
Осторожно, в статье присутствует упоминание различных травмирующих ситуаций.
«Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек»
Это из стихотворения поэта Юрия Левитанского, участника Второй Мировой.
Официальный сайт книги сообщает нам, что — это «первая книга о КПТСР, написанная на русском языке». Я не буду это фактчекать. Допустим.
По состоянию на начало июля 2025 года, книгу в России можно купить только в печатном виде. Электронную версию я нигде не смог найти, к сожалению.
Начну с главного, книга очень интересная, разносторонняя, написана простым и живым языком. Однако в ней есть и очень много спорных заявлений, некоторые из которых я считаю потенциально вредными. А живость языка иногда сопровождается не очень цензурными выражениями (очень редко, though)...
В книге есть современные, очень важные и полезные сведения, и при этом, там встречается вообще не понятно на чём основанный, можно сказать, совет, за который мне вообще в сердцах захотелось забанить эту книгу.
Поэтому мне сложно сказать кому этот путеводитель по КПТСР можно посоветовать. Специалистам — Да. Чтобы узнать что-то новое, с чем-то поспорить. Рядовому читателю, тем более с КПТСР, — не уверен. Будет лучше, если эта книга для вас не первая по психологии. Ну, а если первая, то читать нужно с осторожностью и сомнением.
Сама автор, она, если что, не использует феминитивы, пишет про свою книгу как «эмпатический путеводитель по КПТСР». Это так и есть, но не стоит забывать, что проводник в данном случае тоже человек, и иногда может завести вас немного не туда.
Повторюсь, книга очень разноплановая, например, первая и вторая главы посвящены дефиниции и диагностике КПТСР, а, например, седьмая — коллективной травме и политической истории страны.
Чтобы не пересказывать книгу и не делать нудное ревью, я решил пройтись по тем моментам, которые были важны лично для меня, как человека с КПТСР.
Во введении Жичкина описывает своё видение комплексной травмы: «это следствие серии повторяющихся негативных событий, каждое из которых в отдельности может быть невыносимым — но может и не быть, это не обязательное условие: важно, что этих событий много».
Определение Жичкиной, совпадающее с мнением многих специалистов, которые работают с травмой, шире определения МКБ. Оно описывает опыт людей, которые сталкивались не только с угрозой жизни и сексуализированным насилием, но и с неглектом (пренебрежением) в детском возрасте, эмоциональным насилием, нездоровым поведением родителей, отсутствием защиты. Подчёркивается, что важнее не степень экстремальности событий, а факт хронического стресса. И не только в детском возрасте.
А то я уже устал слышать мнение многих психиатров про то, что если вас не убивали, то КПТСР у вас быть не может.
Автор пишет про что, симптомы КПТСР часто принимают за симптомы других ментальных расстройств. Подтверждаю, я своим главным диагнозом считаю КПТСР, хотя мне в разное время ставили кучу других расстройств. И да, я в этом мнении утвердился после прочтения книги. Спасибо, Анастасия.
В первой главе «Как понять, что это КПТСР?» есть раздел про напряжение. А именно «постоянное напряжение (гиперактивация, сверхбдительность, ощущение угрозы)». Да, это я, это у меня, добрый день. Но вот тут начинают даваться немного странные советы из разряда «дышать». Возможно это правда действенный совет, но даётся он слишком в лоб.
В разделе про флешбэки даётся совет «узнать состояние». И «если внутри звучит «всё плохо навсегда, это никогда не кончится... - это флешбэк». ОК. А дальше пишется «это пройдёт за несколько дней или часов». Чёрт, если бы это проходило за несколько дней, то, наверное, у меня бы не было и КПТСР?! Странная уверенность. Флешбэки не вечны, да. Но вот такой майндсет может очень долго длиться.
Но вернёмся к полезному и интересному. В разделе про отношения я встретил фразу, после которой начал делать в книге подчёркивания карандашом. К чему-то подобному я и сам пришёл раньше, но прочитать это было подтверждением, что я не [просто так?] сошёл с ума. Вот что было написано: «Если комплексная травма какой-то гранью связана с переживанием смертного ужаса [в т.ч. и самой смерти очевидно], в отношениях будет звучать тема избавления от смерти». И далее: «человек может искать максимально надёжного союзника, того, кто не сольётся в критической ситуации… рядом должен быть тот, с кем точно можно пойти в разведку».
Не ожидал, что я это где-то прочитаю. Да, я прекрасно могу понять такое желание. С другой стороны, я также понимаю, что не все желания обязаны осуществляться.
Снова очень интересное. Практически про азеркинов (otherkin).
