Последние лет пять я работаю инженером второй линии поддержки абонентов IP телефонии. Некоторую часть моей работы занимает решение проблем с SIP телефонами и их настройка. За эти годы через мои руки прошли тысячи различных телефонов и о многих из них у меня есть моё субъективное мнение, которым я решил с вами поделиться. Возможно кому-то это упростит выбор телефона для офиса. На Хабре есть статьи про выбор телефона, но они похоже основываются на общих впечатлениях от обзора, рекламной информации и возможно на личном опыте использования в отдельно взятой организации. Моё же мнение основано на решении проблем возникающих в работе нескольких десятков тысяч IP телефонов. Ко мне попадают проблемы, которые могут проявляться крайне редко и с которыми вы возможно никогда не столкнётесь. И да, это мнение субъективное и в нём скорее всего присутствует ошибка выжившего наоборот. Я ковыряюсь со сбитыми самолётами, те что долетели до аэродрома проходят мимо меня.

Клиенты часто спрашивают, какой телефон выбрать? Если отвечать кратко, то стационарный Yealink T19. Если нужен радио, то берите Yealink W52p. И можно было бы подумать, что это реклама Yealink, но увы, они даже не знают обо мне.

Дальше поговорим о большей части тех аппаратов с которыми мне приходится работать. Ещё раз обращаю внимание, что это крайне субъективный разбор, основанный на количестве танцев с бубном необходимых что бы заставить работать ту или иную модель телефона. Так же в мои руки не попадают телефоны у которых нет никаких проблем, они банально до меня не доходят. Но… если проблем нет у телефона, это ведь не гарантирует, что проблем нет в сетевом оборудовании клиента. Так что тем или иным боком, через мои руки проходят практически все модели телефонов. Так же обращаю внимание, что разбирать я буду исключительно IP аппараты под протокол SIP. На данный момент он доминирующий, но не единственный. Периодически обращаются клиенты с просьбой настроить телефон не поддерживающий SIP протокол, но мы таким не занимаемся. Да, есть некоторые телефоны у Cisco, которые можно перепрошить под SIP, но любая перепрошивка сопряжена с риском превратить аппарат в кирпич, поэтому мы таким обычно не занимаемся и это тема для отдельной статьи.

Всё куда можно завести SIP линию условно делится на две большие категории, физические устройства и программные решения. К физическим относятся собственно сами телефонные аппараты, шлюзы для конвертации IP телефонии в аналоговую (это нужно что бы подключать древние телефоны цепляющиеся по лапше. Раньше МГТС и Ростелеком такие использовали), а так же платы расширения для некоторых АТС. К программным решениям я отношу софтфоны и различные софтовые АТС по типу Астериска. Да, я знаю, что есть софтсвичи и прочее, но покамест если таковые к нам и попадали, то в качестве сопровождения со стороны клиента шёл сисадмин, у которого были конкретные вопросы, а не просьба заставить вот эту штуку работать.

Рассматривать сегодня я буду исключительно телефонные аппараты. Но пожалуй пару слов скажу о шлюзах. Если кратко — это плохая идея. Я понимаю, когда данное решение используется в связке с уже проложенной аналоговой телефонной сетью, но городить такое с нуля я бы трижды подумал. Минусов у подобного решения на мой взгляд всё же больше, чем плюсов. Да собственно плюс тут только один, цена. Хотя и она не так что бы уж совсем намного ниже в итоге выходила. Но это моё субъективное мнение и возможно кто-то, поддерживающий телефонию в крупном офисе, может что-то здесь возразить. Если всё же нужно подключать именно шлюз, то я бы не советовал брать Cisco, а остановил бы свой выбор на шлюзах от Grandstream. Кстати по интерфейсу можно понять, как тот же Grandstream “ценит” данное направление. Веб интерфейс у них прямиком из нулевых. И да, это плохо. Не круто заполнять простыню с настройками, а потом ловить какой-то сбой из-за которого настройки не применились и давай всё по новой.

Вот так выглядит меню настройки шлюза. И там вниз ещё экранов на пять. Всё в одном месте. Применение настроек отправляет шлюз в перезагрузку.
Вот так выглядит меню настройки шлюза. И там вниз ещё экранов на пять. Всё в одном месте. Применение настроек отправляет шлюз в перезагрузку.

И так поехали. Начнём с великой и ужасной Cisco. Роллс-Ройс в мире сетевых железок, а так же успешный продавец курсов и сертификатов. При всём моём уважении к их сетевым железкам, но в плане SIP телефонов для обычного потребителя, это чуть ли не худшее решение. Возможно дело в том, что по факту данной продукцией занимается дочернее подразделение Linksys (И да, их вроде как в 2013м Belkin выкупил, но позиционируются они всё равно, как Cisco. Если кто может объяснить это, буду благодарен). С одной стороны по данным аппаратам довольно мало обращений, хотя аппаратов данной фирмы на руках у наших клиентов не так уж много, ввиду их высокой цены. Так что мне сложно судить об их надёжности. Но вот в плане настройки и веб интерфейса это каменный век. Удобный эргономичный интерфейс? Не, это не про Linksys. И да, я в курсе, что сетевые железки Cisco вообще через консоль настраиваются, но это не повод делать настолько убогий веб интерфейс. В плане удобства это что-то на уровне шлюзов. Так же стоит быть аккуратней с тем, что есть модели не поддерживающие SIP. Некоторые в принципе не поддерживают, некоторым требуется перепрошивка. Так же отдельную боль доставляет тот факт, что на некоторых моделях подключиться к веб интерфейсу возможно только через Lan порт. Ну то есть для удалённой настройки к нему нужно напрямую подключать компьютер.

При этом я всё же считаю данные телефоны довольно надёжными. Если получится настроить, то проблем в работе скорее всего не будет. Но моя выборка с ними не очень большая. Несколько сотен телефонов всех моделей.

Неинтуитивное меню с какой-то странной логикой от инженеров не сумевших в графический интерфейс.
Неинтуитивное меню с какой-то странной логикой от инженеров не сумевших в графический интерфейс.

Atcom… Довольно редко встречающаяся фирма. Но был один нюанс. Некоторые операторы IP телефонии в списке поддерживаемого оборудования выкладывали списки моделей. И первой моделью там шёл Atcom AT-530 . Если меня спросят о худшем в плане настройки телефоне, то это будет именно он. К счастью последние несколько лет такие динозавры уже не встречаются, но вот когда я только начинал работать, в середине нулевых, этот «шедевр» знатно доставлял тем, что настройки нужно было вводить в несколько этапов, на каждом из которых телефон приходилось перезагружать. Плюс крайне корявое меню. Всё это делало настройку практически невозможной для обычного пользователя.

По новым их моделям ничего сказать не могу, т. к. видел всего пару раз. Всё дело в том, что данной фирмы больше нет в списке на бесплатную настройку в моей компании. Если вдруг решите брать такие, то либо имейте в запасе собственного сисадмина, либо уточняйте у вашего оператора связи, настраивают ли они данные аппараты бесплатно. Новых моделей у наших клиентов кот наплакал и обращаются они с ними крайне редко.

Худший IP телефон в моей жизни. Лучи добра ему.
Худший IP телефон в моей жизни. Лучи добра ему.

