Добрый день, читатели.
Сегодня я хочу поделиться с вами своей разработкой, точнее не только своей, а сделанной совместно с моей 7-летней дочерью.
Предыстория
Как-то в преддверии осенних школьных каникул 2020, за обедом, предложил дочери – «Придумай, чтобы ты хотела, чтобы мы вместе с тобой разработали на этих каникулах. Например – это может быть робот или какой-то механизм, или …, но главное, чтобы это был конструктор и ты могла сама его собрать!».
На что дочь ответила – «Я хочу ночник в виде маяка, и он должен проецировать звезды на потолок».
Для меня это было неожиданно, но сказано – сделано и на наш взгляд получилось вполне достойно! :) Теперь мы хотим поделиться с вами всем этим. За дальнейшей историей прошу в статью
Сразу забегу вперед и скажу, что маяк проектировался по принципу конструкторов из 3 мм фанеры, поэтому обладает свойственными им нюансами, но зато его также легко и интересно собирать.
Цель ясна и надо приступать к реализации
Задача 1 – выбрать образец
Перед каникулами, по вечерам, мы начали готовиться к предстоящей работе. Несколько вечеров просидели в google в поисках «того единственного» маяка, который мил сердцу и который хотелось бы взять за основу.
Среди огромного разнообразия Юле очень понравился этот маяк (ссылка на исходный сайт увы утеряна):
Задача 2 – тест
Теперь перед нами встал вопрос – хватит ли мощности у небольшого светодиода, для создания тени на потолке, с расстояния 2 метра? Для дочери это было самое увлекательное, одно только предложение «поставить эксперимент» её так вдохновило, что даже когда мы уже все узнали, она просила еще что-то проверить :)
Собственно с этим как раз и возникли нюансы. Классические светодиоды, коих огромное количество в любых магазинах и у меня в закромах, имеют направленный луч в ±30° и чтобы тень создавалась, нужно опустить светодиод практически к основанию маяка. Но ведь у маяка источник света вверху! Благо у меня нашлась еще одна куча 3 миллиметровых светодиодов с углом 120° и теплым белым свечением – это оказался самый подходящий светодиод.
Далее была поездка в Кронштадт, ведь нельзя проникнуться идеей создания маяка, если ты не увидел и не прочувствовал его. А в Кронштадте их аж 17! Поездка была отличная, мы погуляли по дамбе, но в самом городе замерзли, с трудом нашли место где купить чего-то теплого и на обратной дороге на КАД пробили колесо. Зато все точно запомнилось!
Задача 3 – проектирование
Ну вот пришли каникулы и мы начали разработку. Я сидел в Solidworks и создавал детали, Юля сидела рядом и консультировала :) Выбирали оптимальную высоту, ширину основания и прочее. Процесс был очень увлекательный. Итого вышло 50 деталей.
Все, макеты сохранены, и потихоньку началась печать ключевых деталей. Сначала нам нужны были основные детали каркаса и крыши, чтобы взяться за электронную часть.
Задача 4 – электронная начинка
Схему было решено сделать самой простой – без транзисторов и всяких там переключателей. 2 готовых модуля – модуль заряда литиевых аккумуляторов и «сенсорная кнопка», которую мы решили спрятать под крышей входа.
Всё это, за исключением пайки, ребенок может собрать сам. Что касается электронной части, то я решил припаять только «огрызки», а дальше дочь сама соединила элементы между собой на скрутку и маяк ожил на её глазах! Все модули размещаются в «тамбуре» – модуль заряда приклеен на двухсторонний скотч на полу (есть отверстие для разъема micro-usb в задней стенке), а переключатель к крыше.
Макеты STL на thingiverse.com
Собственно мы и подошли к концу рассказа. Будем рады, если вы захотите повторить наш проект, а может даже раскрасите или сделаете экстерьер и выложите фотографии в комментариях.
