Привет, я Алёна. Три года назад я стала продактом. Это приучило меня мыслить в таких понятиях как ЦА и пользовательские сегменты, JTBD, считать метрики и оценивать профит от всего. А ещё год назад я завела собаку — с тех пор много гуляю и ещё больше размышляю обо всём: о дизайне, UX и о том, как можно выпрямлять пользовательские пути в разных сферах жизни человека. Я даже думала завести телеграм-канал, который назвала бы «Алёна гуляет с Лисёной» и писала бы туда свои мысли с прогулок. Но опять ушла гулять.

Гулять там, где «коммунальщики» про UX не слышали.

Избитый пример с тропинками
Избитый пример с тропинками

И вот гуляла я и думала про прекрасную страну, в которой всё было бы для людей. Вспомнилась мысль из поста Вани Замесина, что государство — это тоже своего рода сервис и продукт. Решила продолжить мысленный эксперимент: а продакты тогда кто? Депутаты, видимо.

Ведь в самом деле, между депутатом и продактом больше общего, чем может показаться на первый взгляд: действуют во имя интересов пользователей, на свою репутацию и карьеру, в рамках ограниченного бюджета. Смотрите сами:

Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах. (Википедия).

Product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации (первая ссылка в выдаче Гугла ведёт на блог ProductStar на Хабре).

И если у людей, живущих в стране, есть претензии, то что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Улучшить продукт: основное недовольство в том, что он неотзывчив на фидбэк. Нужны управленцы, с которыми каждому гражданину будет возможно влиять на будущее своей страны, хотя бы на уровне своего района.

Я стала дальше раскручивать эту мысль и поняла, как классно было бы жить, если бы депутаты использовали продуктовый подход в своей работе.

Давайте на примере (и с собакой, конечно). Это мой квартал:

В нём есть 5 детских площадок — это количество настолько закрывает все потребности жителей, что одну из них даже оккупировал взрослый контингент с веществами, и никто не против. Есть 3 спортивных: турнички обычно пустуют, а вот стол для настольного тенниса пользуется популярностью летом. Есть 3 лужайки без выделенного назначения, и вот на одной из них, самой большой, люди повадились гулять с собаками. Это вызывает недовольство некоторых особо трепетных старожилов, которые там раньше клумбы разбивали.

Итого: есть продукт aka двор, у которого две аудитории с разными потребностями — цветочки и погулять с собакой. Одна давит старшинством и «историчностью», другая — массовостью и бойкотом (читай — продолжают гулять и не убирают какашки). Другие сегменты мы для упрощения кейса тут брать не будем пока. Ты — депутат муниципальный, уровень джун, то бишь. Погнали.

Я люблю double diamond. И считаю, что его можно применить почти везде и почти всегда. Поэтому и здесь уже после завершения текста поняла, что опиралась именно на него. На всякий случай оставлю здесь:

Источник: https://empathizeit.com/design-thinking-models-the-double-diamond/
Источник: https://empathizeit.com/design-thinking-models-the-double-diamond/

Discover

Пункт 0: чтобы сделать что-то хорошее, ты должен узнать о проблеме населения.

То есть вызывать доверие и иметь софт-скиллы вроде эмоционального интеллекта и базовой коммуникабельности, чтобы люди чувствовали, что к тебе можно прийти и пожаловаться на соседа, который 4 раза за день собаку гуляет на лужайке. Или настроить процесс получения фидбэка от пользователей разной степени прошаренности в гуглоформах так, чтобы этот фидбэк до тебя долетал. Но это уже почти синьорская задачка.

Пункт 1: анализ рынка.

Собираем статистику, оглядываемся немного вокруг, читаем о трендах в обществе.

  • Если нет статистики по собаководам в районе — можно и самому посчитать. Идёшь в этакую депутатскую гембу: берешь кофе, садишься на лавку и считаешь проходящих собак. А ещё можно сравнить с количеством турникмэнов и детей, раз конкуренция за территорию идёт у этих площадок.

    • Гемба — это обозначения подхода, характерного для японской управленческой практики кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации считается необходимым прийти на гэмба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение (Вики).