D-Link серия DPH . В основном речь о DPH-150. Мне этот телефон откровенно не нравится и я считаю его крайне плохим. Если к аппаратам выше были претензии в плане корявости меню, то здесь так же накладываются проблемы с прохождением голоса и регистрацией. Очень капризный телефон. Периодически сталкиваюсь с тем, что обращается клиент с десятком таких и по какой-то причине один или два из них ни в какую не хочет работать. Одинаковая модель. Одинаковая прошивка. Роутер один и тот же их выпускает. Но один аппарат заводится и нормально работает, а второй ни в какую. С чем связано, непонятно. Лечится сменой локальных портов, прописываением IP в качестве сервера регистрации и много ещё каких танцев с бубнами. Не рекомендую. Плюс веб интерфейс из нулевых с уровнем интуитивности -1.

Корявое и плохо структурированное меню, загадочные плавающие проблемы. DPH-150S во всей красе.
Корявое и плохо структурированное меню, загадочные плавающие проблемы. DPH-150S во всей красе.

Fanvil – сын маминой подруги для D-Link. Порой мне кажется, что те люди, которые делали веб интерфейс для D-Link всё осознали, набрались опыта и сделали интерфейс для Fanvil. Вообще, как по мне, довольно неплохие телефоны. Намного менее капризные, чем D-Link. И их не так уж мало на руках у клиентов, а аварийных обращений по ним практически нет. В общем-то серебряное место в моём рейтинге я бы отдал наверное им.

Неприхотлив. Прост в настройке. Меню напоминает D-Link, но на порядок удобнее. Плюс нет плавающих глюков с голосом и регистрацией.
Неприхотлив. Прост в настройке. Меню напоминает D-Link, но на порядок удобнее. Плюс нет плавающих глюков с голосом и регистрацией.

Panasonic. Главный минус и одновременно плюс, это веб интерфейс который нужно постоянно включать с трубки. Без этого в настройки даже невозможно зайти. Безопасники аплодируют стоя. Для службы поддержки же это источник боли и огорчений. Для некоторых сотрудников в меню то зайти проблема, а уж натыкать включение веб интерфейса задача из разряда «на пределе». Так же отдельно стоит отметить беспроводные модели. TGP500 и TGP600. У пятисотой плюс в том, что веб включается просто нажатием на центр джостика и вводом комбинации #534. Обычно это ни у кого проблем не вызывает (хотя и тут бывают исключения. Вам доводилось объяснять человеку что такое «центр джостика»?). Но следом к этому удобству идёт огромный минус. В веб интерфейсе не отображаются зарегистрированные на базе трубки. И проверить это можно только с трубки. Для удалённой настройки телефоны Panasonic источник боли и страданий. TGP600 это тот телефон который я бы брал себе. Но если вопрос стоит о том, какой аппарат брать в офис… Я бы хорошенько подумал. Из удобств у 600й модели это возможность перезагрузить базу с трубки. Лечит 50% всех проблем с данным телефоном. В общем аппарат из разряда и хочется и колется.

Мой личный выбор. Такой я бы взял для себя.
Мой личный выбор. Такой я бы взял для себя.

Grandstream... Тут в некоторых статьях их сильно хвалили. Ну чтож... Из явных косяков у проводных моделей энергозависимая память в которой хранится конфиг. Не знаю у всех или нет, но с данной проблемой клиенты обращаются частенько. В них видимо батарейка стоит или ещё что-то, но по прошествии нескольких лет эти телефоны начинают скидывать конфиг при отключении от розетки. И это прям вот реальная боль для многих клиентов. Некоторые на полном серьёзе подключают их через ИБП, что бы не перенастраивать при каждом скачке электричества. В общем серию GXP не советую брать ни при каких условиях. (если случится чудо и этот абзац прочтёт кто-то из Grandstream, я буду крайне признателен если вы объясните, что за ерунда творится с вашими телефонами и как это чинить клиентам)

Из радио моделей хочется отметить 720, в которой везде настройки линий отображаются диагональной лесенкой, но в настройках линии для исхода эту логику посылают лесом и выставлять нужно в столбик. Проблема проявляется при первичной настройке базы с несколькими трубками. Первый раз столкнувшись с таким, потратил два часа. При этом один час уже был после работы. Потом ещё несколько раз клиенты обращались, которые пытались сами настраивать и так же влетели с этой настройкой. Причина проста, если вы в главном меню показываете какую-то логику, то и в остальных интерфейсах придерживайтесь её, а не городите новую. Так же в плане проблем можно отметить что данные аппараты не дружат друг с другом и требуют дополнительной настройки портов для голоса. Нужно раскидывать аппараты по разным диапазонам портов. Иначе высок риск коллизий, когда голос от одного звонка будет прилетать в другой. Но в целом довольно неплохие телефоны, особенно мне нравятся их радио модели, от DP720 и выше.

Коллизии с голосовыми портами. Самопроизвольный сброс к заводским.
 Если бы не это, то был бы одним из лучших вариантов, но увы.
Коллизии с голосовыми портами. Самопроизвольный сброс к заводским. Если бы не это, то был бы одним из лучших вариантов, но увы.

Gigaset, он же Siemens. Сталкивался только с радио моделями. Но часто. Из удобств встроенная утилита. gigaset-config.com введённый в браузере покажет все телефоны данной фирмы в вашей локальной сети. Правда не всегда, но довольно часто. А теперь о плохом. Базы могут поддерживать 5-6 трубок. Но одновременно работать будут только две. Если они в звонке, то остальные отдыхают. Ни вход, ни исход с них не сработает. И да, на коробке вроде как написано, что держит три звонка, но это почти ложь, т. к. Эти три означают, что два по протоколу SIP, а ещё один по аналоговой линии, которой в 99,99% случаев у вас всё равно нет. Так же при настройке стоит обратить внимание на выбор линии для исхода. А так же на наличие встроенного автоответчика, который вот вообще нашим людям не нужен, но часто ломает логику входящих звонков в сценариях когда дозвон идёт на несколько телефонов. Ну и вишенка на надгробии, у Gigaset есть модель A510 и это аналоговый телефон. А есть A510 IP. И клиенты их периодически путают. Зачем и на кой ляд нужно было выпускать два телефона с одинаковым названием, категорически непонятно.

Выбор линии для исхода. И линий для входа. Здесь же у некоторых моделей находится настройка автоответчика. Выключать, однозначно выключать.
Выбор линии для исхода. И линий для входа. Здесь же у некоторых моделей находится настройка автоответчика. Выключать, однозначно выключать.

Ну и замыкает мою подборку Yealink. Мой личный №1. Причём практически каждая модель. Почему так? Неприхотлив. Прост в настройке. Понятный и простой веб интерфейс с множеством нужных и полезных настроек. Причём по телефонам данной фирмы видно, что разработчики не сидят сложа руки и занимаются допиливанием нужного функционала и оптимизацией настроек. В пример приведу две настройки «Разрешить вызовы по IP» и “Принимать звонки только от SIP-сервера”. Изначально этот функционал был настроен так, что телефон можно было ддосить спам звонками по IP, но в последних версиях прошивки настройка уже по умолчанию переключена в такой режим, когда данная атака не сработает. Так же я не встречал случаев, как с D-Link, когда настраивая десяток телефонов, один с теми же самыми настройками, что и остальные, не взлетает. В общем в плане настройки, работы и функционала, на мой взгляд, телефоны данной компании лучшее из того, что есть сейчас на рынке в бюджетном ценовом сегменте.

Дёшев, неприхотлив, прост в настройке. Автомат калашникова в мире IP телефонии.
Дёшев, неприхотлив, прост в настройке. Автомат калашникова в мире IP телефонии.

