Большинство активно играющих людей, хоть раз, но задумывались - а не пойти ли работать в игровую индустрию? Чаще всего эта мысль как приходит, так и уходит. Но иногда она признается заслуживающей рассмотрения, и человек начинает интересоваться - а что там и как. Нередко при этом сталкиваясь с огромным количеством мифов, противоречивой информацией, а иногда даже мошенничеством.

Я почти 20 лет профессионально занимаюсь геймдизайном видеоигр, и сегодня специально для вас отделю зерна от плевел. Развею основные мифы, расскажу не слишком популярную правду о некоторых аспектах, и вообще постараюсь чтобы после прочтения этой статьи у вас больше не осталось вопросов вида “что такое работа в геймдеве для новичка”

Лонгрид. Доступна видео-версия:

Давайте обсудим самые популярные мифы связанные с IT в целом, и игровой индустрией в частности

Миф №1

Человек работающий в сфере IT это программист который все знает про компьютеры, может починить любую поломку по телефону даже по описанию: “я что-то нажал и оно случилось”.

Это все один большой миф и и по совместительству довольно массовое заблуждение которому подвержены люди даже имеющие небольшое отношение к индустрии.

Например администратор школы робототехники запросто, услышав что отец ребенка работает геймдизайнером, может с умным видом покивать головой и сказать: “ну да, ну да понимаю, юнити, сишарп понимаю…”

Очень хочется в ответ возразить, что нет, не понимаете… Но… это все равно что плевать против ветра. В массовом сознании это укрепившаяся связка: игры делают программисты, так что бороться с ней можно лишь системно. Например с помощью таких вот статей, если они будут получать распространение конечно

Писатели пишущие в жанре ЛитРПГ особо не разбираясь в процессах создания игр, в своих книгах тоже наделают программистов функциями абсолютно всех профессий. Делаешь - игры? Значит программист.

Я тоже когда учился в школе так думал, и так как я уже тогда хотел делать видео игры, я пошел учиться на программиста. Но то что в итоге я все же устроился работать геймдизайнером, это длинный и извилистый путь, который ну никак не связан с тем чему я учился в ВУЗе.

В реальности все обстоит несколько иначе. Игра чаще всего это творчество коллектива в котором присутствует огромное количество самых разных специалистов. Начнем с трех наиболее востребованных профессий, спойлер - среди них нет геймдизайна!

Самая популярная профессия

Программист. Пожалуй самая распространенная и востребованная профессия в IT, без нее никуда, и именно тут находится исток мифа о том, что все айтишники программисты. Более того, зачастую люди других профессий желая делать свою собственную игру изучают основы программирования, чтобы писать код самостоятельно и ни от кого не зависеть и это тоже работает на руку иллюзии что любой разработчик он еще и программист.

По поводу программистов отдельно хочется отметить что программист это не системный администратор, и он может вообще не разбираться в “железе”. Программное обеспечение это так называемый “софт”. В русском языке даже можно иногда услышать выражение вида “разработка софта”, это как раз про написание программ, т.е. работа программиста.

А вот техника, т.е. аппаратное обеспечение это уже “хард” - “железо”. Тут речь идет уже непосредственно про физическое оборудование. И это работа системного администратора, инженера или даже архитектора. Это вообще другие профессии.

Так вот программист это очень объемная профессия где существует огромное количество специализаций и направлений. Грести всех программистов под одну гребенку нельзя.

Проще всего для понимания различий между программистами сравнить программистов и лингвистов. В программировании тоже множество языков, и далеко не всегда специалист в одном языке будет хорош, если от него потребуется писать код на новом для него языке.

А еще есть разделение на серверных и клиентских программистов, и прочие большие и маленькие различия которые делают из каждого опытного программиста довольно уникального специалиста.

Это очень востребованная профессия, важность которой будет только расти в обозримом будущем, и смена работы не будет вызывать никаких проблем при наличии желания конечно.

Забегая немного вперед, это хороший вариант чтобы начать свою карьеру в IT. Однако это путь далеко не для всех, а кому он подойдет лучше кому хуже, я расскажу в следующих блоках этой статьи. Пока же пробежимся по другим важным для IT профессиям.

