На современной ретро-сцене почти не осталось места конкуренции. Некогда непримиримые враги, ZX Spectrum и Commodore 64 стали едва ли не восьмибитными братьями. Фанаты Super Nintendo не прочь написать что-нибудь эдакое под Sega Mega Drive. Мир стремительно меняется, и кажется, что технологии прошлого остаются интересны лишь небольшому кругу энтузиастов.
Увлечение ретро-техникой – это отличный способ расширить кругозор и выйти за рамки традиционных инструментов программирования. Освоить, например, язык ассемблера и приемы оптимизации кода.
Под катом мы собрали несколько примечательных кейсов «применения» ретро-компьютеров и консолей в наши дни. С одной стороны, это попытки «натянуть сову на глобус» и заставить ретро-технику выполнять вполне современные задачи. С другой – это способ по-новому взглянуть на возможности классических систем и попробовать применить их в наши дни.
Commodore 64: связь с МКС, майнинг, музыка и расчеты для малого бизнеса
Commodore 64 по праву может считаться лучшим 8-битным компьютером: превосходная графика, мощный аудио-чип, процессор MOS 6502 (прямо как в терминаторе Т-800). Что еще можно желать?
Например, почему бы не выпустить C64 в открытый космос? Ретро-энтузиаст Пэрри Симпсон (автор канала Retro Recipes) смог при помощи Commodore 64 отправить сообщение на МКС и даже получить ответ.
При помощи любительской радиостанции, модема, некоторого дополнительного оборудования и ПО Симпсону удалось соединиться с МКС, передать на неё заранее заготовленное сообщение Sent from a Commodore 64! и поймать ретрансляцию собственного сообщения с МКС на Землю. Технически, если в этот момент хотя бы один космонавт наблюдал за дисплеем, отображающим входящие сообщения, он мог прочитать короткое «письмо», переданное с Земли при помощи ретро-компьютера.
Если вас интересуют подробности эксперимента, рекомендуем посмотреть видео ниже. Там детально объясняется, каким образом удалось передать сообщение. Возможно, кому-то из читателей захочется повторить этот опыт.
Но перейдем от космических технологий к чему-то более приземленному. На волне популярности майнинга пользователь GitHub под ником ytmytm (настоящее имя – Maciej Witkowiak) написал майнер для добычи Bitcoin.Практическая польза от использования C64 невероятно сомнительно. Проект майнера в первую очередь интересен как образец нестандартного современного ПО для ретро-компьютера. По данным автора, производительность майнера составляет порядка 0.3 хэшей/с. Для сравнения, на видеокарте GTX 2080 производительность выражается уже в десятках мегахэшей – так что истязать коллекционный компьютер в коммерческих целях совершенно бессмысленно.
Еще один необычный сценарий использования Commodore 64 – в роли кассового аппарата. Многим известно, что в США не существует особенных требований к кассам: главное, чтобы он мог исправно функционировать. Поэтому нередко можно встретить на какой-нибудь заштатной заправке аппарат, выпущенный на заре XX века.
Кое-где до сих пор в этих целях используются настоящие Commodore 64. Нам не удалось найти фотографий или видеороликов, на которых компьютер был бы запечатлен в этой роли. Однако по свидетельствам историков компьютерной индустрии, им не раз попадались Commodore 64, преимущественно ранних ревизий, с характерными наклейками на кнопках и следами долгой ежедневной работы.
Ну и напоследок одно из самых забавных переосмыслений C64: знаменитый в узких кругах шведский «Баян-Коммодор».
Инженер и музыкант из Швеции Линус Оккесон сконструировал новый музыкальный инструмент в виде баяна из парочки Commodore 64.
Чтобы сделать мехи (гофрированную проставку в середине инструмента) ему пришлось буквально распотрошить кучу дискет для компьютера. По словам изобретателя, на каждую складку уходило до 3-х дискет. Их нужно было разрезать в двух направлениях, а затем склеить хитрым образом.
По словам изобретателя, этот «инструмент» вряд ли будет всерьез использоваться им по назначению. «Коммодордион» оказался слишком тяжел и неповоротлив. После получаса игры на нём у музыканта буквально отваливается левое плечо.
Как бы то ни было, эксперимент получился весьма смелый и неожиданный. C64 в очередной раз показывает себя во всей красе.
Atari ST: мощный midi-комбайн для музыкантов
Восьмибитные компьютеры Atari, несмотря на большую популярность, не могли похвастаться ни широкими возможностями, ни даже качественной сборкой – особенно это касается «младших» моделей. Кому хотя бы раз доводилось подержать в руках модель наподобие 65XE, наверняка запомнили ее характерный хруст и малоприятные ощущения от клавиатуры. Впрочем, даже у этих ПК есть обширная фан-база.
Компьютер Atari ST – это нечто совершенно иное. После череды неудач, преследовавших Atari на поприще 8-битных машин, Джеку Трэмиелу (генеральному директору Atari Corporation и основателю компании Commodore) требовался прорыв. Подливала масла в огонь активная конкуренция за место под солнцем с небезызвестной Amiga – новым детищем Commodore, из которой Трэмиела в свое время уволили коллегиальным решением совета директоров.
