Кто такой «инициативный сотрудник»?
В сети вы можете найти сотни разнообразных определений термина «инициативный сотрудник». Одни говорят, что это самый замотивированный сотрудник. Другие, что это человек, который живет своей работой. Еще есть такие синонимы, как: энергичный, находчивый, предприимчивый, и даже «пороховая бочка». Все это вполне может быть одним из качеств инициативного сотрудника, но не является ключевым, которое и делает его инициативным.
Так, в моем понимании, инициативный сотрудник — это сотрудник, который предлагает решения, направленные либо на устранение возникшей проблемы, либо на достижения определенной выгоды, в ситуации, когда от него это не требовалось. То есть, ключевое качество «по собственному желанию» (по своей инициативе).
__________________________
Всегда ли важна инициатива?
Определив ключевой параметр инициативного сотрудника, можно смело сделать вывод, что инициатива не всегда является важным качеством хорошего сотрудника. Все будет зависеть от сферы деятельности сотрудника. К примеру, если мы говорим про сборщика конструкций на производстве или медсестру, инициатива будет не просто мало полезной, но и вредной. Ведь просто представьте себе такую фразу «медсестра во время операции проявила инициативу…». Выглядит прямо как начало какой-то трагической новости на первом канале.
При этом, я, конечно же, не говорю, что инициатива в таких профессиях не нужна в принципе. Просто она далеко не является ключевым фактором успеха.
__________________________
Насколько корпоративные проблемы влияют на проявление инициативы?
Абсолютно в каждой компании есть какие-то сложности, недочеты, дыры, приколы, … (далее будем называть это словом «проблемы»). Основным и постоянным генератором этих проблем является непрерывная динамика и движение. Ведь компания никогда не пребывает в статике: изменения постоянно происходят либо внутри нее (развитие продукта, масштабирование, …), либо вовне (изменение потребительских хотелок, появление и/или развитие конкурентов, …). То есть, даже, если компания расправляется со всеми проблемами, которые были вчера и сегодня — через какое-то время появятся новые. На это повлиять невозможно….
Корпоративные проблемы — это постоянный спутник компании, но они не просто не являются причиной отсутствия инициативы, но и наоборот, способствуют ее проявлению. Скажу больше, проблемы заставляют думать и шевелиться даже самого ленивого и безразличного человека. Но это касается не всех проблем….
Далее я предлагаю познакомиться с проблемами, которые напрямую влияют на желание проявлять инициативу. Список этих проблем я излагаю в виде плохих советов, выполнение которых позволит вам гарантированно потушить инициативу даже самого инициативного сотрудника.
Поехали…
__________________________
1. Не давайте полномочий.
Если у сотрудника есть желание — он найдет варианты достигать поставленных целей и без полномочий. Ведь он же эксперт и профессионал! За что вы ему такие деньги платите? С полномочиями каждый дурак сможет…
И вообще, нужно уметь договариваться, а не полномочиями махать!
2. Все решения принимайте сами.
Не забывайте, что вы эксперт абсолютно во всех областях бизнеса, у вас богатый жизненный опыт, да и чего скромничать — вы просто гений! Ведь именно благодаря вам все это вокруг работает, достигаются показатели, встает солнце…. Вы держите это на своих мощных плечах, и ни в коем случае нельзя позволить, чтобы кто-либо своими кривыми руками испортил вашу работу!
С другой стороны, если бы не все эти коллеги (еле повернулся язык их так назвать), ваши результаты были бы еще лучше! Ведь именно потому, что вы не пускали никого к принятию решений все так и работает.
Если же вы руководите отделом недавно, не смущайтесь и поддавайтесь искушению прийти с вопросом к так называемым экспертам. Напоминаю — у вас богатый жизненный и профессиональный опыт, который позволяет принимать всегда правильные решения. Ну и что, что вы всю жизнь работали в рознице, а теперь перешли в IT? Все бизнесы одинаковые!
3. Не объясняйте свои решения.
Приняв правильное решение (а другого и быть не может) — не стоит тратить время на объяснения. Все равно не поймут! Решения гениев иррациональны и только единицам дано их понять.
Да и вообще, почему вы должны перед кем-то объясняться? Кто тут руководитель? Кто на кого работает?
4. Не приглашайте на встречи сотрудников, на которых принимаются решения по их зоне ответственности.
Во-первых, компания и так много времени и денег тратит на совещания. Нужно оптимизировать затраты. Сотрудники должны не по совещаниям ходить, а выполнять задачи, которые поставлены перед ними.
Во-вторых, что они смогут толкового сказать на этом совещании? Кроме как спорить и сопротивляться от них больше ждать нечего. А так, спокойно без них примем решение, спустим в виде задачи и никакого сопротивления.
