Просто не мог не начать данную статью с этого персонажа, прошу понять-простить. Думаю, что каждый без особого напряга может назвать парочку таких Ваасов Монтенегро, которых встречал в своей жизни. Это люди, которые все ситуации в жизни решают одним путем: кто-то криком, кто-то кулаками, а кто-то безропотным молчанием. В сегодняшней статье я рассмотрю процесс формирования ригидного мышления (как в жизни, так и в профессиональной деятельности), механизм стереотипизации, границы "вредных" и "полезных" деформаций поведения, а также способы работы с ними. А поможет мне в этом работа психологов Кеннета Томаса и Ральфа Киллмена, которая подтвердила свою эффективность лонгитюдным 40-летним исследованием.
Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы "через голову". Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Начнем с терминологии, которая нам потребуется в данной статье и к которой мы будем обращаться. Так как термины многозначные, а некоторые из них еще и имеют "бытовое" значение с различной коннотацией (дополнительным смысловым значением и эмоциональной оценкой), то следует их определить сразу, чтобы не возникало разночтений. Первое и самое сложное - стереотип и стереотипизация.
Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
В этом определении нам важно следующее:
Стереотипы формируются в процессе жизни. Но не только в процессе получения эмпирического опыта, но и на основании общения с окружающими, чтением книг, просмотра фильмов и т.д.
Стереотипы формируют социальную реальность. Фактически, стереотипы во многом определяют наше восприятие мира.
Теперь перейдем к процессу формирования стереотипов:
Стереотипизация (от «стереотип») — восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов. Cтереотипизация является сложным социально-психологическим явлением, которое выполняет такие функции, как: поддерживание идентификации личности, группы или явления, оправдание их возможных негативных или объяснение позитивных установок и пр.
Как правило, когда мы называем что-то стереотипом или чье-то поведение попадает под стереотипы, то мы придаем этому негативный оттенок. По большей части стереотипы имеют негативное значение
Из этого определения нам нужно вычленить два момента:
Стереотипы работают на идентификацию личности. Справедливым будет и обратное утверждение - идентификация личности работает на стереотипы. То есть, сперва наши действия формируют наши роли, а потом наши роли влияют на действия;
Слово "стереотип" имеет негативный оттенок в быту. Здесь важно заметить, что в данной статье мы стереотип рассматриваем исключительно как механизм без каких-либо оценочных суждений.
И еще одно слово, которое будет встречаться в этой статье:
Ригидность в психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями, в том числе неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира и неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения
Теперь, когда у нас с вами общий понятийный аппарат, пора разобраться - а зачем вообще нужны стереотипы, если они могут нести вред? Откуда они взялись и почему до сих пор не стали психологическим атавизмом? Для этого необходимо разобраться с функциями стереотипов и как они влияют на нашу жизнь.
Функция №1. Экономия усилий. Давайте по факту - человеческая культура (в контексте всего созданного человеком) имеет колоссальные размеры. Даже на исследовании микроскопической её части (находил данные что по творчеству А.С. Пушкина защищено более 100 кандидатских и докторских диссертаций) требуются годы и десятилетия. А вся культура для человека простоя необъятна - наш мозг физически не может каждый раз обрабатывать заново всю картину мира и даже малую ее часть. Поэтому наш мозг (самый "прожорливый" орган, который может потреблять до 25% всей энергии организма в моменты тяжких раздумий) решил все классифицировать и категоризировать. Этот процесс легко проследить в процессе обучения вождения автомобилем. Вспомните себя:
Вовлеченность в дело 120%. Когда вы посещаете автошколу и впервые катаетесь с инструктором, то в голове только мысли, вроде: "Завестись-пристегнуться-включить поворотник-выжать сцепление-воткнуть первую передачу (обязательно глядя на рычаг, ибо на память еще не можете)-посмотреть в зеркало-медленно отжимать сцепление и одновременно плавно нажимать педаль газа-выключить поворотник-разогнаться до 20 километров (обязательно глядя на спидометр, ибо чувство скорости еще отсутствует)-нажать сцепление и пытаться нащупать вторую передачу-...). Какая музыка? Какие разговоры? Не разбиться бы и не заглохнуть! Нет ни внимания, ни желания на постороннюю деятельность. На этом этапе вы используете 100% внимания, а недостающие 20% берете у инструктора;
