Дальтонизм (недостаток цветового зрения) означает снижение способности видеть цвет или различия в цвете. Согласно данным сайта colourblindawarness.org, недостаток цветового зрения есть у 8% мужчин и 0,5% женщин. Всего в мире более 300 миллионов человек страдают той или иной формой цветовой слепоты.
Насколько это много? Возьмем школу для мальчиков в графствах Англии, где учится 1000 учеников. Примерно у 100 из них будет недостаток цветового зрения: 12–13 будут дейтеранопами, 12–13 — протанопами, у 12–13 будет одна из форм протаномалии и у 62 — дейтераномалия того или иного вида. Примерно у половины нарушение будет умеренной или тяжелой степени.
Такое положение дел влияет и на организацию взаимодействия с пользователем: дизайнерам часто приходится учитывать, какие последствия для дальтоников будет иметь выбор тех или иных цветов. Для соответствующей проверки можно использовать самые различные ресурсы — например, в Adobe Illustrator можно настроить параметры цветопробы с учетом дальтонизма, а на сайтах вроде ColorBrewer можно выбрать цветовую схему, удобную для дальтоников.
Но в какой степени цвета влияют на дизайн или игровой процесс? Чтобы разобраться в этом, я решила провести небольшое исследование на примере чрезвычайно популярной игры Among Us, в которой цветовое кодирование — основной способ различения игроков.
Если в последние годы вы жили не в лесу, то вам наверняка попадалась на глаза Among Us — возможно, вы в нее даже играли. Для тех, кто не знает: это многопользовательская онлайн-игра с упором на социальную дедукцию, действие которой разворачивается в космическом антураже. Игроки — члены экипажа — должны выполнять задачи и одновременно искать предателя. Задача предателя — заниматься саботажем, мешая экипажу выполнять задания, и в итоге убить всех игроков.
Для запуска матча нужно создать виртуальную комнату на каком-либо сервере или войти в существующую. В комнате может быть не более 10 игроков, причем каждый выбирает себе один из 12 вариантов цвета.
В игровом чате члены экипажа обсуждают, кто может быть предателем, и голосованием решают, кого выбросить в открытый космос.
При этом основным способом различать игроков остается цвет, поскольку игроки нередко используют имена вроде «Я», «Никто», «Кто-то» или даже «Красный» — у игрока с зеленым аватаром. В этом видео отлично показано, какая неразбериха начинается, когда в качестве имен используются местоимения. Если использовать только имена, то становится трудно сказать, кого вы считаете предателем, поэтому обычно полагаются на цвет аватара.
Получается, что в Among Us цвета играют первоочередную роль, и человеку с дальтонизмом играть будет сложнее, поскольку ему будет трудно различать игроков.
Итак, я воссоздала цветовую схему Among Us и с помощью Coblis испытала ее на различных видах дальтонизма.
В случае самого распространенного типа цветовой слепоты затруднено различение красного и зеленого. Различают четыре типа такого дальтонизма.
При дейтераномалии (самый распространенный тип) зеленый цвет выглядит более красным. При протаномалии красный цвет выглядит более зеленым и менее ярким. В случае протанопии и дейтеранопии отличить красный от зеленого невозможно.
Другие типы дальтонизма:
Сине-желтый дальтонизм.Менее распространенный тип; затруднено различение синего и зеленого, а также желтого и красного. Делится на два вида: При тританомалии затруднено различение синего и зеленого, желтого и красного. При тританопии невозможно различить синий и зеленый, фиолетовый и красный, желтый и розовый; кроме того, цвета кажутся менее яркими.
Полный дальтонизм.В случае полного дальтонизма человек вообще не видит цвета, однако такое встречается редко. В зависимости от типа недуга он может сопровождаться проблемами с четкостью зрения и чувствительностью к свету.
Так как же игроки с дальтонизмом воспринимают цвета в Among Us?
Наиболее распространенный недостаток цветового зрения — дейтераномалия (встречается у 5% людей), когда зеленый цвет выглядит более красным. В обычной жизни это сильно не мешает, а вот в игре становится практически невозможно различить синий и фиолетовый:
2. Теперь возьмем протаномалию (1,3% населения), при которой красный цвет выглядит более зеленым и менее ярким. Этот тип сказывается в обычной жизни еще меньше, однако в Among Us он не позволяет игрокам различить синий и фиолетовый, а розовый кажется оттенком фиолетового:
3. В случае протанопии и дейтеранопии человек совсем не может отличить красный от зеленого.
