Я напомню, что в недавних интервью и твите Элон Маск обещал попытку впервые запустить Старшип на орбиту в январе или феврале наступающего года. И наблюдаемые действия говорят о том, что, кажется, в этот раз поправку на «Elon time» вводить не требуется.
Первая хорошая новость — прототип S-20 наконец готовится к орбитальному полёту.
С обтекателя сняли четыре технологических проушины, за которые Старшип поднимали кранами, и заделывают оставшиеся проплешены теплозащитой.
На прототипе замечены новые детали.
Предположительно это «чёрные ящики» для резервной записи телеметрии, так как во время полёта могут быть перерывы в радиосвязи.
З.Ы. А вот и дополнение:
Это комментарий Nitro с Форума Нвостей Космонавтики ФНК:
На такие буи можно записывать несжатое видео с высоким разрешением и с низкой латентностью. Так как при сжатии видео потока набирается латентность. А для записи деталей быстрой неплановой разборки изделия важна каждая миллисекунда.
Помните, сколько времени было потрачено (зря) для анализа причин взрыва COPV на стартовой площадке? При наличии скоростного видео они бы решили эту проблему гораздо быстрее.
И наконец, самое важное видео, которое было бы снято мультиспектральными камерами с 360 градусным покрытием изнутри баков: динамика структурной деформации при (возможном) отклеивание плитки. Это видео одно может оправдать запуск расходуемого прототипа.
Понятно, что такой объем нельзя гарантированно передать кувыркающейся антенной в плазме..
/З.Ы.
На производственной площадке уже почти готов следующий прототип, S-21.
Теплозащита на нём выглядит намного аккуратнее, но «изоленты» ещё много (по наблюдениям разноцветной изолентой маркируются неправильно установленные плитки теплозащиты).
И, наконец, долгожданная, но неожиданная новость.
В ответ на обращение SpaceX, НАСА рассматривает возможность предоставления бездействующего сейчас стартового комплекса Launch Complex 49 в космическом центре имени Кеннеди (космодром на мысе Канаверал).
В общем, было с самого начала понятно, что НАСА не позволит запускать Старшип с единственного приспособленного для пилотируемых полётов стартового комплекса, действующего в настоящее время. И было так же известно, что на мысе есть не действующие стартовые комплексы, как у НАСА, так и у ВВС. Поэтому эта новость долгожданная, но и неожиданная.
Это схема расположения этого стартового комплекса. Кстати, где-то там планировали разместить и стартовый комплекс под лунную ракету Безоса «New Armstrong». Интересно также место, зарезервированное под горизонтальный стартовый комплекс.
Несколько слов от автора.
1) Надеюсь, что эта заметка будет интересна хабровчанам, поэтому сознательно публикую её не как «новость», а как статью. К сожалению, новости в хабах очень быстро становятся недоступными, и, в отличии от статей, нет никакого инструмента посмотреть «ленту новостей» хаба.
2) Я отлично знаю, что Elon Musk на английском читается как Илон Маск, однако у меня, как и у значительной части русскоговорящего населения, сложились свои отношения с английским языком, заложенные ещё в школе. Сторонникам прокрустова ложа в произношении имён я предлагаю выбор — Иссаак Азимов или Айзек Ньютон…
3) Я впервые пишу статью в Хабр с планшета. Здесь есть свои особенности. Поэтому завтра, из дома, я перенесу фотки на Хабр и уберу тяжёлые фотки под ссылки, ну и вообще причешу статью с ноута. Может быть за это время ещё что-то случится или станет известно — дополню.
Комментарии (56)
sidorovmax
16.12.2021 22:01+1Опять выбрали грабли с наборной термоизоляцией из пластин как у шаттлов.
Exclipt
16.12.2021 22:54+1Обоснуйте, пожалуйста, для тех, кто не в теме.
sidorovmax
17.12.2021 11:21+1Шаттл Колумбия погиб из-за повреждения теплозащитной плитки.
uburame
17.12.2021 11:50Шаттл от повреждённой плитки сгорал без вариантов. А тут и корпус из стали, и можно притормозиться не об воздух, а двигателями (если знать заранее и добавить топлива, конечно)
ABConymous
17.12.2021 13:52+2Колумбия погибла не из-за плитки, а из-за пробития углепластиковой панели спереди крыла. Так- то почти в каждом полёте повреждалось примерно 10-20 плиток. К тому же основные повреждения происходили на участке взлёта, благодаря находящимся рядом с теплозащитой ускорителям и водородному баку, которые отсутствуют у Старшипа.
selivanov_pavel
17.12.2021 00:51+2У шатлов пластины были уникальной формы и дорогие. У старшипа их всего несколько типов форм, стоят дешевле и будут производится массово.
