Привет, Хабр! Мы продолжаем ностальгический цикл про техноартефакты прошлого. В этом тексте вспоминаем, во что играли во время скучных пар на «галерке» и переменах в школе. А еще пополняем коллекцию вашими историями, пишите в комментариях :)
Это — второй текст ретро-цикла от сотрудников Selectel. В нем нет историй про игры на ПК, им посвятим отдельный пост. Истории о первых телефонах, мини-ПК и плеерах читайте по ссылке.
Тамагочи, тетрис и волк из «Ну, погоди!»
Простые электронные игры — ретро-гаджеты, которые прочно объединяют сразу несколько поколений. Одни с ностальгией вспоминают волка и его вечную задачку по сохранению припасов, другие сыграли 1000+ уровней в тетрис или кормили электронного питомца еще до того, как появилась игра The Sims 3: Pets.
Александр, инженер
Моя первая игра — «Электроника ИМ 02», в которой волк из мультфильма «Ну, погоди!» ловил яйца от четырех куриц. Помню, как насчитывались штрафные очки, если яйцо падало мимо, как высовывался заяц, как выглядела таблица рекордов в финале.
Правда, совсем не ценил дизайн — сейчас совсем иначе смотрю на серый девайс с ярко-красными кнопками и волком на заставке. И рассказываю детям страшилки в духе: «А вот в наши времена игры были черно-белыми, без сюжета…»
Дарья, редактор
Тетрис, танчики, змейка и гонки — бесконечные игры, которые были со мной в любой ситуации на черной портативной консоли Brick Game с ярко-желтыми кнопками.
Каждая из них — ад перфекциониста: строишь-строишь идеальные ряды или удлиняешь змею, а потом ошибаешься, до последнего пытаешься спасти ситуацию… Напрасно — крушение, все начинается заново. С досадой откладываешь девайс! Потом остываешь и опять сосредоточенно следишь за черными квадратиками на маленьком экране.
Еще помню тамагочи: у меня был миниатюрный брелок в виде синего кота с черно-белым экраном и парой кнопок по бокам. Каждая из них отвечала за действие — одной можно было накормить зверя, другой напоить, помыть, погладить…
В момент покупки была в восторге — это моя первая игра-симуляция. Но за счет ограниченного функционала быстро к ней охладела. Это вызвало бурю негодования у мамы — она тяжело пережила смерть «питомца».
GameBoy
Портативное игровое устройство от японской компании Nintendo — еще один гаджет из прошлого, который вызывает нежные воспоминания. Здесь выбор игр был уже богаче. Главное — не забыть продуть картридж от пыли :)
Сергей, системный инженер
Когда мне было 10 лет, дядя вернулся из командировки и привез из Англии GameBoy с двумя картриджами. Это были «Черепашки ниндзя» и сборник игр на английском и японском языках.
С этим девайсом я стал королем в школе: на переменах выстраивались очереди. Все картриджи были «заиграны», пройдены до конца.
Правда, из-за тех игр, что оказались только на японском, я страдал. Но методом проб и ошибок все равно проходил, даже Сэйлор Мун. Был и другой минус: мама ругалась из-за постоянных просьб купить домой новый запас батареек.
Dendy и Sega
Эти приставки — одни из главных источников классных воспоминаний об играх с друзьями и членами семьи. Запомнились 8 и 16-битными играми, простыми джойстиками, оранжевыми и черными картриджами.
Алена, методист
Дэнди — это когда деретесь за то, кто будет желтым танчиком! Играли с братом только на выходных, это было исключительно наше занятие.
Драки, Марио, танки… О приставке остались теплые воспоминания! И как же велико было мое разочарование в новых телевизорах, когда после стольких лет нашли приставку на антресолях и не смогли подключить.
Руслан, инженер
Нет ничего лучше, чем собраться с друзьями и устроить турнир по Mortal Kombat 3 Ultimate на Sega. Множество персонажей с огромным количеством комбинаций. Например, можно нажать комбинацию из шести, а потом удивиться, как я это сделал :) Или в начале раунда сказать другу: «Подожди, я кое-что попробую!»
Валентин, системный инженер
В детстве у брата была Sega, поэтому обожал приезжать в деревню и играть в Mortal Kombat, Comix Zone, Sonic the Hedgehog и Dune II. Потом приставка появилась у соседа, там уже был другой набор: игры «Алладин», «История игрушек», Earthworm Jim. Проводил бессонные ночи за прохождением Дюк Нюкема и Zero Tolerance.
Ностальгия настолько сильна, что купил свою «Сегу» и картриджи к ней. Периодически расчехляю и пытаюсь пройти боевых лягушек.
Sony PlayStation Portable
Это, конечно, неканоничный ретро-гаджет, но и не знойная новинка: PSP вышел в 2004, а спустя 10 лет компания прекратила поддержку устройства.
Виктор, разработчик
В 2005-2006 годах экран PSP казался невероятно большим — телефоны были кнопочными, а о выходе в интернет с их помощью можно было только мечтать.