  • Смотришь на карте и сравниваешь количество площадок для детей, спортивных и собачьих в округе, соотносишь с количеством собак, детей и спортсменов.

  • Возвращаешься из полей за компьютер и ищешь отчеты социологических исследований о трендах. В России таких исследований довольно мало, но можно, например, посмотреть на иностранные или на тренды из отчетов для/от FMCG, retail, e-commerce — эти ребята обычно очень быстро реагируют на изменения, а ещё у них прекрасные исследовательские отделы.

Define

Пункт 2: а это точно проблема? Общаемся и проверяем гипотезу проблемы.

Собачники — довольно социализированные ребята, которые не пугаются, когда с ними чужие люди заговаривают. Поэтому тут легко можно применить классический кастдев — неформальные мини-интервью. И услышать в ответ, как мало мест на районе для прогулок с собакой, урн нет и вообще, хорошо хоть дог-хантеров не стало. Сразу можно и отранжировать проблемы по эмоциональному вовлечению и отклику на тему то, что болит сейчас сильнее. Если услышали о той проблеме, с гипотезой которой заходили на этот этап, и она действительно оказалось важной для достаточно большой доли выборки — поздравляю, гипотеза проблемы подтверждена, можно идти дальше!

Пункт 3: как сейчас решают проблему?

Этот пункт очень важен для дизайн-процесса, его точно нельзя пропустить. Для того, чтобы придумать хорошее решение, нужно как можно лучше и со всех сторон не столько понять, сколько прочувствовать проблему пользователя. Только так будет не ещё одна бездушная коробка, а, может, что-то такое:

Парк Фёрст Раннер Дог (Tompkins Square Dog Run) в Нью-Йорке
Парк Фёрст Раннер Дог (Tompkins Square Dog Run) в Нью-Йорке

А ещё можно дойти до одной из трёх площадок на районе и точно так же поговорить с людьми, как далеко они ходят и насколько их эта площадка устраивает. И что вообще важно в площадке, и зачем они сюда идут аж 20 минут. И что делают, когда не идут. Это всё поможет понять не только какую проблему пользователя мы решаем на самом деле, но и как они сами её решают без площадки.

???? Только после того, как на всех предыдущих этапах у нас действительно получились выводы, подтверждающие, что сегмент аудитории большой, а проблема — действительно важная и стоящая для них, приступаем к проработке решения. Здесь меньше именно продактской работы, так как уже подключаются разработчики, дизайнеры и прочие роли, которые непосредственно доставляют результат конечному пользователю.

Develop

Пункт 4: чего изволите?

Интересно, что вот здесь появляются различия между работой продакта и депутата — обратили внимание на отсутствие у депутата того самого третьего круга на кругах Венна выше? Что обычно делают продакты? Собирают команду, жарят user story, пытаются совместно понять, как к этому подступиться и какими итерациями поставлять ценность, торгуются о technical excellence и т.д. Что делает депутат? Тендер. Всё. Весь контроль за исполнением сводится к минимальной цене, заявленной в заявке.

А что если собрать фокус-группу из собачников района и других стейкхолдеров вроде родителей, дети которых играют на дворовых детских площадках, неравнодушных жителей, любителей цветочков и турников, и всё это вместе с подрядчиком-строителем, и вот они уже вместе водят хороводы весело придумывают, где и как и что и при минимальном бюджете и в кратчайшие сроки. Зато представляете, какая вовлечённость заказчика! Какой полёт фантазии подрядчика! И никаких откатов — преимущество и проклятье в одном флаконе.

Deliver

Пункт 5: что сделать?

Дело за малым:

  • найти финансирование. Обычно на такое с радостью готовы идти производители корма, лакомств, амуниции;

  • построить выбранное решение. Специально не называем это пока площадкой — вдруг на фокус-группе придумали что-то другое????;

  • внедрить процессы обслуживания: не надо выключать фонари на ночь, но нужно следить за чистотой урн и т.д.;

  • рассказать о нововведении населению: правила использования на входе, новость об открытии в районных газетах и вотсап-чатах, почему именно это, а не то, и какие плюсы от такого решения будут для всех;

  • с какой-то частотой собирать фидбэк и реагировать на него, но для этого у нас уже настроен процесс ещё в пункте 0.


