Многие из нас, наверное, помнят времена когда мы просиживали долгие часы в компьютерных клубах, играя в Quake III и Unreal Tournament. Эпоха расцвета аренных шутеров пришлась на конец девяностых и начало нулевых годов. Сейчас этот жанр стал не таким популярным и даже во многом нишевым. Например, почасовая активность игроков в Call of Duty: Modern Warfare II превосходит активность игроков в Quake Champions в несколько сотен раз. Несмотря на то, что игры в жанре аренных шутеров от первого лица продолжают выходить, они остаются в тени «реалистичных» шутеров, «королевских битв» и других.
Сегодня я хотел бы рассказать об одной игре, которая не только является незаслуженно обделённой вниманием, но и представляет собой полностью бесплатную и open-source (GNU GPL) игру. Её название — Xonotic. По версии портала Slant игра находится на первом месте в рейтинге аренных шутеров, за которой на втором месте следует Quake Live. В Xonotic можно играть на GNU/Linux, Mac и Windows.
Для новых пользователей 1 месяц VPS бесплатно от АдминВПС
Xonotic является наследником и форком (ответвлением) другой игры — Nexuiz. Nexuiz создавался с начала нулевых годов, а версия 1.0 была выпущена в 2005 году. Игра использовала движок DarkPlaces, форк Quake engine, который вначале создавался для мода для Quake. Проект был закрыт после «раскола» в команде разработчиков в 2010 году. Как писали некоторые источники, один из создателей Nexuiz, без должного информирования остальной команды, продал права на название игры, а также домен проекта, компании Illfonic. Компания решила сделать коммерческий ремейк игры. Многие контрибьюторы этого не одобрили и стали работать над форком. Так и появился Xonotic. В декабре 2010 года вышел первый релиз (0.1) этой игры. Основные изменения, помимо косметических, коснулись физики игры и баланса оружия. Последний релиз (0.8.5) состоялся в июне 2022 года. Эмблемой игры является феникс, символ возрождения, которого обрамляет полукольцо в стиле Quake.
Впервые я узнал об этой игре, когда начал искать какие-нибудь шутеры, работающие под GNU/Linux. И хотелось попробовать что-то новое, не CS:GO или TF2. Xonotic тогда привлёк своей футуристической эстетикой и возможностью попробовать себя в мультиплеерных битвах в духе старой школы. К сожалению, этой игры нет ни на Steam, ни на, например, GNOME Software. Однако никаких сложностей со скачиванием игры с официального сайта и её работой нет.
Как вы уже поняли, геймплей игры больше всего напоминает Quake III и Unreal Tournament. Однако Xonotic привносит и что-то своё. Когда я только начал играть в Xonotic меня просто поразил его ураганный экшн и скорость. Это очень быстрая и динамичная игра. Первое время я порой умирал за несколько секунд, так как давно не играл в подобные игры. Тем не менее Xonotic меня очень увлёк. Я уже не помню когда в последний раз получал такой заряд адреналина. Через какое-то время я всё-таки освоил основные механики игры и начал получать фраги (очки за уничтожение противника). Через недели две мне удалось занять своё первое место в дезматче, хотя это во многом везение. Порог вхождения в игру, также как и в других аренных шутерах, очень высокий. Первые места, как правило, занимают опытные игроки, которые провели в этой игре, возможно, многие годы. Новичкам приходится тяжело и многие быстро уходят. Зря. Я считаю, что игра стоит того, чтобы её хорошо освоить. В конце концов, если не получается играть онлайн, то можно сперва тренироваться или просто играть с ботами оффлайн. Их AI улучшался от релиза к релизу. Также для новичков есть очень хороший мануал. Чтобы лучше ознакомиться с геймплеем игры вы можете посмотреть видео с дуэльного чемпионата ниже.
Передвижение в игре очень быстрое. И это не был бы аренный шутер без классических банни-хопинга («распрыжки»), стрейф-джампинга и рокет-джампа. Все эти техники позволяют перемещаться быстрее или прыгать выше за счёт применения определённых приёмов движения или использования специфического оружия. Большое значение имеет перемещение в воздухе, чему способствует обилие «трамплинов» в игре. Сражения происходят на закрытых картах, собственно «аренах». Важной частью игры является «контроль бонусов», когда ваши шансы победить существенно повышаются, если вы запоминаете где и когда возникают бонусы и мощное оружие. Вообще важно хорошо помнить карту. В Xonotic арены несколько различаются по размеру. Есть карты заточенные под дуэли и небольшое количество игроков, другие карты побольше и под командные сражения. Но ничто не мешает играть разным составом на любых. Если собирается много игроков на небольшой карте, то игра превращается в хаотичное зверство, где работают одни рефлексы. На более крупных картах игра размереннее и становится более тактической, когда нужно думать куда движется противник и как его лучше перехватить. К сожалению, официальных карт в Xonotic мало, чуть больше двадцати. Но существует большое количество карт созданных сообществом. Некоторые из них, например, Aerowalk и Bloodrun, являются ремейками арен из Quake. Отдельные карты весьма оригинальны. Например, есть арена в виде шахматной доски, где вы сражаетесь среди гигантских фигур.