Самая творческая профессия

Следующая по важности и массовости профессия в IT - это художник. Она же артист, с ударением на первую букву от английского слова art, она же дизайнер.

У художников как и у программистов, существует огромное количество специализаций и направлений. 3Д-артисты, 2Д-артисты, Дизайнеры FXов т.е. спецэффектов, Дизайнеры интерфейсов, Моделлеры, Аниматоры и так далее и тому подобное.

Всех их объединяет то, что они производят визуальный контент. Т.е. то, что мы физически видим глазами, когда запускаем какую либо программу, приложение или же входим на сайт.

Последнее время, с появлением нейросетей которые по ключевым запросам научились генерировать вполне вменяемые изображения, а другие нейросети могут строить 3Д-модели исходя из рисунков, которые опять же могут быть получены нейросетью, получил массовое распространение миф о том, что профессия художник уже буквально завтра станет не нужна.

К моему величайшему удивлению этот миф в частности поддерживают даже люди имеющие довольно большой опыт в игровой индустрии. Но спешу вас заверить, это совершенно не соответствует действительности.

Абсолютно все художники с кем обсуждался данный вопрос, единодушны в своих выводах: никакой революции пока не предвидится. Просто художники получили в свои руки еще один инструмент, который может упростить и ускорить их работу, но никак не заменить.

Утверждать что нейросети заменят художников, это все равно что например говорить будто появление юнити заменило программистов. Да, ряд элементарных задач стал более доступным для выполнения человеком без опыта или же может ускориться для человека с опытом. Но говорить об исчезновении профессии все же рановато.

И как и программист, профессия художника очень хорошо подходит для старта карьеры в IT. Тоже с некоторыми оговорками конечно.

Самая доступная профессия

Менеджер контроля качества - именно так звучит перевод этой профессии с английского: Quality Assurance Manager. Или же тестировщик, если по простому.

Бытует заблуждение что это относительно низкоквалифицированная работа для студентов без карьерных перспектив. Однако это отчасти справедливо только для самых простых методов ручного тестирования. Если же говорить про автоматизированное тестирование, написание автотестов и прочее, то глубина у профессии есть, причем значительная.

А уж про карьерный рост слушать еще забавнее. Например среди огромного количества коллег с кем мне довелось работать, наибольший карьерный рост демонстрировали как раз те сотрудники, кто начинал свой карьерный путь с простого тестировщика.

Тестирование это очень важная часть любой IT-компании. Один единственный критичный баг или уязвимость попавшие в релиз, могут просто уничтожить продукт. Это очень не публичная профессия, никто из конечных пользователей не замечает трудов отдела контроля качества если работа сделана хорошо и багов в продукте нет. 

В лучшем случае мелькнет мысль, молодцы программисты, хороший код написали. А вот о том, что за этим результатом стоят тысячи возможно даже десятки тысяч часов поиска проблем, и как результат огромное количество найденных багов, вряд ли кто задумается…

Спешу разрушить еще одно распространенное заблуждение по поводу профессии тестировщика. Тестировщик в игровой индустрии это очень весело, потому что целый день надо играть в игры!

Ко второй части фразы никаких вопросов нет, если вы специалист по ручному тестированию, то так все и будет, будете целый день играть в игру. Однако правда заключается в том, что когда вам надо в тысячный раз перепройти один и тот же туториал в игре причем всеми доступными способами, это уже не игра, а очень нудная и монотонная работа. К этому нужно быть морально готовым, если вдруг выберете для себя эту специальность.

Хорошая же новость заключается в том, что это не просто очень востребованная профессия, но еще она обладает относительно низким порогом для входа. Это одна из немногих профессий, которой можно успешно заняться не имея за спиной специфического-таланта или длительного профильного образования.

Самая ЛУЧШАЯ профессия!

Теперь перейдем к менее востребованным, но от этого не менее важным профессиям. Геймдизайн. Тут… “все сложно”, как некоторые любят ставить у себя в статусах социальных сетей.

