![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/c9d/5cd/126/c9d5cd1266007ebc733a94595357bb7c.jpg)
Все знают, что есть в ИТ сфере такие люди – Администраторы. Но не все задумываются над тем, кто они, какие они бывают, и самое главное – откуда они берутся. На самом деле Администраторами называют самые различные специальности, связанные с управлением весьма различных систем – от веб-сервера и интернет-кафе, до интернет-провайдеров и корпоративных ИТ-инфраструктур. Под катом речь пойдёт именно об администраторах ИТ-инфраструктур предприятий и о том, откуда они берутся…
Для начала разберёмся с понятием ИT-инфраструктура предприятия. Исходя из того, что все информационные технологии (далее ИТ) на предприятии предназначены исключительно для автоматизации действий сотрудников оного предприятия, то не сложно определить наполнение этого термина: ИТ-инфраструктура предприятия, это совокупность аппаратных и программных средств, позволяющих эффективно функционировать всем используемым в работе предприятия ИТ-системам. Под ИТ-системами подразумеваем сервера и рабочие станции, операционные системы и программное обеспечение компьютеров, сетевые устройства и связывающие их коммуникации, приобретаемые ИТ-услуги у сторонних провайдеров и все элементы управления, мониторинга и контроля всего выше перечисленного. Т.е. все то, что необходимо, что бы каждый пользователь ПК на предприятии мог выполнять с его помощью возложенные на него задачи.
![](https://habrastorage.org/files/611/0b9/788/6110b978864f4805a1dc4604c0f9c509.jpg)
Для того чтобы персональный компьютер (далее ПК) сотрудника предприятия позволил эффективно работать с, например, складской программой, нужно что бы на компьютере была не только установлена соответствующее ПО, но и что бы сам компьютер соответствовал многим требованиям – чётко определённый доступ для конкретных пользователей, возможности запуска программам и доступа к информации под чётким контролем, защита от вредоносных программ (вирусов, троянов, шпионов, червей и т.п.), регулярное сохранение архивных копий конфигурации и пользовательских данных, и т.д. и т.п. … Для выполнения каждой из перечисленных задач в предприятии разворачивается соответствующая система, использующая множество серверов и сетевых устройств, основывающаяся на операционных системах (далее ОС) и программном обеспечении (далее ПО). Да и сама складская программа обычно является всего лишь клиентом системы, включающей в себя сервера, базы данных (далее БД), системы управления БД (СУБД) и множество других функциональных элементов.
Ну а если попытаться представить себе, что все вышеперечисленное должно выполнять бесперебойную работу, для чего в предприятии разворачивают целые системы контроля и мониторинга, а так же создания архивных копий конфигураций и данных, то становиться ясным, что Администратор ИТ-инфраструктуры – это специалист с весьма немалым запасом знаний и навыков. Более того, ИТ-инфраструктуру предприятия зачастую обслуживает целая команда специалистов, в которой каждый Администратор выполняет лишь часть задач по обслуживанию тех или иных систем, тесно взаимодействуя с другими администраторами, специалистами технической поддержки, архитекторами систем и пользователями.
Конечно, ИТ-инфраструктуры предприятий по своему объёму и сложности зачастую соответствуют размерам самих предприятий. Если во многих малых компаниях не редко обходятся приходящим администратором или услугами сторонней компании, то в крупных предприятиях ИТ-инфраструктуру могут обслуживать сотни, а то и тысячи специалистов, многие из которых работают в узких, но связанных с другими, профилях компетенций. Однако, вне зависимости от размера и сложности ИТ-инфраструктуры, перед её главными администраторами всегда стоят схожие задачи, отличающиеся только лишь масштабами.
