Давид Хейнемейер Ханссон
Давид Хейнемейер Ханссон

Разворачивается драма вокруг Basecamp. Эта крупная компания больше 20 лет выпускает софт для удаленной совместной работы и управления проектами. Недавно её оценивали в $100 млрд.

Её основатель, харизматичный Давид Хейнемейер Ханссон, создатель Ruby on Rails, фотограф и автогонщик,  в конце марта в своем блоге критиковал способы ведения бизнеса и выводы основателя Flow Эндрю Уилкинсона.

А сейчас, не прошло и месяца, как он сам оказался под ударом. Всего за один день больше трети сотрудников, включая руководителей проектов, объявили о том, что они уходят из компании.

Что произошло

По словам людей, знакомых с ситуацией, Basecamp всего за один день потеряла больше трети своей рабочей силы. После всеобщего собрания, которое назвали «очень жарким», ряд сотрудников объявил о своем решении уйти из компании.

До этого 26 апреля генеральный директор Basecamp Джейсон Фрид в блог-посте сообщил о некоторых изменениях во внутренней стратегии фирмы. В том числе о запрете «общественных и политических дискуссий» на рабочем месте. Компания предлагала выходное пособие любому сотруднику, который не согласен с ее новым направлением. Примерно треть рабочих взяла это пособие и написала заявление.

В своем посте Джейсон Фрид говорил:

Каждое обсуждение, даже отдаленно связанное с политикой, обществом, защитой чьих-то интересов — быстро становится малоприятным. Никто не должен волноваться о том, не является ли он соучастником, если не подключился к дискуссии. Или жертвой, если он в ней участвует.

Джейсон Фрид
Джейсон Фрид

Техдиректор и сооснователь Basecamp Давид Ханссон горячо поддержал Фрида, сообщив в своем блоге:

Если вы сомневаетесь, уместен ли ваш выбор места или темы для обсуждения, пожалуйста, спросите нас перед публикацией.

После того, как в соцсетях начал подниматься новый поток возмущения, Давид добавил:

Неудивительно, что люди в Твиттере очень недовольны нами. Поиск твита, который послужит спусковым крючком для этого разочарования, идет полным ходом. Среди претендентов — мои твиты о том, что я считаю, что лидеры и сотрудники могут быть политическими в Твиттере. Так вот, я все еще так считаю! И я сам так делаю, обсуждаю политику. Не только в твиттере, но и в этом блоге. Это мое личное пространство.

Всех в Basecamp мы всегда активно поощряли делать то же самое! Принесите всю свою политическую дискуссию в любое личное пространство, которое у вас есть. Twitter, Facebook и все такое. Только не засоряйте этим внутренние коммуникационные платформы, которые мы используем для работы, если это не имеет прямого отношения к нашему бизнесу. Я применяю тот же стандарт к себе, и Джейсон тоже.

Но было поздно. Со всех сторон уже трубили о расизме в Basecamp. Мол, теперь нельзя на работе обсуждать BLM, феминизм, права меньшинств и так далее. Ханссону припомнили еще и его известную фразу о том, кого стоит нанимать в компанию:

Я верю в то, что если посадить в комнату 10 сотрудников и 10 клиентов, вам должно быть трудно их отличить.

Так он несколько лет назад отбивался от намеков на то, что в его компании работает слишком много белых мужчин. И что в ней наблюдается заметный недостаток женщин и ЛГБТ. Тогда вроде бы отбился. Но на этот раз не помогло.

 

Голосуют ногами

Спорное решение об «аполитичности» в Basecamp было принято вскоре после того, как похожая история случилась у Coinbase. Крупнейшая криптобиржа тоже распорядилась о «минимизации влияния политики» на рабочем месте. Сотрудники там тоже возмутились, и как минимум 60 человек приняли предложение об увольнении с выходным пособием (buyout).

