Это глава из «Книги нормального фрилансера», в которой я делюсь накопившимся опытом проектировщика интерфейсов, работающего на себя.

Разговор ведя с клиентом, стань ему ближайшим другом,
Поделись чужим секретом, обсуди своих коллег.
Объясни, что срочно надо, чтоб проект пошёл в работу,
Скоро взнос за ипотеку и голодный дома кот.

Мы уже почти добрались до того этапа, когда нужно будет впервые пообщаться с потенциальным клиентом голосом. И я бы хотел заранее уберечь читателя от ряда ошибок. Многие из начинающих фрилансеров будут, сами того не понимая, вести себя определённым образом, с первых же слов теряя репутационные очки и серьёзность отношения к себе.

«У меня тяжёлая жизненная ситуация»

Не стоит рассказывать будущим клиентам о том, как всё плохо, и как фрилансеру нужна работа. Какими бы ни были финансовые обстоятельства и как бы на самом деле ни хотелось заполучить заказ, клиент этого не должен узнать.

Если фрилансер скажет что-то вроде: «Надеюсь, нам удастся поработать вместе, тем более, что сейчас мне как никогда нужна работа, чтобы заплатить за ипотеку», клиент тут же окажется в неловком положении. Во-первых, он подумает, что же это за специалист такой, раз у него всё плохо с финансами. Во-вторых, может решить, что если согласится на сотрудничество, то понесёт повышенную ответственность за исход работ, т.к. будет понимать, насколько болезненным для фрилансера окажется неполучение гонорара в случае каких-нибудь неприятностей.

Людям легче работается с теми, у кого всё хорошо. С ними спокойнее. Они создают ощущение надёжности. И если выбирать между двумя одинаковыми исполнителями в одинаково плохих жизненных ситуациях, но один из них об этом рассказал, а другой — нет, да и ведёт себя так, словно у него всё в порядке, то работать захочется со вторым.

«Вы мне нужны больше, чем я вам» или «Я вам нужен больше, чем вы мне»

Такой посыл зачастую завуалирован другими словами, но он легко считывается. Причём, как в одну, так и в другую сторону.

Например, фраза: «Дело ваше — если не хотите платить, то не платите». Она ставит человека, который её произнёс, выше слушателя. Ведь и так очевидно, что если клиент не захочет платить, то он и не заплатит. Таким образом равноправные отношения между клиентом и исполнителем коверкаются, и последний пытается поставить себя в позицию «короля ситуации» там, где в этом нет никакой необходимости.

Или фраза: «Мне некуда деваться. Хорошо, я сделаю для вас эту работу». Тут обратная ситуация. Исполнитель ставит клиента в королевское положение, при этом наделяя его не только королевской властью, но и ответственностью. В этом нет никакой необходимости. Какая бы ситуация ни складывалась, нужно, в первую очередь, помнить о том, что у исполнителя есть товар или услуга, а у клиента — деньги.

Создавая такие неравноправные отношения, фрилансер не сможет рассчитывать на долгосрочное сотрудничество, т.к. обязательно кому-то достанется неприятная роль, от которой захочется поскорее избавиться.

Приведу пример, в котором сразу и не увидишь, что не так.

Клиент: «Итого у нас получилось 300 000 рублей за 15 дней работы. Могу ли я попросить у вас скидку, хотя бы в 10%, а то как-то дороговато получается, я на столько не рассчитывал?»

Исполнитель: «Извините, но нет. Я уже и так сильно урезал проект, чтобы сделать вам максимально недорогое предложение. Плюс вычел оттуда налоговую составляющую и всё, что связано с документооборотом».

Здесь исполнитель чрезмерно усердно обосновывает своё решение. Клиент задал довольно простой и законный вопрос о скидке, а исполнитель вместо такого же простого ответа начинает сыпать доводами, цель которых  не ясна. Но клиент может подумать, что исполнитель боится того, что отказ от скидки может разрушить сделку. Ещё и извиняется за что-то. Эта неуверенность в себе интуитивно считывается клиентом. И зачастую может быть интерпретирована неверно. Например, так: «Он не уверен в том, что его услуга стоит этих денег».

В такой ситуации можно было бы ответить проще: «Нет, скидок на эту услугу я в данный момент не предоставляю».

Лишняя информация

«Я сейчас работаю над другим проектом, поэтому за ваш смогу взяться не раньше декабря». Клиенту этого знать не обязательно. Если он обращается к хорошему, дорогому специалисту, ему и так очевидно, что у этого специалиста много работы и мало времени. Если проект клиента очень срочный и он делает на этом акцент, то фрилансер может задать себе честный вопрос: «Стоит ли мне за него браться? Не подведу ли я кого-нибудь?» Если же клиент не акцентирует внимание на срочности, то фрилансер в рабочем порядке проводит его оценку и ставит в свой календарь. Первоначальный ответ упростится до такого: «Я готов взяться за ваш проект с 3 декабря».

