Как распознать в своем чаде айтишника: возможно ли это, на что смотреть и что делать, если вам кажется, что ваш ребенок — определенно будущий гений IT.
Часто, когда думают, что ребенок может идти в программисты, считается, что он должен обладать желанием постоянно все делать по одному и тому же алгоритму (по крайней мере, в анекдотах).
А как происходит на самом деле? Мы опросили специалистов индустрии и наших преподавателей кафедры STEM, чтобы разобраться в вопросе. И теперь расскажем об общих и частных мнениях, которые во многом сошлись по ключевым моментам.
Сегодня почти каждый второй пятиклассник, играя в новую версию «Mайнкрафта», думает пойти учиться на программиста. А многие не думают, а пишут приложения и создают свои простенькие игры — с такими все понятно, у них явно есть способности и желание заниматься программированием. А как быть с остальными?
Надо ли искать какие‑либо специальные способности у своего ребенка или заниматься их развитием, чтобы обеспечить ему выбор востребованной профессии?
IT сейчас, без сомнения, огромная отрасль — айтишники работают как в технологических компаниях, так и помогают обычным компаниям оцифровать свой бизнес. И за время существования профессии требования к людям и представления о том, кто лучше будет справляться с работой, постоянно менялись. Сначала в «операторы ЭВМ» массово брали женщин — потому что их роль представлялась чем‑то вроде персонала, обслуживающего вычислительное устройство. Затем, в результате увеличения количества вакансий программистов и в то же время при отсутствии соответствующих специальностей в университетах, в «программисты» стали брать людей, умеющих рассуждать и решать логические задачи. Известны попытки искать таких среди шахматистов.
В России в девяностые годы работать программистами шли люди, интересовавшиеся компьютерами, и в основном это были выпускники технических специальностей вузов: математики, физики, химики. По мере того как профессия программиста становилась все более массовой, все более денежной и людей стало не хватать, в IT стали работать люди с самым разным образованием.
К сожалению, никакого абстрактного айтишника не существует. Образ программистского гения как тихого ребенка в углу и с клавиатурой в руках — только стереотип.
Есть, однако, возможность разглядеть в ребенке склонность к техническим или гуманитарным специальностям, и есть качества, на которые стоит обращать внимание, например:
умение и желание систематизировать и сортировать предметы и объекты по разным признакам;
умение замечать схожие паттерны и видеть различия;
стремление создавать аккуратные структуры.
Но даже склонность к логическому мышлению и умение составлять алгоритмы — только предпосылки, не дающие никаких гарантий успеха в области программирования. Айтишнику требуются не только знания логики и языков программирования, но нужны еще и развитые навыки коммуникации, и сам по себе тот факт, что ваш ребенок — интроверт или асоциальный зануда, еще не значит, что ему будет хорошо в IT. Есть много ситуаций, когда у человека хорошо получается программировать, а по жизни он страдает от отсутствия социальных связей. Поэтому в раннем возрасте важнее дать ребенку навыки построения этих социальных связей (на своем примере в том числе), которые ему пригодятся в жизни, записывать в клубы и кружки, помогать ему найти сообщество увлеченных и близких по духу друзей. Для этих целей кружки по программированию тоже подойдут.
В разных странах происходит по‑разному, в России в больших городах до сих пор много кружков программирования для школьников, бесплатных и не очень. Важно понимать, что принцип «чем дороже — тем лучше» тут не работает, все зависит от педагога, среды, компании — в общении с увлеченными сверстниками мотивация будет выше, и прогресс — быстрее. Можно просто отвести ребенка в ближайший кружок с удобным расписанием и посмотреть, увлечется ли человек.
В 7–10 лет можно начинать знакомить детей со Scratch — популярной средой визуального программирования для детей. В ней много бесплатного обучающего материала, в ней занимается огромное количество пользователей по всему миру. Конечно, как и любое другое знакомство с новым, лучше всего это делать в игровой форме, без давления. Если ребенок заинтересуется, то может впоследствии продолжить обучение программированию.
И даже не обязательно дожидаться школьного возраста, чтобы начать развивать навыки, которые потом пригодятся в профессиональной жизни. Выбор развивающих игр огромен, и для любого возраста можно найти что‑то полезное. Ханойские башни для двухлеток, наборы «Лего» с трех лет и роботы «Лего» — c восьми, Scratch для двенадцати лет, даже постройки механизмов в игре «Mайнкрафт» — от всего будет толк.
Если погружение идет плавно и поэтапно, то изучение математики и предметов STEM можно не форсировать. Когда у ребенка появится хорошее абстрактное мышление, когда понадобится делать сложные действия, тогда и подтянется математика — как раз примерно в средней/старшей школе.