Вовлеченность в дело 100%. Вы что-то можете делать вслепую и направить освободившееся внимание на оценку дорожной ситуации и соблюдение ПДД. На этом этапе вы уже самостоятельно способны водить автомобиль в городских условиях, но только по знакомым улицам - на импровизацию внимания не хватает. Разговоры и музыка также остаются "за кадром";
Вовлеченность в дело 90%. Вы уже что-то можете на знакомых улицах - например, тихо включить музыку или вести с кем-то легкую беседу. Но при сложных маневрах или в незнакомой ситуации - все прекращаете и вновь полностью погружаетесь в основную деятельность;
Вовлеченность в дело 70%. Музыка становится вашим постоянным спутником, диалоги не вызывают затруднений, появляется возможность предсказывать дорожную ситуацию. На светофорах вы даже можете отвлекаться на телефон;
Вовлеченность в дело 50%. Вы можете управлять автомобилем одной рукой, одновременно смотреть на дорогу и в экран телефона (так нельзя, но все мы грешны). Только откровенные затруднения заставляют вас опять стать "ответственным" водителем;
Вовлеченность в дело 49-10%. Мышление стереотипизировалось, большинство дорожных ситуаций вам уже известны, а реакция на них сформировалась. Заметная часть внимания освободилась для других дел.
И всё это происходит именно благодаря механизму стереотипизации. Подобные шаблоны мышления действительно облегчают жизнь, позволяя "освободить" мозг для иной деятельности. Но эти же шаблоны могут идти и во вред. Приведу пример из своей жизни на ту же автомобильную тематику:
После окончания универа раз в год я приезжал в него, чтобы отвести пары на курсах профпереподготовки. И всегда ездил одним конкретным хорошо известным мне путем по одной конкретной дороге. В течение примерно четырех-пяти лет на этой дороге был участок с односторонним движением. Во время поездки на первую пару нового учебного года я стандартно еду по данной дороге и еду по левой стороне. И вижу, что впереди мне в лоб едет встречная машина. С мыслями "во кретин, тут же одностороннее, куда он поехал", я перестраиваюсь к правой стороне дороге. Он проезжает, а я, костеря его на чем свет стоит, медленно подкатываюсь к светофору, вижу отсутствие очередного знака "одностороннее движение" и понимаю, что в этом случае, кретин - это я, ибо настолько доверился стереотипу, что не заметил два аналогичных знака, стоявших ранее.
И после этой истории закономерно перейти к следующей функции стереотипов:
Функция №2. Создание и защита непротиворечивой картины мира. Как я не единожды писал ранее, самый значимый стресс-фактор для психики - это неопределенность. И для снижения этой самой неопределенности наш мозг создает стереотипы, которые нас защищают. Одним из самых ярких демонстраций такой защиты является когнитивное искажение "вера в справедливый мир":
Вера в справедливый мир, или гипотеза справедливого мира, или феномен справедливого мира — сформулированный Мелвином Лернером социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются
Самое важное отражено в последних строчках - мы верим в то, что хорошим людям судьба благоволит, а плохих людей она же и карает. Или хотим в это верить. Является ли это непререкаемой истиной? Разумеется, нет. Но эти простые правила, независимо от их адекватности, облегчают жизнь (субъективно). Это может работать как на человека, если стереотип конструктивен, например:
Не стоит кричать, не разобравшись в ситуации;
Каждый имеет право на ошибку;
Внешность может быть обманчива (не делать далеко идущие выводы по первому впечатлению).
Опять же, надо сделать оговорку, что как и любой стереотип, они могут быть вредны. Здесь речь идет о том, что в большинстве ситуаций этот стереотип не создаст проблем. Но есть стереотипы, которые чаще приносят вред, чем пользу, например:
Все мусульмане - террористы;
Мужчины работают лучше женщин;
Не служил - не мужик.
Эти стереотипы, на мой взгляд, несут больше вреда, чем пользы. Да, разумеется, и сломанные часы два раза в сутки верны, но такая точность не оправдывает их использование.
