Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Мы делили апельсин Много нас, а он один

Лет 10-15 назад стало модно мотивировать сотрудников акциями или долями в компании. Было дело и мне предлагали подобное. Вопрос сложный. Выношу все За и Против в статью. Попытаемся вместе разобрать ситуацию со всех точек зрения и не забыть, что всё это относительно конкретного бизнеса, конкретных людей, конкретного времени, конкретных ресурсов. При изменении условий, соотношений компонентов, могут меняться и взгляды.  Справедливого решения для всех нет. Справедливым следует считать договор сторон. Со временем договор может стать для какой-то стороны несправедливым, но его нужно выполнять.

Данной статьёй хочу показать другие мнения и варианты, а то впечатление, что кроме опционов других идей и взглядов нет. И уже понятно, что одной статьёй тут не отделаться. Будет цикл статей посвященных или имеющих отношений к данной проблеме. 

Взгляд со стороны сотрудника 

  1. Всю основную работу делаю я, этот жирный собственник давно дорогу в офис забыл, а получает в разы больше меня. Где справедливость?!

  2. Может мне вообще открыть свой бизнес и прихватить клиентскую базу?!

  3. В других компаниях ключевые сотрудники получили свои доли.

  4. Мотивации работать будет больше, ведь своё же, а не дяди.

  5. Я накопил денег и готов даже выкупить часть компании.

  6. Хочу иметь возможность не работать и получать деньги.

  7. Не выгодно обменивать время на деньги в небольшой компании, поскольку выгоднее продаться более крупной или зарубежной компании.

  8. Я готов участвовать в финансовом результате компании и иметь гарантии получения доли от этого результата в случае успеха

  9. Хочу, чтобы вложенное время и ресурсы капитализировались, позволяя в будущем иметь достойную пенсию, раз государство ее обеспечить не может

  10. Хочу делить риски и перспективы, расходы, убытки и прибыли в партнерстве, но не хочу открывать компанию в одиночку

  11. Хочу быть полноценным участником общества и участвовать в принятии ключевых решений, стратегии развития

Со стороны собственника

  1. О соучредителях можно было говорить на берегу. У нас нет проблемы, что платим мало и надо удерживать сотрудников, если кто уйдёт, то деньги есть нанять новых. Это дешевле, чем давать долю. Да и будь сотрудник соучредителем — почему это его удержит от увольнения?! Предположим, человек работает в Tinkoff, а ему Сбер предложил условия лучше. Так, имея даже акции Tinkoff, он уйдёт в Сбер. Tinkoff явно не развалится от этого. 

  2. О соучредителях можно говорить и сейчас, но если в результате принятия нового соучредителя бизнес вырастет и в абсолютных деньгах я буду получать больше. Правда, мне больше и не нужно. Большие деньги — большие проблемы.

  3. Соучредители — всегда риск разборок, рейдерства, могут пострадать бизнес и клиенты. У нас уже сменился не один состав сотрудников с 1999 года. Если бы всем давали доли, то никаких долей не напасёшься. И сейчас доля тех, кто работал 20+ лет назад была бы неадекватно большой. А ведь это я все деньги в бизнес вкладывал, это у меня голова болела где взять деньги, чтобы всем заплатить, это я тогда мог месяцами не получать денег, это я работал годами без отпусков, а первые деньги начал тратить на себя когда бизнесу было уже лет 7, в то время как все мои сверстники покупали тачки в кредит.

  4. Может действительно надо поощрить тех, кто внёс хороший вклад. Но я ведь и так дал им хорошие премии от результата, а у меня попросили в собственность колесо от нашего паровоза. А паровоз без одного колеса может с рельс сойти. 

  5. Почему сотруднику можно иметь долю в моей собственности, а я ведь не могу даже обязать сотрудника передать дела?! По закону сотрудник вправе дела не передавать, и ничего ему за это не будет. Ещё сотрудник может свалить к конкуренту, а может сам стать мне конкурентом.

  6. Отношения работодатель-сотрудник значительно проще соучредитель-соучредитель. 

  7. Когда некоторые сотрудники майнили на базе моего дата-центра, халтурили налево, а некоторые с особо заниженной ответственностью воровали клиентов, были даже те, что продавались заказчикам и работали на них, получая зарплату в двух местах, а потом, украв исходные коды, переходили к заказчику, а заказчик ещё и в суд подавал с требованием вернуть деньги, то мне и в голову не приходило, что в их бизнесе надо было себе долю потребовать. 

Примеры других  

Решил я пройтись по другим и посмотреть как у них всё устроено.

ООО "1С-БИТРИКС" — 50% принадлежит ООО "БИТРИКС", которое принадлежит 5 учредителям и ни у кого нет контрольного пакета, 50% принадлежит ООО "1С", которая сама неизвестно кому принадлежит. 

