«Салют 1» — первая в мире пилотируемая орбитальная станция в космосе. В 60х годах прошлого века Константину Феоктистову пришла идея установить на будущей станции системы и агрегаты от корабля «Союз», тем самым первыми в мире создать орбитальную станцию.



Феоктистов обратился с этим предложением к секретарю ЦК КПСС Устинову, курировавшему ракетно-космическую промышленность. Дмитрий Фёдорович поддержал проект и вынес его на рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС. Проект получил одобрение Членами Политбюро, тем более, что в СССР планировали отпраздновать трудовыми достижениями 90-летнюю годовщину со дня рождения Ленина, а также близился XXIV съезд КПСС.

Несколько корпусов орбитальных станций были переданы из КБ Челомея в КБ Королёва. Владимир Николаевич Челомей впоследствии оценил это действие как «пиратский набег на его остров».

Интересные факты про КБ Челомея
«Салют 2», «Салют 3», «Салют 5» — орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. В советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было.

Схема «Салют 2», «Салют 3», «Салют 5»





14 января 1969 года на орбиту искусственного спутника Земли ракетой-носителем «Союз» был выведен космический корабль «Союз 4», пилотируемый летчиком-космонавтом Советского Союза, подполковником Владимиром Александровичем Шаталовым. 15 января 1969 года на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Союз 5» с экипажем из трех космонавтов. На борту космического корабля находились: командир корабля подполковник Волынов Борис Валентинович и члены экипажа — бортинженер, кандидат технических наук Елисеев Алексей Станиславович и инженер-исследователь подполковник Хрунов Евгений Васильевич.

16 января корабли «Союз 4» и «Союз 5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Корабли находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

Четверо в космосе




19 апреля 1971 года станция «Салют-1» была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К».

Орбитальной станции присвоили название «Заря». Однако незадолго до запуска «вспомнили», что такое же наименование носит китайский искусственный спутник и изменили название на Салют. В сообщении ТАСС станция была названа «Салют», однако летала с надписью «Заря» на борту.

19 апреля в истории космонавтики






Из-за секретности, присущей всей космической программе СССР, доступных фотографий станции нет. Название «Салют» прижилось и использовалось и для других станций.

Станция состояла из трех отсеков — агрегатного, рабочего и переходного, к которому пристыковывался корабль «Союз». Первоначально станция состояла из четырех основных частей: агрегатного отсека, отсека с телескопом для наблюдения за Землей, рабочего отсека и возвращаемого аппарата, но работы шли медленно, поэтому в 1971 году в космос была запущена упрощенная версия.



Параметры станции


Масса станции равнялась 18,6 т (из них вес научной аппаратуры — 1,5 т), длина цилиндрической части составляла 13,1 м, максимальный диаметр едва превышал 4 м. Объем помещений 100 м3. Для обеспечения станции электроэнергией к ее корпусу прикреплялись две секции панелей солнечных батарей размахом 10 м и площадью 33 м2.

Станция в космосе


«Салют 1» была выведена на со следующими параметрами: максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 222 км, минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 200 км, период обращения — 88,5 минуты, наклонение орбиты — 51,6 градуса.

На первом этапе полет осуществлялся в автоматическом режиме. После отделения орбитального блока станции от последней ступени ракеты-носителя автоматически раскрылись панели солнечных батарей и заняли рабочее положение антенны бортовых радиосистем.

24 апреля 1971 года первая стыковка «Союза 10» с «Салютом 1» не увенчалась успехом: космонавты не смогли перейти на станцию из-за повреждения стыковочного узла.

Корабль вернулся на Землю, а «Салют 1» продолжила полет в автоматическом режиме.

7 июня 1971-го была произведена успешная стыковка с «Салютом 1» транспортного космического корабля «Союз 11», экипаж которого в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева перешел в помещение научной станции. Впервые в истории космонавты были доставлены на борт «Салют 1».

Процесс стыковки космических аппаратов проводился в два этапа.
  • На первом сближение «Союза 11» с «Салютом 1» до расстояния 100 метров осуществлялось в автоматическом режиме управления.
  • Дальнейшее сближение проводилось экипажем корабля.*

*После сближения производилась жесткая механическая стыковка аппаратов и соединение их электрических и гидравлических коммуникаций. После чего космонавты проверяли герметичность отсеков и работу бортовых систем станции, параметры микроклимата в отсеках состыкованных аппаратов. После окончания проверки открывали люки и по переходу входили в отсек «Салют 1».

