Создание монетизируемого мобильного приложения для App Store или Google Play  – только первый шаг на пути к успеху. Не менее важно достичь постоянного роста пользователей и прибыли проекта. Для этого нужно эффективно рекламировать и продвигать мобильное приложение, конкурируя с большим количеством похожих между собой проектов. 

В этой статье я рассмотрю основные аналитические показатели, которые позволяют сделать вывод о монетизации и масштабируемости проекта, работающего по подписке. Моя цель – предоставить вам информацию, необходимую для оптимизации рекламных кампаний, принятия решений на основе данных и, в конечном итоге, максимизации прибыли и количестве пользователей вашего приложения. Понимание этих показателей помогает лучше определить области для улучшения продукта и позволяет своевременно корректировать  маркетинговую стратегию и ценообразования в мобильного приложения. В свою очередь, это обеспечит конкурентоспособность и прибыльность вашего приложения в долгосрочной перспективе.

1. Стоимость триала и инсталла

В начале запуска приложения важно отслеживать два ключевых показателя: стоимость триала и инсталла. Их анализ позволяет сделать первичные выводы о масштабируемости и окупаемости проекта. 

Cost of installation, CPI (Cost Per Install): CPI, или Cost Per Install – это показатель, который отслеживает стоимость установки пользователем мобильного приложения или первого открытия (first open) на определенном рекламном канале. Он помогает компаниям оценить эффективность маркетинговых кампаний и оптимизировать рекламные расходы.

При грамотном анализе данного показателя компания может добиться роста количества установок при минимально возможных затратах. Он рассчитывается в соответствии с формулой:

CPI ($) = Spend / Installs,
где Spend = (сколько потратили на рекламу), а Installs = (количество установок).

CPT (Cost Per Trial): CPT, или Cost Per Trial – это метрика маркетинга, которая позволяет отследить среднюю стоимость привлечения нового клиента через определенный маркетинговый канал.

Учитывая, что у нас приложение с подпиской – чаще всего отслеживается стоимость действия “активация платной подписки или бесплатного периода платной подписки”, сравнение данного показателя для разных рекламных каналов позволит понять, какой из них более выгоден и куда стоит направить усилия. Он рассчитывается следующим образом:

CPT ($) = Spend / Trials,
где Spend = (сколько потратили на рекламу), а Trials = (количество триалов).

Как анализировать: На сегодняшний день существует тенденция объединять пользователей с платных и бесплатных источников трафика при подсчёте затрат на CPI. Существует связь между тем, сколько пользователей пришло благодаря платной рекламе – и сколько пришло из органики. Например, если 100 пользователей пришло из органики, то после закупки 1000 установок с платных рекламных каналов – органический трафик может увеличиться до 500 установок. Это обусловлено следующим:
А) улучшение позиций в рейтингах приложений или роста позиций по ключевым словам;
Б) часть трафика с платных каналов может не атрибуцироваться к платному источнику из-за iOS 14.5 и попадёт в органический трафик.
Если не получается получать прибыль от закупки платной рекламы, велика вероятность, что прирост органического трафика позволит получить прибыль с рекламных активностей. Более подробный анализ представлен на ниже.

Как анализировать: Большая часть мобильных приложений отслеживает данный показатель. Считается, что чем ниже стоимость триала, тем больше будет количество триалов, а следовательно, прибыльность данной рекламной кампании или рекламного источника будет выше. 

Некоторые мобильные приложения не позволяют пользователям активировать бесплатный период, в таком случае списание денег происходит сразу, что ведет к росту показателя возвратов подписки (Refunds). Чтобы предотвратить резкий рост показателя возврата средств рекомендуется внедрить триальный период. Триальный период предоставит пользователю возможность ознакомиться с функционалом и контентом приложения, и если он не отменит подписку от сервиса, то по истечению 3 или 7 дней будут списаны первые деньги.

Скриншот 1.  Рекламный Facebook Ads, который демонстрирует пример рекламной кампании в США и количество установок после запуска рекламной кампании, так и количество понесенных затрат.
Скриншот 1.  Рекламный Facebook Ads, который демонстрирует пример рекламной кампании в США и количество установок после запуска рекламной кампании, так и количество понесенных затрат.

