На сегодняшний день BPMN является одним из самых распространенных методов описания бизнес-процессов, которые сегодня уже «понятны» как бизнес-пользователям, так и программным продуктам, предназначенным для работы с бизнес-моделями. Т.е. этот язык описания также является стандартом для создания исполняемых алгоритмов в управлении бизнесом.

О том, что такое BPMN, написано много. Но практически вся информация, которую можно найти в Интернете, ориентирована на специалистов, которые ранее сталкивались с BPMN или другим стандартом моделирования бизнес-процессов. Предлагаю разобраться «с нуля» — что такое BPMN? В чем особенности и преимущества этой технологии и почему она все чаще используется для описания бизнес-процессов организации.

Методология моделирования бизнес-процессов — очень широкое понятие, по сути, это та самая база знаний, которую необходимо для практического применения языков моделирования бизнес-процессов. Я расскажу об этом в следующих статьях и не раз. Почему я акцентирую на этом внимание? Многие (и я в том числе) считают, что достаточно выучить язык бизнес-моделирования, и вы сможете строить бизнес-процессы.

Практика показывает, что базовые знания методологии моделирования бизнес-процессов здесь незаменимы. Перед тем как изучать моделирование, для начала необходимо ознакомиться с методологией бизнес-моделирования, понять общие принципы, приобрести определенные навыки бизнес-анализа и только потом приступать к изучению нотации BPMN.

BPMN: основные понятия

BPMN (Business Process Model and Notation) - это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса. С помощью моделирования мы можем описать любые бизнес-процессы, и они могут выполняться в самых разных системах управления.

Можно сказать, что BPMN является частью двух основных компонентов:

  • BPM (моделирование бизнес-процессов) — это среда, в которой вы непосредственно участвуете в моделировании. В одиночку или в команде.

  • BPMS (система моделирования бизнес-процессов) — это инструменты для выполнения создаваемых вами моделей. Это может быть Bizagi, Comundo, ELMA и т.д.

Язык описания бизнес-процессов

И основой моделирования здесь является наличие языка описания бизнес-процессов. И важно понимать, что это действительно язык, точно так же как языки программирования или даже языки, на которых говорят люди, он тоже простой на базовом уровне и сложный, когда начинаешь изучать нюансы. В этом языке есть свои правила, семантика, правописание, свои законы, которые надо изучать и неукоснительно соблюдать. С другой стороны, как и всякий искусственный язык, предназначенный не для живого общения, а для строгого и однозначного описания каких-то действий и процессов, он принципиально проще «живых» языков, и его правила строго логичны.

Кроме того, из-за ограниченного круга задач, которые стоят перед этим языком, он гораздо более определен в терминологии. Но все же тут много нюансов, каких-то сочетаний «слов», несущих свою смысловую нагрузку. И очень важно строго соблюдать правила сочетания разных элементов языка и знать ограничения (что с чем сочетать недопустимо, как начинать описание, как заканчивать и т. д.).

И как любой технологический язык, описание бизнес-процессов имеет свои специфические конструкции, разобраться в которых без определенного уровня технологических знаний будет крайне сложно. Поэтому для изучения языка описания бизнес-процессов также важно, в первую очередь, понимать сами технологии, для описания которых он предназначен.

Например, для моделирования бизнес-процессов вам потребуются знания таких понятий, как «условия», «цикл», «декомпозиция» и др.

Важно понимать, что BPMN не является языком описания ИТ-систем. Эта нотация предназначена для описания предметной области реального бизнеса. И здесь могут быть задействованы как программные комплексы, так и люди (сотрудники компании, заказчики, поставщики). Это самое важное отличие данной нотации от графических средств описания программ.

Элементы нотации BPMN

Язык описания бизнес-процессов основан на следующих базовых объектах:

  • Event – Событие;

  • Activity – Действия;

  • Gateway – Шлюзы или Развилки;

  • Flow – Поток;

  • Date – Данные;

  • Artefact – Артефакты;

  • Swimline – «плавательные дорожки»;

  • Pool (Пул) — набор.

EVENT (СОБЫТИЕ)

Event — это событие, которое произошло в описании процесса. Эти события могут быть начальными, конечными или промежуточными.

ACTIVITY (ДЕЙСТВИЯ)

Activity – это те действия (задачи), которые необходимо выполнить на определенном этапе бизнес-процесса. При моделировании их обычно обозначают прямоугольниками, что соответствует сути действия.

