Напоминаем: если вам нужно разместить несколько серверов в Западной Европе, даже и не думайте читать договор — они все равно типовые… А наши вредные советы помогут гарантированно угробить иностранный бизнес или навредить карьере. Вот и вторая их часть подоспела.
Первая часть вредных советов по Colocation в западном ЦОДе
7. Планируйте работы с оборудованием на вечернее время и выходные
Ожидания
Клиенты российских ЦОДов привыкли проводить серьезные модификации размещенной на арендуемых площадях инфраструктуры в неурочное время. В Западной Европе наверняка можно делать то же самое с привлечением местного персонала.
Реальность
Во многих западноевропейских странах строгое трудовое законодательство, и принудительные переработки там запрещены. Эти вопросы контролируются государством, а любые нарушения выливаются для работодателя в серьезные проблемы. Инженер может бросить ваш сервер в 6 вечера и уйти домой или остаться по своей воле, если это предусмотрено контрактом, и с существенной доплатой. Это не касается дежурных смен в дата-центрах, но их возможности, как мы уже выяснили, ограниченны.
Как правильно?
Если вы собрались поставить оборудование в иностранной юрисдикции, стоит изучить особенности местного трудового законодательства.
8. Если поддержка отказывается решить вопрос, смело обращайтесь к руководству площадки
Ожидания
Если что-то сломается ночью или на выходных, а поддержка откажется оперативно решить вопрос, можно связаться с руководством дата-центра, и нам оперативно все починят. Лучше всего написать в «Фейсбук» или «Твиттер».
Реальность
В Европе это не работает. Руководство площадки не станет общаться с клиентами напрямую, потому что существует четкий механизм эскалации проблем. Обойти его на неформальных договоренностях не получится.
Как правильно?
Даже не пробуйте решить вопросы неформально.
9. Заключайте договор на максимально возможный срок, чтобы получить хорошую скидку
Ожидания
Если западноевропейская площадка предлагает большие скидки за длительный договор с гарантированной оплатой, лучше брать по максимуму. Договор всегда можно расторгнуть.
Реальность
Мы уже писали, что контракт в Европе незыблем. Расторгнуть его досрочно практически невозможно, разве что по обоюдному соглашению сторон и с огромной неустойкой. Если вы арендовали стойку на пять лет с существенной скидкой, окажется дешевле оплачивать ненужную услугу до истечения этого срока.
Кейс HOSTKEY
Однажды мы подписали не глядя контракт на доступ в Интернет с сетевой компанией, а качество услуг оказалось неудовлетворительным — связанность с Восточной Европой не подошла клиенту, и он не смог использовать канал. Формально провайдер условий SLA не нарушил, все пингуется. В итоге нам пришлось платить в течение года, хотя фактически услугой мы не пользовались.
Однако здесь есть и плюс: контракт действует в обе стороны, и если вы не нарушаете условия договора, то арендодатель не сможет вас выселить. Если он попробует это сделать, обратитесь в суд и получите хорошую компенсацию.
Как правильно?
Не гонитесь за большими скидками, заключайте контракт, исходя из реальных потребностей. Транслируйте условия договоров своим клиентам.
10. Не задумывайтесь о логистических проблемах
Ожидания
Можно купить серверы и привезти их в западный дата-центр, заплатив относительно небольшую сумму за установку в стойки. Со старым «железом» проблем тем более не возникнет: его легко продать на eBay.
Реальность
На практике в западном дата-центре вам предложат самостоятельно разгружать фуру (которую еще нужно найти и как-то загрузить), потому что их специалисты этим не занимаются даже за отдельную плату. Руководство площадки не хочет нести ответственность за сохранность оборудования и боится обвинений в соучастии, если оно было получено незаконным путем. Еще и поэтому в Западной Европе предпочитают брендовое «железо» и сервисные контракты с вендором на его установку.