Обычно я считаю, что перечислять оружие в игре это пустая трата времени читателя, но в Xonotic встречаются, пусть и не революционные, но интересные экземпляры. Новый раунд вы начинаете с бластером и дробовиком. При помощи бластера вы можете не только стрелять, но и используя его энергию, прыгать выше обычного. Его можно использовать для своеобразного паркура и взбираться вверх по стенам. Дробовик используется не только для выстрела, но и как своеобразная бита, что очень эффективно в ближнем бою. Есть пулемёт, гранатомёт и что-то вроде лёгкой автоматической ракетницы, но в них нет ничего особенного. Electro - оружие, которое в основном режиме просто стреляет зарядом плазмы по прямой. В альтернативном режиме оно выпускает три энергетических шара (мины), которые взрываются, если противник на них наступит, также их можно взрывать обычным выстрелом из этого же оружия. Казалось бы не такое уж и эффективное качество. Но это может быть очень полезным при блокировании путей для противника или в случае скопления противников в одном месте, что прибавляет игре тактичности. Ближайший аналог — это наверное, биопушка из Unreal. Crylink — в сущности энергетический дробовик с большим останавливающим действием. Его заряды, как и у Flak Cannon из Unreal, рикошетят. Альтернативный режим при определённом применении позволяет набирать скорость во время прыжка. Этот эффект часто используют опытные игроки. Vortex — снайперская винтовка, очень мощное оружие, которое при попадании сильно отбрасывает противника назад, что может привести к его смерти, если он окажется за пределами открытой арены. Devastator — также мощнейшее оружие, стреляет ракетой, наносящей большой урон. Ракетой можно управлять и при желании детонировать её в полёте.
Используя дополнительные модификации игры («мутаторы»), набор оружия может быть увеличен почти в два раза. Самым примечательным является портальная пушка. Да, в Xonotic вы можете создавать порталы (они телепортируют игрока из одной точки в другую). Помимо оружия можно также сделать доступными, например, джетпак и гарпун, который позволяет вам перемещаться как человек-паук. Есть также и разнообразные типы гранат. Существуют и мутаторы геймплея, на которых я не буду особо останавливаться. В их число входят: режим пониженной гравитации, режим вампира (урон, нанесённый вами противнику, увеличивает ваше здоровье), режим «touch explode», в котором, при столкновении двух игроков, происходит взрыв. А также другие. Особенно популярным является мутатор «instagib». В нём каждый выстрел является смертельным. Некоторые серверы поддерживают использование техники, такой как роботы, танки или вертолёты. Типы игры в Xonotic классические для аренного шутера: дезматч (все против всех), командный дезматч, захват флага и множество других вплоть до футбола.
Графику в игре нельзя назвать выдающейся для 2022-ого года. Но она, мне кажется, неплоха для некоммерческого проекта. Более того, профессиональные игроки специально делают графику проще, чтобы она не отвлекала от действия. Игра может хорошо работать и на старых компьютерах. Дизайн карт в основном футуристический, много космической тематики. Саундтрек к игре писал, конечно, не Трент Резнор, но к звуковому сопровождению тоже нет претензий. Следуя футуристическому стилю игры в целом, музыка в основном электронная, варьируется от эмбиента до техно и хауса. На пользовательских серверах порой встречаются разнообразнейшие плейлисты, от Бритни Спирс до тяжёлого рока.
Моё мнение об игре очень положительное. Радует, что open-source проекты могут быть такими качественными и удачными. Главный недостаток игры в Xonotic, с которым приходится сталкиваться, — это небольшое количество активных игроков. В день бывает несколько сотен игроков, но иногда попадаешь на такие моменты, когда на серверах довольно пусто. Но я надеюсь, что со временем ситуация в этом плане будет улучшаться.
Скачать Xonotic можно здесь.
В AdminVPS вы можете vps сервер купить выгодно!
Комментарии (26)
JohnSelfiedarum
09.12.2022 15:47+2В LinuxMint 21 без напряга подтянулся Nexuiz - и он продвинутей по всем статьям.
skepticalpatient Автор
09.12.2022 16:18В чём именно на ваш взгляд он более продвинутый?
Fafhrd
09.12.2022 20:52+1У него просто физика другая, более близкая к квейку. В Nexuiz minsta-режим более резкий, аим лучше.