Что осталось за бортом? Huawei, Yeastar и ещё несколько компаний с продукцией которых мне практически не приходится сталкиваться. Поэтому я не могу составить по ним какого-то мнения. А судить по одной, двум моделям попавшми мне в руки было бы глупо. Да, они возможно неплохи и в чём-то лучше того, что я перечислил выше, но у них есть один недостаток, они редки в наших широтах. А в выборе телефона я бы всё же ориентировался не на супер-функционал, а на то, умеет ли ваша техническая поддержка с ними работать и будет ли она это делать бесплатно.

Так же хотелось бы предостеречь от ситуации, когда снят офис в Москва Сити, наняты продажники с окладом 100500 в наносекунду, куплены самые дорогие телефоны и гарнитуры и… и всё это упирается в ноунейм китайский роутер за 10 баксов от вашего провайдера. Такая ситуация ещё терпима, когда у вас 1-2 сотрудника, но когда у вас целый Call-центр висит на такой железке? Увы, но ситуация, когда бизнес клиента уже вырос до необходимости заводить собственную IT службу, а осознания этого ещё не пришло, обыденность в моей работе.

Комментарии (66)


  1. hda1
    25.12.2021 14:49
    +1

    TGP500 и TGP600 поддерживают получение файла конфигурации с TFTP или WEB сервера (autoprovision), а в этом файле можно разрешить постоянный доступ к WEB интерфейсу и установить пароль пользователя. В документации это всё расписано.


  1. leveler
    25.12.2021 15:33
    +1

    Yeastar и Yealink родственные фирмы, если вообще не одна. Yeastar в основном выпускает АТС и облачные сервисы.

    Что касается T19 - аппарат неубиваемый. У меня попадали под взрывы порошковых огнетушителей - протерли тряпочкой - работают как часы, на одном аппарате клавиша под дисплеем только начала немного залипать, но потом ожила.

    Но T19 - старая модель, сейчас в роли "автомата Калашникова" T31.


    1. evros
      25.12.2021 23:55
      +1

      За 19 - +100! В офисах совокупно около 400 шт. Вообще нет проблем. А автопровижн про сравнению с гранд стрим - это нечто...


  1. redneko
    25.12.2021 16:41
    +1

    Достал с полочки свой ATA186, сдул пыль. Поистине неубиваемая железка, построенная на SoC от DVD-плеера. Кое-где изредка на работе еще применяются для организации служебной связи из комментаторских, запихивая голос с них в дополнительные стереопары SDI.


  1. nApoBo3
    25.12.2021 17:01

    За yealink тоже есть косяки. Мрут трубки, мрут разъемы трубок, мрет poe.


    1. zxcvbv
      26.12.2021 01:25

      А еще у тех моделей, что приходилось использовать, нет SRTP, что в большинстве применений убивает смысл в этих девайсах. Вроде как нет из-за российских законов, запрещающих подобное шифрование голоса, но найти какую-либо "глобальную прошивку" не удалось.


      1. PNSpasskiy Автор
        26.12.2021 07:31

        А что за модели были? На всех современных поддержка SRTP вроде есть.


        1. zxcvbv
          27.12.2021 17:08

          FxS-шлюзы, модель счас не подскажу, но практически вся линейка. Поддержка SRTP как бы есть, оно даже в малуале расписано, но по факту идет приписка "* Внимание! В продуктах, предназначенных для стран-участников таможенного союза, данный функционал отсутствует."


  1. kik_krsk
    25.12.2021 17:43

    Вставлю свои 5 коеек. Шлюзы grandstream удобные и неплохие. Но со временем начинают шипеть или отказывать аналоговые порты. Обычно года через 3 очень обидно когда это железка на 48портов ценой под 1к$. Addpack и audiocodes которым лет 15 работают до сих пор, но цена за новый космос.

    Фанвилов умирает рычаг снятия трубки через раз реагирует.


    1. enamchuk
      25.12.2021 18:47

      В защиту шлюзов Grandstream могу сказать, что шипение легко лечится заменой конденсаторов, которые легко найти в любом магазине, продающим радиодетали.
      Дизайн web-интерфейса из 2000-х, но я не считаю это недостатком, как раз наоборот, потому что устройства можно настраивать из любого древнего браузера.


      1. kik_krsk
        26.12.2021 07:25

        Отдавал в два разных сервиса. Сказали дело не в кондерах.:(


      1. PNSpasskiy Автор
        26.12.2021 07:39

        По шлюзам Grandstream претензия к интерфейсу не то, что выглядит древно, а то, что одной простынёй и при её применении железка обычно улетает в ребут. Не очень удобно, особенно если всего одну небольшую настройку нужно поменять. Ну и проблемы с тем, что настройки могут не приминиться и придётся по новой всё прописывать, такое себе. Но это придирки от поддержки оператора связи.

        С шипением да, клиенты часто обращаются. Причём проблемы возникают у конкретных портов. Если есть запас, перекидываем на свободный порт. Если нет, разбираться со шлюзом. Большинство клиентов с паяльником не сильно дружат. Так что обычно под замену.


  1. DavisR
    25.12.2021 17:52

    если случится чудо и этот абзац прочтёт кто-то из Grandstream, я буду крайне признателен если вы объясните, что за ерунда творится с вашими телефонами и как это чинить клиентам

    Ну не знаю, зависали порты на новом шлюзе, связался с саппортом, быстро отозвались, дали бетку прошивку. Проблема ушла.

    Пробовали спрашивать?


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 07:45

      Мы так поняли, что это аппаратная проблема и без вмешательства сервисного центра её решить не получится.

      Так же из весёлого у серии GXP, это разъём под гарнитуру. Который точно такой же, как и под трубку. При этом трубка не работает через этот разъём. В итоге у клиентов паника, стрес и порывы бежать сдавать брак. Лечится банальным перетыканием провода трубки в соседний разъём. Мелочь, но с ней похоже каждый второй владелец этих аппаратов сталкивается, т.к. обычно втыкают куда втыкается.


  1. FSA
    25.12.2021 19:47

    Мой первый SIP телефон D-link DPH-150. Стоил относительно дёшево. Брал, чтобы побаловаться с Asterisk. Там у меня был модем Huawei E-150. Могу сказать, что телефон работал. Мог спокойно принимать звонки. С него особо не набирал. Смысла не было, потому что рядом стоял служебный городской телефон безлимитный (потому что АТС наша). Ничего плохого сказать не могу. Через него же принимал звонки через шлюз AddPac. Тоже никаких проблем не было. Что точно оценить не могу - это автонастройку. Она мне была не нужна. Сейчас телефон лежит у мамы. Всё хочу забрать, но из-за коронавируса не хочу лишний раз подвергать кого-либо опасности, тем более маму.


  1. arheops
    25.12.2021 21:23

    А если «дешев» не основное требования, берите Polycom. Все шикарно работает и не ломается. И выглядит как-то поприличнее.


  1. aMster1
    25.12.2021 22:26
    +1

    С ip телефонами работал мало, в основном со шлюзами. Но кратенько:

    Огромный минус панасонику за отключаемый вэб интерфейс! Просто пипец какой-то. Поскольку специфика работы такова что до телефона может быть 200 верст на оленях, это очень неудобно. Причем раз есть возможность настроить это аутопровайзинге, не знаю что мешает сделать данную опцию в вебинтерфейсе и наоборот, при необходимости, отключать ее провайзингом.

    Dlink 150 покрутил буквально пару раз - и на вид, и на слух дешевка еще та.

    Yealink несколько аппаратов - очень понравилась громкая связь.

