Сверхкраткий пересказ
Холдинг-терапия основывается на устаревшей, ненаучной и опровергнутой точке зрения, что аутизм — это «тяжелое аффективное недоразвитие».
Не существует грамотных исследований, которые подтверждали бы эффективность «холдинг-терапии» в любой форме.
Холдинг-терапия признана научным сообществом опасной. Были даже случаи смертельного исхода.
Процедура принудительного удерживания ребёнка является этически сомнительной.
Модифицированная или «игровая» холдинг-терапия остаётся всё также холдинг-терапией с присущей ей проблемами.
Официальные клинические рекомендации Минздрафа РФ категорически не рекомендуют холдинг-терапию.
Введение
Холдинг-терапия — это ненаучный и опасный метод «коррекции» РАС (расстройств аутистического спектра), разработанный в США в 70-80-х годах прошлого века. Первоначально в Америке он применялся для «лечения» расстройств привязанности. Тем не менее он до сих пор популярен в России. Приведу длинную выдержку из официальных клинических рекомендаций по коррекции РАС, одобренных Минздравом РФ: «Не рекомендуется использование методики холдинг-терапии для детей с РАС вне зависимости от целей вмешательства на основании того, что данный метод основан на неподтвержденной и псевдонаучной теории, его эффективность не была доказана, но были задокументированы случаи летальных исходов… В ходе терапевтических сессий холдинг-терапии матери ребенка необходимо его удерживать, устанавливая при этом зрительный контакт... Данный подход в международном научном сообществе признан насильственным… В случае, если в ходе беседы с родителями, выясняется факт применения холдинг-терапии, родителей необходимо информировать о том, что данный подход не дает никаких положительных результатов при РАС и не улучшает взаимодействие с ребенком, является насильственным по отношению к ребенку и может приводить к случайному удушению в процессе удержания».
Однако если мы зайдём на Яндекс и сделаем поисковой запрос «холдинг-терапия аутизма», то увидим, что большинство материалов в выдаче оценивают холдинг-терапию положительно.
Позитивные оценки «холдинг-терапии аутизма»
Первое место в выдаче занимает статья «Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения» за авторством Либлинг М.М. Она является заведующей Института коррекционной педагогики РАО. Либлинг утверждает, что разработанная в ИКП игровая холдинг-терапия аутизма «это модификация метода М.Велч, не соответствующая «классическому» варианту».
На третьем месте в выдаче Яндекса идёт статья в русскоязычной Википедии. Статья в целом разделяет консенсусное мнение о вреде «холдинг-терапии», но в ней есть также положительное описание «новой модификации»: «В отечественной психологии метод холдинг-терапии был кардинально модифицирован и смягчен в игровую форму Марией Либлинг. Метод преобразился в весьма результативную игровую методику, называемую «Игровая холдинг-терапия», которая не соответствует классической холдинг терапии по Марте Велч. Менее информированные и не практиковавшие эту методику специалисты ошибочно полагают, что «игровая холдинг-терапия» имеет много общего с классической холдинг терапией по Марте Велч. В практике же, реализация этих двух методик не имеет ничего общего»
Либлинг утверждает, что в её работе холдинг-терапия аутизма была существенно изменена. В ней больший упор делается на эмоциональный и игровой аспект, а не физический.
Давайте разберёмся насколько оправдано это утверждение.
Но сперва я дам краткое описание метода «классической» «холдинг-терапии» с точки зрения её сторонника: «Мать садится в удобном месте, посадив ребенка на колени лицом прямо к своему лицу. Ноги ребенка обнимают ее за талию. Она своими руками обвивает его руки вокруг своей спины. Ребенок может сразу начать протестовать или несколько минут принимать эту близость с матерью, но затем начать бороться опять. Мать же выражает словами свои чувства — она говорит ребенку, как она его любит, как надеется, как огорчена или сердита, как беспокоится о нем, как много он для нее значит. При этом она пускает в ход все свои силу и цепкость, чтобы не дать ему вырваться и сделать контакт еще более тесным. Они борются все отчаяннее, но затем — если матери удается преодолеть сопротивление — возникает нежная близость с интенсивным зрительным контактом, исследующими прикосновениями к материнскому лицу и взаимно мягкой беседой. Таков краткий «конспект» сеанса»».
