Спустя год своей работы на позиции системного аналитика, я иногда вспоминаю, как все начиналось. Сегодня хотелось бы поговорить о сложностях этой роли, которые возникают в самом начале.

Зачастую, все работодатели при поиске данного специалиста заинтересованы в том, чтобы человек был с опытом. Что крайне логично, потому что данная роль предполагает определенный уровень ответственности.

Опыт желательно от 3 до 6 лет, прекрасно если работал на банковских проектах. Тогда им уже точно ничего не страшно.

Но что делать, когда ты junior, но тебе очень хочется стать специалистом в данной области?

Курсы не помогают

Я выбрала такой подзаголовок, потому что это будет самая основная мысль этого раздела. По правде говоря, курсы не помогают. Для аналитика безусловно важно стоять на двух ногах «теории» и «практике». Но без практики на одной теории далеко не уедешь. И чаще всего, релевантный опыт аналитика – это именно боевой опыт на проектах. Поэтому, ты можешь бесконечно много читать, как проектировать REST, но если ты так ни разу пока его не проектировал, то шансов, что работодателя это устроит, честно говоря, маловато.

Что же делать?

И вот мы подходим к самой интересной части. Представьте, что у вас есть технический бэграунд, вы в прошлом программист, и вам повезло, что нашлась компания, которая в вас поверила и понимая все риски, всё-таки решила вас взять.

Вы попадаете на свой первый проект, который начинаете с нуля. Количество ваших боевых знаний примерно на уровне – где-то читал, что-то видел, а к вам постоянно идут люди и задают вопросы, на которые увы, ответов вы не знаете.

Скажете, а как же гугл? Хорошо, но не все так просто.

В моем случае, кстати, ребятам в команде не обозначили тот момент, что я джун. Я думаю, от части специально.

Ваша задача быстро погрузиться в предметную область, найти общий язык с командой и влиться в процесс максимально комфортно для всех. Если не справитесь – на ваше место быстро найдут другого.

Закончим лирическое отступление. Вы на проекте, и вы ровным счетом не понимаете, что делать, как кому помочь, а к вам днем и ночью бегут ребята за задачками и решением проблем, может прибежать техлид советоваться по поводу архитектуры, а вам придется сидеть и мило улыбаться всем его предложением абсолютно не понимая, что с этим делать.

А теперь представьте какой уровень стресса сразу на вас сваливается. Представили? Ужас, да и только.

 Но что с этим делать, если это твоя работа и ты так хотел этим заниматься?

Вот несколько самых простых советов (которые почему-то часто игнорируют), которые хотелось бы дать новичкам:

  1. Заземлитесь. Звучит возможно странно, но суть в следующем – надо принять для себя, что такая роль ВСЕГДА будет предусматривать очень тесную коммуникацию со всеми. Выдохните, выслушайте, если не знаете, что ответить и как помочь – возьмите паузу на подумать.

  2. Не стыдитесь своего незнания. Во-первых, все знать невозможно, а если попытаться делать вид, что вы все понимаете, такая история потом очень дорого может вам обойтись.

  3. Не бойтесь просить помощи. Я понимаю насколько это сложно, потому что для ребят чаще всего аналитик это тот, кто знает все требования и даже больше, умеет принимать решения, а при необходимости за тебя еще и код может написать (но лучше не нужно). Но нет, мы все живые люди, и чаще всего ваша просьба о помощи не вызовет какого-то негативного подтекста, и они с радостью вам помогут.

  4. Не переставайте изучать теорию. Да, она местами может быть очень запутанной, но, когда в голове есть хотя бы какое-то абстрактное понимание, процесс погружения идет быстрее.

На самом деле IT – это очень жесткая сфера, на мой взгляд. Вся твоя работа от проекта к проекту периодически превращается в бесконечную гонку изучения нового. Технологии, подходы, все это требует постоянного развития, и, если ты не актуален – ты перестаешь быть нужным. Не все, кто приходят в сферу готовы к такой бесконечной гонке знаний, но без нее, к сожалению, совсем никак.

Как по мне – в данном направлении развиться комфортнее всего тем , кто по истине любит эту профессию, тогда твой бесконечный интерес будет тебя подпитывать, а не выжигать.

Но первое время всем приходится «потерпеть», чтобы привыкнуть к своей роли. В этом нет ничего плохого, просто сразу поймете хотите ли вы дальше двигаться в этом направлении или нет.

Комментарии (7)


  1. volchenkodmitriy
    28.11.2022 12:46
    -3

    Спасибо за статью! Я системный администратор и в своей области могу сказать так: существует очень много фирм которые не хотят платить большие зарплаты, покупать качественное оборудование и поддержку от производителя и... готовы мириться с ошибками и сбоями. Видимо при определенных обстоятельствах это оправдано и рентабельно. Вот это как раз хороший вариант для начинающих.


