Привет, меня зовут Максим Кульгин, моя компания xmldatafeed занимается парсингом много лет. Встал вопрос поиска в команду менеджера по проектам, который будет обрабатывать входящие заявки на парсинг, ставить задачу программистам и сдавать работу клиентам. Поделюсь опытом найма и дам аккуратные, короткие советы соискателям…

Сразу подчеркну, что простые советы ниже относятся к конкретной вакансии в ИТ, но я думаю, что некоторые из них универсальные и подойдут многим, кто думает сменить работу. Это лишь мое частное мнение как работодателя, который сам (без HR менеджера) пытался закрыть вакансию. Текст писал я:), а не chatGPT...

Сама вакансия будет скоро переведена в архив, поэтому я приведу ее ниже, чтобы вы понимали кого мы искали. Никаких особых требований к кандидату мы не выдвигали — хорошие коммуникативные навыки, базовые знания в ИТ, умение работать в команде.

Вакансия. Никаких "холодных продаж". Понять задачу заказчика, сформировать стоимость, поставить задачу программистам, проверить результат и сдать работу.
Вакансия. Никаких "холодных продаж". Понять задачу заказчика, сформировать стоимость, поставить задачу программистам, проверить результат и сдать работу.

На вакансию я получил, не совру, больше 200 откликов и если вначале еще разбирал их по статусам в HH.RU, то потом просто просматривал резюме с сопроводительным письмом и если глаз «цеплялся» писал в чат (на сайте HH.RU есть такая удобная опция). Все это заняло порядка 3-х недель до момента, когда я пригласил человека выйти на работу. Всего было порядка 10 очных собеседований из тех, кто откликнулся на мое приглашение и смог приехать в офис (мы в Питере). Часть собеседований была по видео‑связи, а потом я приглашал (или нет) познакомиться лично.

Отклики на вакансию менеджера по проектам.
Отклики на вакансию менеджера по проектам.

Самая большая сложность в подборе человека на вакансию менеджер по проектам (продукту) в том, что не дать четкое тестовое задание. Когда мы ищем тестировщика или программиста ситуация в раз упрощается тем, что можно попросить сделать тестовое, далее оценить результат и пригласить на очное собеседование тех, кто справился лучше. В нашем случае пришлось читать практически каждое резюме из тех, кто откликнулся.

Предыдущая статья (см. ее здесь) набрала ~25k просмотров — своего рода рекорд для меня, я честно прочитал все комментарии (критику, поддержку и т. п. — их было очень много) и в этот раз решил ограничиться только рекомендациями:) для ситуации, когда вы не крутой специалист, за которым идет настоящая «охота» рекрутов (а таких вакансий, отмечу, большинство, т.к. нужных людей «выдергивают» напрямую, без размещения объявлений).

Итак, позвольте дать мои советы… Ясно, что никогда нет «очереди за забором» от умных и компетентных людей, но если вы осознаете, что на вакансию может быть >100 откликов, конкурс условно 1 к 100, хотите сменить работу и вакансия/компания вам очень симпатична, лучше поставить себя на место работодателя и подумать, как лучше себя «презентовать«.

1. Адаптируйте резюме под вакансию. Не всегда работает менеджер по HR, который вдумчиво изучает отклики и ищет сильные стороны кандидата, если последний постеснялся их четко и ясно выделить. Мой совет — адаптация резюме под конкретную вакансию так, чтобы с первых строк были видны ваши компетенции, наиболее нужные на этой работе. Зайдите на сайт компании, пробегитесь по социальным сетям, если есть видео — посмотрите парочку. Это позволит очень быстро подстроиться под ожидания! Займет, полагаю, ~10–15 минут времени.

2. Пишите сопроводительное письмо. Если вы написали сопроводительное письмо, которое тоже советую адаптировать под вакансию (занимает 2–3 минуты, подчеркнув ваши сильные стороны, нужные для этой работы), то работодатель получит отдельное уведомление на почту с прямой ссылкой в чат. Это резко повышает шансы рассмотрения.

Так, как мне кажется, делать не стоит. Я вам открою секрет :) - таких откликов 70% и если кто-то пишет сопроводительное письмо, это сразу привлекает внимание (мое по крайне мере).
Так, как мне кажется, делать не стоит. Я вам открою секрет :) - таких откликов 70% и если кто-то пишет сопроводительное письмо, это сразу привлекает внимание (мое по крайне мере).

