Именно с таким провокационным тезисом я выступил осенью 2021 года на конференции Mobius. Но речь здесь вовсе не о том, что завтра исчезнут смартфоны — а о том, что не будет мобильной разработки в привычном нам виде. А в каком же будет? Для этого предлагаю хабравчанам ознакомиться с текстовой расшифровкой моего доклада.
Разумеется, невозможно точно знать будущее. А вот наблюдать за тенденциями и понимать, куда всё движется, не только возможно, но и полезно. К тому же, мой доклад — не столько категоричное заявление «будет в точности так», сколько приглашение к дискуссии. И если вы видите всё иначе, пишите в комментариях — а через пять лет посмотрим, кто оказался ближе к истине.
Вступление
Да, название довольно громкое: «Мобильной разработки не будет через 5 лет». Я постараюсь вам рассказать, почему её не будет, что будет вместо этого и кому надо искать работу.
Я занимаюсь техпиаром в компании Surf. Вполне возможно, что вы можете меня знать как блогера. Я создатель и автор Android Broadcast — проекта про Android-разработку. В рамках проекта есть Telegram-канал с новостями из мира Android разработки и YouTube-канал.
И вот необходимость следить за всеми изменениями для Android Broadcast привела к этому докладу. В нём будут мои наблюдения и попытка понять тренды: образно говоря, где «будет шайба» завтра и послезавтра.
ВАЖНО! Всё, что я сегодня буду рассказывать — это мои личные мысли и наблюдения. Они могут совпадать с вашим мнением, а могут не совпадать, и это здорово. Смело делитесь своим.
История смартфонов
Смартфоны всегда пытались идти вперёд и экспериментировать. Я думаю, все помнят эти устройства:
Была легендарная Nokia 3310, как без неё. Раскладушка в центре слайда — тоже довольно важный телефон - это Motorola MPx200, один из первых смартфонов на мобильной версии Windows. Тогда же появился телефон Siemens SX1, где почему-то решили перенести цифровые клавиши на боковые грани.
У Nokia вообще не помню года без каких-то экспериментов: всё время были разные форматы, слайдеры в две стороны, попытки сделать игровой смартфон-консоль, раскладной ноутбук.
Конечно, громадный сдвиг всей индустрии дал выход первого iPhone. Он привнёс новые технологии, новые способы управления и, можно сказать, стал точкой отсчёта современных смартфонов с сенсорным экраном. Это повлияло на видение смартфонов в том числе у Google: тогда там планировали делать телефоны с клавиатурой, и в итоге добавили сенсорный экран.
Потом появилось много новых интересных устройств. Был YotaPhone с двумя экранами, причём один из них — обычный, а другой — E Ink. На нём было классно читать книжки.
Другой интересный проект — это Project Ara (к сожалению, он ни к чему не привёл и пополнил кладбище Google-проектов). Идея была в том, чтобы сделать модульный смартфон, то есть нечто вроде системного блока. Вы можете накупить компонентов и собрать то, что вам нужно: хотите камеру помощнее — вот она, хотите батарею побольше — ставите такую.
А сейчас мы пришли к складным устройствам. Похоже, что они наиболее близки к тому, чтобы действительно стать массовым форматом и сменить классические телефоны, которые не сгибаются (или сгибаются ровно один раз и перестают работать).
Складные устройства
Вообще складные устройства развиваются уже довольно активно. Их продвигает Samsung, а у Microsoft скорее смартфон с двумя экранами, но, в принципе, он тоже относится к складным.
Есть интересные концепции — раскладушки на новый лад, так произошла реинкарнация Motorola RAZR. В своё время их была продана просто уйма, это легендарнейший телефон, а реинкарнация тоже зашла неплохо. Конечно, цена и прочие аспекты пока оставляют желать лучшего. Давайте об этом и поговорим.
Посмотрим на продажи сгибаемых смартфонов и увидим тенденцию за последние три года, включая 2021-й.
Вроде бы в штуках не так много. В первый год продали меньше одного миллиона смартфонов, в 2021 году — примерно 6,5 миллионов смартфонов, и это не очень большие цифры на фоне тех же iPhone, которых продают за одно поколение больше ста миллионов.
Но этот рынок очень сильно растёт. И есть прогнозы, что уже к 2025 году в мире будет порядка 300–400 миллионов таких устройств.
Это огромные показатели. Но, конечно же, этих показателей не достичь без массовости, и ничто не сделает технологию такой массовой, как её цена.
Конечно, цена — это важный аспект. Если посмотреть на три поколения Galaxy Fold (флагман складных устройств у Samsung), то уже можно заметить, что цена начала опускаться (с 1999$ до 1799$).
С чем это связано? Его постепенно начали выводить из премиум-сегмента (что сказывается на комплектации), технология становится более массовой и снижается брак. А раз продукт становится более массовым, его разработка и вложения в R&D теперь легче окупаются. Грубо говоря, раньше на один смартфон приходилось 500 долларов вложений в R&D, а сейчас — уже 350.
Конечно же, game changer, который может здорово сломать рынок и нарушить все прогнозы аналитиков — это Apple. Думаю, все ждут, когда Apple покажет, как надо делать складной смартфон. Возможно, он будет выглядеть так.