    Iskratel - основной пока у нас аппарат, на базе isdn моделей. Тупенький, но в целом надежный. Громкая связь как бы есть, но уж лучше бы ее не было. Пользоваться нормально невозможно.

    По шлюзам:

    очень нравятся addpac - и по качеству и по возможностям. Ну фиг ли - там основная cli как у циски, можно что угодно сделать. Правда есть нюансы - у разных моделей разное поведение. Из первого опыта вспоминается - потренировался на маленьком шлюзе, копирую настройки на большой - не работает, КПВ нет. Откатился, начал ковырять. Вайершарком нашел разницу в ответах, пофиксил одной командой. А, вспомнил, не дружат с пульсовым набором. А у гребаного панасоника после избавления от рычажка переключения набора, по умолчанию ставится пульс. Нет, там конечно есть способ куда потыкать паяльником чтобы избавить от такого нехорошего поведения, но это не комильфо.

    Второе место, как ни странно - натексы. У нас есть маленькие vc115-2 и большие vc220. Работают надежно, понимают и тон и пульс. Веб интерфейс конечно, не все можно сразу найти. Имеются некие нелогичности. Например настроить callerID на порту можно, но не в разделе callerID, как можно сначала предположить, а в разделе hot line (кажется, сейчас не помню)

    Грандстримы. Почти хорошо, но блин почему для того чтобы посадить номер на порт, я на станции должен настраивать для него специфический порт sip? Первый порт на 5060, второй 5062 и т д. Кстати, вспомнил, у панасоника tgp500 тоже такая фишка есть. Только там порты через 10. Как я матерился в первый раз! Почему addpac и nateks вполне могут разобрать где у них какой номер прибит, а у грандстрима не выходит такая сложная задача?


    1. pmcode
      26.12.2021 06:24

      Второе место, как ни странно - натексы. У нас есть маленькие vc115-2 и большие vc220.

      Это D-Link, от Натекса там только шильдик снаружи и лого в шапке web-морды. Вот VC 24/48/72 - это уже отечественная разработка, но там и глюков поболее будет. Вообще из наших хорошие конкуретные модели только Элтекс делает.


    1. BDI
      27.12.2021 12:58
      +2

      А у гребаного панасоника после избавления от рычажка переключения набора, по умолчанию ставится пульс. Нет, там конечно есть способ куда потыкать паяльником чтобы избавить от такого нехорошего поведения, но это не комильфо.


      Не комильфо, но работает — нужно убрать один диод(D919 — там на плате целая «матрица» под задание дефолтовых для разных регионов настроек, проверено для KX-TS2365RU, KX-TS2362RU). Если бы мне эта информация попалась лет 10 назад — сколько бы батареек не пошло бы в помойку…


  1. amarao
    25.12.2021 22:57

    А какие средства автоматизации вы используете? Я вижу, у большинства устройств есть веб-интерфейс, возможно, туда можно засылать данные с помощью requests или модуля uri.


    1. evros
      25.12.2021 23:56

      Автопровижн...


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 08:01

      Не уверен, что возможно применить автоматизацию в условиях, когда сотни моделей аппаратов в комбинации с сотней моделей сетевого оборудования, порой с уникальными настройками. Собственно сама настройка аппарата в моей работе, если всё идёт гладко, занимает около минуты. Больше времени уходит на получение доступа, выяснение IP аппарата. Если же с базовыми настрйками не взлетело, то автоматизация и подавно не поможет, т.к. приходится подбирать комбинации настроек, которые позволят получить желаемый результат.


      1. amarao
        27.12.2021 12:25

        Как раз тут роботы хорошо и справляются. Вот это "получение доступа, выяснение IP".


        1. aMster1
          27.12.2021 19:18

          А что ваши роботы будут делать если вдруг при звонке отсутствует КПВ? То есть по факту соединение то устанавливается, просто у вызывающего нет гудочков в трубке? Тишина, а потом раз и соединилось... Или нет...


          1. amarao
            28.12.2021 11:06

            Видимо, запишут в прометей метрику о проблеме, сработает алерт, плюс будет статистика по моделям.


  1. VitalKoshalew
    26.12.2021 01:01

    Зачем это всё в 2021 году? Чем плохи Softphone-ы? Я уже не говорю о Teams/Zoom и т.д. (чем плохи последние ещё можно понять — информация выходит за пределы предприятия).


    1. zxcvbv
      26.12.2021 01:33

      Для техподдержки (на которую позиционируется статься), реально не нужны. Тем более, трубки. А вот для какого-нибудь офис-менеджера - вполне.


      1. VitalKoshalew
        26.12.2021 06:18

        У офис-менеджера нет компьютера и сотового телефона?


        1. zxcvbv
          27.12.2021 16:58

          Первое неудобно в использовании, второе в администрировании.


          1. zxcvbv
            28.12.2021 11:18

            Поясню: офис-менеджер не сидит постоянно за компьютером, плюс зачастую важен внешний вид рецепциониста, плюс звонки не являются задачей, на которую он тратит большую часть рабочего времени, поэтому гарнитура не вариант. Личные сотовые телефоны сотрудников настраивать - отдельный ад. Особенно если учесть какая текучка бывает на рецепшене, и какого уровня квалификации бывает средний пользователь. IP-телефон/FxS шлюз здесь подходит куда лучше: настроил и забыл.


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 08:27

      Хороший вопрос. Попробую на него ответить.

      Софтфон на смартфоне в ряде случаев плохая идея. Может работать крайне не стабильно. И это довольно частая жалоба со стороны клиентов. Настолько частая, что мы вывесили предупреждение, что софтфон на смартфоне это всё на ваш собственный страх и риск и ответственности за качество не несём от слова совсем.

      По софтфонам на компьютере/ноуте. Да всё отлично с ними. Проблема начинается, когда сотрудника нужно из офиса выгнать на удалёнку. И если с тем же IP телефоном сотрудник просто берёт его под мышку и едет домой, то с софтфонами всё немного сложнее. Действительно не много. Но тут уже вопросы к целевой аудитории пользователей. Так же остаются проблемы с тем, что сотрудник вынул/вставил гарнитуру и начал разговаривать "из ведра", т.к. софтфон вместо гарнитуры подхватил встроенный микрофон или микрофон от вебки. Много тонкостей на самом деле. Я бы сказал, что на порядок больше, чем с телефонами.

      "Я уже не говорю о Teams/Zoom и т.д." - а тут похоже недопонимание для чего используется телефония в современных реалиях. Вам когда-нибудь звонила "служба безопасности Сбербанка" на Zoom?


      1. VitalKoshalew
        26.12.2021 09:26

        Софтфон на смартфоне в ряде случаев плохая идея.

        По сравнению с чем? Если конкурентом в 2021 году выступает DECT-овидные ужасы, у которых, по вашим же словам, основной плюс — возможность перезагрузить глючащую базу с трубки, то WiFi-сети в офисах + смартфон отлично справятся. Если встаёт вопрос о доступности в любой ситуации, в том числе при сотовом подключении, то softphone-ы с поддержкой push достаточно стабильно отвечают, не теряя звонки, а в крайнем случае звуковой канал можно по LTE или даже GSM пустить, сохранив при этом всю гибкость softphone-а.

        И если с тем же IP телефоном сотрудник просто берёт его под мышку и едет домой, то с софтфонами всё немного сложнее.

