Такое объяснение оказалось самым понятным для десятилетнего ребёнка. Смотрю на кассету и вспоминаю себя. Мне 15 лет и никаких забот, только жизнь по-драйву. С появлением CD (а потом и mp3), аудиокассеты почти полностью исчезли. Но какой харизмой они обладают! Флешку карандашом не перемотаешь.

Материал ранее опубликован мной в других источниках, на Хабре будет то, чего в других источниках не публиковал. (Эта статья - мой входной билет на Хабр).

Первая аудиокассета, вышедшая под наименованием Compact Cassette, была представлена компанией Philips в 1963 году в Европе и в 1964 году в США. Новый формат имел заметно худшие характеристики по сравнению с катушками или винилом, но отличался скромными размерами и практичностью.

Аудиокассеты в СССР начали выпускать раньше, чем кассетные магнитофоны, в 1967 году. Формы для отливки корпусов были закуплены в США и на первой партии четко виднелось «Made in USA». Оплошность быстро исправили.

Вторая версия выглядела вот так:

Потом появился какой-то рационализатор, возможно и премию получил за свое Ноу-Хау, вот так от 5 винтиков остался один.

Почему строял штамп? Штамп с ценой - это традиция СССР, а почему перестали печатать модель в типографии на кассете и сейчас для меня загадка.

Чтобы звучание было отличным, необходимо было делать профилактику (чистка головки и прижимного ролика), для чего использовался вот такой набор:

На каждой кассете есть фетровая головка, которая обеспечивает прижим ленты к головкам деки. Если старая кассета с разбалансированным механизмом начинала при воспроизведении звучать тихо, то исправляли это дело «выдавливанием» фетровой головки наружу. В редких случаях такое помогало, в большинстве же моментов деградация звука происходила из-за утрачивания характеристик самой ленты.

Многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. У меня практически на всех кассетах были выломаны «предохранители».

Основной проблемой аудиокассет было соотношение шума, производимого даже "чистой" лентой при проигрывании, и максимального уровня записи. Бороться с проблемой ("узким коридором" нормальной громкости), производители могли, придумывая магнитный состав с низким уровнем собственного шума, или изготавливая такую пленку, на которую можно записать более "громко". Именно так появились разные "типы" бытовых компакт кассет.

Кассеты с лентой из диоксида хрома (CrO2) (тип II) лучше, чем тип I Normal: шумов заметно меньше, перегрузочная способность – выше. В кассетах типа II лучший по сравнению с «нормальным» типом динамический диапазон (соотношение громкости и шума), достигался снижением собственных помех, шороха, производимого магнитным составом ленты.

1970 год будет полностью «американским». Разработанная несколько лет назад Реем Долби профессиональная система шумоподавления Dolby A получит бытовую версию - Dolby B. Соотношение "сигнал-шум " для магнитной ленты снизится на 9-10 дБ. В том же 1970 году американская компания Дюпон создает такое химическое соединение, как диоксид хрома. Мгновенно оценив ситуацию, немцы из BASF покупают соответствующую лицензию и уже к следующему, 1971 году, разрабатывают принципиально новую ленту (CrO2, тип ленты II). В отличие от своего «железного» собрата та имеет высокий ток подмагничивания и выдает более широкий частотный диапазон. Качество этой ленты впоследствии будет доведено до высочайшего. Но самый первый «хромдиоксид» от BASF относительно качественно можно записать даже сегодня, по прошествии более 50 лет! Качественно - само собой, по понятиям того времени. 

Тип IV – заветная мечта всех и каждого, особенно такие произведения искусства, как Sony Super Metal Master, оформленные в керамических корпусах. Такие компакт-кассеты обеспечивают самое высокое соотношение сигнал/шум и позволяют по максимум раскрывать весь потенциал записи. Вот только одна беда – их воспроизводят не все деки!

Почему кассеты имеют две стороны?

В этом виноват чистый маркетинг. Маркетологи решили, что люди были бы не прочь получить вдвое большую продолжительность, жертвуя качеством, предлагая стороны A и B для каждой кассеты. Это называется записью на четверть дорожки. Угу. Дурацкое название! Качество ниже, так как в этом случае для каждой стороны используется только половина всей поверхности ленты. На самом деле, поверхность немного меньше доступной, так как между каждой дорожкой должно быть немного пространства - защитная полоса - чтобы сигналы были несколько разделены.

Немного ностальгии ниже:

 Agfa моя самая не любимая фирма кассет, очень сильно пачкали головку и ролик.
Agfa моя самая не любимая фирма кассет, очень сильно пачкали головку и ролик.

