Я бы первым делом посоветовала скачать офлайн-карту метро. Мне предложили это сделать, когда я впервые оказалась в Нью-Йорке, и это спасало меня множество раз.
Когда я переехала в Нью-Йорк, то почти сразу познакомилась с самой знаковой достопримечательностью города: крупнейшей транспортной системой в мире — Нью-Йоркским метрополитеном. Я узнала, на какие поезда нужно садиться, в какие места можно уехать с каких остановок и, что самое важное, куда меня выведет выход с каждой из станций.
Я не понимала, зачем люди советуют мне скачать офлайн-карту, или почему они так много рассказывают о системе подземных железных дорог, ведь в Стамбуле я каждый день ездила на метро.
Самая новая карта Нью-Йоркского метрополитена
Когда я впервые увидела карту метрополитена, то поняла разницу. Карты метро используются по всему миру, но каждая карта имеет собственный дизайн. Эти отличия зависят от людей, их языка, привычек и инфраструктуры города. Культура формирует структуру многих вещей, в том числе и карт метро. Карта Нью-Йорка имеет географические подробности.
Карта метрополитена Стамбула
Карта метрополитена Афин
Карта лондонского метрополитена
Менялась ли карта одной из старейших транспортных систем мира?
Задавшись этим вопросом, я отправилась по линии F в Музей транспорта Нью-Йорка. В нём представлено множество карт метрополитена, начиная от самой первой, спроектированной в 1904 году, до самой последней, выпущенной в 2020 году. Как изменились эти карты за последние 116 лет?
Слева направо: IRT 1904 года, BMT 1924 года, IND 1939 года
Со времён самой первой карты метрополитена произошло множество изменений в дизайне. Самым примечательным редизайном стала карта, созданная в 1972 году Массимо Виньелли. Даже несмотря на то, что его карта была основана на предыдущих версиях, её использовали всего семь лет. В отличие от других карт, она по виду напоминала диаграмму; линии метро были разноцветными и спроектированы так, чтобы быть приятными для глаза, а остановки были сгруппированы.
Карта Нью-Йоркского метрополитена, Массимо Виньелли, 1972 год
В течение короткого периода использования карты Виньелли она не была популярной среди пассажиров.
Почему эта карта не нравилась нью-йоркцам?
Главная проблема заключалась в том, что на карте Виньелли не были отображены реальные расстояния и места, находящиеся на поверхности. Были и другие важные факторы, из-за которых карта казалась чрезвычайно непонятной:
- Оттенки цветов линий были близки друг к другу, поэтому их трудно было различать;
- Водоёмы не были окрашены в синий (они были бежевыми);
- Парки не были окрашены в зелёный, как в реальной жизни;
- Станции были расположены рядом друг с другом, даже если переход между ними был невозможен.
То есть, на бумаге карта метро и реальный мир не совпадали, что было неудобно пассажирам.
Оглядываясь назад, можно прийти к выводу, что карту Виньелли использовали так недолго только из-за того, что нью-йоркцам она не нравилась. Однако при дальнейших исследованиях можно прийти к выводу, что карта не соответствовала зданиям города и привычному для людей облику карт метрополитена. До выпуска карты Виньелли люди пользовались картами, соответствующими географическим деталям и структуре города. Это было старой привычкой жителей Нью-Йорка, поэтому они испытывали трудности с использованием карты-диаграммы.
После того, как карту Виньелли перестали использовать, Нью-Йорк вернулся к географической карте, которая используется и сегодня. Майкл Херц спроектировал и разработал карту совместно с Комитетом карт метрополитена, которым руководил Джон Тауранак; Херц сыграл важнейшую роль в создании дизайна новой карты. Он добавил на неё названия улиц и достопримечательностей. Несмотря на критику, которой Херц подверг карту Виньелли, в конечном итоге они с Тауранаком воспользовались восьмицветной палитрой Виньелли.
Благодаря географическим деталям, точному расположению станций и более ярким цветам новая и до сих пор используемая карта метро стала ближе к тому, что нью-йоркцы привыкли видеть в своей повседневной жизни.