Теоретики холдинга о своём методе
Сейчас холдинг стараются преподносить как «мягкую» технику. Сами классики холдинг-терапии своей метод мягким не считали.
«Когда мы впервые применили [холдинг] к обычным детям, мы были очень озадачены тем, насколько сильно они сопротивлялись своим матерям раз за разом». Марта Велч (Holding Time 1988)
«Для детей постарше — и, конечно, для подростков и взрослых детей — мать и отец должны использовать все свое тело, чтобы удерживать ребенка. Поэтому им приходится ложиться. И это больше похоже на борцовский поединок». Марта Велч (Holding Time 1988)
«Холдинг… Это период интенсивного физического и эмоционального контакта. Удивительно, что все дети, даже относительно уравновешенные, нормальные дети, поначалу реагируют так же, как аутичные дети, – злятся и отвергают мать». Марта Велч (Holding Time 1988)
«Как правило, привязанность возможна между людьми… когда один из них находится в положении беспомощности, а другой — в положении помочь или в положении власти… Впервые в жизни это происходит с плодом в утробе матери…» Foster Cline (Conscienceless Acts 1995)
«Воссоздавая цикл установления привязанности, характерный для первого года жизни ребенка, посредством удерживания и подталкивания к гневу, родители и терапевты могут наладить привязанность с детьми». Foster Cline (Conscienceless Acts 1995)
«Ну, приятель, давай начнем. Я сверху тебя, а ты внизу, и тебя без твоего разрешения держат 6 человек, так кто сейчас главный?» Foster Cline (High Risk 1987)
Теория
Теоретическим фундаментом для Либлинг, помимо Вэлч, являются исследования Никольской и Баенской, «которые подтверждают идею о нарушении формирования системы эмоциональной организации сознания и поведения при аутизме». В аннотации статьи также говорится «…до сих пор не существует единого мнения об этиологии этих [РАС] расстройств». Тут стоить заметить, что оригинальная концепция Вэлч базируется на том, что ранние эмоциональные расстройства у детей являются результатом плохой эмоциональной связи ребёнка и матери. Похожие взгляды разделяют и Тинбергены, на которых ссылается Либлинг. Сейчас взгляды, когда возникновение аутизма приписывается исключительно или преимущественно проблемам детско-родительской связи, являются устаревшими и ненаучными.
В 2000 году Либлинг защитила диссертацию «Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом», которая стала основанием для её дальнейших работ.
В ней Либлинг пишет: «…аутичный ребенок в силу определенных биологических предпосылок… не формирует достаточной привязанности к матери, и, следовательно, уже с первых недель своей жизни недополучает сенсорную и эмоциональную стимуляцию, необходимую для его развития. Наше исследование выполнялось в рамках коррекционного подхода, предполагающего первичность аффективных нарушений при раннем детском аутизме… Поскольку аутизм с позиций этого подхода трактуется, прежде всего, как нарушение в развитии аффективной сферы ребенка, его коррекция зависит от специального «эмоционального климата» внутри семьи, от особенностей эмоционального подхода к ребенку».
В статье «Садизм во имя привязанности: что такое холдинг» говорится: «считалось, что холдинг помогает матери «пробить» эмоциональный барьер, за которым прячется ее ребенок, и стать ближе, помогая ему почувствовать себя в безопасности. Уэлч объясняла это тем, что дети с РАС часто бывают эмоционально недоступными, избегают зрительного и физического контакта, и именно холдинг помогает им преодолеть эти ограничения».