Торговая марка AGFA увидела свет 15 апреля 1897 года. Под таким именем компания известна и сегодня. (AGFA — аббревиатура, образованная от этого словосочетания). Переводится это длинное словосочетание как «Акционерное общество по производству анилина». Анилин это вещество, которое до сих пор используется при приготовлении красителей для ткани и других материалов. Основными цветами были голубой и красный разных оттенков. Вероятно поэтому для окрашивания кассет первого типа 1985 года были выбраны именно эти цвета. Итак, AGFA. Легендарный немецкий концерн с кассетным производством в Леверкузене. В истории кассетной индустрии ФРГ занимал почетное второе место после BASF. BASF в 1943 году начал производство магнитных лент на заводе в Вольфене. После Второй мировой войны это производство было передано Agfa. Позднее Agfa начала производство аудио- и видеокассет. В 1991 году производство кассет было продано BASF.

Made in Japan кассета фирмы DENON
Made in Japan кассета фирмы DENON

Компания Denon была основана в 1910 году, а в 1951 первой из японских аудио компаний стала продавать долгоиграющие пластинки. В начале 70-х годов Denon разработал и изготовил первое в мире пригодное для практического использования устройство цифровой записи РСМ сигнала, а в 1972 году выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки с цифровой записью. На пике войны среди производителей аудиокассет в начале 1990-х каждый уважающий себя производитель выпускал суперкассеты, олицетворявшие все те возможности и технологии, которыми обладал производитель.

JVC из Японии
JVC из Японии

Victor Company of Japan или Japan's Victor Company была образована в 1927 году как японское подразделение лидирующей американской звукозаписывающей компании Victor Talking Machine Company. К 1980-м годам JVC уже была одним из крупнейших производителей аудио- и видеоаппаратуры. В ассортименте компании были видеомагнитофоны, телевизоры, видео- и аудиокассеты, музыкальные центры, магнитолы, акустика, проигрыватели винила и другая техника.

GOLDSTAR (ныне LG) из Южной Кореи
GOLDSTAR (ныне LG) из Южной Кореи

В 1958 году основывается Корейская компания GOLDSTAR. Идею создания компании по производству электроники Ку Ин Хвэ вынашивал достаточно долго. Заручившись поддержкой президента Пак Чжон Хи, он начинает воплощать свою идею в жизнь. 15 ноября 1959 года поступает в продажу первое радио, произведенное в Корее. В последующие несколько лет, радиоприемники "Goldstar A-501" и "Goldstar T-701" становятся бестселлерами. Успех тут же вселяет уверенность в силы компании. Ку Ин Хвэ уже тогда ставит себе цель- стать номер один не только в Корее но и в других странах. В 1980-е годы компания запускает производство проигрывателей кассет, компакт-дисков. Сюда можно отнести не только плееры, но и приводы CD для компьютеров и иных устройств. Кроме того, компания освоила производство цветных видеокамер. К концу 80-х годов, предприятия Goldstar и Lucky располагаются не только в Южной Корее и США, но и в Филиппинах, Таиланде, Германии, Италии, Индонезии и даже в Египте.

SANYO Electrics (Япония)
SANYO Electrics (Япония)

Sanyo – выпускала кассеты, музыкальные центры и магнитолы, хотя ее название в СССР 80х казалось забавным. В 90х сначала исчезла с прилавков, а в начале 2000х под этой маркой в России выпускали телевизоры, но никакого отношения они к Японии уже не имели. В 2009 влилась в Panasonic. Сейчас занимается батарейками, солнечными панелями, устройствами экономии электроэнергии, но к аудио уже никакого отношения не имеет.

Made in Japan кассета фирмы Maxell
Made in Japan кассета фирмы Maxell

Первое производство Maxell разместилось в городе Осака, где в 1961-м году компанией был организован выпуск магнитной ленты для катушечных магнитофонов, а спустя пять лет выпущена первая аудиокассета Maxell с магнитной пленкой первого типа и продолжительностью звучания 60 минут, длина ленты — 90 метров толщина 18 микрон.

SHARP (Япония)
SHARP (Япония)

Sharp Corporation – японский конгломерат, выпускающий большое количество самой разной продукции от простой потребительской электроники до полупроводников, жидкокристаллических и солнечных панелей. Японский изобретатель Токудзи Хаякава в 1924 году основал компанию Hayakawa Metal Works и уже в следующем году компания наладила выпуск первых японских радиоприемников.

Фирма BASF (Германия)
Фирма BASF (Германия)

Запись электрических сигналов на стальной проволоке была изобретена датским инженером Вальдемаром Поульсеном в 1889году. Многочисленные попытки в последующем улучшить качество записи, используя магнитную ленту из железного порошка и бумажной ленты заканчивались провалом. В начале 30х годов, немецкая фирма AEG начинает создавать собственный вариант аппарата магнитной записи. Заказ на изготовление прочной и долговечной магнитной ленты размещает в фирме BASF. Дальнейшие исследования позволили Фридриху Маттиасу из BASF найти оптимальную технологию изготовления магнитной ленты методом напыления оксида железа на пленку. Благодаря новой пленке и улучшенной схемотехнике удалось довести качество записи до студийного уровня. После войны в 1945 году технология изготовления магнитной пленки попала во многие страны и производство освоили множество фирм. Тем не менее, более полувека фирме BASF удается сохранить лидерство среди производителей магнитной ленты.

