Недавно закончила курс "Менеджер IT-проектов".
Всего было 10 занятий.
В этом посте делюсь впечатлениями от каждого из них в формате дневника — с юмором и пользой (иногда).

27.09 Занятие 1 — Основы управления проектами

Сегодня у меня было первое занятие на курсе для PM’ов.

Зачем, если я уже 2 года как PM?
Нуу…мне важно вспомнить теорию.
Тогда мои практические навыки — будут иметь под собой какое-то основание, кроме набитых за это время синяков, а корни ответственности и перфекционизма — будут расти из знаний и понимания того, что я делаю, а не из тревожного расстройства:D
А ещё я надеюсь, что это поможет мне избавиться от синдрома самозванца.

Как прошло?
За сегодня, кроме шока от огромных схем с методологиями для управления проектами в промышленных компаниях, я обзавелась новым понятием в своём словарике: оказывается, я называюсь T-shape специалистом, потому что обладаю поверхностными знаниями во многих областях (горизонтальная часть буквы Т), а в одной — являюсь экспертом (вертикальная часть буквы Т).

Даже после осознания такой мелочи — чувствуешь вдохновение (а ещё от того, что можно подчёркивать важные моменты в тетрадке цветными ручками, как в 5-ом классе — рекомендую).

29.09 Занятие 2 — Лидерство

Сегодня было второе занятие.
Основной инсайт пришёл не от теоретического материала, а откуда-то изнутри.

Всех студентов разделили на 4 команды в ZOOM, и в течение 15 минут мы должны были провести SWOT-анализ Airbnb.
Мои первые мысли, когда озвучили задание:
«Чё? Я сейчас должна буду всерьёз вслух обсуждать мега-популярный успешный сервис со взрослыми дядями и тетями, у которых более богатый жизненный опыт и опыт использования непосредственно этой площадки (у меня просто из путешествий — только двухчасовые поездки на работу). Да ну нет — я такое не смогу! Я ведь слышала, как эти люди говорили такие жуткие слова, как OPEX (это по-английски, если что — это не про грецкий) и EBITDA (звучит, как слово, которым нужно отвечать в рифму на «да», когда тебя все раздражает????)»

Оказывается (давайте сделаем вид, что я раньше этого не подозревала) — я продолжаю относиться к работе как к университету: у меня есть задание и его надо выполнить на отлично. И ни в коем случае…
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!!
…не показаться окружающим людям — тупой. Они ведь тогда узнают правду и поставят мне плохую оценку, а оставшаяся должность, которой я буду достойна — это работать дворником.
Хотя нормальным людям очевидно, что основная суть задания: познакомиться с инструментом, научиться им пользоваться и понять, нужен он вам в работе или стоит подобрать более подходящий именно для ваших проектов способ анализа.

Ну, я посидела-посидела, пожевала это все, а потом вспомнила: ????, я же уже действующий PM, и иногда у меня такая задница на работе — что меня уже ничем по-настоящему не напугать.
Я машина, нах!

P.S. Нормально, кстати, все прошло, вон сколько понаписали вместе. Я там вякала в микрофон куда более уверенно, чем когда разговариваю по телефону с 7-летним племянником.

04.10 Занятие 3 — Команда

"Лиза такая громкоголосая — может всех мальчишек вокруг собрать и за собой повести!"
(с) Воспитательница в детском саду в разговоре с моей мамой

Как вы понимаете, навыки управленца проявлялись у меня с детства ???? Уже тогда весьма большую часть моей личности составляло желание быть — из фразы «Тимур и его команда» — именно Тимуром.
А мой начальник на первой работе (где я была чисто исполнителем) говорил, что во мне умирает руководитель.
Мне было одновременно жутко приятно, и жутко…просто жутко — от осознания того, что во мне кто-то умирает в мои 19 лет.
Решила, что хоронить в себе что-то, что хвалят другие — глупо.
Пошла в PM’ы.