Действия могут быть элементарными, т. е. неделимыми на некоторые более простые действия, и неэлементарными, т. е. такими, которые при детализации распадаются на последовательность определенных более простых действий.

Обычно действия делятся следующим образом:

Задача – единица работы. Если задача помечена символом +, то задача является подпроцессом и может быть детализирована.

Транзакция – набор логически связанных действий. Для транзакции может быть определен протокол выполнения.

Событийный подпроцесс помещается внутри другого процесса. Он начинает выполняться, если инициируется его начальное событие. Событийный подпроцесс может прерывать родительский подпроцесс или выполняться параллельно с ним.

Вызывающее действие является точкой входа для глобально определенного подпроцесса, который повторно используется в данном процессе.

GATEWAY (ШЛЮЗ, РАЗВИЛКА)

GATEWAY — это управляющий узел, который появляется при условном разветвлении бизнес-процесса. Графически изображается в виде ромба.

Шлюзы нужны и в тех случаях, когда процедура зависит от определенных факторов. Например, при работе с покупателями шлюз появляется на этапе, когда клиент принимает решение о покупке — «да или нет». При положительном решении необходимо совершить покупку, при отрицательном - выяснить возможные причины отказа, работать с "отказом" и т.д.

Наиболее используемые развилки

Оператор исключающего ИЛИ, управляемый данными. При ветвлении направляет поток лишь по одной из исходящих ветвей. При синхронизации потоков оператор ожидает завершения одной входящей ветви и активирует исходящий поток управления.

Оператор И. При разделении на параллельные потоки все ветви активируются одновременно. При синхронизации параллельных ветвей оператор ждет завершения всех входящих ветвей и затем активирует исходящий поток.

Оператор ИЛИ. При ветвлении активируется одна или более ветвей. При слиянии все выполняющиеся входящие ветви должны быть завершены.

POOL (ПУЛ)

Пул — это объект, описывающий один процесс на диаграмме. Его может не быть на карте, но он всегда есть. На одной диаграмме может быть несколько Пулов. Пул может быть расширен для просмотра деталей.

Пул также может содержать так называемые «дорожки». Они нужны для того, чтобы указать участников процессов, которые скрыты в пуле. Например, в процессе работы с клиентами участвует менеджер по продажам, начальник отдела продаж, возможно, бухгалтер или кассир.

Пулы (участники) и дорожки отражают распределение обязанностей. Пул или дорожка обозначает организацию, роль или систему. Дорожки позволяют иерархически делить пулы и другие дорожки.

Порядок обмена сообщениями может быть задан при помощи потока сообщений и потока управления.

DATE OBJECT (ДАННЫЕ, ОБЪЕКТЫ ДАННЫХ)

Объекты данных — это элемент, указывающий, какие данные и документы необходимы для начала действия или каковы результаты завершенного действия.

Объект данных может быть сгенерированным заказом. Для менеджера это будет результат действий, а для склада, принимающего заказ, начало действия (сбор товара и отгрузка).

MESSAGE (СООБЩЕНИЕ)MESSAGE (СООБЩЕНИЕ)

Этот элемент необходим для отображения отношений между двумя участниками процесса.

Это может быть Email, сообщения внутри системы совместной работы, переписка в любом из мессенджеров, которыми пользуются участники процесса, общение на сайте компании, СМС-сообщения и т.д.

ARTEFACT (АРТЕФАКТЫ)

Под артефактами в BPMN понимаются объекты, не являющиеся действиями и не имеющие прямого отношения к действиям. Это могут быть любые документы, данные, информация, не влияющие непосредственно на выполнение процесса.

Существует два типа артефактов:

  • Группа объектов;

  • Текстовая аннотация.

Группа объектов — это еще один способ объединить несколько элементов под общим символом, чтобы сэкономить место на диаграмме и упростить ее чтение. Здесь различные виды деятельности собраны под одним общим названием. Группа объектов также всегда может быть подробно рассмотрена. Группа выглядит как прямоугольник со скругленными углами, выполненный пунктирной линией с точками.

Текстовые аннотации используются для различных уточнений к диаграмме. Это могут быть комментарии, пояснения, другая информация, которая повысит читабельность схемы. Аннотации представляют собой незамкнутый прямоугольник, выполненный сплошной линией, от которого к объекту аннотации ведет линия, состоящая из точек.