С одной стороны, на постсоветских просторах такой профессии не существует. Если посмотреть на мою трудовую книжку, то кем я только не работал, только записи про геймдизайн там нет, хотя я исправно трудился в основном именно в этой роли. Все это по одной простой причине. Юридически такой профессии просто нет.

С другой стороны некоторые ВУЗы уже начали преподавать геймдизайн, а вакансии на рынке труда с похожим названием существуют уже более 20 лет.

В профессию геймдизайнер, довольно сложно попасть без опыта. Особенно сейчас, в разгар кризиса. А способов получить опыт совсем не много и все они не простые.

Так же будет проблематично радикально сменить сферу деятельности, т.к. в отличии от остальных перечисленных сегодня профессий, практически нигде кроме непосредственно игровой индустрии геймдизайнеры не нужны…

Но зато если геймдизайнер это ваше призвание, и вас не испугают все те минусы что я перечислил выше… Вы можете заполучить работу мечты - создавать целые новые миры и управлять поведением миллионов игроков, быть всего на одну ступеньку ниже создателя…

Самая рыночная профессия

Маркетолог. Ну куда же без него.Среди маркетологов тоже встречаются самые разные специальности: Копирайтер, SMM-специалист, Бренд-менеджер, SEO-специалист и так далее. Это еще одна довольно доступная специальность в IT.

В сегодняшнем мире, любой продукт все больше и больше начинает зависеть от продвижения. Выбор продукции в любой нише настолько велик, что за внимание каждого пользователя ведутся настоящие экономические войны.

А какая же война без солдат? Маркетологи ведут борьбу друг с другом за рынки сбыта через привлечение внимания к своему продукту. Методов обратить взор пользователя именно на ваш бренд огромное множество, у каждого метода есть свои нюансы и специфика.

Чтобы стать настоящим профессионалом хотя бы в одном направлении, потребуются годы труда, однако начать можно с довольно скромным базовым минимумом.

Самая общительная профессия

Также стоят отдельного упоминания профессии связанные с работой непосредственно с пользователями. Такие как техническая поддержка и комьюнити менеджмент.

Если придти в комьюнити менеджмент “с улицы” не просто, то с технической поддержкой все гораздо проще. Это своеобразный цифровой макдональдс, куда готовы брать людей без опыта и стажа. Работа в техподдержке это распространенный способ подработки для студентов.

Многие ошибочно считают что работа в технической поддержке не имеет перспектив и не дает ничего для будущей карьеры. Это снова довольно распространенное заблуждение.

Во-первых, карьера в профессии все же есть правда тут снова будут проглядывать аналогии с макдональдсом. А во-вторых, что на мой взгляд гораздо важнее, запись в резюме что вы отработали минимум год в первой линии техподдержки, добавит вам некоторое количество плюсов в карму.

У рекрутера после того как он прочтет эту строчку отпадут вопросы о вашей стрессоустойчивости. Только одна проблема - отработать год в техподдержке на первой линии это тот еще подвиг!

Самая "бесполезная" профессия

Менеджер. Да это тоже важная профессия без которой не обходится ни одна крупная компания. Навык руководства людьми это сложное и многогранное искусство, которому нужно целенаправленно учиться.

В русском IT довольно долго существовала проблема карьерного роста для специалиста, которая заключалась в том, что для продолжения роста в компании, от специалиста требовалось становиться менеджером. В результате чего, компания теряла хорошего специалиста, приобретая взамен чаще всего довольно посредственного руководителя.

Сейчас многие компании покончили с этой порочной практикой и руководством занимаются специально обученные люди. И никого больше не смущает что высококвалифицированный специалист подчиненный, может зарабатывать значительно больше своего непосредственного руководителя, который отвечает за формирование планов и соблюдение сроков.

При этом важно понимать что я сейчас говорю про такие позиции как продакт или проджект менеджер. Т.е. менеджер проекта или продукта. Он запросто может не являться гуру программирования, арта или геймдизайна.