Как культура влияет на ощущение от продукта?
Ощущения и дизайн равно важны для продукта. Он может быть спроектирован приятным глазу образом. Но удовлетворяет ли этот продукт потребностям людей и даёт ли нужное решение?
Для создания полезных обществу продуктов критически важно искать наиболее значимые для пользователя факторы и выяснять, как они влияют на него. Таким образом, чтобы опыт взаимодействия был максимально приятным, необходимо изучать повседневные практики, ценности, ритуалы и мнения пользователей, то есть, их культуру.
Какие основные факторы влияют на карту?
- Город Нью-Йорк обладает мультикультурной структурой:
Живущие в Нью-Йорке люди происходят из различных социоэкономических контекстов. Районы, в которых они живут, разделены по расам, этносам, доходу, паттернам иммиграции и различным другим социальным факторам. Из-за этого у жителей города возникла тесная связь с районом их проживания. Это чувство принадлежности позволяет им ощущать себя своими в городе.
Также карта отражает связь, которую пассажиры имеют со своими сообществами. Эти сообщества представлены на карте косвенным образом. Это ощущение принадлежности отражено на карте Херца посредством названий районов: Бронкс, Чайна-таун, Мотт-Хейвен. Все они позволяют пассажирам не только понять то, куда они едут, но и увидеть на карте важную часть своей жизни.
Нью-Йоркский метрополитен является местом встречи нью-йоркцев с совершенно разным культурным багажом. Он обеспечивает своеобразную социальную среду равенства. В поездке ты запросто можешь увидеть сидящими напротив тебя знаменитостей наподобие Киану Ривза и Мэрайи Кэри.
В этой мультикультурной среде подземка предоставляет общее пространство для социализации с другой стороной города. Метро — это сцена для танцоров и убежище для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. А иногда это транспорт для перевозки мебели, как однажды это было в моём случае.
Карта позволяет представить связи между системами, пространствами и регионами. Карта метро — это отражение города, используемая как инструмент показа транспортной системы и в то же время описывающее культуру города.
2. Город имеет структуру сетки улиц:
Улицы Нью-Йорка выстроены в сетку, а метро расположено прямо под ней. Входы в подземку можно найти на таких больших улицах, как Шестая авеню, Восьмая авеню и Парк-авеню, благодаря чему они мгновенно становятся ориентирами. Причина этого заключается в том, что экономическое развитие города зависело от метро.
По словам директора музея транспорта Кончетты Бенвивенги, хотя нью-йоркцы используют метрополитен, в своей обычной жизни они привязаны к надземным ориентирам. Есть чёткая связь между надземным и подземным мирами. В Нью-Йорке есть множество возможностей добраться из одной точки в другую. Почти всегда до цели можно дойти пешком, поэтому когда пассажиры пользуются общественным транспортом, им нужно знать, где конкретно они находятся и куда едут. Вероятно, это желание вызвано тем, что в прошлом метро отличалось высокими уровнями преступности.
В первые полгода жизни в Нью-Йорке мои друзья часто спрашивали меня, привыкла ли я к метрополитену. Нью-йоркцы были удивлены той скоростью, с которой я освоила все подробности метрополитена. Ориентирование в географии места — основной фактор принадлежности к нему. Нью-йоркцы горды тем, что знают местоположение станций метро. Местный житель готов помочь другому пассажиру, с гордостью сообщив ему все способы добраться с Манхэттена до Кони-Айленда.
New York Times, 2012: «Туристы испытывали сложности с сопоставлением своих маршрутов с обозначениями на карте. В эпоху до Google Maps её художественное оформление делало поездки в чреве города более пугающими».
На карте Виньелли казалось, что Колумбус-Серкл на 59-й улице всего в паре кварталов от Центрального парка. На первый взгляд, линии 1, 2 и 3 представляли отдельные станции, однако это не так. Станция всех трёх линий расположена под входом в Центральный парк. Поезда линий 1, 2 и 3 останавливаются на той же станции, что и остальные. Это создавало разрыв между картой метро и реальным миром.