SONY (Япония)
SONY (Япония)

В то время на рынке кассетных технологий чуть ли не каждый год появлялось что-то принципиально новое, уже было очевидным, что по качеству звучания аудиокассета вряд ли догонит катушечный формат. Поэтому в 1976 году инженеры Sony предложили альтернативный вариант – что-то среднее между кассетой и катушкой. По их мнению, выглядеть это должно было, как кассета (потому как тренд), но с лентой, как катушечная. Новый продукт получил название elcaset и имел размеры 15×10 см. Кассета была похожа на своего видеособрата и имела тот же принцип действия - при воспроизведении лента вытягивалась из корпуса. Частотный диапазон был заявлен в пределах от 15 до 27 000 Гц. Элкассета появилась в то время, когда развитие обычной кассеты уже выходило на свой пик. «Младенец» попал под несущийся поезд. Поэтому к 1979 году Sony приняла решение свернуть неудачное начинание, переключившись на компакт-кассеты и, тем временем, готовя к запуску новый проект, которому впоследствии будет суждено войти в историю — компакт-диск.

В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.

Немного фото других кассет:

Комментарии (76)


  1. denis-19
    08.07.2022 12:55
    +4

    Карандаши наше все :)


    1. BigBeerman
      08.07.2022 15:26

      никогда не понимал, зачем мотать кассету, кроме как определённую песню включить. носил несколько кассет и просто слушал их по очереди


      1. IvanSTV
        08.07.2022 15:28
        +10

        чтобы плеер на перемотке не разряжать.


        1. BigBeerman
          08.07.2022 15:29

          Это понятно, сама перемотка зачем? Проще подряд слушать, чем стоять кассету крутить, тем более что найти нужное место таким образом непросто


          1. IvanSTV
            08.07.2022 15:39
            +2

            скажу вам по секрету, что некоторые кассеты имели одностороннюю запись и требовали перемотки :)


            1. BigBeerman
              08.07.2022 15:41

              а, ну это уже понятней. Наверное, лицензионные? Мы таких и близко не видывали, либо на толкучке покупаешь, либо сам пишешь, понятно, на обе стороны, чтоб место не пропадало


              1. IvanSTV
                08.07.2022 16:25

                были и просто односторонние, с возможностью записи на 1 стороне. Но я таких почти не застал. По крайней мере, у меня была только одна такая, лицензионная


      1. Jorell
        08.07.2022 15:37
        +6

        Просто у Вас был хороший магнитофон с хорошим лентопротяжным механизмом.

        На многих дешманских магнитофонах использовались дешманские кассеты, в которых лента наматывалась не аккуратно. И потом перемотка вообще не работала, т.к. пассик проскальзывал и не крутил кассету. Приходилось перематывать ручкой/карандашом.

        Я был из тех, у кого не было денег на сони или панасоники. Были интернационалы и прочее ...


      1. nik_vr
        08.07.2022 18:03
        +5

        Не все кассеты были с музыкой (мы как бы на Хабре, да? ;) )


        1. BigBeerman
          08.07.2022 18:26

          их на плеере и не слушали.Счётчик нужен был для загрузки


          1. YMA
            08.07.2022 18:42
            +2

            Кстати, с плеера грузилось лучше :) Магнитофон обычно подключался через линейный выход, и регулировать уровень было нельзя, а плеер - через наушники, и можно было поиграться громкостью, если кассета была записана тихо.

            Плюс можно было подкрутить скорость в плеере и ускорить загрузку процентов на 10-15, алгоритм у того же спектрума такое терпел. Магнитофон так перенастраивать было жалко, с него же еще и музыку слушать.


            1. BigBeerman
              08.07.2022 18:45
              +1

              ну в таком случае вы, видимо, и плеер от блока питания запитывали, жалко батарейки на такое тратить


              1. IvanSTV
                11.07.2022 09:30

                блоки питания тогда "шумели", там для корректного подключения надо было дополнительный выпрямитель прикручивать


      1. R7R
        10.07.2022 17:24

        никогда не понимал, зачем мотать кассету


        Иногда у магнитофонов (особенно советских) возникали проблемы с подмоткой принимающего узла.
        В таком случае тонвал продолжал крутиться и выпускал петлю ленты.
        Поскольку этот процесс было хорошо слышно, кассета быстро извлекалась и образовавшуюся петлю (иногда после тщательного и кропотливого распутывания :) убирали с помощью карандаша.