Насколько я понимаю, на текущем уровне развития материаловедения и химии ничего лучше сделать пока нельзя.Valerij56 Автор
17.12.2021 06:31+2Да, предполагается что более 90% плиток будет однотипными и стандартными, поэтому можно развернуть их массовое производство. Кроме того за прошедшее время значительно продвинулись технологии, что позволяет удешевить производство и стандартных, и уникальных плиток.
8street
17.12.2021 10:37Насколько я понимаю, на текущем уровне развития материаловедения и химии ничего лучше сделать пока нельзя.
Вроде же хотели метаном охлаждать двойную стальную оболочку. Почему-то отказались.
selivanov_pavel
17.12.2021 20:08Видимо, так получается слишком сложно и ненадёжно, плитки дешевле и проще.
konstantin-alekseenko
18.12.2021 11:57Возможно также, вес самого теплового щита в конечном счете окажется ниже веса топлива необходимого для охлаждения корпуса корабля.
billybonns
17.12.2021 05:59+1а вот интересно, много ли выделяет углекислого газа в атмосферу при многократных запусках?
Valerij56 Автор
17.12.2021 06:22+2Да, при регулярных частых запусках флот Старшипов будет каждый год выбрасывать в атмосферу сотни тысяч тонн воды, углекислого и угарного газов (для повышения УИ и снижения температуры в камере сгорания топливная смесь имеет избыток метана, горючего). Впрочем, угарный газ в нижних слоях атмосферы практически сразу сгорает с кислородом воздуха.
Считайте сами — взлётная масса Старшипа около 5 тысяч тонн (я сознательно не говорю точных цифр, потому, что они часто меняются и никто их сейчас окончательно не знает, есть только некие прогнозы и расчёты). И почти вся эта масса топливо, которое должно сгореть при аыходе на орбиту, а, например, система межконтинентальных перелётов на Земле предполагает, что таких запусков будет тысячи в год.
Но я могу вас успокоить, авиация, автомобили, и теплоцентрали выбрасывают их ещё больше. Кроме того Элон Маск объявил о том, что SpaceX начинает проект по синтезу метана из углекислого газа уже здесь, на Земле, не дожидаясь полёта на Марс. Пока не спрашивайте меня о деталях, кроме собственно этого объявления о проекте ничего не известно.konstantin-alekseenko
18.12.2021 10:56Ходят слухи о возможном производстве метана путем улавливания СО2 из атмосферы Земли. Звучит вполне правдоподобно, учитывая, что это может быть отработкой процесса, ведь на Марсе это будет единственным рабочим вариантом.
Valerij56 Автор
18.12.2021 11:01Я об этом и упомянул. Если это отрабатывается установка, предназначенная для работы на Марсе, то это вполне адекватное действие. Но часто возникает разговор, о том, что это для компенсации выбрасываемого в атмосферу углекислого газа, и здесь я, мягко говоря, сомневаюсь.
Chamie
18.12.2021 02:55Ну, в долгосрочных планах (Маск озвучивал) есть создание метана из CO2, по тем же технологиям, по которым его на Марсе собираются производить.
technarium
17.12.2021 09:43+1Про "системное освоение Марса и создание Марсианской Колонии" было бы весьма интересно узнать.
И данную статью прочел с интересом.
andlom
17.12.2021 10:33+1Интересно вот что: компании производят свои ракеты на высокотехнологичных и чуть-ли не стерильных заводах, включая Falcon 9/Heavy, а Starship производят «в поле», сваривая буквально из листов нержавейки. Я понимаю, что это радикально удешевляет и ускоряет разработку, и с каждым изделием получается всё лучше, но хотелось бы знать: это так только на время прототипов или планируется и дальше проводить сборку подобным образом?
sergopl
17.12.2021 13:04Наверное что-то изменится при наличии полностью успешных пусков. Другая проблема - это размеры "силосной башни", она огромная и построить для нее соответствующее помещение проблематично...