Функция №3. Скорость принятия решений. Так как активация стереотипа в мозге происходит практически одновременно с поступлением, то и выводы можно сделать быстрее (опять же, быстрее - не всегда значит точнее). В любом случае, это происходит быстрее, чем в случае рационального осмысления. И это актуально в ситуациях, когда требуется незамедлительная реакция: то же вождение, опасные для жизни ситуации, события из профессиональной жизни врачей, пожарных, полицейских и т.д. В этом случае наличие таких стереотипов (корректно сформированных, конечно же), во многом определяет эффективность и профессионализм сотрудников данных сфер. Но если ситуация нестандартная или есть время на рациональный подход, то наличие такого стереотипа может вредить. Ярким примером будет служить способ решения конфликта в ситуации миграции (что сейчас актуально). Например, если "у себя дома" вы привыкли решать конфликт криком или кулаками, то в другой стране эти методы также могут принести больше вреда, чем пользы.
И вот в контексте решения конфликтных ситуаций нам как раз и пригодится помощь Кеннета Томаса и Ральфа Киллмена. Давайте введем еще один термин в наш тезаурус:
Конфликт - борьба двух или более лиц за ограниченный ресурс
В контексте текущего рассуждения, нам понадобится именно эта трактовка. И прежде чем читать дальше, я предлагаю вам сперва пройти тест тех же Томаса-Киллмена, ознакомиться с результатами, а потом продолжать. Правда, пройдите, там всего 30 вопросов. А если не пройдете, то будет не так интересно и полезно как могло бы быть.
Прошли? Прочитали? Тогда идем дальше!
Как вы увидели, в модели Томаса-Киллмена присутствует двухмерная матрица, одна ось которой отражает направленность человека на свои интересы, а вторая - направленность на чужие. И в данной матрице, словно "пятерка" на стандартной шестигранном игральном кубике, расположились следующие стратегии решения конфликтных ситуаций:
Кратко эти стратегии можно описать так:
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому (или, по крайней мере, не учитывая интересы другого).
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Несмотря на то, что и исходя из названия и описания стратегий, именно "сотрудничество" воспринимается наиболее адекватной, "компромисс" - некой промежуточной стадией, а все остальные - ужасом на крыльях ночи, это не совсем корректно. Фактически, каждая стратегия может быть полезной и адекватной, просто количество потенциальных ситуаций, в котором условное "избегание" принесет наилучший результат, заметно меньше количества потенциальных ситуаций, в которых "сотрудничество" приведет наилучшему результату.
Обычно в течение жизни у человека формируется явная склонность к одной или двум стратегиям, которые для него становятся основными. Давайте для примера разберем следующий результат тестирования:
Мы видим, что стратегии "избегание" и "приспособление" выражены заметно ярче других. Обе стратегии имеют низкий показатель значения "напористости" (внимания к своим интересам). То есть, здесь можно предположить (именно предположить, а не сделать вывод), что человек в ситуации ситуации конфликта обычно ведет себя пассивно. Если же учитывать три другие шкалы, то можно увидеть, что стратегия "соперничества" находится на границе слабой и оптимальной выраженности, а вот "сотрудничество" и "компромисс" имеют явную слабую выраженность. Из этого аккуратно можно сделать еще одно предположение, что в редких случаях (когда сойдутся звезды, эмоциональное состояние благоволит или расклад сил в пользу тестируемого) наш тестируемый готов отстаивать свои интересы. При этом, видна некая бинарность мышления из разряда "либо я, либо ты" без промежуточных вариантов.
И вот эта ограниченность вариантов и ведет к некой "поведенческой креативной импотенции" - невозможности изменить стратегию поведения при повторяющемся негативном результате, о чем, в общем-то, и говорил Ваас Монтенегро в самом начале статьи.
Как с этим работать? Так как стереотип служит на принятие быстрого решения, то в моменте это изменить сложно, но! Остается возможность рефлексии. Поэтому, если у вас произошла ситуация конфликта, я вам предлагаю уже постфактум попытаться найти конструктивный выход через каждую из этих стратегий. То есть, вы смотрите на эту таблицу и думаете: "Я этот вопрос решил через компромисс. Как бы выглядело позитивное решение через конфронтацию? А через приспособление?" и так далее.
Но это пока только поведенческая креативная импотенция, бывает и другая.
