Вот уже лет сто, а то и больше, человечество мечтает, размышляет, пишет, поёт, снимает фильмы о машинах, которые могут думать, рассуждать и, подобно нам, обладают разумом. Произведения литературного и кинематографического искусства — начиная с романа «Едгин», опубликованного в 1872 году Сэмюэлем Батлером, со статьи Эдгара Аллана По «Игрок в шахматы Мельцеля», с фильма «Метрополис» 1927 года — продемонстрировали миру идею, в соответствии с которой машины могут думать и рассуждать как люди. Причём, в этой идее нет ни магии, ни ещё чего-то фантастического. Те, кого захватывала эта идея, вдохновлялись автоматонами из глубокой древности и работами философов — таких, как Аристотель, Раймунд Луллий, Томас Гоббс и многих, многих других.
Идеи философов о человеческом разуме привели к вере в то, что рациональное мышление можно описать, пользуясь алгебраическими или логическими механизмами. Позже, с появлением электронных приборов, компьютеров и закона Мура, человечество попало в состояние постоянного ожидания того, что вот ещё немного — и появится машина, разум которой сравним с человеческим. Некоторые объявляли разумные машины спасителями человечества, а некоторые видели в этих машинах источник великого бедствия, так как полагали, что появление на Земле второй разумной сущности приведёт к уничтожению первой, то есть — людей.
Свет компьютеризированных систем искусственного интеллекта ярко вспыхивал в истории человечества уже несколько раз. Это было в 1950-х, в 1980-х и в 2010-х годах. К сожалению, за обоими предыдущими ИИ-бумами следовала «ИИ-зима». Искусственный интеллект не оправдывал возложенных на него ожиданий и выходил из моды. В том, что наступали эти «зимы», часто винили недостаток вычислительной мощности, неправильное понимание устройства человеческого мозга, или рекламную шумиху и необоснованные домыслы, которыми была окутана тема ИИ. В разгар сегодняшнего «ИИ-лета» большинство исследователей, работающих в сфере искусственного интеллекта, основное внимание уделяют использованию постоянно увеличивающейся доступной им вычислительной мощности для увеличения глубины создаваемых ими нейронных сетей. «Нейронные сети», несмотря на своё многообещающее название, хотя и созданы под влиянием знаний о нейронах головного мозга человека, похожи на сети настоящих нейронов лишь на поверхностном уровне.
Некоторые исследователи полагают, что уровня общего умственного развития, соответствующего человеческому, можно достичь, просто добавляя всё больше и больше слоёв к упрощённым моделям головного мозга, вроде свёрточных нейронных сетей, и скармливая им всё больше и больше данных. Это направление развития ИИ подпитывают те невероятные вещи, на которые способны такие сети, возможности которых постоянно понемногу возрастают. Но нейронные сети, которые, в буквальном смысле слова, творят чудеса, всё же, являются узкоспециализированными системами, умеющими добиваться превосходных успехов лишь в решении какой-то одной задачи. ИИ, который божественно играет в игры Atari, не способен, если человек не оснастит его этими возможностями, писать музыку или размышлять о погодных закономерностях. Более того — качество входных данных очень сильно влияет на качество работы нейронных сетей. Их возможности по формированию логических заключений ограничены. В некоторых сферах применения нейронных сетей это приводит к неудовлетворительным результатам. Есть мнение, что, например, рекуррентные нейронные сети никогда не смогут достичь того уровня общего умственного развития и гибкости, которые характерны для людей.
Но, в то же время, некоторые исследователи пытаются построить что-то, больше похожее на человеческий мозг. Они для этого, как вы, наверное, уже догадались, стремятся к созданию как можно более точных моделей мозга. Учитывая то, что мы живём в эпоху золотого века компьютерных архитектур, похоже, что сейчас — самое время создать что-то новое в сфере аппаратного обеспечения компьютеров. Подобное «железо» уже, на самом деле, создают. Это — нейроморфное аппаратное обеспечение.
«Нейроморфный» — это модный термин, который используется в применении к любым программам или устройствам, которые пытаются сымитировать деятельность мозга. Хотя человечество ещё очень многого не знает о мозге, за несколько последних лет в этой сфере достигнуты кое-какие замечательные успехи. Одной из широко принятых теорий, касающихся мозга, является гипотеза, в соответствии с которой неокортекс (в широком смысле — место, где принимаются решения и обрабатывается информация) состоит из миллионов кортикальных колонок или модулей. Отдельные системы мозга, такие, как гиппокамп, имеют узнаваемую структуру, которая отличает их от других частей мозга.
