(ностальгирует Александр Казанцев @akdengi)
1989 год. Я, одиннадцатилетний школьник, с родителями иду в магазин выбирать первый компьютер. Я от корки до корки прочел всю доступную литературу и горел желанием собрать ЮТ-88 по схемам из «ЮТ для умелых рук» («Левша» с 1991-го). Выбор на тот момент был между клонами «Радио РК86»: «Микрошей» и «Апогеем». Даже на них был кусачий ценник в 650 рублей (вспоминаем про зарплату инженера в 120 рублей), но в магазине нам сказали, что скоро ждут новый компьютер, который должен быть лучше и дороже на целых 100 рублей. Я соглашаюсь подождать пару недель. И вот, оформленный в кредит, новый, только что с завода красавец-компьютер едет к нам домой. Мы с братом и отцом его распаковываем и любуемся. До первого запуска нужно было пройти несколько шагов, но сначала я расскажу вам о самой машине.
История
Вернемся в начало 80-х. Жил в Кишиневе простой наладчик электронного оборудования на заводе «Счетмаш» Донат Темиразов, который, как и тысячи других радиолюбителей, был вдохновлен великолепными статьями о знаменитом ПК «Микро-80», в затем и «Радио-86РК». Публикации выходили в 1982 — 1985 годах в главном советском радиолюбительском журнале «Радио». Донат Темиразов горел идеей сконструировать компьютер, поэтому он неоднократно приезжал в Москву и общался с создателями «Микро-80». Для реализации идеи он привлёк соратника, Александра Соколова, с того же кишиневского завода.
Судя по отрывочным данным, на разработку ПК ушло несколько лет: близкая к окончательной конструкция появилась в 1986 году, на что видимо и намекает цифра 06 в названии. После этого Темиразов и Соколов неоднократно обращались к руководству с предложением наладить выпуск «Вектора», однако упирались в железобетонную стену советской бюрократии. У предприятия был план и заниматься отстаиванием какой-то самоделки управленцам не имело смысла. Бытовые компьютеры в СССР в это время еще не воспринимались как что-то необходимое, максимум речь шла о персональных ПК для предприятий и учебных заведений, но там уже правили бал «Агаты» и БК-0010.
Помог случай. В 1987 году создателям «Вектора» удалось продемонстрировать свой ПК на 33-й юбилейной (70 лет Октября) Всесоюзной радиовыставке в Москве на ВДНХ. И не только продемонстрировать, но и получить главную премию! В конце выставки Темиразов почти случайно смог привлечь внимание заместителя министра радиопромышленности Владимира Алексеевича Курочкина и продемонстрировать ему «Вектор». Тот заинтересовался, и вскоре руководство кишиневского «Счетмаша» получило указание о подготовке к производству нового персонального компьютера.
К началу 90-х «Вектор» серийно выпускался минимум на пяти предприятиях: в Кишинёве, Кирове, Волжском, Астрахани и Минске. Ещё два завода делали близкие аналоги: «Вектор Старт-1200» (Кишинёв) и «Криста-2» (Муром). Планировался суммарный объем производства — около 20000 штук в год. Продукция разных заводов несколько отличалась по качеству и конструкции: например, где-то использовалась очень надёжная герконовая клавиатура, а где-то — «емкостная». У автора текста была модель из Кирова с емкостной клавиатурой.
Железо
Что представлял собой «Вектор 06Ц» и чем он отличался от одноклассников? Это был восьмибитный компьютер на все том же КР580ВМ80А, аналоге Intel 8080, но изначально работавшем на 3 МГц против рекомендованных максимальных 2.5 МГц. На плате было распаяно от 83 до 97 микросхем в зависимости от типа клавиатуры. Много это или мало? В зарубежных восьмибитных бытовых ПК второй половины 80-х было обычно 20 — 30 микросхем: Commodore 64C — 16 штук, ZX Spectrum 128К — 29 штук, MSX2 — 37 штук.
Увы, советские разработчики не имели доступа к схемам с большой интеграцией, этим и обусловлено количество деталей. Для «Вектора» такое решение пошло даже в плюс. Мы не обнаружим в схеме никаких остродефицитных микросхем: более трети корпусов — самые простые и ходовые ОЗУ КР565РУ6, а в качестве ПЗУ — самая простая и дешёвая К556РТ5 (512 байт) или К556РТ7 (2 Кбайт).
Из комплекта К580 применялось несколько очень распространенных чипов: сам процессор КР580ВМ80А, два программируемых параллельных порта КР580ВВ55А, программируемый таймер КР580ВИ53, а также несколько простых шинных формирователей КР580ВА86 и ВА87. Для хранения палитры стояло два самых простых статических ОЗУ К155РУ2 (16х4 бита), а все остальное — «мелкая логика» (логические элементы, триггеры, счетчики, мультиплексоры, дешифраторы, регистры) и пара ПЗУ К155РЕ3 (32х8 бит). Микросхемы, которые нужно было прошивать для того же загрузчика — простейшие К155РЕ3 и К556РТ5 (РТ7). Все это делало выпуск «Вектора» простым, а его ремонтопригодность и возможности модернизации оказались на высоте.
Основным коньком «Вектора» была графика, на которой создатели компьютера сделали упор изначально. Программисты могли использовать в 32 Кб видеопамяти 4 независимых плоскости с 4 битами на плоскость, выводить на экран до 16 одновременно используемых цветов без каких-либо ограничений на выбор для любых точек экрана. Лишь несколько зарубежных восьмибитных ПК имели подобную графику: MSX2, Amstrad CPC (но у CPC намного меньше разрешение). Такая графика была уделом более продвинутых и дорогих Atari ST и IBM PC c EGA. «Вектор» имел палитру из 256 цветов, что позволяло выводить не только чистые цвета, но и оттенки.
Минус использования продвинутой графики все-таки был: если даже в полтора раза более мощный ZX80 испытывал проблемы с горизонтальным скроллингом, то «Вектор 06» страдал намного сильнее. Более-менее нормально по скорости горизонтальный скроллинг отображался только в монохромном формате, а в цвете перерисовка столбцов графики была очень заметна. Из-за этого большинство игр для «Вектор 06» или со статичными экранами, или с вертикальным скроллингом.
Компьютер поддерживал аппаратный вертикальный скроллинг и работу в двух разрешениях: 256x256 точек и 512x256 точек за счет совмещения плоскостей видео. «Вектор 06Ц» подключался к телевизору через разъем RGB, для чего нужно было вносить некоторые изменения в его схематику. С этим и связана заминка первого включения. После, чтобы «не садить и не занимать телик», родители подарили автору статьи маленький черно-белый телевизор.
За звук в «Векторе» отвечала отдельная микросхема КР580ВИ53, что позволяло выводить трехканальный сигнал, используя один канал работы с магнитофоном (по факту этот канал использовался и для бипера). Можно было почти достичь уровня синтезатора AY-3-8910 и даже выводить эффекты типа голоса. Минусом этого решения было неумение программистов раскрывать весь потенциал микросхемы и массовое применение того же AY-3-8910 на Spectrum 128 и в других моделях компьютеров. Поэтому если вы хотели звук «как в лучших домах Парижа», впоследствии к компьютеру стало можно подключать и ее.
