Поиск места работы с новыми челленджами и интересными задачами становится настоящим вызовом для разработчиков. Обилие предложений вызывают затруднение в выборе подходящего. И было бы неплохо полностью автоматизировать процесс поиска работы — от написания резюме до прохождения тестового задания. А для разработчиков оставить только выбор подходящего оффера. Но до сих пор приходится в ручном режиме собирать информацию для резюме, общаться с рекрутерами и анализировать предложения работодателей. Всё это нередко вызывает дискомфорт и нервное напряжение.
Однако снизить уровень стресса от поиска работы может каждый. Спросили у заместителя HR-директора по подбору персонала Марии Бобковой и начальника отдела развития HR-бренда Софии Широковой из ГК ОТР, что разработчикам стоит сделать для успешного получения офферов от желаемых компаний.
1. Участвуйте в разнообразных проектах
Со школьной парты нам твердили, что сначала ученик работает на дневник, потом дневник работает на школьника. Затем в студенчестве аналогично говорили про зачётку, а во взрослой жизни про резюме. Именно по нему рекрутеры первоначально оценивают кандидатов.
В первую очередь HR-менеджеры обращают внимание на соответствие опыта кандидата будущим задачам и стеку, специфику выполненных проектов за последние три года.
Как правило, для расширения стека используемых технологий нужно несколько месяцев обучения, а потом ещё и практики. Поэтому выучить новый фреймворк, язык или парадигму разработки не так легко. Проще со спецификой проектов, ведь можно поучаствовать, например, в создании информационной системы, скриптов, драйверов и так далее на одном месте работы.
Но это не значит, что разработчику вообще не нужно расширять стек. Хорошая обучаемость будет плюсом при устройстве на работу. А возможность писать на нескольких языках программирования существенно расширяет предложение от рынка.
Составляя резюме, описывайте опыт под нужным для будущей позиции углом. Даже если вы начинали как аналитик, потом работали тестировщиком, а сейчас занимаетесь fronted-разработкой, то выделите сильные скиллы для каждой из позиций.
При перечислении проектов и задач используйте структурированное и развёрнутое описание. Чёткая структура позволяет рекрутеру легче воспринять информацию и поставить мысленный «плюсик» кандидату за заботу. К тому же, это хороший показатель профессионализма, умения чётко формулировать и излагать мысли.
В каждом из ранее выполненных проектов конкретно прописывайте зону ответственности: какие задачи решали и каких целей достигали. Это покажет, чем вы будете полезны для будущего работодателя и на каких направлениях сможете максимально себя проявить.
Не стесняйтесь прописывать достижения на прошлом месте работы, а именно какой вклад был внесён в бизнес компании. Например, занимались разработкой мобильного приложения, оптимизаций и автоматизацией внутренних процессов и так далее. Такой подход позволит вам и потенциальному работодателю провести ретроспективу прошлых проектов и определить пути профессионального развития.
Наиболее частые причины отказов связаны с недостатком компетенций или опыта в нужной технологии или стеке. Но на этот случай у рекрутеров есть высказывание: «Не бывает плохих резюме, бывают подходящие и неподходящие для вакансии». Поэтому отказ от одной компании означает лишь, что вам стоит поискать что-то более релевантное для текущего уровня и опыта.
Мария Бобкова
Заместитель HR-директора по подбору персонала
2. Заполняйте раздел «О себе»
Некоторые разработчики пропускают раздел «О себе» в резюме. Однако он хорошо подходит для указания профессиональных навыков, которые не использовались на прошлых проектах, но могут пригодиться для будущих задач. Также здесь можно похвастаться полученными отраслевыми наградами и премиями. Ачивка самого активного комментатора на форуме или в блоге, конечно, не подойдёт, но вот победа в хакатоне будет смотреться отлично.
Если указать в разделе не только профессиональные навыки, но и личные качества, хобби. Важно понимать, что если личные установки противоречат корпоративной культуре компании, то сотрудничество продлится недолго и будет напоминать средневековые пытки. Такое не нужно ни разработчику, ни работодателю. Ведь недовольный работник не сможет качественно и полноценно выполнять должностные обязанности.
В разделе «О себе» должна быть указана дополнительная профессиональная информация. Например, если вы ранее указывали фреймворки и технологии, то стоит ещё раз их продублировать. Можно также написать, что активно посещаете профессиональные мероприятия по Big Data и это ваше хобби, потому что хотите в дальнейшим развиваться в больших данных. Нелишним будет указать изучение профессиональных подкастов, литературы и так далее. Стоит упомянуть, какая методика построения рабочих процессов вам ближе. Привыкли работать по scrum? Пишите про scrum. Нравится kanban — расскажите.
