Hola, Amigos! На связи я, Артем Салеев, тимлид компании по заказной разработке, и мой коллега-тимлид Руслан Ревель. Мы руководим командами по разработке более 5 лет. Поэтому знаем, какой бы сложный проект ни был, самое главное — это команда. Важно правильно ее собрать и правильно ее мотивировать, поэтому в этой статье мы поделимся своим опытом, как мы мотивируем команду.

Мы поделимся личным опытом, как сами не финансово мотивируем команду на великие подвиги. «-Купи хлеб. -Дай денег. -А с деньгами любой дурак может». Ну, вы поняли :)

Согласно исследованию Stack Overflow 2020, 75% разработчиков либо находятся в активном поиске работы, либо открыты для новых возможностей. В качестве причин программисты назвали:

  • Низкую зарплату (65%).

  • Желание осваивать перспективные технологии (39%).

  • Стремление улучшить баланс между работой и отдыхом (36%).

  • Желание найти новые возможности для роста и лидерства (35%).

И если про деньги мы с вами сами все понимаем, то как же мотивировать разработчиков иными способами?

Часть советов может показаться тривиальной, но, как показывает практика, они очень выручают и помогают построить такую команду, которая проработает долгие годы именно в вашей компании.

Интересные задачи и технологии

Для каждого отдельного сотрудника свое понимание «интересной» задачи. Поэтому мы часто разговариваем с каждым членом команды, чтобы узнать, чем им хочется заниматься: с каким стеком или технологией работать, интереснее административные или технические задачи. Многие разработчики — люди творческие, которых рутинная работа может демотивировать. Они нуждаются в увлекательных проектах, хотят создавать новаторские и оригинальные решения.

Заказчик только в некоторых ситуациях приходит с требованием по стеку. Поэтому именно в заказной разработке у нас «развязаны руки» в выборе стека и технологий, чего обычно не бывает в продукте.

Развитие непрофильных способностей и смена ролей

Исходя из первого пункта, можно в целом опираться на способности сотрудника. Поэтому совершенно спокойно можно доверять непрофильные задачи каждому человеку. Для большинства специалистов это будет позитивным опытом.

Нематериальная мотивация

К нематериальной мотивации относятся:

  • Благодарность и похвала (как личная, так и публичная).

  • Свобода действий в принятии решений.

  • Обучение и перспективы роста.

  • Подарки.

  • Расширение круга обязанностей.

В нашей практике мы используем, как правило, все эти пункты. Но сегодня хочется остановиться на обучении сотрудников.

У нас бывают «технические дни» как способ обучения — это совместные встречи, где общение происходит в формате обучения. То есть, разработчик кодит, а тимлид объясняет базу и теорию. Это повышает вовлеченность в процесс разработки, увеличивает доверие между командой и тимлидом, помогает справиться со сложными задачами.

А еще мы делаем внутренние воркшопы и митапы, на которых рассказываем, как реализовали проект, где лежит документация, какие сложности встретили на проекте и как мы их решили. На эти митапы приходят ребята из разных отделов, чтобы расширить кругозор.

Личный бренд

Наши коллеги являются спикерами многих конференций, они пишут статьи на Habr и VC, выступают в подкастах, являются преподавателями специализированных курсов, а еще ведут свой телеграм-канал Flutter.Много. Мы выстроили рабочую структуру подготовки и участия в конференциях. Пиар-отдел помогает с поиском профильных конференций и берет на себя общение с организаторами. Поэтому сотрудники готовят материал и выступают четко зная, что компания подстрахует и обо всем договориться.

Из-за того, что компания развивает личный бренд каждого, кто хочет этого, многие сотрудники действительно мотивированы на то, чтобы развиваться и работать с нами дальше.

Общение

Общение можно разделить на оффлайн и онлайн. Т.к. большая часть команды не находится в Москве, мы придумали несколько способов поддержания связи:

  • Встречи на 1,3,6 и далее месяцев в команде. Мы с разработчиками собираемся на небольшой вечерний созвон, чтобы поздравить с круглой датой виновника торжества и обсудить личные и рабочие моменты жизни.