Ad_Infinitum
17.12.2021 18:20+1Когда я вижу ка у них там пыль гуляет во время работ на улице. Сразу вспоминаю фантастические сериалы и фильмы, где на окраинах галактики в забытой дыре, чуть-ли не гаечным ключём и изолентой ремонтируют межпланетные корабли.
Но я конечно же рад за spacex и за их успехи.
Valerij56 Автор
18.12.2021 05:29Я думаю, что постепенно в Бока Чико будет построен нормальный завод. Во всяком случае в авиастроении и других отраслях существуют определённые «стандарты качества», где описаны условия, которым должны удовлетворять производства.
Но надо понимать, что нынешние «Старшипы» всего лишь прототипы, «горячие (и летающие) макеты». Маск одновременно разрабатывает и Старшип, и его производство. Как не раз он говорил, разработка ракеты — это очень сложно, а её серийное производство намного сложнее.
MoonInHell
17.12.2021 11:53Вдруг стало интересно, а что смогут видеть астронавты через иллюминатор Старшипа (или другого космического корабля) на пути к Марсу? Будет ли вид принципиально другим в сравнении с МКС, например (если смотреть в сторону космоса, конечно)?
И ещё, быстрый поиск не позволил найти фотографий Марса с орбиты 400 км, эквивалетной орбите МКС вокруг Земли. Есть ли такие? Хотелось бы сравнить с привычным видом голубого шара.Self_Perfection
17.12.2021 16:19+3Во множестве конечно. Запрос "Mars photo from orbit" находит. Например: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mars_atmosphere.jpg
MoonInHell
17.12.2021 18:07Странно, мне тот же запрос преимущественно показывал художественные представления. Спасибо!
aydahar
Было бы интересно почитать про "кризис двигателей" - почему возникли проблемы с Рапторами и как СпейсХ собирается выходить из этой ситуации.
dydyman
Подробностей об этом не много, все проблемы там с масштабированием производства. Сейчас Рапторы 1 версии производятся в Калифорнии и темпы их производства недостаточные — примерно 1 двигатель в 2 дня, да и не планировались они там высокими. В планах построить завод в Техасе, который будет производить по началу 250-500 Рапторов 2 версии в год, а в Калифорнии оставить производство вакуумных Рапторов и экспериментальных прототипов. Вот со строительством производства в Техасе задержки, а ответственные за это руководители уволены, и пока прототипы первой ступени создаются гораздо быстрее, чем двигатели под них.
aydahar
Судя по количеству двигателей, Маск хочет целый флот Старшипов, учитывая что двигатели сильно многоразовые...
Valerij56 Автор
Скажем так, Маск этого никогда не скрывал. Похоже, что у него нет пока серьёзного плана освоения Марса, за исключением самого первого периода, с первой высадки и до строительства завода по производству топлива с инфраструктурой. Во всяком случае он об этом никогда не говорил развёрнуто. Мне не нравится его идея уже в тридцатые годы отправлять на Марс Старшипы с колонистами сотнями в каждом окне запуска. ИМХО, надо отправлять не больше, чем готова принять Марсианская Колония.
Я планирую написать статью о том, как я вижу системное освоение Марса и создание Марсианской Колонии. Хочется найти единомышленников и опубликовать англоязычный вариант этой статьи на сайте Марсианского Общества. Мне не помешает помощь с вычитыванием перевода и илюстрациями. Кроме того не забудем русскую поговорку — одна голова хорошо, но две лучше.
З.Ы.
И ещё. Первые испытательные полёты будут без попытки вернуть Старшип и Супер Хэви. Даже если запуск пройдет штатно, то обе ступени будут имитировать мягкую посадку в океан. Это означает, что все двигатели на них (почти сорок штук) будут потеряны при каждом испытательном пуске. Уже понятно, что Маск в ходе испытаний будет стремиться запускать на Старшипе Старлинки. То есть, в начале Старшип будет использоваться как одноразовая ракета, вскоре после этого как частично многоразовая, и после отработки входа в атмосферу и посадки Старшипа станет полностью многоразовым.
cheburen
Давно мучает вопрос - на земле до сих пор полноценно не освоены арктические и антарктические районы, толком нет технологий по организации крупных жилых поселений и производств в условиях низких температур, нет безопасных, надёжных и достаточно легких для достави на Марс источников энергии, ещё не создана замкнутая система жизниобеспечения и производства продуктов питания. Как будут выживать колонисты на Марсе, если тот-же Анадырь существует только за счет месторождения газа и доставки продуктов с "большой земли", а люди часто по погодным условиям даже не могут выйти из своих домов.
