Сегодня почти любая современная компания собирает, хранит и использует данные о своей деятельности, используя облачные технологии. В этой статье вы можете узнать о том, как можно вытащить данные из AmoCRM, обработать их с помощью функций и проанализировать с помощью DataLens. Этот кейс решила команда дата-аналитиков Valiotti Analytics совместно с командой Yandex.Cloud. 


Введение

Многие современные цифровые стартапы и проекты часто используют CRM-системы для учета потока сделок и контроля деятельности отдела продаж. Мы расскажем про кейс школы английского языка JustSchool. Компания управляет лидами в AmoCRM, так как это удобный и простой инструмент, доступный любому менеджеру продаж. Но в самом AmoCRM недостаточно богатая функциональность аналитики. Поэтому возникает задача взять весь объем данных из CRM-системы, выгрузить его в стороннее хранилище и проанализировать. Используя API AmoCRM и возможности сервиса Yandex.Cloud, нам удалось построить рабочую аналитику с использованием serverless-функций, Managed Service for ClickHouse и инструмента для визуализации Yandex DataLens. 

Поскольку в самой системе хранения данных обработка и анализ информации крайне неудобны, перед нами стояла задача создать алгоритм для автоматической выгрузки информации о сделках и контактах в нужном формате для последующего анализа. Это получилось сделать благодаря хорошей функциональности API, которая есть в AmoCRM. Основная сложность заключалась в поиске и настройке процесса выгрузки и обработки большого объема данных. Об этом мы расскажем детально.

Проектирование кластера и базы данных

Шаг 1. Создайте кластер, в котором будет храниться и обрабатываться вся информация из AmoCRM

Шаг 2. Создайте базу данных ClickHouse. Мы сделали это с использованием Managed Service for ClickHouse, а также создали несколько таблиц, необходимых для хранения данных из AmoCRM.

Шаг 3. Создайте сервисный аккаунт AmoCRM, чтобы гибко управлять ресурсами Yandex.Cloud, назначая необходимые роли.

Шаг 4. Реализуйте выгрузку данных с использованием сервисов Cloud Function и Message Queue. Данные из AmoCRM делятся на:

  • пользователей;

  • контакты и email;

  • заявки.

Каждая подгруппа обрабатывается отдельно.

Описание архитектуры решения

Для построения архитектуры мы использовали API AmoCRM, сервисы Yandex.Cloud и Yandex Datalens. Пример взаимодействия сервисов представлен на рисунке. Мы построили полностью serverless архитектуру для сбора, преобразования и загрузки данных.

Создание функций

Мы создали 7 функций для сбора и обработки данных. Поскольку в системе хранятся различные данные (о пользователях, контактах и т. д.),  необходимо было выгрузить данные отдельно, с использованием разных логик и функций.

Также мы использовали специальные триггеры для автоматического запуска каждой функции.

Скрипты для сбора информации

Чтобы выгрузить данные из AmoCRM, мы использовали API. С его помощью после отправки запроса мы получаем данные в формате json. Затем, из этого формата мы преобразуем данные в DataFrame и сохраняем их в базу. Например, для сбора информации о пользователях мы создали функцию amousers.

with requests.Session() as s:
    auth_url="https://{}.amocrm.ru/private/api/auth.php".format(subdomain)
    get_url='https://{}.amocrm.ru/api/v2/account?with=users&free_users=Y'.format(subdomain)
    auth_data = {'USER_LOGIN': user_login, 'USER_HASH': user_hash}
    s.post(auth_url, data=auth_data)
    response = s.get(get_url)

    users_dict = json.loads(response.text)['_embedded']['users']
    df = DataFrame.from_dict(users_dict).transpose()

# Обработка полученных данных
client.execute("INSERT INTO justkids.amocrm_users VALUES", df.to_dict('records'))

Схема потоков данных

На этой диаграмме показана логика пересылки данных, которую мы использовали.

Для организации хранения промежуточных данных мы создали очереди в сервисе Message Queue.

Алгоритм пересылки данных на примере обработки заявок

1. Создайте специальный таймер, который каждый день запускает функцию firstpage в 23:15. 

2. Функция firstpage кладет в очередь amo_leads_pages цифру 1— индекс первой страницы из исходной базы данных сделок. Это означает, что сбор данных начат, и 1 — это индекс страницы, с которой нужно начать выгружать данные из AmoCRM. Помните, в AmoCRM все данные разбиты на страницы по максимум 250 заявок.

client = boto3.client(
		service_name='sqs',
		endpoint_url='https://message-queue.api.cloud.yandex.net',
		region_name='ru-central1'
)

queue_pages_url='https://message-queue.api.cloud.yandex.net/путь_до_очереди'

client.send_message(
		QueueUrl=queue_pages_url,
		MessageBody='1'
)

Как только в очереди amo_leads_pages появляется цифра, триггер amo-leads-pages запускает экземпляр функции amoleadsqueue.

3. Функция amoleadsqueue берет из очереди число и начинает выгружать данные из AmoCRM, начиная с номера страницы, который был записан в очередь. Функция читает по 250 заявок и записывает полученный json в очередь amo_leads, из которой другая функция получает и обрабатывает данные.