«Очень частый признак комплексной травмы — ощущение своего отличия от других или своей плохости» - пишет Жичкина. И далее: «Я отличаюсь от людей в самой своей сути. Как будто я не совсем человек — нечеловеческая идентичность является одним из признаков комплексной травмы...». I can relate to that.
Меня самого часто посещали мысли, что я… не человек, вернее не «человек». Звучит, конечно, «безумно», но тут я бы даже поспорил. Я, конечно, всегда признавал, что я homo sapiens sapiens. Но чувство принадлежности к «человечеству» меня часто покидало. Это долгий отдельный разговор.
Во второй главе, посвящённой диагностике КПСТР, автор пишет, что «КПТСР — это последствия событий, о которых человек, как правило, не может рассказать как о травматичных». Вообще тема невозможности рассказать о травме и быть понятым/понятой очень часто повторяется в книге. В чётвёртой главе автор прямо пишет: «Тяжёлый опыт, который разделён с другими людьми и таким образом пережит, переработан — остаётся тяжёлым опытом. Но он не становится травмой… Травмой становится только тот тяжёлый опыт, который мой и больше ничей...».
Это очень сильное заявление, с которым я не уверен, что согласятся большинство профессионалов. Конечно, на мой личный взгляд, молчание, невозможность высказаться - это важный фактор, но собственно второй после травмы. Не буду сейчас для вас придумывать какую-нибудь сверх страшную травму или набор травм, но мне кажется, что если тебя из ада перенесут прямо в терапевтический кабинет, любящую семью и круг друзей, то это не всегда поможет настолько, чтобы КПТСР вообще не развился.
Но был очень рад прочитать следующее, прям мой опыт: «Не понимаю свои телесные реакции. Неизвестно зачем постоянно поднимаю плечи — нет, не так, это делаю не я. Это моё тело поднимает плечи, а я только обнаруживаю эти плечи рядом с ушами… Спина, кстати, тоже побаливает от постоянных статических нагрузок, попробуйте походить хотя бы час с плечами у ушей».
У меня такое началось после травмы как раз. В моём случае — после смерти матери. И когда, к слову, о невозможности высказаться, меня в этот период никто не поддерживал. А потом это всё переросло в серьёзное заболевание суставов. Потому что лечили ещё неправильно. Это тоже отдельная история.
Третья глава говорит о «структурной диссоциации». Но ещё во второй главе Жичкина делает заявление о том, что «при комплексной травме всегда есть структурная диссоциация — личность оказывается расколотой на несколько не связанных друг с другом частей». Я честно не знаю правда ли это, и не знаю какой в психологической науке консенсус насчёт этого. Не уверен, что это общепринятое мнение.
Эта глава мне не очень понравилась, так как мне показалось, что в ней Жичкина делает некоторый микс между «теорией структурной диссоциации» (Ван Дер Харт и др.) и «терапией внутренних семейных систем» (Internal Family Systems, IFS). Я не уверен, что он, этот микс, хороший, но, опять же, я просто не знаю.
В целом, из личного опыта, могу сказать, что я чувствую эту «расколотость» и видел её у других людей, в том числе в экстремальной форме, когда в одном человеке буквально «живут» разные личности, даже с разными именами и разного возраста. Да, как в кино, но не в такой карикатурной форме, как это показывают в фильме «Сплит», например (не смотрите).
В моём случае всё просто. Если в ответ на «триггер», иногда даже малейший, меня выносит в эмоции и чувства, которые я испытывал буквально ребёнком, то это оно. Если эти эмоции несоразмерны и неадекватны моменту, то я понимаю, что я имею дело с некоторой «частью», которая застыла «в травме», возраста этой травмы и осталась нелеченой. Обычно я могу это отслеживать и не впадать в это полностью, но не всегда получается. Не любые мои сильные негативные эмоции я на это списываю. Ещё раз подчеркну, только те, которые «флешбечат» меня в прошлое, и когда я понимаю, что реагирую скорее на ту, старую ситуацию, а не на то, что есть на самом деле, сейчас.
Четвёртую главу я уже упоминал. Она посвящена опыту, который приводит к КПТСР. Это очень важная глава, которая детально объясняет, почему КПТСР может встречаться у многих людей, с гораздо более обыденным опытом нежели война и уголовно наказуемое сексуализированное насилие.
В главе приводится список того, какой опыт может привести к КПТСР. В нём есть, в качестве детского опыта: эмоциональное насилие, пренебрежение, школьная травля, принадлежность к дискриминируемой группе, медицинское насилие и т. д.
И в плане взрослого опыта, помимо войны, рабства и плена: нищета и голод, беженство, тяжёлое хроническое заболевание, абьюз в отношениях, тяжёлые проблемы у близкого человека, безработица и т. д. Ещё автор много говорит о травме из-за предательства доверия.