Valerij56 Автор
Начал вам отвечать, потом полез добавить иллюстрации, и всё было потеряно. Всё же планшет имеет свои ограничения. Я собираюсь написать об этом следующую статью, но, если коротко, то вы не правы — большинство необходимых технологий уже имеются. Просто обычно они относительно дороги, поэтому их применение ограниченно. А иногда они интересны и на Земле, но, по каким-то причинам ещё не применяются. Бывает и так.
Для примера я могу сослаться на арктическую базу «Звезда»:
Как видите, если стоит задача обеспечить комфортные условия жизни в полярных условиях, то это вполне решаемо. Не существует никакой проблемы обеспечить 80% автономность по продовольствию. Например, уже сейчас всю зелень в городские гипермаркеты доставляют не из села, а с индустриального производства. Освоению Антарктики препятствует не отсутствие технологий, а Договор об Антарктиде. В общем, достаточно давно существуют проекты атомных реакторов малой мощности, один из наиболее известных «Гиперион». Там даже были коммерческие заказы, но потом была Фукусима.
В общем, проблема в соотношении риска и потенциальной выгоды. Марсианская Колония даёт нам целую планету, а в перспективе освоение Солнечной Системы и всю Вселенную. Поэтому эта овчинка стоит выделки.
dolbi
Вот только по хорошему, сперва надо построить аналогичную "колонию", например, на южном полюсе недоступности, чтобы обкатать автономность хотя бы в течение 3-4 лет. Желательно с полным моделированием окружающей среды:
пол - это лаванаружу без скафандра не выходить, использовать только собственные запасы кислорода, доставка проводольствия и припасов не чаще раза в год. При этом ещё новую смену колонистов везти до базы тот же год в довольно ограниченных условиях на подводной лодке. Да и строительство самой базы организовать с посадкой старшипа на предполагаемую точку. Это реализуемо? Вполне реализуемо и более безопасно, чем сразу отправлять людей в один конец. А пример выше не более чем реализация военной инфрастуктуры которая де факто не автономна в той степени, которая требуется от будущей колонии на Марсе. Если на этой базе сломается что-либо жизненно необходимое, это доставят с большой земли в течение пары дней. На Марсе практически любая поломка оборудования для жизнеобеспечения станет критичной для колонистов. И как минимум все узлы надо дублировать, что добавляет отправляемый вес и сложность монтажа, а как следствие - квалификацию колонистов. Вот честно, я бы предпочёл оставить хороших инженеров пока на Земле. Пусть подольше поживут и больше пользы тут принесут, нежели будут захоронены в песке чужой планеты.Развитие космонавтики конечно же хорошо и Маск молодец, но поймите правильно, задача не завершается простым запуливанием людей с грузом на расстояние в десятки и даже сотни миллионов километров. Поэтому без здравого скептицизма и адекватной подготовки на одном энтузиазме, это станет катастрофой для освоения Солнечной системы. Мнение людей сейчас очень сильно влияет на общее развитие социума. Представьте, что с десяток колонистов погибли из-за недоработок в плане. Повториться ситуация с шаттлами и мы откатимся снова в развитии. Вот честно, лучше бы с Луны начали, в развитии которой перспектив в 21 веке намного выше, чем в Марсе.
katok535
А были эксперименты по имитации внеземельной колонии на Земле, с настоящей изоляцией и попытками создать "замкнутый цикл" для колонистов. Увы, не особо удачные пока. Даже и при облегченных земных условиях - гравитация 1G, например.
https://en.wikipedia.org/wiki/MARS-500
https://en.wikipedia.org/wiki/Biosphere_2
VIPDC
Как не пародоксально, Луна в разы сложнее Марса. За луну играет только близость. НА луне пыль острая как бритва, и мелкая. Она забиваеться по всюду, выводит из строя всю технику, просачиваеться через всё.
На Марсе есть минимальная атмосфера, есть ветер который отшлифовал пыль и она стала не хуже земной. В другой статье уже считали, что если взять хоть 10% от того что тратится на войны, накротики, алкоголь и прочие непотребства хватить на массовое освоение Марса.