София Широкова
Начальник отдела развития HR-бренда
3. Расширяйте круг общения
Во многих ИТ-компаниях действуют реферальные программы по привлечению в штат друзей или бывших коллег уже работающих сотрудников. Поэтому знакомство с разработчиками из желаемого места работы может стать хорошей стратегией довольно быстро получить долгожданный оффер. А для них предложения вашей кандидатуры в качестве потенциального сотрудника позволит получить бонус к зарплате.
Расширить круг профессиональных знакомств хорошо помогают неформальные мероприятия — хакатоны, митапы, узкоспециализированные конференции. На них участники могут сразу же проверить возможности и навыки друг друга. Во время соревнований по разработке нередко команды формируются из разных по темпераменту участников, что позволяет улучшить навыки коммуникации и внутрикомандного взаимодействия. Прокаченные soft-skills всегда будет плюсом.
Чтение докладов на конференциях и ИТ-фестивалях тоже отличный способ завести новые знакомства. Как правило, докладчики привлекают много внимания других разработчиков, HR-менеджеров и СМИ. Поэтому не стесняйтесь выступать — это прекрасно развивает ораторские навыки, прокачивает смелость и харизму. Не всегда нужно выступать с серьёзной темой. Иногда мероприятия подразумевают возможности офтопиковых докладов. Например, влияния расстояния до кофейной машины на эффективность разработчиков.
Некоторые компании хантят специалистов прямо на фестивалях. Делается это на стендах с помощью геймифицированных тестовых заданий. Например, придумать интерфейс банковского приложения с помощью предложенных шаблонов или автоматизировать игру «Змейка», чтобы она достигала максимального уровня. Успешно выполнив задание, можно получить не только приз, но и оффер.
Не забывайте о возможностях онлайн-форумов. Регулярная активность на Stack Overflow или аналогах позволит стать заметней и прослыть хорошим разработчиком. Но не скатывайтесь во флуд, иначе эффект может оказаться противоположным.
Намечается любопытная тенденция ухода ИТ-специалистов из соцсетей. В основном это объясняется их желанием сохранять персональные данные и конфиденциальность личной жизни. Это накладывает серьёзный отпечаток на возможности найма, когда речь идёт о «холодном» поиске – найти и установить контакт с интересным специалистом становится сложнее, требуются всё более творческие подходы.
Мария Бобкова
Заместитель HR-директора по подбору персонала
4. Не стесняйтесь показывать GitHub
ИТ-рекрутеры часто смотрят на проекты с открытым исходным кодом, в которых участвовал кандидат. Как правило, для этого используется GitHub, где и выкладываются большинство разработок. Беглый просмотр кода позволяет оценить его качество и читабельность. Опытный рекрутер может сразу понять, насколько кандидат соответствует требованиям компании по hard skills.
Если есть собственные разработки, их тоже стоит залить на GitHub. Речь, конечно, не о простых калькуляторах и примеров из учебников по программированию. Это должны быть действительно используемые на практике решения с обратной связью от клиентов или комьюнити.
Высший пилотаж — это коммиты в крупных и известных проектах. Такие кандидаты будут обладать преимуществом перед остальными.
На GitHub можно посмотреть число подписчиков — это скажет о репутации кандидата. Также анализируются дата регистрации и опыт работы для проверки достоверности резюме. По сути, сервис является отображением жизненного пути разработчика — от простых джуновских задач к текущим большим и не очень проектам.
София Широкова
Начальник отдела развития HR-бренда
5. Пишите статьи на «Хабр»
«Хабр» остаётся одной из главных ИТ-площадок русскоязычного комьюнити разработчиков. Блог на нём будет преимуществом для кандидата при устройстве на работу.
Рекрутеры будут просматривать наличие постов по заявленным в резюме технологиям и фреймворкам. Поэтому описание решений распространённых или экзотичных проблем, кейсы и антикейсы сыграют на руку.
Можно проверить, как потенциальный сотрудник реагирует на критику. Комментаторы «Хабра» часто не жалеют авторов и прямо указывают на ошибки или устраивают холивары. Реакция на подобные комментарии показывает, насколько кандидат сможет воспринимать критику и как будет вести себя в экстремальных ситуациях.
Авторы постов на «Хабре» могут получать предложения от работодателей, даже не находясь в активном поиске и выбирать из множества компаний.
