В мае 2023 года исполняется 28 лет со дня выхода игры Terminal Velocity. А в марте этого года вышел её ремастер. Игра не стала такой культовой как Doom II, который появился годом ранее, или Descent, который опередил Terminal Velocity с релизом всего на несколько месяцев. Почему эта игра удостоилась ремастера и чем она многим памятна?
Начало и середина 90-х были эрой расцвета шутеров. Многие хотели повторить успех Wolfenstein 3D и Doom. Однако придумать что‑то новое в этом жанре было непросто. В 1995 году Parallax Software создала Descent — смесь шутера и авиасимулятора. Это также была первая в истории полностью трёхмерная игра‑шутер, обычно эту честь ошибочно отдают Quake. На момент выхода Terminal Velocity сравнивали как раз с Descent. TV — это гибрид шутера от первого лица и аркадного космического симулятора. Только если в Descent действие происходит в замкнутых пространствах, то в Terminal Velocity — над поверхностью планет. Иногда такие игры называют экшенами с шестью степенями свободы, то есть в них игрок может двигаться во всех плоскостях.
Terminal Velocity была разработана компанией с названием… Terminal Reality. В начале компания состояла всего из двух человек. Один из которых, Марк Рэндел, раньше был ведущим программистом Microsoft Flight Simulator. Впечатлённый наработками команды, продюсировать игру взялся Том Холл из Apogee Software. Terminal Velocity стала также первой игрой, выпущенной от имени 3D Realms, нового подразделения Apogee.
Сюжет для аркадного экшена не является чем‑то первостепенным. Но он в Terminal Velocity есть и он продуман. В 90-е годы я был ребёнком и любил фантастику, так что само наличие сюжета казалось мне крутым. Действие происходит в 2704 году. Земля входит в межпланетную федерацию «Alliance of Space Faring Alien Races». Внезапно, в какой‑то момент, все союзные силы этой организации обрушиваются против Земли. Человечество едва не было уничтожено. Последней надеждой Земли становится экспериментальный космический истребитель TV-202. Серия этих истребителей настолько экспериментальная, что многие лётчики‑испытатели, которые пилотировали подобные аппараты раньше — разбились. Но вам не остаётся ничего больше кроме как надеяться на то, что данный истребитель вас не подведёт и вам удастся справиться с инопланетными армадами в одиночку. А заодно и узнать чем же было вызвано это нападение. Да, сюжет немного не уровня Джорджа Лукаса, но для шутера неплохо.
Сюжет в Terminal Velocity раскрывается нам через красиво сделанные для 1995-го года катсцены и предполётные брифинги. В детстве у меня дух захватывало от этих роликов. Я надеялся, что в ремастере они переделают и катсцены, но увы. По качеству они остались те же. Но про ремастер позже.
Terminal Velocity разделена на три эпизода. Первый из которых, по традиции Apogee, распространялся бесплатно, как shareware. Каждый эпизод содержит в себе три уровня, а каждый уровень в свою очередь — три стадии, в финальной из которых происходит битва с боссом. Действие каждого уровня разворачивается на отдельной планете или на другом крупном космическом объекте. Дизайн уровней не повторяется. Каждый из уровней уникален, нас ждёт большое разнообразие сеттингов: планета во льдах, вулканическая планета, планета‑суперкомпьютер — их множество.
Да, по сюжету Terminal Velocity мы боремся с гигантским вражеским космическим флотом, но не в открытом космосе. Наш корабль действует скорее как штурмовик‑диверсант, который, после того как его забросили в тыл к противнику, должен уничтожить какие‑то ключевые стратегические объекты врага, чтобы подорвать его силы на корню. На первом уровне первого эпизода вам нужно предотвратить постройку мощного лазерного оружия, на втором уровне — успеть уничтожить на поверхности одной из планет флагман вражеского флота, до того как он полетит в сторону Земли. Третий уровень — один из самых лучших во всей игре. На нём вам требуется уничтожить нечто вроде «Звезды смерти», огромный космический корабль, который своим смертельным лучом может уничтожать целые планеты. Аналогии со «Звёздными войнами» тут не случайны. Действительно, проходя этот уровень, создаётся чувство, что вы Люк Скайуокер, который пытается прорваться сквозь вражеские системы обороны, чтобы уничтожить ядро «Звезды смерти».
Разработчики Terminal Velocity не скрывают заимствования, вражеские корабли на этом уровне внешне напоминают «TIE‑файтеры». Они даже издают похожий характерный жужжащий звук при пролёте мимо. Я не считаю это недостатком. Игра, если к ней присмотреться, имеет иронические нотки и не всегда относится серьёзно к самой себе. В ней много отсылок к популярной культуре. Например, действие одного из уровней разворачивается на планете Tei Tenga (Тест на олда‑гика, кто сможет без интернета вспомнить откуда это название?).