Памяти на борту «Вектор 06Ц» нес 64 Кб, но ее можно было расширить за счет квазидиска от 256 Кб. У компьютера был выход на ТВ (RGB+ч/б), магнитофон, ПУ (двадцатичетырехразрядный двунаправленный параллельный порт) и ВУ (системная шина). В более поздних моделях появилась возможность подключения джойстиков Kempston через те же магнитофонные DIN-5, но мне купили устройство из первых партий. Пришлось самому паять и отливать штекеры из гвоздей и эпоксидки, чтобы подключить джойстик через параллельный порт. Через этот порт можно было подключить и принтер, а через шину ВУ множество устройств — от музыкального синтезатора до контроллера НГМД или квазидиска.
После всех апгрейдов у меня к «Вектору» была подключена «вундервафля» от московского кооператива Coman, которая содержала микросхему AY-3-8910, контроллер НГМД (с любимым Teac на 5.25’’) и квазидиск на 256 Кб. Также был установлен новый загрузчик, который позволял легко переключаться между магнитофоном, квазидиском и дисководом. Спасибо простой конструкции и множеству фанатов-радиолюбителей в городе (они помогли перепаять и модернизировать машину).
Программное обеспечение
Как и на другие бытовые компьютеры тех времен, ПО для «Вектора-06Ц» загружалось с магнитофонных кассет. В комплекте шла одна кассета, на двух сторонах которой были записаны игры и системный софт.
Содержание аудиокассеты из стандартной поставки:
«Сторона 1»
Тест техпрогона ROM
Бейсик v2.5 ROM
Реклама BAS
Инфор-1 BAS
Инфор-2 BAS
Самоучитель бейсика (10 программ) BAS
Калах BAS (настольная игра Калах)
Хоккей BAS
«Сторона 2»
Copy ROM
Тест устройств ROM
Йети ROM
Тетрис ROM
Монитор-отладчик ROM
Редактор-ассемблер MON
Реверси BAS
Торпедная атака BAS
Из чего-то действительно интересного покупатель получал только Бейсик (компьютер же для учебы, не так ли?) и две игры: «Йети» и «Тетрис», в которые нам приходилось резаться первое время. Также для «Вектора» были разработаны самостоятельно и портированы игры с MSX, из которых в нашей семье любимыми были аналог «Бомбермена» (Eric and Floaters) и «Йети».
Уже к концу 80-х игры делало множество энтузиастов и кооперативов, которые продавали кассеты и дискеты страждущим. Мы заказывали игры в основном в Кирове, в «Центре Байт». Оттуда был получен и первый неоригинальный загрузчик, а также игра, в которую мы играли втайне от родителей: Zodiak Strip.
Всего для «Вектора» было создано около четырехсот игр, представлявших все характерные для ПК 80-х годов жанры. Особенно выделялись лабиринты и платформеры, такие как «Адскок», «Амбал», «Йети», «Гротоход», Rise Out, Putu, Alibaba, Binary Land, Pacman, Boulder Dash и Digger. Существовали также разнообразные логические и спортивные игры: шахматы, шашки, тетрисы, бильярды, сокобаны, реверси, цветные линии, Filler, Lemmings и т. д.
Много было «леталок-стрелялок» как с вертикальным скроллингом («Полет», Death Fight, Back by LSI и др.), так и с горизонтальным (Cyber Mutant, «Планета птиц», «Зона будущего», Raider 2, «Морской охотник», «Спутник смерти» и т. д). Неплохо были представлены драки: After the War, International Karate, Best of the Best, Samurai и др. Существовало несколько игр с настоящей 3D-графикой, вроде Pillars и Star Wars, псевдотрехмерные лабиринты (Maze, Alfred и др.), а также как бы трехмерные «леталки» типа «Галактического патруля» и «Охоты за вампиром».
Конечно, для «Вектора» написали и другие классические игры 80-х: Exolon, Pairs, Stop the Express, Arkanoid, «Питон», Crazy Train, Lode Runner, Frogger, Cybernoid и т. д. Был даже аналог будущих «Дальнобойщиков» — игра Shopping Tour. Действие разворачивалось на территории бывшего СССР в девяностые годы. Между населенными пунктами играющий передвигается на автомобиле, а в узловых точках (биржах) происходила торговля.
Из любимых лично мной хочу отметить игры фирмы Lanssoft (А. Лебедев и Н. Новиков). Шикарнейшая графика, улетная музыка и качественный геймплей помню до сих пор: «Болдер» и «Болдер 2» недавно снова прошел на эмуляторе.
С отцом и братом мы любили пострелять в Tank Wars еще до появления «Червяков». Или посоревноваться, кто дальше уйдет в Step And Jump.
К сожалению, сообщество «вектористов» не такое дружное, и множество ресурсов с ROM-ами кануло в лету. Некоторые игры можно скачать тут, а другие придётся искать на просторах интернета.
Бейсик для «Вектора» также отличался интересной особенностью. Графическая составляющая позволяла отрисовывать примитивы, заливать области цветом, но самое главное: в нем можно было рисовать спрайты, сохранять их в ОЗУ и выводить в нужном месте экрана. Скорость, конечно, была низкой, но это лучше использования O и # в качестве героя и препятствий в моей первой игре, раннере «Колобок». Я даже начал делать игру «Робокоп»: отрисовал спрайты главного героя и пару экранов уровней.
С покупкой дисковода появилась возможность удобнее и быстрее загружать игры, а также попробовать что-то более сложное. CP/M (точнее, ее советский аналог «МикроДОС») — не самая оптимальная ОС, но наличие двухпанельного файлового менеджера, текстовых и графических редакторов с возможностью печати на принтере, а также Паскаля делало жизнь школьника старших классов гораздо приятней. Turbo Pascal я доучивал уже на PC, но осваивать язык начал на «Векторе».
Итоги
История «Вектор 06Ц», увы, предсказуема для разработок тех времен: в начале 90-х Донат Темиразов переезжает в Москву в связи с переходом в НИИ «СчетМаш», где занимается разработкой совместимой с IBM PC модели «Вектор 1608Ц» с двумя процессорами (восьми- и шестнадцатиразрядным). Однако эта машина не успела увидеть свет: после распада СССР для отечественных предприятий начались тяжёлые времена, и уже не было смысла начинать выпуск новинок. Плюс в стране стали массово производить конкурентов «Вектора» — многочисленных клонов «Спектрума», для которых библиотека игр была гораздо обширней. К тому же в продаже появились восьмибитные клоны NES.
***
Мой «Вектор 06Ц» дожил до 1994 года при наличии дома игровой приставки Dendy. Продал я его только пересев на PC, но он навсегда останется для меня воспоминанием о детстве и первых шагах в ИТ. Этот компьютер смог покорить не только мое сердце, но и сердца множества людей в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века.
Между тем мы в HOSTKEY предлагаем мощные серверы для высоконагруженных вычислений со специальной скидкой для читателей «Хабра». Есть с GPU NVIDIA последних поколений (включая новинку RTX A5500), есть недорогие с AMD Ryzen 9.При размещении заказа назовите консультанту специальный пароль «Я С ХАБРА» — и скидка ваша.