Со временем оказалось, что из управленческого я умею только орать ???? Поэтому сегодня — на третьем уроке — я чувствовала себя тем ещё самозванцем. Обсуждали команду: как собирать, работать, развивать, мотивировать и безболезненно распускать.
Очень интересно и полезно, учитывая то, что сейчас наша сплоченность в компании основана, скорее, на нашей «маленькости» и случайности, чем на хитрых (и даже не очень) техниках управления людьми.
У нас, знаете, как в деревне: людей мало, поэтому у всех не только цели общие, но и кровать. Ладно, кружки ???? Пусть будут кружки. (Это из сериала шутка про маленькие города!)

Больше всего зашла идея про подробные Ground Rules, где указаны общие цели и правила команды, а для каждого ее члена — расписаны роли и ответственность (даже за юмор и пятничные походы в бар). На мой взгляд — это так…тепло и забавно:) Хотя большинство необычных практик незачем применять в маленьком коллективе — я поняла, что нам над обычными еще работать и работать.

В чем-то я сама уже неплоха: всегда благодарю ребят за сделанные задачи, стараюсь хвалить их на daily-созвонах перед всеми остальными.
И вообще думаю, что эмоция благодарности за выполненную работу — основа того, что потом не придётся отрывать от сердца премии и прочие плюшки. Вот это у меня эмоциональный интеллект, видали? Ауффф.

А пока я продолжаю расти ????, и когда вырасту — хочу стать PM, который хорошо работает не только с задачами, но и с людьми.

P.S. На картинке Ground Rules, которые я сделаль в кач-ве домашнего задания.

06.10 Занятие 4 — Подходы к реализации проектов

Сегодня от урока было много пользы — прямо чувствовалось, что мне рассказывают действительно сложные вещи. Как я люблю говорить в таких случаях — что-то я не вкурила. Половину материала :)

Сначала обсуждали лёгкое — то, как надо считать свои и чужие деньги (то есть способы оценки проекта). Сильно видна разница в том, как легко я понимаю способы, которыми регулярно пользуюсь на практике и как нещадно торможу в тех способах, с которыми не сталкивалась (кроме способа «три П»: палец, потолок, пол — тут все хороши).

Затем перешли к тому, что посложнее — Customer Journey Map (CJM).
Рассказано про это было крайне мало, зато дали практическое задание (с места в карьер) — построить путь клиента на абстрактном примере кофейни Starbucks.
Если кратко, то объяснили, что в CJM есть Touchpoint’ы (точки соприкосновения компании с клиентом) и Improve в этих точках (способы того, как можно улучшить взаимодействия клиента в этот момент).
«Даю вам 10 минут, пишите»

Тут стоит сказать, что я ненавижу абстрактные (на мой вкус) задачи.
Я — человек, который каждый день пишет технические задания. Я не могу так сразу. Мне нужны точные требования. Меня фраза «соль по вкусу» в рецептах пугает до усрачки!

В общем, за неимением достаточного количества данных, я с чего-то решила, что CJM — это как нотация — и если там неправильно писать формулировки (вплоть до окончания слов), то тебя повесят за то, что ты недоразвитый.
Зато остальные так не думали и спокойненько писали себе всякие умные вещи. А мне эти 10 минут хотелось плеваться слюнями: «А МНЕ КАЖЕТСЯ ТАК НЕПРАВИЛЬНО НЕВЕРНО Я БЫ СДЕЛАЛА ПО-ДРУГОМУ А ПОЧЕМУ ТАК-ТО НУ И ЧУШЬ»!

В итоге — команду похвалили. А я теперь еду домой и горю.
Горю, потому что плохо разобралась с первого (вру — на самом деле не первого, что бесит ещё больше ????) раза.
Горю, что не принимала активного участия в процессе.
Горю, потому что похвала точно не относилась ко мне :)

Прикрепляю скриншот результата своей команды. Надо будет потушить себя и разобраться, что же это за зверь такой — CJM.

18.10 Занятие 5 — Проектная документация

Несмотря на то, что сегодня я чувствую себя так, будто меня весь день били палками за гаражами — я рада, что мои вечерние занятия продолжаются.