То же самое справедливо и для неокортекса, который сильно отличается в плане структуры, например, от заднего мозга. В неокортексе имеются области, отвечающие, как известно, за выполнение различных функций — таких, как зрение и слух, но мозговое вещество, из которого сформирован неокортекс, в плане структуры, выглядит весьма однородным. Если перейти на более абстрактную точку зрения, то получится, что части неокортекса, ответственные за зрение, очень похожи на те, что отвечают за слух. Но, в то же время, системы заднего мозга сильно отличаются одна от другой, их структура зависит от их функций. Этот подход к пониманию устройства мозга привёл к появлению гипотезы Вернона Маунткасла, в соответствии с которой имеется некий центральный алгоритм, или некая центральная структура, благодаря которым неокортекс решает свои задачи. Кортикальная колонка — это своего рода логическая единица коры головного мозга. Она обычно состоит из 6 слоёв, причём, в пределах колонки, вертикальных связей между этими слоями гораздо больше, чем горизонтальных связей между отдельными колонками. Это значит, что подобную логическую единицу можно несколько раз скопировать и сформировать благодаря этому искусственный неокортекс. У этой идеи есть хорошие перспективы в свете технологий создания сверхбольших интегральных схем. Наши производственные процессы весьма эффективны в деле создания миллионов копий неких структур на маленькой площади.
Хотя рекуррентные нейронные сети (RNN, Recurrent Neural Network) относятся к полносвязным сетям, настоящий мозг придирчиво относится к вопросу о том, что с чем должно быть соединено. Распространённой наглядной моделью нейронных сетей является пирамида, состоящая из отдельных слоёв. Нижний слой извлекает признаки из входных данных, а каждый последующий слой извлекает из того, что подаётся на его вход, всё более абстрактные признаки. Анализ лучше всего исследованных систем мозга показывает, что в этих системах существует широкое разнообразие иерархических структур, в которых имеются обратные связи. В пределах этих иерархических структур существуют обратные и прямые связи, соединяющие, не обязательно по порядку, различные уровни этих структур. Такой вот «пропуск уровней» можно считать нормой, но не жёстким правилом, а это свидетельствует о том, что именно структура связей может быть ключом к тем свойствам, которые демонстрирует мозг человека.
Это привело нас к следующей общепринятой точке зрения: большинство нейронных сетей используют метод «интегрировать-и-сработать» с утечками. В RNN каждый узел испускает сигнал на каждом временном шаге работы сети, а настоящие нейроны испускают сигналы лишь тогда, когда мембранный потенциал нейрона достигает порогового значения (в реальности, правда, всё несколько сложнее). Есть искусственные нейронные сети, в которых учтена эта особенность, и которые более точно, с биологической точки зрения, имитируют работу мозга. Это — так называемые импульсные нейронные сети (Spiking Neural Networks, SNN). Модель, соответствующая методу «интегрировать-и-сработать» с утечками не так точна, с биологической точки зрения, как другие модели — вроде модели Хиндмарша — Роуз или модели Ходжкина — Хаксли. В рамках этих моделей учитываются функции нейротрансмиттеров и синаптических щелей. Но реализация таких моделей требует значительной вычислительной мощности. То, что нейроны испускают сигналы не всегда, означает, что числа должны быть представлены в виде последовательностей потенциалов действия нейронов, а конкретные значения должны быть соответствующим образом закодированы.
Несколько групп исследователей занимаются непосредственным моделированием нейронов. Например — это делается в рамках проекта OpenWorm: создана модель нервной системы круглого червя Caenorhabditis elegans, состоящая из 302 нейронов. Сейчас цель многих подобных проектов заключается в увеличении количества моделируемых нейронов, в повышении точности моделей, в оптимизации производительности программ. Например, в рамках проекта SpiNNaker создан суперкомпьютер начального уровня, позволяющий, в реальном времени, моделировать работу огромного количества нейронов. А именно, каждое процессорное ядро суперкомпьютера может обслуживать 1000 нейронов. В конце 2018 года проектом достигнут рубеж в 1 миллион ядер, а в 2019 году было объявлено о гранте на постройку подобной машины второго поколения (SpiNNcloud).