В-третьих, решения должны приниматься только узким кругом доверенных лиц. Всегда так делали и работало. Поэтому, и без сотрудников все решим и спланируем.
5. Не давайте возможности высказывать свое мнение.
Если же все-таки сотрудник как-то проник на совещание, вы должны четко обозначить рамки и показать, кто главный. Об этом можно прямо сказать, либо следовать рекомендациям, которые описаны в следующих советах.
На совещании должны говорить только вы и те, кому вы по-настоящему доверяете (назовем их скромно — «избранные»).
После вашей длинной речи и единолично принятому решению — сразу уходите. Нужно не позволить задать вопросы или уточнения. Все равно, кроме как критики и сопротивление вы ничего не услышите. Чтобы это у вас получилось, рекомендую использовать такие инструменты:
- планируйте время на совещание таким образом, чтобы следующее совещание было впритык за ним. Таким образом, у вас будет возможность сказать, что вы спешите на следующее совещание;
- за 5 минут до конца совещания на 45 градусов поверните туловище в сторону дверей;
- за 10 минут до конца начинайте озабоченно периодически посматривать на часы.
6. Перебивайте.
Если зарвавшийся сотрудник все-таки начал говорить на совещании, не давайте ему возможности договорить. Перебивайте его и не давайте закончить мысль.
Чтобы не показаться грубым, перебивайте тактично и конструктивно. К примеру, можно не дослушав начать задавать уточняющие вопросы.
7. Используйте фразы: «Так не работает», «Ты, Ваня, всегда найдешь причину поспорить», «Ты нам дай гарантию», «Нужно думать масштабнее» и т.п.
Подобные фразы должны обязательно быть в вашем арсенале и с должной регулярностью применяться. Они позволяют эффективно отстоять свою точку зрения и прекратить этот бессмысленный спор, который затеял сотрудник.
8. Спорьте до последнего.
Любую идею нужно оспорить! Ведь что это за идея, если сотрудник не смог ее отстоять? Если она развалилась под натиском ваших замечаний, как же она будет реализована?
9. Вечно спешите.
Напомню, что покинуть совещание вы должны максимально быстро и энергично. Вы занятой человек и ваше расписание полностью заполнено. Нет времени на пустые обсуждения!
Но это касается не только совещаний. Не забывайте непрерывно спешить и каждому, кто вас встречает с каким-либо предложением повторять слова «мне некогда» или «отправьте на почту».
10. Пропадите.
Редко появляйтесь в офисе или лучше всего — пропадите на какое-то время. В ваше отсутствие не отвечайте на звонки, сообщения в мессенджерах и письма.
В связке с отсутствием полномочий (ведь вы же никому их не даете, правда?) — это мощный инструмент, который защитит вашу компанию/структуру/отдел от самозахвата и разрушения.
11. Ставьте нереальные цели.
Цель должна быть амбициозной! Если объем рынка 100 миллионов — цель должна быть 100 миллионов. Ведь вы же лучшие на рынке! Ваш продукт лучший, а ваши конкуренты — ничто. Можно считать, что конкурентов у вас нет в принципе…
12. Постоянно меняйте приоритеты.
Сейчас время скоростей и постоянных изменений! Нужно быть гибкими и реагировать максимально быстро и кардинально! Поэтому, даже не пытайтесь долгосрочно планировать. А сотрудники все стерпят. Какая им разница, что делать? Сегодня туда, завтра сюда,…. И то, и то работа….
13. Ставьте задачи на уровне детализированной пошаговой инструкцию.
Во-первых, все сотрудники тупые и им нужно разжевывать. Во-вторых, даже, если они поймут цель задачи, они точно не смогут сами ее достигнуть. Поэтому, важно максимально детально (на уровне инструкции со скриншотами) ставить абсолютно каждую задачу. И это касается всех. Будет серьезным заблуждением, если вы посчитаете, что сотрудник может сам определить маршрут и инструменты достижения цели.
14. Введите штрафы за несоблюдение регламентов.
Запомните первое правило бизнеса — форма важнее результата! Поэтому, вы должны требовать четкое соблюдение всех регламентов, инструкций, процедур. Никакие оправдания типа: «Так эффективнее» или «Это позволило избежать порчи» — не должны быть оправданием нарушения.
Также, так как люди понимают только тогда, когда это касается финансовой составляющей — введите штрафы за несоблюдение.
15. Никогда не хвалите.
Как я уже говорил выше — все результаты благодаря вам и только вам. Поэтому, я даже не понимаю, почему некоторые лже-гуру менеджмента призывают хвалить сотрудников. За что?
