Любители научной фантастики хорошо знают и ценят Энди Вейера (Andy Weir) — автора популярнейшего романа «Марсианин». Простая и безыскусная робинзонада астронавта на Марсе, неожиданно выстрелила, став бестселлером и получив впечатляющую экранизацию от Ридли Скотта, с Мэттом Деймоном в главной роли.
У меня, как у литератора, роман вызвал двойственные чувства. В первую очередь, конечно, я был восхищен. Заполучив роман, я буквально проглотил его, наслаждаясь каждой страницей. Автор сумел увидеть и удовлетворить запрос аудитории на научную достоверность и позитивного героя-исследователя.
И даже замеченные post factum некоторые шероховатости не портили общую картину. Написанную в редком нынче жанре твердой НФ ближнего прицела, историю просто не с чем было сравнивать. Ближайшим аналогом является опубликованная в 1961 году «Лунная пыль» (A Fall of Moondust) — научно-фантастический роман британского писателя Артура Кларка.
Следующий роман Энди, Артемида (Artemis) к сожалению, не сумел повторить успех. Если честно, я его даже не дочитал — автор не сумел увлечь меня сюжетом. Поэтому я с осторожностью открывал новый роман: Проект «Последний шанс» (Project Hail Mary), машинный перевод которого на днях появился в сети.
И напрасно. История получилась интересной. Не так, как у Марсианина, но заметно лучше всего, что я прочитал в жанре НФ с начала года. И очень чувствительной к спойлерам — поэтому я не рекомендую заглядывать под кат. Сначала прочитайте. Книга того стоит.
Несмотря на некоторые огрехи с научной точки зрения. Которые я бы хотел разобрать в этой статье. И которые, неизбежно, будут являться спойлером.
Начинается эта история с письма русского астронома Ирины Петровой:
Я пишу вам, чтобы попросить о помощи.
В течение последних двух лет я работала над теорией, связанной с инфракрасным излучением туманностей. В результате я провела подробные наблюдения в нескольких конкретных ИК - диапазонах света. И я обнаружила кое-что странное не в какой-либо далекой туманности, а здесь, у нас под боком.
В солнечной системе есть очень слабая, но заметная линия, которая излучает инфракрасный свет с длиной волны 25,984 микрона. Излучение содержит волны исключительно этой длины, без каких-либо отклонений.
Прилагаются электронные таблицы Excel с моими данными. Я также предоставил несколько рендеров данных в виде трехмерной модели.
На модели вы увидите, что линия представляет собой «кривобокую» дугу, которая поднимается прямо от Северного полюса Солнца на 37 миллионов километров. Оттуда она резко наклоняется вниз, в сторону от Солнца, к Венере. После вершины дуги линия расширяется, как воронка. Ближе к Венере поперечное сечение дуги такое же широкое, как и сама планета.
Инфракрасное свечение очень слабое. Я смог обнаружить его только потому, что использовал чрезвычайно чувствительное оборудование для фиксации ИК-излучения туманностей.
Но чтобы быть уверенным, я попросил об одолжении обсерваторию Атакама в Чили—по моему мнению, лучшую инфракрасную обсерваторию в мире. Они подтвердили мои выводы.
Есть много причин, по которым можно увидеть инфракрасный свет в межпланетном пространстве. Это может быть космическая пыль или другие частицы, отражающие солнечный свет. Или какое-то молекулярное соединение может поглощать энергию и переизлучать ее в инфракрасном диапазоне. Это может объяснять, почему у всех одна и та же длина волны.
Особый интерес представляет форма дуги. Мое первое предположение состояло в том, что это набор частиц, движущихся вдоль линий магнитного поля. Но у Венеры нет магнитного поля, о котором можно было бы говорить. Ни магнитосферы, ни ионосферы, ничего. Какие силы заставили бы частицы двигаться к нему по дуге? И почему они должны светиться?
Любые предложения или теории будут приветствоваться.
После получения данных от «Аматэрасу» — японского солнечного зонда, этот вопрос перестает быть чисто академическим. Солнце начало тускнеть с экспоненциально растущей скоростью.
Изучив линию Петровой, ученые заметили, что она становится ярче с той же скоростью, с какой тускнеет Солнце. Что позволило им прийти к выводу, что именно Линия Петровой, чем бы она не была, крадет энергию у Солнца. В течение следующих девяти лет поток солнечной энергии упадет на целый процент. Через двадцать лет эта цифра составит пять процентов. Это плохо. Это действительно плохо.