Возможно, это будет нечто другое. Но, думаю, рано или поздно мы однозначно увидим нечто подобное.
Мы видим, что появляется новый формат устройств, но они ничего не стоят, если у них нет хорошей адаптации софта. И тут уже происходит много подвижек. Например, в Google объявили о специальной версии Android 12 — Android 12L.
Её главная задача в том, чтобы улучшить интерфейс для больших экранов. Это и классические планшеты от 8 дюймов, и складные устройства (которые фактически превращаются в планшет в разложенном состоянии), и устройства с двумя экранами (яркий пример — Surface Duo).
Уже даже сейчас происходит много интересных адаптаций, яркий пример — приложение Google Duo для видеозвонков, которое на складных устройствах выглядит так:
Это действительно интересный опыт, особенно в случаях вроде игр, когда можно вынести на отдельный экран управление. Ваши продукты тоже могут приносить туда интересные фишки и стимулировать людей с такими смартфонами пользоваться вашим приложением.
Помимо этого, Google начинает очень активно напирать на то, что надо делать дизайн адаптивным. То есть надо отбрасывать мысль, что мобильное приложение в современном мире — это приложение для обычного телефона с экраном 5-7 дюймов в портретной ориентации, а дальше хоть трава не расти.
Вообще проблема адаптации софта под планшет есть и на iOS, но там она немного меньше, потому что Apple прикладывает больше усилий. В Google-экосистеме дела похуже, но сейчас Google очень активно начинает на этот момент напирать.
Естественно, у Google не получится проделать такие шаги в одиночку, и у компании есть поддержка со стороны сильных мира сего. Они запартнёрились с компанией Microsoft: например, она активно выкладывает документацию по Surface Duo, объясняет, как разрабатывать приложения для устройств с несколькими экранами. Библиотека Jetpack Window Manager разрабатывается совместно с Microsoft, туда же контрибьютит Samsung.
То есть активно идёт работа со всем сообществом производителей, чтобы улучшить опыт, дать больше возможностей для разработки софта и стимулировать спрос на такие устройства, чтобы Android-планшеты снова стали великими.
Облачные устройства
Следующее, что действительно может изменить наши устройства — облака. Каждый год в смартфоны пытаются впихнуть более сильное железо, но физику всё равно не победишь, так что ограничения остаются. Идея простого устройства, которое умеет выходить в интернет и подключаться к более мощному устройству, не нова, и всем это интересно сделать.
Наверное, самая крупная известная инициатива в этом плане — это Google Stadia. В Google очень много инвестировали в облачный гейминг, где фактически нужно иметь только экран с выходом в интернет, к которому можно подключить геймпад (или клавиатуру, или управлять прямо с сенсорного экрана). Это идея действительно интересна — в первую очередь тем, что мы можем покупать себе самые простые устройства и просто платить за подписку сервису.
Да, к сожалению, подписки — это тренд. Тут значимо, что с ними мы будем меньше пиратить: если весь ваш софт лежит в облаке, вам нужна лицензия. Компании очень заинтересованы в том, чтобы размещать всё на платформах, которые вы не можете взломать и закачать контент себе локально. Это тоже будет трендом: с помощью облаков компании защищаются от пиратства.
Также большим движением в сторону облачных устройств является 5G. Эта технология создавалась, чтобы увеличить скорость, уменьшить задержки и помочь делать устройства без сильного железа. Например, учёные смогли сделать прототип IoT-устройств, которые способны пассивно заряжаться от сети 5G и, в принципе, работать даже без батарейки.
Представьте, что у вас есть датчик, который достаточно подключить к 5G — и всё. Он работает, ему не нужна батарейка, вам не нужно думать об этом. Правда, если у вас отключится сеть 5G, то датчик погаснет. Но если у вас нет интернета, то и от датчика может быть очень мало смысла.
Также у нас давно есть хромбуки, которые позиционировались как очень простые дешёвые компьютеры без мощного железа. У них установлен браузер, который способен выходить в интернет — и там вы можете сделать всё что угодно. Конечно, сейчас такое больше подходит для обычных пользователей. Для профессионалов это решение не совсем годится, потому что всё-таки присутствуют сетевые задержки и другие вещи. Но движение довольно активно.
Поскольку не всё можно сделать через браузер, в Chrome OS улучшают поддержку Android-приложений. В программу по адаптации Android для больших экранов входят не только планшеты и складные устройства, но и хромбуки. Так что Google прилагает много усилий, чтобы вы смогли оптимизировать своё Android-приложение для Chrome OS.
Продажи хромбуков довольно быстро растут:
Сейчас Chrome OS является самой быстрорастущей операционной системой в мире. Конечно, тут сказывается то, что её пока не так много: достичь прироста в два раза куда проще, чем Windows. Но такие цифры радуют.
Чтобы понять «много ли продают хромбуков», нужно понять, с чем сравнивать. Я нашёл интересную статистику — сравнение с отгрузкой макбуков. Конечно, макбуки не самые массовые устройства в мире. Но их довольно много, и, как можете посмотреть, хромбуков сейчас продают намного больше.