Комментарии (114)
DreamingKitten
18.07.2022 07:16С синими лесенками это ж вроде как Lode Runner, в тексте не упоминается почему-то.
nem0ff
18.07.2022 07:31В оригинале эта игра называется "Rise Out". Она сильно отличается от lode runner.
Ds02006
18.07.2022 09:09+7...ЮТ-88 по схемам из «Левши» - в 1989 году этот журнал был ещё приложением к журналу "Юный техник", и назывался «ЮТ для умелых рук» - был переименован в 1991 году.
avk0981
18.07.2022 10:03Эх, ностальжи. Первый компьютер. Ламповый цветной телевизор вместо монитора, ни с чем не сравнимый звук загрузчика и кубиков загрузки.. Проблемы с микросхемами памяти были - выбивались биты похоже из-за перегрева в рандомном порядке. разборка корпуса и отдельное место на столе для самой платы и клавиатуры в какой-то степени спасли ситуацию тогда
Yuriy_krd
18.07.2022 12:31Вам повезло… у меня в качестве монитора был ламповый ч/б телевизор «Весна 312» (или 346, уже не вспомнить)… Но это, конечно, не уменьшало восторга от всей атмосферы :)
tormozedison
18.07.2022 22:29Весны-312 не существовало. После 308 выкатили сразу 346, отличающийся полностью пластмассовой передней панелью и разъёмом для наушников прямо на ней.
akdengi
18.07.2022 13:22От завода похоже зависело качество и от серии. У моего больше проблем с клавиатурой было.
GabrielG
18.07.2022 11:25+1А я хотел себе Орион-128, даже детали были почти все, но не сложилось. А потом появилась первая приставка, первый PC, и мечта потускнела.
SeregaSA73
18.07.2022 14:10эх почти запустил собранную плату, но какая то микруха был бракованная а разобраться не было времени и знаний, так и забросил ;(
andre538
18.07.2022 11:30стал искать, как в 1989 г можно было взять кредит на компьютер, и нашел ту же самую статью на другом ресурсе. у меня был мк-88, отличная штука и супер реклама в ТМ тех лет.
DrPass
18.07.2022 11:35+2. у меня был мк-88, отличная штука
Конечно, отличная штука. Можно было «Запорожец» на те деньги купить, а если чутка добавить, то и «Москвич» :)
trix
18.07.2022 13:35всегда хотелось узнать, как портировались игры на все эти разнообразные советские компы на КР580ВМ80 процессоре, может кто знает историю?
DrPass
18.07.2022 13:45+3Даже и не знаю, что вам можно рассказать. Это была абсолютно рутинная работа, на этих архитектурах был, можно сказать, полный опенсурс, в том плане, что опытные разработчики вполне себе даже бинарный код ВМ80 читали, а если дизассемблировать его — то это уже вообще нативные исходники для программиста были, разве что без комментариев. Исключением были игры, которые использовали какие-то аппаратные фичи других платформ, видеопроцессоры там, например. Они в общем случае никак не портировались, или просто писались заново «по мотивам».
trix
18.07.2022 13:48+1дизассемблеры в те годы были так себе, а видеосистемы у всего этого зоопарка компов сильно отличались, потому мне и интересен подход, процесс, затраты времени, как это оплачивалось, и т.д.
DrPass
18.07.2022 13:53+1Если видеосистемы отличались, переписывалось вручную, ну точнее, это делали сами разработчики игр обычно. У нас, когда портировали софт на какой-то отечественный компьютер, просто брали наиболее близкий по архитектуре иностранный аппарат, и адаптировали софт с него. Если близкого по архитектуре не было, то собственно и софта не было. Как пример, вон КЦГД возьмите, отличный и навороченный для своего времени графический процессор, и аж одна игра, использующая его возможности.
как это оплачивалось
А, это самый простой вопрос. Никак :)Jian
18.07.2022 14:15как это оплачивалось
А, это самый простой вопрос. Никак :)
В советской идеологии считалось, что инженер не должен просить денег.
axe_chita
18.07.2022 14:40В «советской идеологии» это было как у Линуса Торвальдса «Just for fun!» и «А слабо Вольдемару в фонтан нырнуть?»
Jian
18.07.2022 15:22Да было такое.
PS Невысокий размер зарплаты компенсировался тем, что, при тогдашней неторопливой жизни, практически не возникали ситуации когда внезапно потребовалось наличие денежных накоплений.
R7R
18.07.2022 16:56при тогдашней неторопливой жизни, практически не возникали ситуации когда внезапно потребовалось наличие денежных накоплений.
Коллега по работе, стоял в очереди на автомобиль, много лет.
Потом бац — пришла разнарядка и ему выделили ВАЗ
И тут человек реально забегал :)
trix
18.07.2022 17:36так в 1989-90 уже пышно цвели кооперативы, и там был почти капитализм
R7R
18.07.2022 18:19+1так в 1989-90 уже пышно цвели кооперативы
В советские «инженерные» кооперативы брали только своих, «по блату».
Так как их реальной целью было разворовывание гос. имущества на предприятиях.
Как оказалось потом, в 90х, завидовать этим людям не стоило, странным образом никто из тех людей не дожил до 2001 года.
axe_chita
20.07.2022 06:35+1Вот кстати страница (в интернет архиве) посвященная рекомпиляции (переносу) игр с MSX на Вектор и ПК8000.
«Краткая инструкция. Если будет востребована, напишу подробный мануал.
Исходный материал рекомпиляций — ROM файлы MSX (8кб).
Сначала проводится дизассемблирование ROM-файла, получаем файл ASM Z80, компилируем, сравниваем с исходным ROM-файлом. Если совпало, меняем стартовый адрес исходника ASM Z80 с 4000H на 8000H (для MSX) и запускаем в эмуляторе BlueMSX. Если ROM запустился корректно, можно считать, что код дизассемблирован верно, т.к. он работает в другом диапазоне адресов.
Далее с помощью рекомпилятора генерим файл ASM i8080. Ассемблируем его. Полученный ROM-файл, который уже стал большего размера, чем исходный, ввиду того, что часть команд заменена на макросы i8080, также пробуем запустить в эмуляторе BlueMSX. Если ROM запустился — можете себя поздравить, если нет — надо копать глубже. Но это уже отдельный разговор.»
Вот тут ещё информация.trix
20.07.2022 13:19ага, любопытно. но явно в 80е не было таких эмуляторов :)
axe_chita
20.07.2022 18:29В 80-е всё было по простому, по сермяжному: дизасм, листинг, анализ на глаз, правка листинга в сырец ассемблера, трансляция на целевую платформу, исправление ошибок, опять трансляция, линковка, загрузка исполняемого файла с дебаггером, дальше трассировка по шагам или раскидывание брякпоинтов и скрещенные пальцы. А дальше марш-марш вперед, в одной руке листинг, в другой дебаггер, голова в перьях, ж*** в мыле.
Xeldos
18.07.2022 14:08доступный
750 рублей.