До сих пор, спустя почти 40 лет после релиза, Atari ST помнят, как главный музыкальный компьютер 1980-х. Более того, некоторые саунд-продюсеры до сих пор используют его на повседневной основе для создания музыкальных треков.
Одна из отличительных особенностей Atari ST – это отдельные MIDI-порты (Out и In), в которые можно было подключить, к примеру, собственную музыкальную клавиатуру. Та же «Амига» этими портами с завода была обделена (впрочем, MIDI-интерфейсы для нее активно производились и продавались отдельно), поэтому на ней в свое время процветала трекерная музыка.
В этом видео демонстрируются возможности компьютера:
Почему команда разработчиков Atari ST решила внедрить в компьютер MIDI, относительно новый на тот момент протокол, разработанный для обеспечения связи между электронными музыкальными инструментами, остается предметом больших споров. Даже те, кто работал в Atari в то время, похоже, не знают, кем и по какой причине было принято такое решение. А если вспомнить знаменитую тягу Джека к микроменеджменту и сокращению трат на всех этапах производства, появление MIDI в Atari ST становится особо таинственным.
«Честно говоря, я вообще не представляю, кто побудил компанию установить туда MIDI-чип», — признается Дэррил Стилл, который пришел в компанию в 1988 году и в итоге поднялся по карьерной лестнице, став руководителем отдела маркетинга в Европе. «Я никогда не встречал в Atari ни одного музыканта или эксперта по звуковым чипам. Ни в США, ни в Европе никто специально не занимался звуком. Возможно, чип установили в компьютер с целью охватить как можно более широкую аудиторию потенциальных пользователей, но я не уверен в этом до конца.»
До сих пор на eBay и даже Авито можно встретить «серьезные» объявления о продаже Atari ST за баснословные деньги – только потому, что это «до сих пор актуальный компьютер для музыкантов».
GameBoy: карманный диджей
Приложение Little Sound Dj (также известное как LSDj) было создано Йоханом Котлински в 2000 году, с тех пор оно постоянно модернизировалось и расширялось. В настоящее время это, вероятно, один из наиболее популярных инструментов для создания чиптюнов (хотя здесь наверняка могут поспорить мастера SID или AY-3-8910). Однако портативная игровая консоль гораздо удобнее для публичных выступлений в реальном времени, чем тот же ZX Spectrum или C64.
Официальные картриджи LSDj уже давно не выпускаются, поэтому в настоящее время самое доступное средство — купить пустой картридж для Game Boy и самостоятельно прошить ПЗУ для него.
Конечно, в интернете можно встретить уже готовые прошитые картриджи, но в чем тогда интерес? Кроме того, в итоге придется заплатить гораздо больше, чем обошлась бы самоделка. Информацию обо всем этом можно найти на сайте LittleSoundDj.
Если у вас есть flash-картридж для GameBoy, вы вполне можете скачать последнюю версию ROM’а приложения и попробовать запустить LittleSoundDj на реальной консоли.
PS1 в качестве hi-end проигрывателя CD
PS1 первого поколения (SCPH-1000, SCPH-1001, SCPH-1002) была способна выдавать невероятно качественный и богатый звук. Потягаться с ней могли разве что дорогущие hi-end системы. От прочих «упрощенных» моделей отличалась наличием раздельных разъемов-тюльпанов на задней части корпуса и высококачественным ЦАП Ashahi Kasei Microsystems AK4309AVM, невесть как оказавшимся в обыкновенной игровой приставке.
Самое удивительное, что вплоть до середины 2000-х мало кто обращал внимание на эту особенность PS1. Вероятно, никому попросту не приходило в голову подключать ее к качественной дорогой акустике. Забавно – на момент получения своего «аудиофильского» статуса PS1 можно было найти на вторичном рынке всего за 30-50 долларов – и это притом, что некоторые люди сравнивали звучание стоковой PS1 с аппаратурой за 35000 фунтов!
А какие интересные варианты использования ретро-техники известны вам? Чур – не писать про некротические Win98-компьютеры в качестве серверов радиостанций.
Astroscope
Ну, отправить APRS сообщение - дело небольшой вычислительной мощности, потому что терминал отдает нехитрые команды TNC по RS-232 - грубо говоря, это что-то сравнимое с работой с BBS через аппаратный модем, наверное даже проще. Вся работа ложится на TNC, который можно сравнить с телефонным модемом - именно TNC преобразует простые "высокоуровневые" команды в модемные посылки и наоборот. Раньше это было аппаратным, дорогим и нередко довольно хорошим. Потом мощность компьютеров возросла и появилась софтовая эмуляция, сначала такая себе (Winmodem), потом телефонные модемы вымерли, а еще позже софтовая эмуляция сравнялась или даже опередила хорошие аппаратные решения недавнего прошлого, поэтому сегодня TNC почти всегда являются софтовой эмуляцией. Помимо TNC нужна радиостанция - вместе с TNC получается радиомодем, ну и антенна. Что до МКС, то установленный там диджипитер ретранслирует (автоматически) сообщение назад, на землю, и сатгейты - станции, принимающие пакеты со спутников и ретранслирующие их в наземный эфир и/или в интернеты, сообщение примут, сделая его доступным для всех желающих. Вот где-то так оно работает. То есть интересно, но не требует высокой производительности.