        А перематывали кассету обычным способом (понятия не имею, откуда взялись упоминания о других вариантах :)


        1. alexzeed
          11.07.2022 00:11

          К сожалению, этот процесс был слышен когда уже все стало плохо (ленту «зажевало»). Потому что при остановке принимающего узла ролик с тонвалом как ни в чем ни бывало продолжают тянуть ленту, она набивается во все свободные места кассеты и механизма, а уже когда набьется и не лезет — тогда ролику делается тяжело и начинается завывание. Но лента уже необратимо помята.
          Спасал от такого только т.н. автостоп, причем не дешевый от натяжения ленты, как в плеерах, а полноценный от остановки приемного ролика. Срабатывал как раз и при окончании кассеты, и при заклинивании принимающего узла. Обычно был в виде контакта, сигнал с которого шел в электронный блок на некую таймерную схему, которая при отсутствии импульсов в течение некоторого времени давала сигнал стопа. Ну это на магнитофонах с электронным управлением. А на каком-то японском плеере, как мне смутно помнится, видел полностью механический автостоп по останову подмотки — какая-то хитрая конструкция, срабатывающая при остановке вала.
          А — да, почему я карандашом мотал. У меня был плеер, в котором какие-то рационализаторы сэкономили на отдельной передаче для перемотки. Перемотка выполнялась отводом блока головок, т.е. шла со скоростью подмотки (которая была чуть завышена, но все равно мотало медленно и печально, и только вперед). Карандашом было при наличии навыка сильно быстрее (естественно, карандаш неподвижен, а кассета вокруг него вертится).


  1. Edc
    08.07.2022 13:06
    +1

    Эх, времена были....

    Летом школьником за месяц заработал 90р. За нормальную кассету с альбомом Depeche Mode "Violator" отдал 25р. Сейчас даже не могу представить, как вообще возможно отдать четверть зарплаты за один носитель с музыкой.


    1. OlegSivchenko
      08.07.2022 13:12
      +4

      Первую магистрантскую стипендию в 2007 я отдал за флешкоподобный USB-MP3-плеер для девушки


      1. me21
        09.07.2022 00:09

        Не, ну то для девушки! :) Things I do for love (c)


    1. Ds02006
      08.07.2022 13:59
      +3

      Чисто для истории дам официальные цифры цен на аудиокассеты с записью, которые продавались в СССР государственными студиями (цены - до 2 апреля 1991 года).
      Аудиокассета отечественная МК-60, стоила 4,00 рубля (чистая), но чистую кассету купить было невозможно, она продавалась только с записью (60 минут, по 13 копеек за минуту стереозаписи). Итого, такая кассета стоила 4,00+(60*0,13)=11,80 советских рублей.
      Аудиокассета импортная С-90, стоила 9,00 рублей (чистая), но чистую кассету купить было тоже невозможно, она продавалась только с записью (90 минут, по 13 копеек за минуту стереозаписи). Итого, такая кассета стоила 9,00+(90*0,13)=20,70 советских рублей.
      Гипотетически, можно было потребовать сделать монозапись, по 9 копеек за минуту (в прейскуранте была такая строчка), но лично меня в 1989 году в студии звукозаписи стали уверять, что монозапись они не могут сделать :)


      1. IvanSTV
        08.07.2022 14:21
        +5

        Аудиокассета отечественная МК-60, стоила 4,00 рубля (чистая), но чистую кассету купить было невозможно, она продавалась только с записью (60 минут, по 13 копеек за минуту стереозаписи). Итого, такая кассета стоила 4,00+(60*0,13)=11,80 советских рублей.

        Покупали чистые за милую душу, Мать целую упаковку купила в Белоруссии. Чистые быстро расхватывались, да, но были. И советские, и импортные.

        Черный рынок, к вопросу, на это реагировал - с рук чистая на 60 минут стоила 6 рублей на тот же 89й год. То есть, закупка у спекулянтов по 11 никак не могла существовать


        1. Ds02006
          08.07.2022 15:54

          Остаётся только порадоваться за тогдашние реалии Советской Белоруссии. Но в Средней Азии и Казахстане чистых кассет не было даже у спекулянтов, в том же 1989 году.


          1. IvanSTV
            08.07.2022 16:23

            вы таки всю Среднюю Азию объехали, и нигде их не было? Или просто в ваш городок не завезли?


            1. Ds02006
              08.07.2022 22:08
              +7

              Городок Ташкент - крупнейший в Средней Азии, более двух миллионов жителей в 1989 году. Не завезли...

              Понимаете, то что было вполне естественным в Москве при советской власти, было нереальным в столице Советского Узбекистана в 1980-ые. Например, в Ташкенте вообще не было бананов в продовольственных магазинах. Просто не было! Как не было молока в тетрапакетах прямоугольной формы.


              1. YMA
                09.07.2022 08:36
                +2

                Если кому интересно - в Ашхабаде в это время кассеты были, по конским ценам (TDK стоила 20-25 рублей, МК-60 - 6-8 рублей, при зарплате 120-300 рублей). Это как сейчас бы она стоила 10-20 тысяч... ;)

                Но какие это были TDK, вах! Качество просто великолепное, и пленки и самой кассеты. Прожили по 20-25 лет, выбросили только после перехода на CD вместе с магнитофонами.

                МК-60 свемовские были отстоем, шумные и скрипучие - пленка быстро начинала пищать при трении о прижимную фетровую площадку и внутренние стенки кассеты. Приходилось натирать и то и то мягким грифелем.