ООО "ОКСИДЖЕН СОФТВЕР" — компания принадлежит 5 человекам, контрольного пакета нет ни у кого.

ООО "РЕГ.РУ" — компания принадлежит 7 человекам, контрольного пакета нет ни у кого.

ООО "СЕЛЕКТЕЛ" — компания принадлежит вообще неизвестно кому.

Есть понимание, что я так не хочу. С акциями так может и правильно, но акционерные общества — совсем другая история. Если нет задачи лететь на Луну или на Марс, а иметь свой домик, то не стоит вступать в колхоз.

При решении задач полезно проверять гипотезы, переходя в характерные точки: нуля, перегибов, бесконечности. Если посомтреть на 20-50 лет вперёд, то видим, что будет происходить дальнейшее деление долей, количество участников колхоза будет шириться. Вероятность конфликта собственников возрастает. 

На каких условиях можно давать долю

Колхозы, коммунальные квартиры и прочая общественная собственность показали свою несостоятельность и неэффективность. Сейчас даже исключение сложно придумать, с которым нельзя бы было поспорить.

Однако, почему-то многих прям так и тянет обратно к социалистической собственности в СССР.

Партнёрство разумно там, где ни один из партнёров не может сам без другого достичь результата. Например, у одного есть земля, а у другого трактор, при этом у первого нет денег нанять трактор, а у тракториста нет денег арендовать землю, и банк не даёт им кредиты. Тогда тут они могут учредить общую компанию, при этом не надо в это юрлицо передавать землю и трактор. Организация служит для осуществления коммерческой деятельности, распределения затрат, рисков и прибыли, но не для обобществления собственности. В идеале землевладелец должен просто сдавать землю в аренду. Владелец трактора — предлагать услуги обработки земли. А фермерство оставить третьему, кто возьмёт в банке кредит на аренду земли, на найм трактора с трактористом.

Если перекладывать приведённый пример на IT, то собственник входит в компанию с деньгами, а наёмные сотрудники с мозгами и руками. При этом их мозги и руки обобществлению вообще не подлежат. Когда сотрудник увольняется, он свои мозги или их часть в компании не оставит. Даже дела за две недели часто передать невозможно. 

Бывает когда у учредителя нет денег, чтобы стартануть, банк кредит не даёт. И тогда ему нужно искать желающих рискнуть. Вот это и есть оправданные вариант распределения долей. 

Был такой классный старый анекдот. Сидят два еврея в туалете. Извиняюсь, какают. 

 — Мойша, как ты думаешь, мы сейчас какую работу делаем, умственную или физическую?

 — Изя, я думаю, что умственную, если бы физическую, то я бы кого-нибудь нанял.

Если есть возможность кого-то нанять, то это надо сделать. Формы и оплата найма могут быть разными. Это может быть тендер, найм подрядчика, фрилансера, сотрудника, оплата фиксированной или в виде процента от результата, или сдельной, или смешанного типа. Но самое последнее, что стоит делать — переписывать часть своего имущества за ещё невыполненную работу. К качеству работы могут быть претензии. В Европе любят продавать услуги связи на пару лет вперёд. Подписываешь такой контракт, и не можешь оператора сменить даже если связь отвратительная. 

Могут быть и редкие исключения как с договором пожизненной ренты. Но и среди таких договоров есть свои редкие исключения. Одна старушка жёстко наколола своего адвоката, и пережила и его, и его вдову, и получила за свою квартиру по договору пожизненной ренты в три раза больше стоимости квартиры. Правда, это во Франции было. А в России у нас в деревне старики заключавшие подобные договора быстро умирали потом.

Проблемы российского законодательства и юрисдикции

В США законодательство позволяет прописать обязательства сотрудника не переходить к конкурентам, а за воровство исходных кодов там вполне реально посадят. В России ничего такого нет и близко. ТК РФ полностью на стороне работника.

Далее мы ещё поговорим про опционы, но как раз для их реализации нужны и законы, которые защитят и права компании и сотрудника.

РФ постоянно вводит какие-то мотивирующие IT-отрасль налоговые льготы и программы субсидий бизнеса, но при этом путинский режим уже не первый десяток лет хочет молоко без коровы. Молока без коровы не бывает! Молока не бывает без навоза и соответствующего запаха. Как правило, с молоком проблемы у режимов, где есть политические репрессии, убийства, где сажают инвесторов и возбуждают уголовные дела при помощи силовиков в спорах хозяйствующих субъектов, а главный оппозиционер страны Алексей Навальный сам вернувшийся в Россию склонен к побегу и подвергается пыткам.