«У меня на следующей неделе начнётся отпуск, поэтому, если вы согласны подождать ещё месяц, я готов приступить к вашему проекту». Точно такой же принцип, как и в предыдущем примере. Отпуск фрилансера — это его личное дело. Клиенту важно получить коммерческое предложение, в котором будут обозначены сроки и цены. Вся остальная информация будет встречена примерно так: «Окей, и зачем он мне это сказал?»

«Извините, я не успею сдать ваш проект к пятнице. У меня умерла бабушка, организация похорон отняла слишком много времени. Давайте я сдам работу через две недели?» Тут уже пример с невыполнением обязательств. Однако, если фрилансер не заваливает сроки уже в третий раз подряд и в целом до этого работал исправно, то ему не нужно объяснять клиенту, из-за чего задержка, до тех пор, пока последний сам об этом не спросит. А в большинстве случаев клиенты об этом и не спрашивают.

Повторюсь: в случае, когда за фрилансером обычно не наблюдается подобных промахов. Если же они происходят на регулярной основе, да ещё и сопровождаются «легендами», клиенты будут раздражённо выяснять причины уже по инерции, чтобы продемонстрировать своё недовольство. Как не косячить со сроками и как работать с негативными эмоциями клиентов, если они всё же возникли, я расскажу в одной из следующих глав.

В такой ситуации можно ответить так: «Извините, но я вижу, что не успеваю сделать проект к пятнице. Я смогу сдать его в следующий четверг, в 13:00. За то, что подвёл вас по срокам, позвольте уменьшить стоимость моих работ на 10%». С такой формулировкой многие клиенты скажут, что ничего страшного и даже откажутся от скидки (если фрилансер боится, что не откажутся, то не стоит её предлагать). Особенно если предупредить их о задержке заранее, а не в последний день.

«Я в 25 лет заработал свой первый миллион и вот с тех пор чувствую себя гораздо увереннее при работе с проектами вроде вашего». Тот случай, когда во время разговора с клиентом фрилансер начинает делиться информацией личного характера. Это одно из моих слабых мест. Часто я рассказываю клиентам вещи, которые не имеют отношения к делу. Это происходит из-за желания сблизиться с человеком, укрепить отношения до или во время работы. Делать этого не стоит, т.к. подобное поведение может вызвать диаметрально противоположную реакцию. Мы с клиентами не приятели, наши отношения строго регламентированы. Со временем это может измениться, но уж точно не на первых переговорах. Поэтому не стоит рассказывать историй из своего прошлого, если они напрямую не связаны со сделкой.

Раскрытие конфиденциальной информации «по секрету»

Это уже не просто лишняя информация. Это демонстрация того, что фрилансеру нельзя доверять ценные данные. К такой информации относятся рассказы о работе над проектами других клиентов, защищённой договором о неразглашении, любая инсайдерская информация, а также информация, переданная «по секрету». С одной стороны, клиенты будут благодарны за такие ценные данные, с другой — будут вести себя с фрилансером очень осторожно, либо вообще предпочтут больше к нему не обращаться (разве что за ещё одной порцией секретной информации). Потому что сегодня он делится с тобой чужой секретной информацией, а завтра будет делиться с кем-то твоей.

Доступность в любой момент

Если предоставляемая услуга не связана с сопровождением клиента 24/7 на высшем уровне и за космические гонорары, то нужно помнить о том, что клиент — занятой человек. Равно как и исполнитель. Со своими делами, работами, семьями. И стоит фрилансеру заявить, что он готов ответить на звонок клиента в любой момент и взяться за его задачу, как он одновременно с этим заявляет и следующее: «У меня нет никаких важных задач, кроме вашей. А ещё, если кто-то обратится ко мне после вас, вы рискуете быть проигнорированным, потому что он займёт ваше место в моём внимании». Поэтому с первых же шагов стоит проявлять уважение к своему, а автоматически и к чужому, календарю:

  1. Назначая переговоры и прочие этапы работы, сверяться со своим календарём и называть конкретные даты и часы, а не использовать формулировки «сразу, как вы ответите, я приступлю»;

  2. Для объёмных задач не называть сроков «на лету». Брать паузу. Говорить клиентам, что сверишься с календарём и назовёшь сроки через некоторое время (конкретное, с точностью до часа);

  3. Если фрилансеру звонят со срочным вопросом, смотреть, действительно ли он требует безотлагательного решения. В большинстве случаев не требует. Если это так, предлагать обсудить этот вопрос в конкретное время (и снова назначать его, предварительно сверившись с календарём).