Изучение соседних звезд подтвердило худшие опасения — проблема касается не только Солнечной системы. Наблюдения за соседними звездами помогло установить следующий факт:
Из-за скорости света наши наблюдения за потускнением должны были быть скорректированы с учетом расстояний до звезд и всего остального, но существует четкая картина "заражения" от звезды к звезде. Мы знаем, когда каждая звезда была заражена и какой зараженной звездой. Наше солнце было заражено звездой под названием WISE 0855-0714. Эта звезда была заражена Сириусом, который был заражен Эпсилоном Эридана…
Построенный и запущенный в экстренном порядке к Венере автоматический зонд Арклайт, доставил на Землю пробы, содержащие крохотные аномалии, названные «Астрофагами» — объектами, сочетающими биологическое происхождение с необычными физическими свойствами.
Эти крохотные, размером с бактерию микроорганизмы поддерживают внутреннюю температуру на уровне 96,415 градуса по Цельсию, независимо от того, что происходит снаружи. Избыточная энергия запасается внутри клетки, позволяя им существовать в Солнечной короне.
Астрофаг собирает поступившую извне тепловую энергию и каким-то образом превращает ее в массу. Затем, когда он хочет вернуть энергию, он превращает эту массу обратно в энергию — в форме света частоты Петрова. Таким образом он может накопить 1,5 мегаджоуля световой энергии.
При всём этом Астрофаг не сильно отличается от земной жизни. Он нуждался в углероде и кислороде, чтобы производить сложные белки, необходимые для ДНК, митохондрий и всех других интересных веществ, обнаруженных в клетках. На Солнце много водорода. Но других элементов просто нет. Что их найти Астрофаг мигрирует к ближайшему источнику углекислого газа — Венере. В атмосфере которой он питается и размножается. Летит он к Венере при помощи, создаваемой выпускаемым инфракрасным светом реактивной тяги.
Подведя итог, можно сказать, что Солнце стало темнеть, из-за растущих водорослей, бесследно поглощающих Солнечную энергию. Это достаточно тонкий момент — если бы астрофаги были привычными нам бактериями, приспособившимися жить на Солнце, они бы не вызвали подобных проблем — энергия никуда не исчезает.
Накопив на Солнце энергию, они бы выпустили её обратно, не нарушая равновесие системы. Но Астрофаг не такой — накопленная им энергия исчезает воистину в никуда. Этому в романе даётся более-менее наукообразное обоснование — каждый раз, когда они убивают Астрофага, происходит большой выброс нейтрино.
Что полностью перечеркивает фабулу романа — уж что, что, а феноменально растущий нейтринный поток от ближайших звезд не мог быть не замечен существующими нейтринными телескопами (в том числе и Байкальским)
Главным является одно — скончавшись, Астрофаг уносит эту энергию с собой. Вторым интересным свойством является возможность заставить Астрофага работать идеальным аккумулятором --- при определенных условиях, он начинает излучать накопленную энергию.
На этом, пожалуй, стоит закончить — я не ставлю перед собой цели заменить пересказом роман. Сказанного достаточно, чтоб оценить сюжетообразующее фантастическое допущение.
Являющее, по моему скромному мнению, ошибочным. В описанной системе нет ограничений — бесконтрольно размножающие астрофаги сожрали бы атмосферу Венеры. После чего переключились бы на другие планеты с углекислым газом — включая Юпитер.
И в этот раз я не смог, увы и ах, придумать объяснение, способное заполнить провал. Поэтому и обращаюсь к вам, коллеги, с просьбой о помощи. Роман Энди действительно хорош — я прочитал его не отрываясь. Твердая научная фантастика — не частый гость на книжном рынке. Помогите закрыть гештальт — придумайте объясняющую концепцию.
Возможно, она есть в оригинале книги — я читал машинный перевод «Проект "Радуйся, Мария"». Который, неожиданно оказался вполне адекватным — кое-где он путал пол персонажей, но в остальном был не сильно хуже среднего по книжному рынку.
В завершение хочется сказать, что в этот раз Энди обошелся с русскими лучше, чем в первом своём романе. Имеются русские космонавтки, главный герой пьёт ВОДКА, Роскосмос участвует в международных программах и на корабле используется Московское время.