При этом духовное лидерство в команде может находиться у тимлида, но он не будет тратить время на ручное заведение задач, составление диаграмм Ганта и прочие нюансы планирования. В некоторых студиях для такой роли создаются позиции так называемых продакт овнер или же фиче овнер. По русски это фактически владелец продукта или фичи.

Профессия менеджера довольно многогранна, навыки универсальны и могут пригодиться в любой сфере. Однако это довольно конкурентная позиция, так как вакансий ощутимо меньше чем количество выпускников огромного количества вузов которые продолжают штамповать управленцев как не в себя. Так что лично я не рекомендовал бы пытаться входить в IT с этой позиции.

Так же есть еще огромное количество других специальностей, таких как Писатели, переводчики, системные администраторы, аналитики, финансисты, продюсеры, композиторы и многие многие другие. 

Которые на мой взгляд хоть и бывают задействованы в игровой индустрии, но так же как и профессия менеджера не очень хорошо подходят для первых шагов в индустрии чем, те о которых я рассказал ранее. Хотя конечно совершенно не исключают такой возможности.

И чтобы сэкономить ваше время я не будут столь же подробно на них уже устанавливаться.

Еще один большой миф

Следующий большой миф который хотелось бы разобрать подробно, это заблуждение о высоких зарплатах в игровой разработке. Да, это не шутка! Начнем с того, что в целом убеждение, что в IT много платят оно не бесспорное. Дело в том, что все зависит от того с чем сравнивать.

Если сравнить зарплаты бюджетников с зарплатами в частных IT-компаниях в России, то тут конечно все довольно очевидно. Однако если сравнить зарплаты в частных компаниях, то тут IT специалисты начинают резко проигрывать некоторым врачам, инженерам, энергетикам, финансистам и многим другим профессиям не связанными с IT.

Речь конечно сейчас идет про Москву, а не про регионы.

Если посмотреть на зарплаты в Европе, то там IT специальность вообще никак не выбивается в финансовом плане на фоне других, а зачастую может даже проигрывать.

Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим некоторые цифры зарплат на примере Москвы: В среднем зарплата программиста в Москве на 21-ый год, равна 80 000 RUB. Но стоит понимать, что если программист приступил к работе только после обучения в вузе и еще не имеет опыта, то его оклад будет не выше 60 000 RUB.

Аналогичную начальную зарплату могут предоставить такие профессии как юрист, водитель, строитель, косметолог, и многие другие.

Кроме этого если говорить непосредственно про игровую индустрию, то в ней зарплаты традиционно еще немного ниже чем в среднем по IT-сфере. Возможно дело в том что многие готовы работать за меньшие деньги, лишь бы заниматься тем что нравится, чем и пользуются работодатели, может дело в чем-то другом, точно не берусь утверждать.

Но факт есть факт зарплата тех же программистов в игровых компаниях чуть ниже чем например в той же банковской сфере или в разработке обычного не игрового ПО.

Следующий распространенный миф

И кто-то возможно возразит что мол Москва, это не Россия, в регионах таких зарплат нет. А в IT - можно работать удаленно. И таким образом мы подойдем к следующему распространенному мифу о том что в IT можно работать удаленно.

Как и в случае с зарплатами это не совсем заблуждение, но есть важные нюансы о которых многие часто забывают. Есть две важные детали которые нужно знать об  удаленной работе в сфере IT.

Первое, далеко не все компании оставили удаленный формат работы после завершения локаутов. И в ряде даже крупных компаний сотрудники снова обязаны выходить в офис. Например недавно Илон Маск очень однозначно высказался по поводу удаленной работы и он не одинок в этом мнении.

Второе, удаленка или даже релокация за счет фирмы это реальность во многих it компаниях, но важная деталь заключается в том, что чаще всего эти привилегии не распространяются на начинающих сотрудников с небольшим опытом работы. И об этом тоже нужно помнить. Не всегда компания готова нанимать джуна в надежде обучить его удаленно.

То, на что компания может пойти ради высококлассного специалиста, зачастую недоступно начинающим работникам.