Протанопия вызывается полным отсутствием красных фоторецепторов на сетчатке. Чистый красный кажется черным, фиолетовые оттенки невозможно отличить от синих; красно-оранжевый может казаться тускло-желтым. В игре из-за этого возникает несколько проблем. Игроки могут не различать красный и зеленый, красный и коричневый, оранжевый, желтый и лаймовый, фиолетовый и синий, голубой и белый, а розовый им кажется синим:
Дейтеранопия влияет на различение оттенков аналогично протанопии, но воспринимаемая яркость не снижается. На игроков Among Us она влияет так же, как и протанопия, за исключением того, что розовый может казаться синим или сероватым:
4. Тританопия — очень редкое нарушение цветового зрения, при котором в сетчатке есть только красный и зеленый пигменты колбочек, а синие рецепторы отсутствуют. В этом случае синие оттенки выглядят зеленоватыми, желтые и оранжевые — розовыми, а фиолетовые — темно-красными. Игрокам с тританопией может быть трудно различать оранжевый и розовый, фиолетовый и черный, синий и зеленый, лаймовый и голубой, желтый и белый:
5. Полный дальтонизм, или «полная цветовая слепота», — это неспособность различать цвета (человек видит всё, как на экране черно-белого телевизора), которая вызывается дефектом или отсутствием колбочек. В этом случае различать цвета становится практически невозможно. Для игрока аватары будут отличаться только яркостью:
Что могут сделать разработчики, чтобы игра стала более удобной для людей с дальтонизмом:
Дополнительные идентификаторы для игроков — например, как это сделано в Uno с помощью ColorAdd — системы цветовой идентификации для дальтоников. Похожим образом к аватарам различных цветов в Among Us можно добавлять символы, которые упростят различение игроков, — рядом с именем или на самом аватаре.
Еще одно простое решение — отображать название цвета аватара в скобках рядом с именем игрока. Чтобы это выглядело красиво и аккуратно, может потребоваться приложить некоторые усилия, однако это тоже неплохой вариант.
Разработчики игры уже решают эту проблему: режим дальтонизма работает в публичной бета-версии. Однако всё-таки интересно отметить, какое влияние может иметь инклюзивный дизайн. В этом видео, например, показано, какая неразбериха возникает, если цвет и имя нельзя использовать в качестве идентификатора.
Among Us выбрана в качестве примера, поскольку она становится всё популярнее — у нее уже сейчас большая аудитория, и поэтому проверить режим для людей с дальтонизмом будет проще. Мне очень хочется увидеть, как разработчики решат эту проблему.
Ссылки на источники приведены в статье. Основное изображение аватаров и цветовая схема выполнены в Adobe Illustrator, цвета и шестнадцатеричные коды для аватаров взяты со страницы Among Us на ресурсе Fandom. Версии для различных типов дальтонизма сделаны в Coblis. Информация о дальтонизме взята из Википедии, с сайтов ColorBlindness.com и Национального офтальмологического института США.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Комментарии (5)
darkdaskin
29.10.2021 20:15Сейчас в Among Us уже до 15 игроков выбирают один из 18 цветов. Было бы неплохо обновить изображения в статье.
Rafael
15.11.2021 20:54+1Полезная подборка информации по теме: http://gameaccessibilityguidelines.com/full-list/
Elsajalee
28.11.2021 16:45Цвет и имя не важны для игры? И недобросовестные игроки специально именуются цветами, противоречащими их окрасу? Тогда почему бы не сделать игроку выбор любого ему понравившегося персонажа по цвету\форме и сразу именовать их префиксом от A до Z (Даже для 26 персонажей хватит одной буквы). А потом ник, при желании. И всё, никакой путаницы при обсуждении.
Кстати, я думаю многие разработчики\дизайнеры, не страдающие дальтонизмом, страдают от качества мониторов клиентов\пользователей. Вот на некоторых, даже при максимальной своей цветочувствительности, цвета не различишь.
MuKPo6
А еще разработчики продают разные шапки для персонажей. Но все это не дает 100% решения проблемы, т.к. зачастую в поле зрения игрока попадает только кусочек персонажа, при этом не видно ни имени игрока, ни его "DLC-украшений", только цвет.
JediPhilosopher
В отличие от цветов украшения не уникальные, может быть несколько игроков в одинаковых костюмах/украшениях.
Впрочем, некоторым видимо такая неразбериха даже нравится, есть специальные моды где все одного цвета, или у каждого игрока есть двойник (выглядящий точно так же), или цвета игроков каждые несколько секунд перемешиваются.