2. Конверсия в триал

Конверсия в триал – это процент пользователей, который подписывается на пробную версию после взаимодействия с продуктом. Данный показатель показывает, насколько мобильное приложение ценно пользователю, заинтересован ли он попробовать в том числе в бесплатный (триальный) период. Он рассчитывается в соответствии с формулой:

Conversion to Trial (%) = Trials / Installs * 100%. 

Показатель может различаться в зависимости от длительности бесплатного периода (три дня, неделя, месяц или иные сроки), либо от анализируемого региона (страны).

3. Конверсия в подписку

Конверсия в подписку – это процент пользователей, которые после периода пробной подписки, продлевают использование приложения на платной основе . Он рассчитывается в соответствии с формулой:

Conversion to Subscription (%) = Subscriptions / Trials * 100%.

Скриншот 2. Система аналитики подписок ChartMogul и Показатель “Конверсия в триал”
Скриншот 2. Система аналитики подписок ChartMogul и Показатель “Конверсия в триал”

Часто после завершения пробного периода пользователи отказываются от платного плана ввиду разных причин: приложение не оказалось полезным, высокая стоимость подписки для конкретного пользователя, изменившиеся предпочтения пользователя. Важно отслеживать данный показатель, так как даже позитивные показатели таких метрик как CPI / CPT, не свидетельствуют об окупаемости и масштабируемости проекта. Если пользователи не переходят из триального периода на платный – стоимости CPI и CPT могут оказаться не репрезентативными.

4. Возвраты подписки (Refund rate)

Коэффициент возврата денежных средств – это процент пользователей, которые требуют возврата денег за подписку после совершенной покупки (подписки). Анализ данного показателя позволяет выявить проблемы ценообразования и оценить ценность мобильного приложения для пользователей. Он рассчитывается в соответствии с формулой:

Refund Rate (%) = Refunds (возвраты) / Purchases (покупки) * 100%.

Скриншот 3.  Административная панели App Store Connect, на которой можно видеть количество возвратов средств.
Скриншот 3.  Административная панели App Store Connect, на которой можно видеть количество возвратов средств.

Постоянная поддержка пользователей позволяет снизить данный показатель: коммуникация через почту, обработка отказов, предложение скидок и бонусов. Такая практика более распространена среди крупных компаний с большими оборотами, так как даже небольшой процент возвратов может существенно влиять на выручку крупного бизнеса.

5. Повторные попытки списания средств 

Billing retry – это повторная попытка выставления счёта пользователю мобильного приложения после первой неудачной попытки. Показатель  отражает платежеспособность пользователей, а также временные сложности при оплате: привязка просроченной банковской карты, либо недостаток средств на балансе. В некоторых странах данный показатель можно снизить через понижение стоимость подписки.

6. LTV (Lifetime Value)

Lifetime Value – это показатель, отражающий объём денег, которые компания сумеет заработать с пользователя за период пользования мобильным приложением. Самый простой способ расчета данного показателя можно отразить пропорционально: измерить взаимозависимость между первым, вторым, третьим и последующими списаниями. Например: компания привлекла

100 пользователей, которые заплатили за недельную подписку; в 1-ю неделю 100 списаний, во 2-ю неделю – 75, в третью – 56 и так далее. Пропорциональный подсчет показывает, что от недели к неделе компания теряет примерно 25% относительно предыдущей недели. С помощью таблицы можно рассчитать пропорциональную зависимость до того момента, пока не останется ни одного подписчика. В вышеприведенном примере - это 17 недель, Суммируя количество списаний на протяжении всех 17 недель, мы получается  следующее:

100 + 75 + 56 + 42 + 32 + 24 + 18 + 14 + 10 + 8 + 6 + 4 + 3 + 2 + 1 + 1 + 1 = 297

Это означает, что за 17 недель общее количество списаний составит 297. В среднем, на 1-го подписчика будет порядка 2,97 списаний. При цене подписки в 7,99$ за вычетом комиссии, LTV одного пользователя составит 5,2*2,97=15,44.