С другой стороны, это их прямые обязанности, за которые они получают зарплату. То есть, мало того, что мы им деньги за это платим, так и хвалить теперь должны? Не много ли всего?
16. Не выделяйте на фоне других.
У вас не должно быть любимчиков! Поэтому абсолютно все сотрудники должны получать одинаковый объем внимания, похвалы и корпоративных плюшек. И те, кто перевыполнил план, и те, кто не выполнил. Иначе, это будет несправедливо и обидит чувства ленивых.
17. Никакого карьерного роста.
Во-первых, это очень затратное мероприятие. Во-вторых, всегда лучше найти эксперта вовне, который во сто крат лучше. В-третьих, он хорошо выполняет свои функции, поэтому пусть их и выполняет. Если вы его повысите, кем вы замените его? Этого нельзя допустить!
18. Гиперконтроль и микроменеджмент.
По возможности станьте над душой и проверяйте каждый шаг. Если же время не позволяет, пусть сотрудники утром присылают вам детализированный план на день, а вечером отчет по каждому пункту. Также, важно это проводить с обязательной «защитой» и проверкой каждого пункта плана.
19. Цепляйтесь по мелочам, не обращайте внимание на большое.
Дьявол кроется в мелочах! Плевать, что план продаж перевыполнен. Ведь как можно было допустить, что справа внизу на странице о компании имя директора перестало подсвечиваться зеленым цветом. Ужас!
20. Ругайте так, чтобы больше не повторяли.
Находя мелкие ошибки — ругайте так, чтобы это запомнилось! Если сотрудник перестанет ошибаться в мелочах, результаты компании пойдут вверх.
21. Почаще закатывайте глаза.
Так как словами не всегда получается достучаться до разума сотрудника, всегда используйте мимику! Ваша мимика должна показывать, насколько вам сложно работать со всеми этими…. Она должна подчеркивать все глупости и неуместные предложения ваших сотрудников. Также, это позволит усилить эффект восприятия обратной связи, которую вы им даете.
22. Дайте понять, что недовольны сотрудником, но не объясняйте причины.
Во-первых, пусть сотрудник сам догадается. Тем более, вы же 100 раз объясняли!
Во-вторых, подобная методика заставит сотрудника больше стараться. Он будет искать способы заслужить ваше расположение и получить желаемое прощение.
23. Покажите, как вам сложно.
Будьте всегда без настроения, усталые и потрепанные. Лидерство ведь это только в книгах. В нашей стране к людям нужно только через мат. Все остальное это неэффективный тюнинг.
24. Постоянно вспоминайте прошлые неудачи.
Сотрудникам свойственно повторять свои ошибки. Поэтому, чтобы они их не повторяли, нужно периодически напоминать о ранее содеянном.
Также, сотрудник, который чувствует свою вину — работает лучше, так как он непременно хочет ее загладить. Поэтому, подольше поддерживайте это чувство (вины) в нем.
25. Скажите, что идея крутая и… забудьте про нее.
Для того, чтобы избежать ненужных споров и длительных обсуждений, примите идею/предложение вашего сотрудника, поблагодарите его и… пусть идет работать. Сотрудник ведь просто хотел, чтобы его похвалили и ему плевать на реализацию. Уже завтра он забудет про эту идею.
Все и так хорошо работает! А все, что хорошо работает трогать не нужно.
__________________________
Результат
Систематическое применение вышеперечисленных советов приведет к тому, что рано или поздно у сотрудника наступит момент «озарения», в который он скажет себе (или кому-то): «Та что я собственно то…? Мне что, больше всех надо…? Иди оно все… больше и слова не скажу». И перестанет инициативничать…
Пользуйтесь аккуратно;)
Другие кейсы о менеджменте находите в telegram-канале: OS_management
Подписывайтесь! Далее будет…
__________________________
Комментарии (13)
Ergistael
01.02.2022 17:20Эх, которую статью не прочту... В областях, где я не специалист, я воспринимаю все позитивном ключе, а потому на всякий случай принципиально не читаю вредные советы...
ooki2day
01.02.2022 18:3813й пункт очень спорный. могут поставить задачу одним предложением, предоставив решить ее любым методом, а потом какое-нибудь принимающее звено будет несогласно с решением, и начнутся качели
IvanBatechko Автор
01.02.2022 18:55Согласен! Есть и другая сторона...
Но мне кажется, руководитель должен уметь отличать сотрудников, кому можно поставить задачу на уровне тезиса, а кому разжевывать.
Также, можно ставить задачи на уровне тезиса, при этом какое-то важное условие (к примеру, метод достижения цели) детально обсудить.