Исполняемые и неисполняемые бизнес-процессы

В бизнес-моделировании процессы можно разделить на два типа - исполняемые, которые реально будут работать с помощью специального программного обеспечения типа Bizagi, и неисполняемые, т.е. бизнес-модели, которые нужны только для изучения и демонстрации вариантов того, как предприятие работает.

В принципе, особой разницы между их построением нет, здесь важен лишь желаемый результат. Либо бизнес-модель будет применяться только для облегчения взаимопонимания между заказчиком (менеджером) и консультантом (исполнителем). Либо эта нотация в дальнейшем будет использоваться в какой-то программной среде для организации работы компании. В нормальных руководствах вы не найдете такого деления на две части. Но я лично считаю, что есть смысл условно разделить бизнес-процессы таким образом, так как при разном желаемом результате потребуется разная глубина проработки деталей и выбор возможных инструментов для работы.

Исполняемые бизнес-процессы должны быть построены в строгом соответствии со всеми правилами нотации BPMN, иначе программное обеспечение не сможет корректно работать с составленной бизнес-моделью. Исполняемые процессы нужны, например, на предприятиях, где принят процессный подход к деятельности. Программное обеспечение позволяет отслеживать все процессы в режиме реального времени, а на основании данных, полученных на каждом этапе, руководитель компании и отделов всегда сможет понять, на каком этапе находится работа над тем или иным процессом. Этот метод позволяет значительно повысить эффективность управления.

Неисполняемые бизнес-процессы нужны исключительно для демонстрации бизнес-модели. Это может быть диаграмма, показывающая реальное положение дел на предприятии, это может быть наглядная иллюстрация предполагаемых изменений в реинжиниринге. При этом, конечно, можно использовать любые удобные инструменты, в том числе и традиционный для многих IDEF0. А соблюдение правил языка моделирования необходимо только для достижения взаимопонимания.

Приступая к работе с BPMN, первоначально рекомендуется создавать неисполняемые бизнес-процессы. Это действительно очень удобные нотации для иллюстрации предложений, демонстрации «узких мест» в бизнесе, даже просто для себя понять структуру работы организации очень удобно с помощью нотаций. В этом очень помогает визуальная графика и строгие правила.

Исполняемая версия требует глубоких знаний BPMN, а также внимательного отношения к каждой детали, также как создаете программа (алгоритм) для компьютера, просто используя графическую нотацию, а не текстовый язык. Это работа для опытных специалистов.

Подходит ли BPMN для малого и среднего бизнеса?

Нотации BPMN можно и даже нужно использовать при работе с малым и средним бизнесом. Вполне возможно, что вы не будете реализовывать бизнес-модель на программном уровне, так как это всегда дополнительные затраты, а в среде малого бизнеса нет необходимости в таких инструментах для контроля и анализа работы.

Но, тем не менее, на уровне неисполняемых бизнес-процессов я очень активно использую BPMN. Дело в том, что несмотря на сложность записи (т.е. обучение и умение работать с нотациями), уровень понимания BPMN невысок, т.е. чтение нотаций не требует каких-то специальных знаний и навыков. Графические обозначения понятны интуитивно. И я еще не встречал ни одного человека, которому было бы трудно читать нотации. Эта нотация создана специально для нахождения общего языка между аналитиком и обычными бизнесменами (менеджерами).

В итоге, как я писал выше, с помощью BPMN вы экономите свое время и время заказчика (менеджера) и достигаете наивысшего уровня взаимопонимания. Нотации не допускают «двойного чтения», поэтому очень помогают в работе.

Минусы и важные особенности BPMN

Для выбора любого средства также важно понимать возможные недостатки:

  • В нотации BPMN имеется значительное количество понятий и терминов, их необходимо знать и правильно применять.

  • Высокий начальный уровень. Как и в случае с любым многофункциональным инструментом, для изучения требуется больше времени по сравнению с другими нотациями (IDEF0, IDEF3).

  • Требуется знание бизнес-анализа. В BPMN модели — это не просто картинки или диаграммы, которые можно нарисовать в любом графическом редакторе. Здесь очень важна хорошая структура и четкая последовательность.

Пример практического применения BPMN

Конечно же, без примера описание моделирования бизнес-процессов было бы неполным и не до конца понятным. В качестве иллюстрации моделирования в нотации BPMN можно взять процесс регистрации пассажира на рейс самолета.