«Многие специалисты полагают, что данная практика полностью расходится с адекватным представлением о практике родительства, которое, в первую очередь, является взаимоотношениями, основанными на взаимном доверии. Ребенку может быть крайне трудно восстановить полное, истинное доверие к взрослому после того, как тот удерживал его против воли… Когда ребенка удерживают силой, в конечном итоге, он понимает, что свободы можно достигнуть, исключительно уступая внешнему контролю; и это один из самых опасных уроков из всех, которые можно преподать маленькому ребенку… Как и в случае порки или других видов наказания, может создаться иллюзия послушания ребенка… Принужденный силой ребенок обучается симулировать поведение привязанности… как мы можем оправдывать практику принудительного удерживания в обществе, в котором детей предупреждают (и не зря), что нужно говорить «нет» в ответ на нежелательные прикосновения? Оправдание этой практики, называемой «любовью» или «терапией», является нарушением доверия ребенка и понимания им жизни. Как и все другие формы принудительного и вынужденного послушания, удерживание силой ассоциативно связывает любовь и подчинение» — пишется в статье Яна Ханта «Опасность холдинг-терапии».
Нужно отметить, что на Западе данный вид терапии (на английском холдинг обычно называется «Attachment therapy») не имеет ничего общего со схожей по названию Attachment-based therapy (терапии, основанной на привязанности). Другие возможные названия холдинга и близких к нему методов: the Evergreen model, holding time, rage-reduction, compression therapy, rebirthing, corrective attachment therapy, coercive restraint therapy, Festhaltetherapie. Близкое отношение к холдингу имеет Dyadic developmental psychotherapy.
Автор статьи «Свидетельства о потенциально опасном психотерапевтическом лечении детей и подростков (2016)» относит холдинг к опасным методам, которые могут вызывать посттравматическое стрессовое расстройство. Вот как там комментируются идеи, на которых базируется холдинг: «HT/AT [холдинг] основан на теории «цикла привязанности», в котором ребенок, как полагают, формирует привязанность в результате признания силы и авторитета взрослого, который может обеспечивать еду и безопасность, но также может не дать несговорчивому ребёнку доступ к необходимой помощи. В действительности привязанность в раннем возрасте, по-видимому, является результатом приятных социальных взаимодействий со взрослым, а ее дальнейшее развитие в дошкольном периоде и среднем детстве является результатом продолжительных приятных взаимодействий и диалога.
В статье «Описание, история и критика корректирующей терапии привязанности» (2002) говорится: «недавняя интеграция холдинг-терапии в основное научное русло в значительной степени представляет собой попытку постфактум легитимизировать крайне спорные методы, которые в противном случае остались бы маргинальными в психотерапии».
Конкретно о теории привязанности там пишется следующее: «труды специалистов по интенсивной терапии привязанности [холдингу] противоречат общепринятой теории привязанности и исследованиям в этой области… вмешательства, которые были твёрдо основаны на научном изучении привязанности… содержат цели и процедуры, диаметрально противоположные тем, что используются терапевтами интенсивной терапии привязанности. Цели первых [основанных на науке] заключаются в том, чтобы повысить чувствительность опекуна, предоставить ребенку больше контроля, а не меньше, снизить ожидания опекунов относительно быстрых перемен (и способствовать принятию основных особенностей темперамента и личности ребенка)… уделять внимание поощрению и позитивному обмену чувствами (когда ребенок этого хочет), а не карательным последствиям, которые, как правило, снижают качество семейных отношений».
Про подход самой Либлинг расскажу в конце. Я кратко проанализирую её диссертацию, где она описывала свой модифицированный холдинг.
Исследования эффективности «классической» «холдинг-терапии»
Из зарубежных материалов в статье «Игровая холдинг терапия при аутизме…» упоминается крупное исследование, проведённое в 2006 году. В этом исследовании приняли участие 102 ребёнка и их семьи, с положительными результатами.
К сожалению, аргументированность положительных выводов неочевидна.
«До начала терапии и через год холдинга состояние детей и их поведенческие нарушения оценивались двумя стандартизированными тестами – Achenbach CBCL (оценочный лист поведения Ахенбаха) и RADQ (опросник расстройств привязанности Рэндольфа). Были получены статистически достоверные результаты, которые свидетельствовали о 50-процентном снижении поведенческих проблем у 96 из 102 детей за год терапии. В целом можно сказать, что холдинг терапия привела к значительному и длительному улучшению поведения у большинства детей» – пишет Либлинг.