В общем, нужно быть гибким и не использовать шаблоны, типа такого: "все тупые - нужно всем разжевывать"
TatianaPugacheva
01.02.2022 18:50-4Спасибо! Нашла еще интересную информацию по мотивации вот здесь: https://leprime.ru/category/motivacziya-sotrudnikov/
Exchan-ge
02.02.2022 06:40это сотрудник, который предлагает решения, направленные либо на устранение возникшей проблемы, либо на достижения определенной выгоды, в ситуации, когда от него это не требовалось.
Будучи молодым специалистом-инженером именно на этом и погорел :)
Выяснилось, что даже толковое начальство этого не любит — «всякая инициатива наказуема».
Ответная мера обычно одна — загрузить молодого сотрудника рутиной работой по самые эти самые, а еще лучше — погонять по командировкам.
В результате инициативность пошла в русло поиска и разработки методов избавления от рутины.
Методы-то, к слову, таки были найдены и даже одобрены начальством, только вот реализовывать их тогда было не на чем — до появления у нас персоналок оставалось еще пять лет, а наши «мейнфреймы» были очень негибким инструментом.
(Шаблоны документов, выпадающие списки, поиск по индексам, импорт данных из специально подготовленной бумажной базы данных, проч. Есть такой термин — «Бумажная архитектура», у нас были «Бумажные компьютеры» :)
elve
02.02.2022 07:47Дайте сотруднику задачу из смежной области (к примеру инженера без полномочий заслать к клиенту обещать золотые горы. Или наоборот, менеджера на монтаж и пусконаладку сложных систем кондицинирования, к примеру), но не обучайте. Даже если попросит. Особенно если попросит. А если он не справится, то идем к п. 20.
ksbes
02.02.2022 08:24Э-э-э не! Это так можно нарваться на неожиданного самородка маркетинга, да так что с должности сместят!
Реальный случай: был чуть хуже среднего инженер — стал хорошим руководителем экономического отдела (через пару итераций). А всего-то скинули на парня всё экономическое обоснование перед заказчиком.
LuchS-lynx
02.02.2022 10:28Так, в моем понимании, инициативный сотрудник — это сотрудник, который предлагает решения, направленные либо на устранение возникшей проблемы, либо на достижения определенной выгоды, в ситуации, когда от него это не требовалось. То есть, ключевое качество «по собственному желанию» (по своей инициативе).
Все в этом мире относительно. В светском обществе нет фактов, есть лишь их интерпретации.
Руководитель характеризуется Властью и распределяемыми ресурсами, для решения различных задач. При этом такие задачи есть как формальные (обеспечение показателей, решение задач, осуществление закрытия определенных объемов денег и т.п.), так и неформальные (конкуренция между отделами, ревизорство, обеспечение движение денежных потоков в чьих-либо интересах и т.п.), в т.ч. личные (карьера, зарплата, уровень компетенции или наоборот непыльный рабочий график). При этом эти задачи могут прямо конфликтовать друг с другом.
Если руководству фирмы удасться продавить правдами и не правдами мобилизационные цели, то в принципе основной упор при решении задач будет сделан на решении бизнес-проблем и бизнес-задач, т.е. формальных, при этом будет сопротивление со стороны сотрудников, то же выгорание не сахар. С другой стороны послабления приведут к паритету или доминированию неформальных и даже личных задач, тогда лучшая стратегия не допустить перехода к мобилизации это глушение активных, потому что на контрасте, если они своей энергией будут вывозить задачи, то такого руководителя, который работает в пол силы выгонят или понизят, а это так же негативно скажется на тех, кто на него завязан.
Там где другие видят вредные советы, я вижу руководство к действию для тех, кто защищает свои интересы. И да мне это противно, но это вовсе не бессмыслица, к сожалению.
iiwabor
02.02.2022 11:19Мой начальник на предыдущей работе функционировал по всем вышеперечисленным пунктам и развитие отдела стремилось к нулю. И еще сюда надо добавить жесточайшую бюрократию - без бумажки с подписями и печатями даже не подходи.
При этом он был на очень хорошем счету у вышестоящего начальства, как умеющий очень грамотно работать с подчиненными - в пример его постоянно ставили, а то что текучка в его команде была чудовищная - начальству было плевать...
EskakDolar
02.02.2022 23:22Ведь просто представьте себе такую фразу «медсестра во время операции проявила инициативу…». Выглядит прямо как начало какой-то трагической новости на первом канале.
Совсем не обязательно трагической. Например - "когда внезапно открылось кровотечение медсестра проявила инициативу и сразу подала хирургу нужный инструмент"
Aleksandr-JS-Developer
Вот прям не в бровь, а в глаз