Мой канал на YouTube начался с видео об одной старенькой видеокарте. Однако, с тех пор, я видеокартам внимания не уделял и думаю, что давно пришло время это исправить...


Время удивительных историй


Давным-давно, когда цены на компы были большие, а я — маленький, решил я обновить свой Intel 740 уже хоть на что-нибудь.



Asus V2740 (Intel 740 8МБ)


При этом уже тогда хотелось, во-первых, чего-то уникального, а, во-вторых, заведомо качественного. И взгляд мой пал на Matrox G400 — карту профессионального уровня от производителя карт профессионального уровня. Обещали мне качественное 2D, ну и 32 мегабайта памяти. С виду, для игр самое то!



Московская розница ("НТ Компьютер"), 2001г.


И я её купил. К счастью, мне не дали к ней драйверов, а найти их в инете мне не хватило опыта. В итоге в двухнедельный срок сдал и забыл. Уже потом почитав тесты G400 на ixbt я понял, как близко был к провалу. Играть на этом было бы вообще невозможно. Или всё-таки возможно?..


Старички в строю


Сегодня на моём чёрном как Тринитрон столе… нет, не G400, а его наследник, G550, у которого появился аж целый второй пиксельный конвеер и аппаратный T&L. На борту 32 мегабайта DDR-памяти на частоте 333МГц в двух чипах Samsung.



Matrox G550 32МБ


Карта имеет лаконичный дизайн, она вполне приятна визуально. Сборка явно качественная, все ёмкости твёрдотельные, нет небрежно напаянных элементов и уж тем более нет следов ремонта: с качеством не обманули! 20 лет для Матрокса только обкатка!



Выноска с D-Sub (VGA)


Сам адаптер фактически низкопрофильный, а D-Sub вынесен на крохотную дочернюю плату с надписью "Matrox" фирменным шрифтом. Это уже претензия на Дизайн, а единственный вопрос вызвал слишком уж компактный радиатор. Впрочем, он справляется.



Matrox Millenium G550 vs Matrox Millenium P650


Сравню эту карту я с Matrox Millenium P650, которая тоже давненько лежит без дела. Интересно, что несмотря на схожее название и индекс, она построена на совсем другой архитектуре, и по сути является бюджетной версией Matrox Parhelia, а принадлежность к полностью новой линейке выражается в отсутствии драйверов под Windows 98. Так что тесты пройдут в Win XP.



Matrox P650 64МБ


Что касается "внешки" Matrox Millenium P650, то тут и сказать-то особо нечего: откровенно "пустой" дизайн без заморочек, и габариты платы стали напоминать типовые изделия Nvidia и Ati. Зато сборка столь же качественная, а радиатор заметно подрос и окреп за те несколько лет, что прошли с выхода G550. Шутка ли — здесь есть даже разъем для вентилятора! Впрочем, более высокие частоты и реальная потребность в активном охлаждении это скорее тема для обзора старшей модели, P750. Но она, к сожалению, встречается в дикой природе куда реже...


Платформа уже выехала



Gigabyte GA-8IPE1000 (i865PE)


В качестве основы для тестов я взял самую быструю ретросборку из тех, что были под рукой. Это материнская плата Gigabyte GA8-IPE1000 (чипсет i865PE), процессор Pentium 4 2.4B (шина 533МГц) и 512МБ двухканальной DDR-памяти. Сразу жирно спойлерну — для сегодняшних претендентов это оверкилл, и любому из них хватит и компа вдвое тупее, чтобы раскрыть свой потенциал. А что касается скучной i865-платформы, то под Пентиум-4 у меня есть доски и поинтереснее, и про них я тоже как-нибудь расскажу, но сегодня вообще не про доски и не про Пентиум-4.


Список же видеокарт для теста получился таким:


Matrox Millenium G550 32МБ
Matrox Millenium P650 64МБ
Riva TNT2 M64 32МБ (Number Nine)
Riva TNT2 Pro 32МБ (Asus V3800Pro)
GeForce 2 MX400 32МБ (Pine)
GeForce 2 GTS/Pro/Ti 64МБ (Asus V7700Ti)
GeForce 4 MX440SE 64МБ (EA/Noname)



Синтетика DirectX 7


CADы и 3D дизайнерский софт — это то, для чего строились карты Матрокс. Ну а в 3D Mark 2000 от культового статуса продуктов фирмы очень быстро остается одно культовое уныние. G550 не дотянул до Riva TNT2 Pro, героически одолев только совсем детскую Riva TNT2 М64. Matrox P650 выступил на уровне чуть ниже GeForce 2 GTS, и в общем это неплохо, правда к тому моменту уже вышел и третий GeForce… и четвертый… и даже пятый. Кстати, как вы поняли, линейка GeForce 2 GTS / Pro / Ti у меня представлена одной-единственной картой Asus V7700Ti/vx, а в младшие GTS и Pro она "превращается" простым снижением частоты чипа и памяти.