DrPass
18.07.2022 14:12+3Справедливости ради, в СССР для многих острее стоял вопрос «на что потратить деньги», чем «где их взять».
commanderxo
18.07.2022 16:20+21Весной 1991, после того как я выиграл школьную олимпиаду по информатике, мать купила мне Вектор-06ц, за те самые 750 рублей. В то время все многолетние сбережения нашей семьи составляли около 4000, которые через год сгорели в огне инфляции при развале союза. Три десятилетия спустя, оглядываясь назад, понимаю, что это была самая лучшая инвестиция в истории моей семьи, определившая мои интересы, работу и место жительства на всю последующую жизнь. Спасибо, мама!
R7R
18.07.2022 15:09был вдохновлен великолепными статьями о знаменитом ПК «Микро-80», в затем и «Радио-86РК»
Статьи о «Микро-80» в Радио были опубликованы раньше, но радиолюбительские массы обратили на них внимание только после публикаций статей о «Радио-86РК».
(можно сказать, что слава у «Микро-80» была посмертная :)DrPass
18.07.2022 15:15Да дело не в том, что обратили/не обратили, а в том, что в 1980-м, когда Микро-80 вышел, добыть детали для него было невозможно для подавляющего большинства радиолюбителей (я считал, там порядка 80 корпусов надо было). Даже шесть лет спустя, во времена 86РК, оно было дефицитом, там хоть и корпусов меньше, зато стало больше дорогих и дефицитных БИС.
R7R
18.07.2022 15:28в том, что в 1980-м, когда Микро-80 вышел, добыть детали для него было невозможно
В 1980 г. подавляющее большинство радиолюбителей интересовала тема «Звуковоспроизводящие устройства», хотя и настоящие радиолюбители тоже были (мой родной брат, например, работал на коллективной радиостанции, меня этот процесс не увлек :)
Цифровая техника тогда была уделом специалистов и чаще всего ассоциировалась с понятием «ЧПУ».
(в 1980 в машзалы наших вузовских ЭВМ даже программистов не пускали :)
hw_store
18.07.2022 21:26Это всё потому, что подразумевалось, что кантупер будет собирать не начинающий радиолюбитель, а квалифицированный инженер, имеющий доступ к микросхемам на работе. ;) (Во всяком случае для меня, юного радиолюбителя, половина писанины в статьях про Микро-80 была не очень понятна). Хотя насколько я могу припомнить, публикации были очень подробные.
DrPass
18.07.2022 22:04Тогда даже для юзеров, купивших кантупер в магазине, были суровые времена. В инструкции к заводскому адаптеру принтера у меня было написано что-то вроде «спаяйте кабель для подключения принтера согласно прилагаемой схеме» (впрочем, это никого не волновало даже в том плане, что в отличии от компа, принтеры в СССР вообще не представлялось возможным приобрести, кроме как спереть где-то в редких случаях), а драйвер джойстика был написан в инструкции к джойстику. В бинарных кодах.
OldPronStar
19.07.2022 09:34+1пусть меня опровергнут владельцы БК-0010, но их первые шаги в дзене программирования начинались с подключения видеовхода в телевизоре, ибо нч-модулятора в комплекте не было.
и насчёт бинарника драйвера в инструкции соглашусь, как пример - джойстик для ПЭВМ Поиск.
R7R
18.07.2022 15:12+1Даже на них был кусачий ценник в 650 рублей
На тот момент 650 руб это было офигенно дорого.
Достаточно сказать, что первый взнос на трехкомнатный кооператив был в размере 1,5...2 тыс. руб.DrPass
18.07.2022 15:16На тот момент 650 руб это было офигенно дорого.
Это средняя зарплата месяца за три. Не очень-то дорого как для убергаджета того времени, притом, что в СССР с таким доходом не приходилось жить от зарплаты до зарплаты, и эту сумму вполне себе реально было за полгода отложить. Ну, или за три месяца, если вы инженер, и летом поехали не на Домбай, а в стройотряд.R7R
18.07.2022 15:32+4Это средняя зарплата месяца за три.
Зарплата на 90% уходила на обеспечение жизни в течении месяца.
Особенно если у человека была семья и дети.
Понятие «жить от зарплаты до зарплаты» — это не шутка, это реал.
Скопить какую-то серьезную сумму денег можно было только либо имея зарплату от 400 руб, либо имея какие-то дополнительные источники дохода.DrPass
18.07.2022 15:40+2Зарплата на 90% уходила на обеспечение жизни в течении месяца.
То вы что-то очень сильно путаете. Два рубля плюс-минус кило мяса, 30 копеек кило муки, 15 копеек буханка хлеба, 15 копеек кило картохи, 10 копеек сливочное мороженое. На семью из четырёх человек уходило рублей сто в месяц, это вместе с коммуналкой, проездом, одеждой и походами в кино, но если не покупать телевизоры и шубы. Если оба родителя работают (а по-другому в СССР обычно и не бывало), то сотню-полторы-две рублей ежемесячно на книжку откладывали почти все. Ну, как все — дорого стоили необязательные вещи, вроде хорошей косметики или там техники. Кто закупал шмот, тот заначки не имел :)R7R
18.07.2022 16:04+4То вы что-то очень сильно путаете.
Нет, именно тогда (в сабжевое время) я работал инженером на довольно крупном предприятии, попасть на которое, без протекции, было сложно.Два рубля плюс-минус кило мяса,
Мясо по 2 рубля? :) Разве что в виде сомнительного фарша в магазине на углу (с очередью, естественно)
А так — на базар и от 4 до 6 руб за кг.15 копеек кило картохи
Мало кто брал именно картофель в овощном, по госцене.
Так как после чистки выход пригодного к употреблению продукта нивелировал стоимость до рыночного уровня — проще было съездить на базар и купить нормальной картошки, по деньгами и времени в итоге выходило одинаково, но качественная картошка приносила еще и эстетическое удовлетворение :)10 копеек сливочное мороженое.
Мороженное никогда не было основным продуктом питания :)это вместе с коммуналкой, проездом, одеждой и походами в кино,
Вы тут смешали в кучу совершенно разные вещи.
Коммуналка, в сравнении с нынешними временами, была очень дешевой, но даже 13-15 рублей были достаточно заметными деньгами.
Проезд был реально дешевым, особенно при наличии проездного.
Да и слетать на самолете в Москву стоило дешевле поездки туда же, но на поезде.
А вот с одеждой/обувью был полный затык — что-то приличное стоило больших денег (и даже не обязательно импортное).
Кино, к слову, тоже не копейки стоило — это детский билет стоил 10 коп.
А взрослые ходили в кино после работы, вечером, когда стоимость одного билета поднималась с дневных 25 копеек до уже чувствительных вечерних 50...70.
Jian
18.07.2022 15:40+4Скопить какую-то серьезную сумму денег можно было только либо имея зарплату от 400 руб, либо имея какие-то дополнительные источники дохода.
При классическом Совке, инженер потому и был не вызывающей уважения профессией, потому что при скромной зарплате не имел нетрудовых доходов.
R7R
18.07.2022 15:47инженер потому и был не вызывающей уважения профессией, потому что при скромной зарплате не имел нетрудовых доходов
См выше: «либо имея какие-то дополнительные источники дохода»
Слова «нетрудовые» тут нет.
А самым простым вариантом легальных ДИД были премии. Но их надо было заработать.
Не имея премий — пришлось по вечерам, после работы, в нашем тарном цеху сколачивать ящики (+4 часа рабочего времени). Но платили хорошо.
