Привет, я Александр Пузеев, Software Lead инженер Beeline Казахстан. За 2021 год провёл 85+ собеседований, не считая внутренних переходов, то есть провожу одно собеседование в 3–4 дня. Я делаю это не потому, что мне нечем заняться или просто по фану. Это одна из моих рабочих задач.
В нашем подразделении все кандидаты проходят два этапа собеседования. Первый – интервью с рекрутером и техническим специалистом (это может быть senior-разработчик или техлид). Чаще всего я участвую именно в этом собеседовании. Такое интервью длится не более 1 часа 15 минут.
Второй этап – собеседование с командой, где участвуют все будущие коллеги потенциального сотрудника. На втором этапе мы задаём разные вопросы – технические и нетехнические. Затем команда и кандидат принимают решение, подходят ли они друг другу.
Коллеги шутят, что меня можно назвать «серийным интервьюером», поэтому позволю дать несколько рекомендаций тем, кто проводит собеседования. Тем более что не все коллеги любят и умеют проводить собеседования.
Постарался описать всё то, что считаю важным в процессе интервью. Не буду рассказывать, нужно ли задавать вопросы по алгоритмам или нет, расскажу только про процесс интервью. Мои рекомендации подойдут любому интервьюеру, который собеседует как на технические, так и на нетехнические специальности. Также статья будет интересна тем, кто только начинает проводить интервью и ищет больше информации о том, как процесс происходит в других компаниях.
Письмо кандидату с приглашением на встречу
Этой части как технический собеседующий я касаюсь довольно редко, но считаю, что собеседование начинается именно с приглашения. Это может быть письмо на e-mail или сообщение в мессенджер.
Напишите в сообщении всё, что важно знать кандидату:
кто его будет собеседовать, сколько человек придёт на встречу;
сколько времени может занять встреча;
если встреча проходит онлайн, с какого устройства нужно подключиться – только с компьютера или можно с телефона;
напомните, что нужно проверить камеру, интернет и звук.
Да-да, я знаю, что все эти пункты кажутся очевидными, но случаи бывают разные.
Предупредите кандидата, если понимаете, что можете опоздать на встречу
Если вы осознали, что не успеваете на встречу, обязательно предупредите кандидата или ответственного HR.
Меня одновременно злит и радует, когда кандидат не приходит на собеседование. Злит, потому что те 10–15 минут ожидания я мог бы продолжить работать и не переключаться на новую задачу. Радует, потому что я могу пойти и таки доделать эту задачу. В общем, если это злит меня, значит, будет злить и кандидата. Будьте вежливы.
Включите камеру и предложите сделать это кандидату
Новая work-from-home реальность диктует это правило – это располагает всех к более-менее нормальному общению.
Если у человека отключена камера, обратитесь к нему по имени и уточните, удобно ли ему включить её. Несмотря на то, что кандидата предупреждали в письме (см. п.1), возможно, у него изменилась ситуация.
Представьтесь и представьте коллег
Поставьте себя на место кандидата. Вы приходите в комнату (виртуальную или реальную), и с вами начинают говорить цветные квадратики с подписанными именами. Это точно не поможет расслабиться.
Поэтому в начале встречи озвучьте своё имя и должность, расскажите, что вы делаете на собеседовании. Например, вы разработчик и будете задавать вопросы по технической части. Или вы – представитель бизнеса, расскажете о проекте и будете задавать вопросы об опыте человека.
Расскажите как будет проходить собеседование
Этот пункт часто пропускают, но обычно кандидату интересно, когда он может задать свои вопросы, как ему планировать силы.
Например, я фиксирую все ответы кандидата в документе на ноутбуке, поэтому заранее говорю об этом. Не хочется, чтобы кандидат подумал, что я решаю личные или рабочие вопросы во время собеседования.
Побеседуем?
В большинстве руководств по собеседованиям об этом пишут так: «Не делайте из собеседования допрос. Задавайте вопросы и дайте кандидату возможность высказаться, ведите дискуссию плавно».