Работы на станции


На «Салют 1» был испытан широкоугольный визир, предназначенный для точной ориентации по Солнцу и планетам.

С помощью гамма-телескопа космонавты измеряли интенсивность, угловое распределение, спектр и другие характеристики первичного космического излучения, а с помощью “Ориона” изучали спектральный состав излучения некоторых звезд.

Были проведены также исследования геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, снежного и ледового покрова. Космонавты сделали большое количество мелкомасштабных (для фиксации кратковременных и сезонных явлений) и среднемасштабных (для получения детальных характеристик структуры рельефа и природных ландшафтов) фотоснимков Земли.

Был выполнен также комплекс важнейших медико-биологических исследований, в частности, изучено влияние на человеческий организм длительной невесомости, испытаны специальные нагрузочные костюмы, измерен радиационный фон вокруг станции.

Полет станции «Салют 1» дал первый опыт создания и обеспечения функционирования тяжелых космических аппаратов, позволил получить полезные данные о возможности длительного пребывания и работы человека в космосе.

Космонавты проработали на ней более 22 суток и поставили рекорд по продолжительности космического полета человека.

Трагедия


29 июня 1971 была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса «Союз 11» начал спуск с орбиты. Однако после разделения отсеков произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Добровольский, Волков и Пацаев погибли.



В спускаемом аппарате было обнаружено три тела без признаков жизни. Как выяснилось позднее, при отстыковке «Союза» вентиляционный клапан нештатно открылся, что привело к резкому падению давления всего за две минуты.

Расследование показало, что космонавты пытались разобраться в ситуации, но:
  • Воздух быстро наполнился туманом.
  • Космонавты испытали сильную боль из-за острой декомпрессии.
  • Барабанные перепонки лопнули практически сразу и космонавты не слышали друг друга.
  • До клапана было невозможно дотянуться из кресла.

Добровольский, Волков и Пацаев стали единственными людьми в истории, погибшими в космосе.

Завершение работы станции


Станции «Салют 1» пробыла на орбите 175 суток.

11 октября 1971 года станция прекратила существование над акваторией Тихого океана.

Всего было изготовлено и выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: «Салют-1», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7». Программа «Салют» продолжалась с 1971 года по 1986 год, в результате чего был накоплен гигантский опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве.

Рассекреченные технологии первой орбитальной станции «Салют 1»


Рассекретили. эскизный проект, который содержит подробную информацию, которая подтверждает возможность построения высокоточной универсальной радиотехнической системы для оперативного управления ракетами и космическими аппаратами. Наведение истребителей спутников. В числе опубликованных материалов есть проект универсальной системы определения орбиты глобальных ракет, боевых искусственных спутников Земли и космических аппаратов. В частности, в нем сообщалось о возможности построения высокоточной универсальной радиотехнической системы, наземные средства которой расположены в одном измерительном пункте и могут автономно и оперативно выполнять операции по обслуживанию объектов на орбите.

«Данная система может быть использована для определения траекторий глобальных ракет при их полигонной отработке и искусственных спутников Земли (типа «Зенит-4», «УС» и пр.), особенно спутников, предназначенных для выполнения боевого задания на первом витке. С помощью этой системы могут решаться задачи, связанные со сборкой объектов на орбите, наведением истребителей спутников (объектов типа «ИС») на цель, а также задачи точного прогнозирования движения дальних космических объектов (например, Л-1) по измерениям на приземном участке», — говорится в документах.

Находящаяся в разработке система должна была оперативно определять параметры движения космического объекта, передавать на борт объекта команды и программы работы для бортовой аппаратуры и передавать полученные данные о параметрах орбиты объекта в координационно-вычислительный штаб. При этом сама система определения орбиты должна была состоять из комплекса измерительных радиосредств, системы обработки данных и аппаратуры программно-командной радиолинии.

«Несмотря на то, что проект так и не был реализован, все наработки были использованы при создании перспективной системы радиоуправления для вывода объектов в открытый космос. Предложенные в 1962 году технологии легли в основу радиотехнических систем, с помощью которых стыковали элементы первой в истории орбитальной станции «Салют 1» и которые используются до настоящего времени».




Документ в открытом доступе

Выводы после трагедии


После этой катастрофы были пересмотрены многие правила в космической отрасли. Основное из них — теперь космонавты и астронавты летают только в скафандрах.