Применение диаграмм BPMN на практике

  • Делайте диаграммы как можно разветвленными. Чем больше элементов на вашей диаграмме, тем труднее ее будет читать вам и вашим клиентам.

  • Используйте максимально простую и понятную терминологию. Очень важно, чтобы ваши клиенты, а также техники, которые будут работать с диаграммами, понимали все (или почти все) термины без дополнительных пояснений.

  • Все имена процессов должны быть максимально информативными и понятными. В противном случае читабельность диаграммы также будет крайне низкой. Имена процессов лучше всего подходят либо к терминам, используемым в конкретной организации для описания работы, либо просто к интуитивно понятным фразам.

  • Также важно четко указать обязанности сотрудников компании, бизнес-модель которой вы описываете. Самое простое решение — выбрать имена среди существующих подразделений. А если желаемой должности или отдела в компании еще нет, не бойтесь придумать ее самостоятельно. Но постарайтесь сделать название еще и «говорящим», понятным широкому кругу бизнес-аудитории.

  • Должно быть достаточно подпроцессов, чтобы избежать ненужных деталей, но не более того. Помните о чувстве меры. Если подпроцессов слишком мало, то действия, которые должны быть спрятаны в них, будут в общем процессе, создавая дополнительные объекты, стрелки, ответвления и, как следствие, путаницу. Если переборщить со стремлением убрать все в подпроцессы, то диаграмма потеряет свою информативность, а некоторые изменения в подпроцессе начнут косвенно влиять на результаты всего процесса.

  • Не бойтесь ошибаться! Если вы сделаете ошибку в исполняемой методологии, это очень быстро обнаружится при запуске (отладке) процесса. Если вы создаете просто наглядную схему, то мелкие ошибки не так важны, главное, чтобы эта схема помогла вам и людям, для которых вы ее делаете (заказчикам, техническим специалистам), понять все нюансы вашей идеи. И в любом случае они учатся на ошибках, а корректировки бизнес-модели можно вносить быстро и легко.

Какой бы вариант бизнес-моделирования вам не понадобился, бояться BPMN не стоит — нотация очень проста в освоении, а вашим коллегам и клиентам не нужны даже минимальные знания, чтобы читать такие схемы, моделирование очень понятен, а готовые диаграммы интуитивно понятны. понятно. Попробуйте, у вас тоже обязательно все получится.

Комментарии (19)


  1. lebedec
    22.05.2022 09:40
    +3

    Практически любая нотация выглядит понятно и привлекательно на простых процессах. Ваш пример регистрации пассажира — по сути диаграмма последовательности (которая бы ещё выиграла в читаемости без лишней строгости BPMN).

    Можете показать сложный пример использования BPMN, где участвует 4 или больше сторон непоследовательно?


    1. Nohwan
      22.05.2022 15:20
      +1

      Применял во взаимодействии с заказчиками BPMN, он существенно выигрывал в том числе на таких сценариях по нескольким причинам. Во-первых - лучше визуализируется ветвление процессов на основные и ошибочные пути, и можно показать все типовые ошибки. На диаграмме последовательности так сделать сложнее в силу линейности. Во-вторых - бизнесу схемы понятнее, и как только понимают иконки шлюзов (включающий, исключающий,....) - такая диаграмма очень легко становится понятной и нетехническому бизнес-заказчику, и технической команде. Для крупных сложных процессов - вне зависимости от типа схемы надо отделять блоки и подпроцессы, иначе схема будет размером с лист A1. В упомянутом кейсе с 4-6 сторонами, обычно оказывается, что есть 2-3 стороны основного процесса, а остальные живут в подпроцессах с четкими входами и выходами.


  1. Ivnika
    22.05.2022 09:48
    +2

    В "применении на практике" первый совет выглядит как "вредные" советы - сознательно добавили чтобы понять кто дочитал, кто нет? :)


    1. vagon333
      22.05.2022 22:06

      И заодно оскорбили Camunda обозвав Comundo. :)


  1. Hivemaster
    22.05.2022 10:27
    +5

    Надо было не только заголовки, но и весь текст бахнуть капсом!


