Скорее всего, вы знаете, что учет СКЗИ регламентирован «Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну». Этот документ невиданной силы утвержден приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) от 13.06.2001 № 152.
Тогда, 20 лет назад, сертифицированные СКЗИ применялись крайне редко, а большинство организаций не имели такой разрозненной и распределенной по всей стране ИТ-инфраструктуры. В итоге инструкция, например, до сих пор не предусматривает возможность удаленной передачи ключей шифрования, а журнал учета требуется хранить в отдельном помещении. Вести учет в электронном виде можно, но только с применением квалифицированной ЭП (учет СКЗИ в электронном виде – это тема для отдельной статьи, и об этом мы поговорим следующий раз), либо сопровождать каждое действие соответствующими актами.
Кстати, само ФАПСИ было расформировано в 2003 году. Его функции были распределены между ФСО, ФСБ, СВР и Службой специальной связи и информации при ФСО. Но написанный агентством документ не утратил силы.
Кто и как ведет учет
Если организация является обладателем конфиденциальной информации, то ей, скорее всего, требуется обеспечить безопасную передачу, обработку и хранение этой информации с помощью СКЗИ. К слову, к последним инструкция относит как сами программные или аппаратно-программные средства, так и информацию, необходимую для их работы, ключи, техническую документацию.
Организует и контролирует все работы с СКЗИ орган криптографической защиты (ОКЗ). Это может быть как структурное подразделение (или конкретный сотрудник) внутри организации (обладателе конфиденциальной информации), так и внешний подрядчик (например, сервис-провайдер).
В первом случае организация должна издать приказ о создании ОКЗ, определить его структуру и обязанности сотрудников. Например:
начальник отдела занимается организацией и совершенствованием системы управления работой своих сотрудников;
администратор безопасности обеспечивает сохранность информации, обрабатываемой, передаваемой и хранимой при помощи средств вычислительной техники.
Все работники, которые занимаются установкой и настройкой СКЗИ и в принципе имеют к ним доступ, должны быть внесены в приказ и ознакомлены с ним. Для каждой должности нужно разработать должностную инструкцию и ознакомить пользователей с порядком применения СКЗИ.
В итоге перечень необходимых документов состоит из:
приказа о создании ОКЗ;
должностных инструкций;
утвержденных форм журналов учета;
шаблонов заявлений, актов;
инструкции для пользователей по работе с СКЗИ.
Мы помним, что по всем СКЗИ должен вестись поэкземплярный учет, а их движение (формирование, выдача, установка, передача, уничтожение) должно быть документально подтверждено. Для этого и обладатель конфиденциальной информации, и орган криптографической защиты должны вести журналы (каждый свой) поэкземплярного учета СКЗИ, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
Но если орган криптографической защиты информации – это структурное подразделение организации, на его плечи ложится ведение обоих журналов. Дело в том, что в этом случае организация не только является обладателем конфиденциальной информации, но и выполняет часть функций ОКЗ. Например, крупные холдинги, как правило, выделяют в своем составе ИТ-компанию, которая в том числе отвечает за информационную безопасность с использованием СКЗИ. Она ведет все журналы и сопутствующую документацию и является для своего холдинга поставщиком услуг.
Если услуги оказывает сервис-провайдер, то он заполняет журнал учета для органа криптографической защиты, а организация – журнал для обладателя конфиденциальной информации.
Вы еще тут? Надеемся, не запутались!
Журналы учета хранятся в течение 5 лет. Сами СКЗИ и документация к ним должны находиться за семью замками в специальном помещении, а доступ туда могут иметь только сотрудники ОКЗ.
Операции с СКЗИ: взятие на учет
Рассмотрим порядок учета на конкретном примере (данные в таблицах ниже вымышленные все совпадения случайны). Организация N – обладатель конфиденциальной информации – хочет использовать СКЗИ компании «КриптоПро». При этом организация N не готова создавать у себя ОКЗ и обращается к сервис-провайдеру, который будет предоставлять ей соответствующие услуги. Итак, для начала вендор ПАК должен предоставить организации N исходные данные для учета. Выглядит это так:
Предмет | Данные | с/н лицензии СКЗИ |
Сопроводительное письмо | т/н № 44313 от 22.02.2020 | - |
Формуляр СКЗИ «КриптоПро CSP» версии 4.2 | ЖТЯИ.00002-02 30 10 | - |
Диск CD-ROM с дистрибутивом СКЗИ | Инв.№ 5421 | 34DR-4231-4123-0003-1200 HR9J-EEWR-45W3-VL4Q-842Q 4454-NG96-8421-6401-WQRG |
В 1–6 графы журнала поэкземплярного учета должна попасть информация о:
диске с дистрибутивом;
формуляре;
серийном номере лицензии на СКЗИ.
После заполнения всех этих данных СКЗИ выдаются пользователям, то есть тем работникам в организации, для которых они закупались. Это может быть как сотрудник бухгалтерии, который применяет ЭП для подписания и отправки документов, так и другой ответственный специалист, взявший на себя обязательства по сохранности СЗКИ.