Синтетика DirectX 8


Голые цифры в 3D Mark 2001 всё-таки не дают полного понимания происходящего. Например, у G550 нет пиксельных шейдеров, характерных для DirectX 8, но тест Environment Bump Mapping работает — похоже, по какому-то своему алгоритму, ведь EMBM был фишкой карт Матрокса задолго до того, "как это стало мейнстримом". Но работает это почему-то только на старых драйверах...


Вообще, проблемы с драйверами на профессиональной карте это всегда неприятно, и не надо мне рассказывать, что суровые профессионалы просто никогда не играют в игры. При чем тут это вообще? Максимальная совместимость и беспроблемность это маст хэв для такого продукта. А P650 снова выступил невнятно, хотя и приблизился к топовым DirectX 7 картам Nvidia.



Evolva Rolling Demo


Evolva — ещё один полусинтетический тест, который на самом деле игра, но для большинства тогдашних фанатов "руки с ружьем" геймплей оказался слишком уж забористым, в результате знают её сейчас только как ретробенчмарк. Зато Матроксы здесь уже начинают блистать брозной поощрительных призов: G550 утопил в текстурах GeForce 2 MX400, а P650 расправился с GeForce 2 GTS и даже c бюджетной "четверкой"!



Quake 2


Quake 2 показывает схожую картину, и явно в OpenGL дела у карт Матрокс не так уж плохи. Хотя занятно, что Riva TNT2 Pro снова опережает и MX400 и G550. Неплохой результат для последнего вздоха DirectX 6 легиона — архитуктуры, которой только в 2021 году дали имя собственное, Фаренгейт. Но это уже, как говорится, совсем другая история.


Во что бы поиграть?..


Подборка игр получилась в итоге вполне приличной, хотя некоторые просто не хотели запускаться на Матроксе, и это снова печально.



Кастуй пока молодой


WarCraft III — стратегия 2002 года, в которую фанаты играли долго и упорно, пока из неё не родилась культовая сетевая World of Warcraft, а для теста я взял позднюю версию с аддоном Frozen Throne. И даже на G550 игра идет в 1024х768 при 16-битном цвете и максимальных настройках качества. Ничего не тормозит, и даже при большом числе юнитов просадок нет.



Не GTA5, конечно, но нам нравилось


Midtown Madness 2 — малоизвестная игра, которая, если честно, выглядит хуже первой части, что для индустрии практически феномен, особенно в те годы. Зато играть на G550 снова можно в разрешении 1024х768, хотя и не с максимальными настройками.



Есть даже тень от зеркала заднего вида!


Need For Speed: Porsche Unleashed — пятая часть культовой серии, которая подарила игрокам миллионы увлекательных часов перед ЭЛТ-мониторами, а компании Порше — поклонников, мечтающих не об итальянской среднемоторной классике, а о шести цилиндрах в заднем свесе. И вы только посмотрите, какую фантастическую картинку дает здесь G550. Ни малейшего глюка текстур, ни единой "дырявой" поверхности, все эффекты и отражения на месте, шрифты и меню не расплываются. Начинает казаться, что именно под Матрокс эту игру и делали! И, по некоторым источникам, примерно так и есть! Всё идёт в 32-битном цвете и не тормозит.



Грустно играть с такими настройками...


А вот чего вы точно не ожидали, так это увидеть здесь и шестую часть легендарной серии. Конечно, чуда не произошло, и на G550 игра идет только в 800х600 и с низкими настройками графики. На P650 получается повеселее, уже в 1024х768 и со средними настройками. Приятно отметить, что в очередной раз всё рендерится чистенько и без глюков.



Компьютерный клуб "30 fps"


Unreal Tournament на G550 работает на старых драйверах только в DirectX, а на новых и в OpenGL, причем если верить голым цифрам, раза в полтора быстрее DirectX, а если не верить… то игра расстраивает постоянными микрофризами и даже совсем не микро фризами. На P650 ставить обязательно нужно последние драйвера, иначе к сожалению есть глюки рендера, а дозагрузки несмотря на 64МБ видеопамяти просто выведут из себя.