Еще одно популярное заблуждение

Еще один распространенный миф, который вдобавок усиленно пропагандируется - новой профессии в it можно обучиться за считанные месяцы, с нуля и даже не имея никакой базы, да еще и с гарантированным трудоустройством.

Начнем с того что 100% гарантировать трудоустройство вам никто не сможет. И дело тут даже не в том что банально может не быть достаточного количества открытых вакансий.

Дело в первую очередь в вас - прохождение курса не гарантирует вам получение какого либо навыка, а без должного навыка вас очевидно никуда не возьмут.

Это примерно как автошкола. Успешное завершение автошколы, не гарантирует вам получение прав. Если в результате обучения вы не научились управлять автомобилем, то и права вам не выдадут.

Самое адекватное в этом плане предложение которое я встречал,  выглядит как ГОДОВЫЕ курсы, которые гарантируют трудоустройство ИЛИ возврат средств. Т.е. обратите внимание, даже после годовых курсов школа не гарантирует трудоустройства. А годовой интенсив это очень серьезно.

Во вторых, годовой курс это страховка от случайных, не целеустремленных или же людей которым банально не дано. Ведь маловероятно что за год человек сам не осознает, что тратит деньги и время не туда. А если напротив он все больше утверждается в том что это действительно его путь, то с высокой долей вероятности так оно и есть.

Также, важно понимать что идя на курс по профессии которая вам не близка, вы рискуете быстро понять что это не ваша специальность и это не то чем хотелось бы заниматься всю оставшуюся жизнь.

Поэтому прежде чем выбрать курс по смене профессии, подумайте а подойдет ли она вам. Не нужно сравнивать зарплаты или карьерные перспективы. Нужно понять что вам нравится, что у вас получается и куда вас влечет.

Не нужно идти на курсы художника без чувства стиля, и не стоит пытаться становиться программистом если математика для вас что-то загадочное и пугающее.

Курсы могут быть полезны только в случае если вы хотите развить те задатки и таланты которые уже есть у вас. Если задатков нет, то любые курсы будут просто впустую потраченными временем и деньгами.

Даже если каким-то чудом вам удастся завершить курс и затем произойдет еще одно чудо вы устроитесь на работу, то все равно в итоге долго вы там не задержитесь.

И конечно важно понимать что длительность курса прямо коррелирует с шансами получить по его завершению работу. Чем дольше и лучше вы будете учиться, тем больший объем навыков и знаний вам удастся усвоить, а значит увеличит вашу конкурентность на рынке труда. Заодно дополнительно подчеркнет ваш уровень мотивации в глазах рекрутера.

Конечно найти работу можно и после 4-6 месячных курсов. Однако это потребует от вас изначальную предрасположенность к профессии, а также высокую вовлеченность в процессе обучения. 

Геймдев это весело?

Еще один миф, который хотелось бы достаточно подробно обсудить, я уже частично затронул. Миф заключается в том что работать в геймдеве это крайне весело и каждый день как праздник.

Объективно это не так. Во-первых, чем ниже ваша позиция по карьерной лестнице тем более скучные и рутинные задачи вам будут поручаться.

Во-вторых, большая часть задач даже в игровой индустрии это рутинная и скучная деятельность. Так что работая на низовых позициях можно годами не добираться до по настоящему увлекательных вызовов.

Да конечно, на фоне кассира в супермаркете, работать над игрой всяко интереснее мне кажется. Но креативные и по настоящему увлекающие задачи встречаются не так часто как думают люди кто не работал в игровой индустрии.

Две наиболее креативные профессии на мой взгляд, это арт и геймдизайн, но даже в них зачастую рабочие будни бывают заполнены довольно монотонной работой.

Если нравятся игры но без фанатизма?

И последнее распространенное заблуждение которое регулярно мне встречается - чтобы работать в игровой индустрии нужно быть геймером, и просто без ума от игр. Это снова не совсем так. Увлечение играми это несомненный бонус если вы идете их делать. Но за исключением позиции геймдизайнера это совершенно не критичный аспект.