Если пользователь пользуется продуктом, не учитывающим привычные для него практики, его образ мышления и культуру, то он теряет связь с реальностью и ощущает себя потерянным.
Карта Нью-Йоркского метрополитена — тоже часть этих общих привычек, поведений и смыслов. Это часть культуры, и эти факторы влияют на восприятие карты. Нью-Йорк, как и другие города, имеет собственный уникальный характер, и описывающая его карта должна проектироваться с учётом этого характера.
Как повысить удобство продукта для пользователей?
Если посмотреть на карту Виньелли, то она имеет простой и понятный дизайн, показывающий, как пассажиры могут попасть из точки А в точку Б. Виньелли разрешил проблему хаоса сложной системы, и его дизайн является знаковой версией карты. Но его решение не соответствует реальному пользованию картой в этой культуре.
Чтобы повысить удобство, необходимо знать пользователей. Для этого необходимо начать с определения и понимания своих целевых пользователей. Наблюдение — самый мощный и фундаментальный навык для понимания общества и пользователей. Этот способ позволяет исследователям определять потребности, проблемы, привычки, ожидания, реакции, поведения и мысли городской культуры. Если уделить время пониманию этих факторов, то мы глубже поймём естественную среду обитания целевых пользователей.
Одного беглого взгляда на культурные факторы недостаточно для повышения удобства для пользователей. Анализ так же важен, как и само наблюдение. Он помогает создавать продуктовые решения, соответствующие потребностям пользователя. А это приводит к пониманию того, как пользователи интегрируют продукт в свои жизни, осознанию того, будет ли он полезен, приемлем и ценен потребителям.
Карта Нью-Йоркского метрополитена так же знаменита, как и сам город. За последние годы дизайн карты сильно не менялся. Однако были разработаны новые карты, спроектированные в надежде на повышение удобства пользования. Существуют и альтернативные проекты дизайна, нацеленные на редизайн карты подземки.
В октябре 2020 года MTA выпустил новый дизайн карты, объединяющий в себе лучшие стороны карт Виньелли и Херца. Цветовая схема и черты диаграммы были взяты из карты Виньелли, а интеграция с ориентирами и географической картой — из карты Херца.
Для повышения удобства пользования жизненно необходимо проводить глубинный анализ культурных элементов. Все эти факторы должны учитываться вместе. То есть в основу дизайнерских решений мы должны ставить пользователя.
Источники
Tylor, E. B. (1889). Primitive culture: Researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art and custom. New York: H. Holt.
Norman, D. A. (2004). Emotional design: Why we love (or hate) everyday things. New York: Basic Books.
Norman, D. A. (2013). The design of everyday things. MIT Press.
Kottak, Conrad Phillip. (2013). Cultural anthropology: appreciating human diversity. New York: McGraw-Hill.
Moalosi, R., Popovic, V. & Hickling-Hudson, A. Culture-orientated product design. Int J Technol Des Educ 20, 175–190 (2010). https://doi.org/10.1007/s10798-008-9069-1
Tejada, Soledad O., The Public and the Personal: Mapping the NYC Subway System as an Urban Memoryscape (2020). Library Map Prize. 7. https://elischolar.library.yale.edu/library_map_prize/7
https://www.nngroup.com/articles/ten-usability-heuristics/
https://www.nytimes.com/interactive/2019/12/02/nyregion/nyc-subway-map.html
https://www.oreilly.com/content/redesigning-the-new-york-city/
http://www.culturelookingsideways.com/subway-civility-intro
На правах рекламы
Наша компания предлагает VDS в аренду с Windows или Linux. Не экономим на железе — только современное оборудование и одни из лучших дата-центров в России и ЕС.
Подписывайтесь на наш чат в Telegram.
argamidon
почему север снизу?
Scogun
Почему внизу? Стрелка указывает вверх, нет?