О разработке скафандра «Сокол К»


В 1969 году при создании «Салют 1» была проведена модернизация КК «Союз», экипаж мог переходить на станцию через внутренний люк в узле стыковки корабля без выхода в открытый космос. Таким образом на новых кораблях, получивших индекс 7К-Т, отпала потребность в скафандрах «Ястреб». Также на кораблях этого типа документацией не предусматривалось использование спасательных скафандров.

Скафандр Ястреб




30 июня 1971 года второй полет корабля этой серии «Союз 11» закончился гибелью всего экипажа из-за разгерметизации кабины. Перед НПП «Звезда» поставили задачу в кратчайшие сроки разработать спасательный скафандр.

Научно-производственное предприятие «ЗВЕЗДА»

Основанное в 1952 году и преобразованное в 1994 году в акционерное общество, — ведущее предприятие в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете.

Время на разработку было мало. Так как от космического скафандра зависело время старта следующего корабля «Союз». За основу были взяты готовые изделия для летчиков. Разработчикам нужно было выбрать один из двух вариантов «спасательного снаряжения»:

Первый вариант:



Высотно-компенсирующий костюм «ВКК-47»

Второй вариант:



Авиационный скафандр «Сокол».

В результате примерок макетов и анализа возможных схем кислородного питания, а также массы выбор пал на авиационный «Сокол». К концу 1971 года были доработаны 5 имевшихся авиационных скафандров «Сокол», а в 1972 году были закончены заводские технические и физиологические испытания.

Авиационный СК «Сокол» потребовал существенных доработок, облегчивших СК:
  • Вместо металлического шлема с шейным гермоподшипником был спроектирован «мягкий» шлем, переднюю часть которого составляло откидное остекление, а задняя –являлась продолжением оболочки скафандра.
  • По нижнему обрезу остекления располагался разъем шлема, состоящий из двух полурамок шарнирно соединенных в височной зоне.
  • Были демонтированы все лишние элементы в виде шнуровки поверхности оболочки.
  • Отказались от вентиляционного костюма.
  • Регулятор давления перебрался с бедренной части левой ноги в область живота.




СК использовался в комплекте с х/б бельем, шлемофоном и медицинскими датчиками, а закрой скафандра обеспечивал эргономичное размещение космонавта в позе «эмбриона», обусловленной не только габаритами кресла и размерами СА, но и переносимостью перегрузок.

Новый скафандр получил название «Сокол-К» (космический).

27 сентября 1973 года – началось штатное применение скафандров семейства «Сокол» (Сокол-К) на кораблях «Союз».

Заложенные в «Сокол-К» технические решения оказались настолько удачными, что «Сокол» (модификация Сокол-КВ2) продолжает эксплуатироваться и в настоящее время, не утратив потенциала для дальнейшей модернизации (Сокол-М).

Скафандры Сокол









Спасибо всем кто дочитал до конца.

Используемые источники:
  • «Полет проходит тревожно»: как запускали в космос орбитальную станцию «Салют-1»,
    Полина Малахова
  • Журнал «Космос», 2012 г. Публикации Анны Горелышевой
  • ТАСС, 22 июня 2023 г. РКС опубликовал рассекреченные технологии для сборки первой орбитальной станции «Салют»
  • Сайт НПП Звезда
  • АО «НПП «Звезда» совместно с каналом „Прогулки в стратосфере“, Дворников С.М.
  • Сайт Роскомоса

Комментарии (3)


  1. Krasnoarmeec
    20.10.2023 16:41
    +1

    Добровольский, Волков и Пацаев стали единственными людьми в истории, погибшими в космосе.

    Как бы не совсем так. Из советских космонавтов был ещё Комаров.

    А за статью огромное спасибо!


    1. CrashLogger
      20.10.2023 16:41
      +1

      Он не в космосе погиб - разбился при посадке


    1. alcanoid
      20.10.2023 16:41
      +2

      «Союз-1» с Комаровым благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте…

      «X-15»: по неустановленным причинам полёт на скорости M=5 и высоте 18,9 км стал неуправляемым и самолёт разрушился.

      «Челленджер»: Разрушение началось на 73,162 секунды полёта на высоте около 15 километров.

      «Колумбия» полностью разрушилась на высоте 63 километра.

      «Союз-11»: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, что привело к гибели космонавтов.

      Таким образом, в космосе — единственные.