Если не знаете о чём писать, но очень хочется начать, то в компаниях есть HR-бренд- или PR-менеджеры, которые помогут в построении личного бренда.
На «Хабре» можно оценить упоминание кандидатом фреймворков и технологий, которые требуются на будущую позицию. К тому же, нужно обратить внимание на «Карму» — она хорошо показывает репутацию специалиста в комьюнити.
София Широкова
Начальник отдела развития HR-бренда
Описанные шаги существенно повышают шансы получить офферы от желаемых компаний. Мы не стали расписывать простые истины о том, что нужно проверить резюме на ошибки и заранее подготовиться к собеседованию, проверить качество связи и работу камеры перед онлайн-созвоном и не опаздывать на встречу с HR-ом. Этот минимум усвоен большинством.
Пишите в комментариях, какие использовали лайфхаки для получения оффера. Возможно, ваш опыт пригодится коллегам при устройстве на работу.
Комментарии (7)
DenisSel
23.11.2021 17:39+4Спасибо за статью, есть несколько дополнений из собственного опыта. При поиске работы столкнулся с тем, что резюме не читают ни hr-ы ни работодатели, обычно ищут по ключевым словам. Если ты, не дай бог, упомянешь в резюме что пробовал React Native пока работал фронтом на React JS, тебя завалят предложениями по мобильной разработке для iOs/Andriod. Все так же продолжают поступать предложения поработать на Java, если ты укажешь в резюме вместо JS название Java Script.
Вообщем надо понимать что резюме ваше будут читать роботы и составлять его надо будет по ключевым словам, все не релевантные ключивики выкидывайте смело.
P.S Есть небольшая вероятность, что кто нибудь все же прочтет ваше резюме, так что все же не надо писать туда что-то оскорбительное))
beezy92
24.11.2021 09:24Давно практикую наличие нескольких резюме. Одно резюме для ботов - где в Linkedin например, в заголовке пишу основную технологию. Например Java Developer.
Второе резюме, это уже то, что отправляю HR. Оно чаще всего переделывается под компанию, или проект.
ЗЫ: Как стал IT менеджером, hr перестали стучаться и предлагать вакансии. Когда был Java разработчиком, писали как минимум 2-3 раза в неделю.
YChebotaev
24.11.2021 03:39+1Не стесняйтесь показывать GitHub
У меня гитхаб спрашивали всего пару раз
К тому же, нужно обратить внимание на «Карму» — она хорошо показывает репутацию специалиста в комьюнити
Хех ) Имел глупость поучаствовать в нескольких холиварах, и прощай карма
Пишите в комментариях, какие использовали лайфхаки для получения оффера
Годы практики
caes
25.11.2021 20:47Хех ) Имел глупость поучаствовать в нескольких холиварах, и прощай карма
Всё как везде - транслируешь популярное, но неправильное - в плюсе. Говоришь непопулярное, верное, но идущее вразрез с мнением большинства - в минусе.
О-очень такой себе показатель "карма" в любых сообществах)
Metotron0
Выходит, в возрасте, если не собрал красивое резюме, то уже вряд ли соберёшь. Если на гитхаб ничего не писал, то навёрстывать затруднительно. Если нет никакого уникального опыта или писательского таланта, чтобы публиковаться на хабре, то как? Писать абы что, позорясь на многотысячную аудиторию? Ещё одну статью "знакомство с git?".
Заметил странность: редко кто берёт чью-то статью со знакомством и пишет для неё продолжение, все начинают со своей статьи со знакомством, а многие потом так и не продолжают её до следующего уровня. Это тоже такой принцип, что если знаешь что-то по верхам, то пиши статью про верхи, пусть ты не специалист в этом? Про конференции симметричный вопрос: как, не будучи спецом, рассказывать о чём-то? Слишком велик шанс опозориться. Разве что перед школьниками выступать, они не подловят на незнании.
Я заметил, что карма отражает не технические навыки, а восприятие человека в общении с другими. В каком-то роде это признак адекватности, но может оказаться, что позиция по единственному вопросу снизит всю карму целиком.
smart_alex
Множество успешных людей дают простой совет — делай в жизни только то, от чего тебя по-настоящему «прёт». Тогда исчезнут проблемы с резюме, гитхабом, возрастом, писательским талантом и всем остальным.
От себя добавлю: и поменьше пессимизма и саморефлексии. Просто делайте (а не размышляйте как всё плохо).
Xeldos
А множество безуспешных людей, как известно, молчат.