Статья будет интересна бизнес-аналитикам, project-менеджерам, тимлидам, CEO начинающих студий по разработке и всем причастным и интересующимся. 

Hola, Amigos!

Меня зовут Артем, и я TeamLead.

В компании, где я работаю, мы занимаемся заказной разработкой и поддержкой как web-, так и мобильных приложений. Сегодня расскажу, как мы настроили процессы взаимодействия с командой и заказчиками внутри команды, и об инструменте, с помощью которого все реализовали. Итак, поехали!

Какая стояла задача

Компания молодая, и мы начинали с чистого листа. Налаженных процессов не было, как и настроенных CRM-систем или любых других инструментов. Перед нами стоял ряд важных задач: 

  • построить понятный процесс разработки, поддержки и развития проектов;

  • создать площадку для взаимодействия с клиентами;

  • наладить контроль сроков разработки, планирование ресурсов, ведение внутренних задач компании.

Изображение: KC Green
Изображение: KC Green

Что мы попробовали и какие сложности возникли

Вариант с написанием своей системы не рассматривался: этот подход утопичен, во всяком случае на старте. 

В начале пути оптимизация расходов нужна как воздух, поэтому вариант с использованием Jira был непозволительной роскошью не подошел :)

Поэтому решили «пощупать», что такое Яндекс.Трекер. «Щупали» мы его 2 месяца, но не срослось. Яндекс.Трекер не позволял указывать область видимости комментариев в задачах. Мы не могли грязно ругаться свободно общаться и обсуждать внутренние процессы, ведь каждое сообщение доступно всем участникам, заказчику тоже. Попробовали разбивать задачи на «для клиента» и «для разработки» — да простят меня менеджеры. Отказались, конечно. 

Из фильма «Очень страшное кино 2»
Из фильма «Очень страшное кино 2»

Почему выбрали «Планфикс»

Еще одним вариантом стал «Планфикс». На первый взгляд в нем было все необходимое, а еще — приемлемая цена. Продукт постоянно развивается, а команда поддержки оперативно реагирует на запросы, за что ей отдельное спасибо.

Мы решили использовать этот сервис. Пришлось перелопатить кучу обучающих материалов прежде, чем настраивать.

Не забывайте, что каждый процесс необходимо подстраивать под ваши нужды. То, что работает у нас, может быть неудобным для вас.

Буду рад послушать про ваши схемы, поэтому пишите в комменты, не стесняйтесь.

Флоу по задачам, которые настроили

«Планфикс» позволяет настраивать процессы для задач разного типа. Основной поток наших — разработка и поддержка. Любая задача в разработке — свой путь с формализации требований и ее оценки. Изображаем это так: 

Менеджер собирает требования по задачам и закидывает их тимлиду.

Тимлид проверяет эти требования, уточняет техническую информацию и отправляет задачу разработчикам на оценку, затем валидирует ее, обсуждает с командой варианты реализации при необходимости и возвращает менеджеру для согласования трудозатрат с клиентом.

Оценка по задаче хранится в специальной аналитике с разбивкой по специалистам, которые участвуют в работе. По аналитикам мы строим отчеты для отслеживания качества оценки, эффективности и рентабельности сотрудников.

После согласования оценки задача движется по такой схеме:

Задача отправляется разработчику. После завершения разработчик переводит ее на тимлида для проведения code review. Если замечаний по качеству кода нет — задача идет в отдел тестирования, результаты которого принимает менеджер.

В работе мы используем следующие статусы по задачам:

  • Оценка

  • Требуется информация

  • В работе

  • CodeReview

  • Можно тестировать

  • Тестирование

  • Выполненная

Помимо основных статусов есть ряд служебных, которые используются не часто, но так же полезны (отмененная, отложенная и т. п.).

Для отслеживания задач по статусам есть специальная доска, которая доступна клиентам. На ней наглядно видно, в каком статусе сейчас висит задача.

Разработчики используют, как правило, обычный список задач. Зашел, посмотрел, что нужно сделать сегодня, взял в работу.

Помимо клиентских задач есть внутренние: согласование документов, онбординг новых сотрудников и т. д. Для них настроены особенные статусы и сценарии.

Ништяки автоматизации

Автоматические сценарии для разных событий

Еще одна фишка, которая упрощает нашу работу, — автоматизация процессов. Например, уведомления по событиям или смена исполнителей в задаче при изменении статуса.

