????‍????

Сегодня хотим поговорить о форматах обучения, которые существуют в современных реалиях, о том, как найти формат, подходящий вам и вашему ребенку, и на что обращать внимание, выбирая новую школу.

Школа для ребенка — один из главных вопросов, который волнует родителей при смене места жительства. Целый комплекс сложностей сопутствует переезду в другую страну: языковые проблемы, несовпадающие программы обучения, разные методики, новые одноклассники и педагоги. Бывает непросто подобрать школу, если у вас высокие требования к образованию, но и без этого хлопот с разнообразными трудностями не меньше. Обратимся к тому, какие вообще есть варианты для семей, переезжающих в другую страну, в образовательном поле.

Во-первых, существует обычный формат государственной или частной очной школы — private/public school. В таком формате работает подавляющее большинство школ во всех странах мира. При релокации или эмиграции главный плюс очной учебы — наилучшая интеграция в среду, потому что «живой» поход в школу — прекрасный способ начать строить социальную жизнь на новом месте. Кроме того, многие страны выдвигают специальные требования, чтобы дети ходили именно в обычные школы.

У этого формата есть и другие весомые плюсы: обучение «глаза в глаза», ежедневное погружение в образовательную среду, возможность найти друзей, живущих поблизости, заданный школьным расписанием распорядок дня. Но есть и серьезные минусы: нередко обучение проходит на языке страны, который ребенок может не знать или знать недостаточно хорошо, специфические учебные предметы, с которыми ребенок раньше не сталкивался, непривычные писаные требования и неписаные правила, которые трудно понять. В большинстве стран есть программа second language — с ее помощью к школе адаптируются дети, не знающие местного языка. В Америке она вообще есть почти в каждой школе, так как это эмигрантская страна. Это одна из лучших систем, потому что чем больше ребенок общается на языке новой страны, тем быстрее он на нем начнет говорить, читать, писать. Сразу отдавать ребенка в школу на местном языке — это, конечно, лучший вариант.

Если же вы не уверены, что останетесь в стране, лучше отдавать ребенка в русскоязычную школу, чтобы изменений было как можно меньше. Не стоит создавать ребенку лишний стресс. Но найти русскую школу в другой стране — уже довольно большая задача (мы об этом пишем в нашем цикле о школах в разных странах). И, рассматривая школу только на русском в другой стране, вы заведомо сильно сужаете рамки. Это затормозит адаптацию в новой стране и изучение местного языка. Ребенок проживет год, принимая страну как чужеродную и временную, и потом ему будет сложно побороть этот психологический паттерн. Но, конечно, необходимо все равно искать школу и, перед тем как отдать туда ребенка, обязательно говорить с дирекцией о том, умеют ли там работать с такими детьми. Как искать хорошие школы с историей в новом месте? Спрашивать в локальных комьюнити. Это вообще универсальное правило: если нужно что-то найти, узнавайте у местных.

Любой переход из школы в школу психологически сложен. А уж если школа в другой стране, у ребенка может начаться настоящая паника. Психолог Екатерина Кадиева советует в этом случае:

«Для начала подробно поговорите с ребенком о том, что его ждет. Узнайте, в чем его тревога, ибо она есть всегда. Любые изменения — это стресс, а стресс — это тревога. Например, частые страхи: «Я захочу в туалет и не буду знать, как сказать это на местном языке», «Меня не примут дети», «Я не знаю, куда идти». Вопросы могут быть самые разные — выясните, какие именно беспокоят ребенка, и по возможности решите их заранее. Выучите с ним базовый запас слов. Покажите школьное здание. Расскажите, как лучше вести себя с детьми. Если есть возможность и если это начальная школа, обязательно приезжайте познакомиться с учительницей. Это всегда очень полезно.

В первый день ребенку должно быть максимально комфортно. Если это уже сложившийся класс, посмотрите на детей. Обсудите, что ребенок будет есть и во что будет одет. Сделайте так, чтобы ему было максимально комфортно во всех мелочах.

