
В декабре мы участвовали в хакатоне «Цифровой прорыв» со своим кейсом. Мы просили участников разработать программное решение для онбординга новых IT-специалистов банка.
Задача состояла в том, чтобы объединить информацию из нескольких систем. И команды справились. Например, предложили web- + Android- + iOS-версии системы для хранения данных банка, чтобы новичку было удобно знакомиться с проектами, командой, правилами работы, системой и её архитектурой. Решения содержали разные варианты проверки знаний нового IT-специалиста. Так новичкам будет проще адаптироваться к работе в банке.
Если честно, мы думали, что предложенные решения можно будет использовать в качестве концепции в рамках дизайн-макетов — такой кликабельный прототип, но никак не ждали готовое решение. А у многих получилось его сделать.
В этой статье решили поделиться задачей, решениями и впечатлениями, так что если интересуетесь темой — добро пожаловать под кат.
Наш кейс: ускорение онбординга новых специалистов
Мы предложили кейс из нашей практики. В банк пришли работать много новеньких IT-специалистов. Руководителям подразделений было сложно сразу погрузить новичка в специфику проекта так, чтобы не испугать и не запутать. Материалы для адаптации новых сотрудников хранились в разных системах: информация по проектам — в корпоративном хранилище и Confluence, задачи — в Jira. Доступы к системам оформлялись в IDM. У нас не было постоянной информации по доступам для сотрудников. Если специалист хотел узнать про зоны ответственности, ему надо было лично обратиться к скрам-мастеру или руководителю проекта. Это, конечно, очень неудобно и для привыкшего к работе в банке, а для новичка — просто кошмар. Поэтому адаптация проходила долго. Мы хотели ускорить и упростить этот процесс.
Поэтому мы попросили участников хакатона сформировать рабочее пространство, где лежит упорядоченная информация о проектах. Мы хотели получить сайт и приложение для Android и IOS. Это бы помогло нам ускорить онбординг новых IT-специалистов.
В идеале такой ресурс поможет найти материал, получить доступ к системам, познакомиться с проектом, составом команды и правилами работы, с системой и архитектурой, а потом в игровой форме проверить свои знания. К тому же ресурс должен ввести новичка в корпоративную культуру банка. Мы надеялись убить двух зайцев: упростить адаптацию новых специалистов и разгрузить руководителей и наставников.
А для того, чтобы легче было найти нужный проект, мы попросили реализовать структуру команд разработки и обозначить ответственность каждой.
Вы можете спросить, почему банк, в котором много своих IT-специалистов, пришёл за решением на хакатон. Нам интересно было увидеть получить новый опыт и взгляд со стороны, что мы раньше не использовали. Ребята на хакатонах — люди, которые болеют своим делом, постоянно изучают новшества, у них нестандартный взгляд на вещи. К тому же они могут посмотреть со стороны на наши процессы и понять, как себя в них будут чувствовать такие же люди со стороны, которые только-только приходят в банк. Ведь для них и создавалась система. Мы пошли на хакатон за новым опытом по важной для нас задаче и не пожалели.
Как проходил хакатон
Участники выбирали себе кейсы разных команд. На наш пришло почти 200 человек. Эксперты из нашей компании общались с участниками и потом оценивали результаты.
Проверкой решений и выбором победителей занимались наши разработчики, отраслевые эксперты — эйчары (как главные заказчики онбординга) и представители организатора. Эксперты проверяли код за 2 часа — это очень мало, но наши ребята справились.
Хакатон продолжался 2 дня. Мы провели 4 чекпойнта в зуме и дискорде. Там участники обсуждали кейс с экспертами: правильно ли поняли задачу, в верном ли направлении двигаются или отклонились от цели. Эксперты могли подсказать, какие технологии лучше использовать, или объяснить, если разработчик что-то не так понял.
Решения команд-победителей
Нам было сложно выбрать лучшую команду — мы получили много хороших работ. Решение, которое предложили победители, по процессу и по духу оказалось самым близким для нас. Мы видели реализацию очень похожим образом.
Первое место
Победители – команда 1DevFull – сделали web- + Android- + IOS-приложение, которое позволяет наставнику создавать и назначать обучающие задачи для нового сотрудника. Новичок получает баллы за выполнение, которые зависят от его скорости: чем раньше сделана задача, тем больше. Баллы можно потратить на курсы или, например, на фитнес компании-партнёра. Это мотивирует делать задачи быстрее и сокращает время на онбординг. Также приложение собирает данные из Jira, Confluence и Lotus, чтобы вся информация находилась в одном месте. Там легко переходить по ссылкам из одного источника. Приложение разработано на Flutter и Dart. Бэкенд написан на Java Spring. Для пуш-уведомлений использован Firebase.

● Второе место
В этом решении команды Digital Office тоже есть геймификация с ачивками и бонусами. Ребята разработали админку, которая освобождает наставника и руководителя от постоянного контроля за новичком, так что можно спокойно заниматься своими рабочими задачами. Этапы онбординга и план его прохождения составляются автоматически. При этом используются конкретные шаблоны для каждой специализации. Наставник может добавить или убрать определённые этапы и задачи. Статистика отображается в виде дашбордов и графиков — сразу понятно, насколько успешно проходит онбординг.

