Когда я начинал работать в 90х годах в фирме Nienshanz, царство ей небесное, то новый сотрудник начинал работать очень быстро. Заводим login, вот тут у нас файлы *.c, вот тут *.h, вот тебе набор дискет с Borland C, и вперед, копай от забора и до обеда. Однако времена меняются, но этих изменений я долго не замечал.
Ну или эти изменения начали происходить позже. Во всяком случае, во время работы в Америке (три разные фирмы), и во время работы во Франции я начинал приносить пользу буквально со второго дня. После этого я работал три года в крошечной фирме, где бюрократии не было вообще, а потом 12 лет отработал в очень крупной западной компании.
По мере работы там я оброс тем, что мне хочется назвать 'Company-skills'. Помните, вначале было hardware и software, и потом между ними возникло firmware? Вот также между soft skills и hard skills есть company skills. Company skills это знания кучи URL, умение заказать доступы и знания, кто что аппрувит. Где смотреть логи Kibana и где алерты Zabbix и Grafana. Куда можно лезть, а где дадут по рукам. Это logins в 8 разных доменах (фирма поглотила много фирм поменьше, и они тихо переваривались в ее нутре. Но домены сопротивляются перевариванию дольше всего). И текстовый файл с кучей URL и текстовыми описаниями, что и где. Это умение правильно создать заявку в доморощенной системе XXX. И память о том, что в системе XXX логин надо вводить как просто 'user', в системе YYY как DOMAIN\user, а в ZZZ как user@domain, иначе не сработает.
Hidden text
А у менеджера часто все skills это soft skills + company skills
Я уже тогда понимал, как это много багажа, не относящегося напрямую к hard skills. И, когда фирма решила уходить после, как принято говорить, известных событий, мне пришлось довольно долго писать KT (Knowledge Transfer) и описывать кучу мелочей.
Дальше я проходил большое количество интервью уже в российских фирмах, подробно ознакомился с работой в двух и смог немного 'заглянуть за занавес' еще в нескольких. Кстати, я все же испытал культурный шок.
Однако организация дел, надо сказать, была поставлена хорошо. Однако я осознал, что company skills это не только то мое прошлое, что я оставил другим, но и то, что мне самому предстоит освоить. И объем этот велик. Может быть из-за частичной завязки на DevOps и из-за того, что я отчасти админ. Еще больше URL, еще больше хитростей, еще больше company skills.
При этом сами company skills это чистый overhead для всех сторон. Для сотрудника это то, что он должен выучить, но это никак не улучшает его резюме, а при переходе в другую компанию все это придется безжалостно выкинуть - в другой фирме все будет по другому!
Для фирмы это минус, потому что сотрудник начинает приносить пользу не сразу. У меня вообще создалось впечатление, что первую неделю я вообще не сделал почти ничего полезного, в первый месяц начал быть немного полезен, а через три месяца можно выйти на 70-80% производительности старожила.
Забавно, но чем больше автоматизации в компании, тем больше нужно Company-Skills. То есть автоматизация действительно ускоряет рутинные операции, но увеличивает порог вхождения. Рассмотрим варианты (разумеется, сферические и в вакууме):
a. когда сделаешь свой exe, скопируй на сервера A,B и C. Ручками!
b. когда сделаешь свой exe, то запусти специальный jenkins job, он все сделает сам. Где jenkins? Вот URL. Попробуй. Так, у тебя нет доступа. Давай запросим. Для этого у нас есть система заявок. Вот URL. Теперь у тебя есть доступ. Но ты еще должен вложить файл с описанием, что и куда копировать, yaml. Смотри какие у нас обозначения. Для этого есть wiki. Вот URL. Нет, нет, имена серверов нельзя писать просто, надо писать определенные синонимы. А вот тут надо обязательно поставить пробел. Это у нас застарелый баг, иначе не будет работать.
Знакомо? Я сам в некоторой растерянности, многие оптимизации приносят не только добро, но и зло. Больше автоматизации - больше порог входа, а текучка после известных событий очень большая. И как найти нужный баланс?
А сколько занял период полу-врабатывания (когда вы вышли на производительность 50% от старожила) и комфортно стали взаимодействовать со всеми системами?