Сегодня изучали проектную документацию, которая должна быть на каждом этапе разработки: акты, технические задания, планы-графики работ и все такое (ммм, эстетика project-manager'ов).
Большинство документов мне, конечно, уже знакомы по технарю и универу (где меня дрючили за отсутствие точки в конце списков), но я всегда думала, что эти большие непонятные бумажки никому не сдались, а уж если и сдались, то всем насрать на их оформление по ГОСТ.
Оказывается, большим заказчикам и компаниям — сдались. Кажется, это иногда даже полезно. Ну... как минимум, чтобы потом не пришлось трясти (в случае чего) у клиента перед носом своей несчастной неподписанной заметкой в Notion, доказывая, что ты не верблюд. Как максимум, это можно активно использовать в работе (наверное, для этого это все и делается, но это не точно).

У меня во время занятия даже руки зачесались, как мне захотелось сделать для одного из наших проектов более подробное и официальное ТЗ (инициатором проекта была я, поэтому испытываю к нему несколько повышенный интерес).
Но (жалуюсь) одновременно я испытываю "диван-кровать" (противоречивые чувства), потому что сделать этого не смогу. Или смогу, но только ценой своего сна и выходных (а это время, вообще-то, уже занято стандартными рабочими задачами:D). В общем, время поныть.

P.S. Наш технический директор краем уха — слушает курс со мной, пока работает в офисе по вечерам.
Говорит, что приятные впечатления.
У меня тоже приятные — я нахожу в курсе силы на свою работу (и любовь к ней) в дни, когда не уверена, что эти силы еще остались.
Особенно вдохновляюще, что курс преподаёт ужасно красивая и молодая девушка — долой патриархат! ????
Ее синяки под глазами даже не видно на вебке — это хороший знак… как минимум, у неё есть деньги на качественный консилер (но синяки у нее точно есть, я уверена — их не может не быть у PM)

25.10 Занятие 6/7 — Методологии Agile (Kanban + Scrum)

На прошлой неделе меня скосило ???? — поэтому 6-е занятие в режиме онлайн я пропустила.
За сегодня пришлось увеличить пропускную способность своих ушей до двух лекций в день: утром — про Kanban, вечером — про Scrum.
Утренняя лекция — все понятно, все по полочкам, а вот к вечеру... в одно влетело, в другое вылетело. Надо будет пересмотреть 7-ю лекцию в состоянии посвежее.

Ну, и в целом — утром было интереснее.
Возможно, это связано с тем, что я люблю Kanban-доски — даже там, где нет самой методологии.
Возможно, это связано с тем, что Scrum слишком выёживается ????— в последней версии руководства (вышедшей 18 ноября 2020) Scrum как бы за равенство: вместо "ролей" в команде должны быть просто "зоны ответственности".
А потом он просит называть его фреймворком, в отличие от остальных agile-методов, а процесс оценки задач вообще называет "scrum-покером" ????

27.10 Занятие 8 — Коммуникация проекта

Знаете теорию, что у человека есть 3 вида реакции на стресс — бей, беги, замри?
Так вот, когда на проекте назревает серьезный конфликт с заказчиком (т.е. наступает время сложных переговоров) — иногда мой мозг выбирает "замри". Я на какое-то время отключаюсь, и перед глазами у меня всплывает один из следующих персонажей:
— перекати поле
— мартышка, бьющая в тарелки
— Мария Киселева из "Слабого звена" с фирменной фразой "Вы — слабое звено! Прощайте."

О такой своей особенности я знаю, поэтому никогда не пропускаю статьи, касающиеся переговоров. Я даже стараюсь их пересказывать (убеждена, что если у тебя в чем-то нет таланта, то упорным трудом можно наработать кое-что получше — профессионализм).

В общем, сегодня обсуждали коммуникации. Не то чтобы сложные (о тренинге по сложным коммуникациям я пока только мечтаю), но поговорили про повышение эффективности общения, как готовиться ко встречам, про сторителлинг, small talk и elevator pitch.
И вообще, вся эта тема с общением и ораторским искусством — одна из моих любимых. Если бы я родилась в Древней Греции, то большую часть жизни я бы потратила на то, чтобы ползать за Аристотелем, цепляться за его подол и умолять научить меня также [говорить].

