image

8 мая 2021 года на Землю упал один из крупнейших в истории неконтролируемых космических объектов – часть модуля китайской ракеты с прочнейшими топливными баками, укреплёнными для использования криогенного топлива. К счастью, несгоревшие в атмосфере фрагменты ракеты приземлились в Индийском океане вдали от людей. Никто не знал, где и когда обломки аппарата обрушатся на Землю, потому их падение в безлюдном месте стало настоящим облегчением. Впрочем, космический мусор не всегда приземляется столь удачно: какие же законы защищают нас от обломков космических аппаратов?

image
Китайская ракета Long March 5b

Космический мусор – это любые нефункциональные искусственные объекты и их фрагменты в космосе. Теоретическое обсуждение проблемы засорения околоземного пространства началось ещё на заре космической революции с запуском первых спутников. С тех пор эта проблема стала вполне реальной. Более того, оказалось, что подобный мусор представляет угрозу не только для функционирующих космических аппаратов, но и для населения Земли. Как правило, с темой опасности космического мусора связаны несколько вопросов. В первую очередь людей интересует, возможно ли предотвратить падение обломков на Землю. Не менее важной темой является алгоритм действий при реальной угрозе крушения и нанесения ущерба людям / материальным ценностям. Кроме того, принимая во внимание закономерный прирост количества частных компаний в космической отрасли, особенно актуальными являются вопросы о законах, которые регулировали бы их деятельность.

image

По словам профессора космического права Тимиеби Аганабы, для эффективности данной юрисдикции первостепенную роль играют предписания, которые должны предотвратить инциденты, связанные с космическим мусором. Кроме того, необходимы действенные методы контроля выполнения упомянутых предписаний. И наконец, несмотря на относительную редкость подобных инцидентов, необходимы законы, которые устанавливают систему ответственностей и обязательств на тот случай, если космический мусор всё же причинит ущерб другим аппаратам на орбите или людям и их имуществу на Земле.

image

Представьте, что недавний инцидент с китайской ракетой пошёл по менее благоприятному сценарию, и её обломки упали на частный дом, пока его владельцы были на работе. Согласно Договору о космосе 1967 года и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами от 1972 года, подобные вопросы решаются на межправительственном уровне. Оба документа гласят, что государства, вовлечённые в космическую отрасль, берут на себя полную международную ответственность за ущерб, причинённый их космическими аппаратами. Обязательства распространяются и на происшествия, спровоцированные деятельностью частных организаций. По закону, государству, на территории которого произошло падение космического аппарата или его обломков, не нужно искать виновных – достаточно запросить у ответственной страны компенсацию через дипломатические каналы и передать её пострадавшим.

image

Хотя вероятность того, что поломанный спутник внезапно упадёт на чей-либо дом, стремится к нулю, падение космических обломков на сушу всё же случается. К примеру, в 1978 году советский спутник «Космос-954» рухнул на безлюдные земли Северо-Западных территорий в Канаде. Во время крушения на территории площадью свыше 100000 км2 рассыпались радиоактивные обломки ядерной энергетической установки БЭС-5. Объединённая команда канадских и американских специалистов тут же начала операцию по поиску радиоактивных остатков спутника, затраты на которую составили 14 миллионов C$ (канадских долларов). Правительство Канады запросило у СССР компенсацию в сумме 6 миллионов C$, однако, по договору об окончательном урегулировании, итоговая сумма компенсации составила 3 миллиона C$.

image
Траектория падения советского спутника «Космос-954»
image
Обломки спутника Салют-7, упавшего в Аргентине в 1991 году. Правительства заинтересованных стран были заранее проинформированы о том, что «на орбитальной станции отсутствуют токсичные, химические и радиоактивные вещества»

Данный случай пока что остаётся единственным примером практического применения Конвенции 1972 года. Как итог, законодательство было дополнено несколькими уточнениями. В первую очередь при вероятности падения обломков космического аппарата на территории другого государства, страна, которой он принадлежит, обязана как можно раньше выпустить официальное предупреждение и сообщить всю доступную информацию о предстоящем крушении. Кроме того, на плечи государства ложится вся ответственность по ликвидации последствий падения обломков космического аппарата, а также компенсация ущерба материальным ценностям и здоровью людей.

image

Впрочем, если космический мусор повредил частный орбитальный спутник, государству со стороны пострадавшего придётся доказать, что в столкновении не было его вины. Увы, в настоящее время в подобных случаях установить виновника практически невозможно ввиду отсутствия глобальной системы координирования космического трафика. Более того, среди десятков тысяч идентифицированных фрагментов космического мусора на околоземной орбите присутствуют мириады мелких неотслеживаемых обломков, которые всё равно могут повредить функционирующие аппараты.

Шансы погибнуть под свалившимся с небес орбитальным спутником сводятся к нулю, но существующие законы представляют довольно стройный алгоритм действий для разрешения подобного происшествия. Однако их недостатком является то, что, как и на заре космической эры, большинство регуляций направлены на единичные, маловероятные случаи, а общая картина потенциальных проблем загрязнения околоземного пространства и его последствий остаётся без должного внимания.

image

Космический мусор представляет угрозу не только для существующих орбитальных аппаратов и жителей планеты, но и для планов дальнейшего освоения космоса. В связи с этим эксперты считают, что международное космическое право нуждается в пересмотре законодательной базы. Конечно же, можно инициировать глобальные миссии по сбору или уничтожению космического мусора, однако подобные меры едва ли справятся с нарастающими темпами космической отрасли. По этой причине необходимо обновить законы, которые определяют правовые последствия создания космического мусора и предписывают действенные наказания за нарушение актуальных мер по борьбе с техногенным загрязнением околоземного космического пространства. Первые шаги в этом направлении были сделаны Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году, когда её члены одобрили руководящие принципы предупреждения образования космического мусора. Впрочем, спустя более чем 10 лет эти принципы до сих пор не реализованы на глобальном уровне, а их несоблюдение всё ещё не является юридически наказуемым.

Источник