Если вы проводите техническое собеседование, разговор можно начать с рассказа кандидата о его опыте или с какого-то общего вопроса. Дальше по любому ответу можно разворачивать целые дискуссии. Глубина ответов кандидата быстро покажет, что нужно проверить ещё, а где опыта достаточно.
На мой взгляд, умение вести диалог приходит с опытом. Если это у вас уже получается – отлично. Если нет, то обязательно обратите внимание на остальные пункты. Соблюдая их, можно не переживать за диалог. Умение его вести придёт через 3–4 собеседования.
Поддержите кандидата
Вспомните свой опыт собеседования. Обычно волнение охватывает в самый неподходящий момент. Это можно произойти за 5 минут до начала собеседования, а может сразу после сложного вопроса, на который не знаешь ответа. Поэтому будьте внимательны к кандидату. Покажите, что отсутствие ответа на определённый вопрос ещё не означает общего провала собеседования. Говорите кандидату, что ответы на некоторые вопросы можно пропускать. Даже если в начале вы об этом проговорили, напомните ему про это, ведь в состоянии стресса (а собеседование – это стресс) из головы многое улетучивается.
Дайте кандидату возможность сохранить лицо
Бывает, что уже в первые 15–20 минут вы видите, что кандидат не подходит компании. Вы задаете пару проверочных вопросов, вспоминаете, кто был на прошлой неделе, и отчётливо видите разницу. Неважно, что произошло: неверно оценили резюме, кандидат слабоват, думали проверить джуна, но он оказался слабее, чем нужно команде сейчас.
Пожалуйста, не прерывайте интервью со словами: «Да-а-а, что-то совсем слабенько», не начинайте закатывать глаза или зевать. Помните, кандидат всё ещё остается в ИТ, он общается с другими разработчиками и компаниями. Даже если вы очень маленькая компания или вообще не ведёте публичных активностей, молва о собеседовании, которое закончилось грубостью за 10 минут, разносится быстро. Ещё кандидат может подтянуть скиллы за год и снова к вам прийти. Расставаясь друзьями, вы создаёте задел на будущее.
Предвижу комментарии: «Послушай, у меня таких приходит 10 в неделю, зачем тратить на них своё время? Может, лучше сразу сказать человеку, что он не тянет?» Конечно, вы можете закончить интервью раньше, просто подумайте как сделать это корректнее.
Дайте кандидату возможность высказаться
После беседы и ваших вопросов самое время для того, чтобы кандидат узнал всё, что ему интересно. Для вас это возможность рассказать про компанию: чем она хороша, почему стоит идти именно к вам. Звучит банально, но именно вы лучше всего знаете, чем выделяетесь на рынке.
Ещё по вопросам, которые задал кандидат, можно дорисовать его «портрет» и понять, подходит ли он вам по майндсету, впишется ли в команду и т.п.
Что будет дальше?
После того, как все задали свои вопросы, расскажите кандидату, чего ему ожидать. Когда от вас придёт ответ, какие ещё этапы ожидают кандидата, кто и когда с ним свяжется. Важно соблюдать все эти сроки и предупредить, если что-то сместилось.
Обратная связь
Самая сложная тема для меня. И, судя по общению с коллегами, многие до сих пор принимают обратную связь близко к сердцу.
Здесь важно помнить, что собеседование само по себе – субъективная штука. Например, мы практически постоянно ищем Senior-разработчиков в команду. Но требования к Senior-позиции в одной компании не равны требованиям в другой. Да, компании придумывают разные пути, чтобы уменьшить этот субъективизм. Где-то получается лучше, где-то – хуже. В случае интервьюеров – это, скорее, мой призыв: не бойтесь давать вашу «субъективную» обратную связь. Возможно, именно ваши комментарии окажутся полезными.
В нашей компании процесс обратной связи работает так: после собеседования рекрутеры отвечают всем кандидатам, то есть отправляют и офферы, и письма о том, что кандидат не прошёл дальше. И всегда уточняют, нужна ли человеку развёрнутая обратная связь.
