Представим, что вы решили поиграть, в то время, когда под рукой нет боярского ПК с любимыми играми. Возможно, вам предстоит длительная поездка, ожидание в очереди или заседание сами знаете где. И вот вы открываете магазин мобильных игр, где вас ожидают самые громкие новинки этого месяца, убийцы ААА и все прочее, что рекомендуют платформы и их редакторы. Эти игры вам точно смогут понравится… но так ли это на самом деле и как же работают эти рекомендации?

Предисловие

Мне нравится играть в игры… я люблю заниматься в них уборкой своего дома и сада, искать одинаковые по цвету кристаллики, чтобы составить из них три‑в-ряд, а также, наблюдать за прыгающим шариком или стряпать пироги в гиперказуальных играх. Во все перечисленное я играю в перерывах от работы, где создаю игру‑симулятор парикмахерской для собак. А если друзья просят меня рассказать о своей работе, то я привожу примеры только на их любимых танках‑онлайн или PUBG, чтобы они не догадались, чем я занимаюсь в действительности.

Реальность закончена, тема для обсуждения в комментариях теперь у вас тоже есть и вернемся ближе к статье…

Я геймдизайнер и я действительно занимаюсь разработкой игр. Я люблю поиграть и с нетерпением жду каждого релизного четверга, чтобы изучить новинки мобильных игр и найти для себя что‑то интересное. Но по‑настоящему хорошие игры в реальности встречаются крайне редко, отсюда и появилась тема для этого материала, в котором я постараюсь разобраться в причинах.

В этой публикации я хотел бы затронуть темы полезные для обычного пользователя мобильных сторов, а также, для разработчиков игр, ведь реклама их творений и способы поиска на данных площадках могут являться для них важным элементом в продвижении своих игр.

Если вы интересуетесь процессами создания игр, геймдизайном, нарративом и ищите способы монетизации своих игр, то можете найти публикации по этим темам в моем профиле или в моем сообществе в Telegram, где мы обсуждаем геймдев с другими разработчиками.

Вперед, на поиски хороших игр!

App Store и Google Play встречают вас

На данный момент при открытии App Store вы видите раздел «Сегодня», а Google Play погружает вас в свои замечательные «рекомендации», где сразу можно обратить внимание на несколько моментов:

  • По сравнению с App Store в Google Play работают алгоритмы рекомендаций. Хорошо это или нет — решать вам, но на примере справа показан скриншот с телефона моего ребенка, и на другом устройстве я вижу совершенно иные игры. Тут можно только надеется на то, что алгоритмы будут подбирать для вас что‑то действительно стоящее, но я не помню, чтобы находил в разделе «Лучшие игры» что‑то интересное для себя. Подобный раздел есть и в App Store, но игры там подбираются совершенно другими способами и далее, вы поймете, что я имею в виду.

  • В App Store все на «договорняках». Думаю, что это стало настолько прозрачно, что настало время серьезно задуматься об отношениях к этой платформе. В раздел «Сегодня» попадают только очень «избранные» проекты, о которых мы еще поговорим, но если вы не сильно следите за развитием событий, то могу сказать, что игру из примера несколько недель рекламировали в разделе «новинки», а потом поместили и на главную. По отношению к остальным это не очень справедливо, но понимая тот факт, что Apple зарабатывает бешеные доходы на процентах с разработчика из примера, тут можно сделать небольшую уступку. А еще, с момента появления игры про рыбок в магазине прошло полгода, но причины по которым ее рекомендуют «сегодня» не особо относятся к этой статье.

  • В App Store есть баги, к которым можно придраться и которых я не замечал в Google Play. Раздел с перечислением проблем я решил опустить, но из примера можно понять, что тут есть проблемы с локализацией. Страна регистрации у меня USA, поэтому основной текст переводится на английский, но похоже, что есть тексты, как из примера, которые локализуются в зависимости от языка устройства, поэтому в одном месте можно встретить два разных перевода и подобные примеры я встречаю довольно часто.

*... важное уточнение: рекомендации в магазинах могут быть разными в зависимости от страны проживания, времени просмотра и прочих алгоритмов, которые подстраиваются под пользователя. Если вы хотите обсудить что-то из скриншотов, то стоит понимать, что на iPhone мне показывают рекомендации как и для жителей USA, а в Google Play выбрана Россия.

Раньше было лучше… по крайней мере для разработчиков

Если мне не изменяет память, то ранее App Store выглядел как на примере ниже, а Google Play был похож на него своей концепцией, но менялся более часто. И смысл старого App Store был в том, что новинкам из магазина уделялось больше внимания и для них была сделана карусель в самом верху, где были только они и ничего больше. Приоритет показа игр менялся каждый день в течении недели таким образом, чтобы каждой игре хватило должного внимания и игры из карусели менялись каждую неделю, в релизный четверг, когда появлялись новинки.