Комментарии (55)
triky99
02.04.2023 15:24+24это называется onboarding
justmara
02.04.2023 15:24+7так он называется там, где он есть. а у остальных - компани склиз и прочие странные самовыдуманные названия для неведомого процесса, которым никто не догадался заниматься.
novoselov
02.04.2023 15:24+2Автор смешал в кучу onboarding и adaptation.
Onboarding зависит от того насколько автоматизирован сетап нового пользователя, количества внутренних систем и бюрократии для получения к ним доступа, в среднем onboarding затягивается от пары дней до недели в крупных компаниях.
Adaptation это период ознакомления с проектом и процессом разработки, по идее после первого удачного изменения в проде можно сказать что первичная адаптация пройдена, на это обычно уходит от недели до месяца в зависимости от задачи. Некоторые компании устраивают bootcamp, чтобы сразу ввести новых разработчиков в процессы.
Последующая адаптация может растянуться на полгода и больше. В этом плане производительность 50% от старожила очень условный показатель, так как есть большая разница в производительности при написании нового кода или внесении крупных изменений в старый. Когда в проекте 1+ млн строк кода и сотни модулей нужно понимание общей архитектуры системы и зависимостей, а не просто знание процесса или умение кодить.
WebConn
02.04.2023 15:24+10a. когда сделаешь свой exe, скопируй на сервера A,B и C. Ручками!
А получать доступ на эти сервера не надо? Ну и, кстати, хорошо настроенный jenkins можно вообще никогда не видеть (если он триггерится по git push и логи падения в чатик или на почту присылает)
plFlok
02.04.2023 15:24+14а потом приходит на почту письмо: "ci error: no such dict in TTargetsVH" + стектрейс из непонятных названий. И понимаешь, что срезать углы всё-таки не удастся.
*звук выданного квеста*. награда: 200 опыта.
AlanRow
02.04.2023 15:24+3Кстати, файлик скорее всего нельзя положить абы куда, а в специально обозначенное место, которое тоже надо помнить/записать
cross_join
02.04.2023 15:24+17В связи с распространением Devops, процедура интеграции нового разработчика стала занимать долгие недели даже в небольших фирмах.
sanapad
02.04.2023 15:24Расскажите подробнее почему вы так думаете, пожалуйста. Правда интересно.
cross_join
02.04.2023 15:24+1Поводов много, например, сегодня даже маленькое предприятие может за пару часов накликать мышкой себе в облаке инфраструктуру, которую лет 20 назад использовали действительно крупные проекты с предварительным обоснованием и закупкой оборудования.
Javian
02.04.2023 15:24+5Скелеты в шкафу могут находиться и через пару лет. Какой-нибудь богом забытый сервис. И о нем могут не знать даже старшие коллеги.
Rive
02.04.2023 15:24+3О да, перезагрузка сервера, который три года работал непрерывно на унобтаниуме и чёрной магии, может потом вылиться в ручную конфигурацию nginx в режиме online, чтобы всё могло подняться заново. И всё это - в созвоне нескольких сотрудников, ни один из которых не понимает до конца, зачем оно было так настроено и что ещё может отвалиться.
Притом на выходных.
ogost
02.04.2023 15:24+5На одной из моих прошлых работ был некий сервер от Sun. За дальностью лет не помню ни модель, ни зачем этот сервер был нужен, но он был одним из ключевых серверов. А проработал он больше 15 лет не выключаясь. Никто не помнил пароли от него, поэтому нельзя было ни выключать его, ни завершать рутовскую сессию. Интересные времена были, да.
VladimirFarshatov
02.04.2023 15:24+4На одной из моих прошлых работ, внезапно выявилось, что комп уволенного полгода назад сисадмина стоит в каптерке и активно работает. Попытка его выключить обвалила очередь сообщений, которая как оказалось не могла работать без этого компа. Ни паролей ни настроек никто уже не помнил, в т.ч. и сам уволившийся за новой жизнью админ. Поднимали как заново.
slonpts
02.04.2023 15:24+1Это, конечно, потрясающий результат.
Но как, Холмс?
Как ни разу за 15 лет электричество не выключалось дольше, чем ИБП мог продержаться? И аккумулятор у ИБП 15 лет проработал?