Многие компании, правительственные организации и университеты занимаются поиском необычных материалов и технологий для создания искусственных нейронов. В этой связи можно вспомнить о мемристорах, о спин-трансферных осцилляторах, о магнитных переключателях на основе джозефсоновских переходов. Хотя в моделях эти технологии и выглядят весьма многообещающими, огромная пропасть лежит между парой десятков смоделированных нейронов (или нейронов, размещённых на небольшой экспериментальной плате) и тысячами, если не миллионами нейронов, которые необходимы для достижения машиной реальных человеческих возможностей.
Другие исследователи (они работают, например, в IBM, Intel, BrainChip, в некоторых университетах) пытаются создать аппаратные реализации SNN, опираясь на существующие технологии, в частности — на технологию CMOS. Одна из таких платформ разработана Intel и представлена нейроморфным процессором Loihi, на основе которого можно создавать достаточно крупные системы.
Нейроморфная система, использующая 64 чипа Loihi для моделирования 8 миллионов нейронов
В первой половине 2020 года специалистами Intel была опубликована работа, в которой шла речь об использовании 768 чипов Loihi для реализации алгоритма поиска ближайшего соседа. Машина, имитирующая работу 100 миллионов нейронов, показала многообещающие результаты, продемонстрировав задержки, выглядящие лучше, чем в системах с большими, заранее рассчитанными индексами, и давая возможность добавлять в набор данных новые записи за время O(1).
Есть ещё крупномасштабный проект Human Brain Project, цель которого — лучше понять биологические нейронные сети. В нём имеется система, называемая BrainScaleS-1, при создании которой применяются цельнопластинные интегральные схемы, использующая для имитации нейронов аналоговые и смешанные сигналы. BrainScaleS-1 состоит из 12 пластин, каждая из которых моделирует 200000 нейронов. Подобная система следующего поколения, BrainScaleS-2, сейчас находится в разработке. Ожидается, что она будет готова в 2023 году.
Проект Blue Brain Project нацелен на создание как можно более точной копии мозга мыши. Хотя речь идёт и не о человеческом мозге, опубликованные в рамках этого проекта исследования и модели бесценны в деле продвижения человечества к созданию нейроморфных искусственных нейронных сетей, способных найти реальное применение.
В результате можно сказать, что мы находимся в самом начале пути к созданию чего-то такого, что способно решать какие-то реальные задачи. А главным препятствием на этом пути является тот факт, что мы до сих пор не обладаем достаточными знаниями о том, как устроен наш мозг, и о том, как он обучается. Когда речь идёт о нейронных сетях, размеры которых сравнимы с размерами нашего мозга, одной из самых сложных задач оказывается обучение таких сетей.
Что если человечеству не нужно нейроморфное аппаратное обеспечение? Например, алгоритм обратного обучения с подкреплением (Inverted Reinforcement Learning, IRL) позволяет машинам создавать функцию вознаграждения, не заостряя внимание исследователей на нейронных сетях. Просто наблюдая за чьими-либо действиями можно выяснить цель этих действий и воссоздать их через найденную функцию вознаграждения, которая обеспечивает воспроизведение наиболее эффективных действий эксперта (сущности, за которой осуществляется наблюдение). Проводятся дальнейшие исследования, касающиеся работы с экспертами, поведение которых не является оптимальным, с целью выяснения того, что они делали, и того, что они стремились сделать.
Многие продолжат продвигаться в сфере нейроморфных вычислений, применяя уже существующие сети, сравнительно простые, с использованием улучшенных функций вознаграждения. Например, в свежей статье о копировании частей мозга стрекозы с использованием простой трёхслойной нейронной сети, показано, что систематизированный подход, основанный на хороших знаниях моделируемого объекта, способен дать отличные результаты. Хотя рассмотренные в статье нейронные сети не показывают столь же замечательных результатов, что и стрекозы, живущие в своей среде, трудно сказать, не является ли это следствием того, что стрекозы, в сравнении с другими насекомыми, обладают гораздо лучшими «лётными возможностями».
Каждый год мы видим всё новые и новые успехи техник глубокого обучения. Кажется, что выйдут ещё одна-две публикации, и эта сфера из интересной превратится в потрясающую воображение, а потом — в нечто такое, что и в голове не укладывается. Люди не умеют предсказывать будущее. Может — так всё и будет. А может — и нет. Возможно, если человечество продолжит двигаться в том же направлении — оно найдёт что-то новое, лучше поддающееся обобщению, которое можно будет реализовать средствами существующих нейронных сетей глубокого обучения.
