Самая известная подобная онлайн-платформа, Coursera, была создана в 2012 году преподавателями Стэнфордского университета. Всего за несколько лет аудитория Coursera выросла до 11 миллионов слушателей, с порталом сотрудничает около 120 вузов, в том числе и российские.
«Онлайн-образование и образовательные платформы — это настоящий прорыв. Мы уверены, что в будущем финансовое состояние человека, его социальный статус, пол или место жительства не смогут помешать получить качественное образование и прийти к успеху», рассуждает президент образовательной платформы edX Анант Агарвал.
Несколько лет назад правительство Франции спонсировало создание портала FUN с бесплатными курсами французских вузов, в Великобритании работает аналогичный сайт Futurelearn, в Китае при серьезной поддержке государства запустилась национальная платформа XuetangX. Создавая курсы на национальном уровне, власти хотят продемонстрировать качество образования в стране, привлечь иностранных абитуриентов, профессоров и, разумеется, инвестиции.
В России национальную образовательную платформу создали восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов: МГУ, НИТУ МИСиС, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ. Каждый университет вложил в проект не менее 50 миллионов рублей и теперь должен представить за год минимум десять учебных курсов от лучших своих преподавателей. Предполагается, что позже к проекту после тщательного отбора смогут присоединиться и другие вузы.
«При создании курсов мы используем современный подход, который с успехом работает на лучших зарубежных площадках. Профессор-создатель курса специально для «Национальной платформы открытого образования» перерабатывает привычную часовую лекцию, добавляет мультимедийные материалы (инфографику, анимацию), разработанные при помощи веб-дизайнеров и программистов. В итоге слушатель получает полноценный курс, состоящий из небольших уроков, буквально по 10–15 минут», рассказывает “Коммерсанту” ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова.
При необходимости, вводятся различные виды проверки знаний, проводятся занятия на тренажерах и в виртуальных лабораториях. Кроме собственно лекций слушатель онлайн-курсов может общаться на специальном форуме с другими студентами. Обучение на национальной платформе будет бесплатным – никаких ЕГЭ или вступительных экзаменов не предусмотрено. Пока на ней запущено 46 учебных онлайн-курсов.
«Вузы-учредители разработали специальный документ, который устанавливает жесткие критерии к формату и содержанию курсов, — рассказывают авторы платформы. — Фактически курсы должны соответствовать государственным требованиям к содержанию того или иного предмета. Это, кстати, тоже российская новация — за рубежом делают курсы любого уровня, далеко не всегда они действительно качественные. Наш принцип: слушатель, который прошел такой курс, должен знать и уметь то же самое, что и студент, изучавший его в аудитории вуза».
«В настоящее время проводится работа по созданию специализированных центров достоверной проверки результатов обучения, цель которых — финальная аттестация пользователей. После изучения онлайн-курса у обучающегося будет возможность выбора: сдать экзамен профессору-создателю курса или в специализированном центре», рассказывает ректор НИТУ МИСиС.
Первые занятия на платформе начнутся в конце сентября, но записаться на них можно уже сейчас. «По мировой статистике, 15–20% слушателей MOOC — это абитуриенты. Если раньше значительная часть школьников выбирала вуз по совету родителей или даже просто поближе к дому, то теперь старшеклассники хотят сделать осознанный выбор. И онлайн-курсы помогают в этом, показывают сильные стороны вуза, дают представление о программе», полагают авторы платформы.
В нашей стране уже есть подобные порталы — «Универсариум», UNIWEB, «Арзамас».
Тем не менее, «российский рынок до сих пор остается пустым — в стране существует большое количество людей, которых можно заинтересовать дистанционным обучением. Пространство для работы огромно», уверен Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума».
«Онлайн-курсы никогда не заменят традиционную модель образования, уверен Анант Агарвал.— Но внедрение такого смешанного обучения в учебный процесс заметно его улучшит. Онлайн-курсы смогут высвободить больше времени преподавателей и студентов на дискуссии, практические занятия, общение, совместное решение возникших проблем».
Комментарии (17)
mukizu
16.09.2015 18:16https://openedu.ru/course/#group=2
Компьютерные и информационные науки: «История России», «Общая социология» итд. Оно так и должно быть?lothar
17.09.2015 04:26Это
легкий маразмне интуитивное устройство отечественных обрстандартов, под которые на платформе заточен классификатор. А заточен он так, чтоб обеспечить совместимость он-лайна с офлайном%%
Смысл в том, что у студентов, которые учатся по таким направлениям (например что-нибудь про компьютерные науки) в базовом плане всё равно есть история и философия — на той же прикладной информатике в экономике их изучают, а она попадает в эту большую категорию. Вот и вылезают они в каталоге.