Если вы умненькие и внимательные (а другие бы вряд ли прочитали 12 тысяч знаков на нудную специфическую тему), то помните, что стереотип не только работает на мышление, но и на идентификацию личности. То есть, ригидность поведения становится частью личности. Разберем на примере одного из моих собеседников (не клиента), который активно топил за то, что психологи не нужны (профессия побуждает вступать в такие дискуссии). Цепочка рассуждений была примерно следующая:
Я сильный мужик.
Сильные мужики справляются с проблемами сами.
Сами - значит без посторонней помощи.
Психолог - посторонняя помощь.
Значит, я не пойду к психологу.
Без участия других людей я научился справляться с проблемами алкоголем.
Алкоголь дает облегчение и у меня появляются силы на решение проблемы.
А самостоятельное решение проблем - качество сильного мужика.
Я сильный мужик...
В данном случае привычка решать проблемы через алкоголь стала не просто способом совладания со стрессом, но и неким личностным базисом, который поддерживает данную стратегию и пресекает возможности поставить её адекватность под сомнение. И вот на этом моменте мы сталкиваемся с сакрализацией идей:
Сакрализация- (от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д.
Если прочитать определение без критического осмысления, то в нем ничего страшного или деструктивного нет. Казалось бы, что плохого в том, чтобы относится к себе и своей личности как к чему-то святому или неприкосновенному? Личность - это ведь действительно ценность. Но тут вопрос как раз в том, что сакрализация не позволяет нам объективно и критично анализировать мысли и явления. Частично этот процесс я описывал в статье Романтизация недуга, но сейчас рассмотрим вопрос несколько с иной точки зрения.
Так как человек (да и любое существо, обладающее психикой) по умолчанию субъективны, то в дело вступает описанное в статье выше когнитивные искажения "склонность к подтверждению своей точки зрения" и "селективное восприятие", которые дают фору убеждению "я всё делаю правильно", не оставляя мысли "я могу в этом ошибаться" никаких шансов. И вот эта неспособность посмотреть над ситуацию под другим углом именно в силу её сакрализации, можно назвать "когнитивной креативной импотенцией".
Раз мы начали говорить про совладание со стрессом, то я предлагаю вам таблицу для самонаблюдения, которая поможет адекватно оценить свои привычки к отдыху и развлечениям с целью восстановить "состояние стояния" (речь не про импотенцию физиологическую).
Данная таблица направлена на критическое восприятие привычных занятий с точки зрения влияния на ваше состояние. Она построена на методе балльных оценок:
Метод балльных оценок — один из методов одномерного шкалирования, используемых в психологии, процедура которого заключается в построении шкал на основе балльных оценок, получаемых из суждений испытуемых. Из всех методов психологических измерений, использующих оценочные суждения человека, шкалирование, основанное на балльных оценках, является наиболее популярным в виду своей простоты. Метод распространен как в прикладных, так и в академических разделах психологии, например, при психологической оценке стимулов в психофизике.
Нам важно, что метод простой и быстрый, практикоориентированный, но при этом достаточно показательный. Ваша основная задача в данном случае - оценить своё состояние по некой шкале. Я предлагаю использовать десятибалльную шкалу, но вы можете выбрать ту, которая больше нравится. Можете заменить её на более подробную, менее - не рекомендую.
Первые три столбца представляют собой оценку своего состояния (физического, интеллектуального и эмоционального) по выбранным шкалам. Затем прописываете воздействие, в идеале, описывать не просто конкретное, воздействие, но и его продолжительность (например, "играл в Киберпанк 2077 3 часа"). После завершения воздействия, заново оцените свое состояние. Далее сама таблица посчитает баллы и даст ответ, насколько данное действие восстанавливает ваши ресурсы или их забирает. Когда накопится достаточное количество информации, вы сможете сделать выводы и изменить свои рекреационные (или иные) привычки. Можете скачать готовую форму с моего ЯндексДиска.
И я сейчас буду играть роль Капитана Очевидности, когда скажу, что все сферы личности (поведенческая, когнитивная и эмоциональная) тесно связаны. Но в данном повествовании это важно, потому что именно мысли определяют наши эмоциональные реакции. Давайте разберемся на том же примере с "сильным мужиком".