Помимо поверхностей планет в Terminal Velocity нам предстоит ещё исследовать подземные коммуникации врага. В сущности это простые линейные туннели. Здесь невозможно заблудиться как в Descent. Однако их существование придаёт некоторое разнообразие игре. Как в некоторых шутерах в туннелях есть простейшие… ловушки. Например, движущиеся стены, в которые можно врезаться. Да, это примитивно и нереалистично, но это может быть забавно. А если вам надоедят туннели и однообразные ландшафты, то вы можете ради интереса вылететь в стратосферу — полюбоваться звёздами. Уровни в игре очень большие для своего времени. Официальный сайт игры сообщает, что площадь всех поверхностей в игре составляет 400 тысяч игровых квадратных миль. Сперва я даже подумал, что уровни процедурно‑генерируемые. Ради эксперимента попытался найти некую границу карты. Она есть, при достижении определённого рубежа, ваш корабль автоматически разворачивает в сторону ближайшего чек‑поинта. Но для этого вам нужно постараться.
Перед началом каждого уровня в Terminal Velocity вы проходите небольшой брифинг, в котором рассказывается как идёт ход боевых действий, какое следующее задание предстоит вам на новой планете и какие противники вас ожидают. С каждым новым уровнем меняется не только ландшафт планеты, но и дизайн воздушных и наземных целей. Разработчики игры не поленились сделать соответственно целых девять разных наборов моделей. У каждого вражеского истребителя, танка или точки противовоздушной обороны есть своё название и даже краткая история. Это сделано здорово и усиливает чувство погружения в игру. В брифингах к вам обращаются по никнейму, который вы вводите в начале игры.
Что же из себя представляет Terminal Velocity в плане геймплея? После выхода игра удостоилась множества эпитетов: «Star‑wars: X‑wing в горах», «Descent в открытом пространстве», «лучшая сетевая игра после Doom» и т. д. Игру сравнивали с Magic Carpet и Comanche Maximum Overkill. Но я считаю, что это самобытная игра. Скорее не симулятор, так как управление в Terminal Velocity слишком простое, даже если сравнивать его со Star‑wars: X‑wing 1993-его года, не говоря уже о Falcon 3.0 или Strike Commander. Это скорее специфический шутер. Шутер скоростной и динамичный. Передвижение в игре быстрое. Скорость полёта истребителя можно менять, также есть возможность включать «форсаж». В игре нет эффектов гравитации и инерции. Вы можете почти мгновенно затормозить со скорости звука до практически нуля. Кстати, остановиться полностью в игре нельзя. Какая‑то минимальная скорость остаётся. Сделали это, наверное, чтобы сохранялось ощущение пилотирования летающей техники, а не управления думгаем.
В Terminal Velocity игроку даётся 7 видов оружия, но запоминающегося среди него мало. Несколько видов бластеров и ракет. Плюс одно мегаоружие, которое уничтожает всё живое и не очень. Как и в других шутерах оружие и другие бонусы мы «поднимаем» в виде пауэр‑апов, разбросанных по карте. Пауэрапы также появляются после уничтожения некоторых построек или самолётов противника. Помимо оружия в игре можно «подобрать»: «броню», «форсаж», неуязвимость и невидимость на 30 секунд. К сожалению, бонусы в игре встречаются, как мне показалось, крайней редко. Большую часть игры я проходил со стандартным оружием.В Terminal Velocity есть несколько видов камер: одна от первого лица и две от третьего. Самая удобная и практичная — от первого лица. Но для скриншотов я играл с камерой от третьего — она красивее.
Несмотря на то, что игра пытается быть разнообразной, нам даны различные планеты, различные противники и разное оружие — Terminal Velocity довольно монотонна. Да, карты большие, но они быстро надоедают. Мы видим один и тот же пейзаж на протяжении трёх стадий каждого уровня. Вражеские юниты может и различаются между собой визуально, но их поведение однообразно. Всё действие сводится к тому, что игрок полухаотично отстреливает воздушных противников, которые мешают уничтожить ему важный объект на земле, изредка залетая в туннели, где делает то же самое. Из приятного: некоторые боссы в игре сделаны неплохо. Особенно последний и тот, что на секретном уровне.
Небольшой совет для тех, кто решит поиграть в игру. Радар справа вверху — это не компас. Он показывает не сторону света, а положение следующей цели. Если стрелка радара указывает вверх вы летите правильно. Графа DIST — показывает расстояние до цели.
Когда я играл в Terminal Velocity в детстве, я был в полном восторге. Сейчас игра показалась мне довольно занудной, хотя и не лишённой обаяния. Ради спортивного интереса я прошёл всю оригинальную игру и множество уровней в ремастере. Кстати, в оригинальной игре была возможность сетевой игры, которую в ремастере убрали. Игра довольно короткая, её можно заспидранить за несколько часов, если приноровиться. Как во многих аркадах игру можно проходить ради очков. В TV после прохождения уровня вы видите сколько процентов вражеской техники вы нашли и уничтожили.