В общем, главное, чтобы был хронический стресс, в принципе неважно из-за чего. Если травма единичная, то это будет ПТСР, без «К» в начале.
И да, к сожалению, я слишком много раз ставил галочки напротив различных пунктов в этих списках…
В пятой главе Жичкина говорит о том, имеет ли смысл сравнивать «тяжесть» различных травм. Спойлер — нет, не имеет. Но это довольно очевидно.
Тогда странно. Мне очень не понравился один момент здесь, автор пишет: «Есть масса свидетельств психотерапевтов о том, что не-физические последствия воздействия — относительно незаметные — оставляют более тяжелые последствия, с которыми сложнее работать в терапии».
Сложнее работать в терапии — да, возможно. Но сказать, а складывается по контексту такое впечатление, что не-физическое и, кстати, не-сексуальное, насилие травмирует сильнее — это как-то слишком радикально. Есть подозрение, что те кого много били и, простите за триггер, насиловали в детстве, до терапии и психотерапевтов просто не доходят.
Шестая глава снова рассказывает о разных видах «обыденных» травм, её я скипну.
Седьмая глава, посвящённая коллективной и межпоколенческой травме для меня как человека с образованием в области политологии представляет отдельный интерес.
В ней много говорится о войне, голоде и терроре в Советской истории, но это я опущу, гораздо интереснее то, что Жичкина пишет о 90-х и современности.
К моему большому удивлению и радости мы очень во многом сходимся во мнении с автором!
Жичкина пишет о первом травмирующем факторе 90-х - «нищете значительной части населения». Вроде как не нужно быть левым, чтобы это понимать, но почему-то многие на это просто закрывают глаза.
Говорится о «предательстве надежд на демократию», в связи с этим упоминается даже Расстрел Белого дома в 93-м как «не демократическое и незаконное решение конфликта» Ельциным. Интересно сколько гневных комментариев получила автор за эти строки в Фейсбуке...
Важно сказать, что автор признаёт многие завоевания 90-х годов: свободу слова, расширение демократии, появление концепции прав человека и т. д. Но также она пишет: «Фактически не было демократических реформ — то есть реформ направленных на увеличение возможности людей влиять на политическую и гражданскую жизнь. Не было реформы судов. Было перераспределение собственности с помощью приватизации и укрепление влияния правящей группировки с помощью СМИ...».
Скажем так, это не очень типичный взгляд на 90-е от представителя среднего класса, думаю что я не сильно ошибусь, если отнесу автора к этой социальной группе.
Говоря о ценностях и морали того периода, Жичкина пишет о возникновении убеждения «верить никому нельзя». Автор говорит о смене ценностей, как о травмирующем факторе. Она пишет, что «обнищание населения», «социальное расслоение» и взлёт криминала привели к смене гуманистической идеологии на идеологию «личного успеха» любой ценой.
Она ссылается на социолога Юдина* (я его тоже люблю), который говорил, что это было временем «войны всех против всех»: «Кто сильный, тот и прав. Никто никому ничего не должен. Дикий капитализм — если ты слабый, то ты либо научишься быть сильным, либо сдохнешь, и хорошо, зачем ты нужен».
*выполняет функции иностранного агента
Что-то я увлёкся. Если о себе лично, то я, родившийся в самом конце 80-х, хорошо помню как все эти установки влияли на меня, моих родителей, моё окружение, моих одноклассников и т. д. Слишком хорошо помню... И от установки, доставшейся нам во многом в наследство от этой эпохи, что «никто никому ничего не должен», мне жутко до сих пор.
Кстати, я не написал про это в начале, думаю стоит сейчас. Во введении автор пишет: «Я вижу и знаю из профессионального опыта, как на людей влияют социальные условия, - и поэтому я не могу согласиться с распространённой идеей, что большинство проблем человека — это его личные проблемы… Травма — это и «я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был».
Должен также отметить, что какие-то высказывания автора мне кажутся очень наивными. Она много говорит о человечности, о каких-то вечных гуманистических ценностях. Вечных ценностей не бывает. Это не так работает.
Восьмая глава называется «Как найти терапевта» и посвящена собственно этому. Очень полезная глава, но нет смысла на ней останавливаться.
Последняя, девятая, глава рассказывает о медикаментозной поддержке при КПТСР и здесь, к сожалению, начинается самый треш.
В первом абзаце всего одна строка: «Таблетки помогают». ОК.
Во втором пишется: «Люди, которые длительно — в течение пяти лет и больше — принимают антидепрессанты при КПТСР, знают, что со временем они перестают работать. Травматический опыт прорастает [что?!] сквозь действие препаратов, и тогда нужно менять схему». Схемы и правда иногда приходится менять, но так при любом расстройстве, я не очень понимаю к чему это было.