                PS: Да, с бананами и молоком в Средней Азии было плохо. Зато зелени, фруктов, ягод и овощей - завались. :)


            1. sergej_pipets
              09.07.2022 20:19

              Если речь именно про 1989-й год, то...

              Тогда как раз начал снижаться "кассетный голод". Годом-двумя ранее чистые кассеты купить было практически невозможно. Мне приятель присылал китайские, у них они были - Китай через речку. Да, почти все они вагонами раскупались студиями звукозаписи и продавались уже с записями. Но к 1990-му году появилось множество чистых разнообразных кассет, и даже "Тип-2" свободно лежали в продаже.

              Но это не первый кассетный дефицит - в середине 1970-х кассет в продаже не было совсем. Кроме небольшого ассортимента студийных записей заводов "Мелодии". Появились к Московской Олимпиаде.

              А где-то году в 1983-84-м в продаже (государственной, конечно же!) начали появляться импортные кассеты. Очень много стало AGFA, потом BASF, DENON. 90 минут по 9 рублей.


              1. R7R
                10.07.2022 17:40

                в середине 1970-х кассет в продаже не было совсем.


                И не только кассет — батареек ко всем видам переносной аудиотехники тоже не было.

                И это было таки счастье для людей, так как с начала 70х появилась мода у части молодых граждан — таскать с собой по улицам орущие на всю громкость радиоприемники и магнитофоны :)


                1. sergej_pipets
                  10.07.2022 17:51

                  Батарейки в 70-х годах всё же бывали в продаже. Кассеты - не видел много лет...


                  1. R7R
                    10.07.2022 18:19

                    Батарейки в 70-х годах всё же бывали в продаже.


                    Примерно тогда же появились специально разработанные сетевые блоки питания для радиоприемников ВЭФ — их вставляли прямо в отсек для батареек. Отличная замена, но без мобильности :)


          1. dyadyaSerezha
            08.07.2022 21:21

            В Москве были и довольно свободно.


          1. Youri2021
            11.07.2022 07:19

            В 1984 году в Риге импортные кассеты на 90 минут продавались по 9 рублей.


      1. R7R
        10.07.2022 17:36

        Аудиокассета импортная С-90, стоила 9,00 рублей (чистая), но чистую кассету купить было тоже невозможно,


        Это где так было?
        В начале 90х Москву завалили импортными кассетами десятка наименований.
        Можно было покупать упаковками, и да, именно по 9 рублей за штуку.

        В 1992 это изобилие было уже и в провинции.
        Советские кассеты, что с записью (практика такая появилась массово где-то с 1982 года и длилась недолго), что без — на тот момент уже не были нужны никому.
        (так как студии звукозаписи просто не принимали на запись советские кассеты — берегли свою технику)


    1. sergeyns
      08.07.2022 18:03
      +1

      Мне кажется со скоростью "обратной индустриализации" мы скоро сможем не только представить...


    1. R7R
      10.07.2022 17:29

      За нормальную кассету с альбомом Depeche Mode «Violator» отдал 25р.


      В 1979 барыги просили 25 руб за советскую лицензию АББА (за диск «Мелодии»)
      Хотя в Москве, у магазина «Мелодии» на Ленинском, такую пластинку можно было купить за 10 руб.
      Но в провинции все было дороже :)

      Сейчас даже не могу представить, как вообще возможно отдать четверть зарплаты за один носитель с музыкой.


      А отдать стоимость автомобиля (6500 руб) за мощный акаевский катушечник? В 1981 году — вполне.


  1. Jury_78
    08.07.2022 13:07
    +6

    Еще на кассеты можно было писать программы, например, для ДВК.


  1. Telmah
    08.07.2022 13:32

    а почему модель перестали в типографии печатать - и сейчас для меня загадка.

    ну логично - чтобы можно было мотать MK-60, MK-90 и прочее в зависимости от наличия плёнки не переклеивая наклейки на корпус


    1. slavanikolsky Автор
      08.07.2022 13:43
      +1

      на МК 90 печатали в типографии


    1. sergej_pipets
      09.07.2022 20:26
      +1

      Автор перепутал эпохи. Кассет 60 минут по 6 рублей, да ещё и с надпечаткой, я не видел. Полагаю, это и есть самые первые отечественные компакт-кассеты. Возможно, даже из установочной партии. У меня были (шли в комплекте с магнитофоном) МК-60 (так же без дополнительных цифр) с типографски напечатанной ценой 5 руб. 20 коп, и винтом с гайкой. Это 1973-й год. Отдельно кассет в то время в продаже не было. Когда появились, ближе к концу 1970-х, цена была 4 руб, и в маркировке добавились цифры МК-60-1, МК-60-2 и т.п., и почти все были склеенные.


  1. mariyamikh23
    08.07.2022 13:45
    +13

    Ваш пост разблокировал детско-юношеские ностальгические воспоминания, о существовании которых я даже не подозревала :))


  1. rdp
    08.07.2022 13:52
    +7

    Maxell XL-IIS - лучшая хромовая кассета 90-х


    1. vladkorotnev
      08.07.2022 15:44

      Емнип, там уже не тот простой хромдиоксид, а хром-кобальтовые соединения. Но да, звучала зачётно.