Весь материал доступен для повторения и использования в личных, не коммерческих целях
Moskus
За последние, наверное, три десятка лет, понятие "конструктор" оказалось несколько размыто в сторону "моделей для сборки". То, что вы спроектировали и сделали — типичная модель для сборки, то есть набор деталей, который можно собрать правильно только в одну модель. Конструктором раньше называли набор деталей, которые можно собрать в условно бесконечное число конструкций. Да, они традиционно только условно напоминают моделируемый объект, но именно это даёт возможность пресловутого "развития фантазии", о котором так любят говорить родители, не до конца понимая, как именно это делается.
Это не столько терминологическое замечание (мне, в общем, всё равно, кто как это называет), сколько комментарий по сути смежной проблемы "вовлечения детей в техническое творчество".
dagababaev Автор
В чем-то согласен, мое детство – это конструкторы из перфорированного листа металла различной формы, болты и гайки. Но! Я больше склоняюсь, что конструктор нужно воспринимать от слова construct, а это уже чуть большее – и фантазия, и сборка по правилам.
И еще такой момент – да, для вас, читателей, это уже конструктор / модель для сборки. Для нас это была разработка, с нуля. Собственно и идея поста в том, чтобы не просто поделиться детальками, а показать на своем примере возможность заинтересовать ребенка и создать то, чего нельзя купить. Ведь сделанное своими руками ценно как ничто другое!
tretyakovpe
Учитывая изложенное в статье, это уже целый проект и соответственно — управление им.
Дальше можно работать над вопросами разделения зон ответственности и постепенно «прокачать перса» до будущего тимлида
Moskus
Если вы хотите это обсудить, то в русском языке словом "конструктор" называлась вовсе не профессия сборщика.
Что же касается степени участия ребенка в проектировании деталей для последующей сборки — в статье о доле этого участия практически ничего нет, потому дискутировать предметно невозможно.
Отмечу только одно. У меня весьма немалый и крайне негативный опыт взаимодействия с инженерами, которые "за ненадобностью" пропустили этап "научиться делать самому хотя бы самое простое" и сразу перешли к "научиться руководить теми, кто умеет делать сложное". С детьми — приблизительно та же когнитивная механика. Если пропустить конструктор, из которого можно собрать что угодно, перейдя к следующему этапу, что-то в непрерывности процесса обучения всё же нарушается. Не гарантированно, но воспроизводимо.
dagababaev Автор
Участие ребенка ничуть не упущено, просто оно было в силу своего возраста – 7 лет, больше мысленное и эмоциональное, чем техническое. Это описать в формате текста достаточно сложно, но я пытался вставить "дух" участия.
Я не скрываю, что 95% сделано мной, а с нее – идея и азарт, но это ничего не отменяет.
Moskus
Это ничего не отменяет, но это объективно меняет результат. Например, некоторые дети, глядя на процесс того, что им пока ещё недоступно, делают для себя бессознательные выводы самого разного рода. У некоторых создаётся впечатление, что только такое — "настоящий" процесс, а всё что более просто (и доступно им) — какая-то ерунда. У других, наоборот, возникает идея, что они автоматически будут это уметь, когда вырастут. И так далее. Не всегда, не у всех, но часто. И стоит быть в курсе, чтобы понять, если дело пойдет не так. В общем случае, важно, чтобы у ребенка была возможность самостоятельно имитировать увиденное с каким-то (пусть и совершенно игровым) результатом. Как в ситуации, когда дети пекут пироги из песка или заворачивают куклу в носовой платок.
dagababaev Автор
Это все индивидуально и зависит от конкретного ребенка. Тут уже работа родителей, не может быть общего рецепта
Moskus
Я сам сказал, что это индивидуально, но достаточно общие принципы вполне себе есть. У меня нет задачи навязать вам определенную линию поведения, но хотелось бы, чтобы вы были в курсе граблей, по которым очень многие прошлись, но другие этого не понимают даже тогда, когда уже наступили, но ещё не получили в лоб.
ad1Dima
давайте попытаюсь переварить это в совет: теперь надо дочери купить лего и электронный конструктор Знаток (или аналоги), чтоб дочь практиковала подсмотренные навыки.
dagababaev Автор
У неё Лего уже с 3 лет :)
Moskus
Как видите, чтобы давать конкретные советы, иногда нужно больше информации. Потому я в комментарии выше описывал механику процесса обучения, чтобы автор статьи сам сделал из этого для себя выводы, если захочет, основываясь на знании своей ситуации.
ad1Dima
Голая теория тоже не всегда полезна. Надо совмещать теорию и практические примеры.