4. В Cloud Functions есть ограничение по времени выполнения. Как только проходит 9 минут, функция заканчивает свою работу и кладет в очередь страницу, на которой остановилась. При попадании в очередь нового числа, триггер запускает новый экземпляр функции, который продолжает работу с последней обработанной страницы.

while True:
		try:
		    with requests.Session() as s:
						auth_url = "https://{}.amocrm.ru/private/api/auth.php".format(subdomain)
						get_url=f'https://{subdomain}.amocrm.ru/api/v4/contacts?with=catalog_elements,leads,customers&page={page}&limit=100'
						auth_data = {'USER_LOGIN': user_login, 'USER_HASH': user_hash}
						s.post(auth_url, data=auth_data)
						response = s.get(get_url)

						# Если данные закончились, заносим в очередь флаг END
						if response.status_code == 204:
								print(page, 'No Content code 204')
								client.send_message(
						 				QueueUrl=queue_pages_url,
										MessageBody='end'
                )
								break

            contacts_list = json.loads(response.text)['_embedded']['contacts']
            client.send_message(
            		QueueUrl=queue_url,
                MessageBody=json.dumps(contacts_list)
            )

            page += 1

						# В Yandex.Cloud есть ограничение по времени выполнения функции, поэтому останавливаем сбор данных через 9 минут 
            if time.time()-start_time > 500:
            		break
		except Exception as e:
				return {
						'statusCode': 100,
						'body': e 
				}

# Кладем в очередь номер, страницы на которой остановились    
сlient.send_message(
		QueueUrl=queue_pages_url,
		MessageBody=str(page)
) 

5. Функция amoleadsqueue только собирает данные и отправляет их в очередь amo_leads. При попадании значений в очередь, триггер amo-leads-to-db запускает функцию amo_leads, которая занимается обработкой полученных json данных и записывает их в ClickHouse. 

Работа функции amoleads показана на скриншоте.

6. С помощью мониторинга можно наблюдать за процессом выполнения функции, отслеживать, сколько времени она выполнялась, и смотреть на время появления ошибок. Это отличный инструмент для отслеживания работы кода и оперативного решения проблем.

Создание дашборда в DataLens

Мы создали два датасета для сбора финального дашборда по воронке детской школы. В первом датасете, который создан на основе таблицы justkids.amocrm_leads_static, мы создали необходимые поля для расчетов и преобразовали числа в timestamps.

Второй датасет мы создали на основе SQL-запроса. Это помогло нам посчитать конверсию этапов воронки.

На основе этих датасетов мы создали Чарты, собрали Дашборд и добавили фильтр по дате создания заявки.

Чтобы фильтровать датасеты с помощью одного фильтра, мы создали специальную связь между ними.

Преимущества сервиса

  1. Serverless архитектура, которая используется на Yandex.Cloud, упрощает работу с данными и ускоряет процессы разработки и мониторинга функций. Использование такой архитектуры позволяет сфокусироваться на решении кейса, так как Yandex.Cloud берет на себя все возможные проблемы, связанные с работой сервера. 

  2. Кластер Clickhouse элементарно настроить с помощью сервиса по управлению БД: установка делается в несколько кликов. Дальше вы работаете с базой, а сервис обеспечивает отказоустойчивость, резервное копирование, мониторинг, обновление и решает другие задачи. Вертикальное и горизонтальное масштабирование доступно "по кнопке" в консоли управления.

  3. На  платформе данных Yandex.Cloud представлены инструменты для аналитики и визуализации данных - Yandex DataLens,  взаимодействие между которыми осуществляется очень быстро внутри одной системы.

Проблемы и ограничения

  1. В сервисе Cloud Functions выставлено ограничение по времени выполнения одного экземпляра функции. Нам необходимо обработать более 4 тысяч страниц с данными, а функция успевает обработать лишь 100-200 страниц за 500 секунд отведенного времени. Для решения этой проблемы сотрудники Yandex.Cloud рекомендуют использовать сервис Message Queue, что работает отлично.

  2. Размер сообщения, которое попадает в очередь, ограничен, так как на одной странице AmoCRM находится около 150-250 заявок. При попадании данных в очередь функция сразу загружает имеющиеся данные, обрабатывает и записывает их в базу данных. ClickHouse показывает отличную производительность на записи большого объема данных. Записывать данные маленькими кусочками (150-250 заявок, которые мы получаем из очереди), мы не рекомендуем. К сожалению, эту проблему пока не удалось решить, и функция продолжает записывать данные в таблицу только маленькими порциями.

Компания Valiotti Analytics предлагает широкий диапазон услуг, связанных с анализом данных: от проектирования архитектуры хранилищ данных, построения процессов дата инжиниринга до автоматизации отчетов и построения дашбордов. Главное в нашем деле — сделать так, чтобы данные работали на пользу компании, поэтому мы очень тщательно работаем с новейшими технологиями.

Читайте наш блог о кейсах и методах анализа данных LeftJoin, канал в Telegram и подписывайтесь на наш профиль в Instagram.

Комментарии (3)


  1. golodnyj
    20.10.2021 10:27
    +4

    Спасибо за интересный кейс. Если вам интересна экосистема Serverless-сервисов и все, что с этим связано, заходите в наше сообщество в Telegram, где можно обсудить serverless в целом.


  1. nik_the_spirit
    20.10.2021 12:19
    +3

    Говоря про второй пункт в «Проблемах и ограничениях», хотел бы узнать, не смотрели ли вы в сторону нового сервиса Yandex Data Streams. В нем есть возможность задать функцию, которая будет использоваться для трансформации данных. Также его можно использовать как источник в другом новом сервисе Yandex Data Transfer, а приёмником указать кластер ClickHouse. Возможно в этом случае запись в базу будет идти оптимальнее.


    1. valiotti Автор
      20.10.2021 13:11
      +1

      Ого, спасибо большое за ликбез :) Действительно, в эту сторону мы пока не смотрели, так как не успели познакомиться со всеми сервисами Облака. Думаю, что будет уместно посмотреть на предложенные сервисы в дальнейших проектах, благодарю!