(в это время в тарном цехе работали исключительно одни инженеры :)ion2
19.07.2022 01:08+2(в это время в тарном цехе работали исключительно одни инженеры :)
Всё, что требуется знать об эффективности советской экономики.
R7R
19.07.2022 14:22+1Всё, что требуется знать об эффективности советской экономики.
Не — это то, что надо знать о зарплатах того времени :)Jian
19.07.2022 14:33Зарплаты влияют на мотивацию, а мотивация влияет на эффективность.
R7R
19.07.2022 15:56Зарплаты влияют на мотивацию, а мотивация влияет на эффективность.
С мотивацией было сложно — если вы внимательно пересмотрите советские фильмы предперестроечного периода, то можно заметить постоянно продвигаемый в них тезис «я не буду поступать в ВУЗ» или «я бросаю учебу в ВУЗе»
(Например, см. фильм «Перед экзаменом»)
Даже наиболее близкий к реальности фильм «Баламут» не избежал этого момента.
Тут можно сделать парадоксальный вывод, что у советского руководства была задача сократить число людей с высшим техническим образованием путем снижения количества поступающих в профильные ВУЗы.
И низкая зарплата, и овощебазы, и поездки в «колхоз» — это все продуманная политика дискредитации профессии инженера.
Зачем? Не знаю.Jian
19.07.2022 16:05можно сделать парадоксальный вывод, что у советского руководства была задача сократить число людей с высшим техническим образованием путем снижения количества поступающих в профильные ВУЗы
Хронологически:
-
до революции:
инженеров мало
вместе с дипломом выдают ... личное дворянство! (а не какое-то S.Nob. как в Британии)
-
зарплаты очень высокие
но, не всегда было радужно: изобретателя фарфора Виноградова держали на цепи как собаку "чтобы не убёг" :(
Эдикт о Вольности Дворянства 1762 года, гарантировал избавление от такой судьбы как у Виноградова
-
при Сталине:
инженеров мало
зарплаты настолько высокие, что можно содержать прислугу в доме
но за любой косяк, очень легко попасть по статью о "вредительстве" с перспективами от расстрела до лесоповала
-
при Хрущёве:
перестрали расстреливать за косяки
на порядок увеличили количество инженеров
-
при Брежневе:
знакомая, всем кто в детстве застал Совок, картина с малооплачиваемыми "инженеришками" относящимися к "сторублёвой интеллигенции"
R7R
19.07.2022 16:17+1до революции:
Интенсивное развитие экономики.при Сталине:
На порядок более интенсивное развитие экономикипри Хрущёве:
Волюнтаристически интенсивное развитие экономики :)при Брежневе:
Застой в экономике (примерно с 1973 года)
При Горбачеве:
Массовые эксперименты в экономике
Далее:
П… экономики.
-
DrPass
19.07.2022 14:57В эффективно работающей экономике тарный цех должен был обходиться и без ночной смены инженеров. И это ладно ещё, вы-то туда сами ездили шабашить, по своему интересу. А как насчёт такого бизнес-процесса, когда инженеров не спрашивают, хотят ли они ехать перебирать овощи на базе? ;)
Jian
19.07.2022 15:00Ночная смена в тарном цехе, для инженеров означает, что на основной своей работе они будут... спать в рабочее время.
DrPass
19.07.2022 15:21Когда ты молодой и без семьи, ты в общем-то без проблем можешь занять вечернее время ещё одной подработкой на полставки, особенно если эта работа физическая после интеллектуальной.
Ну и опять же таки, посмотрите «Служебный роман», там показано статистическое управление, но в целом работа в НИИ выглядела примерно так же. Во многих НИИ инженеру можно было пинать балду рабочее время, как и сейчас :)R7R
20.07.2022 12:12Ну и опять же таки, посмотрите «Служебный роман», там показано статистическое управление, но в целом работа в НИИ выглядела примерно так же.
Насколько я помню, в этой комедии из подобного показан только утренний женский макияж.
R7R
19.07.2022 16:01означает, что на основной своей работе они будут… спать в рабочее время.
Это означает сокращение до минимума сводного времени.
Ни кино, ни ТВ, ни общения с семьей, ни помощи по дому.
(по основной работе никто поблажек не делал)Jian
20.07.2022 07:19По советским реалиям в выходные ещё нужно поехать на дачу и все выходные упахиваться до упаду, чтобы из собранного урожая наготовить солений и варений на зиму, иначе зимой кроме хлеба жрать будет нечего.
R7R
20.07.2022 12:13+1По советским реалиям в выходные ещё нужно поехать на дачу
Дачу еще надо было иметь :)
DrPass
20.07.2022 19:52Дачу еще надо было иметь :)
Обычно было как раз наоборот, не вы имели дачу, а дача имела вас. Я после советской дачи даже цветы в горшках дома видеть не хочу.
R7R
20.07.2022 20:20Обычно было как раз наоборот
Не, последовательность была четкой: квартира-машина-дача.
Многие застревали прямо на первом пункте, мне удалось преодолеть два этапа :)
DrPass
20.07.2022 20:34Я не про последовательность приобретения, а про то, кто был активной стороной в, кхм, эксплуатации. Впрочем, список у вас не совсем корректный. Квартиры выдавали по очереди, машины приобретались за кровно заработанные (хотя тоже зачастую не без очередей), а чтоб дачу получить, часто нужна была активная жизненная позиция :)
R7R
20.07.2022 23:16Я не про последовательность приобретения
Нет, последовательность была важна — не имея своего авто, попасть на дачу было сложно (не везде есть развитая сеть электричек, кому-то надо было на дачный участок топать пешком.про то, кто был активной стороной в, кхм, эксплуатации.
Я не помню, чтобы кто-то из моих знакомых сильно надрывался на своих дачных участках.
Обычно ограничивались минимальным обустройством и небольшим садом-огородом («в радость, а не в гадость»).
Впрочем, я в детстве-юности жил в частном доме, и квартиру с дачей удалось совместить :)Квартиры выдавали по очереди
Да щас. Были следующие виды жилья:
1. Общежитие
2. Ведомственное жилье
3. То самое, о котором говорите вы
4. Кооперативное
5. Частное
С первым было по разному, со вторым — очереди не было, но и выбирать особо не приходилось, третье надо было ждать очень долго (20 лет — не срок), на четвертое очередь была куда меньше, но нужны были деньги (очень приличные), пятое могло достаться просто по наследству (можно было получить сразу после рождения :) Но у частников были проблемы с удобствами.
(Так получилось, что мне пришлось пожить во всех пяти видах жилья еще до 1991 года :)
А вот с дачами — имел дело только с чужими (от шикарных подмосковных, до участков, где даже домика не было.
R7R
19.07.2022 15:59В эффективно работающей экономике тарный цех должен был обходиться и без ночной смены инженеров.
Нет, это был такой способ дать возможность заработать инженерам.
Умный ход со стороны директора (дополнительных рабочих нанять — никаких проблем не составляло)
Проблема была в том, что другим способом зарплату поднять было нельзя.
R7R
18.07.2022 15:35+2Ну, или за три месяца, если вы инженер, и летом поехали не на Домбай, а в стройотряд.
В стройотряды ездили студенты.
Инженеры могли поехать только шабашить, да и то, только во время и за счет своего отпуска.