«У меня тут появилось свободное время, поэтому давайте мне работу!»

Ещё одно проявление непрофессионализма. Если специалист не подготовил заранее загруженность своего свободного времени и кидает такой клич в соцсетях, потенциальными клиентами его заявление будет восприниматься как: «Раньше я бы за ваши проекты не взялся, занят был. В будущем тоже, возможно, времени не будет. А сейчас, пожалуй, подстройтесь под моё рабочее окно и предоставьте мне заказов». Если у фрилансера действительно возникнет такая ситуация, лучше опустить первую часть послания и сказать: «Друзья и коллеги, я нахожусь в поисках новых заказов, обращайтесь, пожалуйста!»

«У меня сейчас так много работы, что мне не до вас!»

«Ну, не до нас так не до нас, поищем другого исполнителя», — подумают потенциальные клиенты и уйдут. Моя рекомендация всем сильно занятым фрилансерам — не отказываться от оценки новых входящих даже при максимальной загрузке. Если поток входящих действительно окажется невыполнимым, и календарь заполнится на год вперёд, то поздравляю, теперь мы имеем дело с гораздо более ценным специалистом, чем просто ремесленником на фрилансе. Он умеет генерировать объём работы, которым сможет загрузить не только себя, но и других. Если у фрилансера есть такой навык, он сумеет заработать гораздо больше денег, занимаясь продажей заказов для партнёров или организовав собственное производство.

Обсуждение третьих лиц во время переговоров

Иногда клиенты жалуются на исполнителей, которые брались за задачу до фрилансера. Иногда на своих клиентов. Иногда на общих партнёров. Во всех случаях, когда в обсуждении присутствуют третьи лица, но при этом сами они в разговоре не участвуют, фрилансеру стоит держать своё мнение при себе и не развивать этих тем. Это качество демонстрирует в специалисте человека взрослого, мыслящего стратегически, следящего за репутацией. Он не будет поддакивать клиенту, мол, да-да, какие негодяи предыдущие исполнители! Не будет обсуждать партнёров и коллег. Не будет обсуждать клиентов своих клиентов. Такое поведение вряд ли оттолкнёт собеседников, зато вполне может вызвать к фрилансеру больше доверия, как к человеку надёжному и не болтливому.

Публикация историй о негативном опыте работы с клиентами

Часто, листая новостные ленты в социальных сетях, я вижу посты от моих коллег-фрилансеров, которые делятся животрепещущими историями о том, как их кинули клиенты. Или о том, насколько клиенты нынче пошли глупые. Или о том, как фрилансерам пришлось поработать сверхурочно из-за меняющихся требований к сложным услугам. Все эти вещи — попытка слабых людей пожаловаться на других. Все мы так иногда делаем, но не все выпускают пар за круг друзей и семьи. Публикация, попавшая в интернет, останется там навсегда. Пройдут годы, и многие исполнители поймут, что на самом деле они сами были не правы в тех или иных ситуациях, однако, поисковики будут выдавать их устаревшие сплетни новым потенциальным клиентам. Да и в профессиональной среде какие-то из наших друзей-фрилансеров достигнут большего, чем мы сами, и будут рассматривать кандидатуры на работу над собственными проектами. Придут ли они к нам, помня о том, что мы публично жаловались на своих клиентов? Вряд ли.


«Книга нормального фрилансера» ещё в работе. Я потихоньку пишу её с 2019 года. Планирую в этом году закончить. Следить за прогрессом, а также читать другие мои фрилансерские истории можно в Телеграме и Вконтакте.

Прикладываю картинку с оглавлением. Жирным выделены дописанные и отредактированные главы. Плюсиками — главы, к которым я написал «вредные советы».

Комментарии (11)


  1. Vadiara50
    27.06.2022 16:08
    +14

    Вполне разумные советы не только для фрилансеров, но и вообще для правильного ведения деловой активности их вполне можно использовать...


    1. Nedder
      27.06.2022 21:59
      +4

      Главное правило - представьте себе, что на вас абсолютно всем начхать (кроме может быть родителей, детей и т.п..). Исходя из этого и следует строить все отношения с людьми, особенно в сфере бизнеса / трудовых отношений, так будет намного легче. Лучше быть потом приятно удивленным, если это не так с отдельно взятым посторонним человеком, чем получать постоянные разочарования.