  1. panzerfaust
    28.11.2022 13:12
    +1

    Совет номер 0: учите и знайте стандарты в своей области. Часто аналитик видит свою роль только как хранителя сакральных знаний о проекте. Первая проблема в том, что такой человек ВНЕ проекта не имеет ценности. Вторая проблема в том, что если ты знаешь только "как есть", то в следующем проекте ты способен максимум повторить "как есть". А когда ты знаешь "как надо", то ты можешь превратить "как есть" в "как надо", и своей следующий проект сразу делать "как надо".


  1. dkuzminov
    29.11.2022 03:57

    может прибежать техлид советоваться по поводу архитектуры, а вам придется сидеть и мило улыбаться всем его предложением абсолютно не понимая, что с этим делать.

    А техлид находится на позиции младшего помощника джуниора? Или просто вы милая девушка, с которой приятно поболтать опытным разработчикам?


    1. missli Автор
      29.11.2022 15:56

      А на Вашей практике аналитики не принимают участия в построении архитектуры?)
      Требования от бизнеса не сразу же попадают техлиду, все равно базу выстраивает аналитик. Формирует ЧТЗ, строит UML различные при необходимости, делает например наброски для последующей проработки ролевой модели, схемы данных. Как же в данном случае тех.лид не будет коммуницировать с аналитиком?


      1. dkuzminov
        29.11.2022 18:14

        По моему глубокому убеждению, в работе любого инженера (а в работе аналитика особенно) не бывает правильных или неправильных решений. Зато бывает валидная или невалидная аргументация этих решений (или, что бывает чаще, отсутствие любой аргументации). А для того, чтобы адекватно аргументировать свое мнение, требуется внушительный опыт, обширный кругозор и глубокие знания. А в данной статье (равно как и в остальных двух, опубликованных автором на сей момент) я вижу растерянную девушку, пытающуюся оправдать свой синдром проходимца, старающуюся угадывать "правильные" ответы, лишь бы себя не выдать. Не вижу, какую пользу такой аналитик может принести вменяемому техлиду, кроме как играть роль "резинового утенка" для принятия решения методом rubber duck debugging. А вреда, кстати, принести может немало.

        Не могу, правда, не отметить подборку картинок в статьях этого автора. Предполагаю, что презентационные скилы у нее на высоте. Продолжив тему котенка по имени Гав (чьи изображения были использованы в соседней публикации), сыграю роль черного кота, заявив, что аналитика с таким подходом на улице ждут одни неприятности. Ну или улицу ждут одни неприятности с таким аналитиком.


        1. missli Автор
          29.11.2022 23:59

          Позволю себе предположить , что данный комментарий не является ответом на мой вопрос.

          В данном случае , я говорю о необходимости коммуникации одного технического специалиста с другим , а не прошу Вас переходить на личности и оценивать меня и мои знания с Вашей точки зрения.

          В статье , я поделилась исключительно своим опытом, не настаивая на том , что это единственно правильное мнение. А если по вашему мнению это бесполезный материал , то будьте добрее , просто пройдите мимо )


  1. dkuzminov
    29.11.2022 18:12

    По моему глубокому убеждению, в работе любого инженера (а в работе аналитика особенно) не бывает правильных или неправильных решений. Зато бывает валидная или невалидная аргументация этих решений (или, что бывает чаще, отсутствие любой аргументации). А для того, чтобы адекватно аргументировать свое мнение, требуется внушительный опыт, обширный кругозор и глубокие знания. А в данной статье (равно как и в остальных двух, опубликованных автором на сей момент) я вижу растерянную девушку, пытающуюся оправдать свой синдром проходимца, старающуюся угадывать "правильные" ответы, лишь бы себя не выдать. Не вижу, какую пользу такой аналитик может принести вменяемому техлиду, кроме как играть роль "резинового утенка" для принятия решения методом rubber duck debugging. А вреда, кстати, принести может немало.

    Не могу, правда, не отметить подборку картинок в статьях этого автора. Предполагаю, что презентационные скилы у нее на высоте. Продолжив тему котенка по имени Гав (чьи изображения были использованы в соседней публикации), сыграю роль черного кота, заявив, что аналитика с таким подходом на улице ждут одни неприятности. Ну или улицу ждут одни неприятности с таким аналитиком.

    P.S. не туда ответил, но удалить коммент нельзя. Какой аналитик придумал неудаляемые комменты, даже в первую минуту после поста?..