Если вы хотите заняться нейроморфными вычислениями — учитывайте то, что многие проекты, упомянутые в этой статье, являются опенсорсными. Используемые в них наборы данных и модели можно найти на GitHub и на других подобных площадках. Среди таких проектов можно отметить, например, потрясающие NEURON и NEST. Многие энтузиасты нейроморфных вычислений рассказывают о своих экспериментах на OpenSourceBrain. А ещё, например, можно создать собственное нейроморфное «железо» — вроде NeuroBytes (если вас интересует именно тема «железа» — взгляните на этот обзор 2017 года).
В результате можно сказать, что, хотя нейроморфным вычислениям предстоит пройти ещё долгий путь, их будущее выглядит многообещающим.
Занимались ли вы нейроморфными вычислениями?
Идеи философов о человеческом разуме привели к вере в то, что рациональное мышление можно описать, пользуясь алгебраическими или логическими механизмами. Позже, с появлением электронных приборов, компьютеров и закона Мура, человечество попало в состояние постоянного ожидания того, что вот ещё немного — и появится машина, разум которой сравним с человеческим. Некоторые объявляли разумные машины спасителями человечества, а некоторые видели в этих машинах источник великого бедствия, так как полагали, что появление на Земле второй разумной сущности приведёт к уничтожению первой, то есть — людей.
Свет компьютеризированных систем искусственного интеллекта ярко вспыхивал в истории человечества уже несколько раз. Это было в 1950-х, в 1980-х и в 2010-х годах. К сожалению, за обоими предыдущими ИИ-бумами следовала «ИИ-зима». Искусственный интеллект не оправдывал возложенных на него ожиданий и выходил из моды. В том, что наступали эти «зимы», часто винили недостаток вычислительной мощности, неправильное понимание устройства человеческого мозга, или рекламную шумиху и необоснованные домыслы, которыми была окутана тема ИИ. В разгар сегодняшнего «ИИ-лета» большинство исследователей, работающих в сфере искусственного интеллекта, основное внимание уделяют использованию постоянно увеличивающейся доступной им вычислительной мощности для увеличения глубины создаваемых ими нейронных сетей. «Нейронные сети», несмотря на своё многообещающее название, хотя и созданы под влиянием знаний о нейронах головного мозга человека, похожи на сети настоящих нейронов лишь на поверхностном уровне.
Некоторые исследователи полагают, что уровня общего умственного развития, соответствующего человеческому, можно достичь, просто добавляя всё больше и больше слоёв к упрощённым моделям головного мозга, вроде свёрточных нейронных сетей, и скармливая им всё больше и больше данных. Это направление развития ИИ подпитывают те невероятные вещи, на которые способны такие сети, возможности которых постоянно понемногу возрастают. Но нейронные сети, которые, в буквальном смысле слова, творят чудеса, всё же, являются узкоспециализированными системами, умеющими добиваться превосходных успехов лишь в решении какой-то одной задачи. ИИ, который божественно играет в игры Atari, не способен, если человек не оснастит его этими возможностями, писать музыку или размышлять о погодных закономерностях. Более того — качество входных данных очень сильно влияет на качество работы нейронных сетей. Их возможности по формированию логических заключений ограничены. В некоторых сферах применения нейронных сетей это приводит к неудовлетворительным результатам. Есть мнение, что, например, рекуррентные нейронные сети никогда не смогут достичь того уровня общего умственного развития и гибкости, которые характерны для людей.
Но, в то же время, некоторые исследователи пытаются построить что-то, больше похожее на человеческий мозг. Они для этого, как вы, наверное, уже догадались, стремятся к созданию как можно более точных моделей мозга. Учитывая то, что мы живём в эпоху золотого века компьютерных архитектур, похоже, что сейчас — самое время создать что-то новое в сфере аппаратного обеспечения компьютеров. Подобное «железо» уже, на самом деле, создают. Это — нейроморфное аппаратное обеспечение.
Что такое нейроморфные вычисления?
«Нейроморфный» — это модный термин, который используется в применении к любым программам или устройствам, которые пытаются сымитировать деятельность мозга. Хотя человечество ещё очень многого не знает о мозге, за несколько последних лет в этой сфере достигнуты кое-какие замечательные успехи. Одной из широко принятых теорий, касающихся мозга, является гипотеза, в соответствии с которой неокортекс (в широком смысле — место, где принимаются решения и обрабатывается информация) состоит из миллионов кортикальных колонок или модулей. Отдельные системы мозга, такие, как гиппокамп, имеют узнаваемую структуру, которая отличает их от других частей мозга.