И главное амбизиозные задачи, тянут за собой амбициозные технологии
Ivan22
людей забыли спросить, что они предпочтут, алкоголь с непотребствами или колонию на марсе
Valerij56 Автор
Простите, Ivan22, кто забыл спросить? Если вам интересней алкоголь с непотребствами, то зачем вы здесь? Никто вас силком не тянул, и никто не заставлял писать ваш комментарий.
Valerij56 Автор
Сейчас я не могу дать вам обстоятельный ответ на ваш комментарий, обещаю сделать это немного позднее. Но пока у вас есть время ответить на мой вопрос.
dolbi
Нет, не готов. Также, как и не готов в принципе лететь на Марс почти год в замкнутом пространстве, а потом так же жить в ограниченных условиях. Да и не должен быть готов к этому в принципе. Но должны быть готовы люди, которые как раз планируют быть реальными кандитатами. Считайте это что-то вроде технического интервью перед трудоустройством.
Belking
Давайте не будем утрировать и раздувать сущности без необходимости.
Если честно, ваша аналогия с "выскоим менеджментом" вызвала улыбку:) Ирония конечно хорошая, но мы же всё таки технари тут и должны понимать такую вещь как декомпозицию задач. Одно дело с энтузиазмом смотреть на звёзды и запускать людей имея конкретный план и протестированную технологию, другое - с таким же энтузиастом искать героев первопроходцев. Да, все достижения человечества совершаются смелыми, однако учёт рисков - основа абсолютно любой вменяемой работы.
Или мы куда-то торопимся, что есть необходимость в колонизации Марса в ближайшие 20 лет, что это надо сделать как можно быстрее? Земля умирает? Условия жизни ухудшаются и поэтому надо срочно сменить планету? Так я вам на это отвечу, что даже при действующей колонии на Марсе (с учётом конечно же известных и используемых технологий), если на Земле случится глобальный звиздец, это сразу вызовет нарушение поставок необходимого для колонии, и ей быстро самой придёт конец. Задача её полной автономсности точно не тривиальна и растянется на несколько столетий.
VIPDC
Было бы интересно получить больше информации на этот счёт. Так как ваш аргумент с заявлением "в разы сложнее" и при этом приведённый пример про пыль как-то не состыкуются. Если речь только про эту пыль - со своей стороны не вижу проблем, в сравнении с теми задачами, которые стоят перед нами для колонизации Марса.
И Луна приведена в пример как раз таки в качестве той самой декомпозиции основного плана для дальнейшей колонизации, в виду более близкого расстояния до неё. Да, это очень важно на начальном этапе. Плюсом к этому на Луне (или её орбите) можно делать перевалочную базу, а на обратной стороне - исследовательскую с радиотелескопом на дне кратера, о чём давно ведётся разговор. Прибавим к этому полезные ископаемые, добыча которых также поспособствует дальнейшей колонизации всей Солнечной системы, но это вопрос уже более далёких дней.
Да. Но для начала, если взять эти 10%, то можно улучшить жизнь каждого человека сперва на Земле, а потом уже задумываться о колонизации и технологиях. Это всё разговоры из разряда "а если бы, да кабы" и отдельная тема для ряда статей о философии.
Belking
>> Или мы куда-то торопимся, что есть необходимость в колонизации Марса в ближайшие 20 лет, что это надо сделать как можно быстрее?
Больше чем через 20 лет мне уже будет проблематично туда полететь. Я тут свой личный интерес отстаиваю. И не понимаю, как люди, которым это и вовсе не интересно, могут давать какие-то советы.
>> если на Земле случится глобальный звиздец, это сразу вызовет нарушение поставок необходимого для колонии, и ей быстро самой придёт конец
Не стоит недооценивать человеческую находчивость.
dolbi
То есть я правильно понимаю, что сейчас вы ведете как физическую, так и иную подготовку как специалист узкого профиля, возможно участвуете в программах отбора? У вас есть подробный план по тому, как стать астронавтом? Или есть высокооплачиваемая работа, с которой будут накопления и вы сможете хотя бы для начала полетелеть за пределы атмосферы в качестве туриста?
Если нет, то извините, но ваше заявление не более, чем юношеский максимализм и мечты, которые имеют только ментальную связь с реальностью.
- сгорел блок управления (не важно какой, но без него плохо).
Производство чипов, проводов, транзисторов и т.п. только на Земле
- для строительства новых модулей необходим материал.
Производство металлов/композитов только на Земле
- навернулся реактор/солнечные панели.