(о Домбаях и речи не было)DrPass
18.07.2022 15:40-2Вы точно видели инженера в СССР? Или это у вас как с двигателем от «Москвича»?
R7R
18.07.2022 16:07+3Вы точно видели инженера в СССР? Или это у вас как с двигателем от «Москвича»?
Ну, двигатель от Москвича вы однозначно не видели, и, вероятно — и инженером в СССР никогда не работали.DrPass
18.07.2022 16:14-1Нет, не работал, я всего лишь сын советского инженера. И батя, и все знакомые мужики из его тусовки каждое лето мотались на стройки и да, шабашки, привозили порядка тыщи рублей.
Ну, двигатель от Москвича вы однозначно не видели,
Видел, и даже помогал перебирать. На тачке, правда, именно его не таскал, но не суть важно. Потому не сомневаюсь, что вы там всё про сложности его перевозки или забыли, или сходу придумали :)R7R
18.07.2022 17:02+4И батя, и все знакомые мужики из его тусовки каждое лето мотались на стройки и да, шабашки
В составе стройотряда? (см.)На тачке, правда, именно его не таскал, но не суть важно.
Важно там темой была именно перевозка двигателя.что вы там всё про сложности его перевозки или забыли, или сходу придумали :)
Вы просто не в курсе советских реалий середины 70х.
В автошколе ДОСААФ был ремонт, после которого надо было затащить обратно в учебный класс стенды с двигателями.
Нашей группе достался именно двигатель Москвича, вот и вся история :)DrPass
18.07.2022 17:29-2В составе стройотряда? (см.)
Называли они между собой это так. Как он на самом деле назывался, тут уж извините, не могу сказать — батина трудовая история, это последнее, что меня интересовало в 16 лет.Важно там темой была именно перевозка двигателя.
Я вам там даже фоточку успешной перевозки массо-габаритного эквивалента такого двигателя кидал, правда, работающего на спиртсодержащем топливе. И это — на строительной тачке, штуке, которая сама по себе имеет неудачную балансировку. Так что то вы действительно за полвека позабыли ощущения, ну или в студенческом возрасте у вас просто руки не из того места были, как у почти всех нас :)R7R
18.07.2022 17:39+2массо-габаритного эквивалента
Это не то :)
Вам надо реальную железку пощупать и повозить на тачке :)Примерно такую
ну или в студенческом возрасте у вас
Не, это было чуть раньше :)
R7R
18.07.2022 15:22+3однако упирались в железобетонную стену советской бюрократии. У предприятия был план и заниматься отстаиванием какой-то самоделки управленцам не имело смысла.
Сейчас многим трудно понять, что означало слово «план» в те времена.
«План = закон», и это было именно так.
Поэтому любому рационализатору или новатору требовалось пояснить, где и откуда он будет брать необходимые компоненты для производства внеплановой продукции (а за производством любой внеплановой продукции бдительно следил ОБХСС, это до кучи :)
Производство «Вектора» стало возможным исключительно по причине изменения политики государства по этому направлению (компьютеризация). Началось это с 1986 года, были спущены сверху соотв. распоряжения и профильные (и даже не профильные :) предприятия были обязаны предпринять какие-то усилия в этом направлении.
Похоже, что на то, что разработка Доната Темиразова оказалось для руководства предприятия даром богов.
R7R
18.07.2022 15:42+1В 1987 году создателям «Вектора» удалось продемонстрировать свой ПК на 33-й юбилейной (70 лет Октября) Всесоюзной радиовыставке в Москве на ВДНХ.
Да, именно там я его и видел.
Первый и последний раз в своей жизни :)
Но на тот момент «рулил» уже ДВК-2 (в варианте с монитором 15ИЭ-00-013), этих ДВК на той выставке были десятки и возможности «Вектора» уже не впечатляли, несмотря на цветную графику (компьютерные игры тогда нас не интересовали :)DrPass
18.07.2022 15:58+1этих ДВК на той выставке были десятки и возможности «Вектора» уже не впечатляли,
Вот прям не знаю, может показаться, что я постоянно к вам придираюсь, но я действительно не согласен со всем, что вы пишете. Как возможности «Вектора» могут не впечатлять по сравнению с ДВК-2, если Вектор — весьма неплохой домашний компьютер по меркам 1987 года, а ДВК-2 — безнадёжно устаревшая профессиональная машина? Которая была «одноклассником» ЕС 1841 и по цене, и по назначению, при этом уступала последней по быстродействию в два раза (если в ЕСке не было сопроцессора, в тех редких случаях, когда был, тогда в двадцать раз по вещественным), по объему памяти уступала в 10-30 раз в зависимости от конфигурации ЕСки и т.д.
Про графические возможности ДВК-2 вообще не стоит упоминать. Там главная болячка — это шина от PDP-11, которая предназначалась для больших шкафов, и имела бесполезную для настольных ЭВМ нагрузочную способность, зато не имела полезную возможность прямой адресации внешних устройств, обмен вёлся по достаточно медленному протоколу. Из-за чего дисплей и делался в виде отдельного устройства со своим процессором.R7R
18.07.2022 16:13+1Как возможности «Вектора» могут не впечатлять по сравнению с ДВК-2, если Вектор — весьма неплохой домашний компьютер по меркам 1987 года, а ДВК-2 — безнадёжно устаревшая профессиональная машина?
У нас на предприятии тогда активно внедряли САПР, и на тот момент дело уже перешло от слов к делу.
Домашние компьютеры (в силу их стоимости) никого из нас не интересовали, а вот «устаревшие профессиональные машины» — вполне.
Собственно говоря — и на выставку я тогда попал именно по причине командировки в Москву на курсы повышения квалификации, где мы конкретно изучали основы применения САПР. Причем аппаратной базой были именно ДВК-2 (как более перспективные) и машины серии ЕС ЭВМ (как уже устаревшие, но пока не бесполезные :)DrPass
18.07.2022 16:21Причем аппаратной базой были именно ДВК-2 (как более перспективные)
Тогда это не более чем следствие недальновидности кого-то, кто вам курс задавал. В 1987-м году дальнейшие перспективы ДВК-2 всем, кто интересовался, были понятны — уже существовал процессор К1801ВМ3, а дальнейшие разработки в этом направлении не велись, команда переключилась на разработку серии К1839, которая повторяла ваксу, и с линейкой ДВК уже не была программно совместима. ЕС ПЭВМ (не путать с ЕС ЭВМ) же наоборот, были перспективным новьём, каждый год по новому вкусному девайсу выходило.
Ну и опять же таки, ДВК-2 — это 64 килобайта памяти. Какие там САПР могли быть в 1987-м году на этом аппарате? В это время САПР на ЗИЛе внедряли, у них рабочие станции они сами под это дело разрабатывали, с мегабайтами ОЗУ и с импортными 32-битными процессорами.R7R
18.07.2022 17:09+1Тогда это не более чем следствие недальновидности кого-то, кто вам курс задавал.
Это было где-то на самом верху, где выбрали не ту платформу на перспективу :)Ну и опять же таки, ДВК-2 — это 64 килобайта памяти. Какие там САПР могли быть в 1987-м году на этом аппарате?