Хромбуки дешёвые, поэтому их массово используют в сфере образования и в сферах, где не нужно очень сильное железо: нужно просто что-то посмотреть, выйти в интернет, заполнить отчёт, отправить. Там их вполне хватает. Цена 300–400 долларов (а то и дешевле, если покупать оптом) позволяет этой операционной системе очень хорошо расти.
Фактически Android-приложения можно писать уже для множества форматов устройств: и смартфонов, и складных устройств, и планшетов, и десктопа. Есть компании, которые адаптировали своё приложение под разные устройства и получали прирост пользователей, хорошую монетизацию. Это классная гипотеза, и я советую вам её проанализировать: что требуется сделать с вашим приложением, чтобы поддержать разные форматы, сколько это вообще стоит.
Умные очки
Развитие больших экранов — это хорошо, но люди хотят видеть кардинально новый формат устройств, и скорее всего, это будут умные очки. Возможно, они будут выглядеть так.
Это была попытка от Google, к сожалению, она не стала массовой, но жива до сих пор. Есть идея от Facebook — Ray-Ban Stories, но это больше развлечение. Фактически вы можете надеть очки, снять это всё и отправить это в Instagram или куда-то ещё.
Конечно, все ждут сдвига рынка, никто не рискует делать кардинально новое устройство. Да и, в принципе, не может: не хватает идей, слишком дорого, что-то ещё. Все ждут магического устройства, которое будет соединено с вашим айфоном, а может, будет и автономным.
Магические очки от Apple, которые мы гипотетически можем увидеть в ближайшие годы, очень здорово подвинут рынок. И вряд ли Apple и Google будут заставлять новые подобные продукты работать с новым языком, с новыми технологиями. Скорее всего, будет какая-то адаптация iOS специально под умные очки. Появится нечто подобное тому, что было сделано с watchOS, аналогично будет сделано в экосистеме Google на Android. Мы уже получим новый ряд устройств, под которые сможем адаптировать свои приложения и работу с ними.
Взаимодействие с устройством
Лень всегда была хорошим двигателем прогресса.
Как мы управляли нашими мобильными устройствами? Сначала у нас была клавиатура, цифры, стрелочки. Потом стилус.
Следующий заметный этап — наш палец. Стив Джобс сказал, что это лучший стилус, который у нас есть, давайте управлять им. Но будем честны, мы не хотим двигаться. Поэтому следующим будет голос. Вряд ли вы захотите постоянно дёргать те же очки, будет удобнее дать им голосовую команду.
Реализаций таких подходов просто уйма. Первая успешная попытка популяризации голосовых ассистентов — Siri, но сейчас лидером является Google Assistant.
К сожалению, масштабирование на разные регионы пока слабое, что приводит к проблемам: та же Siri на HomePod не работала на русском на момент доклада (на момент публикации поддержка русского языка уже появилась).
Сложность развития поддержки различных языков — пока что сдерживающий фактор. Но направление активно развивается.
Даже сейчас у нас, как у разработчиков, есть возможности интегрироваться с этим, создавать экшены для голосовых команд, вызывать что-то с их помощью: «OK, Google, schedule me a meeting» или «назначь мне митинг». Вы можете посмотреть, как это повлияет на ваше приложение.
Android Automotive
Операционные системы пытаются попасть куда только можно. Умные автомобили, электромобили не дают сейчас покоя ни одному техногиганту.
Про планы Apple пока никто не знает ничего, есть только слухи. Но уже есть Android Automotive. То есть Android будет операционной системой вашей машины, не какая-то кастомная штука, а именно Android внутри. Сейчас в эту программу уже вписались Volvo, General Motors и Audi, думаю, со временем подключатся и другие. И у нас будет возможность писать приложения для такой Android-системы. Не придётся подключать в машине телефон, как сейчас с Android Auto. Android Automotive позволит нам ещё дальше продвигать наши знания и интегрировать их. Я думаю, что потенциальный электрокар от Apple тоже вряд ли обойдётся без операционки с префиксом i- или чего-то подобного.
Эволюция процессоров
Вернёмся к компьютерам. Эволюция процессоров шла довольно долго, они постоянно прирастали, производители успели нарушить закон Мура и сделали много интересного. У нас есть крутой мощный чип от Apple, на который все равняются как на конкурента. Один из его важнейших аспектов — нейронный процессор, позволяющий ускорять машинное обучение.
На мобильных устройствах можно уже не только запускать нейронки: Google представила технологию TensorFlow Lite, которая позволяет их прямо там и тренировать. Это уже доступно для Android, скоро станет доступно для iOS. Возможно, это как раз благодаря этому новому железу.
Не отстаёт в этом плане Qualcomm, там тоже много наработок. В общем, тренд использования подобных решений будет только расти, как и возможности устройств.
Даже сейчас можно увидеть много интересного софта с применением ML, хотя он, к сожалению, в основном применяется только на компьютерах. Например, в macOS я использую Pixelmator Pro: увеличиваю разрешение, убираю цифровой шум у фоток. И действительно, с помощью машинного обучения и новых процессоров они могут делать очень крутые штуки.