Отчеты

Без чего не получится улучшить процессы и сделать их эффективнее? Правильно, без настроенных метрик и их эффективного анализа. Для этого в «Планфикс» есть конструктор, который может сгенерировать отчет по заданным параметрам.

Вот пример отчета по времени, которые ребята тратят на задачи за неделю.

Давайте все вместе напомним Маргарите и Кириллу, что переработки ведут к выгоранию ;)

Так используют аналитику в отчетах. Сравниваем предполагаемую оценку с реальной и анализируем, что стоит скорректировать в будущем. 

Этими метриками можно жонглировать для получения разных вариантов отчетов. Например, затраченное время по разным видам работ на проекте.

Автоматические задачи

При добавлении нового сотрудника в «Планфикс» формируется задача, в которую собраны все материалы по онбордингу. Это позволяет упростить знакомство с компанией и ее регламентами, структурировать накопленные знания и снять часть работы с коллег, которым приходилось отправлять эти материалы новеньким. 

Мы часто оцениваем крупные проекты на пресейлах. Для этого у нас есть довольно четкая табличка с формулами. В ней мы фиксируем фичи, которые предполагаются в проекте, но есть одно но… Переносить их в «Планфикс» для планирования ресурсов становится трудоемкой и скучной задачей. Мы разработали макросы, с помощью которых все задачи из сметы переезжают в виде готовых задач в «Планфикс» по нажатию пары кнопок, — невероятная магия :)

Уведомления в Телегу

Наша команда общается в Telegram, поэтому мы настроили уведомления из «Планфикс» в мессенджер — очень удобно и помогает вовремя реагировать на срочные вопросы. Как правило, это изменения по задачам или комментарии, которые адресовали тебе. 

Уведомления по ДР

Когда ты забываешь про день рождения своего коллеги, в мире грустит один котик (вместе с этим коллегой). Мы настроили сценарий, который присылает уведомление за неделю до дня рождения сотрудника — успеваем подготовиться :)

Интеграция с Gitlab через вебхуки

Еще одной полезной фишкой, которой мы не могли не воспользоваться, — входящие вебхуки. Они позволяют обработать практически любой произвольный запрос из внешней системы. Один из настроенных у нас связан с системой контроля версий Gitlab. При слиянии ветки, которая содержит в себе правки по задаче, автоматически меняется соответствующее свойство у задачи в«Планфикс» — тимлиды могут контролировать, на каком контуре находится задача.

Перспективы развития

Мы довольны результатом совместной работы с «Планфикс». Но это верхушка айсберга. Периодически мы сталкиваемся с хейтом от наших сотрудников по использованию системы. Он возникает из-за того, что они привыкли «по-другому». Или не знают, как сделать нужное действие в системе.

Мы сделали специальную табличку, где записываем жалующихся фиксируем эти моменты. Затем совместно обсуждаем, как сделать удобнее.

И я скажу, что это нормальный процесс, — он всегда идет итерациями. Невозможно настроить систему сразу удобной для всех пользователей.

Больше автоматизации

Автоматизация упрощает жизнь, поэтому в наших планах — уделять ей больше внимания и переводить рутинные операции в автоматические сценарии.

Больше различных отчетов и метрик

Также в перспективах — больше различных отчетов, которые помогут определять рентабельность сотрудников, проектов внутри «Планфикс», а не как это делается сейчас в табличках.

Другими словами — мы продолжаем работу над совершенствованием наших процессов.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Буду рад, если вы поделитесь своим опытом, а также ответить на ваши вопросы, поэтому не прощаюсь!

Комментарии (15)


  1. DeadMaster
    02.02.2022 14:36
    +3

    Вау, про планфикс уже пишут на хабре.

    Прям гордость за наш маленький край.


    1. artem_spark Автор
      02.02.2022 19:02
      +2

      Надеюсь будет полезно другим)


  1. StepanCheltsov
    03.02.2022 12:45
    +2

    Артем, отлично сделали!

    Подскажите, пару вопросов:

    1. Из Гитлаба у вас прилетает Label от Issues и кладется в строку или как сделали?

    2. И где инициируете Issues: в Планфиксе или на стороне Гитлаба? Как ПФ узнает, какая задача чему в Гитлабе соответствует?

    3. Трек времени тоже из Гитлаба тянете по /spend или ребята время трекаются в двух системах?