      ЗЫ — мне кажется, или на последней фотке слева запечатанная сонька китайская? :-)


  1. nemiga
    08.07.2022 14:06

    : президента Чжун Хи

    По-русски президента звали Пак Чжон Хи или, в современном написании, Пак Чонхи.

    Источник


  1. IvanSTV
    08.07.2022 14:17
    +2

    Почему строял штамп с ценой понятно (традиция СССР)

    Не потому, а потому что цены по 30 лет не изменялись.


    1. slavanikolsky Автор
      08.07.2022 14:21
      +1

      Цены повышались, но после публикаций в газете


      1. IvanSTV
        08.07.2022 14:26

        и там же рядом - снижение цен. 1962 год - это хрущевская экономическая дерготня. Но вообще, советские цены были весьма стабильными - из всех изменений цен за последние 30 лет в памяти отложилось только изменение цен на машины и на водку. Последняя - понятно, а на машины очень уж долго копили, и изменения цен сильно многим разрушило и планы, и бюджеты.


    1. sergej_pipets
      09.07.2022 20:28

      Вопрос не о ценнике на кассете, а о надпечатке цены резиновым штампиком. Т.е., при изготовлении макета наклейки цена ещё не была установлена.


  1. YMA
    08.07.2022 15:47

    Не упомянуты поздние варианты кассет на 120 минут, с более тонкой пленкой. Было очень удобно, 2 CD переписывались на 1 кассету ;)


    1. slavanikolsky Автор
      08.07.2022 15:58
      +2

      В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.


    1. sergej_pipets
      09.07.2022 20:32

      CD - 104 минуты (такие кассеты тоже были - ответ спросу рынка). LP - 45 минут (кассеты С-90, возможно, самые востребованные в 80-е годы, на два диска, или один двойной альбом Pink Floyd "The Wall").

      На 120 минут, 2х60 - это какие-то два коротких альбома.


      1. YMA
        09.07.2022 21:16

        Не все исполнители забивали диски "под завязку" ;) Сейчас посмотрел продолжительность одного из первых CD, которые мне записали на кассету -

        Enya - Watermark, Дата выпуска: сентябрь 1988 Длительность: 39:42

        А первый фирменный CD, купленный к себе в коллекцию:

        Clannad- Landmarks, Length 10 tracks, 43:43; Release Date: 1997

        Многие входили и на 90-минутные кассеты, но не все. 120-минутные были удобнее, можно было добить синглами, или перенести часть альбома на вторую сторону к B-side трекам.


        1. sergej_pipets
          09.07.2022 21:21

          1988-й год - это наверняка конвертированный из LP альбом, а не изначально CD.

          А второй отлично вошел бы на одну сторону 90-минутной кассеты. Без дописок. Да и для первого она же подошла бы. Ну может ещё одну-две мелодии дописать...


  1. 80386
    08.07.2022 18:00
    +4

    Года четыре назад снова подсел на кассеты. Теперь вот так)


  1. geher
    08.07.2022 20:44

    Многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. У меня практически на всех кассетах были выломаны «предохранители».

    У меня был магнитофон, в котором проверка состояния этих "предохранителей" не была предусмотрена конструкцией. Записывал на "защищенные" кассеты без всяких ухищрений вроде изоленты.


  1. akhkmed
    08.07.2022 20:55

    Про тип IV поясните поподробнее, пожалуйста, почему их воспроизводят не все? Насколько знаю, для них такая же коррекция воспроизведения, что и для типа II, то есть играть их можно на всех устройствах, которые умеют тип II. На тип I тоже можно играть, но АЧХ будет искажена, ВЧ сильно задраны. Вот с записью типа IV действительно не все справляются. Ну и тип IV очень быстро убивает недогорие головки из пермаллоя, к которым тип II более бережен.


    1. slavanikolsky Автор
      08.07.2022 22:32
      +2

      Четвертый тип, он же Type IV — на базе частиц чистого металла (Metal Powder или Pure Metal), наносимого прямо на пленку, давал потрясающие результаты, но пленка этого типа потребовала совершенно новых головок, способных стирать и записывать такую пленку . Так появилось новое поколение головок — сендастовых, аморфных и так далее, которые были сделаны из магнитного материала, иногда использовались специальные вставки из сплавов, такие головки обеспечивали более мощное магнитное поле и могли нормально писать и стирать пленку четвертого типа.


  1. ganzmavag
    08.07.2022 21:26
    +1

    Спасибо за повод окунуться в ностальгию, кассеты уже давно не слушаю, но очень люблю.

    Почему строял штамп с ценой понятно (традиция СССР), а почему модель перестали в типографии печатать - и сейчас для меня загадка.

    Я думаю здесь ровно та же причина, что и у "анонимных конвертов" винила - несогласованность между производителем кассет и производителем наклеек. Проще было штамп у себя ставить, чем добиться у смежника регулярной поставки определенного количества разных наклеек.