  1. tzlom
    22.05.2022 11:18

    Что на счет применения BPMN в разработке ПО? Есть ли подходы кроме указания исполняемых частей внутри BPMN? К примеру как сделать чат бота на BPMN , где он спрашивает вопросы и в зависимости от ответов продвигается по диаграмме состяний чтобы определить новые вопросы?


    1. lebedec
      22.05.2022 12:52

      Очередной виток развития технологий сейчас выводит в тренды "low-code" решения для разработки ПО, в основе которых, как правило, BPMN. Много их. Кроме упомянутого в статье, вот например Camunda.

      Программисты пишут отдельные функциональные блоки типа "отправить вопрос", "обработать ответ" специфичные для чат-платформы, а все диалоговое дерево бота строится уже аналитиками средствами BPMN редактора.

      В идеале это конечно мечта любого топ-менеджера по разработке ПО. Умные разработчики не нужны, системные аналитики не нужны, проектировать не надо, тестировать не надо. Взял одного бизнес-аналитика, составил с ним BPMN диаграмму на понятном бизнесу языке, и вот вам программное обеспечение для любого бизнес процесса. Красота.

      На практике это работает только в определенных сферах бизнеса, с высокой степенью регламентированности процессов.


      1. sergey-gornostaev
        22.05.2022 15:07
        +1

        Camunda - не low-code.


    1. sergey-gornostaev
      22.05.2022 15:10

      Львиная доля бизнес-процессов в современных банковских системах описаны в BPMN и управляются Camunda.


  1. Myclass
    22.05.2022 15:57

    Обожаю эту ноитацию. Но. По всей Европе только в единичный случаях и то играючи занимаются этим. И то - в основном энтузиасты. После которых, если они уходят из фирмы, то и вся эта документация накрывает тазиком. От слова совсем и полностью.


    1. sergey-gornostaev
      22.05.2022 18:07

      Раздел Customers на сайте camunda.com этому заявлению противоречит.


      1. Myclass
        22.05.2022 21:05
        +1

        Ага, если кто то из фирмы купит лицензию, то фирма уже в списке customers, не важно делает она этом что-либо или нет, умеет-ли он это делать или нет, и если делает, то что этим рисуется - удовлетворяет ли это стандартам bpmn 2.0 или это просто для галочки. Во-первых почти рикто не умеет находить правильный уровень детализация. Почти везде - в первый момент перебор и какой,то заумный или уже-процесс или будущий процесс описывается так, что уже через недельку другую от постоянного видоизменения процесса авторы такой документации не в состоянии все изменения вносить. Забивают потом на это. В других же плюют на правильное описание лишь-бы 'квадратики' и стрелочки как- нибудь были-бы нарисованы, не важно - работает так или нет - потому что редко, кто в этом вообще разбирается. Но смотрится неплохо, особенно для 'доказывания', какой 'сложный' и ресурсо-ёмкий' у них процесс итд. Конечно, есть фирмы, в которых требования на большом уровне могут быть. Но я таких не встречал. Нет, переправил себя. Раньше встречал больше, но тогда не было bpmn. Тогда писалось всё под EPK (по русски - Событийная цепочка процессов). Вот тогда были требования которую. А сейчас всё агиль, сейчас не надо ни архитектуры ни описания процессов. Нет, они вроде бы они ой как и нужны. Но кто будет этим заниматься, если один из канонов агиль гласит - рабочая система стоит выше, чем описание или документация этой системы. И всё- шах мат тем, кто думает, что только благодаря именно этим описаниям и документация можно вообще выжить...


        1. sergey-gornostaev
          23.05.2022 08:18

          Я сильно сомневаюсь, что например европейские отделения Райфайзена работают с bpmn меньше или менее серьёзно, чем российские.

          P.S. Я сам не сторонник пихания гибких методологий всегда и везде, но замечу, что Сберу agile не помешал полностью переписать свои системы.


          1. sYB-Tyumen
            23.05.2022 08:52

            Не помешал. Но, например, это приводит к тому, что приложение Сбербанка под Андроид использует полтора десятка портов и десяток разных серверов из разных подсетей. Когда задал вопрос человеку, вроде бы связанному с разработкой в Сбере, получил ответ, что приложением занимаются несколько команд разработки и инфраструктура у каждой в значительной мере обособлена (хотя действия по унификации проводятся, но координировать всё совсем не просто; поэтому виджеты идут к одним серверам, сервисы - к другим, данные о картах - к третьим, и так далее).


