Зачем тестировать новый продукт
Сегодня компании и производители все чаще проводят тестирование спроса, чтобы минимизировать риск запуска продаж ненужного покупателю товара.
Работающая маркетинговая стратегия — производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено.
Полезно проводить опросы:
при запуске принципиально нового продукта;
при запуске новинок в существующей линейке ассортимента товаров;
при падении собственного уровня продаж и/или повышении продаж у конкурентов, чтобы решить судьбу товара (снять с производства, сократить объем выпуска, сделать редизайн продукта);
при тестировании идей редизайна/ребрендинга продукта, чтобы понять, увеличит ли это спрос и продажи.
Нередко компании и производители относятся к тестированию спроса как к “ненужной” статье расхода. На практике затраты на опросы помогают доработать продукт и выпустить его максимально полезным, а также сократить расходы на маркетинг в дальнейшем.
В идеале, опросы нужно проводить, когда продукт еще “сырой” или готова его первая версия, чтобы доработать с учетом пожеланий потенциальных покупателей.
Нередко тестирование спроса проводится уже на более поздних этапах для следующих товаров:
сложный продукт, который заинтересует узкую ЦА;
дорогой продукт, который могут позволить себе немногие;
новый продукт без аналогов на рынке;
новинка, когда продуктовая линейка бренда подстраивается под новую ЦА или новые потребности существующих покупателей.
Методы тестирования нового продукта
Методы, которые используются сейчас чаще всего для исследования спроса — фокус-группа и онлайн-опросы. Выбор методики зависит от бюджета, периода опроса, желаемого результата исследования.
Онлайн-опросы рекомендуем проводить в соцсетях с использованием таргетированной рекламы: в рекламном посте можно добавить ссылку на форму опроса. Внутренний функционал соцсетей ограничен и не позволяет получить ответы от каждого респондента по нескольким вопросам сразу. Чтобы понять, какая методика нужна или какую может себе позволить компания, необходимо сравнить их по основным показателям
Сравнение фокус-группы и опроса в соцсети
Показатель | Методика исследования | |
Фокус-группа | Опросы в соцсетях (таргетинг) | |
Аудитория | Информация об участниках собрана с их слов и может быть неточной. | Настройки ЦА подбираются в личном кабинете по гео, полу, возрасту, интересам (рекламная система собирает данные о пользователях автоматически). |
Качество ответа | Желание показать хороший результат/правильный ответ (встречается чаще, чем честное мнение). | Честный ответ (так как респондент добровольно и по желанию проходит опрос). |
Отношение к бренду/продукту | Нейтральное (так как респондент может быть частым участником опросов). | Лояльное отношение и заинтересованность (так как участник проходит опрос из-за интереса к тематике). |
Подготовка и запуск опроса | Трудозатратно — от 7 дней на подготовку анкет и подбор респондентов | Быстрый старт — от 1 дня на подготовку анкет и подбор ЦА в рекламном кабинете. |
Обработка результатов | От 1 дня | От 1 часа |
Время исследования | От 4-6 недель | От 5-7 дней |
Стоимость | От 50000 руб. | От 25000 руб. |
Компании выбирают соцсети для взаимодействия с потребителем, так как это гибкий и быстрый способ получить обратную связь о продукте от большого числа заинтересованных респондентов. Чем раньше компания применит результаты опроса и доработает продукт или стратегию продвижения продукта, тем раньше запустит его на рынок и получит первые продажи.
Фокус-группы стоит выбрать в том случае, если нельзя узнать мнение покупателя без тестирования продукта оффлайн.
Внутри соцсетей есть возможность создать быстро свою форму опроса, что идеально подходит для экспресс-опросов с одним вопросом, но не подходит, когда нужно задать несколько вопросов и сегментировать респондентов.
В рамках работы над стратегией продвижения в социальных сетях мы разрабатываем план тестирования спроса на продукты и услуги заказчика.
Делимся своим опытом: как мы выстраивали работу с опросами на этапе, когда есть только продукт и желание получить обратную связь от потенциальных покупателей.
У нашего клиента продукт для узкой ЦА — мотор-колесо.
Мотор-колесо — это стандартное колесо велосипеда с мотором в месте, где расположена втулка. Встроенный электромотор работает от аккумулятора, что позволяет проезжать расстояние до 50 километров, не вращая педали велосипеда.
Необходимо было создать разные формы опроса с общими вопросами и под интересы респондентов, что в дальнейшем помогло нам в корректировке настроек таргетинга и контекстной рекламы.
Подготовительный этап опросов в соцсетях
Для удобства просмотра мы загрузили схему на Google Диск .
Проработав все пункты этапа подготовки к опросу о мотор-колесе мы получили следующий результат:
в качестве соцсети нам больше подошел формат ленты и сторис в Instagram из-за специфики продукта и возможностей настроек по ЦА;
ЦА для тестирования — мужчины и женщины из России в возрасте 18-45 лет с доходом выше среднего и с интересами электрический велосипед, велосипед, гики;
форма для сбора данных — Google Формы, так как в них можно было создать индивидуальный шаблон анкеты, не было ограничений по количеству анкет, был бесплатный доступ, доступна была выгрузка данных в Google Таблицы, видно количество заполненных анкет по каждой ЦА;
минимальное количество анкет (установил клиент) — 100;
срок опроса — 2 недели;
структура анкет — включала следующие блоки:
соцдем (пол, возраст респондента),
о продукте (наличие товара, насколько довольны использованием),
УТП продукта с фото (мини-презентация в 1-2 предложениях),
мотивация к покупке (какие свойства продукта в приоритете),
стоимость продукта (сколько готовы потратить на покупку),
контакты за бонус (скидка на мотор-колесо за email или телефон).