Из интересного и полезного — делюсь с вами небольшим чек-листом по подготовке ко встречам (формулировки оставляют легкую недосказанность, но, как говорится, google it).

P.S. Сегодня спикер смеялась над своими синяками под глазами. Я же говорила, что они у нее точно есть!

02.11 Занятие 9 — Управление изменениями

Сегодня смотрела занятие по управлению изменениями в проекте.
Супер полезная тема, с которой я сталкиваюсь в работе ежедневно.
Неважно, что мы делаем: разрабатываем проект с нуля, ведем техподдержку или занимаемся SEO-продвижением, изменения — это то, что происходит с нашими проектами постоянно.
Меня на работе можно представлять так: я сижу на фоне окна, за которым очень быстро сменяются времена года, и 24/7 записываю в To Do List (в CliсkUp, в блокнотики, на стикеры) задачи для развития проектов. Иногда мне кажется, что 24/7 — это вовсе не шутка, поэтому мне так важно держать руку на пульсе и управлять этими изменениями — чтобы ничего не упустить.

Собственно, обсудили откуда появляется необходимость этих изменений, кто может быть их инициатором (очевидный спойлер: это может быть не только заказчик, но и сама команда), как управлять изменениями, а также как работать с возражениями, которые могут возникать в процессе обсуждения всех предстоящих доработок.

В целом, алгоритм работы с изменениями весьма прост.
Когда они появляются:
— занесите изменение в журнал (Google Sheets, Backlog — куда вам там удобнее);
— выясните ожидания стейкхолдеров — чего они хотят добиться, предлагая такую доработку;
— оцените ее необходимость и полезность, попробуйте рассчитать бизнес-value (бывает, что 90% предложенных изменений являются всего лишь гипотезами и не имеют под собой основательной причины для реализации);
— совместно со всеми стейкхолдерами примите решение, касательно этого изменения: быть ему или не быть (вот в чем вопрос ????);
— дополните журнал новой информацией о доработке (например, опишите результат реализации или причину отказа от изменения, а также другую полезную информацию и выводы).

У меня таких файликов — завались, я называю их «реестрами доработок».
По каким-то проектам они совсем маленькие, а по каким-то раздуваются до пугающих размеров. Иногда эти "раздутыши" здорово демотивируют, поэтому одна из полезных мыслей, которую я вынесла из сегодняшнего урока, была такая:
"На самом деле, возражения и изменения в проекте — это хорошо: значит, стейкхолдерам не наплевать на проект; значит, они в нем заинтересованы; значит, есть шанс создать реально классный продукт."

Да и как оказалось, в средних по размеру проектах без четкого технического задания (а таких у нас большинство — когда заказчик приходит и просто верхнеуровнего называет нам свои требования и пожелания) — 50-70 штук изменений — нормальное количество.
Но всегда стоит помнить, что наиболее удачной идеей развития проекта является запуск MVP и его дальнейшая доработка на основе обратной связи от реальных пользователей, а не раздувание первоначальных сроков запуска и ожиданий от проекта за счет тех самых спорных гипотез.

07.11 Занятие 10 — Завершение проекта

Согласитесь, было бы странно, если бы на последнем занятии мы не поговорили бы про завершение проекта.

Казалось бы, о чем тут разговаривать? Все молодцы (или не все, или не молодцы — тут уж как повезет): пора поскорее заканчивать и двигаться дальше. Дела не ждут! ????
Такой подход а-ля "забыть, как страшный сон" — особенно актуален для команд, которые работают в высоком темпе.
По себе знаю: иногда в конце хочется голой выбежать в чистое поле и свободные 5 минут перед следующим проектом — орать на пшеницу, а не делать выводы (да-да, вот такие этюды у меня в голове — не хуже Тарковского).
Но как оказалось, завершение проекта — это отдельный масштабный подпроект, имеющий свои особенности как для команды, так и для клиента (не говоря уже о самом Project-менеджере). Поэтому и здесь все нужно делать правильно (черт возьми, кажется, легально нигде нельзя факапить).