Нормальные. Никаких там 3D, диалоговый режим работы, с клавиатуры.
(псевдографика там тоже была)
Результат выводился на бумагу, правда с этим были какие-то сложности, ни одной распечатки мы на руки так и не получили (в отличии от варианта с ЕС ЭВМ, где нам выдали не только распечатки, но и целую катушку с лентой, на память :)DrPass
18.07.2022 17:23Нормальные. Никаких там 3D, диалоговый режим работы, с клавиатуры.
Ну и я о чём, а мир в 1987 уже модельки на экранах вертёл, и СССР в том числе, так что никуда те ДВК-2 уже не годились, просчитать-то можно, как и на любом считающем девайсе, смоделировать — нет.R7R
18.07.2022 17:32а мир в 1987 уже модельки на экранах вертёл
Ну и какие системные требования были у AutoCAD Release 9 (сентябрь 1987 г, наиболее близкая дата к упомянутой выставке)?DrPass
18.07.2022 17:36+1На ЕС-1841 это работало, пусть и не с такой симпатичной графикой. А в 1988-м вышла уже и 1842, с EGA на 256K.
R7R
18.07.2022 18:00На ЕС-1841 это работало
В 1987 году ЕС-1841 еще только разрабатывалась, на той выставке ее еще не было.
А появилась она у нас на предприятии, насколько я помню, только в конце 1988 г, когда уже параллельно пошли первые клоны айбиэм-совместимых (это еще те, что попали в СССР в обход запрета КОКОМ).
И работала она, к слову, из рук вон плохо. Использовалась как инструмент знакомства инженеров с понятием «персоналка», ничего рабочего на ней так и не запустили, даже бухгалтерию.
(где-то была у нас и одна-единственная 1842, которую сразу забрали в один из отделов, и больше ее никто не видел, даже наши программисты :)
А те московские ДВК-2 таки реально работали.
(И да, вопрос о конфиге для AutoCAD Release 9 так и остался открытым :)DrPass
18.07.2022 18:20В 1987 году ЕС-1841 еще только разрабатывалась
Ну, зато была ЕС-1840, которая в общем-то имела такие же характеристики, только золота побольше.И да, вопрос о конфиге для AutoCAD Release 9 так и остался открытым :)
А что по нему непонятного? Он работал на стандартном IBM PC XT и всех его клонах, в том числе и советских. Я когда-то на «Поиске-1» запускал уже не помню какую точно, но автокадину конца 1980-х, там у меня было 608К ОЗУ и CGA-адаптер.А те московские ДВК-2 таки реально работали.
Хм. Ну, то вам повезло, ДВК в целом по надёжности ничем не отличались от других советских компьютеров. Блок питания звенел дросселями и шумел на всех напряжениях, биты ОЗУ выпадали (в ДВК-3М, к слову, даже контроллер чётности по такому случаю прикрутили) и т.д. Но в любом случае, ДВК-2 уже в 1987-м году безнадёжно устарели даже по советским меркам, не говоря про мировые, и это был период, когда их в ПТУ и школы отправляли, а не на производство.R7R
18.07.2022 18:22+1Ну, зато была ЕС-1840
Про эту ЭВМ я читал в книжках.
В «натуре» ее так никто и не увидел.
Но где-то там она, наверное была :)
DreamingKitten
18.07.2022 19:21У меня 1840 была первым домашним компом несколько лет. Никакой мистики в ней нет, отличалась она от 41 и 42 только отсутствием жёсткого диска.
DrPass
18.07.2022 19:25От 41 ещё отличалась отсутствием гнезда под сопроцессор и отсутствием мышки. От 42 отличалась… да вообще всем, кроме завода-производителя. ЕС-1842, как по мне, самая любопытная советская персоналка, это тот самый комп, где был К1810ВМ86 с возможностью работы в защищённом режиме.
kuza2000
18.07.2022 17:16+11Ооо... ностальгия пошла)
Был у меня такой. Очень хотел на него CP/M, но дисководы были из области фантастики в нашей деревне...
Но я очень хотел! Досталось россыпухой 8 микрух 565ру6 или ру7, уже не помню. Припаял их сверху на родные, отогнув ноги выборки (ras/cas). Придумал свой диспетчер адреса на К155 (какие были), пара или тройка микрух, тоже сверху их припаял. Заработало!
Потом в ЮТ-88 нашел коды CP/M, прямо шестнадцатеричный код в журнале. Килобайт 12 что-ли... но ему надо БИОС.
Нашел описание БИОС для ЮТ-88. Сделал драйверы клавиатуры, эмуляцию диска в прилепленном ОЗУ, драйвер экрана, драйвер магнитофона. Собрал все в свою БИОС, реализовал системные вызовы для CP/M. Ну очень я хотел взрослую операционку у себя) Вбил коды с журнала, запустил. И оно заработало!!! Я увидел приглашение CP/M на экране, работали встроенные команды. Блин, счастье просто!) Но вот беда - софта-то нет...
Но индейцы не сдаются.... написал на листочек коды вычисления crc-16 для драйвера магнитофона, остальное я помнил. Взял магнитофон и пошел к товарищу, у которого был неимоверно крутой "Корвет" с двумя дисководами и CP/M. Набросали там на ассемблере выгрузку его софта на порт. Спаяли провод с порта в магнитофон. Выгрузил софт. Пришел домой. Оно запустилось!) Весь "взрослый" софт - компиляторы с ЯП, компоновщик, редактор... игры только не запустились, конечно, видеоозу-то разное. Ну просто я очень хотел CP/M )))
mpa4b
18.07.2022 19:10В зарубежных восьмибитных бытовых ПК второй половины 80-х было обычно 20 — 30 микросхем: Commodore 64C — 16 штук, ZX Spectrum 128К — 29 штук, MSX2 — 37 штук.
Некорректное сравнение. Во всех перечисленных ПК "чипсет" был, в той или иной степени, в "заказных" или "полузаказных" микросхемах, например в C64 -- это ASICи VIC и SID, Speccy -- ULA (что-то вроде БМК). В то время как Вектор -- полностью на рассыпухе и стандартных БИС. Тогда уж сравнивайте его с первыми Apple II или Commodore PET что ли, или какими-нибудь CP/M машинами.
советские разработчики не имели доступа к схемам с большой интеграцией
Во-1, имели. Чем тот же КР580ВМ80 не БИС? Во-2, речь наверное была о заказных м/сх, и опять же, некоторые -- имели. Достаточно посмотреть на схемотехнику например БК-0010, сколько и каких там микросхем (намёк -- всё большое, что не процессор и не ПЗУ -- это БМК, и их там несколько). Корректно было бы сказать что да, вот эти конкретные разработчики не могли себе БМК выбить. Что на самом деле жуткая гримаса совковой экономики. И как апофеоз -- это ПК11/16 где стандартные БИС чуть ли не из всех существующих серий, склеенные правдами и неправдами достатыми ПЛМ и соплями, и это всё даже как-то работало (иногда) :)
DrPass
18.07.2022 19:14Корректно было бы сказать что да, вот эти конкретные разработчики не могли себе БМК выбить.