![](https://habrastorage.org/files/fa6/650/b33/fa6650b33bfd445bbc62a1f9b85afcf7.jpg)
Без админов и не туда и не сюда
Даже если маленькая компания с несколькими сотрудниками начинает использовать компьютеры (а куда же сейчас без них?), то уже спустя небольшое время владельцы и руководители такой компании сталкиваются с вопросами: «Как обеспечить сохранность всей корпоративной переписки/документооборота/бухгалтерии/… ?», «Как разграничить доступ к документам компании, что бы обезопасить себя от утечки или пропажи информации?», «Как ограничить возможности рабочих ПК, что бы сотрудники на них могли только работать, а не играться, лазить по соц.сетям и смотреть фильмы?»… И это далеко не полный их перечень.
Решают такие вопросы именно администраторы, создающие базовые элементы ИТ-инфраструктур: сервера с хранилищами корпоративных информационных ресурсов и системы управления доступом/конфигурациями/связью и т.п.. Уже на этом этапе в подавляющем большинстве случаев выясняется, что на ПК уже несколько десятилетий чаще всего используют ОС Windows и набор офисных программ от компании Microsoft, а для обеспечения хранилищ и систем контроля и управления используют сервера с ОС Windows Server компоненты которой позволяют настроить все необходимые функции. И это вовсе не реклама… Microsoft уже настолько давно доминирует на рынке корпоративных
ИТ-инфраструктур, что компаний, в чьих инфраструктурах не используется Windows или Windows Server почти нет.
Конечно, специалисты в других операционных системах и серверных продуктах вполне могут построить ИТ-инфраструктуру предприятия на основе альтернативных решений. Но… есть очень много факторов и особенностей, в т.ч. экономических, влияющих на выбор платформ и элементов ИТ-инфраструктур. Эта статья не об этом. Просто ограничимся пока фактом, что в подавляющем большинстве платформ современных офисных ИТ-инфраструктур доминирует все же продукция Microsoft. И уже на платформе продуктов этой компании зачастую используются программно-аппаратные решения других брендов.
Итак, на начальном этапе развития офисная ИТ-инфраструктура малого предприятия зачастую представляет из себя некое хранилище документов (файлов) и систему управления доступом и конфигурациями, построенной на базе технологии Active Directory, безусловно являющейся фирменным двигателем успеха на этом поприще компании Microsoft с 2000 года. Дабы не отягощать статью излишними техническими деталями, скажем лишь, что на этом этапе администраторы ИТ-инфраструктур начинают использовать технологии Windows и Windows Server, File Services, Active Directory Directory Services, Group Policy и т.п… Так же уже на этом этапе может появиться потребность в СУБД MS SQL, различных бизнес приложениях (склад, бухгалтерия, магазин, …), системах удалённого доступа, службах обмена информацией и электронной почты.
Чем характерен начальный этап развития ИТ-инфраструктуры, так это тем, что после его завершения предприятие начинает быть жизненно зависимым от инфраструктуры, ее качества и стабильности работы, а скорость развития самой ИТ-инфраструктуры значительно набирает обороты. Что влечёт за собой более активное использование ИТ в работе предприятия с одной стороны, но и увеличивает расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры на требуемом уровне отказоустойчивости и доступности, с другой. Именно на этом этапе растущая и развивающаяся компания чаще всего уже не может обойтись без качественного, профессионального и полноценного Администратора, а то и нескольких. Хотя все ещё остаётся возможность использовать внешнего поставщика услуг, сознательно принимая риски отсутствия собственного контроля над ИТ-инфраструктурой.
Дальше – больше. Один раз открыв для себя прелести информационных технологий компания не может останавливаться. Зависимость бизнеса компании от качества ИТ-инфраструктуры крепнет с каждым витком её эволюции. Формируется и разрастается структурное ИТ подразделение, а расходная часть бюджета растёт как на дрожжах… Получается эдакий ящик Пандоры… Разрастаясь, ИТ-инфраструктура начинает ставить гораздо большие задачи перед администраторами и менеджерами. Разнообразие оборудования и систем, сложность используемых решений и трудоёмкость управления растут чуть ли не в геометрической прогрессии…
![](https://habrastorage.org/files/8cf/645/28a/8cf64528abba41c2ab1bb8ca0e162a31.gif)
С точки зрения владельцев бизнеса и руководителей компании, критическим становится риск потери контроля над ИТ-инфраструктурой. И вот здесь и проявляет себя верность выбора платформы. Платформа Microsoft доминирует на рынке офисных ИТ-инфраструктур. При чем дело не только в самих ОС и программных продуктах, огромное значение имеет широкомасштабная информационная поддержка клиентов, профессионалов и пользователей, а так же развитая сеть стандартизированного обучения. В т.ч. обучения Администраторов ИТ-инфраструктур.