Руководители обеих компаний отстаивают свои запреты на политические дискуссии, утверждая, что они создают напряженную обстановку и отвлекают сотрудников. Более крупные компании, такие как Google и Facebook — яркий тому пример: рост активности на рабочем месте там привел к бесчисленным, практически постоянным протестам и даже к объединению в профсоюзы против решений руководства.

Но Фриду и Ханссону сейчас приходится еще хуже. Нанять опытных разработчиков в IT-команду сейчас невероятно сложно. А Basecamp, среди прочих, потеряла главу отдела дизайна, руководителей маркетинга и поддержки. И как сообщается, всех своих разработчиков iOS, которые недавно создали и почтовый клиент HEY. Поддерживать и развивать его теперь некому. А значит, и шансов отвоевать себе долю рынка у него почти нет. Basecamp может быть нанесен непоправимый ущерб. Для сравнения, Coinbase во время скандала потеряла всего около 5% своих сотрудников.

Такая выходка сотрудников на первый взгляд противоречит традиционной философии Кремниевой долины, согласно которой все основные решения в компании принимаются основателями. Но многие из ушедших работали в Basecamp с момента её создания, а другие, судя по сообщениям в Твиттере — 15-17 лет. Все больше сотрудников, даже в крупных компаниях, чувствуют личную ответственность за направление движения фирмы.

Критики говорят, что, пытаясь быть «вне политики», Basecamp и Coinbase на самом деле занимают политическую позицию. Они показывают, что не хотели бы слышать мнения своих сотрудников, особенно если оно отличается от их собственного. И им проще закрыть уши руками.

Могло бы показаться, что это всё философия и придирки. Если бы не одна деталь.

 

Шутка, которая зашла далеко

Как раскопали в The Verge, пост Фрида о том, что «давайте не говорить о политике», возник не на пустом месте. Причиной стал список «забавных имен» клиентов Basecamp, который ходил внутри компании. Многие из имен в списке, о котором отлично знало руководство, были африканского или азиатского происхождения. Если на английском они звучали странно или забавно, их добавляли в список, или даже придумывали прозвища, по которым их потом называли.

Некоторые сотрудники посчитали это в лучшем случае некрасивым, а в худшем случае — расистским. Правда, стоит отметить, многие эти имена были добавлены еще в начале 2000-х годов, когда политический климат был заметно другим.

Во внутренней переписке с недовольными сотрудниками Ханссон подтвердил свою осведомленность о существовании списка, и попытался сменить тему (можно прочитать эту внутреннюю переписку здесь). Но сотрудники настаивали на этом вопросе.

Два программиста разместили на внутреннем форуме Basecamp извинения за то, что раньше добавляли имена в этот список. Сотрудник, ответственный за его создание, покинул компанию. Но хотя предыдущие версии списка были удалены, копии появились опять.

Сотрудники отметили, что важно было бы на общей планерке обсудить, почему высмеивание имен клиентов было неправильным. И привели в пример «пирамиду ненависти», показывающую, как самые ужасные преступления становятся возможны из-за предвзятости и высмеивания непохожих на тебя людей.

Через день Давид Ханссон написал собственный пост. Он провел экспертизу и выяснил, кто создал документ, и как он распространился в компании. Он назвал это «системным провалом». А потом в личном разговоре признал, что они с Фридом знали об этом списке уже много лет.

В ответ на сообщение Ханссона один сотрудник сказал, что «то, как мы обращаемся с именами, особенно с иностранными, показывает нашу искривленную социальную и расовую иерархию».

Реакция Ханссона на этого сотрудника ошеломила многих. Он покопался в старых чатах, и нашел, как этот сотрудник участвовал в шуточном обсуждении клиента со смешным именем. Ханссон запостил это сообщение — на обзор всей компании — и предложил больше не обсуждать этот вопрос.

Двое других сотрудников были так обеспокоены публичным издевательством над коллегой, что подали жалобы к HR.

Меньше чем через две недели Фрид объявил об изменении политики компании, и прекращении бесед на отстраненные темы.

А потом люди начали увольняться…

Вот такая история.