Чем мотивировать, если не долей в компании

Долей с продажи урожая. Земля, средства производства принадлежат собственнику. Опыт, знания, мозги — сотрудникам. Урожай, результаты покупают клиенты. Чем больше продаём, тем выше прибыль. Вот эта прибыль и может быть разделена в процентах между собственниками и сотрудниками. 

Если сотрудник больше не может или не хочет трудиться, то придут новые сотрудники, будут работать, создавать новые результаты, и это несправедливо отбирать у новых часть денег, чтобы платить старым.

Для того чтобы у старых сотрудников появились права на получение прибыли с новых доходов, они должны свои деньги вложить в расширение бизнеса, в покупку недвижимости, средств производства, ещё чего-то.

Как защитить права на долю от результата

Право собственности владельца защищено законом. Нам нужно защитить теперь право сотрудника на долю от результата, чтобы его не могли необоснованно подвинуть. Принцип такой, что если сотрудник закрывает согласованный фронт работ, например, выполняет план продаж, обеспечивает бесперебойную работу чего-либо, то он получает свою долю даже, если дорогу в офис забудет. При этом, если не обеспечивает, то у компании есть право нанять исполнителей, которые будут обеспечивать за счёт доли этого сотрудника.

Критерий обеспечивает или нет должен быть максимально простым и проверяемым. Например, для авторов, которые пишут в наш блог мы выбрали простую формулу: если доля минусов за статью не превышает 25% от общего числа голосов, то вознаграждение = 2000р.+100р.*(оценка статьи - 12).

Критерий может иметь отдельные недостатки. Все случаи жизни в него не впишешь. Но если попытаться вписать все, то он станет сложным и сложность будет порождать ещё больше сложностей и давать больше причин для споров.

Пример нашего договора о распределении финансовых результатов, детальный разбор договора и возможные варианты договора будут приведёны уже в другой статье. Тут уже статья получилась сильно большой. Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить.

Опционы, вестинг, клифф, Good Leaver и Bad Leaver

Вот хорошая статья. Насвистывать Бетховена нет смысла, прочитайте сами. Обратите внимание на: “Если же уходит с нарушением договорённостей (или попал под увольнение за нанесение вреда бизнесу), то это Bad Leaver. В этом случае компания может снизить (а иногда и полностью забрать) долю фаундера или сотрудника.”

Но самое главное там в начале про технологическую компанию… Это сработает для компании с целью на IPO, а если такой цели нет, то зачем эти инструменты?! Ни веб-студия, ни дата-центр на IPO не выйдут. Веб-студия — это самозанятость. Можете посмотреть на обороты Студии Лебедева. Правда, у него на одном адресе куча фирм и непонятно почему ни Навальный, ни налоговая к нему не пришли с необоснованным дроблением бизнеса с целью ухода от налогов. Уже много лет же везде пишут, что так делать нельзя.

  

Дата-центр — это сдача в аренду и обслуживание вычислительных мощностей, по сути, это арендный бизнес в IT. Ни Telegram, ни Slack из этого не вырастет. И рост идёт не столько от инноваций сотрудников, сколько от вложенного капитала. Закупай оборудование, готовое ПО, нанимай сотрудников, которые по инструкциям соберут и настроят. И нет тут причин давать долю тем, кто настраивает. А то так мы дойдём до того, что и парикмахер будет требовать долю от вашей головы или от результатов вашей умственной деятельности. 

Резюме

100% веб-студии и дата-центра ITSOFT будут принадлежать мне. 20 лет владею и ещё лет 40 надеюсь владеть. Бизнес небольшой, зато свой! 

Было три громких истории когда лежали хостеры: mchost, ihor, masterhost — везде были конфликты собственников.

Сотрудники будут премироваться по результату. Есть партнёры, которые не имеют доли, но получают %. Есть результат — есть процент. Хочешь получать больше денег  — увеличивай результат. Ну а если дела пойдут плохо, то придётся искать замену.

Иногда я буду раздавать деньги просто так. Например, на своё сорокалетие я подарил по 40 000р каждому сотруднику, кто проработал больше 3 лет. При рождении ребёнка компания даёт 50 000р. матпомощи дополнительно. На праздники — подарки. Детей сотрудников тоже не забываем — к 1 сентября и Новому году. Как-то хорошо заработал на фондовом рынке, дал нескольким сотрудникам по 50-100 тысяч на ИИС. 

Если у кого есть свои соображения, то приходите в комментарии. Кстати, у меня большой опыт, хорошее физмат образование, мозги не заржавели, оклад мне не нужен, денег я давно зарабатываю больше, чем трачу. Готов рассмотреть предложения поработать за долю в бизнесе, ну или даже купить пару колёс вашего паровоза.