Важно закрыть все задачи в системе, уведомить всех участников о завершении проекта и дальнейших договоренностях, провести итоговую ретроспективу, запросить отзыв и разрешение на использование информации о проекте в портфолио, передать все артефакты проекта, подумать над его дальнейшей поддержкой и развитием (и не только подумать — надо сделать предложение).
Помимо официальных дел, хорошо бы запросить у каждого из стейкхолдеров проекта — личный список lessons learned, который должен помочь всей команде максимально отрефлексировать произошедшее.

И несмотря на то, что рефлексировать я всегда очень любила — до этого момента на работе получалось завершать свои проекты совсем не так, как я тут описываю.
Чаще всего приходилось руководствоваться только критериями успешности по Алистеру Коберну:
— ПО выпущено и используется;
— команда готова работать с этими же технологиями над другими проектами;
— руководителя не уволили.

Меня еще не уволили.
Считаю, что я — невероятно успешная женщина-руководитель ????

Итоги

Не могу сказать, что я прям преисполнилась — но было неплохо.
Круто идти не с нуля — опыт преподавателя помогает анализировать свои прошлые действия, когда ты со многим уже сталкивался и сам как-то решал проблему.
Но если в управлении проектами быть совсем "не але", то придется просто плавать в большинстве тем — будет сложно ухватиться за что-то, и потребуется куда больше времени на самостоятельное изучение материала.

В целом, после прохождения курса я стала в себе увереннее (синдром самозванца наелся и спит).
У меня как бы открылся третий глаз, и я изучила темы, которые были мне незнакомы, а проблемы в проектах, которые раньше казались мне моими грехами и личными косяками — оказались вполне стандартными ситуациями.

Бесформенные бесконечные лужи, в которых я раньше плавала — приобрели глубину и очертания: стало понятно, насколько сложны/легки темы, неизученные мной, и сколько примерно придётся потратить времени, чтобы научиться лежать в этих лужах с комфортом (плыть, так сказать на спине).

Также я порадовалась, что курсы вела приятная, последовательная, веселая девушка, которая является профессионалом своего дела — и я уверена, ее любят в команде.
А это самая большая мотивация для меня, как для it-девушки.

Пост можно завершить призывом учиться и фразой из недавней рекламы Яндекса:
"Не знать - это нормально" :)

Комментарии (7)


  1. G1yyK
    24.11.2021 09:57
    +2

    Про синдром самозванца не очень тема раскрыта, а вот пробежатся по курсу было круто. Спасибо!


  1. Romaninini
    24.11.2021 11:09
    +1

    Хорошая статья, прочитал за утренним кофе временами улыбаясь вспоминая себя в PM - молодости.

    Удачи в покорении PMP-х вершин!

    п.с: с точки зрения качественной типографики - в конце пунктов списка нужно ставить ";" и лишь в последней строке/пункте - точку)


  1. IgorAlentyev
    24.11.2021 16:39

    Привет! А что за курс?


    1. dumbsailor Автор
      24.11.2021 16:56

      Тут было написано, но пост заминусовали, подумав, что реклама) больше не буду рисковать, пожалуй

      но можно написать мне в лс в телеграм (ник как и здесь)


  1. melodictsk
    25.11.2021 04:37

    PM в 19 лет? Серьезно?


    1. dumbsailor Автор
      25.11.2021 09:36

      В 19 лет — была первая работа.

      Сейчас мне 23, к тому же, 8 лет обучения на ITшника (техникум+высшее образование по специальности Прикладная информатика, где дисциплина «управление проектами» занимала огромную часть учебного процесса). Я ещё и вышивать могу крестником программировать могу и в базы данных :)


  1. Antiscer
    26.11.2021 08:46
    +1

    С удовольствием прочитал - вечером начал, утром закончил. Сам закончил массу профильных курсов. Основной смысл таких кратковременных курсов - это разложить свои знания по полочкам и заполнить пробелы. Главное условие - это нужно нахлебаться темы по горло, иначе знания могут не зайти )