздо более прописанный и колоритный, действительно мрачный, встречаются интересные детали. В то же время, у Пауэлла увлекательнее сюжет.
Подлевский любит показать одно событие с разных точек зрения, манит читателей загадками из прошлого персонажей, но не спешит их раскрывать. Как большинство глав, так и книга в целом заканчиваются на самом интересном месте, буквально «на краю обрыва». Все это может быть как плюсом, так и минусом — снова роман в поиске «своих» читателей, которые поймут и оценят. Вот в меня он попадает не на 100%, но оставляет впечатление, что это очень хорошая книга. Это роман о суровом космическом капитане, который готов продать душу, чтобы отправиться к звездам. Поэтому, потеряв корабль и команду, он соглашается даже на самые подозрительные «заменители, идентичные натуральным». А дальше начинается космоопера с оттенком киберпанка и хоррора в постапокалипсисе.
Nikobraz
Про «Дети времени» уже было на Хабре, хорошая книга.
fishHook
Читая «Дети времени» не мог отделаться от ощущения, что автор расчетливо и хладнокровно конструировал чтиво, которое просто обязано вызывать восторг у современного западного читателя. Очень это напоминает происходящее в кинематографе — главным положительным героем обязана быть сильная женщина, мужики должны рисоваться скотами, обязан присутствовать гей (безусловно высокоморальная личность), хорошо известная историческая личность должна поменять расу и пол и стать чернокожим трансгендером. Ну то есть некий набор штампов, с которыми просто неприлично спорить. Как? Вам не нравятся трансгендеры? Да вы, видимо, сексист! А еще расист, фашист и ксенофоб. «Дети времени» поражает шаблонностью. Это же в конце концов фантастика, её ценность предполагается выражаться в новых мыслях и идеях, нестандартном взгляде на обыденные вещи. Что нового я мог почерпнуть для себя читая этот роман? Меня хотели удивить мизантропией заскучавшего бюргера, дескать человечество враг планеты, вирус, который неминуемо погубит все живое и себя в том числе, что мы как биологический вид способны только на разрушение, все скоты и варвары (за исключением нескольких бриллиантов в этом навозе, которые выше и духовнее). И туда нам и дорога. Что технологическая цивилизация это зло и мордор, а есть другой чистый и светлый путь в единении с природой, гармонии и биологичности. Желозо плохо, а травка хорошо. Компьютер — фу, ракета — фу, это все от грязных человеков, все это противно матушке природе, а вот все «натуральное», «экологичное» и «биологическое» — это ня, это гуд.
Что тут нового то автор открыл? Любой четырнадцатилетний подросток вам то же самое объяснит на пальцах. В общем, книга, откровенная халтура, написанная для того, чтобы получать хвалебные отзывы выпучивая модные темы, которые не принято открыто критиковать.
delhi_heir
А больше абсолютно вы ничего в книге не увидели?
Мне там лично понравилось читать про интересную очень няшную инопланетную форму жизни. :)
fishHook
Мне бы тоже было интересно читать про эту жизнь, если бы книга была про эту жизнь, а не про людей.
fishHook
>А больше абсолютно вы ничего в книге не увидели?
Я не обещал написать развернутое исследование освещающее абсолютно все нюансы произведения. Я выделил как мне кажется главное и на этом заострил внимание. Если ваше виденье отличается от моего, и вы считаете мою критику необоснованной, давайте дискутировать.
delhi_heir
*фейспалм*
А когда вы советскую фантастику читаете, то абсолютно ничего в книгах, кроме «руководящей роли партии», не видите, и считаете это единственным содержанием всей книги?
fishHook
Я повторю свой вопрос к вам — почему вы считаете, что я обязан осветить вам «абсолютно все» нюансы многостраничного романа? Руководящая линия в любом литературном труде есть, я её вам выявил. Что вам не нравится? Считаете, что мой взгляд на книгу однобокий, и я не увидел какой-то важной составляющей, не разглядел замысла? Ну так вперед, дайте свое ревью. Но повторю, вы меня упрекаете в том, чего я делать вовсе не обязан, я не подряжался писать сочинение на тему «Как я понял абсолютно все особенности сюжета»
delhi_heir
Можно вопрос? Вы fishHook точно не один из авторов «научи хорошему» и «дети против волшебников»?
fishHook
Ваш вопрос настолько тупой, как и ряд предыдущих, что дальнейшую беседу я считаю неразумной. Перестаньте задавать мне вопросы, я на них отвечать не буду.
delhi_heir
Я спросил потому, что единственное, что заинтересовало в книге — это отсутствие духоскрепности.
Главные герои книги — пауки, которые не ходят в церковь и не причащаются, а ещё они посмели выйти в космос нипачеловечаски — без освящения ракеты святой водой.
А вас абсолютно не смущает, что у пауков самки в разы крупнее самцов?
Или вы в школе заявив «Дарвин = Сатана!», все уроки зоологии прогуливали?
А ещё самка паука — не женщина, да и самец паука — не мужчина, пауки — вообще не люди, и даже не позвоночные.
delhi_heir
Опечатка (пропустил слово «вас»):