Поверьте мне, что «договорняки» с крупными разработчиками были и в то, старое время, но внимание к продвижению игр уделялось в гораздо большей степени и в такой подаче, оказавшись в списке на верхней панели можно было рассчитывать на огромные количества скачиваний. В этом и был самый большой плюс для разработчиков на мой взгляд.

Также, для игр, которые «не заслужили» красивого баннера сверху, но все же были интересными и новыми имелась категория «Новые игры», которая отображалась первой в списке после карусели и это тоже привлекало внимание игроков, а разработчики не были так отделены от остальных.

Как я и говорил, дизайн из примера выше на мой взгляд работал отлично, но он просуществовал до 2017 года, а потом, разработчики Apple решили все изменить вместе с дизайном iOS 11. И с этого момента при запуске App Store вы начали видеть раздел «Сегодня», а старая карусель превратилась в набор рекомендаций «всего подряд» и того, что важно показать платформе.

По итогу, дизайн не меняется уже более 5 лет и кажется, что тут работает принцип «сделали хорошо — не трогай», но нам приходится жить с тем, что имеем и на этой ноте давайте вернемся к разделу «сегодня» и рассмотрим еще несколько примеров, которые меня беспокоят.

Во‑первых: много свободных слотов для игр заняты одними и теми же тайтлами, как и в примере. Survivor!.io из двух примеров слева показан в разделе «сегодня» три раза, а еще его можно увидеть в основном разделе игр и в других рекомендациях. Игра бесспорно хорошая и я с удовольствием сам поиграл в нее несколько недель, пока ожидал релиза Vampire Survivors, которая послужила примером для клонирования первой, но кажется, одной игре уделяют слишком много внимания.

Скриншот справа — это еще один пример того, как редакторы Apple отдают предпочтения любимчикам и там показано как еще одну замечательную игру «Royal Match» рекомендуют в нескольких подборках с милым названием «наше любимое. Но пример с этой игрой показывает следующую, вторую причину для беспокойства. И дело в том, что match3 про короля вышла в релиз более года назад, и причины по которым ее так часто показывают в разделе „сегодня“ для меня остаются загадкой… Если конечно же опустить факт о „договорняках“, про который я писал ранее и к которому мы еще вернемся.

Частый спам одной и той же игрой, как Royal Match или Survivor!.io меня беспокоит не так сильно, как постоянный повтор одних и тех же статей или историй о разных разработчиках или «заслуженных» людях. Я несколько лет подряд наблюдаю в самом главном разделе повторяющиеся материалы про любовную парочку из Hay Day, про дизайнера какого‑то известного журнала или про счастливую историю разработчиков Судоку, в который на мой взгляд нет никакого сюжета…

И тут мы подходим к причинам по которым все это происходит:

  • Первая из них — это мои догадки. Но кажется, что раздел «сегодня» в основном редактируется вручную или его алгоритмы несовершенны. Постоянный повтор одних и тех же статей и подборок наталкивает меня на мысль о том, что качество обслуживания этого раздела действительно нуждается в доработке и 1% комиссии из 30%, которые платят разработчики можно уделить этому разделу, чтобы во многом улучшить его подачу.

  • Вторая причина — продолжение первой. На официальном сайте эпла, заявлено, что над разделами App Store трудятся более 150 редакторов со всего мира и кажется, что в современном и технологичном мире предпочтение можно отдать алгоритмам, их совершенствованию и тому же искусственному интеллекту. Ну, вы же сами понимаете… отвечал бы там за все я — сделал бы лучше.

  • Третья причина — самая главная. Это я знаю на 100% и попасть в раздел «сегодня» вам поможет только чудо или большие деньги. Если ваша игра заработает $ 1 000 000, то нужному менеджеру из Apple прилетит нотификация на iPhone с вашими данными и он свяжется с вами для постоянной поддержки и «помощи». Реальность такова и на мой взгляд она обрела популярность не так и давно, но смысл в том, что платформам не выгодно рекламировать приложения, которые не зарабатывают, т.к. они живут на комиссию. И добиться внимания вы можете только тогда, когда будете способны поделиться с корпорациями своими деньгами. Думаю, что смысл вам понятен, но тему можно раздуть и в отдельный, большой материал… только скажите.

Возвращаясь к теме статьи и заканчивая высказывать свои недовольства про раздел «сегодня» можно сказать только следующее — если вы действительно интересуетесь новинками игр, то вряд ли вы найдете в этом разделе хорошую игру спонтанно, и скорее всего, вы узнаете о ее появлении из какого‑то другого источника.