По крайней мере против Нимбуза в Nexuiz я мог как-то играть, а вот в Xonotic нет :)
skepticalpatient Автор
09.12.2022 17:47+1Для тех, кому по душе больше старый Nexuiz, есть ещё проект https://rexuiz.com/
Fafhrd
09.12.2022 22:04+1Собственно это достойное развитие идей, заложенных в мод RocketMinsta с 2012 по 2015 года, но с тех пор тащит его пока что один разработчик.
Было бы здорово увидеть там больше игроков, т.к. в репах лежит старый 2.5.2 и видит не все активные серваки и не умеет в некоторые возможности.
selivanov_pavel
09.12.2022 17:48+7Играл одно время.
Игра для молодых людей со зверскими рефлексами и без туннельно-запястного синдрома ) По сравнению с ней квейк - медленно-медитативен.
Оружие реально очень разнообразное по сравнению с квейком. Приятно, что распрыжка работает при зажатии пробела, не надо его постоянно тыкать как в квейке.
skepticalpatient Автор
09.12.2022 17:54+2Я играю с эргономичной мышью - помогает)
Dmi3yD
11.12.2022 05:55А можете посоветовать? А то что-то сложно в обзорах, кто заплатил, тот и лучшей. Может быть несколько видов мышей?
skepticalpatient Автор
11.12.2022 13:38Мне больше всего понравилась вот такая, только проводная, а сейчас с проводом почему-то не вижу (https://www.jellycomb.com/collections/all/products/mv009-vertical-wireless-mouse-2-4g-usb-wireless-1-aa-battery-operated). Проводные мыши для игр лучше, имхо, потому что меньше весят (в них нет батарейки). Заказывал из Америки, но можно найти и АлиЭкспресс что-то, по крайней мере, похожее. Но всё индивидуально, конечно, посмотрите, например, на ЯндексМаркете по запросу "Мыши вертикальные". А, да, ещё замечу, что именно для игр на мой взгляд мышь не должна быть большой (как старые эргономичные мыши от майкрософт), потому что крупной мышью сложно совершать резкие движения. Та, что у меня, она как раз несколько меньше ладони и с ней удобно.
skepticalpatient Автор
11.12.2022 13:44Вот, на Ямаркете нашёл похожую, но она тоже беспроводная. Хотя там всего одна батарейка, может и норм.
https://tinyurl.com/4jnapcrf
gleb_the_human
10.12.2022 00:34+3Пару лет назад периодически играл, один из лучших арена шутеров сейчас ИМХО, ещё и свободный!
Также могу порекомендовать Warsow
skepticalpatient Автор
10.12.2022 01:40+2Warsow, к сожалению, вроде уже не развивается. Есть форк с говорящим названием - https://store.steampowered.com/app/671610/Warfork/
Didimus
10.12.2022 11:26А разве настоящий первый квейк не является бесплатным?
skepticalpatient Автор
10.12.2022 15:33+1Если я не ошибаюсь, то сам движок сейчас под GNU GPL, а игра как таковая всё ещё продаётся. Например на GOG (https://www.gog.com/en/game/quake_the_offering)
Narical
11.12.2022 14:22+1Когда-то давно я много лет играл в Q3, и с тех пор в подобные шутеры на линуксе играть не то что не могу... в конце концов морщусь и перестаю. Потому что по сравнению с виндой - есть задержка у мыши, она как будто в масле плавает. Если железо мощное - то совсем чуть-чуть плавает. Либо микрофризы, и тоже не важно какое железо. При этом цифра FPS остаётся прибитой гвоздём к значениям порядка 300. Я на линуксе уже больше 10 лет, но неважно какие дистрибутивы я пробовал и какое железо - эти две проблемы никуда не деваются. За эти годы из-за роста мощности железа проблема уменьшилась, но принципиально не исчезла, и с какого-то времени я отчаялся даже пробовать снова играть в эти шутеры. Недавно в ланпати играл в ку3 на винде - да, реально всё как раньше, молниеносный отклик, никакого масла.
Javian
Выглядит как попытка сделать Unreal Tournament. Но текстуры не дотягивают.
wsf
В UT гораздо более вязкая механика перемещения базирующаяся на доджах, всякие джампы при помощи оружия там достаточно сильно штрафуются и в целом юзабельны в достаточно ограниченных ситуациях. Ну и конечно же 2 режима оружия. Здесь же типичный квейк - распрыгаться до сверхзвука и лупить по оппонентам на скорости постоянно переключаясь между оружиям для большей эффективности.
skepticalpatient Автор
В Xonotic тоже по два режима оружия в основном.
Javian
Одна из карт в статье явно отсылает к UT
skepticalpatient Автор
Дааа... Помню как в CTF в клубе на ней гоняли)
plus
[del]