Когда ребенок вернется из школы, узнайте, как прошел день и что из его ожиданий сбылось. Если вы поняли, что с одноклассниками не складывается, обсудите сначала с учительницей, как лучше поступить, чтобы их отношения наладились. Она с вами с удовольствием поговорит, потому что ни один учитель не хочет конфликта у себя в классе. Можно позвать детей в гости или погулять с ними. Чем спокойнее ребенку в школе, тем лучше он учится и тем с большим удовольствием идет в школу, в которой у него все получается. Не стесняйтесь и не жалейте на это времени».

Такой формат хорошо подойдет общительному ребенку, который открыт всему новому, легко адаптируется и легко обучается — конечно, при условии, что новая школа готова не только учить, но и оказывать помощь в адаптации. Но даже если образовательное учреждение подходит логистически, оно может оказаться далеко не тем местом, где лучше всего учат вашего ребенка.

Во-вторых, родители могут выбрать (и нередко выбирают) так называемый хоумскулинг, то есть домашнее обучение. Хоумскулинг дает наибольшую гибкость семье в выборе предметов, учебной нагрузки, количества учебных часов ежедневно. Это возможность тонко настроиться на конкретного ребенка и его образовательные потребности и особенности. С другой стороны, хоумскулинг возлагает огромную нагрузку на родителей: организация образования ребенка, подбор сообществ детей и кружков, социализация. Родители-хоумскулеры, обучающие всему своих детей самостоятельно — великие люди, перед которыми можно преклониться, ведь далеко не все на это способны. При этом для детей социализация и общение с детьми крайне важны, для многих порой это — основная мотивация, чтобы вообще ходить в школу. Организация полноценного обучения и полноценного общения — тяжелая работа, которую при хоумскулинге родителям не с кем разделить.

В-третьих, некоторые родители рассматривают школы с обучением в онлайн-формате. Это отличная возможность переезжать с места на место, не выключая ребенка из образовательного процесса. Требования к ученику стабильны и понятны, система проверки знаний отработана. Но для обучения в средней школе такой формат не слишком хорош. Он требует высокой мотивированности, самодисциплины, хорошей концентрации и устойчивости внимания. По статистике, даже взрослые люди, занимающиеся на образовательных онлайн-платформах, нечасто доходят до конца обучения, — что же говорить о детях! В этом формате родителям приходится брать на себя львиную долю обязанностей — поддерживать волевое усилие, учебную мотивацию, интерес ребенка. В этом могут помочь дополнительные занятия и частные репетиторы, но чистый онлайн-процесс работает у единиц.

И здесь вступает в игру модель blended learning. Она совмещает очные сессии и онлайн-обучение. Как это работает? На примере школ очно-заочного обучения Le Sallay учебный год начинается двух-трехнедельной очной сессией. Дети приезжают в школу, интенсивно учатся и знакомятся, после чего разъезжаются по домам и продолжают заниматься онлайн в тех же группах, — это позволяет сохранить сложившийся круг общения. Главный плюс — в стабильности: вы можете уехать в другой город, другую страну или даже на другой континент, а ребенок останется в той же школе и будет заниматься с теми же учителями, с которыми был на очной сессии, с теми же одноклассниками, с которыми уже выстроил отношения. Очные сессии проходят несколько раз в год, и это позволяет группам сработаться и перенести партнерство в онлайн.

Стабильность учебной среды крайне важна для психологической стабильности — при переезде у ребенка и так меняются город, дом, вид из окна, вещи, язык, климат, а в обычной ситуации это усугубляется адаптацией в новой школе. Тем ученикам, которые вместе с семьей переезжают с места на место, школа, работающая в формате blended learning, помогает сохранить привычный круг общения как частичку себя.

У смешанного обучения есть и минусы — оно может не подойти детям, которым тяжело учиться онлайн, и тем, кто психологически не готов расставаться с родителями даже на короткий срок.

Впрочем, удобный формат обучения для тех, кто переезжает или много путешествует (а сейчас таких семей становится все больше и больше), — далеко не главное. Дело в том, что практически во всех странах мира средняя школа — наиболее проблемный этап образования. Редко где можно найти качественные программы для подростков 10–14 лет. Например, такой предмет, как история — болевая точка большинства школ мира. Школьная программа зачастую фиксирована на национальной оптике и не дает общей картины. То же относится и к изучению литературы — в большинстве школ акцент делается на национальную литературу страны проживания.