А также… по слухам от разработчиков, можно сказать, что фичер от Apple в этом разделе уже не дает столько трафика, как это можно было заметить ранее. Большое количество загрузок из главной страницы снижалось спустя полгода после релиза нового дизайна AppStore, а через год сошло до минимума. И видимо по этой причине, редакторы предпочитают показывать одни и те же игры на постоянной основе в этом разделе, чтобы получить с них больше профита и «выжать» максимум из числа установок.

Что твориться в разделе “Игры”?

Количество приложений в мобильных сторах уже давно перевалило за миллион, но принципы, по которым игры показываются на главной не особо отличаются от того, что я писал выше. Часто в панели баннеров можно увидеть события из RAID: Shadow Legends, которая приносит большую комиссию платформам, а про Subway Surfers даже и сказать нечего… Эта игра имеет самое большое количество установок в мире и ее до сих пор показывают на главных страницах, хотя ее слот могла занять отличная инди‑игра или что‑то новенькое.

Subway Surfers вышла в далеком 2012 году и подобных «десятилетних» и успешных игр можно увидеть еще много на главной странице — там есть матч 3, фермы, и бильярд, который по словам разработчиков уже не поддерживается более года, но это не мешает ему занимать место на главной собирая остатки урожая.

Ситуация тут очень похожа на сервисы предлагающие просмотры фильмов — там есть что‑то зарекомендовавшее себя уже давно, а из новинок показывать нечего и на мой взгляд ситуацию могло бы улучшить наличие простого фильтра с годами выпусков игр.

Сама страница с играми содержит в себе большое количество фильтров, которые, кажется, что со временем уже устарели и далее давайте рассмотрим отдельные и интересные моменты из этих разделов.

Топ платных и бесплатных игр

Пример с играми, которые попадают в эти топы показан выше и там часто можно увидеть такие хиты, как Бабл Квас, Симуляторы макияжа, Туалетные войны и все прочее, что понравится неподготовленному пользователю.

Это раздел сломался в тот самый день, когда он появился на свет и способы «наращивания» игр установками, чтобы быть на первом месте работают и до сих пор. Про это написано не мало статей и с этим ничего не поделаешь… платформы хотят показать вам то, что в топе, а разработчики разгоняют установками свои игры и все вроде бы в плюсе. Но потом, мы видим статьи призывающие остановить игрострой, а в комментариях пишут про мобильные точилки, генераторы рекламы и все остальное… Просто обидно за индустрию.

Ситуация с топом платных игр выглядит похожей — гиганты заработавшие миллиарды занимают высокие позиции, а время еще больше на них работает и попасть в список почетных десяти‑двадцати мест удается одной игре раз в пятилетку. Кто был первый, тот собирает все сливки, и это происходит не только в индустрии разработки игр и думаю, вы понимаете это. Единственное, чему нужно отдать должное, так это тому, что Apple давно скрыл такой раздел из рекомендаций оставив только «самые скачиваемые» и «покупаемые» игры из премиум сегмента.

Лично я не заглядываю в эти разделы уже давно, но обычный обыватель пытающийся найти себе развлечение на вечер скачивает оттуда игры довольно часто, т.к. предложение заглянуть в раздел «лучших игр» находится в начале, интригует и не подвергает пользователя сомнениям. Собственно по этой причине разработчикам и выгодно «загнать» игру в топы и продержаться там как можно больше, чтобы попросту собрать большое количество органических установок.

Куда подевались новинки?

На самом деле ответа на этот вопрос у меня нет, но есть недовольство… и непонимание того, почему платформы так активно пытаются скрыть от игроков информацию о свежевышедших играх.

Раздел с новинками в Google Play переименовали в «Новинки и обновления» пару лет назад, чтобы аргументировать в нем наличие самых кассовых игр и иногда, если появляется такая возможность показать там одну из громких новинок. Почему это происходит — я уже писал и не раз… если игра приносит мало денег, то в нее не выгодно привлекать игроков и рекламировать ее на страницах платформ тоже — все просто!

App Store в плане новинок испортился максимально — раздел с новыми играми не имеет названия и можно только догадываться, где их искать, а находятся они в середине страницы всех игр и прячутся под баннером новых событий (пример выше, слева). А последний год Apple начала повторять все за своим конкурентом и в этом разделе стало попадаться больше тех игр, которые вышли уже давно и тех, что приносят большую прибыль разработчикам и платформам.