И что из этого следует


В целом же впечатления от продуктов Matrox всё-таки позитивные. Аккуратный дизайн плат, хорошее 2D по VGA, наличие DVI, это в те годы, терпимое качество драйверов и скромное количество глюков в играх. Для заведомо неигровых девайсов отыграли они достойно. Просто слегка опоздали, а развитие линейки Nvidia Quadro положило конец картам собственной разработки, и компания перешла на чипы сторонних производителей. Грустный финал для компании, которая стояла у истоков компьютерного видеовывода, была основана в 1976 году, а в 1978 выпустила полноценную видеокарту, ещё для шины S-100 компьютера Альтаир.


Вот такой первый блин испек на Хабре РетроПеКарь :-) Пинайте сильнее, иначе в следующий раз будет так же скучно!


Видеоверсия этого материала:


Комментарии (16)


  1. AntonPolyakov
    22.10.2021 17:49

    Матрокс на всю жизнь запомнился безумными ценами и полной бессмысленностью их карт для рядовых юзеров и геймеров. Сколько было тестов в конце 90-х, сколько дифирамбов пели про качество 2D (оно было отличным, но за те бабки не доступным и не нужным простым смертным). И с приходом эры 3D они просто растворились. Это вышло очень логично - тот, кто сидит в комфорте и стрижет купоны, потом обязательно проспит все перемены на рынке.


    1. RetroPeKar Автор
      22.10.2021 18:02
      +1

      Я бы скорее сказал, что качественное 2D очень быстро перестало быть VIP-фичей и стало нормой для индустрии. За редким исключением даже бюджетные карты к ~2002-2003 году начали показывать без традиционного когда-то "мыла". Плохое 2D осталось уделом встроек на долгие годы, но всерьез сравнивать VIP-продукт и "бесплатную" встройку, и ещё что-то от этого выигрывать -- не вышло )


      1. V1tol
        22.10.2021 18:39

        Отец в своё время брал на работе "матрас" чтобы крутить Corel без тормозов. В то время GeForce славились мылом, а у ATI было недостаточно 2д мощности. Правда эта эпоха ушла очень быстро и вскоре на замену появились Radeon 7000 и так далее.


      1. Javian
        24.10.2021 18:31

        Насколько я помню фишкой Матрокс была четкость изображения на высоких разрешениях - качественный VGA видеовыход. Их клиент был где-то в офисах, работающих с графикой. А Nvidia заметно мылила в сравнении с ATI.


        1. Exchan-ge
          24.10.2021 21:27

          Насколько я помню фишкой Матрокс была четкость изображения на высоких разрешениях


          Скажем так — качество 2D у тогдашних карт Матрокс было на современном уровне (с учетом разрешения, конечно) — у меня сейчас ретрокомп подключен к монитору DELL 2408WFP 2008 года, и там все норм.
          А вот у карт других производителей все было очень печально (кстати, именно по этой причине у меня до наших времен дожил матрокс, а не Банши или Riva TNT1/2. Или даже
          3dfx Voodoo 3 AGP).
          Их клиент был где-то в офисах, работающих с графикой.

          Их клиент работал с офисными приложениями :)
          Так как при работе с Word хорошее 2D было важнее всего.


    1. homeles
      22.10.2021 18:48
      +1

      И сейчас Матроксы - они еще есть и продаются, НО - заточка идет на количество мониторов - под видеостены. Хочешь карточку с 4-8 выходами - так вот она есть. Только вот только 2D, никаких фич в DirectX, OpenGL, аппаратного ускорения чего-нибудь - нетуть...."Мы просто рыбов показываем - красиво ??? Ага, только не дай бог они плавать начнут" :)


  1. Exchan-ge
    22.10.2021 21:12
    +1

    Уже потом почитав тесты G400 на ixbt я понял, как близко был к провалу. Играть на этом было бы вообще невозможно. Или всё-таки возможно?...


    Нормально на ней игралось. Не во все игры, конечно, но это компенсировалось отличным 2D
    (сейчас уже забылось, какими «мыльными» были в то время «3D» карты, причем почти все).

    20 лет для Матрокса только обкатка!