Для международных школ, работающих в смешанном формате, есть возможность так составить программу, чтобы она была максимально мультикультурной. Упор делается на мировую историю и мировую литературу во всей связности.

Релокация может быть временной — человек переезжает по работе, перевозит семью, но в долгосрочной перспективе допускает вариант возвращения. В этом случае рекомендуется выбирать школу, позволяющую сохранить русский язык на высоком уровне, параллельно вводящую обучение на английском языке, — чтобы минимизировать изменения для ребенка, но при этом подготовиться и к другим вариантам развития событий. Среди школ смешанного формата есть такие, что постепенно переходят в билингвальный формат, поднимая уровень владения английским языком без потери русского.

Еще один важный аспект — возможность обучения в модели STEM-образования. Эта современная и продвинутая модель объединяет в систему естественные науки и инженерные предметы: science (наука), technology (технология), engineering (инжиниринг) и math (математика). Детей учат рассматривать задачу в целом и вести проектную деятельность на стыке дисциплин. Гибкость мышления, эрудиция и креативность, навыки анализа и умение делать выводы — вот что получают дети при STEM-образовании.

При выборе формата blended learning школьным педагогам в сотрудничестве с родителями проще построить для ребенка индивидуальную образовательную траекторию, подобрать подходящие конкретным детям приемы и способы получения информации, скорректировать программу. При этом ребенок попадает в класс — малую группу — с детьми со сходным образовательным уровнем и интересами. Кроме педагогов, с детьми работают психологи, которые умеют взаимодействовать с самыми разными потребностями и способностями детей — от тех, у кого есть трудности с социализацией или усвоением материала, до тех, кому обычной программы недостаточно и кто может двигаться быстрее по маршруту средней школы. Гениям психологическая поддержка нужна не меньше, чем детям с особыми потребностями, и важно, чтобы школа умела работать с одаренными детьми.

Что еще волнует родителей, когда они думают о формате смешанного обучения? Самостоятельный выезд ребенка на очные сессии в другую страну — определенный стресс для всех. В большинстве своем дети и родители успешно с этим справляются. Возраст детей на такой форме обучения — 10–14 лет, потому что более младшим детям тяжело психологически отрываться от родителей. А для тех, кому 10 лет и больше, три недели очной сессии — период, в течение которого точно не случится нарушения привязанности, выпадения ребенка из семьи. Возможность уехать на пару недель четыре раза в год — это шанс «прокачать» свою самостоятельность, безболезненно отработать желание почувствовать себя отдельной от родителей личностью, получить навыки общения. Ребенку некогда скучать — помимо обучения, на очной сессии очень много других активностей. Кроме этого, профессиональные психологи ведут работу с ребенком, он взрослеет и развивает социальные навыки — это крайне важно. И отдельный аспект — умение общаться не только с теми, кого выбрал ты сам, а навык выстраивать отношения с любыми людьми. Чем старше человек, тем труднее этому научиться. В комфортной среде это умение становится естественной частью обучения.

Выбирая формат обучения в средней школе, особое внимание стоит уделить будущему — тому, что будет дальше, как ребенок будет встраиваться в комьюнити и образовательный процесс в старшей школе, что поможет ему полностью адаптироваться и раскрыться. Образовательная стратегия должна включать формат, подходящий семье и ребенку, учитывать его интересы и возможности родителей. Если на родине он учился в сильной школе или по авторской программе, а на новом месте найти что-то близкое не удалось, стоит подумать, нужно ли снижать планку. Возможно, формат blended learning — самый подходящий, чтобы обеспечить ребенку качественное образование и смягчить процессы интеграции/адаптации.

Сейчас многим людям непросто: переезд и потеря привычной среды — очень большой стресс для детей и взрослых. И основная задача школы — не только давать качественное образование, но и уменьшить стресс семей с детьми, дать ребенку возможность раскрыть свои таланты, а родителям — уверенность в том, что их дети справятся с новыми вызовами. В общем, не жалейте ресурсов, времени и сил на образование ребенка. Но мы уверены, что вы и так уже отлично справляетесь.

Комментарии (1)


  1. j-dev
    05.08.2023 10:25

    Конечно же онлайн. Тут никаких сомнений быть не может. И только в школе Le Sallay. В эту школу очередь из желающих. Даже рекламу на хабре не требуется размещать.