Также, новые игры можно увидеть и в других специальных подборках, но никто не подпишет, что они новые и это заметят только заядлые игроки и знатоки ситуации на рынке. Так например Vampire Survivors, новая NBA и Diablo Immortal можно было найти в разделе «сегодня», в карусели баннеров и в огромной подборке посвященной каждой конкретной игре в самом низу страницы, вместо блока категорий. И это удобно… когда нет громких новинок, баннеры меняются на категории, но из за этой ситуации, вся страница с играми превращается в кашу, а выбрать отдельную категорию игр становится возможным в четырех местах главного раздела и это занимает процентов 15–20 от всего свободного места, которое могло бы быть посвящено другим и хорошим играм.

Ниже пример того, сколько свободного места приходится на простой выбор категорий, учитывая, что в других местах есть еще и отдельные подборки игр в жанре puzzle, PRG и т. д. Как думаете, что находится во всех этих подборках?

Есть еще много разделов с красивыми названиями «выбор редакции», «вам может понравится», «рекомендуем» и с другими громкими заголовками, но если вы внимательно читали статью, то думаю, что также имеете представление об их содержимом.

Дьявол кроется в деталях, в категориях и в поиске…

Если вы ищите симуляторы, то первыми в списке поиска будут все игры компании Playrix и такую же ситуацию можно встретить по всем страницам Google Play и App Store и вроде бы тут не особо и докопаешься. Денег подобные игры приносят много, рекламировать их выгодно, а возможность погонять лысого по его дому сойдет и за симулятор, несмотря на то, что 99% времени будет потрачено на прохождение сложных уровней с головоломкой три‑в-ряд.

А справа подборка лучших RPG игр, где почетное четвертое место занимает симулятор барбершопа… и я воздержусь от комментариев, но вас попрошу не оставить незамеченным этот факт и поделиться своим мнением о ситуации.

Кстати, из примера выше можно увидеть, что каким‑то компаниям разрешают показывать на скриншотах «странный» геймплей и они даже добавляют его в игру в виде мини‑игр, чтобы было меньше предъяв. Но если вы выпускали свою игру в App Store, то должны понимать, что такие трюки разрешают не всем и вы можете проводить в ожидании апрува платформ несколько недель, а потом полностью изменять или править мелочи в своих скриншотах и ждать еще неделю и этот момент выглядит совсем не справедливо. Ну, вы же понимаете — это обычное недовольство…

Возвращаясь к категориям и симулятором можно сказать, что в них все невероятно сложно и неоднозначно и если некоторые категории более‑менее выдают в поиске, что ожидаешь, то симуляторы и стратегии, как пример, показывает мне не совсем то, что я хотел бы там видеть.

Еще несколько примеров можно увидеть ниже: в разделе викторин прячется игра про бутылочки и пробирки, а еще там есть Brain Test, который с трудом можно отнести к данному разделу и он отлично красовался бы в категории «Реклама после нажатия на каждую кнопку». Справа показаны разделы «казуальные» и «приключения», в которых маскируются матч3, мердж2 и подобные игры, которые заслуживают эти категории благодаря «высокобюджетному» сюжету и анимациям.

Ну, а про иконки с ревущими девушками от которых ушел их возлюбленный вы уже давно знаете… они есть у 60% игр, потому, что «работают» и подобные им примеры вы можете увидеть ниже.

А теперь давайте поговорим о причинах, по которым мы видим все эти игры в разных разделах, ведь помимо большого заработка на in-app и рекламе этих причин не так много…

  • При публикации игры вы можете указать несколько категорий помимо одной главной и в случае успешного продвижения игры вы будете отображаться в соответствующих разделах.

  • Ситуация с поиском еще интереснее и после того как Apple ввел политику с IDFA, то продвижение через поиск стало приоритетом для многих компаний и особенно для тех, кто разрабатывает игры в отдельных категориях, которые отлично “ищутся” пользователями в этом разделе. Разработчики стали уделять больше внимания внутреннему инструменту на этой платформе и теперь мы можем увидеть в поиске все, что угодно.

  • Редакторы вряд ли уделяют много внимания всем разделам на странице с играми и для них есть отдельные “работающие” места для продвижения любимчиков, а в каких-то разделах работают алгоритмы. Других аргументов у меня нет… но возможно, они проводят тут и множество экспериментов, поэтому разделы часто меняются, но я с трудов в это верю.