И даже если не подтянется, это никак не определяет шансов вашего ребенка попасть или не попасть в IT в будущем. Сегодня кроме «чистых» программистов, которым время от времени нужна математика, в этой сфере задействованы лингвисты, дизайнеры, администраторы сетей и баз данных, руководители проектов, тестировщики, сетевые инженеры, специалисты по безопасности, скрам‑мастера, аналитики, технические писатели, девопс‑инженеры, специалисты технической поддержки, UX/UI, системные интеграторы и многие другие. Поэтому, при таком огромном поле, понятно, что напирать только на математику не имеет смысла. Никакие косвенные признаки не могут указать на успехи в IT в будущем. Такая классика, как логическое мышление, умение составлять алгоритмы решения задач, может что‑то показать, но это только предположения, не дающие никаких гарантий.
Да и выбрать профессию заранее в ситуации, когда все меняется каждый год, не представляется возможным.
«Никто не знает, что будет с IT, когда ребенок вырастет, и что будет next big thing. В начале двухтысячных все массово шли в юристы и экономисты (и, как обычно, в актеры), а айтишники были не новыми супергероями, а все еще странными ботанами в вытянутых свитерах. К тому же профили постоянно меняются. И двадцать лет назад тех специальностей, которые есть сейчас, просто не было».
Но есть вещи, которые в любом возрасте и при любых склонностях будут важны и полезны любому ребенку.
Прежде всего, в какую бы сторону вы ни смотрели, учить английский — это обязательно!
Математика, конечно, важна. Прокачивайте STEM — математику и физику, можно с ребенком попробовать порешать задачи, но без давления. Не обязательно заставлять ребенка решать задачки из учебника, можно найти игровые формы — например, онлайновая математическая игра, которую делает «Марабу», где в игровом формате детей в возрасте 10–13 лет за год познакомят более чем с тридцатью разделами математики, от арифметики и навыка производить вычисления до логики, комбинаторики, теории графов и других ее областей.
И никогда не стоит забывать про физическое развитие! Как уже доказано учеными с помощью ФМРТ и прочих штук, способных видеть человека насквозь, движение — причина развития мозга. В мозге близки зоны, связанные с движением и памятью, и даже одноразовая тренировка улучшает когнитивные способности — внимание, рабочую память, и влияет на появление новых нейронов. В общем, если не записать ребенка в спортивную секцию, то хотя бы отправить ребенка на улицу просто погонять мяч.
Если родители ребенка — программисты, скорее всего, у ребенка тоже могут быть склонности к интеллектуальному труду, и вопросов с профориентацией уже не возникает, но может возникнуть вопрос с выбором высшего образования. Что говорят на этот счет наши эксперты:
«Из технического вуза попасть в IT проще, чем из гуманитарного, так что если твердо решили идти в IT — лучше идти через STEM‑траекторию. У всех на слуху университеты, где огромный конкурс по ЕГЭ, плюс всемирно известные вузы типа MIT. Если ребенок туда поступит — в IT он точно попадет. Но в этой области открытых вакансий гораздо больше, чем выпускают все эти вузы в год, так что просто хорошо готовьтесь к ЕГЭ, поступайте в хороший вуз и потом, если захотите, идите в IT«.
При этом надо понимать, что в России, да и в мире тоже, при поступлении на IT‑специальности нет экзаменов по программированию, а по математике и физике — есть. Значит, эти предметы — в приоритете во время подготовки к экзаменам.
В программировании, как и в других технических специальностях, есть свои подводные камни: бывает сложно, неинтересно, бессмысленно, много работы. И невозможно предсказать, куда развернется эта сфера в следующие десять‑пятнадцать лет. Может так случиться, что к моменту окончания института уже не будет смартфонов, а будут очки дополненной реальности. То есть почти наверняка свежевыпущенному специалисту придется доучивать что‑то уже в процессе работы.
Итак, остается суммировать основное:
для успехов в жизни ранняя специализация не обязательна, да и не очень реальна. Будущий профиль IT‑специалиста заранее предугадать и выбрать невозможно. Поэтому можно спокойно развивать мышление в раннем возрасте, прокачивать базовые STEM‑навыки в школе, если есть интерес, пробовать написание несложных программ (либо сложных, если получается) и ближе к поступлению решить, куда именно поступать;
дети многое перенимают друг от друга — поэтому заниматься программированием и математикой лучше в кружках или компаниях единомышленников;
учить английский и/или другие языки, пригодятся все;
для развития мозга физическая активность важна не меньше, чем умственная, так что обязательно помогите ребенку найти то, что ему нравится — плавание, велосипед или футбол;
направлять без давления. Просто наблюдайте, чем интересуется ваш ребенок, и, если его интерес интенсивен, мягко и плавно направляйте его, тогда востребованный и счастливый будущий специалист сам определит свой путь.
О нашем подходе и программе, в которй нет границ между предметами в рамках кафедр, можно почитать подробнее. Куррикулум.