Хуже, что дальше такое: «Препараты могут мешать работе в психотерапии… Если в данный момент есть или запланирована психотерапия, но назначенный препарат или их комбинация слишком сильно приглушает чувствительность к себе… то работать не с чем… если есть желание или возможность работать с комплексной травмой в терапии, через некоторое время, когда человек получил передышку, можно подумать о смене схемы».
Если высказать автору претензию насчёт фразы про то, что, дословно, «препараты могут мешать», то она, конечно, скажет, что имелось в виду, мол надо менять схему с вашим врачом. Допустим.
Но в любом случае это очень странный месседж. Если человеку настолько плохо, что ему нужен комплекс лекарств, то ему ровно настолько и плохо. Если ему лучше и лекарства не нужны, то ему грамотный врач их и отменит. Подстраивать что-то именно под разговорную терапию — это очень странно и я в солидном источнике вижу такое в первый раз.
Как человек, который перепробовал кучу психотропных лекарств из множества разных классов, считаю, что нет такой волшебной таблетки и такой «сомы», что избавила бы от психической боли. По крайней мере настолько, чтобы нечего было обсуждать в терапии, а в терапии я тоже был. Иногда можно схватить инсайт во время нервного срыва или запоя, но это не то, что стоит рекомендовать. Равно как и отмену препаратов ради терапии.
Очень сомнительно. Думаю я не один в таком мнении буду. Вот этот момент я имел в виду, когда сказал, что мне хотелось забанить книгу.
Думаю пора заканчивать. Вроде бы я описал большую часть важных для меня моментов из книги. Что-то я, скорее всего, просто упустил. О чём-то не стал писать, чтобы не перегружать читателя.
Это смелая и сильная книга. Автор действительно пытается человеческим языком писать об очень тяжёлых и страшных вещах. Это и правда эмпатический путеводитель, эмпатия здесь чувствуется. Я думал, что мне много раз захочется повеситься во время чтения книги, но этого не случилось. Может быть, я просто стал ментально стабильнее, а может всё-таки, чувствуется, что написано человеком для человека.
Однако и спорных моментов здесь очень и очень много. Мне бы хотелось, чтобы сведения из книги были более научно строгими. Там, где автор не согласен с мейнстримной психологией, можно это было просто указать, а не давать как факт.
Кстати, про канал автора в телеграме «кПТСР: чемодан с текстами» тоже есть разные противоречивые отзывы. Так вот, я на него подписан, но я его не читал. У меня сейчас странный прикол, что книгу мне читать часто проще чем многие посты в Телеге. Но верю, что и там автор высказывалась спорно.
В другой своей работе, кстати бесплатной, «КПТСР: восстанавливая связи», Жичкина пишет, что она сама проходила через КПТСР. Я специально решил копнуть этот момент её биографии потому, что, если честно, то как автор описывает свои чувства и ощущения при КПТСР, мне вообще не близко. И лучше я на этом факте остановлюсь. Понятно, что у всех всё протекает по-разному.
Про политику автор пишет тоже весьма смело. В начале книги и потом отдельной закладкой идёт список упомянутых иноагентов (в основном там просто... их песни или стихотворения...). А некоторые социальные группы, о которых можно догадаться, в тексте полностью закрашены чёрным. Интересный ход.
Автор, кстати, уехала из России.
Больше мне нечего сказать по существу. Это книга, которую стоит прочитать. Или нет.
Если у вас подозрение на КПТСР или просто ПТСР, если вы в относительно ментально стабильном состоянии, если вы сможете самостоятельно разобраться, где автора заносит, то да, это стоит прочитать. С осторожностью и сомнением.
Комментарии (8)
stalker_by
14.07.2025 10:41Книга не для психолога, а для психотерапевта/психиатра! Врача! Это спец литература, которую без подготовки читать скорее не стоит, лучше ищите специалиста (пока не найдете).
Психолог это педагогическое образование! Даже клинический психолог, это скорее медсестра, это не про лечение.
Книга и отзыв на нее - яркая иллюстрация того что с психиатрией/терапией все плохо и специалистов не хватает.
sirri
14.07.2025 10:41Что за чушь про то, что психологическое образование - это "педагогическое"? Психологическое образование - это образование "психологическое".
stalker_by
14.07.2025 10:41Потому что уши растут из советской системы образования, где это было образование при пед-институтах. Лучше оно с тех пор не стало. Всевозможные курсы и "онлайн институты" сделали еще хуже, т.к. советское образование хотябы опиралось на научные данные.
Современные "психологи" без мед образования, это больше секты последователей каких-то психологических школ и то что они творят это ужасно.
hphphp
К чему это здесь?
nimdator
Рахрабам часто советуют книжки по психологии)