        Мне кажется, как раз наоборот. Железные SIP-телефоны достаточно ограничены, поддержка VPN в них если и есть, то номинальная, SRTP и прочее вон тут прямо в комментариях пишут, что не очень поддерживается. А softphone-у вообще плевать, где ноутбук или мини-PC с ним в сеть воткнули — полноценная ОС компьютера обеспечит VPN и всё необходимое, даже если ещё вчера такая задача не стояла: развернуть VPN на всех компьютерах предприятия — дело пару минут (опускаем этап подготовки/настройки центральной инфраструктуры). С железным телефоном, который покупался для работы в офисе, скорее всего, ответ будет «купите другую (более дорогую) модель».

        «Я уже не говорю о Teams/Zoom и т.д.» — а тут похоже недопонимание для чего используется телефония в современных реалиях. Вам когда-нибудь звонила «служба безопасности Сбербанка» на Zoom?

        Вы не могли бы пояснить свою инсинуацию? В современных условиях бизнес-коммуникаций в общем виде именно «телефония» используется всё реже и реже. Используются текстовые коммуникации и видео-конференции (причём неважно, все ли участники сегодня будут с видео или ни одного, технология всё равно та же используется). «Созвоны» через narrowband телефонию уходят в прошлое.
        А в call centre-ах агентам ничего кроме хорошей какой-нибудь Plantronics гарнитуры не нужно, у них script на экране компьютера, они даже звонки не сами принимают, а им они автоматически прилетают. Кроме устаревших технологий/процессов я не вижу причин использовать железные телефоны в call centre-ах.


        1. PNSpasskiy Автор
          26.12.2021 19:24
          +1

          По сравнению с чем? Если конкурентом в 2021 году выступает DECT-овидные ужасы, у которых, по вашим же словам, основной плюс — возможность перезагрузить глючащую базу с трубки, то WiFi-сети в офисах + смартфон отлично справятся. Если встаёт вопрос о доступности в любой ситуации, в том числе при сотовом подключении, то softphone-ы с поддержкой push достаточно стабильно отвечают, не теряя звонки, а в крайнем случае звуковой канал можно по LTE или даже GSM пустить, сохранив при этом всю гибкость softphone-а.

          Увы, но практика показывает, что по сравнению с чем угодно. И нет, не справляются. Это не теория, это суровая реальность. IP телефония на смартфоне это русская рулетка в которой не ясно, сколько патронов в барабане. Вам может повезти и у ваших сотрудников будет всё идеально, но скорее всего идеально не будет. Опять типичнейшая ситуация, когда в офисе десяток сотрудников и у половины на смартфонах работат НЕ нормально. Причины различные, от низкого качества интернет соединения, до конкретно этого смартфона, его прошивки, установленныйх приложений и фазы луны. И нет, ваш оператор телефонии разбираться с этим не будет, т.к. для решения проблемы необходимо было бы взять этот телефон в руки, а учитывая, что на смартфонах сейчас у людей стоит много чего, начиная от гос.услуг и заканчивая банковскими приложениями и каршерингом, технической поддержки вообще ни разу не интересно брать на себя риски обвинений в том, что что-то после их вмешательства пошло не так. Лично у меня на смартфоне IP телефония работает сносно. При подключении по Wi-Fi даже хорошо. Но как бизнес решения я бы пока такое не рассматривал. Проще и надёжнее (и опять же не всегда), использовать FMC. Которое тоже местами работает довольно погано, но в целом лучше, чем мобильный софтфон.

          Мне кажется, как раз наоборот. Железные SIP-телефоны достаточно ограничены, поддержка VPN в них если и есть, то номинальная, SRTP и прочее вон тут прямо в комментариях пишут, что не очень поддерживается.

          Структура клиентов IP телефонии такова, что технически грамотных людей в ней не так уж и много. Часть это бюджетка, в которой зачастую сисадминят "тыжпрограммисты", для которых TLS или SRTP это ругательства непонятные, а VPN это буржуйская западная дичь для нарушения закона. Условной Маше, менеджеру по продажам, гораздо проще, понятнее и удобнее забрать домой свой рабочий телефон, чем морочиться с подключением гарнитуры, настройкой софтфона и вот это вот всё.

          Вы не могли бы пояснить свою инсинуацию? В современных условиях бизнес-коммуникаций в общем виде именно «телефония» используется всё реже и реже.

          Отчасти вы правы. И думаю, что в отдалённом светлом будущем, человечество отойдёт от использования телефонов. Но покамест реалии таковы, что телефон это простой и понятный всем и каждому способ коммуникации. Когда вам проще будет в в поликлинику обратиться через мессенджер, тогда видимо моему работодателю пора будет перепрофилировать бизнес. Покамест телефония ещё много где используется. И да, она выглядит, как вымирающая технология, но не в ближайшие несколько лет точно.

          А в call centre-ах агентам ничего кроме хорошей какой-нибудь Plantronics гарнитуры не нужно, у них script на экране компьютера, они даже звонки не сами принимают, а им они автоматически прилетают.

          Я работал в call-центре. В 2010м. Телефон тогда на столе стоял, но им практически никто не пользовался. Общались через довольно удобную и лёгкую гарнитуру. Да и среди клиентов довольно много тех, кто по сути является частью распределённых call-центров. Сейчас нет нужды арендовать площади в Брянске или Воронежи и нагонять в них местных. Можно организовать call-центр, а в качестве сотрудников набрать ребят из СНГ или Восточной Европы. Автоматический приём звонков кстати довольно идиотская идея. Доставляет слишком много головняка в итоге. Ни в одном адекватном call-центре так не делают. Что бы ответить, сотрудник олжен кликнуть мышкой. Это делается специально для того, что бы исключить случаи, когда оператору приспичило издать... некий звук, который слышать клиенту вот вообще не стоило бы.

          Для оператора на удалёнке я бы советовал софтфон и нормальную гарнитуру для звонков. Не очень хорошо, когда итоги вашей рекламной компании с ценой лида за 100к, сливаются в трубу из-за того, что у сотрудника настолько убогий микрофон, что общаться с ним нет никакого желания. Вообще отдавать организацию удалённого рабочего места на откуп сотруднику штука опасная.

          Физические телефоны сейчас хороши... да вообще много где. Вы как себе представляете работу автомастерской? Вет клиники? Да тех же гостиниц? Любых мест, где общение по телефону это лишь часть должностных обязанностей сотрудника.

          В общем если кто-то что-то использует, то видимо для этого есть какая-то причина. Если она кажется вам глупой и нерациональной, welcome. Сможете занять доходную нишу. У нас вроде как рыночек, так что любая нежизнеспособная технология в итоге должна будет заместиться более прогрессивной и удобной.


          1. VitalKoshalew
            26.12.2021 23:33

            Причины различные, от низкого качества интернет соединения, до конкретно этого смартфона, его прошивки, установленныйх приложений и фазы луны.

            То есть вы продолжаете сравнивать закупленный предприятием DECT-оподобный SIP-телефон с BYOD без MDM (а не с закупленным/протестированным/настроенным предприятием сотовым телефоном определённой модели) и покрытие «базы» беспроводного SIP-телефона в пределах офиса почему-то именно с сотовой связью, а не с WiFi-соединением, как я предложил. А ведь есть ещё и беспроводные гарнитуры с покрытием в несколько комнат/open-space/всей квартиры при работе из дома, они вообще идеально работают с softphone-ами и Teams/аналогами.

            Структура клиентов IP телефонии такова, что технически грамотных людей в ней не так уж и много. Часть это бюджетка, в которой зачастую сисадминят «тыжпрограммисты», для которых TLS или SRTP это ругательства непонятные, а VPN это буржуйская западная дичь для нарушения закона.