Если близкий человек видит, что его друг "не вывозит": ему плохо, глаза потухли, постоянно в напряжении, иногда ведет себя неадекватно, то он может порекомендовать ему обратиться к психологу. И дальше есть несколько вариантов:
Если у человека присутствует вышеописанные убеждение "Я сильный мужик", то данная рекомендация может быть воспринята как обвинение в слабости. Обвинение за собой тянет негативную реакцию, степень яркости и формат выраженности которой может варьироваться;
Если у человека нет такого убеждения, то он подобную рекомендацию воспримет как заботу (даже если ей не воспользуется). Спектр эмоциональной реакции будет варьироваться от нейтрального до позитивного.
И вот эта неспособность изменить неадекватную реакцию на адекватный стимул укладывается в последний паззл заявленной темы - в "эмоциональную поведенческую импотенцию.
А закончить хотелось бы цитатой, приписываемой Абу Хамиду Аль-Газали, которая звучит так: "Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — пребывает в слепоте и заблуждении". Если вы начнется сомневаться в своих мыслях и поступках, это не отнимает ваш личностный стержень, не делает бесхребетным или (вставить нужное слово с негативной коннотацией). Просто у вас появится шанс жить чуть лучше, чуть комфортнее, чуть счастливее.
С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Комментарии (13)
Sesmor
17.01.2023 10:32+2Статья великолепная, читал с удовольствием)
И теория крепкая с терминами и примерами, и практика интересная с тестами и табличками
Автору респект и спасибо!)
vtal007
17.01.2023 10:54+2То, что Вы ездили на дороге и не заметили новых знаков - это не стереотипизация, это привычка и надежда на авось. Стоял бы там гаец, которому надо было выполнить план... Следующие неделю-2 ездили бы более внимательно
А в статье навалено все в кучу и стереотипы и решение конфликтов. А приходит к: идите к мне на прием. Как-то меркантильно
А креативная импотенция - это по название- невозможность творчества при желании творить. А не все то, что Вы расписали
Maximov_psy Автор
17.01.2023 11:07Справедливости ради, когда только вводили одностороннее движение на той дороге, то около двух недель стояли сотрудники ГИБДД (именно сотрудники ГИБДД, а не "гайцы"), которые тормозили, объясняли и не штрафовали. Могу точно сказать, так как был одним из таких же установленных и общался с другими студентами/преподавателями вуза. Они информацию подтверждали.
Возможно, я недостаточно четко провел параллель между стереотипами в жизни и стереотипами поведения в конфликте. Мой косяк, буду работать)
Насчет прихода ко мне на прием - не призываю не только к "приходу ко мне", но и к походу к психолога в целом. Это решение каждого отдельного человека. Единственный призыв, если его так можно назвать, это приглашение в ТГ-канал со статьями (что не обязательно, так как почти все я публикую на хабре).
Насчет креативной импотенции. Разумеется, это не научный термин. Но креативность не равняется творчеству. Приведу определение
Креативность — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов
И данное значение актуально в контексте статьи. Хотя допускаю, что это не самый удачный оборот или же "отдает желтухой". Это мне свойственно, к сожалению.
Спасибо за прочтение и подробную обратную связь)
P.S. забыл сказать, что слово "привычка" иногда служит бытовым аналогом термина "стереотип". Поэтому мне кажется, что пример адекватен. Но, опять же, возможно, не совсем однозначно донес мысль)
vtal007
17.01.2023 11:11-1У Вас какая-то другая картина мира
ГИБДД это не гайцы? о как внезапно. Это типа разные подразделения?
Я то всю жизнь думал что гайцы это ГАИ. После переименования ГИБДД
https://ru.wikipedia.org/wiki/Госавтоинспекция_МВД_РоссииКреативность и творческость разные вещи? тоже довольно оригинальный взгляд на мир. Вроде и то и то про создание нового
Maximov_psy Автор
17.01.2023 11:16+3Разница в эмоциональной оттенке и вышеупомянутой коннотации:
Сотрудник ГИБДД - нейтральный термин
Гаец - ближе к негативному
Разумеется, это штука субъективная, но я разницу вижу)
Насчет творчества и креативности - опять же, не стоит путать бытовое определение и научную терминологию. В быту, да, они могут быть синонимичны, в науке - это схожие, но все же разные понятия.