Конечно, получается интересная ситуация на рынке. Если бы нас спросили пару лет назад, какой выбрать процессор, битва была бы между синими и красными — всё было очень однозначно. Но Apple очень сильно поменяла рынок, представив в компьютере свои ARM-наработки из телефонов в виде процессора M1.
Да, уже вышли M1 Pro, M1 Max, но это, скорее, именно развитие масштабирование технологий. Ключ к смене тенденции — чип M1. Он показал, что ARM может быть ничем не хуже, чем процессор на архитектуре x86, и это действительно то, что будет в следующем поколении.
В чём идея? Если посмотреть на заявленные показатели, то это нечто фантастическое. Я, например, сейчас использую MacBook Air M1, и он способен рендерить видео, он влёгкую компилирует большие проекты — в отличие от предыдущего поколения, где я и близко не мог такого сделать. Он не греется, в нём нет кулеров, он действительно может работать от аккумулятора полный рабочий день.
Благодаря улучшениям компании поняли, что ARM — это действительно будущее, потому что сейчас он лидирует по всем параметрам, наверное, за исключением некоторых вещей, которые исправлены в архитектуре ARMv9 с её набором инструкций. Сама архитектура уже есть, но процессор на ней пока ждём. Надеюсь, что Apple M2 будут уже на ARMv9, и мы увидим сильный скачок.
Тесты производительности
Тесты производительности впечатляют. Процессор, у которого теплопакет максимум 30–35 Вт (причем там еще и видеочип стоит), уделывает процессоры, у которых теплопакет в разы больше, видеочип способен тягаться со средними видеокартами. А M1 Pro и в M1 Max с современным поколением RTX. Да, конечно, есть отставание по технологиям, но с появлением такого мощного железа мы будем иметь новый софт и новые адаптации каких-то базовых фреймворков, которые позволят нам раскручивать действительно важные фишки.
Тот рынок, который у нас был несколько лет назад, уже меняется, остальных потеснил Apple M1. И тут все поняли, что ARM — это хорошая штука для ноутбуков и, конечно же, первой поможет выпустить ноутбуки на ARM компания Qualcomm. Google уже показала свои амбиции с процессорами Tensor, которые они взяли и адаптировали частично для своей технологии именно с больших серверных процессоров и сделали их массовыми. Конечно, на этом рынке есть много игроков с ARM — MediaTek, Samsung — что показывает, что в ближайшее время мы увидим огромное количество процессоров на основе архитектуры ARM, которые будут вставляться в ноутбуки. Как раз-таки гегемония Intel AMD с x86-архитектурой будет отходить на задний план. Я здесь пока вообще не говорю про RISC-5.
Мобильные приложения на десктопных ОС
Конечно, с приходом технологий ARM на компьютеры мы можем запустить на них приложения, уже написанные под мобильные операционные системы. Сейчас можно запустить iOS- или iPadOS-приложение на macOS. Конечно, это не значит, что раз-два — и все приложения стали доступны. К сожалению, многие производители софта запретили его установку на macOS, то есть просто запретили отображать его в App Store на десктопе, но часть разработчиков даёт это делать. Можно пользоваться нативными приложениями, которые вам нравятся, на ваших макбуках с чипами ARM.
Что же с Android? У Android есть поддержка Chrome OS, но она не такая массовая. Зато случилась очень важная веха в Windows 11: там мы тоже получаем поддержку Android-приложений, можно будет работать с ним как с нативным, оно интегрируется в систему, и это на x86-процессорах. Сделано это в партнёрстве с Amazon.
Пока можно ставить приложения только из Amazon Appstore — к сожалению, он не такой популярный, как Google Play. Но просто представьте, сколько устройств на Windows 11 будет в мире. Рост Windows 11 не очень быстрый, но даже если из всей экосистемы Windows за пару лет будет 10% устройств на Windows 11, это уже сотни миллионов устройств. А Windows ассоциируется не только с работой: все знают, что это и про развлечения, и про гейминг, так что почему бы там не запускать эти приложения.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. Уже после доклада Google Play заявила, что сделает лаунчер Android-игр из магазина для Windows 11.
Альтернативные магазины
Раз речь зашла об Amazon Appstore, сразу встаёт вопрос про альтернативные магазины. Мы уже видели, как Huawei отсоединили от технологий Google и США в целом. Они создали свою собственную инфраструктуру, магазин AppGallery здорово набирает обороты, особенно на китайском рынке.
И, фактически, вход на китайский рынок стал намного проще. Мы можем делать это с помощью Huawei AppGallery и зарабатывать там что-то. Появился альтернативный источник дохода на большой экосистеме устройств.
И есть Amazon Appstore, который будет прямо интегрирован в Windows Store, как и многие другие магазины приложений с выходом Windows 11. Это важная штука, что позволит нам действительно развиваться. Сейчас Amazon Store малопопулярный, но думаю, ожидается его подъём.