            То есть, условно говоря, малый бизнес. Без требований к защите информации. Программа на экране, устанавливающаяся в один клик (или вообще, как Teams, идущая вместе с компьютером и MS Office) — их решение, а не ужасы из раннего Web-а с приведённых в статье screenshot-ов.

            Условной Маше, менеджеру по продажам, гораздо проще, понятнее и удобнее забрать домой свой рабочий телефон, чем морочиться с подключением гарнитуры, настройкой софтфона и вот это вот всё.

            Условной Маше хватит Teams/аналогов. Страшное «подключение гарнитуры» заключается во втыкании штекера в USB. Softphone и внутринний SIP-сервер подразумевают средне-крупное предприятие (enterprise) с групповыми политиками и т.д., то есть Маше на таком предприятии ничего самой настраивать тоже не придётся.

            И думаю, что в отдалённом светлом будущем, человечество отойдёт от использования телефонов. Но покамест реалии таковы, что телефон это простой и понятный всем и каждому способ коммуникации. Когда вам проще будет в в поликлинику обратиться через мессенджер, тогда видимо моему работодателю пора будет перепрофилировать бизнес.

            Для нового поколения синяя (или какая там) трубочка "Phone" — всего лишь один из App-ов в их смартфоне, и используется реже, чем аудио-видео сообщения, видео-звонки и текстовая связь в других App-ах.

            Бизнес в Северной Америке до 2020 года ещё держался за телефонию, сейчас я уже и не припомню, когда последний раз совещание через телефон с кем-либо проходило — переход на удалённую работу сломал стереотипы.
            К тому же, антагонизм Teams и уж тем более softphone-ов и звонков по телефону — ложен. Softphone-ы по определению позволяют звонить в любые «поликлиники», но и в Teams есть планы с dial out to PSTN. Пока телефония не отмерла, и, может быть, никогда не отомрёт, как не отмирает e-mail при наличии множества альтернатив, именно Softphone-ы и есть решением. Запихивать ту же, но урезанную, программу в отдельную пластиковую коробку нет больше смысла.

            Вам и вашему работодателю работы по обслуживанию ретроградов legacy систем хватит ещё на долгие годы, но статья же про выбор решения для новых инсталляций, вот тут ответом, по моему мнению, и будет «только softphone, никакого legacy».

            Автоматический приём звонков кстати довольно идиотская идея. Доставляет слишком много головняка в итоге. Ни в одном адекватном call-центре так не делают. Что бы ответить, сотрудник олжен кликнуть мышкой. Это делается специально для того, что бы исключить случаи, когда оператору приспичило издать… некий звук, который слышать клиенту вот вообще не стоило бы.

            Извините, оно не так работает. Звуки из соседнего cubicle-а могут быть слышны, какая б хорошая гарнитура не была, потому никаких странных и вообще громких звуков on the floor никто не издаёт. Да и некогда издавать-то: работать надо. О новом соединении агента оповещает звук в наушниках, прежде чем происходит подключение.

            А в call centre-ах агентам ничего кроме хорошей какой-нибудь Plantronics гарнитуры не нужно, у них script на экране компьютера, они даже звонки не сами принимают, а им они автоматически прилетают.
            Для оператора на удалёнке я бы советовал софтфон и нормальную гарнитуру для звонков. Не очень хорошо, когда итоги вашей рекламной компании с ценой лида за 100к, сливаются в трубу из-за того, что у сотрудника настолько убогий микрофон, что общаться с ним нет никакого желания. Вообще отдавать организацию удалённого рабочего места на откуп сотруднику штука опасная.

            Я не совсем понимаю, с кем вы спорите. Вначале вы практически повторяете мой изначальный тезис, потом возражаете против тезиса, никем не высказанного.

            Физические телефоны сейчас хороши… да вообще много где. Вы как себе представляете работу автомастерской? Вет клиники? Да тех же гостиниц? Любых мест, где общение по телефону это лишь часть должностных обязанностей сотрудника.

            Как я себе представляю работу receptionist-а в вышеупомянутых заведениях? Сидит человек за компьютером, в том числе отвечает на звонки через гарнитуру, подключенную к компьютеру. Чем им поможет подключение гарнитуры к отдельной пластиковой коробке?

            Механику в авто-мастерской пластиковая коробка тоже вряд ли нужна. Если уж надо принять звонок, то проще это по гарнитуре от того же сотового телефона сделать. Ему вообще внутренняя телефония не нужна никакая IMHO. Если нужно технический термин какой-то передать, вроде модели запчасти, то тут или АРМ или текстовое общение на компьютере или смартфоне — не будет же он по буквам в SIP-телефон диктовать.

            Если гарнитура на одно ухо, которую легко быстро надеть и снять, не подходит — можно USB-handset поискать. Коробка с недокомпьютером в придачу зачем?


            1. PNSpasskiy Автор
              27.12.2021 07:23

              То есть вы продолжаете сравнивать закупленный предприятием DECT-оподобный SIP-телефон с BYOD без MDM (а не с закупленным/протестированным/настроенным предприятием сотовым телефоном определённой модели) и покрытие «базы» беспроводного SIP-телефона в пределах офиса почему-то именно с сотовой связью, а не с WiFi-соединением, как я предложил. А ведь есть ещё и беспроводные гарнитуры с покрытием в несколько комнат/open-space/всей квартиры при работе из дома, они вообще идеально работают с softphone-ами и Teams/аналогами.

              Есть теория, а есть суровая реальность. Не уверен какой именно опыт и в какой стране у вас имеется. Судя по тому что вы говорите, похоже, что не в СНГ и похоже в реалиях какой-то корпорации с серьёзным техническим отделом и большими деньгами. В моих же реалиях клиентам не интересно заниматься экспериментированием и допиливанием аппаратного и програмного обеспечения. Им нужно готовое решение здесь и сейчас. Решение которое будет работать и не требовать к себе внимания. Повторюсь ещё раз, если есть идеи, как улучшить и удешевить бизнес процессы, добро пожаловать. Дерзайте.

              То есть, условно говоря, малый бизнес. Без требований к защите информации. Программа на экране, устанавливающаяся в один клик (или вообще, как Teams, идущая вместе с компьютером и MS Office) — их решение, а не ужасы из раннего Web-а с приведённых в статье screenshot-ов.

              Ужасы из раннего Веба касаются клиентов на стадии настройки оборудования и в случае возникновения проблем с онным. По большему счёту сейчас их на себя берёт техническая поддержка оператора связи. В статье я писал, что для некоторых клиентов возникают сложности с нажатием нескольких кнопок на трубке. Есть феномен искажения восприятия, когда человек не может адекватно оценить сложность тех знаний и навыков которыми владеет и они кажутся ему само собой разумеющимися и элементарными. Многие из нас страдают таким. Похоже у вас подобный случай.

              Условной Маше хватит Teams/аналогов. Страшное «подключение гарнитуры» заключается во втыкании штекера в USB. Softphone и внутринний SIP-сервер подразумевают средне-крупное предприятие (enterprise) с групповыми политиками и т.д., то есть Маше на таком предприятии ничего самой настраивать тоже не придётся.

              Тимс и телефония решают немного разные задачи. Неужели для вас это не очевидно? Вы можете позвонить вашему дантисту или в ваш банк через Тимс? Насчёт внутреннего SIP-сервера не очень понимаю. Вы в принципе понимаете, что такое облачные АТС и как они работают?