Вы наверняка слышали не раз истории о трудностях, появившихся после ухода нанятого компанией администратора ИТ-инфраструктуры. Ведь очень часто, стремясь сэкономить, менеджеры таких компаний не утруждают себя и администраторов в документировании существующей ИТ-инфраструктуры. И если вдруг у динамически развивающегося бизнеса ИТ-инфраструктура превращается в непонятный чёрный ящик, то впереди компанию ждёт или дорогой и болезненный процесс полной переработки инфраструктуры, или она превращается в… взбесившийся чёрный ящик Пандоры…
И вот тут-то подход компании Microsoft и проявляет себя во всей красе. Наличие развитой системы стандартов, как в продуктах, так и в обучении и в информационной поддержке, позволяет упростить процесс даже в случае, если все (упаси боже!) администраторы вашей ИТ-инфраструктуры исчезли в один момент. Достаточно только иметь доступ к приоритетным административным учётным записям. Найти подготовленных инженеров и администраторов ИТ-инфраструктур, построенных на платформе Microsoft весьма не сложно. Подтвердить их компетенции рекруитерам помогает система сертификации специалистов Microsoft. Другими словами использование платформы Microsoft в ИТ-инфраструктурах может весьма упростить жизнь, уменьшить расходы и снизить риски!
![](https://habrastorage.org/files/3c9/f53/4c8/3c9f534c85e6498a81958f2cd6b8fe1a.jpg)
Откуда берутся администраторы ИТ-инфраструктур?
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев, администраторами ИТ-инфраструктур все ещё становятся специалисты-энтузиасты, самостоятельно изучающие технологии и продукты. Чаще всего – без отрыва от производства, к тому же не редко – методом проб и ошибок… Это вовсе не программирование, которое сейчас преподаётся во многих учебных заведениях.
На сегодняшний день в мире практически отсутствует ниша образовательных заведений, целенаправленно готовящих специалистов ИТ-инфраструктур. В лучшем случае ВУЗам, коммерческим учебным центрам (далее УЦ) и представительствам таких вендоров как Microsoft и Cisco удаётся внедрить в программу обучения студентов родственных для ИТ факультетов программу коммерческих курсов. Но такая практика все ещё редка.
Основным инструментом обучения таких специалистов долгое время были, и все ещё остаются, сертифицированные курсы таких вендоров, как Microsoft и Cisco в коммерческих УЦ. Для полноценной подготовки специалиста ИТ-инфраструктуры требуется освоить содержимое не менее пяти, а то и семи курсов, продолжительность каждого 5 дней а совокупная стоимость исчисляется десятками тысяч гривен. Причём каждый учебный день – это не менее 8 часов интенсивного теоретического и практического обучения. При этом, обычно, к моменту начала обучения у слушателя уже должна быть в голове вся техническая база технологических основ.
Конечно, можно утверждать, что при современном уровне информационной поддержки вендоров, изучать нужные технологии и продукты можно и самостоятельно, без отрыва от производства. Да! Возможно конечно… Однако такой путь весьма труден и тернист, особенно если у потенциального будущего администратора нет базовых знаний сетевых технологий, основ ИТ-инфраструктур, базовых навыков и знаний в управлении Windows Server, основ Active Directory и некоторых других компетенций, нет полного представления о доступных информационных источниках и базах знаний…
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
В подавляющем количестве случаев, сертифицированные коммерческие УЦ чаще всего предлагают курсы только лишь для повышения уже существующей квалификации администраторов. Не сертифицированные УЦ, работающие с населением по гораздо низким ценам, зачастую наоборот – предлагают только самые простейшие курсы, в которых качество и объем предлагаемых знаний весьма не высок.