Унификация разработки
В итоге мы имеем возможность разрабатывать под Android и iOS для кучи форматов устройств. А никто не хочет делать кучу отдельных приложений. Бизнес захочет сократить расходы или даже будет вынужден сокращать их. У кого-то приложения простые, им не придётся сталкиваться с большими сложностями: достаточно будет сделать общее приложение и отдельные интерфейсы к нему для разных устройств.
Конечно же, тут мы подходим к фреймворкам, которые позволят нам это хорошо сделать. В первую очередь, у нас есть Flutter. Он уже сейчас популярен на рынке смартфонов, вышел на десктоп и поддерживает веб. Это показывает экспансию технологий на различные форматы. Та же Ubuntu активно внедряет его, и думаю, что Flutter может позволить нам писать приложения просто.
Но если вы спросите меня, верю я больше во Flutter или Kotlin Multiplatform — конечно, во второй. По-моему, его подход более гибкий, создаёт меньше барьеров и довольно хорошо вписывается во множество устройств и операционных систем.
Конечно, проблема мультиплатформенности кроется в вопросе «а как там делать UI». С Kotlin Multiplatform вы пишете общую часть (ядро приложения, бизнес-логику, какие-то другие части) в общем коде, а платформенная часть остаётся в нативном — то есть это UI-специфичные имплементации.
Этим летом мы получили Jetpack Compose 1.0, а в декабре — Compose Multiplatform 1.0. Вторая поддерживает десктопы (Linux, Windows, macOS), веб, Android. А что же с iOS? Я думаю, ребята в JetBrains и Google понимают, что от них ожидают. Нам просто нужно набраться терпения и подождать.
А пока что вы можете делать нативный интерфейс на iOS с помощью Swift, Kotlin Multiplatform даёт хорошие возможности для этого. Есть официальные примеры, есть уже много успешных проектов в продакшене, которые выпустились таким образом.
Если страшно пробовать сейчас, то подождите весны, когда будет релиз Kotlin Multiplatform Mobile уже в бете, будет новая модель памяти для Kotlin Native. Экосистема очень классно развивается, поэтому осталось ждать совсем недолго.
Заключение. Что будет?
В начале доклада я говорил, что мобильной разработки не будет в том виде, в котором мы её понимаем сейчас. Сейчас, если спросить мобильного разработчика «Что ты делаешь?», ответом будет «Разрабатываю приложения под смартфоны». Пока что никто не позиционирует себя просто как инженера, как разработчика приложений, которые могут запускаться много где. Это изменится.
Тренды
Переход на ARM в компьютерах.
Больше собственных чипов от компаний (на основе ARM).
Универсальные нативные приложения.
Поиск следующего популярного формата устройств.
Развитие альтернатив Google Mobile Services и магазинов приложений.
Уменьшение стоимости разработки без потерь в качестве.
Те тренды, о которых я вам сейчас рассказал, заставят вас примерно через 5 лет понимать, что вам нужно адаптироваться под мультиустройства, что форматы будут меняться. Будут оставаться старые устройства, будут появляться новые, и вам нужно будет адаптироваться под них, чтобы удовлетворять всех пользователей.
Что будет через пять лет?
Поддержка нескольких мобильных сервисов.
Смартфоны в текущем виде начнут вымирать.
Смартопланшеты: складные устройства, несколько экранов, новые форматы.
Взаимодействие голосом.
Унификация разработки — Kotlin Multiplatform и Flutter.
Мобильные приложения сквозь все устройства и платформы: смартфоны, планшеты, складные, декстопы, веб, очки.
Как это всё проверить, как понять, прав я был или нет? Встретиться через пять лет.
Вам нужно начинать что-то делать уже прямо сейчас, потому что вы вполне имеете шанс остаться за бортом. У вас, как у Таноса, не получится сделать щелчок и вернуть всё назад, как вы захотите. Либо привыкаем, адаптируемся, либо, соответственно, можем остаться за бортом.
От редакторов: до Mobius 2026 надо ещё дожить, зато мы уже вовсю готовим майский Mobius 2022 Spring. Новых рассуждений о судьбах индустрии там не обещаем, но вот докладов с технической конкретикой наверняка будет немало. Все уже имеющиеся подробности — на сайте.
Комментарии (46)
glycol
13.01.2022 13:39+11Я так и не понял, почему мобильной разработки не будет через 5 лет. Мультиплатформенные решения уже сужествуют много лет, но поделки на них все равно получаются кривые, с нативной разработкой не сравнимые. Да и программирование под мультиплатформу разве не мобильная разработка? А уж статистика по складным девайсам так вообще притянута за уши
0.7 (2019) -> 2.2 -> 6.5 (2021)… -> 13 (2022) -> 37 -> 78 -> 117 (2025)
С чего это вдруг? В 167 раз за 6 лет? Я вот вообще не верю в этот форм фактор, на мой взгляд это игрушка и тренд вымрет через несколько лет.kirich1409 Автор
13.01.2022 13:50-2Это аналитика от Samsung, но популярность таких устройств на рынке нарастает и всё больше и множество производителей берутся за него
BugM
13.01.2022 22:33+2Если смогут сделать дёшево и надежно, то выживет. Почему нет? Плюсы есть, доплатить пару сотен долларов за такое люди будут готовы.
