Регистрация и защита товарных знаков – это достаточное объемная тема, содержащая в себе массу нюансов и подводных камней. Совершенно ни странно, что юристы, разбирающиеся в данной области, высоко ценятся и рассматриваются именно как узкоспециализированные кадры. В то же время отдельные моменты, связанные с товарными знаками, не требуют настолько серьезного подхода и, как мне кажется, должны быть известны всем, кто сталкивается с ними опосредованно. Одной из таких областей является использование товарных знаков в сети Интернет, в том числе и с постановкой вопроса «как не нарушить чужие права?». Само собой, с привязкой к российскому законодательству. Даже странно, что в свое время на «хабре», а нынче на Geektimes не появилось статьи с более-менее конкретным разбором. Вокруг, да около, конечно, ходили, но по существу так и не «проехались».

С чего начать?


Начну я с вводной, дабы основные мои объяснения были прозрачны и ясны. Чем в понимании обычного интернет пользователя являются изображения на бутылке из-под газировки, символ над входом в банк, картинка в шапке корпоративного сайта? Само собой, логотипом. В глобальном плане можно сказать, что логотип – это объект прав сам по себе, ведь он является изображением, созданным творческим трудом, т.е. попадает под защиту в сфере авторских прав. В этом свете, в принципе, уже можно говорить о его защите при незаконном использовании, но законодательство пошло дальше и предложило нам еще и понятие «товарный знак». И так, товарный знак – что это такое? На самом деле, практически то же самое, что и знак обслуживания. Различия между ними минимальны. Просто в первом случае речь идет о обозначении товаров, производимых тем или иным лицом, а во втором – об предоставляемых услугах (далее по тексту я буду пропускать понятие «знак обслуживания», но он подразумевается здесь наравне с товарным знаком). В любом случае ключевое слово здесь — это «обозначение», которое, согласно закону, служит для индивидуализации результатов коммерческой деятельности. Товарные знаки регистрируются по установленной форме и защищаются в течение определенного периода времени. Кроме того, закон устанавливает разделение ТЗ по международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Фактически, это означает деление знаков на категории: в рамках одного класса отдельно взятый знак защищается (по нему он, собственно, и записан), по другому нет. К примеру, если я регистрирую некий бренд «Верблюдторг» только в области производства шкур животных (класс 18), то другой человек спокойно может зарегистрировать аналогичный товарный знак в области игрушек (класс 28). Само собой, ни я, ни мой условный конкурент не сможем предъявлять друг другу претензии до момента смена области действия. То есть, пока я не начну использовать свой знак для производства игрушек, а он, соответственно, шкур верблюдов. Из всей этой ситуации есть одно исключение (а как же без них?) – общеизвестные товарные знаки. Они мало того, что не имеют ограничений по сроку охраны, так еще и распространяются на все классы вне зависимости от того, какой области деятельности он касался изначально. Именно поэтому владельцы бренда «Ford», не особо утруждаясь, могут подать в суд (и, главное, выиграть его) могут подать на любого, кто использует в своем наименовании слово «Ford» вне зависимости от области деятельности того. К счастью, таких знаков немного и все они собраны в специальном реестре на сайте ФИПС. Там же, кстати говоря, можно найти и второй реестр – обычных товарных знаков.

Ну и, наконец, надо также добавить, что товарные знаки могут быть зарегистрированы в двух формах: текстовое наименование и графическое. В первом случае речь идет о простом названии и защищается оно именно как сочетание букв. Во втором же владелец предоставляет пресловутый логотип, то есть изображение. Само собой, что в этом случае конкуренты не могут использовать такую же картинку для своего товарного знака – даже если они работают в другой области.

А что, собственно, будет?


И так, с матчастью мы почти разобрались. Теперь давайте посмотрим какие инструменты находятся в руках обладателя на товарный знак. В первую очередь – это всеми любимая четвертая часть ГК РФ, а точнее статьи 1484 и 1515. Первая устанавливает исключительное право на ТЗ, где в п.2 говорится о праве на размещение товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Вторая же говорит об ответственности за незаконное использование товарного знака. Тут давайте остановимся подробнее.

Пункт 3 гласит: «Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок». Учитывая, что у многих сайтов формат монетизации основан на каких-то дополнительных сервисах, то можно сказать, что они фактически оказывают пользователям услуги и вполне попадают под указанный пункт. Про компании, связанные с непосредственным указанием услуг (дизайнерские студии, пиарщики и прочее, прочее, прочее), имеющие свои web-представительства, и говорить не стоит. Каким образом наступает обязанность удалить? По сути, после личного обращения законного правообладателя (представившего доказательства на право владение ТЗ), судебного предписания и в некоторых случаях даже по требованию госорганов. Впрочем, удалить – это ерунда и было бы странно, если законодатель не предусмотрел бы еще какую-то ответственность для нарушителя.