Сервер же явно до распространения современных датацентров был включен. "За давностью лет" + 15 лет - году так в 2005, а то и раньше?ogost
02.04.2023 15:24+4Я пришёл в ту компанию (телеком оператор) в 2009, на тот момент у него уже был аптайм в 10 лет. Ушёл я в 2014, он всё ещё работал, говорят после меня он недолго проработал.
Работал он в серверной, не совсем дата-центр, но и не обычная комната с ИБП. У этой серверной были две независимые от городской сети источники питания от двух электростанций и две независимые промышленные ИБП, в случае отключения питания сразу от двух электростанций (а это при мне два раза случалось) вся серверная из ~30 стоек забитых под завязку 40 минут могла проработать от этих двух ИБП. Так же имелись два аварийных дизель-генератора, каждый в одиночку мог тянуть всё это. Аккумуляторы в ИБП регулярно обслуживались и менялись. Ничего суперсовременного даже по тем временам, обычная серверная оператора средней паршивости, там даже кондиционеры были обычные офисные.
Удивительно другое - как жёсткие диски не вышли из строя за столько лет непрерывной работы?
vvbob
02.04.2023 15:24+3Удивительно другое - как жёсткие диски не вышли из строя за столько лет непрерывной работы?
Это, как раз и не удивительно, на мой взгляд. Обычно электроника (электрика) ломается именно в момент включения/выключения, из-за бросков тока. Если все просто постоянно работает в штатном режиме, со стабильным напряжением, то ломаться там особо нечему, подшипники работают с минимальной нагрузкой (особенно учитывая что сервер намертво прикручен к планете, и никаких ударов не получает), а все остальное работает либо через электромагнитные поля (безколлектроные двигатели), либо на воздушной подушке (головки), износа никакого. Постоянная температура - нет перегрева и вызванных им деформаций. Есть некоторая деградация самого магнитного слоя, но она тоже компенсируется самим диском. В общем в таких условиях винты могут прожить очень даже долго.
velipre_xella
02.04.2023 15:24+3На предыдущем месте именно на получение всех доступов и готовности что-то своё в прод вываливать неделя или две ушли, емнип. Но помимо комфортного взаимодействия со всеми системами, есть же ещё и погружение в предметную область. Общение с технологами и аналитиками, бизнесами. А это какой угодно длины марафон.
Dimaasik
02.04.2023 15:24+4Мне вот интересно узнать опыт других, а как часто вас задалбывают менеджеры вопросами и претензиями через 2 недели после трудоустройства мол мы ожидали что ты будешь активнее и более заинтересован проектом? Просто некоторые рассказывали прям совсем страшные истории и интересно узнать опыт других)
MyraJKee
02.04.2023 15:24+3На последнем месте где-то как раз через 2-3 месяца какую-то пользу начал приносить. Через полгода уже практически уверенно себя чувствовал. Очень много бесплодных знаний, но зато льщу себя надеждой что в этой компании достаточно ценен.
Ksoo
02.04.2023 15:24+3Когда я был разработчиком, это для меня закрывал тимлид. Обеспечивая задачи списом каналов и действий которые нужно там произвести.
Когда уже я стал тимлидом, то поступал аналогично. В компании есть стандартный месячный онбординг расчитаный на плотное погружение в первый первую неделю, и сильно слабее в оставшееся время. Но пользу приносили все сотрудники уже в первую неделю. Особенно это было хорошо заметно, когда онбордишь сотрудника в области в которой сам не являешься специалистом.
funca
02.04.2023 15:24+1При этом сами company skills это чистый overhead для всех сторон. Для сотрудника это то, что он должен выучить, но это никак не улучшает его резюме, а при переходе в другую компанию все это придется безжалостно выкинуть - в другой фирме все будет по другому!
Для фирмы это минус, потому что сотрудник начинает приносить пользу не сразу
Зато это снижает текучку. При достаточном количестве регламентов и тренингов, у вас просто не будет ни времени ни сил, чтобы ходить по собеседованиям в поисках приключений где-то на стороне.
NervNazarov
02.04.2023 15:24+27По опыту последней работы: Онбординг с получением доступов занял день по заранее подготовленному чек-листу. Первый деплой багфикса в одном из микросервисов где-то через неделю. Первый крупный релиз с моим участием состоялся где-то через четыре-шесть месяцев.