Что я хотела сказать, поделившись своим мысленным упражнением? Что самые интересные подходы часто заимствуются из других сфер и от этого получается только интереснее. Развитие в одной отрасли может повлиять и на другие, если они будут в этом заинтересованы. И если каждый будет делать свою работу с душой, то жить мы станем совсем иначе.

Да, потребности пользователей можно легко понять и считать из их повседневного поведения. Если вы строите в парке 4 площадки для пляжного волейбола или открытые теннисные корты, а потом их занимают собачники, несмотря на все запрещающие знаки — вы явно что-то сделали не так. Это и без исследований ясно, можно не тратить деньги и время. Но исследования нужны, чтобы двигаться не только на здравом смысле (что не отрицает его нужность!), но и данных. Чтобы лучше и со всех сторон исследовать и понять. Пообщаться с пользователями и узнать, каким языком они сами говорят о своих болях, чтобы потом понятно для них донести ценность решения. Или чтобы снова пообщаться и узнать, где это решение их не устраивает.

Комментарии (15)


  1. aelaa
    08.12.2022 12:43
    +3

    В теории звучит хорошо, но давайте нырнем в реалии


    1. dodster_lover Автор
      08.12.2022 16:20

      Но мечтать ведь не вредно? ;)


  1. Apoheliy
    08.12.2022 14:26
    +1

    Классическая "Ошибка выжившего".

    -------

    Это сарказм или грустные варианты:

    Варианты с "тёмной" стороны (попробую так это назвать) даже не рассматриваются. Например, части людей может (вдруг) не нравиться само наличие большого количества собачек!

    И что тогда на независимый взгляд продакта нужно сделать?

    • Собачников обложить налогами, ввести учёт собачек и т.д.

    • увеличить соцпособия молодым родителям, увеличить количество детских учреждений (в интернетах намекают, что собачки и дети находятся на разных чашах одних весов)

    • проводить фестивали молодёжи и другие детские мероприятия. Под них выделять площадки (турники?)

    • вы, как собачница, готовы себе на горло наступить? Хороший продакт ведь думает о людях, хе-хе ...

    -------

    Это юмор:

    Так что два брюлика можно вывести куда угодно (не зря их девушки любят).


    1. dodster_lover Автор
      08.12.2022 16:29

      Что подразумеваете под ошибкой выжившего в статье? :)

      В остальном, да, я осознаю, что принадлежу к конкретному сегменту аудитории и могу быть предвзята в своих суждениях.
      Тем не менее, ничего против налогов для собачников и детских площадок в целом не имею. Во имя непредвзятого взгляда приводила статистику разных типов площадок, например) Кажется, где-то ещё потерялся факт, что собачьих площадок — ровно три на весь район.
      Но сама суть размышлений была в том, что решать такие вопросы хорошо бы в диалоге и с представленностью разных групп людей, чего сейчас явно не наблюдается.


      1. Apoheliy
        08.12.2022 17:41
        +1

        Про ошибку выжившего: в статье можно прочесть:

        • есть продукт aka двор, у которого есть две аудитории с разными потребностями — цветочки и погулять с собакой. Cons: возможно, аудиторий больше. И, такое возможно, "цветочки" и "погулять с собакой" суммарно не дотягивают и до половины аудитории. Вы (автор) в эту суммарную группу входите;

        • Собачники — довольно социализированные ребята, которые не пугаются, когда с ними чужие люди заговаривают. Cons тут очевидно: в "собачники" вы входите и с ними говорите. А не собачники?

        Про решение вопросов в диалоге - это очень хорошо. Ваш оптимизм похвален, отличный свежий взгляд на процессы принятия решений.


      1. Moskus
        08.12.2022 18:47

        Говоря (не очень правомерно) об ошибке выжившего, автор комментария выше, на самом деле, говорит о более общем когнитивном искажении - отказе рассматривать неудобные для предлагаемого решения ситуации в пользу рассмотрения тех, которые лучше укладываются в решение (потому что рациональны). Ошибка выжившего - частный случай этого, где информация о неудобных ситуациях просто недоступна.