Ну и самая главная причина — это игроки, благодаря которым такие игры становятся популярными… Я писал выше, что сам иногда люблю собирать кристаллики в мобильных играх, особенно, когда летаю на самолете (это реально снимает у меня дикий стресс), но игроков, готовых играть в такие игры на постоянной основе гораздо больше… а более хардорная публика будет скачивать игры из поиска по названию игнорируя все разделы, о которых я говорил в этой статье… И на этом можно было подводить к окончанию материала, но напоследок хотелось бы перечислить еще несколько вещей, на которых стоит обратить внимание…

Иногда, можно встретить «интересные» категории как «про джойстик» в примере слева и даже там редакторы умудряются показать выгодные для рекламы игры. И тут возникает вопрос — для чего создаются эти категории? Действительно ли редакторы решили прорекламировать игры, в которые можно играть с джойстиком или раздел был придуман для рекламы Diablo, а все остальное подбиралось для галочки. И претензии тут не к Диабло — это хорошая игра, хоть я и считаю, что в нее лучше играть на компьютере и «предъява» тут только к подходу рекомендаций.

События, которые рекламируются на главных страницах (как в примере по центру) могут отсутствовать в игре в тот момент, когда вы ее скачаете и это возникает только по той причине, что менеджеры платформ не модерируют этот момент и позволяют разработчикам включать и выключать события в момент рекламы. А дело в том, что разработчикам может быть невыгодно запускать событие на время рекламы, или из‑за ошибок в событии и плохих результатов они могут принять решение по его отключению. Но последствия выливаются на игроков и мы видим в сторах рекламу того, чего может не быть в игре. А хорошо это или плохо судить только вам.

Подборки и игры обновляются раз в неделю и при таком количестве контента я бы задумался о переходе на более частые обновления разделов с играми и приложениями и возможно, в такой ситуации рекомендации будут работать более правильнее. А игроки смогут заметить какие‑то новые для себя игры, но только в том случае, если в таком подходе будет отсутствовать поддержка зарабатывающих миллионы разработчиков.

Ну и последнее, чего я не понимаю от слова «совсем»... Посмотрите на последний скриншот, где я решил почитать отзывы об игре и там мне показывают отзыв написанный три года назад. Как думаете он будет мне полезен? И на самом деле, я не понимаю, почему это происходит, но у большого количества игр я вижу похожую ситуацию, где информация с отзывами вообще не актуальна.

В итоге имеем то, что имеем. И вроде бы, всем хорошо…

Как же найти хорошую игру?

Несмотря на множество «странных» рекомендаций, есть пару разделов, которыми я постоянно пользуюсь и в последнее время нахожу для себя там хорошие игры. На обоих платформах они находятся в самом верху и называются «по последним загрузкам», «специально для вас» и «вам может понравится». Хорошие игры там появляются не каждый день, но я заметил, что нахожу что‑то интересное только там и иногда эти разделы могут вообще пропасть на неделю. А чтобы рекомендации работали лучше приходится скачивать множество игр одной категории… и возможно, алгоритмы обучаются в такой ситуации намного лучше.

Вы можете обратить внимание на разделы с играми по подписке и там действительно можно найти хорошие игры от крупных, небольших и независимых разработчиков. И хоть сама идея подписок для мобильных игр на мой взгляд не совершенна, но идея платформ о том, что игры там будут более качественными поддерживается до сих пор.

Ну, и конечно же, самым лучшем вариантом рекомендаций будут ваши друзья и знакомые. Такой подход работает не только с играми, но и с кино, с товарами в онлайн магазинах и реальный опыт ваших близких будет намного лучше чем от редакторов платформ, которые могут получать от этого выгоду.

И тут я бы мог порекомендовать вам какую‑то хорошую игру, но не буду этого делать, чтобы материал не был похож на спланированную рекламу. Лучше вы поделитесь ссылками на хорошие игры в комментариях или расскажите о том, как вы ищите их в Google Play и App Store и возможно, мы с читателями откроем для себя что‑то новое или с удовольствием это обсудим.

Дисклеймер: Манера подачи этого материала могла показаться вам грубой, но я никого не хотел обидеть, а просто поделился своим мнением о ситуации, т.к. открываю Google Play и App Store практически каждый день, но в последнее время перестал находить там что‑то интересное для себя. И кажется, что виною всему не разработчики игр. Я уважаю всех, кто делает игры, компании, которые я упоминал в этой статье, а также редакторов мобильных сторов и просто хотел бы сделать этот мир чуточку лучше. Заранее извиняюсь.

Спасибо, что дочитали и надеюсь, что вам понравилось! Заглядывайте ко мне в Telegram или ищите другие публикации в моем профиле. До скорого…

Комментарии (1)


  1. DSPFX
    00.00.0000 00:00
    +1

    Отличная статья! Автор мог бы более ррезко и определенно обзначивать свое недовольство. Эта же татья под метко мнение и потому если игра не нравится, так и пишите.