Ну как бы не то, чтобы не могли, а в принципе советские радиолюбители не обладали соответствующей суперспособностью. Для доступа к БМК надо было как минимум разрабатывать железку на работе и по министерскому заказу, а не дома по собственному желанию. Да и вообще разработка слоя металлизации для БМК, это за пределами возможностей тогдашнего радиолюбителя, как по мне, нужна и документация соответствующая, и доступ к оборудованию.
tormozedison
18.07.2022 22:51БК прлизводили предприятия Министерства электронной промышленности. Там к этой задаче подход был такой: разрабатываем железку, определяемся, какие микросхемы для этого понадобятся, делаем их. А Вектор производили предприятия Министерства радиопромышленности с противоположным подходом: изучаем, какие микросхемы уже существуют, и вокруг них разрабатываем железку.
tormozedison
18.07.2022 21:21+1«отливать штекеры из гвоздей и эпоксидки» — сильно, реально.
gormih
19.07.2022 14:45Травить платы соляным расствором с использованием глянцевой журнальной бумаги и утюга - ещё сильнее.
wizm
19.07.2022 16:56Я просто оставлю это здесь в качестве поста ностальгии. Я работал в том самом кооперативе COMAN, о котором упоминал автор. И мы даже могли с кем-то из здесь присутствующих видеться, если вы заходили к нам в "офис" на Полежаевской.Мы тогда не только перепродавали кишенёвские разработки, но даже разрабатывали собственные игры для Вектор-06Ц и Львов-ПК01 (почему-то никто о нём не вспомнил), сделали свой порт CP/M, делали свои железяки типа контроллёра НГМД, блока ПЗУ, или модема. Эх, было время....
iliabvf
Вектор 06Ц был мой второй комп после Микроши, хорошие впечатления подпортили множество проблем железа, тормоза, закрытость платформы. Как же я удивился что это клон ZX Spectrum и Intel! Как так можно было испортить гениальные идеи уму непостижимо.
Депрессию сгладил Синтез (клон Spectrum) подаренный другу, прекрасно сделанный комп.
DrPass
Вектор — это не клон ZX Spectrum. Это собственная разработка, и пожалуй единственный советский домашний компьютер, разработчики которого догадались, что у домашнего компьютера должна быть нормальная графика и звук. Хотя слабенький процессор всё портил, да, но в середине 1980-х особо выбирать не приходилось.
А что такое «закрытость платформы» в отношении к советскому домашнему компьютеру 1980-х?
axe_chita
Скорее всего, имелось в ввиду отсутствие того что сейчас называется комьюнити, плюс отсутствие поддержки какого либо печатного издания публикующего информацию о нем.
VanDamM
ПК-8000? Нельзя же сравнивать 256х192 с 2 цветами на область 8х1 из палитры в 16 цветов
с 256х256 с 16 цветами на каждый пиксель из палитры 256 цветов у Вектора
это небо и земля
axe_chita
В смысле нельзя сравнивать? А Спектрум с его двумя цветами в блоке 8х8 можно? Или давайте «Корвет» вспомним, с его 512х256 с 8 цветами на точку и палитрой на 16 цветов плюс с одновременным независимым текстовым режимом.
Ну или MSX2 (V9938) припомним с его максимальными 512х212х16 цветов(палитра 512) и многоцветным 256х212х256 цветов, это не считая интерлейсных режимов где разрешение доходило до 512х424 и 256х424. Про MSX2+ (V9958) с его максимальными 19268 цветами, я промолчу. Потому что тут уже точно — «небо и земля»
w0lf
Ну у MSX-2 всю эту красоту обеспечивал более мощный CPU и самое главное отдельный специализированный видеопроцессор. Да только тактовая частота видеопроцессора Yamaha 9938 на порядок выше, чем у центрального процессора Вектора. То есть сравнивать можно конечно.
axe_chita
Который общался с процессором через медленные порты ввода/вывода
Вот только VDP львиную часть 21 мГц тратит на отображение изображения, регенерацию DRAM и ожидание команд от Zilog Z80A.
Конечно можно, не вкус и цвет фломастеры разные. К примеру можно на Корвет взглянуть. %)
VanDamM
А зачем вы приплели зарубежные компьютеры? Тем более MSX2 с его аппаратным видеочипом?
Изначально шла речь о советских домашних компьютерах, см. цитату в сообщении на которую я отвечал.
axe_chita
При создании ПК8000 очень сильно смотрели в сторону стандарта MSX, и частично реализовали графику на рассыпухе, в стиле TMS9918. Так что сравнение с домашним MSX2 вполне корректно.
akdengi
Сообщество у Вектора было огромное, литературы море, печатные издания тоже были. Игры же для него делали года до 2010 кажется даже. Были проекты реализации в FPGA, на Raspberri Pi и т.п.
GospodinKolhoznik
Такое бескрайнее море литературы, что даже сейчас при помощи интернета очень сложно найти книги по нему. А в те времена это было совсем уж нереальной задачей, по крайней мере для тех кто жил не в Москве.
axe_chita
За литературу не скажу, но по Синклеру её было на порядок больше. Да и печатного издания, союзного масштаба наподобие «Радио» или «МК», взявшего «Вектор» под крыло не нашлось.
К сожалению это не показатель, на тот же Спектрум и MSX до сих пор выходят новые игры.
А ZX Spectrum 48k на Bluepill STM32F103C8T6 смогли запустить.
trawen
а где обитает это сообщество?
DrPass
Неа. У них недоделанная спрайтовая графика — цвета применяются к спрайтам, а поддержки управления спрайтами нет, и работает всё это довольно неспешно. В оригинальных MSX эти задачи выполнял видеопроцессор, который в СССР не производился.
axe_chita
tormozedison
В ПК8000 проблему отсутствия спрайтов программисты обошли очень просто. Перепрыгиваюшие тайлы вместо спрайтов. См. «Питон», например.
GospodinKolhoznik
А что такое «закрытость платформы»
Написать что то "серьезное" под компьютеры тех лет можно быть только на ассемблере, а для этого нужна была исчерпывающая информация по аппаратной части (адрессное пространство, и особенности работы), чтобы обращаться к переферии напрямую (ОС и драйверов то не было), плюс очень желательно активно использовать функции зашитые в ПЗУ, чтобы экономить память да и просто не писать с нуля то, что уже и так написано. А какой бы то ни было информации по организации железа и ПЗУ просто не было. Видимо считалось, что пользователю хватит и Бэйсика.
DanilinS
Это абсолютно типовое программирование для всего парка подобного железа. Сам в свое время много писал на ассемблере для подобных ПК. Если есть схема и и "портянка" с описанием стандартных функций ПЗУ - все пишется легко и непринужденно. Хотя и не очень быстро.
DrPass
Ну как бы это не было секретом — к Вектору шло руководство программиста, где была и карта памяти, и точки входа в немногочисленные функции его двухкилобайтного ПЗУ, и примеры программирования таймера, и работа с видеоконтроллером, и что там ещё. И схема, как и к другим советским девайсам, прилагалась.
kuza2000
Там все просто было. В ПЗУ там не было ничего, один загрузчик. А порты были то ли описаны, то ли понятны из принципиальной схемы, уже не помню. В общем, никаких проблем с информацией не было. Я для него написал несколько простых игр, форт-систему и БИОС для CP/M. Портировал CP/M и кучу софта для нее.