Не стесняйтесь, если вам не ответили, снова написать в чат и напомнить о себе. Поверьте, вы никоем образом не покажитесь навязчивым. При большом количестве откликов, лично я, например, каюсь, иногда пропускал некоторые резюме.

Вот пример просто отличного сопроводительного письма. Позволил себе его привести здесь, т.к. по нему невозможно даже отдаленно понять, где сейчас работает человек, чтобы ему не навредить.
Вот пример просто отличного сопроводительного письма. Позволил себе его привести здесь, т.к. по нему невозможно даже отдаленно понять, где сейчас работает человек, чтобы ему не навредить.

3. Добавьте к сопроводительному письму сразу контакты: почта, телефоны, мессенджеры. Это позволит очень быстро связаться с интересным кандидатом. Лично я предпочитаю сразу перейти в Телеграмм, там списаться и может быть сделать короткий созвон. По итогу созвона уже пригласить человека в офис.

4. Добавьте фотографию к резюме. Не надо стеснятся, просто поверьте, это добавляет привлекательности к вашему резюме. Только не нужно фотографий с рыбалки, например:) Обычное, нейтральное фото, где видно лицо. Вполне достаточно.

5. Старайтесь переходить в личное общение с работодателем в мессенджеры. Если это допускается, то поможет вам установить более прямой/тесный контакт с лицом, которое принимает решение.

6. Позвоните в офис, попросите контактное лицо (часто указано в вакансии) и коротко напомните о своем отклике и желании претендовать на открытую позицию. Тем самым вы проявите заинтересованность, сможете выделиться среди большого количества соискателей. Займет 3–5 минуты, и не надо боятся показаться невежливым!

7. Закрыть вакансию не только «боль» работодателя. Помните, что хотя именно работодатель ищет человека (и кажется, что ему нужно больше, чем вам закрыть вакансию, ведь у него образуется «дырка»), при большом количестве откликов всегда можно выбрать нормального специалиста, упустив, скажем, идеального, который решит, что он настолько крут, что пренебрежёт советами выше. Как работодатель я проявляю инициативу до определенного момента, затем ожидаю увидеть адекватную реакцию на вакансию, если кандидат начинает какие то «игры» — у меня нет времени на это. Все очень просто:)

8. На ваше резюме может быть много откликов, но никто об этом не знает! Можно представить сценарий, что работодатель видит — ага, у меня ~200 откликов и мне должны что‑то эдакое сделать!? А то что у каждого кандидата тоже по 10–50 откликов может быть, он и не подумал. Все верно, но никто о вашей востребованности не знает и будут выбирать из тех, кто выстраивает адекватный, активный диалог!

9. Не нужно, простите, «плясать» перед работодателем. Это глупо и вызывает только отторжение. Вы откликаетесь на вакансию, проявляя свой интерес как профессионал в определенной сфере. Так же ошибочно думать, что получив ~200 откликов работодатель преисполнится важностью и начнет манипулировать. Цель бизнеса — быстро закрыть вакансию наиболее подходящим человеком. Все.

Как видите — советы очень простые. Вряд ли следование им займет у вас более 20–30 минут в день перед откликом на интересую вакансию, а отдача, поверьте, может быть довольно высокой. Все советы очень часто фигурируют в умных книгах по трудоустройству, но мой опыт показал — мало кто им следует.

Ключевое — просто должна быть разумная инициатива и интерес к работе, на которую претендуете. Если это есть — то поверьте, шансы ее получить очень сильно возрастают!

Больше информации вы можете найти в моем личном Телеграм‑ канале «Русский ИТ бизнес» — в нем пишу всю «изнанку», с чем сталкиваемся в процессе работы, без приукрашивания. Если что‑то упустил — спрашивайте в комментариях, отвечу обязательно.

Комментарии (10)


  1. Mirzapch
    00.00.0000 00:00
    +5

    К пункту 2. На hh нельзя повторно написать работодателю, до его предварительного одобрения. Можно только подредактировать отклик.