        Вы сами же и нарушаете, таким образом, предлагаемую вами последовательность действий, потому что на этапе discovery вы исключаете иррационально мотивированных, потому позволяете себе выбрать решение (рациональная дискуссия), которое вам нравится заведомо. Это подгонка условий задачи под решение.

        Скажите честно, сколько раз вы самостоятельно пытались организовать большое количество людей, среди которых были глубоко убежденные в противоположных идеях, касающихся их повседневной жизни? При условии, что конечный выбор этой группы не мог удовлетворить всех. Например, собрать деньги на установку хорошей двери и домофона в подъезд, при условии наличия пары квартир с алкашами?


    1. event1
      08.12.2022 17:53
      +1

      Например, части людей может (вдруг) не нравиться само наличие большого количества собачек!

      Тоже, наверное не просто так. Можно выяснить почему им не нравится. Например, из-за шума. Тогда вместо одной большой площадки можно сделать две поменьше. Или убрать площадку подальше.


      1. Moskus
        08.12.2022 18:19
        +1

        Вы заведомо сводите предполагаемую мотивацию к рациональной, что не отражает реальность в очень многих случаях. При этом иррациональная мотивация часто коррелирует с самой высокой активностью и убежденностью.

        Что вы будете делать с человеком, который может когда-то и имел реальную причину, но со временем развил уже совершенно иррациональную и безусловную ненависть? И таких в районе с многоквартирными домами найдется достаточно, чисто статистически.

        Это, к слову, одна из причин, почему такая концентрация людей порождает ситуацию "раковой опухоли" - в таких условиях растёт число вынужденных взаимодействий. А это, в свою очередь, поднимает на порядки вероятность встречи с наиболее экстремальными краями спектра этих взаимодействий для каждого индивидуума. Единственный надеждый (но невозможный) ответ на это - сегрегация, то есть создание "кластеров" жителей с более однородными интересами.


        1. event1
          08.12.2022 18:47
          +1

          Вы заведомо сводите предполагаемую мотивацию к рациональной, что не отражает реальность в очень многих случаях. При этом иррациональная мотивация часто коррелирует с самой высокой активностью и убежденностью.

          Да, вы абсолютно правы. Однако, обычные продуктовые менеджеры тоже сталкиваются с иррациональным клиентами, иррациональными разработчиками и иррациональными требованиями. И при этом как-то продолжают выдавать результат который продаётся. Вероятно и в случае со двором можно найти какой-то компромисс.

          Конечно будут и ситуации, когда компромисса найти не удастся.


          1. Moskus
            08.12.2022 18:51
            +1

            Речь в комментариях с возражениями о том, что подход в ситуации заведомо возможного компромисса, в общем, тривиален. Но многократно превосходящая по сложности проблема того, что делать, когда на компромисс никто особо идти не хочет, старательно обойдена автором.


            1. Apoheliy
              08.12.2022 19:24
              -2

              Это сарказм:

              Moskus, вы пытаетесь у любительницы/любовницы додстера понизить уровень оптимизма. Вам же сказано:

              Но мечтать ведь не вредно? ;)


              1. Moskus
                08.12.2022 19:33
                -1

                Я должен знать что такое "додстер"?


                1. Apoheliy
                  09.12.2022 01:27

                  Однозначно, нет. И т.к. dodster не найден в обычном словаре, то это скорее имя собственное. И авторша есть люб...ница этого имени собственного. Ну, судя по нику.

                  А ещё нам (видимо) за незнание перевода dodster накидали минусов.


  1. GvrKonstantin
    08.12.2022 18:43

    я тут посмотрел на мой квартал, имхо конечно:

    1. дети теперь все дома сидят , играют в компьютерные игры. На детской площадке только мамы с совсем маленькими или дети у которых отобрали телефон.

    2. количество спорт площадок похоже профинансировали из какого то спорт бюджета, чтобы показать в какой то хвалебной отчетности . Мысли о реальном их использовании не возникало. Я как то хотел найти угловой турник - не нашел.


    1. Moskus
      08.12.2022 19:00
      -2

      Подождите немного, и спорт. площадки спилят, а заменят на что-нибудь другое. Площадки - временны, распил - вечен.