Но вот прошел год. Продукт состоит из полутора сотен микросервисов. За этот год я глубоко залез где-то в десяток из них, краем глаза зацепил еще штук тридцать. Ну пусть будет пятьдесят для ровного счета. А еще две трети продукта - до сих пор чертов черный ящик, и когда на саппорте прилетает очередная задача в стиле "если сепулька фиолетовая то она в ленте сепулек отображается в анфас, а должна в профиль" - я впадаю во фрустрацию, потому что вообще не в курсе, что это за сепульки, какие они еще бывают кроме фиолетовых и сколько микросервисов заняты в формировании ленты сепулек. И это удручает.
Ivan22
02.04.2023 15:24почему удручает, значит инкапсуляция работает. Просто недостаточно специалистов специализированных у вас
pif1982
02.04.2023 15:24+5Один знакомый на проекте Транснефть полтора месяца приходил на работу и сидел перед выключенным экраном, ожидал доступов.
Сам недавно уволился из конторы, потому как не мог 3 месяца получить доступ в продуктив клиента.
Birek
02.04.2023 15:24+10Работаю в банке, однажды 10 сотрудников ждали доступ 2 месяца. Пол года назад перевелись в новосозданный департамент, из за бюрократии нет новых должностных инструкций, до сих пор не можем получить доступ к одной программе.
yaguarundi
02.04.2023 15:24-12платют сколько?
Ещё, я подумал, что чаще всего женщин (не всех) такая ситуация будет устраивать. Они будут ходить на работу, ничего не делая, чтобы получать ЗП и посвящать себя семье (хорошо, если на работе есть связь и телефон на входе не забирают). Мужчин чаще наоборот это не устроит и они уйдут туда, где есть работа, а не сидишь без дела.
Ioanna
02.04.2023 15:24+2Почему именно женщин?) Я бы какой-нибудь учебник почитала в такой ситуации.
Dimsml
02.04.2023 15:24Я бы какой-нибудь учебник почитала в такой ситуации.
Только если бумажный, свои электронные устройства в такие места часто не дают пронести.
Ioanna
02.04.2023 15:24В чем проблема купить бумажный учебник?)
Metotron0
02.04.2023 15:24+1распечатать…
SuperTEHb
02.04.2023 15:24+2Запросто! Вот сейчас доступ к принтеру запросим...
Metotron0
02.04.2023 15:24Нет, распечатать дома и принести с собой. Зачем покупать бумажный, когда можно купить электрнный и распечатать? Ну или даже не покупать, есть же кое-что в открытом доступе. Или это может быть и вовсе документация с официального сайта.
edo1h
02.04.2023 15:24Зачем покупать бумажный, когда можно купить электрнный и распечатать?
а вы пробовали? получается как минимум толще, кроме того, распечатать — это половина дела, надо переплести, без этого это не книга, а груда бумаги
VladimirFarshatov
02.04.2023 15:24Мне подобное (и тоже про эту фирму) рассказал коллега, когда я запереживал, что уже неделю сижу за пустым экраном на новом месте работы .. нет доступов. -"Чего ты запереживал .. вон, месяц.." ;)
Xatory
02.04.2023 15:24+6Есть такая проблема, и она состоит, как мне кажется, в лени и недостатке квалификации.
Возьмём фронт - казалось бы, npm ci и проект готов к работе. Какой-нибудь npm start, и вот тебе дев окружение. npm run build - в таком виде пойдёт в прод, заверни в веб сервер и смотри глазами пользователя.
Но нет. Нужно нашаманить конфиги, которые лежат в гите, и не закоммитить их так случайно. Зависимости все ставят через npm install и просто ревертят package-lock.json, ибо страшно там что-то менять. И да, у всех разные версии зависимостей: кто-то только онбордится и развернул впервые, а кто-то 5 лет назад поднял проект и "работает - не трогай". А ещё и в пайплайнах также - каждый билд лотерея. В вики лежит инструкция на три экрана с описанием запуска проекта, а в Readme "всё устарело". Хотя и в вики тоже "неправильно", "напиши Васе - он пол года назад поднимал проект три недели, должен помнить как надо".
Всё это решается на раз, ведь для этого npm и сделан. Но кто-то не умеет, кому-то лень описывать - хочется забыть этот кошмар, кто-то переписал вики, но неправильно, потому что не до конца понял что к чему...