А вот, собственно, и она: в соответствии с пунктом 4 той же статьи правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Тут уже серьезнее. Одно дело – убрать логотип, а совсем другое – расстаться с крупной суммой денег. Здесь важно понимать следующее: право требовать компенсации в данном случае не привязано к другим пунктам статьи, то есть речь идет не только о коммерческой деятельности, но и нарушениях прав на товарный знак в принципе. Не забывайте и о содержании ранее указанной статьи 1484: у владельца ТЗ есть исключительное, то есть, грубо говоря, принадлежащее только ему, право использовать знак в Интернете, причем как названии сайта (домене), так и в его содержании. В первом случае, впрочем, есть две оговорки: во-первых, сайт, доменное имя которого зарегистрировано раньше, чем был зарегистрирован сам ТЗ, нарушителем в данном случае быть не может, а, во-вторых, никто не запрещает вам иметь свой товарный знак в другой области и использовать его в своем домене. Тут, впрочем, надо уточнить, что данные оговорки не распространяются на общеизвестные ТЗ, а при споре за доменное имя с обладателями обычных знаков большую роль играет его уникальность (данный вопрос, кстати говоря, достаточно сложен и может являться темой для отдельной статьи). Кроме того, вспомнив ранее озвученную матчасть, не будем сбрасывать со счетов тот факт, что ТЗ может быть представлен не только в виде изображения, но и просто в качестве наименования (в буквенном формате). Формально это означает, что незаконным должно было бы быть даже написание в этой статье слова «Coca-Cola»… должно, но, к счастью, не будет. Тут нам на помощь приходит постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09, где говорится о том, что словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака (дабы не возникало вопросов что подразумевается под «упоминанием», сразу скажу, что в указанном постановлении дело касалось как раз таки сети Интернет). Таким образом, нарушить чьи-то права, написав название бренда на своей страничке, мы попросту не можем — даже если этот ТЗ зарегистрирован в текстовой форме.

Надо, впрочем, сказать, что решение решением, а свою правоту, если припрет доказывать все равно придется. История знает попытки притянуть за нарушение и упоминания брендов. Конкретные примеры приводить не хочу, но, думаю, желающие поискать удивятся случаям запугать владельцев сайтов для размещения отзывов о работе компаний и качестве товаров с целью стереть негативные оценки пользователей. Самое обидное во всем этом – это то, что всегда остается шанс (пускай и с правом исправить ситуацию в вышестоящем суде) на то, что судья попросту откажется трактовать постановление ВАС в нужном ключе.

Подытоживаем


Ну а теперь в порядке заключения. Какие выводы мы можем сделать из выше описанного? А то, что за свои действия отвечают владельцы всех сайтов, даже если речь идет о сообществе любителей кошек, причем нарушением может считаться как использование логотипа (гарантированное нарушение), так и доменного имени (есть куча нюансов), но при этом «отругать» за использование текстового названия практически невозможно. Это в том числе полезно для тех сайтов, которые хотят указать у себя список клиентов или каким-либо иным способом обозначить свою причастность к брендам. Закон это делать не запрещает даже для прямых конкурентов, хотя перегибать палку все же не стоит, ведь, к примеру, сравнение своей продукции с продукцией конкретного конкурента нарушает уже другие законы – «Об антимонопольной деятельности» и «О рекламе».

Ну а для тех, кому лень читать внимательно, даю краткую выжимку статьи:

В отношении чужого товарного знака в Интернете нельзя:
— Без разрешения размещать логотип
— Использовать в доменном имени название общеизвестного ТЗ

В отношении чужого товарного знака в Интернете можно:
— Упоминать ТЗ любым образом (если это не нарушает другие законы)
— Использовать в доменном имени, если ТЗ появился позже первичной регистрации адреса сайта, либо если у вас есть свой ТЗ по другому классу

Комментарии (2)


  1. 22sobaki
    13.10.2015 22:57

    По какому принципу ТЗ попадают в реестр общеизвестных? Там есть такие, о которых, я уверен, большинство и не слышало.


    1. Vanok
      14.10.2015 11:11

      Ну, холлофайбер на самом деле достаточно известный материал. Не такой, конечно, как полиэтилен, но все же… Что касается самого принципа, то он при поверхностном изучении достаточно сильно размыт по той простой причине, что размыто само понятие «широкоизвестен», установленное законом для определения таких ТЗ. Если же Вам интересна методика расчета известности и критериев, то они мне, скажу честно, неизвестны, так что тут я ничего сказать не могу :)