Выглядит странно, конечно, но я как работник вуза эту неочевидную логику могу понять, в отличие от нормальных людей. Надо надеяться, что пока это все бета и в перспективе перепроектируют под общечеловеческое понимание.mukizu
17.09.2015 08:19+1Нет, ну секундочку. Я тоже учился в ВУЗе и тоже видел и философию и историю, и культурологию итп. И в ВУЗе они действительно нужны и я только за. И совершенно не понимаю людей, которые кричат, о том, что технарям ничего кроме технических предметов не надо (это ж не ПТУ или техникум, ну).
Но тут-то не ВУЗ, а доп. образование по сути.lothar
18.09.2015 06:05а вот как раз-таки нет, это не допобразование.
у openedu смысл ровно в том, что он заменяет вузовские курсы. зачеты, сданные на нем, должны принимать в обычных вузах. типа я учусь в каком-нибудь неизвестном тракторостроительном институте в потерянной области, но теормех освоил Физтеховский.
революционно звучит, но ровно в этом весь смысл того, зачем эта платформа делается. и это то, почему её делают под контролем минобра — чтоб всё на ней происходящее было совместимо с офлайновой регламентацией.
и это дикий челлендж — как достоверно доказать, что зачет не списан, поэтому там как раз придумывают всякие темы с центрами достоверной проверки и так далее. потому что все курсеровские фишки с распознаванием паттернов печати — в принципе обходимы, если кто-то захочет хорошенько заморочиться.mukizu
18.09.2015 22:55Ну, я может не совсем корректно выразился, противопоставив доп. образование вузовскому, благо оно может быть и первым и вторым, и дополнительным и каким угодно. Я скорее о том, что оно слабо возможно без уже имеющейся подготовки.
lothar
18.09.2015 06:09но вообще кстати посмотрел поподробнее, там очень странно всё-таки всё сгруппировано, даже вот в описанную мной логику не влезает. местами возникает ощущение, что каждый автор курса сам проставлял «кому бы этот курс было полезно прослушать», и конечно же ставил галочки с мыслью «всееееем»
J_K
17.09.2015 03:05Кто мне объяснит, чем курс «Веб-программирование» (к примеру) лучше хорошей книги, посвященной тому же?
ProRunner
17.09.2015 08:56Задачи/упражнения, общение/совместные проекты с сокурсниками. Вы когда-нибудь пробовали проходить курс на edx или coursersa?
J_K
17.09.2015 19:30Да, конечно, и там, и там. И по моим ощущениям качество обучения гораздо ниже :(
Когда читаешь книгу, имеешь все формулы, весь текст перед собой, все понятно, что откуда получается.
Когда смотришь лекцию, во-первых, не всегда ясен ход мыслей лектора, во-вторых, очень часто скорость собственного восприятия не совпадает со скоростью, с какой лектор подает материал — то слишком быстро, и тогда приходится несколько раз пересматривать, то слишком медленно, и тогда делается ужасно скучно. Главное, что время, потраченное на изучение материала, целиком зависит от продолжительности видео, и, если видео длинное (что бывает на курсах от майкрософт), нет никакой возможности найти что-нибудь после.
Задания, конечно, помогают, но не сильно.
У меня очень большой опыт обучения (два высших, множество разных курсов, прочитанных книг и с нуля освоенных языков (программирования)/технологий), и, как мне кажется, лучшие результаты дает самостоятельное изучение материала (по книге) небольшими порциями, выполнение практических заданий (и сверка с правильным ответом), а также последующее общение с преподавателем или на форуме. В курсере большой минус, что, даже когда ты выполняешь задания и они зачитываются, нет возможности сверить с эталоном. Тесты на курсере дают мало.
metanol
17.09.2015 11:01на coursera в подобных курсах обычно есть автотесты, т.е. аплоадишь написанный код и оценка зависит от того, сколько условий теста прошло,
на iversity — peer review, т.е. после того, как сделал и опубликовал работу тебе присылают ссылки на работы пяти других участников и ты отмечаешь по заданным критериям (использован ли требуемый фреймворк, корректно ли показывается на планшете/смартфоне и т.п.)
плюс, форумы при каждом уроке, где идут обсужденияJ_K
17.09.2015 19:31Peer review бывают далеко не на всех курсах даже на курсере. Нет возможности сверить свое решение (даже и принятое) с эталонным.
Получается, что главная ценность видеокурсы — это задания, а вовсе не видео.
Artima
17.09.2015 17:06Выглядит очень достойно! Было бы здорово иметь возможность получения подтвержденного дополнительного образования. Это может перевести образование на новый уровень в стране. Эхх, мечты, мечты…
Artima
17.09.2015 17:12Подключение к ВК выдает ошибку:
Ответ сервера{«error»:«invalid_request»,«error_description»:«Security Error»}seele
17.09.2015 19:55+1Автор, имхо, незаслуженно забыл про годный stepic.org на котором много качественных курсов из разделов математики, программирования и биологии.
general
Как показывает практика, делать сразу хорошо и правильно — очень сложно. Лучше начать с простых вещей и их потихоньку улучшать.