vtal007
17.01.2023 11:27-1Да, Вы точно человек с другим мышлением
стояли сотрудники ГИБДД (именно сотрудники ГИБДД, а не "гайцы")
Оказывается дело в эмоциональной оттенке. То есть если я проехал на красный и меня остановил.. Если оштрафовал -то гаец, а если отпустил с миром - то сотрудник ГИБДД (или может есть еще термин с позитивной окраской? типа "Гаечек") и все эти 3 слова (гаец, сотрудник ГИБДД, гаечек - это разные организации)
Maximov_psy Автор
17.01.2023 12:06К сожалению, не все термины имеют все эмоциональные коннотации) либо же для сотрудников ГИБДД я такую не знаю)
Ваш пример не совсем корректный, но показывает ту степень неопределенности, которую я оставил в своё пояснении. Исправляюсь, уточняю)
Во-первых, стоит отделять свою эмоциональную реакцию на событие от коннотации термина.
Во-вторых, попробую найти определения и написать:
Сотрудник ГИБДД - служащий Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Условно говоря, если вас остановил профессиональный сотрудник ГИБДД, не дискредитировал своё звание/службу/организацию, действовал в рамках закона, пояснил нарушение, выписал штраф, дал пояснения и, в целом, действовал по протоколу, то вы можете быть расстроены штрафом, но на восприятие сотрудника ГИБДД это, если быть объективным, не должно оказывать влияние. Вас расстроила ситуация, а не он.
-
Гаец - тут привожу определение с сайта вокабула.рф (вероятно, не самый авторитетный источник, но ссылку на сам словарь сленга от 2014 году быстрым гуглежом не нашел). Определение следующее: значение: милиционер — сотрудник ГАИ.
пример текста: Как гаец должен останавливать машины? • У поста стоит «гаец», явно скучает, время пять утра, дорога пуста. • Когда гаец стоит на перекрестке он однозначно регулировщик или пешеход? • Тормозит меня сеня гаец... подонАк!
Думаю, видна разница коннотаций и восприятия сотрудника даже безотносительно непосредственного взаимодействия с ним. Подчеркну, что я не филолог и дать академическое пояснение не в силах. Поэтому я ограничен своей компетентностью)
vtal007
17.01.2023 12:10-1То есть все-таки гаец и сотрудник ГИБДД это одно и то же? разница исключительно в Вашем восприятии. Ну ОК
Это пример, когда одни люди мыслят логически (как я, где гаец = ГИБДД), а другие эмоциями (где гаец это не сотрудник ГИБДД а 4 разных человека)
1000 рублей это всегда 1000 рублей или зависит от того, дают Вам их или забирают? если дают "мелочь, но приятно", а если забирают то "забрали целую тысячу!"
Maximov_psy Автор
17.01.2023 12:27Человек, существо эмоциональное и иррациональное в ряде вопросов) насчет 1000 - это вы очень точно заметили, описав когнитивное искажение:
Неприятие потери (англ. Loss aversion) — поведенческая аномалия, проявляющаяся в условиях неопределённости и риска. Её суть заключается в том, что люди испытывают больше неудовольствия от потери, чем удовольствия от получения эквивалентной прибыли.
Впервые данная концепция была описана учёными Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в рамках их Теории перспектив. Неприятие потерь широко используется в психологии и экономике.
Это явление можно проиллюстрировать простым примером: человек, который обладал 100 $ и неожиданно утратил их (loss), потеряет большее количество единиц полезности, чем приобретёт человек, у которого ранее не было 100 $ и который получил их (gain).
Если смотреть разные источники, то в них вместо "единиц полезности" будет идти речь про эмоции.
Человек - не робот, увы и ах)
Devadas
17.01.2023 16:24+1Какое-то время назад тоже вдохновился этой схемой, просмотрел несколько вариантов этой модели и нарисовал себе такую обобщенную напоминалку для смартфона и на А4:
ссылка на облако с PNG и исходником
roverseti
Статья интересная а, название и некоторая подача матерьяла не ах. Не взлетит а, жаль.
Maximov_psy Автор
спасибо за отзыв) согласен, что стиль неровный. Но я постоянно экспериментирую со стилем, хочу найти оптимум между яркой подачей и информативностью, ибо осилить 20 000 знаков "ровного" наукоемкого текста может не каждый. А я всё же хочу быть ближе к научпопу, нежели к чистой науке или чистой публицистике.
Поэтому еще раз спасибо, что даёте обратную связь - это повод еще раз критично посмотреть на статью и сделать выводы)