Текущие поделки не нужны. Это просто демонстраторы технологии. Красивые и эффектные, но не нужные.
kirich1409 Автор
15.01.2022 16:52Да, понятное дело, посмотрите на первое поколение и то что уже сейчас вышло
kirich1409 Автор
15.01.2022 16:51Это не во сколько раз, а прогнозируемые продажи складных смартфонов всех брендов в мире
Dekmabot
13.01.2022 14:08Если я правильно уловил тезис о том, что проще делать веб/хром приложения - то согласен, тут нам разработчикам все карты в руки, но я бы не стал списывать со счетов Flutter, он достаточно хорош.
А ещё у нас есть PWA, которые для запуска простых приложений уже достаточно просты в разработке, да ещё и ставятся не через официальные маркетплейсы, а прямо из браузера.
kirich1409 Автор
13.01.2022 14:12+1Вполне возможно PWA взлетят. Я больше верю в рост популярности Flutter и KMM, чем в отказ от натива в пользу Web мобильного
bouncycastle
14.01.2022 00:07Apple является главным камнем преткновения для PWA, да и самим пользователям он не сильно и нужен.
tyofi
14.01.2022 12:51А что не так с PWA у Apple? Я слышал ещё года 2-3 назад, что они добавили их поддержку в iOS вроде как.
kirich1409 Автор
14.01.2022 12:52Как-то давно читал что они не дают их такую интеграцию как в Android. Например, при открытии PWA из Chrome на Android сразу можно это приложение установить в систему и получить иконку в лаунчере
bouncycastle
14.01.2022 13:50Список того, что не поддерживает safari для PWA: https://caniuse.com/?search=pwa
lassana
13.01.2022 14:41+5С Kotlin Multiplatform вы пишете общую часть (ядро приложения, бизнес-логику, какие-то другие части) в общем коде, а платформенная часть остаётся в нативном — то есть это UI-специфичные имплементации.
Xamarin это делает уже 10 лет, но так и остаётся очень нишевой технологией.kirich1409 Автор
13.01.2022 14:55+1Мне кажется все очень зависит от маркетинга и лояльности разработчиков. Microsoft забила на Xamarin, к большому сожалению
RomanVZ
13.01.2022 14:44+1Держал я этот телефон раскладной в руках: всё хлипкое, поскрипывает, под пальцами гуляет, экран кривой. Не взлетит. И шлемы виртуальной реальности не взлетят.
SadOcean
13.01.2022 18:40+2Ну по поводу шлемов виртуальной реальности - они не взлетят лишь в том смысле, как взлетели смартфоны.
В остальном они уже нашли нишу и развиваются, просто не так бодро, как надеялся рыночек.sizziff
14.01.2022 15:42+1А как "бодро" развивались смартфоны во времена Symbian и ранних версий Windows Mobile? До прихода iPhone и 4-ого андроида смарты были уделом гиков.
А первые планшетные компьютеры с сенсорным экраном на базе Windows XP весом 2кг, резистивным экраном и 3-4 часа автономной работы, помните такие?
Как только технологии доросли до критически важной точки, смарты стали популярными. Я для себя ключевые технологии определил так:
Емкостной экран и интерфес для пальца. Резистивные экраны на ранних смартфонах были хрупкие, требовали стилуса и интерфейс был неудобный.
Процессор и память. Изначально смартфонам не хватало мощи, например что бы рендерить WEB. Opera mobile помните? Сайты открывались кое как, но хотя бы открывались.
ОС. Сложно переоценить функционал ОС.
3G. Как раз во времена бурного роста смартфонов появилась технология 3G и стоимость это трафика этого 3G перестала так сильно кусаться.
Магазины контента(экосистема). Ну тут и так понятно.
ВР шлемы так же сейчас находятся на пороге технологий. На мой взгляд для бурного роста ВР пока что не хватает следующих ключевых моментов:
Дисплей: Необходимо по 4к на каждый глаз. На самом деле я думаю что для бурного роста будет достаточно и 2к, но все же оптимальнее 4к.
Процессор и Видеокарта. Даже для 2к+2к - в сумме это рендеринг 4к, для этого требуется видеокарта уровня 3080ti или 3090 да и то их производительности в 4к хватает с натягом, а учитывая цену на данные видюхи массовым ВР никак не может быть. Предполагаю что для рендеринга больших и детальных локаций не лишними будут и 64 ядерные и более процессоры. Игры с каждым годом все лучше и лучше адаптируются к многоядерности, а ВР возможно существенно задерет планку по ядрам.
Задержки и количество кадров и прочая "физиология". Для 1080p обычно достаточно 60 кадров/с, однако предполагаю для 4-8к расположенных очень близко к глазу возмодно потребуется и 120-240 кадров. Так же есть мнение, что сильно напрягают "задержки" в управлении шлемом, которые необходимо минимизировать. Возможно что бы исключить негативные последствия от взаимодействия с ВР придумают какие то таблетки.
Софт... Софта пока что почти ноль.