Если LTV пользователя > чем CAC, Customer Acquisition Cost, то приложение приносит прибыль.

Данный график демонстрирует, что пользователи могут использовать приложение с платной подпиской достаточно долго: вплоть до нескольких лет.
Данный график демонстрирует, что пользователи могут использовать приложение с платной подпиской достаточно долго: вплоть до нескольких лет.

7. ROMI (Return On Marketing Investment)

Возврат инвестиций на маркетинг – это показатель, который позволяет оценить эффективность маркетинговых затрат путём сопоставления их с полученным доходом от данных затрат. Чем выше данный показатель для рекламных кампаний – ROMI, тем лучше для компании. Он рассчитывается в соответствии с формулой:

ROMI = (Доходы от маркетинга − Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%.

Целесообразно регулярно отслеживать изменения данного показателя, чтобы понимать, что приложение прибыльно и работает не в минус. 

Если данный показатель меньше - следует дорабатывать как продукт и улучшать маркетинг. По результатам внедрения подобных изменений можно добиться окупаемости рекламных компаний  и их прибыльности.  

  • Маркетинговые изменения: можно протестировать разные виды креативов (статичные изображения, видео), посмотреть на CPI/CPT каждого из них. На страницах мобильного приложения в магазинах приложений можно протестировать скриншоты и иконки, чтобы улучшить конверсию и снизить CPI.

  • Модификации продукта: имеет смысл изменить количество экранов или промежуточных шагов на онбординге, их визуальное оформление. На экране с триалами и подписками следует сделать редизайн, изменить цену подписки и её длительность (годовая, месячная, недельная).

В заключение следует отметить, что анализ ключевых показателей подписки имеет решающее значение для приложений. Корректный и своевременный анализ описанных в статьей показателей позволяет оптимизировать рост и прибыльность на конкурентном рынке приложений, работающих по подписке.  Мониторинг таких показателей позволяет компаниям получить ценную информацию о поведении, удовлетворенности и предпочтениях пользователей и соответственно разработать успешное с точки зрения монетизации и удовлетворения пользователей приложение. 

Комментарии (2)


  1. Govar
    00.00.0000 00:00

    С помощью чего лучше всего замерять без потерь?

    У нас приложение для практики разговорного английского.

    У нас есть GA4, firebase, meta sdk. Appsflyer не ставили – сильно дорого выглядит.

    В моем случае в приложении критически важно замерять следующие показатели:

    1. Инсталл

    2. Регистрация (создание учетки)

    3. Активация (посещение встреч, то есть определеного экрана приложения)

    4. Триал

    5. Покупка.

    6. Ну и, судя по всему, refund.

    7. LTV (приложению всего 6 месяцев, есть повторные несколько покупок, но триал только внедрили. Что брать за lifetime в юнит-экономику, когда неизвестно сколько юзер живет?)

    Заранее спасибо, хорошая статья


    1. Tazzard Автор
      00.00.0000 00:00

      1. Для замера инсталлов, регистраций, активаций и триалов с покупками вполне можно обойтись Firebase + Meta SDK, нужно настроить in-app эвенты по логике приложения (создать in-app события, которые назвать как будет удобно использовать в дальнейшем, например registration / event_visiting / exact_screen_inapp / trial / purchase и так далее).

      2. Для анализа триалов / покупок / рефандов - вопрос привычки, мне удобнее использовать сервис ChartMogul, он может подтянуть все исторические метрики с аккаунта разработчика.

      3. По прогнозированию LTV - можно на исторических данных посмотреть, как себя вели пользователи, например: если подписка месячная, то поглядеть помесячно - сколько пользователей из 1-го месяца обновилось во 2 / 3 / 4 / 5 месяц, сколько пользователей из 2-го месяца обновилось на 3 / 4 / 5 месяц (и так далее) и на основе этого примерно понять, сколько примерно списаний у вас за полгода происходит.