  • Винные вечера онлайн. Каждый 3 четверг месяца по вечерам мы собираемся большой командой на тематические вечера. Это может быть онлайн-покер, квест, обсуждение или что-то другое.

  • Еженедельные итоги. Каждую пятницу мы подводим итоги недели, где CEO и руководители каждого отдела говорят о новых достижениях компании.

  • One-to-one встречи — регулярные встречи руководителя с каждым своим сотрудником. На конференции Битва за IT Руслан рассказывал о том, как one-to-one встречи влияют на мотивацию сотрудников.

Архитектурные встречи

На этих встречах разработчики могут вынести трудную задачу или сложную фичу для совместного обсуждения и поиска решения. Тимлид модерирует дискуссию, чтобы она с одной стороны не скатилась в холивар, а с другой — не заглохла.

Так начинающие разработчики включаются в вопросы, о которых раньше даже не задумывались. Тут польза для всех:

  • Мы находим решение конкретной сложной задачи, которое со всех сторон рассмотрел коллектив крутых специалистов.

  • Джуны учатся решать задачи выше своего уровня, слушая, как это делают старшие товарищи. Старшие тоже получают опыт, поскольку участвуют в решении большого потока сложных задач коллег.

Также на архитектурных встречах часто происходит обсуждение используемых инструментов, технологического стека, анонс апдейта общих библиотек и других тем, которые касаются всех разработчиков. На мой взгляд, такие встречи едва ли не самые полезные для развития команды. Они помогают сделать опыт каждого члена команды опытом всех.

А что вы применяете в своей работе, чтобы мотивировать разработчиков?

Комментарии (7)


  1. afarber
    05.12.2022 16:55
    +7

    "Вечерний созвон" звучит пугающе - лично я вечером отдыхаю с семьей, созваниваться с коллегами неохота


    1. artem_spark Автор
      05.12.2022 17:00
      +2

      Это вы, наверное, имеете в виду "винный вечер"? Потому что больше вечерних созвонов мы не делаем. Он проходит по желанию, один раз в месяц, присоединяются только те, кому правда хочется)

      Кстати последний созвон как раз был на прошлой неделе, мы там обсуждали, какие подарки можно сделать близким на Новый год, накатали список со ссылками для коллег и скинули в общий чат. Так что не такие уж и плохие — вечерние созвоны :) Конечно, если бы это был еженедельная практика, тут согласен, это было бы ту мач и не очень эффективно.


      1. Arhammon
        06.12.2022 08:54
        +2

        В 99% процентов статей по менеджменту тактично пропущен пункт, что делать с теми кто не хочет. И как сделать, что бы те кто хочет и те кто не хочет были в приблизительно равных условиях.


  1. chernish2
    05.12.2022 20:33
    +4

    Я программист. Я люблю писать код. Мотивирует зарплата. Пустая болтовня с коллегами ни о чем не интересует. У меня всё.


    1. KongEnGe
      06.12.2022 16:22

      "Этого в семью не берем -- он от входа знает, что приемный"


  1. gl_rom
    06.12.2022 09:33
    +3

    А как мотивировать сотрудников, которые, скажем так, уже имеют круг близких людей и ходят на работу за деньгами, без желания дружить\проводить время с коллегами?

    Ну, то есть, такого условного человека будет демотивировать слушать от СЕО про достижения, ходить на мит-апы и пр.

    Его заставят? Или отпустят? Если отпустят это не покажет другим, что это все можно не делать? А если задавить человека и заставить, не уйдет ли он?

    И где эта грань между вовлечением и добровольно-принудительным?


  1. Vorchun
    06.12.2022 09:44
    +2

    Нефинансовая мотивация важна. Но она не будет работать, если сотруднику не хватает финансов. То есть план видится такой: сначала конкурентная ЗП, потом удержание сотрудника нефинансовой мотивацией. Т.е. должна быть база. Если, условно, у вас ЗП половина от рыночной, то рано говорить о нефинансовой мотивации.