    Верно.
    Вот мой Matrox Millenium 2 — в рабочем компьютере:
    Заголовок спойлера
    image

    image


    А под столом у меня стоит системник с Matrox Millennium G450 DualHead AGP (там 4 пень, по слухам на таком недавно сумели запустить Win 11, надо будет проверить :)


    1. RetroPeKar Автор
      22.10.2021 22:02

      Красивые картинки! :) Верю, что на G400/G450 можно было играть - один Старкрафт чего стоит, а многие игры делались максимум под dx5, даже когда 6 и 7 появились - потому я сам и юзал i740 так долго :) Да и OpenGL ICD появился... А G400MAX по слухам так и остался самым быстрым в линейке, даже быстрее G550.


      1. Exchan-ge
        22.10.2021 23:52

        потому я сам и юзал i740 так долго


        У меня в то время было два десктопа — мой и жены.
        Для своего нового компа я взял «семь-сорок» :), а карта Matrox Mystique (PCI 4 mb) ушла на компьютер жены. В комплекте с i740 шла шароварная версия Star Wars: Rogue Squadron 3D, стало быть дело было в конце 1998 года.
        Карточка надежд не оправдала, и была почти сразу же заменена картой Matrox Productiva G100 AGP, преемницей которой и стала G450.
        (надо сказать, что в то время у меня дополнительно и поочередно стояли еще и платы Voodoo Graphics первого и второго поколений :)
        (а «мистику» потом сменила карта Millenium 2)

        i740 была самой неудачной картой, так как помимо низкой производительности в 3D она была и не очень качественно собрана, например, у нее отвалился радиатор с чипа (единственный такой случай в моей практике)


        1. RetroPeKar Автор
          23.10.2021 00:14
          +1

          Не могу согласиться насчет i740! :) Вполне игровая карта по смешной цене. Конечно, после Voodoo / Voodoo 2 она могла показаться "ускорителем виндовс-окон", но на ней идёт не так уж мало настоящего 3D :) По крайней мере NFS3 и Midtown Madness на ней шли изумительно, и казалось, что - ну вот, предел фотореалистичности достигнут :) Да и проблем с дровами у неё не было... В общем, у меня как-то поприятнее впечатление от неё


          1. Exchan-ge
            23.10.2021 02:07

            Не могу согласиться насчет i740! :)


            Дадим слово современникам :)
            Цитаты из 1998
            image

            image


            1. RetroPeKar Автор
              23.10.2021 10:15

              Да, радиатор там был аналогичен радиатору на чипсете у тогдашних материнок, только цвет разный :) Правда, перегревов и зависаний всё равно не было, уж не знаю, "что я делал не так". С другой стороны, 1024х768 на 15" мониторе всё равно было печально разглядывать, так что я почти всегда юзал 640х480, и только иногда 800х600 :) В Ворде или, скажем, в IE4 тормозов не помню.. но теперь будет повод проверить :) Возможно, кстати, дело ещё и в драйверах. Ранние дрова на ту же Riva 128 по многим обзорам не то что "оставляли желать лучшего", а вообще не давали разглядеть в Нвидия какого-то там будущего лидера отрасли. А ведь для i740 ещё были свои драйвера у вендоров. Асусовские хвалили отдельно, помню.


    1. ZaitsXL
      23.10.2021 11:15

      Был G400 на 16 мб, и таки играть было невозможно, почему то на этом же железе видюха Velocity 100 на 8мб работала просто в разы лучше, с другими не сравнивал по причине отсутствия. Хорошо на этом матрасе шло только фирменное демо со сказочным лесом, а вот CS 1.6 где графика на глаз была на порядок хуже безбожно тормозила, как и упомянутый здесь Midtown Madness 2


  1. KobaWhite
    22.10.2021 21:15

    А voodoo3 так и не нашел? Было бы интересно про нее подобный разбор почитать


    1. RetroPeKar Автор
      22.10.2021 22:03
      +1

      Поиски значительно осложняются большим числом желающих заработать поиграться на этих ретрокартах :)


  1. Hisoka
    23.10.2021 05:23

    Bump mapping - помнится что это была возможность в DX7.0a, а не просто DX7.0 и далеко не все карты могли в эту технологию, потому она прошла мимо, т.к. затачивать под неё игры всё ещё было необходимо(нужные текстуры нормалей + доп. расчёты для "позиционирования"). А если делать упор на эту технологию при построении визуала, то без неё картинка станет поганой сильно. Потому лучше игнорировать.