              Для нового поколения синяя (или какая там) трубочка "Phone" — всего лишь один из App-ов в их смартфоне, и используется реже, чем аудио-видео сообщения, видео-звонки и текстовая связь в других App-ах.

              Видео звонки доступны уже более 15 лет. Они не очень удобны. Большинство людей по прежднему предпочитают голосовое общение. И пока у нового поколения нет возможности позвонить в гос. организацию или банк не через телефонную сеть, реалии особо не поменяются.

              Бизнес в Северной Америке до 2020 года ещё держался за телефонию, сейчас я уже и не припомню, когда последний раз совещание через телефон с кем-либо проходило — переход на удалённую работу сломал стереотипы.

              Я работаю в телефонной компании 5 лет. За это время мы ни разу не проводили совещания по телефонной связи. У меня стойкая уверенность, что у вас нет понимания для чего нужна телефония и как она используется в современных реалиях.

              Пока телефония не отмерла, и, может быть, никогда не отомрёт, как не отмирает e-mail при наличии множества альтернатив, именно Softphone-ы и есть решением. Запихивать ту же, но урезанную, программу в отдельную пластиковую коробку нет больше смысла.

              Вы явно недооцениваете удобство пластиковой коробки, намертво привязанной проводами к столу. Возможно вы один из тех редких людей, которые всегда знают, где лежит их смартфон. Увы, но большинство людей не такие.

              Вам и вашему работодателю работы по обслуживанию ретроградов legacy систем хватит ещё на долгие годы, но статья же про выбор решения для новых инсталляций, вот тут ответом, по моему мнению, и будет «только softphone, никакого legacy».

              На чём основано ваше мнение? Это какой-то жизненный опыт или теоретические измышления?

              О новом соединении агента оповещает звук в наушниках, прежде чем происходит подключение.

              А теперь поговорим о нормальных рабочих местах для оператора. После звукового оповещения оператор должен подтвердить готовность принять звонок нажатием кнопки. Да, у нас были клиенты, считавшие, что автоподнятие это именно то, что нужно для максимизации эффективности работы оператора. У таких либо крайне быстро приходило осознание того, что игра не стоит свеч. Либо не приходило и они в итоге банкротились.

              Но раз уж вы так упираете на это, с радостью послушаю вашу точку зрения на вопрос: какую задачу решает автоподнятие трубки у оператора call-центра и чем это эффективнее стандартной схемы с подтверждением со стороны сотрудника?

              Как я себе представляю работу receptionist-а в вышеупомянутых заведениях? Сидит человек за компьютером, в том числе отвечает на звонки через гарнитуру, подключенную к компьютеру. Чем им поможет подключение гарнитуры к отдельной пластиковой коробке?

              И здесь мы похоже подошли к тому, в чём заключается различие и несостыковка между вашим и моим взглядом на ситуацию. Вы представляете, а я знаю.

              Механику в авто-мастерской пластиковая коробка тоже вряд ли нужна. Если уж надо принять звонок, то проще это по гарнитуре от того же сотового телефона сделать.

              Неудобство гарнитуры заключается в том, что носить её постоянно такое себе. А каждый раз одевать, только лишь что бы ответить на звонок? Тут на передний план вылезают вопросы удобства, гигиены и эффективности. Гарнитурам для тех же сотовых уже лет 20. Как думаете, почему до сих пор они продаются отдельно, а не идут в комплекте со всеми моделями телефонов?


  1. dodge
    26.12.2021 04:22

    Подскажите

    Есть облачная айпителефония от РТК. Стоят шлюзы грандстрим или айпителефонов йеалинк.

    Периодически часть телефонов уходит в оффлайн. Либо шлюз, либо айпителефоны. Решается все перезагрузкой микротика (стоит за роутером РТК, настроен бриджом).

    Сталкивался кто-нибудь?


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 08:41

      Вырубить SIP ALG - на всех сетевых железках до которых руки дотянутся.

      Вырубить MNDP на Микротике.

      На всех SIP железках задать уникальный "Local SIP port" и до кучи уникальный для каждой железки диапазон RTP портов.

      Прописать второй сервер регистрации, если железка позволяет (Grandstream и Yealink позволяют практически все), желательно прямым IP сервера. Но в настройках указать, что бы по умолчанию пытались подключаться через первый сервер. Период регистрации задать поменьше (это уже совсем на всякий случай).

      Обновить прошивку на Микротике и аппаратах. (За актуальностью прошивки на Микротике вообще смотреть крайне пристально. Пару лет назад у них гигантская дырень в безопасности была. Её оперативно закрыли, но до сих пор попадаются клиенты у которых прошивка роутера вообще никогда не обновлялась.)

      Если всё это не помогло, то сниферить трафик на микротике, они это позволяют, и смотреть, что и куда телефон шлёт и почему не проходит.

      Так же, если бизнес процессы с перерывом на ночной отдых, то в Микротике прописать скрипт, что бы сбрасывались все телефонные соединения в 2-3 ночи каждую ночь.


      1. dodge
        26.12.2021 09:42

        Спасибо за такой подробный ответ. Пока что делал автоматический рестарт в пять утра.

        Попробую на работе ваши рекомендации выполнить.


    1. CTpaHHoe
      26.12.2021 10:35

      в микротике все маршруты продублировать black hole с большим весом.


      1. dodge
        26.12.2021 13:10

        Спасибо. Только не очень понятно, я с микротиками не особо дружу. Какую инструкцию погуглить?


  1. temadiary
    26.12.2021 08:43

    жаль в статье не отражено кто и как из вендоров в каких моделях не соблюдает требования RFC

    а этим многие грешат.


  1. vvv1965
    26.12.2021 08:45

    Попробуйте Polycom и забейте на все эти свистелки :)


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 08:56

      Увы, но Polycom пощупать пока не доводилось. Из явных проблем для рядового пользователя назову то, что скорее всего возникнут трудности с настройкой. Вендор редкий. У наших клиентов их +/- чуть больше десятка. Выборка запредельно низкая, так что даже если по ним есть какие-то нарекания, либо же наоборот всё идеально, то это будет лишь опыт конкретно данных аппаратов.

      Тут ещё какой момент, с точки зрения сисадмина, заведующего парком из десятков-сотен аппаратов и с точки зрения тех.поддержки оператора связи, идеальные телефоны будут очень сильно отличаться. Те клиенты, у которых есть свой, адекватный сисадмин, к нам обращаются редко и по делу. Основная проблема уникальных решений в том, что вы, автор решения, через какое-то время возможно решите стать ландшафтным дизайнером, а человек, который придёт на ваше место, возможно будет менее яркой и одрарённой личностью.


    1. modsamara
      27.12.2021 16:31

      Очень не всегда работает через нат


  1. AndreyUA
    26.12.2021 13:45

    Больше 300-400 grandstream 1165 1610/15/20/25 используются у нас в компании. Проблем с сбросом конфига не наблюдал. Если телефоны работают с АТС grandstream, то может быть проблема возникает из-за неправильно настроенного zero config для этих телефонов на АТС?


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 19:32

      А сколько лет им? Есть которые 5-10 лет отработали. Очень интересно, что за болезнь у них такая с недержанием конфига. Случай далеко не единичный. Только мне в месяц стабильно 2-3 случая с этой бедой прилетает. Правда часть из них по кругу ходит. Один клиент стабильно каждое утро недели две звонил. Потом в итоге заменил аппарат на другую марку.