Автор этой статьи занимается обучением специалистов ИТ-инфраструктур в качестве Сертифицированного тренера Microsoft уже более 10 лет, а непосредственно разработкой, организацией и обслуживанием ИТ-инфраструктур более 20 лет. Мне всегда нравилось работать с начинающими специалистами. Особенно с теми, кто сам оплачивает свое обучение и приходит с настоящим информационным голодом в глазах… На раннем этапе этим будущим специалистам можно дать не только адекватные концентрированные знания и навыки, но и привить модель мышления, помогающую эффективно развиваться самостоятельно, используя все доступные источники знаний. Раньше, к сожалению, желающим стать администратором ИТ-инфраструктуры, но не имеющим базовых знаний слушателям было крайне трудно подобрать соответствующий курс и условия обучения – сказывался принцип формирования курсов Microsoft, как инструмента только лишь повышения квалификации. Однако сейчас, благодаря новой линейке сертифицированных курсов Microsoft, такая возможность появилась.
В сотрудничестве с Учебным Центром Группы Компаний MUK мы решили вывести на украинский рынок профессионального обучения новый продукт, позволяющий сделать первый шаг к освоению столь востребованной профессии как Администратор ИТ-инфраструктур – сертифицированные базовые курсы Microsoft – курсы Основы инфраструктур на базе Windows Server и Службы Active Directory на базе Windows Server. Сертифицированные учебные материалы Microsoft, соответствующие запросам учащихся условия и формат обучения, качественная подача опытного преподавателя-эксперта, дополняющего и расширяющего программу курса специально для начинающих специалистов, дают замечательную возможность подготовить специалиста начального уровня «с нуля».
Дальнейшее повышение уровня знаний, опыта и квалификации возможно, как на более высокоуровневых курсах, так и самостоятельно – я всегда включаю в базовые курсы полный обзор рекомендуемых источников знаний, документации и методов работы с ними. Когда-то я сам прошёл этот путь – от самоучки до сертифицированного тренера Microsoft, и всегда рад поделиться опытом со студентами.
Владимир Степанец
преподаватель-эксперт
Microsoft Certified Trainer
Ближайшие курсы по теме статьи, УЦ МУК (Киев)
16 — 20 ноября — Installing and configuring Windows Server 2012 / Установка и настройка Windows Server 2012
30 ноября — 4 декабря — Microsoft Administering Windows Server 2012 R2 / Администрирование Windows Server 2012 R2
21 — 25 декабря — Configuring Advanced Windows Server 2012 Services / Настройка дополнительных сервисов Windows Server 2012
МУК-сервис — клиентский и корпоративный ИТ-ремонт, сервисные контракты
Maysoft
Как то вы бессвязно перескочили от невозможности руководством компании управлять инфраструктурой ИТ к продукции Microsoft. Наличие каких-либо стандартов у Microsoft или еще у кого-то никак не влияет на текущую ситуацию в компании, то есть вот был бардак, потом обучили весь штат админов и стал порядок. Как минимум пропущено: компьютерный аудит и набор корпоративных стандартов. Чую, что и на ваших занятиях про это ни слова ни пол-слова.
Muk
Ответ автора: В этой статье идет речь в первую очередь об аспектах обучения технических специалистов ИТ инфраструктуры. Эта статья не рецепт универсальной палочки выручалочки. Менеджеры, в т.ч. менеджеры ИТ, нуждаются в собственном образовании. Ведь именно они определяют задачи стандартизации, аудита, контроля. И для таких менеджеров есть отдельные курсы. Но в этой статье об этом речь не велась. Так что нельзя говорить о том, что что-то пропущено. Можно говорить о том, что вам нужно что-то ещё.