Среда взаимодействия. Здесь мне трудно что то сказать т.к.я не спец, но те джойстики и перчатки которые я видел в новостях большого оптимизма не внушают. Воображение рисует сенсорный костюм с обратной связью подвешенный внутри сферы с 10ю степенями свободы, что бы тело могло свободно двигаться в произвольном направлении и занимать любую позу. Ну или как матрице, ванна с физраствором и прямым подключением к мозгам. Хотя данный пункт более характерен для зрелого ВР, думаю для начала бурного роста это не обязательно.
Я не спец в ВР, но имею свой взгляд как потребитель и описал здесь свои ожидания и лично я не начну тратить свои кровные по крайней мере до тех пор, пока первые три пункта не будут выполнены. Но я уверен, что когда технологии созреют до данного уровня, вот тогда ВР взорвется как ядерная бомба, сметая все на своем пути...
Tema_Petrov799
15.01.2022 12:162к + 2к не даёт 4к, т.к. там площадь больше не в 2, а в 4 раза) а так мысли интересные, в чём то согласен. Но, кмк, взрывного роста популярности VR в ближайшие лет 10 можно не ждать, а вот через 20-30 - вполне
SNNikitin
13.01.2022 15:46+1Совершенно не обоснован тезис о скорой смерти смартфонов :)
kirich1409 Автор
13.01.2022 15:48Я говорил о развитии новых форматов устройств, а не то что смартфоны вымрут.
SNNikitin
13.01.2022 15:49+1Что будет через пять лет?
...
Смартфоны в текущем виде начнут вымирать.
Это из статьи
kirich1409 Автор
13.01.2022 15:51В текущем виде - это значит монолитный блок с одним экраном. Galaxy Fold - это тоже смартфон. Можно ли будет назвать часы с полноценной ОС и большим экраном (возможно проекционным) Android назвать смартфоном? Думаю что да
SNNikitin
13.01.2022 15:53+3Тем не менее, ни одного обоснования
Появление новых классов/подклассов/видов устройств вовсе не говорит об однозначной смерти их предшественников
Помнится, ноутбуки должны были похоронить десктопы, потом планшеты - ноутбуки, потом лопатофоны - планшеты, однако, живы все :)
imjustassking
13.01.2022 16:43+1Управление голосом это, конечно, интересно, но, на мой взгляд, выглядит недостаточно амбициозным. Гораздо сильнее жду когда можно будет управлять гаджетами мысленно. Хотя многим сложно раздвинуть рамки своей парадигмы и представить, насколько это круто изменит мир.
AlexSkvortsov
14.01.2022 00:26Помимо прочего, голос - просто неудобно. Мне кажется, что до мысленного управления (которое, очевидно, лучший вариант), будет управление взглядом. Особенно, если речь идет про очки, у которых как раз глаза совсем рядом.
Мне определенно проще водить глазами по экрану, чем двигать пальцем, а вот голосом, как показывает опыт, почти всё мало-мальски нестандартное хрен сделаешь... Это я уже молчу про игры, в которых голос неприемлем почти полностью.
vadimk91
14.01.2022 13:17Вот-вот, при "смартфон будут управляться голосом" сразу представляю вагон метро или учебную аудиторию.
Ivanzabu
15.01.2022 12:57Ну тут спорно. В некоторых нишах где нет другого варианта это ещё может зайди - но в отличии от полностью осознанно управления пальцем/голосом - взгляд зачастую отрабатывает неосознанно - а значит для подтверждения действия придётся вводить тайминги для проверки что это не ложно брошенный взгляд, а это в свою очередь будет раздражать, потому что тупо пялиться в одну точку.
bumchik
14.01.2022 15:28По своим ощущениям за последние 20 лет жизни - управление голосом как и в целом аудио-сопровождение телефона не продвинулось. Скорее наоборот - если в начале эры сотовых был целый рынок мелодий звонков, то сейчас редко когда услышишь звонок - у всех на вибро, на работе вообще считается моветоном если у кого то что-то заиграет. И если ещё году так в 2006-м я пробовал всякие голосовые управлялки (кстати они работали надёжнее и не требовали подключения к интернету), то сейчас как-то и не нужны они стали - т.к. чтобы её запустить во-первых нужен интернет, а он (вот ведь не ожидал) до сих пор далеко не всегда надёжно есть в наличии (лифт, загород, подземные переходы, просто толстые стены, кривой вифи, вовремя не заплатил и т.д. и т.п.) во-вторых редко когда удобно это делать вслух: на работе нет, на улице - ненадёжно , да и куда говорить - доставать телефон? так уже дальше легче кнопку нажать, в метро? в машине - тоже нет, музыка играет в магнитоле - её перекрикивать? Неудобно.
Вот, что действительно существенно изменило мою жизнь после сотовых это фитнес-браслеты, хотя это уже тема для другой статьи.
JustDont
13.01.2022 19:54+2Почему не будет мобильной разработки — я так и не понял из статьи. Понял только то, что надо ждать пока прилетит Эппл на голубом вертолете, и
бесплатнопокажет кино. Этот тезис чуть ли не припевом повторяется каждые пару абзацев.kirich1409 Автор
14.01.2022 13:13+1Нравится вам это или нет, но Apple создает рынки новых категорий устройств и все производители ориентируются на эту компанию, даже со сцены сравнивая свои продукты с оригиналом от Яблока.