    1. artem_spark Автор
      03.02.2022 12:59
      +2

      Спасибо)

      1. В планфиксе у задач сделали свойство "Ветка задачи" - оно заполняется автоматом при создании задачи task_№ (где № - номер задачи). А в гитлабе мы используем прекоммиты, чтобы ребята свои ветки и коммиты именовали по единому правилу, и как вы уже поняли - оно совпадает со свойством в Планфиксе) Поэтому когда прилетает хук из гитлаба - мы вытаскиваем из него номер ветки и ищем по нему соответствующую задачу

      2. Issues заводим в Планфиксе, ну а соответствие задач и коммитов описал в пункте выше)

      3. Время трекаем только в Планфиксе


      1. StepanCheltsov
        03.02.2022 13:36

        Ага, а бывает, что число issues будет больше или меньше, чем в Планфиксе? Или задача в Планфиксе скорее как branch в Гитлабе - пачка задач для трека?


        1. artem_spark Автор
          03.02.2022 13:54
          +1

          Да, число задач не привязано к issues, т.к помимо сотрудников производства, есть задачки на HR, PR и других сотрудников компании, которые не пользуются гитом

          Верно, задачка как бранч, а если бранч становится большой по трудозатратам - декомпозируем это на более мелкие подзадачи со своими бранчами


          1. StepanCheltsov
            03.02.2022 14:42

            Спасибо, теперь концепция понятна!


  1. Grandissant
    03.02.2022 12:47
    +1

    Планфикм в массы! :)

    К слову, для новых команд, когда не хочется разбираться в настройках ПланФикса, можно использовать нашу конфигурацию "Системное планирование". В блоге системы прямо целая статья на эту тему есть - https://blog.planfix.ru/sistemnoe-planirovanie-v-planfiks-raspredelyaem-rabotu-sotrudnikam/


    1. artem_spark Автор
      03.02.2022 13:04

      Для быстрого старта согласен + там еще много конфигураций готовых есть не только под разработку. Но т.к мы уже много что пробовали и выявили для себя ряд требований, пришлось "попотеть" :)


  1. xitcliff
    03.02.2022 12:48
    +2

    PlanFix - единственный сервис который я выбрал из примерно 30 тестов. Это не сервис, а магия.


  1. lv_denis
    03.02.2022 13:40
    +1

    Из наших свежих нововведений - сбор обратной связи от каждого сотрудника производства. Они просто под своей задачей пишут в комментарии пишут тригер ОС! и этот коммент улетает в отдельную задчу в этом проекте. Еженедельно ответственный человек обрабатывает заявки и мы решаем что с этим делалать.

    А так да. Планфикс это целый мир, выстраиваем каждый процесс. Главное не заиграться и перерывах работать)


    1. artem_spark Автор
      03.02.2022 13:44

      Спасибо за идею, будет тоже полезно) Подумал сейчас, что так можно todo для бэклога собирать по проекту, чтобы ничего не потерять


  1. alex_wide
    03.02.2022 15:07
    +1

    Прикольно, сейчас имею тоже подобный проект в Планфикс. Доделываю рабочую среду для работы над ІТ проектами, в которой можно вести проекты по канбан и скрам... + еще паралельно ведение аустаф проектов. Но в процессе столкнулся с множеством разных препятсвий, которые порою нужно было обходить костыльным путем:

    • епики, стори, баги, таски, как разные шаблоны задач - и не возможность отобразить их шаблон в тикете задачи в канбан-ланировщике - пришлось делать отельное поле и синхронизировать с шаблоном

    • иерарх. связка задач, епиков и спринтов с релизами тоже делалась через Ж - так как каждая конкретная задача может пренадележать к конкретному епику и конкретному релизу

    и моного чего другого... тут можна и свою стаью написать)


    1. artem_spark Автор
      03.02.2022 16:19

      Подводных камней действительно много, но круто, что инструмент позволяет их обойти (порой даже и костыльными путями)

      По поводу статьи: пишите, с удовольствием бы почитал)


  1. IAFedorov
    04.02.2022 18:04
    +2

    Аотем, вы еще в самом начале пути. Дальше будет еще интереснее.

    Например можно считать деньги (приход, расход), и выставлять счета и акты, генерировать договоры,отправлять все это из системы.

    Вести воронку найма и воронку сотрудника (все что связано с его работой это задача через которую он получает все что связано с его развитием и его работой в компании, считать его з/в и выплаты и т.п.).

    Вести переписку в вашими поставщиками и фрилансерами (им кстати можно сделать свои настройки и свое рабочее пространство и "заставить их работаь в вашей системе" - контакты с доступом).

    И многое много едругое что позволит автоматизировать не только основные БП но и вспомогательные.