С приставкой же можно было смотреть фильмы, слушать музыку… Там даже браузер был! Но основное, конечно, игры — с одноклассниками постоянно играли в Tekken и Naruto.
Увы, со временем мобильный гейминг вытеснил PSP с рынка: экраны телефонов стали больше экрана PSP, все возможности были уже встроены. Но вот прошло много времени, уже 2022 год. Активно развивается портативный гейминг в рамках Nintendo Switch и Steam Deck. Я подумал, зачем покупать что-то новое, если могу играть в свою PSP? Так что достал старую приставку, смахнул с нее пыль и с удовольствием играю, вспоминая беззаботное детство.
Мобильные flash-игры
Игры на кнопочных моделях телефонов (передаем пламенный привет Nokia, Motorola и Siemens) — абсолютные легенды. С ностальгией вспоминаем Bounce Ball, Gravity Defied, Tony Hawk Pro Skater, Asphalt 3: Street Rules и Worms Forts 3D.
Влад, специалист по работе с соцсетями
Две мобильные Java-игры были звездами всех перемен в моей школе: Gravity Defied и Bobby Carrot.
Помню, как ребята в тетради рисовали план сложного уровня в игре про кролика, чтобы на перемене успеть попробовать несколько вариантов прохождения. Когда собиралась большая компания, всегда можно было услышать «дай жизьку сыграть» — таким способом каждый мог присоединиться к совместному прохождению.
Gravity Defied в моей школе считалась игрой для обладателей «прямых рук». Необходимо было не только быстро проезжать через препятствия, но и ровно перелетать через квадратные ямы, которые были расположены в очень неудобных местах. Особым респектом пользовались ребята, которые знали скрытые фичи этой игры. Например, можно было уехать назад и упасть в пустоту, чтобы уровень считался пройденным.
А по каким играм и приставкам скучаете больше всего вы? Расскажите нам — напишите вашу историю в комментариях, а мы опубликуем лучшие в блоге.
Читайте также:
Комментарии (18)
EzS
12.05.2022 12:45+6inferrna
13.05.2022 11:14+3На любой tv-box на ведроиде ставится retroarch и подключаются джойстики.
В продаже полно мобильных девайсов формата switch/deck от anbernic, miyoo и прочих, многие из которых умеют подключаться к тв.
Представленный вами вариант далеко не самый оптимальный из-за слабого процессора. Многие девайсы уже вполне эмулируют PSP, N64 и DC, а некоторые даже замахиваются на PS2 (те, что на RK3399 и выше).
Можно было бы и под кат закатать такую-то простыню.
MinimumLaw
12.05.2022 13:14+1"Ну, погоди!" была интересна. Сначала как игра. Потом как часы с будильником. Рекордов своих не помню. За 1000 точно, но сколько именно... А вот что часы умудрялись врать на минуту в сутки - это помню. Бесило. Не такой точности ожидалось от кварца. Это был первый "гаджет" в современном понимании этого слова. Остальное были игрушки, а здесь наличествовали часы и будильник что позволяло учиться грамотно планировать и распределять свое время.
Потом было много. Но наиболее запомнились школьные Электроника МС 0511 (УК НЦ) и домашний ПК Орбита. Первый познакомил с компьютерными сетями (и, к слову, даже сетевой загрузкой), второй научил тому, что на крайне примитивно выглядевшем на УК НЦ BASIC'е оказывается можно писать вполне себе динамические игры, да еще и со звуком! И первый опыт заглядывания в чужой (отлично написанный, к слову!) исходный код - это просто бесценно.
Ну, может, еще "вбивание" хекс-дампов из журнала "Радио" у приятеля на Микроше. Но тот не зашел. Монитор сам по себе мало что мог, а писать в кодах для школяра было бы слишком сложно. В итоге Микроша остался как целая череда компьютеров, заточенных строго под игры а потому не интересных. Все эти Денди, Сеги. И даже знаменитый и всеми любимый Spectrum выглядел крайне блекло на фоне УК НЦ и Орбиты.
А дальше проектирование электроники, и сильно позже написание под нее кода. Все IBM совместимые ПК уже не гаджеты, а рабочие инструменты.
Telmah
12.05.2022 16:48+1картинку чесно спёр из интернета :) две палочки на экране и квадратик - какое ещё нужно счастье ребёнку то...
nzeemin
12.05.2022 17:41Dendy Junior. Источник фото: pikabu.ru
Настоящий источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dendy_Junior_with_cart_and_joypads.jpg
ArkadiyShuvaev
13.05.2022 10:17У нас тоже была Электроника, но с Мики-Маусом. Почему-то запомнилась ещё и цена: 25 рублей.
Только сейчас понимаю, что родителям пришлось отдать четверть маминой зарплаты, чтобы доставить радость своим детям.
OCTAGRAM
13.05.2022 16:23+1Основные игры были на DOS. DOS можно подразделить на то, какой монитор был и процессор, потому что у меня, например, EGA. На ней были хиты Apogee и id: Secret Agent, Crystal Caves, Commander Keen, Bio Menace, Duke Nukem I, Dangerous Dave и всякие нехитовые, но отлично в своё время зашедшие Future Classics Collection.