Конечно важно чтобы вы не считали игры какой-то гадостью, но быть их фанатом совершенно не обязательно. Да играть в игры нужно раз вы их решили разрабатывать, но делать это можно без фанатизма.

Как минимум стоит играть в свою игру которую вы разрабатываете, а также в несколько других похожих игр жанра играть так же не помешает. Играть два-три раза в неделю, по 20-30 минут еще никому не вредило.

Для художников это влияет на такой параметр как насмотренность например. Для программиста играть так же важно, чтобы понимать что от него просит геймдизайнер. Да и всем остальным специальностям лучше быть в теме, чем вне ее. Однако именно глубокого погружения в мир игр, большинство специальностей в игровой индустрии не требует. Хотя несомненно является сильным бонусом.

Перебивка

Если сегодняшнее развенчание мифов не изменило твоей решимости и желания работать в игровой индустрии, и ты по прежнему тверд в этом желании, то в следующий раз я расскажу как же сделать самые первые шаги к своей мечте наиболее рационально. Чтобы не тратить силы и время понапрасну, а идти к трудоустройству в IT наиболее короткой дорогой.

Спасибо что дочитали до конца:

  • Подписывайтесь на мой блог на Хабре

  • На YouTube канал 

  • Группу в ТГ: https://t.me/ivan_progamedev

Комментарии (6)


  1. wtigga
    30.09.2022 15:48
    +1

    Менеджер контроля качества - именно так звучит перевод этой профессии с английского: Quality Assurance Manager. Или же тестировщик, если по простому.

    И давно менеджер является исполнителем?

    Тестировщик - это Tester. Управляющий процессом / командой / отделом - это Manager.


    1. saboteur_kiev
      30.09.2022 17:35

      тестировщики и QA это немного разные вещи. Примерно как кодер и девелопер
      тестировщики просто тестируют, QA меняет продукт так, чтобы он был качественнее.
      Сейчас обычных тестировщиков в крупных компаниях уже мало. QA влияют на workflow продукта таким образом, чтобы он становился качественнее внутри, как миниму для прохождения тестирования и возможно поддержки.


  1. saboteur_kiev
    30.09.2022 15:49

    А вот техника, т.е. аппаратное обеспечение это уже “хард” - “железо”. Тут речь идет уже непосредственно про физическое оборудование. И это работа системного администратора, инженера или даже архитектора. Это вообще другие профессии.

    Сисадмин еще ладно. Но Архитектор может точно также не разбираться в железе. Ну больше за счет опыта, ибо архитектор зачастую это как минимум senior, но в большинстве - архитектор это тоже про софт и софтварные технологии.

    Инженер - это слишком общее слово. Есть также ITAO, человек который отвечает за инфраструктуру и ресурсы, который может принимать решение с оглядкой на финансы.

    Следующая по важности и массовости профессия в IT - это художник. Она же артист, с ударением на первую букву от английского слова art, она же дизайнер.

    В огромном количестве ИТ проектов художников нет вообще. Следующая по важности и массовости после разработчиков - это QA. А в некоторых проектах их даже больше.

    В геймдейв IT, вероятно количество художников больше, но тогда нужно уточнить.


  1. Suvitruf
    30.09.2022 15:56
    +3

    Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим некоторые цифры зарплат на примере Москвы: В среднем зарплата программиста в Москве на 21-ый год, равна 80 000 RUB. Но стоит понимать, что если программист приступил к работе только после обучения в вузе и еще не имеет опыта, то его оклад будет не выше 60 000 RUB.
    Числа совсем далеки от реальности.


    1. BugM
      30.09.2022 22:09
      +1

      60к для стажера или джуна уровня «умный и окончил приличные курсы» это похоже на правду. 80к для мидла (как раз средний разработчик) это нереально далеко от реальности.


  1. BattleAngelAlita
    01.10.2022 20:43
    +2

    >зарплата программиста в Москве на 21-ый год, равна 80 000 RUB.
    Вы где такую цифру взяли? Это зарплата вчерашних курсовичков на гиперкэже. Норм мидл-дженералист это в 2 раза больше.