Для кроссплатформенной разработки под Android и iOS использовали языки программирования Swift, Kotlin. Фронтенд делали на TypeScript. Для хранения данных выбрали PostgreSQL, а для контейнеризации — Docker и Kubernetes.
Вторая команда тоже очень-очень близка к победе. Чтобы сделать выбор между первой и второй командами, мы обратили внимание на соответствие поставленной задаче в мелочах.
● Третье место
Третье место заняла команда ANT, которая придумали интересную штуку. Ребята подключили к системе искусственный интеллект, который позволяет загрузить в систему абсолютно любую бумажку, даже наши внутренние нормативные документы. На основании этого документа искусственный интеллект может создать проверочный тест для сотрудника. Это классная вещь, которая сильно облегчит жизнь руководителям: ведь обычно сложно оценить, насколько вдумчиво твой сотрудник прочёл документацию. С тестом сразу всё понятно.
При защите кейса ребята включали искусственный интеллект для записи нашей обратной связи. Эта система начала выдавать вопросы по моей речи.

Для создания нейросети были использованы Python, FuzzyWuzzy, BERT on SQuAD 2.0 на двухуровневой BiLSTM. Фронтенд сделали на JavaScript, верстали с помощью Bootstrap. Для контейнеризации выбрали Docker.
Сейчас мы продолжаем общение с ребятами, занявшими первое, второе и третье места. У каждой команды есть лидер, с которым мы поддерживаем связь.
Победители недавно приезжали к нам в гости. Пока мы обсуждаем условия, как будем работать дальше, и решаем организационные вопросы.

Впечатления и комментарий победителя
Мы подумали, что будет интереснее рассказать про хакатон с разных сторон. Поэтому попросили лидера победившей команды 1DevFull Кирилла Непомилуева поделиться впечатлениями и прокомментировать свое решение:
— Хакатон проводился на площадках в разных городах, но можно было участвовать и онлайн из дома. Финал проходил в Иннополисе, мы приехали на центральную площадку. Нам обеспечили питание, проезд, даже встретили в 5 утра на вокзале.
Мне понравилось, как был организован хакатон: можно было ни на что не отвлекаться и сосредоточиться на кейсе.
Нам надо было решить задачу онбординга — погружения специалиста в работу компании, чтобы новичок скорее стал полезным. Пока человек разбирается в новой информации и пытается понять, как всё устроено, он не очень эффективен для компании. Надо было помочь сделать процесс онбординга проще и быстрее.
Работая с кейсом от ПСБ, мы изучили конкурентов:
кто тоже предоставляет продукты для онбординга. А ещё мы расспрашивали
специалистов из других компаний об аналогичных решениях для онбординга, которые
там работают.
Например, интересный опыт есть у МТС, судя по их рассказу. Мы провели глубокий анализ, выбрали лучшее из разных решений и сделали своё для ПСБ.
Особенность задачи была в том, что у ПСБ информация лежит в разных местах. Мы учли это при создании своего решения: объединили всё в одном месте из разных баз данных банка и структурировали. Возможно, изучение рынка и внимательное отношение к особенностям банка как раз и помогли нам победить.
Как работает наше решение: новый сотрудник видит задачу, выполняет, в конце проходит тест или подходит к наставнику — получает галочку. Процесс обучения новичков виден самим новичкам, наставникам, руководителям.
Мы разработали сайт и приложение под Android и iOS. Наш интерфейс ломает стереотип о том, что работать в банке скучно. Здесь на новичка не обваливается куча разрозненной информации, пугая его. Наоборот, наше решение упорядочено — это помогает минимизировать стресс. В интерфейсе всё геймифицированно. Каждый участник системы — это персонаж, который копит баллы, выполняя учебные задачи, а потом тратит их на продукты партнёров банка.

У ПСБ уже давно есть тенденция делать работу нескучной, и эта традиция прослеживается даже в мелочах. Вспомнить хотя бы офис с граффити на стенах. Так что им подошло наше решение: оно весёлое, с геймификацией.
Дальнейшая судьба решений
Мы планируем использовать лучшие решения и внедрить их в систему онбординга ПСБ. Участники хакатона смогли сделать абсолютно отчуждаемые системы, которые, грубо говоря, можно снять с их серверов, переставить на наши и запустить. Понятное дело, в банке существует огромная процедура проверки программного обеспечения. Поэтому потребуется адаптация каждого решения к нашим условиям. Но их реально можно поставить и отладить.
Комментарии (5)
makar_crypt
31.03.2022 12:47прям все эти государственные хакатоны или около них как с цепи сорвались последний месяц, там чтото случилось?
FenixFly
Кстати, а цифровой прорыв уже выплатил кому-нибудь призовые с финала? А то они чаты позакрывали, даже не спросить.
RAEC
Призовые, согласно положению о конкурсе, выплачиваются в течение 90 рабочих дней после завершения хакатона и объявления результатов, соответственно, ждем 20-е числа апреля.
Кстати, связаться с организаторами удобнее всего через чат на сайте конкурса https://leadersofdigital.ru или через официальную почту info@leadersofdigital.ru (отвечают супербыстро).