Но никаких Duke3D, пока не появился SVGA, но это уже другая история. Были змейко-тетрисы, которые уже и не вспомнить. И были по типу Ну, погоди гонки, где гоночная машина может в трёх позициях находиться.
Денди, Сеги, PS прошли мимо меня. Почти. Когда SVGA появился, на домашнем компе был KGen.exe для DOS, и в нём с сохранениями были пройдены Battle Toads, Cool Spot и некоторые другие хиты. У Cool Spot и многих других игр была DOS-версия, но я не мог пройти их без сохранений. СЛОЖНО!
Из ярких воспоминаний: помню, как после школы заходил в один и тот же магазин и смотрел на клавиатурный Сюбор. Особенно на его LPT-порт. Изучал через стекло витрины содержимое картриджа, а там F-BASIC, G-BASIC загадочно манили. У себя дома в DOS у меня были Quick BASIC и Borland Pascal. А вот бы соединить компьютер с Сюбором по LPT! И запрогать с двух сторон. А как в этом F-BASIC прогать LPT?
Много позже я узнал, что, оказывается, Денди не был оригиналом, а оригиналом был какой-то NES. И Сюбор не склонировал Денди и не придумал клавиатуру, а Денди и Сюбор вместе клонировали NES, а для NES была клавиатура. И всё это вместе значит, что можно ROM от Сюбора запустить в nestopia, и там даже клавиатура поддерживается. Запустил. Добрался до этого F-BASIC. Увидел в статусе вверху сообщение: осталось памяти 2Кб. Это был приговор. Очень рад, что в моём детстве был не Сюбор, а DOS.
Впрочем, идея соединить компьютер с Сюбором по LPT себя не изжила. Может быть, я ещё до этого доберусь, но не на F-BASIC, конечно, а компилятором NES ROM. Мне нравится, как выглядит клавиатура Сюбора. Очень похоже на компьютерные клавиатуры той эпохи, но NES. А ещё там кириллица больше латиницы. Я бы мог запрогать ROM передавать нажатия по LPT и превратить Сюбор в импровизированную клавиатуру, чтобы он служил мне, потому что другого применения не могу придумать. Игры для Денди по сравнению с DOS слишком простые по механике, и обычно ещё более сложные, я в такое не могу играть.
В оригинальном NES Famicom клавиатура отдельно, и мои братья по разуму уже сделали переходники, которые клавиатуру и джойстики Денди подключают по USB к компьютеру. Но оригинальная клавиатура NES Famicom ужасно выглядит. А у Сюбора, такое дело, клавиатура не внешняя, а весь корпус клавиатура, поэтому этот переходник готовый не с чем соединить. Видимо, только через LPT соединяться
HardWrMan
13.05.2022 17:48Но никаких Duke3D, пока не появился SVGA, но это уже другая история.
Чой-то? Дюк отлично игрался и на простом VGA. Как и Дум.
OCTAGRAM
13.05.2022 19:11На EGA без шансов. А была именно EGA. У неё другой разъём для монитора на карте, и у самого монитора другой разъём. Чтоб это всё поменять, одновременно и карту, и монитор нужно было купить недешёвые.
HardWrMan
14.05.2022 09:12Я в курсе, что EGA - цифровой монитор. Там 2 цифровых бита на каждый канал RGB, а ЦАП находится внутри монитора. Только VGA монитор уже стал по-настоящему аналоговым, а ЦАП переехал в видеокарту. Но надо понимать, что VGA и SVGA это тоже разные мониторы, хотя оба - аналоговые. У EGA монитора строчная развёртка 15,625кГц (как у обычного телевизора тех лет), у VGA в 2 раза выше - 31,25кГц (для отрисовки более плотных разрешений, а более низкие отрисовываются удвоением пикселей, поэтому они выглядят иначе, чем на EGA мониторе). А у SVGA строчная развёртка может переключаться на более высокие частоты для более плотных разрешений. Отсюда и мой пост.
OCTAGRAM
14.05.2022 10:35Мы не перебирали адаптеры и мониторы в порядке их выхода. EGA была года до 2003го. Поэтому с EGA апгрейд был сразу до SVGA
HardWrMan
14.05.2022 15:37Ну а вот я сидел на VGA в начале 2000х (EGA был до 1999). Помню, как без этого "защитного" экрана эта сушилка для глаз работала. :) Даже кактус не помогал, хотя рос он очень бодро рядом. :)
roboter
13.05.2022 17:23Я был буржуем, у меня был commodore 64, правда с единственной игрой, Gianna Sisters.
Вот её я знал наизусть, сейвов не было, приходилось за один присест всё проходить, там ещё сикретики были позволяющие уровни скипать.
ITMatika
Мой рекорд в Ну, погоди! был в районе 2187, чуток не хватило до спасительных 2200.
HardWrMan
У меня были утки, "Охота". Но суть та же. И я набирал более 4000, потом просто надоедало. Интересно было только первую тысячу набрать, а потом скорость почти не менялась и была достаточно быстрой, чтобы набирать следующие тысячи.