Производство только на Земле
- закончилась сложно компонентная химия для выращивания картошки.
Сложное химическое производство тольько на Земле.
Продолжать можно очень долго. Ещё раз: при текущих технологиях, полная автономность колонии за пределами земных условий невозможна.
Я осознаю, что мои ответы вам могут вызать отторжение и неприятие, но постарайтесь откинуть эмоции. Вот вы привели до этого в пример шутку про менеджмент. И как я сам наблюдаю в последнее время, все почему-то теряют связь с реальностью, ожидая либо результат деятельности здесь и сейчас, либо максимально вовлекаясь в работу без понимания как самого процесса достижения цели, так и понимание этой самой цели. Вот и имеем что имеем, посмотреть хотя бы на продукты в IT сфере за последнее время. Какое "отличное" качество мы имеем. И дело не только в менеджменте, но и в исполнителях. Выпустив сырой продукт да получив отрицательный фидбек от пользователей компании особо ничего, кроме репутации и денег не теряют. Выпустив "сырую" колонию, потери, в случае инцидентов, будут критичными.
Belking
>> То есть я правильно понимаю
Правильно. В том виде, в котором я сам считаю это достаточным. Из того, что я готов раскрыть - нужно быть многопрофильным специалистом, а именно уметь как ящики потаскать, так и сложное оборудование освоить; как уметь замешать питательный раствор для растений, так и оказать первую помощь. А узкие специалисты они и с Земли на благо марсианской колонии могут необходимые инструкции для исполнения дать, в самой колонии их очень много не надо - к тому же рисковать их жизнями как раз таки нецелесообразно, если только они сами не ставят условия о том, что будут работать только будучи на поверхности красной планеты.
Что касается физической подготовки - для меня Марс и вовсе рай :) считайте, там человек будет в два раза сильнее относительно своей Земной силы будучи в убежище, а на поверхности полностью ей соответствовать, гравитация компенсирует обвес. А в полёте туда не атрофировать мышцы поможет как раз таки то, что заняться там будет нечем и тренироваться будет отличным способом провести время.
К тому же я не говорю о том, чтобы лететь первым - увы, но я реалистично оцениваю себя в диапазоне первых 100-1000 человек, как повезёт
>> Продолжать можно очень долго
Ну я надеюсь моими попутчиками будут не смузи-программисты, а вполне себе инженеры, для которых получение "сложно компонентной химии для выращивания картошки" не является чем-то непостижимым.
>> Вот и имеем что имеем, посмотреть хотя бы на продукты в IT сфере за последнее время. Какое "отличное" качество мы имеем.
Имеем как раз таки потому, что обленились и каждый придумавший очередную специализированную замену блокноту без дополнительного функционала мнит себя будущим миллиардером. А Марс - это как раз то испытание, которое позволит высвободить тот потенциал, который мы сейчас в себе закапываем.
>> Выпустив "сырую" колонию, потери, в случае инцидентов, будут критичными.
Жизнями рискуют колонисты, деньгами рискует Маск с соинвесторами, - все прекрасно понимают риски и вольным брать на себя их в том виде, в котором считают нужным, если не берут за кого-то другого.
VIPDC
Что жто философия согласен, но сравните уровен жизни населения когда Гагарин полетел в космос и сейчас. По этому ИМХО есть опасения, что чем дальше тем сложнее будет. Всё чаще с высоких трибун звучат лозунги про "устойчивое развитие". Есть даже такой рассказ про коллонизацию, и что ели успели отправить до технологического колапса экспансию в космос
Valerij56 Автор
Я специально задал этот вопрос, чтобы показать принципиальную разницу — колонисты от вас не требуют ничего, но вы, почему-то считаете себя в праве требовать от тех, кто собирается колонизировать Марс предварительно устроить игрушечную колонизацию на Земле с имитацией всех условий Марса. А потом всё равно будете недовольны, потому, что гравитация-то земная.
cheburen
Да люди давно живут и работают в подобных колониях, на улице -40 -55, что-бы просто выйти на улицу надо собирать скафандр из тёплой одежды, доставка продуктов только в летний период и редкие самолёты зимой, дышать на улице без защиты сложно.