JustDont
14.01.2022 14:47+1Или не создаёт. И, разумеется, рынков новых категорий устройств не созданных Apple всё так же сильно больше, чем тех, что таки да. Собственно, в общечеловеческом и совершенно бесспорном масштабе им можно приписать только современные смартфоны. Даже планшеты, тоже будучи "рынком созданным Apple", в итоге сместились в свою собственную специальную нишу, которая дальше живет без особого "ориентирования на эту компанию".
AntonMikhno
14.01.2022 01:06+2А куда из истории делись palm'ы, HTC на WinCE и прочие КПК, которые как раз и сделали тот самый скачок, который привел к ведроиду? Целая ниша устройств была, хоть и не такая распространённая.
iingvaar
14.01.2022 06:28Будет, но не все, а что-то одно, что - пока загадка. Когда-то я был на Intel Channel Day, где красиво рассказывали про межпланетные шахматные турниры. Наиболее впечатляющей была технология памяти, занимающей промежуточное положение между DRAM и Flash, позволяющая делать программы "сразу запущенными", не разделяя оперативную и долговременную память. Короче, из всего революционного, что было представлено, взлетели только Нюки, и то очень нишево. Прошло 8 лет, и самое распространенное устройство, которое я вижу до сих пор - десктоп на сокете 775.
laisto
14.01.2022 09:29статья в двух словах: "мобильной разработки не будет! .... ладно, будет, но другой".
mskotyn
14.01.2022 09:39+2Голосовой ввод не взлетит для массового использования. Он последовательный как консоль, требовательный к окружению да еще и очень языкозависимый. Ткнуть пальцем - более универсально. Моторика и физиология у всех людей одинаковая. В плане прогресса устройств ввода можно ожидать скорее браслетов считывающих данные с сухожилий и мышц предплечий. Тогда устройство ввода всегда будет с пользователем и тач-скрины, клавитуры, мышки с джойстиками уйдут в прошлое.
Складные экраны - они дорогие и сложные. Главная проблема - они не имеют особого преимущества и не могут конкурировать с устройствами другого класса. Основной момент - для удвоения диагонали, площадь поверхности надо увеличить в четыре раза. Так что складной экран при развертывании увеличивает диагональ всего в 1.4 раза. Т.е. 7" раскладывается в 10". Кардинально поменять картину может только технология типа дополненной реальности высокого разрешения на базе очков/линз. Тогда станет иметь значение не линейный физический размер, а угловой виртуальный. Но это сделает ненужным значительную часть экранов вообще - их будут ставить только в качесте аварийного варианта вывода информации.
Процессор, память, модули связи, аккумуляторы - все это наиболее логично разместить как можно ближе к центу тяжести пользователя - например на поясе.
В сумме получается что мобильное устройство будущего это пояс, браслеты, очки с наушниками. А пользователь взаимодействующий с таким устройством со стороны выглядит как псих крутящий фиги, мудры, перебирающий пальцами в воздухе, разговаривающий с невидимками. Хотя последнее уже реальность, когда не понять псих или блютус ;)
Достаточно развитая технология неотличима от магии, так что ждем запасаемся попкорном и ждем появления обыкновенных волшебников крутящих фиги для открытия замков, распальцовками управляющих кондиционерами и дверями...
kirich1409 Автор
14.01.2022 13:11Мне очень понравилось ваше мнение, причем с хорошими доводами. Будем смотреть появится ли умный пояс
ldss
15.01.2022 02:16Про мультиплатформенность я слышу еще годов с 2000х, и че-та как-то все никак. Но менеджмент не теряет надежды.
Видимо, она б-м возможна (в том виде, как ее себе представляет вышеупомянутый менеджмент) на относительно простых приложениях, но в целом - пока у нас зоопарк архитектур и ОС, ничего не выйдет
nikta153
15.01.2022 12:17чета как то много воды, ощущение что процентов 75 вообще писалось нейросетью,
а по сути заголовка - смотреть надо в сторону web 3.0
вот как раз к 25 году это будет актуально как никогда (если не раньше, уже сейчас спрос есть), front как был так и будет, а вот с back-end будет точно все не просто,
так что осваивать если что и надо так именно это
Dieselcat
15.01.2022 12:17О да. Рекламная статья об м1 и Эппл с громким и не раскрытым заголовком и мишурой вокруг. Ну да ну да.
MentalBlood
Планшетофоны
kirich1409 Автор
Насколько я помню планшетофонами называли планшеты 7 с функцией звонить, а сейчас идет процесс когда смартфоны становятся всё больше и планшеты сдвигаются в диагональ выше. iPad Mini уже имеет диагональ в 7.7".
Borz
да и то, что нынче называют смартфонами раньше коммуникаторами называли. Смартфоны иные были по функционалу - там больше телефон был чем миникомп, а у коммуникатора звонилка второстепенной опцией была
kirich1409 Автор
Маркетингу главное продать, а название неважно