Показатели оценки результатов опроса на примере мотор-колеса
По результатам опроса мы скорректировали настройки ЦА для запуска рекламы и составили портрет потенциального покупателя: что знает о продукте и какие его технические характеристики важнее всего, сколько готовы заплатить за мотор-колесо.
На рекламную кампанию с опросами нам удалось потратить в 2 раза меньше бюджет и получить на 31 анкету больше со средней ценой 36,71 руб. за 1 анкету (по плану бюджета стоимость анкеты была 100 руб.).
Именно эти “боли” покупателей мы добавили в УТП текстов рекламных кампаний.
Прогрев ЦА через таргетинг и контекстную рекламу
Если по результатам тестовой кампании есть интерес к продукту и есть понимание, какая ЦА заинтересована в его покупке, то стоит перейти на следующий этап продвижения — холодная стадия воронки продаж.
Основная задача — прогреть аудиторию и сформировать потребность в продукте конкретного бренда.
Стратегия прогрева ЦА будет полезна большинству бизнесов, а особенно если:
продукт дорогой и/или у него длинный цикл продаж;
продукт для узкой ЦА и с высоким ценником;
продукт со средним чеком, но большим LTV, когда важно как привлекать, так и удерживать покупателей.
Прогрев аудитории создает дополнительное преимущество перед конкурентами, так как не продает в лоб, а помогает определиться с выбором. Для бренда мотор-колеса мы использовали следующие инструменты прогрева аудитории и привлечения трафика на сайт:
запуск таргетинга в Instagram по ЦА мужчины 24-39 лет с интересами “гики”, “велосипед”, “электровелосипед”;
тестирование разных визуалов в таргетированной рекламе;
подключение контекстной рекламы на поиске по ключевым запросам.
Разные рекламные каналы позволили нам протестировать аудиторию с горячим спросом через поисковую рекламу в Директ и с холодным (отложенным) спросом из соцсети через таргетинг в Instagram.
Учитывая особенности рекламных платформ, показатель CTR из Instagram был ниже, чем из Директа, но выше среднего по соцсети — 1,36% (средний CTR 0,89%).
В Директе CTR был выше среднего в 2 раза — 10,86% (средний CTR 5%). Больше данных по рекламным кампаниям мотор-колеса в таблицах ниже.
Результаты таргетинга в Instagram в ленте и сторис на этапе прогрева ЦА
Показы | Клики | Ср. цена клика, руб. | CTR | Средний показатель CTR по рекламной системе, % |
Таргетированная реклама в ленте Instagram | ||||
132333 | 1806 | 8,75 | 1,36% | 0,89% |
Таргетированная реклама в сторис Instagram | ||||
106274 | 1021 | 12,29 | 0,96% | 0,89% |
Результаты рекламы на поиске в Яндекс.Директ
Показы | Клики | Средняя цена клика, руб. | CTR, % | Средний показатель CTR по рекламной системе, % |
4087 | 444 | 19,1 | 10,86% | 5% |
Так как контекстную рекламу ранее не запускали для продвижения мотор-колеса, то решили тестировать только поиск в Директе по основным группам запросов:
общие о мотор-колесе;
о видах и моделях мотор-колеса по диаметру;
коммерческие запросы о продукте;
синонимы продукта с аналогичными характеристиками.
Примеры запросов для рекламы на поиске в Яндекс.Директе:
На этапе работ с контекстом основной целью было проверить актуальность предложения бренда мотор-колеса и готовность купить продукт. Поэтому, чтобы минимизировать нецелевой трафик, в рекламных объявлениях указали минимальную стоимость продукта.
По результатам рекламных кампаний в Директ и Instagram был 3271 переход на сайт, что говорит об интересе к продукту бренда. Продаж на этом этапе продвижения не было, так как покупателю требуется время на принятие решения о покупке и/или консультация менеджера магазина по модели продукта.
Кроме того, это не продукт первой необходимости и дорогой по цене, то есть стоит не на первом месте в цепочке потребностей. Поэтому в дальнейшем стоит добавить в УТП к техническим характеристикам полезность продукта как универсального средства передвижения. На следующем этапе продвижения мотор-колеса к контексту стоит добавить РСЯ, а к таргетингу в Instagram — ретаргетинг на тех, кто уже видел продукт. Это позволит усилить желание купить мотор-колесо и убедить выбрать именно этот бренд.
Выводы
Сегодня тестирование продукта — важный этап продвижения товара на рынок, так как позволяет минимизировать затраты и скорректировать маркетинговую стратегию по ЦА на начальном этапе. Проводить опрос стоит для сложных продуктов, дорогих товаров, новых продуктов без аналогов на рынке для принятия решения о доработке или продвижения в существующем виде.
Для тестирования отношения покупателей к продукту и/или бренду больше подойдут опросы в соцсетях, чем фокус-группы, так как результаты по ним будут уже через несколько дней, а не недель. Это важно для компаний на высококонкурентном рынке, когда запуск продукта ограничен по времени и нужно сделать его раньше конкурентов. Кроме того, стоимость одного опроса в фокус-группе может быть сопоставима с затратами на маркетинговую стратегию продвижения товара.
Подготовительный этап — самый важный и сложный процесс по организации сбора мнения покупателей, так как от выбор соцсети и аудитории, сервиса сбора данных респондентов, структуры анкеты, рекламного бюджета зависит результат опроса (качество заполненных анкет). На этапе опроса можно не только узнать отношение к товару, но и сколько готовы заплатить за него, а также собрать первые контакты покупателей за скидку на продукт или промокод.
Заказывайте стратегию продвижения в социальных сетях , мы поможем с подбором целевой аудитории и тестированием спроса на ваши продукты!
Соавтор статьи: Анастасия Шевчукова.