    Маркетологи решили, что люди были бы не прочь получить вдвое большую продолжительность, жертвуя качеством, предлагая стороны A и B для каждой кассеты. 

    Ну все-таки одна сторона это банально неудобно, не думаю что дело в качестве. Кассету наверняка можно было при необходимости сделать и чуть шире, если это было так необходимо.


  1. dyadyaSerezha
    08.07.2022 21:30

    Соотношение "сигнал-шум " для магнитной ленты снизится на 9-10 дБ.

    Снизится? С шумодавом? Наоборот же.

    P.S. На кассетниках не было выбора скорости, как на катушечных магнитоофонах - и не было этих душевных мук - записать получше (19 см/с), но в 2 раза меньше, или похуже (9 см/с), но в 2 раза больше. Скорость 4.5 см/с (примерно) использовали только для записи всяких лекций, типа про тарелки, про расширяющуюся Землю и прочие мифы СССР.


    1. 80386
      09.07.2022 08:08
      +1

      122-я Вега вроде могла писать и воспроизводить с удвоенной скоростью, но это скорее исключение)


      1. sergej_pipets
        09.07.2022 20:38

        У двухкассетных почти всех была возможность ускоренной перезаписи. У простых балалаек это обеспечивалось тупым отключением регулятора оборотов единственного (что обеспечивало синхронность скорости в любом случае) приводного двигателя; у высококачественных кроме изменения (и стабилизации) скорости переключались и цепи коррекции. У простых качество перезаписи на высокой скорости сильно падало, у дорогих это нередко было совсем незаметно.


        1. R7R
          10.07.2022 17:47

          у дорогих это нередко было совсем незаметно.


          Практически во всех студиях звукозаписи кассеты дублировали на удвоенной скорости.


    1. R7R
      10.07.2022 17:46
      +1

      и не было этих душевных мук — записать получше (19 см/с), но в 2 раза меньше, или похуже (9 см/с)


      Разве?
      На «девятку» в конце 70х-начале 80х писали только владельцы тех магнитофонов, у которых не было «19 скорости».
      Были и снобы, писавшие на 38 см/с, используя километровую ленту и импортные катушечники, имевшую такую скорость.


      1. dyadyaSerezha
        10.07.2022 18:01

        Может, у вас было много денег, а я экономил на каждой пленке.


        1. R7R
          10.07.2022 18:26
          +1

          Может, у вас было много денег, а я экономил на каждой пленке.


          В 1980 году у меня было всего 5 катушек на 375 м. и Комета-209 б/у
          Все что надоедало — безжалостно стиралось и презаписывалось свежим.
          Но только на 19, так как качество звука было важнее.

          Уже в 1981 я летом устроился работать на завод, рабочим, в результате чего смог на заработанное купить Маяк-205 и с десяток катушек на 525 метров, записанных в студии звукозаписи. Плюс «уши» ТДС-1 (быстро проапгредженные на ТДС-3).

          (Вот этот Маяк и эти самые записи и сейчас со мной :)


  1. Wesha
    09.07.2022 01:49

    в большинстве же моментов деградация звука происходила из-за утрачивания характеристик самой ленты.

    (Хотел сначала написать "дяденька", но ВНЕЗАПНО осознал, что "дяденька" — это я!) Уважаемый, не надо тру-ляля. Только что достал из шкафа кассеты 30-летней давности. Всё отлично играется, ничего не деградировало. Думаю, скорее деградируют мои ухи.

    Да и сами подумайте, что там в принципе может деградировать?


    1. RalphMirebs
      09.07.2022 07:52

      На магнитных лентах для ЭВМ с десятилетиями может происходить отслоение магнитного слоя от основы. Тут влияют плохие условия хранения и качество ленты. Возможно, если кассеты хранить как попало (перепады температур, влажность...), то и на них будут схожие эффекты.


      1. Wesha
        09.07.2022 08:06

        Ну вот у меня кассеты с музыкой 30-летней давности вполне себе играют, а кассеты с программами для БК-0010 читаются. У некоторых (отечественного производства), впрочем, охрупчился клей, скрепляющий магнитную плёнку с ракордом, и пёнка от него отвалилась. Но на качество записи никак не повлияло — после подклейки обратно всё играет


        1. RalphMirebs
          09.07.2022 08:31

          Я на 12.7 мм лентах такое наблюдал.
          PS Недавно отдавал знакомому кучу VHS видеокассет на оцифровку — всё считалось спустя 23 года. Хотя, говорит, разница для ECP и BASF при плохом хранении замерна не в пользу Красноярцев.

          Через пару месяцев выдам ему аудиокассеты с записями 95-96 годы — посмотрим, что скажет.