На момент выхода Terminal Velocity поддерживала разрешения 320×200(VGA) и 640×480(SVGA). Игру можно было запустить на 486-м, но для хорошего качества требовался Pentium. Floppy‑версия поддерживала разрешение только на 320×200, для 640×480 нужна была CD‑версия. Для тех лет игра отличалась хорошей трёхмерной графикой. Звуковое сопровождение в игре — это, на мой взгляд, хоть и далеко не самое главное, но лучшее что в ней есть. По этому параметру игра действительно превосходит большинство других игр своего времени. Саундтрек — врезающееся в память футуристическое атмосферно техно. Причём, фоновая мелодия на каждом уровне различается. Звуковые эффекты отлично сделаны и порой заставляют физически почувствовать скрежет метала, когда вы во что‑то врезаетесь.
После себя Terminal Velocity смогла даже оставить один клон, разработанный также Terminal Reality. В 1995 году, специально для Windows 95, ей была разработана игра Fury3. Она была издана самой Microsoft! Это по сути та же игра, но с другими декорациями. Других прямых клонов игра не имеет. Но она могла поспособствовать росту популярности шутеров с шестью степенями свободы. В 1995 году вышла ещё одна подобная игра — Blade Force. А Descent стала трилогией.
Изначально Terminal Velocity вышла для платформ MS‑DOS, Windows 95 и MacOS. В 2015 году вышла версия для мобильных устройств. А в марте этого года появился ремастер для PC и Nintendo Switch от компании Ziggurat Interactive. Это компания, которая профилируется на выпуске ремейков старых игр. И, судя по количеству сделанных ремейков, делает она это в режиме конвейера.
Главной особенностью ремастера является поддержка высокого разрешения для широкоформатных экранов. Сильно увеличилась дистанция прорисовки. Было внесено также ещё несколько графических улучшений, улучшен звук и добавлены достижения для Steam. Ремастер выполнен на движке Inferanl Engine — собственном двжике Terminal Reality, игра больше не использует DosBox.
Сам я проходил игру на сборнике 3D Realms Anthology, а когда узнал, что вышел ремастер, то купил игру ещё и на Steam. Теперь официально купить оригинальную игру отдельно от ремастера нигде нельзя. Стоимость Terminal Velocity в Steam — 460 рублей на данный момент. Я не уверен, что ремастер стоит этих денег. Высокое разрешение это, конечно, хорошо, но учитывая что текстуры выглядят по прежнему это не меняет кардинально качество картинки. Ziggurat Interactive увеличили глубину прорисовки… и по всей видимости поломали этим искусственный интеллект противников.
Дело в том, что игра изначально рассчитана на меньшую дальность прорисовки, а сейчас можно видеть как на большом расстоянии корабли противников просто висят в воздухе и не двигаются. Сперва я списывал это просто на то, что теперь вражеские истребители видно с большей дистанции и их видно до того как они затриггерились моим приближением. Но на некоторых уровнях враги стопроцентно тупят и не двигаются, даже когда должны. Я сверял их поведение с оригинальной игрой. Оно другое. Возможно этот баг устранят, но я в этом сомневаюсь. О багах. Ремастер умудрились выпустить с гигантским багом. После прохождения последнего шестого уровня второго эпизода, вместо финальной катсцены вас перебрасывало в начало эпизода. Как это можно было не заметить при релизе я не знаю. Этот баг правда исправили. Зачем‑то убрали 8 слотов для сохранения. Оставили только быстрое сохранение и автосохранение.
В оригинальной версии Terminal Velocity можно было играть при помощи клавиатуры, мыши, геймпада и джойстика. Её я проходил на клавиатуре, а в ремастер советую играть на современном контроллере от приставок. Это как‑то немного веселее чем на клавиатуре. А вот с мышью в ремастере опять проблемы. Её чувствительность практически невозможно адекватно настроить.
В сущности на выходе в ремастере мы имеем высокое разрешение, слегка улучшенную графику, поддержку современных контроллеров и ряд багов, которые возможно устранят, а возможно нет. Не думаю, что ремастер стоит своих денег. За эти же деньги можно купить Ultrakill, а всего за 360 рублей ремастер BloodRayne от тех же Terminal Reality и Ziggurat Interactive. Но купить ремастер это сейчас единственный шанс поиграть в эту игру легально. Если в детстве вы играли в Terminal Velocity или просто были фанатом фантастики и космических баталий, то возможно эта игра скрасит вам несколько вечеров.
Игру можно приобрести на Steam, GOG или EpicStore. Или даже на Nintendo.