С утилизацией сложностей возникнет еще больше, потому что ваши серверы с истекшей гарантией вендору неинтересны и западный ЦОД тоже не станет ими заниматься. Демонтаж, упаковка и отправка — проблема клиента, которая выливается в существенные затраты. Куда вывозить оборудование, где его хранить и как продавать, находясь в другой стране, — непонятно. Отправить в Россию можно, но это почти нереальная процедура для б/у серверов.
Как правильно?
Выход один — прибегнуть к услугам внешних подрядчиков. Иногда дешевле оставить им оборудование бесплатно, чем пытаться вывезти его и продать.
11. Прочитав и подписав договор, не бойтесь сюрпризов
Ожидания
В Западной Европе отношения с площадкой регулируются суровым законодательством, договором, SLA и прочими документами, а значит, подводных камней быть не может. Здесь не принято обманывать.
Реальность
В основном это так, но есть нюансы. Установка какой-нибудь премиум-кроссировки может стоить 500 евро, а вы об этом даже не задумывались. Обычно информация есть в прайс-листах, но изучить их во всех деталях нереально. Или площадка может отказаться что-то делать, потому что она так не работает: этим обычно грешат крупные компании. В России тоже такое случается, но у мелких заказчиков есть какие-то рычаги воздействия на поставщика услуг. В Западной Европе все иначе: если не устраивает, то делайте сами, или вот цена за эту услугу. Не нравится? Не берите.
Кейс HOSTKEY
Мы однажды так потеряли 30 000 евро: в договоре было написано, что перерасход трафика свыше квоты стоит 5 евро за 1 ГБ (а не за 1 ТБ, как мы ожидали). Не обратили внимания, а потом стало поздно — так часто бывает с сетевым трафиком в западноевропейских дата-центрах, особенно на длительных контрактах. Есть проблемы и с арендой стоек: даже профессионалу может быть не до конца понятно, сколько именно он заплатит за стойку с 5 кВт электричества — электропитание могут посчитать отдельно.
Как правильно?
От этого не застрахован ни один клиент. Внимательно изучайте документы и помните, что цель площадки — извлечение прибыли, а не благотворительность. Задавайте вопросы, вычитывайте все до буквы. Если договор идет по оферте, подумайте, что предпринять, если ЦОД в одностороннем порядке ее изменит и вам внезапно надо будет платить в два раза больше. Если подписываете контракт, смотрите, чтобы он не ссылался на внешние документы, которые подрядчик может менять сам как захочет и когда захочет.
12. Не связывайтесь с мелкими хостерами
Ожидания
Относительно небольшие хостеры перепродают клиентам арендованные в крупных коммерческих дата-центрах стойки. Нет никакого смысла им переплачивать, лучше обратиться к гигантам напрямую и получить ту же самую услугу дешевле.
Реальность
Мелким хостер-посредник может показаться только в сравнении с лидерами рынка, а по масштабам его целевой аудитории это крупный бизнес. Такие компании имеют собственный обученный персонал, арендуют большие площади на длительный срок и получают недоступные розничным клиентам скидки (мы уже писали, что минимальный объем для больших ЦОДов — это 30–50 стоек). К тому же небольшие хостеры создают добавочную ценность для клиентов за счет знания местных условий и услуг, которые не оказывают крупные западноевропейские дата-центры.
Доставка, монтаж и обслуживание оборудования, а также его демонтаж, упаковка и отправка — если нанимать разовых подрядчиков, все это обойдется недешево.
Выгоднее заключить постоянный контракт с небольшим хостером и не думать, кто поедет перезагружать зависший сервер или где взять подменную машину на случай ремонта. Гиганты работают по принципу «вас много, я одна», а небольшие хостеры ценят каждого клиента. К тому же дата-центры обычно не предоставляют сетевую связность, и эту услугу приходится заказывать у многочисленных операторов в самом ЦОДе.
Как правильно?
Пользуйтесь услугами хостинговой компании: в этом случае вы можете ожидать, что в стоимость стойки уже включен пакет с трафиком и сервисом.
А если без шуток, то надеемся, что наши советы помогут вам быстро и без потерь разобраться в тонкостях услуг Colocation в Западной Европе.