Moskus
Это верное утверждение, но оно не имеет никакого отношения к этому контексту, где вы поторопились дать «полезный» (слишком очевидный) совет, не имея для этого достаточной информации.
ad1Dima
не воспринимайте мой совет как руководство к действию, это скорее пример.
Mike_soft
Хм. Только сейчас, лет через 40, понял, что попадался в ловушку «вырасту — и автоматически буду это уметь».
Moskus
Самое смешное, что в отношении некоторых навыков это иногда работает. Например, некоторые дети довольно долго "буксуют", уже умея читать, но делая это очень медленно, несмотря на постоянные тренировки. А потом вдруг у них резко начинает получаться. Это же иногда касается рисования и черчения. Правда, важным условием всегда является знакомство с основами — оно из воздуха не берётся.
ad1Dima
dagababaev Автор
Такая штука со всем, что тяжело идет и не получается. Особенно хорошо в обучении вождению помогает. У меня тоже один проект есть, я его начал, потом отложил и уже год к нему не подхожу, перевариваю :) Зато потом наверняка сделаю за пару часов
dagababaev Автор
И еще такой момент – я не разработчик, не инженер. Открою тайну, у меня даже ВО нет. Все, что я умею – это самостоятельное обучение. Я с теплотой в душе вспоминаю когда в детстве мы с дедушкой делали, что-то в его небольшой мастерской на балконе. Наверное это и заложило в меня стремление к обучению и желанию что-то делать.
Поэтому моя задача привить своему ребенку желание создавать, чтобы не быть «инженерами, которые „за ненадобностью“ пропустили этап „научиться делать самому“. Ведь в Кронштадт мы тоже поехали не просто так. Я вообще считаю, что нельзя сделать хорошую, удобную швабру если ты ей не пользовался
Moskus
Вот чтобы не получился вот такой инженер, стоит начинать с того, что вы делали с дедушкой на балконе, а не с CAD и трехмерной печати.
dagababaev Автор
Наверное у наших детей работа с CAD будет ассоциироваться аналогично нашей работе в мастерской на балконе. Прогресс не остановить …
Но ввиду того, что у меня все таки дочь, а не сын, то к лобзику я её подпущу не скоро (просьба не относиться к этому не правильно, но это уже мои убеждения и мои тараканы)
Moskus
Дело не в том, что с чем ассоциируется. А в том, что у нас есть определенные когнитивные механизмы, которые отвечают за обучение, которые эволюционировали, когда не было не только CAD, но и даже лобзика. Для боязливых есть тот самый классический Lego, пресловутый "железный" конструктор, пластилин, синтетическая глина, и так далее. Было бы желание.
yoda776
Для самых маленьких вообще Lego Duplo есть, можно хоть с двух лет начинать играть, а с полутора просто
пробовать соединять деталькиразрушать построенные родителями башни.S-e-n
Для совсем маленьких есть то, что называлось в советские времена «кубики».
Golex
Вот веяло от статьи, что ее не технарь делал. Теперь понятнее стало.
Очень мило. Спасибо!
dagababaev Автор
Это как плюс или минус? :)
Golex
Мне понравилось, хоть и удивило сначала. Технари редко так красиво все делают, обычно просто добротно. А тут акценты не на техническом подвиге, а на отношениях и красоте. Мне кажется поэтому там много… недоуменных комментариев.
dagababaev Автор
Я технарь по складу ума, но 15 лет работаю дизайнером :) Считаю, что практичная вещь должна быть красивой
Golex
Ум… душа…
Я, конечно, посмотрел профиль сразу.
Побольше бы таких технарей!