  1. mbait
    28.06.2022 05:15
    +5

    Насчёт скидок и завышенных расходов хочется добавить. Очень мало заказчиков имеют богатый опыт обращения к фрилансерам, поэтому могут иметь неправильное представление об стоимости работы. Что-то в духе "мои программисты-студенты получают 50 000/мес, поэтому вам, так уж и быть я заплачу 70 000 за этот проект". Поэтому лучше при самой первой встрече сделать на этом акцент, объяснив, что вам время стоит столько-то, проект на глаз займёт столько-то часов. И самая, на мой взгляд, успешная стратегия для успешного продолжительного сотрудничества это разделение проекта на небольшие, но законченные этапы. Это позволит заказчику, во-первых, видеть, на что идут деньги, так сказать, иметь возможность пощупать результат, а во-вторых - лучше планировать траты, чтобы не было такого, что "- С вас 300 000. - А можно скидку, я рассчитывал на меньшую сумму?".


  1. over___the___top
    28.06.2022 11:10
    -2

    Спасибо за статью!)


  1. HellWalk
    28.06.2022 12:27
    +1

    Помню в студенческие годы читал статьи «как правильно вести себя на свиданиях», там тоже все вроде логично, и вроде помогает, но по факту появляется только раздражение от того, что я живу не так как я хочу, а так как написано кем-то там в каком-то там руководстве.

    В работе такого достичь намного сложнее, но на мой взгляд именно к этому и стоит стремиться.

    Также не стоит забывать про перспективность самой области, в которой вы работаете. Где-то специалистов больше, чем заказчиков - и нужно быть идеальным во всех смыслах, чтобы найти работу, а где-то наоборот острый дефицит специалистов, и берут всех подряд, не обращая внимания ни на внешний вид, ни на манеры общения - лишь бы работу мог сделать.

    На мой взгляд, лучше тратить время и усилия на то, чтобы быть таким вот редким специалистом, чем на все эти правила поведения.

    Очень показательна пословица «молчание золото», которая с одной стороны верна, с другой стороны следуя ей можно под конец жизни осознать, что всю жизнь прожил с языком в жопе.


    1. kutsov-m
      28.06.2022 13:02
      +1

      Ваш комментарий глубже и полезней статьи. По крайней мере для меня


    1. FanToMaS-api
      29.06.2022 00:11

      И да и нет, везде нужна мера, и в разговорах, и в молчании


  1. AlexJocker
    29.06.2022 00:11

    Фриланс в сферическом вакууме он такой


  1. arman_ka
    29.06.2022 08:11
    +2

    Здесь исполнитель чрезмерно усердно обосновывает своё решение.

    Бред, в этом и заключается суть переговоров, это никак не выглядит как оправдание, исполнитель показывает, что он уже пошёл на максимальные уступки и цена не может быть снижена.

    Если у клиента два исполнителя, один из которых сказал, что дал максимальную скидку, а второй что скидок не будет - клиент скорее выберет первого, даже если у него цена выше.

    А ещё лучше дать цену выше, а потом сказать что можно сделать скидку.


    1. Ekamelev Автор
      29.06.2022 11:24

      «Здесь исполнитель чрезмерно усердно обосновывает своё решение». И ещё отвечает на вопросы, которых ему не задавали ни прямо, ни косвенно.

      Когда я написал половину книги и перечитал написанное, принял решение всё переписывать сначала. Первая версия была написана в поучительном и рекомендательном ключе, как будто я знаю, как надо делать, и делюсь этим с остальными. Но это в корне неправильно, потому что мой опыт ограничен только мной, я не проводил широких исследований.

      И во второй версии книги я всю дорогу ввожу читателя в контекст. Я говорю, что вот у меня было так. Вот в таких условиях, с такими клиентами, при продаже таких услуг. И с такими результатами. И что нельзя скопировать мой опыт в другие ниши, но можно самостоятельно его проанализировать и сделать выводы.

      Поэтому читатель книги, дойдя до момента, который вы называете бредом, с вами не согласится. Он подумает: «О, прикольно, у Егора, который занимался тем-то и тем-то, было так и он сделал такие выводы. А моей нише это вообще по-другому».

      Поделитесь вашей историей? Расскажете, о каких клиентах идёт речь? О каких двух исполнителях? Какая отрасль? Как вы проверили, по какой причине клиент согласился работать с одним и отказался работать с другим? Это очень полезная информация, если вы сделали выводы на её основе, а не своих предположениях. Я бы даже включил её в книгу, чтобы показать читателям, насколько важен контекст.


  1. Bedrosova
    29.06.2022 11:39

    Хорошая статья, но все клиенты разные. Конечно, если всегда следовать одному и тому же скрипту и никогда с него не соскакивать, это даст свои плоды, потому что часы, которые стоят, стабильно показывают правильное время 2 раза в сутки. Но истиный продаван знает, кому нужно доверительно шепнуть на ушко "личный" факт, а с кем общаться казенным тоном. В этом мастерство продаж.