Некоторую оторопь у меня вызвал разве что странная история, рассказанная одним из персонажей.
Во время космической гонки Советы ненадолго нацелились на Марс. Они полагали, что если они отправят людей на Марс, высадка США на Луну померкнет по сравнению с этим достижением.
Добраться до Марса с помощью технологии 1970-х годов означало бы использовать траекторию переноса Хохмана, а это означает, что экипажу придется провести на борту корабля чуть более восьми месяцев. Поэтому Советы проверили, что происходит, когда вы собираете людей вместе в тесной, изолированной среде в течение нескольких месяцев.
После семидесяти одного дня люди внутри каждый день вступали в кулачные бои. Они прекратили эксперимент на девяносто четвертый день, потому что один из испытуемых попытался заколоть другого насмерть разбитым стеклом.
ЧАВО? Спросил я, открыв рот. С одной стороны, будучи литератором я понимаю, что это вызвано сюжетной необходимостью. С другой стороны — люди прекрасно уживаются в стесненных условиях — о чем написано множество историй, включая "Путешествие на "Кон-Тики"".
Реальные программы Советов были завершены вполне достойно — о чем можно прочитать имеющуюся в сети книгу «Год в «Звездолете»» Андрея Николаевича Божко и Виолетты Городинской. Как и программы России — включая Марс-500.
Единственную ссылку на драку я нашел на сайте радиостанции Бизнес-ФМ: Эксперименты, симулирующие длительные космические полеты, проводились и ранее – с разной степенью успеха. В Москве в 1999 году опыт завершился неудачей, когда российский «капитан корабля» попытался силой напечатлеть поцелуй канадской участнице, а два других русских «космонавта» напились вдрызг и устроили драку, забрызгав кровью стены модуля, пишет The Guardian.
Судя по всему, речь идет о: эксперименте в НЭКе под названием «Имитация полёта международного экипажа на космической станции» (англ. Simulation of Flight of International Crew on Space Station (SFINCSS-99)). Насколько это соответствует реальности судить я не берусь.
Сцена после титров:
Сцена после титров:
Основной моей претензией к «Марсианину» являлась упрощенная фабула и плоские образы персонажей. Не то, чтоб это сильно портило роман — но мне хотелось бы большей глубины. Эх, взять бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, думал я. И написал свой роман в жанре твердой фантастики ближнего прицела.
О котором я уже рассказывал на Хабре. Но решил напомнить о нем по просьбе @vconst который беспокоится о моих тиражах. Поскольку автору тяжело писать о своей книге, я решил использовать найденную в сети рецензию:
Если вы хотите получить качественную НФ в обёртке из непознанного, робинзонщины, хоррора, юмора, политической и социальной сатиры - вы пришли по адресу.
Книга о-бал-ден-ная - но начинаешь это понимать только на второй её половине. А вот по началу она может оттолкнуть - двумя одновременными потоками действия, взбалмошной и сумбурной ГлавГероиней, несоответствием её жизненного опыта - её знаниям, речи и внутреннему возрасту.
Что имеем на выходе?
"Лунную радугу" и "Свидание с Рамой" (ЧСХ, героиня именно этот роман читает в космосе!) связали воедино вместе с "Марсианином", всё это привязали к современным космическим технологиям - настолько, насколько это вообще возможно, снабдили запоминающимися персонажами, массой тонкой политической сатиры (настолько тонко, что даже толсто!), и внезапно - очень разумным, закономерным и справедливым финалом. Спойлерить не буду, потому что роман сам по себе - один большой спойлер.
Единственная просьба ко всем - дочитайте до середины, до прилунения. Не пожалеете, оно того стоит. Автора - в копилку. (с) Andrew
Читайте на Author.Today
averkij
Мне кажется, что, если нет возможности прочитать в оригинале, то лучше уж дождаться художественного перевода, чем читать машинный. Это все-таки не инструкция к холодильнику, а роман. Неужели это не испортило впечатление от книги?
Zangasta Автор
Я сам удивлен, насколько спокойно прочитал машинный перевод. Тут одно из трех — либо нейронные сети таки научились переводить, либо я научился их понимать, либо простой язык автора хорошо подходит для машинного перевода.