          1. Myclass
            23.05.2022 10:46

            За все фирмы не могу говорить, но своего рода всё, что связано с bpmn или вообще описанием процессов делится на такие ситуации (извиняюсь, это не может быть точным, тк. делал навскидку):

            • Ничего не слышали и ничего в этом направлении не делается.

            • Слышали, но ничего не делается.

            • Делается, но это так - отдельные случаи - и больше как - посмотрите, как это классно! С реальным состоянием процессов это не имеет ничего общего.

            • В этом направлении что-то делается, но это один процес из 1000. И реально поддерживается только индивидуальным энтузиазмом отдельных людей.

            • Некоторые процессы описываются и вроде бы постоянно актуализируются. Но это затрагивает или только жизненно важные процессы или те, которые в последних миграционный проектах были затронуты, или как в предыдущем пункте, но с эволюцией инициативы отдельных людей до своего рода небольшой культуры отдельного отдела - например технического.

            • Очень большое количество процессов описано и время от времени их актуализируют.

            • Все процессы описаны и постоянно находятся в актуальном статусе.

              У каждого из этих пунктов есть след. подпункты:

            • Описание отдельного процесса произошло один раз и никогда больше не видоизменялось. По этому описанию никто не живёт, но даже его иногда вытаскивает, когда какому-нибудь аудитору надо создать иллюзию - что процессы описаны, чтобы получить или подтвердить лицензию на например ISO 9000, 9001 или похожие.

            • Процесс описан, но с реальностью не имеет ничего общего. В рамках каких-нибудь проектов его актуализируют, но со временем он устаревает.

            • Процес описан, и вроде бы и поддерживается, но служит только документации.

            • Процесс описан и актуальный, и интегрирован во всевозможные оболочки, где действительно по нему протекают все 'тело-движения'.

            Не надо забывать и этот факт - описание может иметь место, но оно является или вообще простым нагромождение квадратиков и стрелочек без какой либо грамматики. Или частично неработающей. Ну или сделанной по всем правилам нотации.

            И последний факт - тоже немаловажно- это насколько деталированно прописаны все процессы. Потому что поставить в цепочке например задачу 'продукт выслать', при этом не указать, что это под-процесс и тем боллее его не описать - то так себе полное покрытие документацией цепочки какого-нибудь процесса.

            Итд. Всё эти комбинации в разных форматах имеют место быть. И я не помню случая, где имели место полное и грамматически правильное описание ВСЕХ процессов, по которым работаютлюди или системы. Да какое там - полное? Не в тречал неразумно даже половинного покрытия. Без какой либо подтверждений стат. базы- так ощущение.

            А я работал и в немецких банках, на химических и сталелитейных заводах, в тяжёлой индустрии и в телекоммуникационных фирмах. Итд. Поэтому не могу разделить ваше предположение в отношении использования описания процессов. Хотя, как и сказал в первом своём комментарии- я и ярый сторонник bpmn, могу себя назвать даже евангелистом, потому что учу этому и своих студентов. Потому что убеждать и доказывать использования bpmn в фирмах я перестал - неблагодарное это дело. Чувствую, что борюсь с ветрянными мельницами. И только надеждой на будущее поколение по этому вопросу мотивирую себя.

            Сорри за многобукв.


  1. salkat
    22.05.2022 16:35

    Date – Данные

    Наверное Data


  1. olku
    22.05.2022 20:11
    +2

    А потом студенты себе перепечатывают. "Date" это нотация Тиндера, а "набор" всё-таки бассейн, плавательная дорожка как бы намекает.


  1. RumataEstora
    23.05.2022 13:59

    практически вся информация, которую можно найти в Интернете

    Странно, что очень редко сравнивают BPMN и блок-схемы. А первый если и не вырос из второго, но очень близок по сути.


  1. Myclass
    23.05.2022 15:53

    Странно, что очень редко сравнивают BPMN и блок-схемы. А первый если и не вырос из второго, но очень близок по сути.

    первый раз слышу, что кто-то говорит, что это не сравнивают. Оно и по времени разнесено на десятилетия, и конечно-же bpmn выходит из блок-схем. Обе модели имеют много общего, но bpmn владеет оптимальными вещами, которые были очень сложны для реализации. Поэтому блок-схемы в принципе изжили себя. И продолжают существовать, если надо небольшие задачи описать, например для алгоритмов они просты для использования, чем bpmn.