Belking
>> Вот только по хорошему
Хорошему кому? Найдется достаточное количество людей, готовых рискнуть своей жизнью, а не делать очередную отсрочку в "3-4 года" полёта на Марс и больших бюджетных трат на тестирование, чтобы в итоге отложить всё ещё на 10 лет из-за того, что в ходе тестирования возникли непредвиденные сложности, поставившие людей под 0,001% риск быть травмированными на решение которых нужно привлечь 10 advisors, чтобы составить тех.задание по устранению и провести конкурс минимум с 3 participants и выбрать 2 contractors, за которыми будут следить 5 suppervisor, в теории оценивающие и отбраковывающими варианты реализации,а по факту продвигающие своего многолетнего partner. И это не говоря о том, что куча
жуликовпсихологов потребует длительного наблюдения за участниками этого эксперимента, чтобы оценить "отсроченные эффекты, повлиявшие на психику".Справимся? Отлично, мы герои, сделавшие человечество мультипланетным видом. Не справимся - мы всё равно герои, положившие свои жизни на то, чтобы это сделать.
Bedal
Valerij56 Автор
В рамках темы — размножились марсианские тараканы и грибок? С земными вроде как бороться мы умеем.
Bedal
Polaris99
Есть ли какие-то доказательства этих утверждений? Насколько я знаю, договор по Антарктике ограничивает только военное использование континента и захоронение радиоактивных отходов. А насколько я верю своим глазам, вокруг куча полей с зеленью.
Valerij56 Автор
Одно другому не противоречит. Во первых, «зелень» — это не овощи и фрукты, а петрушка, салат, укроп, зелёный лук и прочие приправы, во вторых «гипермаркет» — не овощной магазин советского времени, в гипермаркет такие продукты поступают каждую ночь свежими и обычно уже фасованными. Кстати, и сельские поля в развитых странах тоже вполне себе часть индустриального производства, невозможного без современных сортов, снабжения удобрениями разных видов и современных видов транспорта и связи.
Valerij56 Автор
Полностью согласен, но добавлю свои две копейки. Маск ставит задачу добиться не только высокой производительности и надёжности двигателя, но при этом снизить его трудоёмкость и стоимость, для этого он готовплйти на некоторое снижение УИ. Похоже именно с задачей снижения издержек и трудоёмкости не справилось прежнее руководство.
dydyman
Да, вторая версия Раптора как раз должна решать обе проблемы. Чуть понизят УИ, поставят больше турбонасосы, чем повысят тягу и ресурс, снимут максимум обвязки. И так же в планах сократить стоимость движка с ~$1M до $500K на старте производства и до $250K при массовом производстве.
Мне кажется, они там сразу строят производственную линию, которая должна выпустить первые прототипы Раптор2. А пока не построят, стоит и разработка движка.
katok535
насколько я понял, проблема еще и в отсутствии упрощенной версии Raptor. Raptor 2 планировался Маском как в Х10 раз более дешевая версия, а не только "улучшенная" (тяга 185 -> 230 тонн). Видимо, его ожидания не оправдались и достаточно дешевой модификации двигателя так и не появлось.
https://twitter.com/elonmusk/status/1420826978102435845
kraidiky
То что маск говорит про дешевизну и про «в десять раз» не нужно воспринимать буквально. Это всего лишь абстрактная миссия компании, к которой нужно стремится каждую секунду, на которую нужно покупать инвесторов, но которую не нужно и невозможно достичь. Он и про всю космонавтику в целом и про выведение говорил, что в десять раз снизит.
katok535
Разумеется, язык Маска переводится на обычный с теми же поправками, что и пресловутое "время Маска", но суть не меняется: для выполнения планов Маска по количеству двигателей нужно качественное упрощение конструкции, чего он ожидал от разочаровавших его инженеров. Именно поэтому он не жалел первые "сырые" протоипы двигателей, которые погибнут на предстоящих запусках, считая, что все равно нужны модернизированные.
И про космонавтику в целом, выведение, я так же считаю. Надеюсь, Маск снизит радикально стоимость вывода, что откроет новые возможности по полезным нагрузкам, невозможным до Маска. Не цепляясь к озвучиваемым им цифрам, а просто надеясь на "радикально". В 10 раз дешевле уже не кажется фантастикой.
Valerij56 Автор
На самом деле стоимость вывода аппаратов на НОО, если к орбите у вас нет особых требований уже значительно снизилась. По программе SpaceX «Rideshare» малый спутник на стандартных интерфейсах, массой до 200 килограмм выводится на орбиту за $1M, и далее до 847 кг по $5K за килограмм.