  1. Dmitry_Sel
    00.00.0000 00:00
    +9

    6. Позвоните в офис, попросите контактное лицо (часто указано в вакансии) и коротко напомните о своем отклике и желании претендовать на открытую позицию. Тем самым вы проявите заинтересованность, сможете выделиться среди большого количества соискателей. Займет 3–5 минуты, и не надо боятся показаться невежливым!

    Никогда так не делайте!

    2. Пишите сопроводительное письмо. Если вы написали сопроводительное письмо, которое тоже советую адаптировать под вакансию (занимает 2–3 минуты, подчеркнув ваши сильные стороны, нужные для этой работы), то работодатель получит отдельное уведомление на почту с прямой ссылкой в чат. Это резко повышает шансы рассмотрения.

    Смысла 0.


    1. makasin4ik Автор
      00.00.0000 00:00
      -3

      ну каждый останется при своем мнении. Я то свой опыт написал, как человек который искал специалиста


      1. losacef
        00.00.0000 00:00

        это зависит от компании, руководителя, кадровика. И некоторые действительно не любят надоедливых.


  1. alnite
    00.00.0000 00:00
    +11

    Цель бизнеса - получение прибыли. Прибыль можно получать, в том числе, сокращением издержек. Самый простой вариант сокращения издержек - "эксперименты" с наёмными работниками.
    К сожалению, современные капиталистические отношения активно навязывают позицию, что "хозяин" на рынке труда - работодатель. Однако, без работника, продающего свой труд, не было бы и капиталистических отношений.
    Ваша проблема с наймом - следствие из навязанного капиталистическими отношениями правила, "надо выгодно продать себя". Не все умею и хотят это делать. Однако, жить хотят все.
    Вы в этой статье идёте по почти тем же граблям, что и в предыдущей. Поскольку вы не настоящий капиталист, а скорее - мелкий буржуа (сами вкладываете свой труд в своё предприятие), то у вас получается на выходе некая идея солидаризма. Типа, "мы в одной лодке", "делаем общее дело" (ну типа участвуем в "движухе" на рынке труда, вы нанимаете, работник нанимается). Но вы уже успели забыть простое - цели ваши и наёмного работника разные. У вас - получение прибыли, у работника - поддержание жизни на приемлемом уровне. Отсюда у вас и некое детское непонимание: "ну почему мы вместе не можем быстренько закрыть вакансию в моей фирме"...


  1. ky0
    00.00.0000 00:00
    +8

    У вас половина советов — вредные. Наймите уже нормального эйчара или отдайте на аутсорс, я вас очень прошу. Каждый опус сердце кровью обливается, представляя, сколько человекочасов люди потратили.


    1. Mirzapch
      00.00.0000 00:00
      +1

      Нужно чтобы вредность работодателя совпадала с вредностью работника. Тогда получится долговременное сотрудничество. Иначе, кто-то один всегда будет чем-то недоволен.


  1. ZvoogHub
    00.00.0000 00:00
    +6

    Я вам дам дельный совет:

    воспользуйтесь своими собственными рекомендациями по найму и попробуйте пройти весь цикл от подачи резюме с фотографией до прохождения интервью.

    Так вы поймёте какие есть реальные, а не вымышленные рычаги для успешносмены раб. места на более выгодное.

    По результатам опубликуйте здесь статью с практическими рекомендациями для соискателя вместо ваших личных хотелок работодателя. Будет много плюсов в карму.


  1. ole325
    00.00.0000 00:00
    +1

    Очень полезные советы из серии, "делайте так, что бы работадателю было удобно", а по факту хорошо если половина откликнувшихся даже не прочитала до конца описание вакансии. Бесполезно просить делать удобные CV, нанимайте компетентных рекрутеров.

    Я хоть и не hr, но 230 резюме в состоянии проанализировать, это не 5К откликов, с каждым вторым можно побеседовать, это всего 8 часов рабочего времени.


  1. Asaphalandor
    00.00.0000 00:00

    Печально что у вас 200 + откликов. Но это видимо люди отчаялись просто.

    Кмк любой адекватный ПМ с реальными опытом увидев фразу "никаких холодных продаж" покрутит пальцем у виска и пойдет дальше.

    Это примерно как в описании вакансии педиатра увидеть фразу "никаких операций по стерилизации котов".