Если да, интервьюер пишет текст с описанием того, какие области рекомендуется подтянуть кандидату, иногда даёт ссылки на курсы или книги. Мне кажется, важно давать обратную связь именно тем, кто её просит.
Конечно, жаль, если кандидат обижается, что мы его недооценили, но всё-таки большинство реакций на такой развёрнутый ответ – положительные. Кроме того развёрнутый ответ хорошо влияет и на бренд работодателя.
Что в итоге
Собеседование – это такая же рабочая встреча, как и другие. Поэтому к нему нужно готовиться. Если у вас получится учесть все 11 пунктов, будет замечательно. Если сократить мои рекомендации до нескольких пунктов, можно сформулировать их так: будьте эмпатичны, открыты и подумайте, что на месте кандидата когда-нибудь можете оказаться и вы.
Комментарии (13)
svetadanilchenko
17.12.2021 17:49+1Мне классное принесла в фейсбук на эту тему коллега, директор по продукту:
«Если я вижу что кандидат явно слабее чем мне сейчас нужно, что команда не потянет его обучение с этого уровня, но сам кандидат мне нравится (замотивирован + софтскиллы + знает зачем мы ему нужны + системное мышление) словом потенциально очень хорош но не сейчас, то я прямо говорю об этом, рассказываю чего мне не хватает в нем на данный момент и почему именно эта открытая вакансия требует от соискателя большего опыта и предлагаю если мы ему тоже понравились или придти к нам позже когда он еще какие-то обсуждаемые навыки наработает, или пингануть меня через оговорённое время если я полагаю что для него появится более подходящая вакансия. Это помогает планировать свои силы (ресурсы команды) в обучении и открывать совсем джуновые вакансии - если знаешь что есть какое-то количество людей которых ты готов учить под себя.
Чудо, но кажется в январе к нам придут таким образом двое очень классных ребят, с которыми мы собеседовались в начале осени».
По-моему крутой подход.
JustCatherine123
18.12.2021 10:42+2У меня было собеседование ( второй этап) по зум на этой неделе. Двое из 4 людей со стороны работодателя даже не удосужились включить свою морду лица. Посчитала это пренебрежением к себе. В следующий раз, наверное, не буду это игнорировать. Но меня удивило, что hr, с которой у нас был первый этап собеседования, написала на следующий день и спросила, как прошло общение, какие впечатления. Такого ещё не было.
Tirex Автор
18.12.2021 11:29+2У всех разный уровень комфорта, кому-то нормально без камер. Да, обязательно говорите об этом в процессе. У меня последнее время чаще наоборот, мы с коллегами включаем первые, кандидаты подключаются.
anzay911
По обратной связи - можно переложить ответственность на команду. "Вы отличный кандидат, лучше предыдущего. Но коллектив полагает, что скорее всего вам будет трудно в него влиться". И оценили хорошо, но паззл не сошёлся.
ivlad
Почему не сказать честно? Честный фидбек даёт адекватному кандидату возможность расти.
anzay911
Это может быть интересно крупной компании, чтобы человек нарастил скиллы и снова попробовал прийти именно к ним через какое-то время. А в большинстве случаев он никогда не будет вашим коллегой, достаточно вежливо попрощаться.
Адекватный кандидат, насобирав отказов, и без фидбеков будет повышать свою конкурентоспособность.
glestwid
Просто при ответе "трудно в него влиться" ни фига не понятно, что именно во мне не так и что стоит сменить.
ivlad
Во-первых, непонятно, как без фидбека растить именно те скилы, которые провисают. Во-вторых, даже если кандидат больше никогда не станет коллегой в этой компании, с ним можно пересечься в другой, можно встретиться на конференции, у него могут спросить про опыт собеседования, он может сам про свой опыт собеседования написать. Я больше одного раза встречался впоследствии с людьми, которым на собесе отказал. В-третьих, мелкое, беспричинное враньё - это плохо, да и глупо.
pkashtanov
Без фидбека никуда.
pkashtanov
Правильно, а неадекватные отфильтруются.