      С АТС от Grandstream телефоны наших клиентов точно не работают. Всё что за клиентской АТС нам становится глубоко безразлично, т.к. исходим из того, что если клиент решил завести свою АТС, то у него должны быть для её поддержания обученные люди. Но такое увы бывает не всегда. Несколько раз мелькали случаи, когда о наличии у себя в сети Астера, клиент узнавал от нас. Обычно занятно наблюдать за дальнейшим развитием событий.


      1. AndreyUA
        26.12.2021 19:59

        1610 больше пяти лет, 1165 еще старше. А что в телефонах в настройках Upgrade and Provisioning? Не прилетает ли этим телефонам конфиг откуда-нибудь? Я бы попробовал отключить в настройках Allow DHCP Option 43 and Option 66 to Override Server , 3CX Auto Provision и посмотрел что в Config Server Path написано.


        1. PNSpasskiy Автор
          27.12.2021 06:45

          Дефолтные настройки по этим параметрам стоят. По симптомам ситуация больше всего похожа на сброс к заводским настройкам. Происходит при перебоях с электричеством. Некоторые клиенты свели её к минимуму путём подключения телефона к ИБП. К сожалению нет возможности получить физический доступ к таким аппаратам, что бы разобрать и посмотреть, как они там внутри устроены. По симптомам больше всего похоже, что используется энергозависимая память и из строя выходит питающий эллемент. Но это только догадка.

          Увы, но у нас нет доступа к аппаратам 24/7. Они же на стороне клиентов находятся. После праздников попробую выцепить такие телефоны и посмотреть что там по этим настройкам у них есть.


          1. AndreyUA
            27.12.2021 08:18
            +1

            Нет там никаких батареек. Разобрал 1625, держите фотки. По дефолту эти опции включены и при загрузке он ищет конфиг в сети.


            1. PNSpasskiy Автор
              27.12.2021 12:37

              Огромное спасибо. Попробую отловить проблемного клиента и вырубить эту настройку.


  1. Denuo
    26.12.2021 19:26

    С yealink T19 у меня были проблемы с проходным свитчём. Тонкие клиенты, подключеные через этот аппарат, отказывались загружаться. Решалось заменой на телефон другой модели. Грандстрим 1100 — быстро выходил из строя рычаг трубки.


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 19:35

      А в каком году это было и обращались ли в поддержку Yealink`а?

      Сам инцидент не разбирали?


      1. Denuo
        26.12.2021 21:22

        Нет, не обращались, не разбирали. Сама ситуация тонкий клиент + Yealink T19 была редкой, проще было телефон поменять. Было это в 2018-2019 году, как сейчас — не знаю, я там не работаю.


  1. nnstepan
    26.12.2021 19:26
    +1

    Работал с ГС, с д-линк, с перешитыми под сип цисками 09, 11, 12, 40, 41, 60, 61 и с поликомом. Д-линк глючат из-за перегрева процессора, бывают виснут или самопроизвольно ребутаются. Мне больше всего зашли поликом хотя и перешитые циски вполне надёжны.


  1. user0k
    26.12.2021 19:26

    А про аваю ничего не сказано. У них тоже есть телефония.


    1. PNSpasskiy Автор
      26.12.2021 19:33

      Авая крайне редкий зверь среди наших клиентов. Обычно если и мелькает, то на фоне нормального технического отдела на стороне клиента.


  1. falcon4fun
    27.12.2021 06:38

    Меня больше бесит у Грандстримов 1625 типичная проблема с Recovery incomplete. Невозможностью понять, куда обращается телефон. Ни wireshark, ни tftp сервер не помогают. Скорей всего к непонятному домену, который был когда-то забит в конфиг. Без знания его, можно лососнуть тунца.

    У официалов никакой инфы внятной.

    А проблема порой вылезает при типичном отключении света. В итоге, трубка в утиль отправляется. В наборе уже десяток таких мертвяков набирается.


    1. AndreyUA
      27.12.2021 08:27

      wireshark помогает, именно им и смотрю куда ломится в случае Recovery incomplete. Проблема вылезает ИМХО при попытке обновить телефон с древней прошивкой на новую. Обновлять нужно через промежуточные. Удаляйте в настройках проверку прошивки на сайте grandstream. С обновлением прошивки у них действительно беда. Из сотни 1-2 при массовом обновлении приходится перешивать вручную. Но если не пропускать прошивки, то обновляюся нормально.


      1. falcon4fun
        27.12.2021 08:42

        Будет на работе скучно (смешная шутка при 10+ офисах, 600 юзерах и одном админе), могу выслать, если тут личка есть, скрины того, что я вижу в wiresharkе. При попытке прямого подключения к телефону и tftp, я не вижу ничего (: Возможно, у вас есть более подробная инструкция потыркивания, но я за пару дней так ничего интересного и не натыркал (:


        1. AndreyUA
          27.12.2021 08:53

          Инструкции нет, но там вроде бы все очевидно.


          1. falcon4fun
            27.12.2021 08:56

            Из того, что я вижу 1.5 недомануаша на весь интернет на тему восстановления и овер9000 вопросов, как это сделать, - не так уж и очевидно (:


            1. AndreyUA
              27.12.2021 09:03

              Я имел ввиду в wireshark. В нем смотрю пакеты, которые отправляет телефон. Там видно куда и по какому протоколу он ломится за прошивкой. Беру или TFTPD или HTTP File server, в зависимости от того, куда и как ломится телефон, прописываю айпи, пути и название файла на компе.

              UPD Здесь посмотрите https://forums.grandstream.com/t/gxp-1620-firmware-recovery-incomplete/33846 Там и мануал по обновлению прошивки есть.


              1. falcon4fun
                27.12.2021 09:07

                Согласно инструкциям, что я видел, у меня нет пакетов, которые должны быть: с айпишниками, хостнеймами или любыми обращениями за файлами (: Возможно, дело в настройках провижена, которые были на этих телефонах, а возможно еще в чем-то.

                Я кнчн дурак, но не настолько. Каменный цветок не выходит. Не спрашивал бы иначе (:

                Есть подозрение, что этот функционал вообще по дефолту мог быть отключен, тогда кирпичи никуда не ломятся. А несколько я знаю, эта опция до какой то прошивки была отключена


                1. AndreyUA
                  27.12.2021 09:42

                  Попробуйте использовать опцию 66 DHCP. Телефон при загрузке ищет файл cfg.xml. Сгенерите xml и подложите ему. На сайте grandstream https://www.grandstream.com/support/tools лежат шаблоны конфигураций и XML Configuration File Generator. Почитайте здесь https://forum.asterisk.ru/viewtopic.php?f=3&t=6635

                  И при восстановлении подключите телефон не по POE, а штатным БП.


  1. Mikeoldfield
    27.12.2021 16:56

    Полностью согласен за Yealink. Сейчас настраиваю 40 W53P + парочку T31.

    В защиту D-Link150/150S - на прошлой работе стояло около ста таких. Основная проблема - дохнет БП. Два или три ушли "в мир иной", и перепрошивка не помогла. А, в целом, вполне надёжные аппараты.

    Gigaset - зло. Взяли 6 штук, хорошо что с базами. Периодически отваливается веб-морда. Только ребут+сброс базы помогал. На техподдержке сидит одна и та же "гостья из солнечной Азии" (раз 20 в течении года звонил, всё время на неё и попадал).


  1. aMster1
    27.12.2021 19:36

    А кто-нибудь поделится рецептом развертывания автопровижинга на зоопарк устройств? Ну там 4-5 типов разных ip шлюзов, и с десяток моделей телефонов, 4 производителей? (приблизительно). Сеть своя, без богомерзкого интернета ;)