То же самое справедливо и для неокортекса, который сильно отличается в плане структуры, например, от заднего мозга. В неокортексе имеются области, отвечающие, как известно, за выполнение различных функций — таких, как зрение и слух, но мозговое вещество, из которого сформирован неокортекс, в плане структуры, выглядит весьма однородным. Если перейти на более абстрактную точку зрения, то получится, что части неокортекса, ответственные за зрение, очень похожи на те, что отвечают за слух. Но, в то же время, системы заднего мозга сильно отличаются одна от другой, их структура зависит от их функций. Этот подход к пониманию устройства мозга привёл к появлению гипотезы Вернона Маунткасла, в соответствии с которой имеется некий центральный алгоритм, или некая центральная структура, благодаря которым неокортекс решает свои задачи. Кортикальная колонка — это своего рода логическая единица коры головного мозга. Она обычно состоит из 6 слоёв, причём, в пределах колонки, вертикальных связей между этими слоями гораздо больше, чем горизонтальных связей между отдельными колонками. Это значит, что подобную логическую единицу можно несколько раз скопировать и сформировать благодаря этому искусственный неокортекс. У этой идеи есть хорошие перспективы в свете технологий создания сверхбольших интегральных схем. Наши производственные процессы весьма эффективны в деле создания миллионов копий неких структур на маленькой площади.
Хотя рекуррентные нейронные сети (RNN, Recurrent Neural Network) относятся к полносвязным сетям, настоящий мозг придирчиво относится к вопросу о том, что с чем должно быть соединено. Распространённой наглядной моделью нейронных сетей является пирамида, состоящая из отдельных слоёв. Нижний слой извлекает признаки из входных данных, а каждый последующий слой извлекает из того, что подаётся на его вход, всё более абстрактные признаки. Анализ лучше всего исследованных систем мозга показывает, что в этих системах существует широкое разнообразие иерархических структур, в которых имеются обратные связи. В пределах этих иерархических структур существуют обратные и прямые связи, соединяющие, не обязательно по порядку, различные уровни этих структур. Такой вот «пропуск уровней» можно считать нормой, но не жёстким правилом, а это свидетельствует о том, что именно структура связей может быть ключом к тем свойствам, которые демонстрирует мозг человека.
Это привело нас к следующей общепринятой точке зрения: большинство нейронных сетей используют метод «интегрировать-и-сработать» с утечками. В RNN каждый узел испускает сигнал на каждом временном шаге работы сети, а настоящие нейроны испускают сигналы лишь тогда, когда мембранный потенциал нейрона достигает порогового значения (в реальности, правда, всё несколько сложнее). Есть искусственные нейронные сети, в которых учтена эта особенность, и которые более точно, с биологической точки зрения, имитируют работу мозга. Это — так называемые импульсные нейронные сети (Spiking Neural Networks, SNN). Модель, соответствующая методу «интегрировать-и-сработать» с утечками не так точна, с биологической точки зрения, как другие модели — вроде модели Хиндмарша — Роуз или модели Ходжкина — Хаксли. В рамках этих моделей учитываются функции нейротрансмиттеров и синаптических щелей. Но реализация таких моделей требует значительной вычислительной мощности. То, что нейроны испускают сигналы не всегда, означает, что числа должны быть представлены в виде последовательностей потенциалов действия нейронов, а конкретные значения должны быть соответствующим образом закодированы.
Как далеко продвинулись нейроморфные вычисления?
Несколько групп исследователей занимаются непосредственным моделированием нейронов. Например — это делается в рамках проекта OpenWorm: создана модель нервной системы круглого червя Caenorhabditis elegans, состоящая из 302 нейронов. Сейчас цель многих подобных проектов заключается в увеличении количества моделируемых нейронов, в повышении точности моделей, в оптимизации производительности программ. Например, в рамках проекта SpiNNaker создан суперкомпьютер начального уровня, позволяющий, в реальном времени, моделировать работу огромного количества нейронов. А именно, каждое процессорное ядро суперкомпьютера может обслуживать 1000 нейронов. В конце 2018 года проектом достигнут рубеж в 1 миллион ядер, а в 2019 году было объявлено о гранте на постройку подобной машины второго поколения (SpiNNcloud).