На этом этапе заполняются 7 и 8 графы журнала (кому и когда выдается СКЗИ – с обязательной росписью пользователя). Если возможности расписаться в журнале нет, то можно заполнить акт передачи, где в свободной форме указывается, кто (администратор безопасности) и кому (пользователю) передает СКЗИ. При этом обе стороны расписываются, а номер акта вносится в 8 графу («Дата и номер сопроводительного письма»).
В 9 графу записывается имя сотрудника, производившего установку СКЗИ. Чаще всего это делает специалист технической поддержки, который также является администратором безопасности. Но это может быть и пользователь, если он обладает соответствующими навыками и правами доступа в сеть. В 11 графе указывается серийный номер материнской платы или номер опечатывающей пломбы системного блока.
Если сотрудник, который производил установку, уволился, то СКЗИ нужно изъять и составить акт, в котором указывается предмет и способ изъятия (например, удаление ключевой информации с носителя). Все это фиксируются в 12, 13, 14 графах.
При уничтожении СКЗИ также составляется соответствующий акт. В нем должны быть указаны предмет и способ уничтожения. Программные СКЗИ стирают с носителя ключевой информации (чистка реестра), а ПО деинсталлируют. С аппаратных СКЗИ можно удалить ключевую информацию либо уничтожить их физически.
Ниже пример журнала, заполненного организацией – обладателем конфиденциальной информации. ООО «Компания» – это сервис-провайдер, который выполняет функции органа криптографической защиты для организации.
Заглянуть в журнал учета
Журнал учета СКЗИ для органа криптографической защиты во многих пунктах перекликается с аналогичным документом для организации и заполняется по такому же принципу, поэтому не будем подробно останавливаться на его разборе. В примере ниже ООО «Организация» – это обладатель конфиденциальной информации, который воспользовался услугами сервис-провайдера.
Заглянуть в журнал еще раз
Что в итоге?
Сложно не согласиться с тем, что все эти требования уже давно морально устарели и Инструкция нуждается в актуальных корректировках, но пока мы вынуждены выполнять требования ее текущей редакции. Обратите внимание, что для ведения журнала поэкземплярного учета СКЗИ в электронном виде требуется подписывать документы только квалифицированной ЭП либо сопровождать каждое действие соответствующими актами. Если же речь идет о физическом документе, то все данные и подписи должны быть внесены в него всеми ответственными лично.
Безусловно, учет СКЗИ – это только один из множества обязательных к исполнению процессов, описанных в документе. В будущем мы постараемся подробно описать процесс опломбирования СКЗИ, технологию их уничтожения и многое другое.
Надеемся, эта памятка была для вас полезной.
Автор: Никита Никиточкин, администратор реестра СКЗИ Solar JSOC «Ростелеком-Солар»
Shaman_RSHU
В пункте 3 Приказа ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 написано:
Безопасность хранения и обработки с использованием СКЗИ конфиденциальной информации, передаваемой вне сетей конфиденциальной связи, организуют и обеспечивают лица, имеющие лицензию ФАПСИ.
Подскажите, есть ли нормативный документ, определяющий правоприемственность ФСБ перед ФАПСИ по данному вопросу, а главное документ, в котором бы лицензии ФАПСИ (не думаю, что сейчас остались действующие) приравнивались к лицензиям ФСБ в части качающейся.
SolarSecurity Автор
Нет приказа, который бы отменил указанный выше приказ ФАПСИ, он остается актуален и по сей день. Сейчас в области обеспечения безопасности персональных данных действует несколько нормативно-методических документов ФСБ России. www.fsb.ru/fsb/science/single.htm%21id%3D10437725%40fsbResearchart.html
При этом согласно указу президента от 11 марта 2003 года № 308 все обязанности ФАПСИ были распределены между несколькими службами, включая ФСБ. Поэтому лицензия ФСБ фактически заменяет лицензию ФАПСИ.
Shaman_RSHU
К сожалению вы не ответили на мой вопрос. Это всё и так можно прочитать.
Какой документ однозначно определяет, что лицензия, выданная ФАПСИ = лицензии ФСБ?
SolarSecurity Автор
Документа, который бы прямо говорил, что лицензия, выданная ФАПСИ, = лицензии ФСБ, нет. Но, повторимся, что все обязанности ФАПСИ в области криптографической защиты информации переданы ФСБ России. Лицензированием деятельности, связанной с СКЗИ, также сейчас занимается ФСБ. При этом сама ФСБ ссылается на Инструкцию ФАПСИ в части учета СКЗИ – в этом и заключается парадокс ситуации и проблематика устаревшей инструкции. Очевидно, что сейчас вопрос с лицензиями решается скорее «по умолчанию» (ФАПСИ=ФСБ)
Shaman_RSHU
Спасибо, мои мысли подтвердились. Если посмотреть на виды деятельности, которые выдавались в лицензии ФАПСИ и какие сейчас выдаются в лицензии ФСБ, то они не стыкуются.
Мало того, что инструкция устарела, так ещё нет однозначности, а просто ссылки к старому документу.