    1. alexzeed
      09.07.2022 08:44
      +4

      Навскидку два эффекта было. Во-первых размагничивались (хотя это может реально на кассеты что-то магнитное снаружи влияло когда валялись где попало), звук делался «плавающим» туда-сюда по громкости. Ну и охрупчивание пленки, сам не встречался, но все про него писали. Даже рекомендация была — если хочется восстановить запись со старой кассеты, завернуть ее на полдня во влажную тряпочку, потом переписывать.
      А двусторонние кассеты — это действительно не для емкости, это для удобства, для тех кто музыку с кассеты подряд слушает — перевернуть кассету намного быстрее, чем перемотать.
      А еще были такие незнакомые современному цифровому поколению явления, как детонация и угол наклона головки при записи. С детонацией помню сам боролся еще в школе, срисовал схему регулятора (стабилизатора) скорости моторчика, подумал — нафига так сложно, поставлю простой мощный стаб на кренке, пусть напряжение держит. Был неприятно удивлен, осознал что такое отрицательное выходное сопротивление и зачем оно надо (коллекторный моторчик в хорошем приближении — резистор + противо ЭДС, делаем источник с отрицательным выходным сопротивлением, равным этому резистору, получаем стабилизацию именно противоЭДС, пропорциональной скорости вращения).
      Ну а угол наклона головки — это помнят все, у кого был спектрум. Для максимального воспроизведения высоких частот угол наклона зазора головки должен быть равен таковому при записи этой кассеты, а он у кустарных записей был нифига не перпендикулярно ленте. И крутили винтик этот регулировочный на слух, у кого была — немагнитной отверткой, у кого не было — какой попало :).


      1. Survtur
        09.07.2022 11:43

        Точно, был такой винтик. Крутили его, чтобы звук стал не "глухим". В детстве я был уверен, что мы двигаем головку вверх/вниз.


        1. alexzeed
          09.07.2022 13:32

          Ну оно в принципе так и было. Только с одной стороны. У головки были «ушки» с двух сторон под винты. Один жесткий, второй подпружиненный. Двигая подпружиненный вверх-вниз, меняли наклон головки. Высоту получается тоже немного меняли, но по сравнению с шириной дорожки — видимо меняли в допустимых пределах.


      1. paunch73
        11.07.2022 07:16

        Было два спектрума и магнитофон иж-306, никогда головку не крутил.


  1. Sergey_VR
    09.07.2022 19:09

    Спасибо, Вячеслав. Столько всего вспомнилось...
    Были ещё микрокассеты (размером примерно в половину обычной). Я такую у одноклассника выменял. Крутить не на чем было, но зачем-то выменял...
    Кассет всегда не хватало. Хорошие кассеты были в дефиците, отечественные вроде можно было свободно купить, но они не котировались...
    Из-за нехватки кассет у того же одноклассника родилась идея использовать каждую дорожку стереоголовки по отдельности. Переключение дорожек выполнялось обычным тумблером. Что и было реализовано на моём монофоническом Иж-302. Ёмкость кассет возросла в 2 раза. Я был очень рад. Но быстро выявилась проблема - головки начали выходить из строя. Потом мне объснили что надо гасить импульсы во время переключения дорожек и даже схему нарисовали, но к тому времени уже было неактуально...
    Лет 10 назад поменял все кассеты на сок. Ну думал что все... При переезде ещё несколько штук нашлось. Одна даже в упаковке. А коробочку из под касссеты сейчас использую как подставку под телефон. Очень удобно.


    1. safari2012
      09.07.2022 22:12

      прозрачной частью ещё удобно было лед со стекол а/м скоблить. эдакая предтеча современного скребка :)


    1. R7R
      10.07.2022 17:51

      Были ещё микрокассеты (размером примерно в половину обычной). Я такую у одноклассника выменял. Крутить не на чем было,


      К слову, были еще и пикокассеты (Picocassette)

      Микрокассеты прожили долгую жизнь, так как предназначались для диктофонов — аж до появления диктофонов с записью на флеш-память.

      А пикокассеты применялись для станков с ЧПУ.


  1. safari2012
    09.07.2022 22:10
    +3

    Лихие 90-е. Владел собственной студией звукозаписи (позднее видеозаписи и видеопроката). Закупал лично кассеты МК-60 на заводе ТАСМА по 4р. Помню ещё посреди завода было вонючее озеро из отходов желатина (это кажись для фотопленки использовалось).


  1. R7R
    10.07.2022 18:34

    Аудиокассеты в СССР начали выпускать раньше, чем кассетные магнитофоны, в 1967 году.


    В 1967 в СССР о кассетах никто и не слышал.
    Если где-то в СССР кассеты и применяли тогда — то, наверняка, в военной или сугубо промышленной технике.

    Первый кассетный магнитофон выпустили в СССР в 1969, и использовали его как диктофон.
    А в массы кассеты и магнитофоны (для музыки) пошли примерно с 1973-1975 гг. Причем вначале это была импортная техника, советскую я увидел в реале где-то в 1976-77.


  1. manfredima
    11.07.2022 11:09
    +1

    с 1976 года слушание музыки стало для меня насущной потребностью. Но никакой ностальгии по устаревшим носителям я не испытываю. Видимо, потому, что с каждым из форматов "наигрался" вволю. Включая мини-диск.