Многие компании, правительственные организации и университеты занимаются поиском необычных материалов и технологий для создания искусственных нейронов. В этой связи можно вспомнить о мемристорах, о спин-трансферных осцилляторах, о магнитных переключателях на основе джозефсоновских переходов. Хотя в моделях эти технологии и выглядят весьма многообещающими, огромная пропасть лежит между парой десятков смоделированных нейронов (или нейронов, размещённых на небольшой экспериментальной плате) и тысячами, если не миллионами нейронов, которые необходимы для достижения машиной реальных человеческих возможностей.
Другие исследователи (они работают, например, в IBM, Intel, BrainChip, в некоторых университетах) пытаются создать аппаратные реализации SNN, опираясь на существующие технологии, в частности — на технологию CMOS. Одна из таких платформ разработана Intel и представлена нейроморфным процессором Loihi, на основе которого можно создавать достаточно крупные системы.
Нейроморфная система, использующая 64 чипа Loihi для моделирования 8 миллионов нейронов
В первой половине 2020 года специалистами Intel была опубликована работа, в которой шла речь об использовании 768 чипов Loihi для реализации алгоритма поиска ближайшего соседа. Машина, имитирующая работу 100 миллионов нейронов, показала многообещающие результаты, продемонстрировав задержки, выглядящие лучше, чем в системах с большими, заранее рассчитанными индексами, и давая возможность добавлять в набор данных новые записи за время O(1).
Есть ещё крупномасштабный проект Human Brain Project, цель которого — лучше понять биологические нейронные сети. В нём имеется система, называемая BrainScaleS-1, при создании которой применяются цельнопластинные интегральные схемы, использующая для имитации нейронов аналоговые и смешанные сигналы. BrainScaleS-1 состоит из 12 пластин, каждая из которых моделирует 200000 нейронов. Подобная система следующего поколения, BrainScaleS-2, сейчас находится в разработке. Ожидается, что она будет готова в 2023 году.
Проект Blue Brain Project нацелен на создание как можно более точной копии мозга мыши. Хотя речь идёт и не о человеческом мозге, опубликованные в рамках этого проекта исследования и модели бесценны в деле продвижения человечества к созданию нейроморфных искусственных нейронных сетей, способных найти реальное применение.
В результате можно сказать, что мы находимся в самом начале пути к созданию чего-то такого, что способно решать какие-то реальные задачи. А главным препятствием на этом пути является тот факт, что мы до сих пор не обладаем достаточными знаниями о том, как устроен наш мозг, и о том, как он обучается. Когда речь идёт о нейронных сетях, размеры которых сравнимы с размерами нашего мозга, одной из самых сложных задач оказывается обучение таких сетей.
Нужны ли человечеству нейроморфные аппаратные устройства?
Что если человечеству не нужно нейроморфное аппаратное обеспечение? Например, алгоритм обратного обучения с подкреплением (Inverted Reinforcement Learning, IRL) позволяет машинам создавать функцию вознаграждения, не заостряя внимание исследователей на нейронных сетях. Просто наблюдая за чьими-либо действиями можно выяснить цель этих действий и воссоздать их через найденную функцию вознаграждения, которая обеспечивает воспроизведение наиболее эффективных действий эксперта (сущности, за которой осуществляется наблюдение). Проводятся дальнейшие исследования, касающиеся работы с экспертами, поведение которых не является оптимальным, с целью выяснения того, что они делали, и того, что они стремились сделать.
Многие продолжат продвигаться в сфере нейроморфных вычислений, применяя уже существующие сети, сравнительно простые, с использованием улучшенных функций вознаграждения. Например, в свежей статье о копировании частей мозга стрекозы с использованием простой трёхслойной нейронной сети, показано, что систематизированный подход, основанный на хороших знаниях моделируемого объекта, способен дать отличные результаты. Хотя рассмотренные в статье нейронные сети не показывают столь же замечательных результатов, что и стрекозы, живущие в своей среде, трудно сказать, не является ли это следствием того, что стрекозы, в сравнении с другими насекомыми, обладают гораздо лучшими «лётными возможностями».
Каждый год мы видим всё новые и новые успехи техник глубокого обучения. Кажется, что выйдут ещё одна-две публикации, и эта сфера из интересной превратится в потрясающую воображение, а потом — в нечто такое, что и в голове не укладывается. Люди не умеют предсказывать будущее. Может — так всё и будет. А может — и нет. Возможно, если человечество продолжит двигаться в том же направлении — оно найдёт что-то новое, лучше поддающееся обобщению, которое можно будет реализовать средствами существующих нейронных сетей глубокого обучения.