Ах да, ещё бывает когда что-то делается в цейтноте, и "навести порядок" не дают времени - есть новая фича и она нужна завтра. Но это немного другая история
vvbob
02.04.2023 15:24+2Я как-то на одной фирме полгода не мог толком работать, потому что VPN не подключался, а в чем тут дело бравые админы никак не осиливали разобраться, потом убеленный сединами аксакал, которого
вытащили с пенсиизаставили таки работать свою работу что-то там поправил в учетке, и все заработало.
arTk_ev
02.04.2023 15:24Работал на крупную американскую компанию – начал работать только через 6 месяцев – все это время ждал доступ и акки. Американцкие компании особо выделяются бюрократией.
vconst
02.04.2023 15:24Проголосовал за 1 день
Но я не айтишник, а полиграфист с 20+ лет опыта, фактически — я овкрквалифаед для 99% интересующих меня вакансий. Мне надо только показать где лежат шрифты и цветовые профили (если есть), где ТТХ изданий и тп мелочи. Потом надо выбить в торой монитор, а планшет я и из дома притащить могу, пока не выдадут на работе
Aldrog
02.04.2023 15:24У нас в компании есть выделенный онбординг примерно на два месяца, который кроме получения доступов включает учебные задания на ознакомление со стандартами кодирования, с API внутренних библиотек и некоторыми сопряжёнными процессами и инструментами. Только после этого начинается работа над задачами проекта, с постепенным вливанием и всеми сложностями, описанными автором.
В общем, ощущать, что приношу компании хоть какую-то пользу я начал уже ближе к концу полугода работы.
Ах да, и занимаюсь по итогу в значительной степени именно автоматизацией рутины и оптимизацией всяких процессов, так что дальше будет только сложнее.
zloddey
02.04.2023 15:24Для фирмы это минус, потому что сотрудник начинает приносить пользу не сразу
По моему впечатлению, ряд компаний это вполне устраивает. Типа, мы потерпим какое-то время, пока сотрудник знакомится с нашим окружением. Зато потом он тааак залипнет, что застрянет у нас на долгие годы! Попытается пойти на сторону, а потом задумается, где он вообще будет нужен с такими специфическими знаниями, которые больше нигде не пригождаются, - и передумает.
vvbob
02.04.2023 15:24+1Большая бюрократическая машина вообще не думает (если она вообще умеет думать) категориями пользы и прибыли. Там просто есть регламент, и он должен исполняться как святые скрижали. Это уже что-то религиозное, как верующий не особо задумывается в чем смысл отбивания поклонов нарисованному на куске доски какому-то древнему мужику, так и в бюрократических системах - есть Документ, и все обязаны ему подчиняться.
В такой системе можно в принципе просто потеряться, получать свою з/п и нихрена ради этого не делать, что многих людей вполне себе устраивает.
mepMuHamop
02.04.2023 15:24я в своей фирме начал приносить пользу года через три
пока что-то начал понимать ????
Lelepaul
02.04.2023 15:24-1Сначала думал, что вкатился за месяц, сейчас, спустя три года, понимаю, что даже через год не понимал даже на 1/10 всего происходящего на рынке. Работаю маркетологом.
dkuzminov
02.04.2023 15:24Проголосовал за "полгода" и соврал, т.к. я до сих пор чувствую себя проходимцем в этом лесу политик и процедур. Что еще хуже, я чувствую себя в "Стране Чудес", где абсурдные вещи введены в систему и даже "логически" обоснованы. Интуиция разбивается напрочь об скалы корпоративных полиси и гайдлайнов, и многое противоестественное приходится запоминать (зачастую предварительно получив в лоб черенком от грабель, заботливо спрятанных соратниками).
onets
Интересная идея. Но вот на текущем месте - я когда проработал месяц другой думал, что стал приносить пользу. А проработав уже почти три года начал думать - насколько же я бесполезен и сколько всего еще мне предстоит узнать, да хотя бы в предметной области…
Moskus
Классика проблемы дифференциации между "я" и "не-я", потому что ваше личное восприятие недостаточной скорости роста ваших навыков не имеет никакого отношения к тому, на сколько реально это требуется для выполнения поставленных перед вами задач.