Что делать тем, кому интересны нейроморфные вычисления?
Если вы хотите заняться нейроморфными вычислениями — учитывайте то, что многие проекты, упомянутые в этой статье, являются опенсорсными. Используемые в них наборы данных и модели можно найти на GitHub и на других подобных площадках. Среди таких проектов можно отметить, например, потрясающие NEURON и NEST. Многие энтузиасты нейроморфных вычислений рассказывают о своих экспериментах на OpenSourceBrain. А ещё, например, можно создать собственное нейроморфное «железо» — вроде NeuroBytes (если вас интересует именно тема «железа» — взгляните на этот обзор 2017 года).
В результате можно сказать, что, хотя нейроморфным вычислениям предстоит пройти ещё долгий путь, их будущее выглядит многообещающим.
Занимались ли вы нейроморфными вычислениями?
sim31r
Похоже на тупиковый путь копирования природных механизмов со всеми их ограничениями. Как будто вместо самолетов копировать крыло птицы с перьями, очень сложно и бесполезно.
Интересно было бы запустить в виртуальной реальности процесс эволюции цифровых разумов, чтобы выживал наиболее приспособленный. Но, скорее всего, разработчик будет попадать в локальные максимумы оптимизации и тупик в эволюции. Игровые задачи ИИ решит и всё на этом.
Странно что мозг человек в ходе эволюции не попал в такой тупик и развивался в сторону универсальности и высокого уровня абстракции.
napa3um
Человеческий мозг не попал в тупик не сам по себе, это не попало (пока) в тупик человеческое общество, ставящее перед этим мозгом задачи. Всё благодаря «правильной» последовательности проблем энергетического и технического обеспечения, потребовавшей от людей сначала сгруппироваться в популяции по 100-200 особей с какой-то внутренней системой коммуникации для обеспечения доступа к природным и генетическим ресурсам, а потом устроившей между такими популяциями конкуренцию (с вынужденными альянсами и предательствами, расколами и местью). Практически неоспоримым был в истории хомосапиенсов и этап каннибализма. В общем, ИИ родится, когда люди почестнее сформулируют (поймут) мета-игру, в которую они играют, тогда и ЭВМ не очень сложно будет научить :3.
sim31r
Птицы, крысы, например, тоже собрались в такие стаи и эволюционировали десятки миллионов лет. Но эволюция зашла в тупик. Возможно даже шло уменьшение массы мозга за счет улучшения работы мышц, скелета, для выполнения задач интеллект не требовался, а требовалась скорость и быстрая реакция, при экономичности организма.
Имитация работы человека не очень практична, а вот корпорации бы заинтересовались. Вместо штата аналитиков поручить принимать решения ИИ. Цель максимизация прибыли.
OLEGator_by
В принципе сейчас мы находимся в самом начале развития. Чем больше будет стартовых точек и активнее движение в ту или иную сторону, тем более вероятно что соответствующая ветка не отомрёт. А если Отомрёт(а возможно просто затормозит разветвите) - значит тупиковое развитие. Это и есть эволюция нейросетей.
Попытка повторить натуральную нейросеть - может оказаться не такой уж и плохой идеей, просто она должна пройти процесс эволюции, уточнения, развития. Возможно на данном этапе это не оптимально, но опять же эволюция покажет.
У природы было очень много времени на эксперименты, у нас же самое начало исследования, и считаю что первые полёты(и набитые шишки) на крыльях из перьев это нормальный процесс. Братья Райт не сразу боинг построили, но они тоже опирались на природные реализации полёта, и очень грубая реализация дала результат. А развитие удачное, и сейчас уже воплощено в боинге.
Dzhimsher
Поддержу Вас. Природа эволюционировала и продолжает это делать в течение пары не один миллиард лет. При этом человечеству всего несколько сотен тысяч лет.
А нашим нейросетям всего то... Так что чем более распространенная технология, чем больше точек старта и конкуренции, тем выше потенциал.
sim31r
Для эволюции это не так много. Несколько тысяч поколений, циклов обучения нейросети-мозга и подстройки нескольких генов при каждой итерации. Искусственные нейросети проходят подобные циклы за минуты. И структура гибче.