Во-первых, само это исследование проводилось не только и не столько на аутичных детях. 78 (!) процентов детей были усыновлены или удочерены, что предполагает возможность множества других психологических проблем. Во-вторых, эти дети также имели другие медицинские состояния, не только РАС, в их числе СДВГ, Вызывающее оппозиционное расстройство (Oppositional defiant disorder) и расстройства поведения (Conduct disorder). В-третьих, 48 из 102 детей принимали медикаменты на момент начала лечения, этот фактор возможно не был достаточно оценён. В-четвёртых, вызывают некоторое сомнение методы измерения результатов.
Через месяц исследования главным инструментом измерения был опросник RADQ. Этот опросник был создан на основе опросника, применявшегося в Центре Привязанности Эвергрин (Attachment Center at Evergreen) для результатов холдинг терапии, которая там и проводилась. То есть этот опросник был изначально заточен под холдинг терапию. А главный автор этого исследования 2006 года — одна из создательниц холдинг-терапии Марта Велч… Это позволяет сделать вывод о возможном смещении результатов в пользу эффективности холдинг-терапии. Более того, у авторки этого опросника (RADQ) была отозвана лицензия на профессиональную деятельность, что позволяет усомниться в благонадёжности его создательницы Элизабет Рэндольф.
И, наконец, в-пятых, Либлинг пишет о результатах работы именно через год. А эффективность терапии оценивалась в этом случае устно со слов родителей по телефону! Мне кажется, это не самый надёжный метод исследования результатов.
Российская обзорная статья «Дополнительные и альтернативные вмешательства при расстройствах аутистического спектра: обзор для родителей и клиницистов» от 2020 года негативно высказывается о холдинг-терапии. В ней пишется: «Единственный систематический обзор обнаружил 8 исследований холдинг-интервенций при лечении РАС. Не смотря на то, что все они показали положительные эффекты, данные исследования были ошибочны методологически. Были задокументированы случаи тяжелых побочных эффектов, включая смертельные случаи. В отсутствии научно-обоснованной теории, подтверждённые смертельные исходы во время лечения, а также насильственную природу самой интервенции, данная терапия была запрещена многими ведущими профессиональными организациями».
В заключение этого систематического обзора («Holding therapy: a harmful mental health intervention») говорится: «Несколько эмпирических исследований, которые претендуют на поддержку эффективности холдинг терапии, проваливают критерий доказательности, так как ни одно из них не было реплицировано, и только одно было рандомизированным контролируемым испытанием. Все исследования, включённые в обзор, рассматривались как имеющие большой риск предвзятости, так как они использовали не слепые оценки родителей как меру результата».
Модификация Либлинг
Классическая холдинг терапия состоит из трёх стадий: 1) конфронтация 2) отвержение и 3) разрешение. Либлинг добавила ещё одну стадию 4) «синхронизацию». Как это выглядит по мнению сторонников метода? Родитель берёт ребёнка на руки и начинает говорить ему о своих тёплых чувствах, пытается установить зрительный контакт. Ребёнок часто начинает сопротивляться, но родитель не ослабевает хватки. Через какое-то время, по идее, должна наступить разрядка, «разрешение», ребёнок расслабляется и вступает в эмоциональный контакт с родителями, достигается «синхронизация».
Концептуально новым является по идее «мягкость» подхода, особенно на первой стадии. «Мы выходили за рамки традиционной схемы, допуская «обыгрывание» реакций ребенка родителями еще на стадии сопротивления, если это помогало снять чрезмерное аффективное напряжение родителей и ребенка» – пишет Либлинг в статье. А фаза «разрешения» дополнялась игровыми моментами: «…время холдинга все больше использовалось для развития позитивных форм эмоционального контакта в семье… В итоге, уже на первой неделе занятий традиционная схема холдинг терапии «конфронтация, сопротивление, расслабление» дополнялась последующим активным, позитивным эмоциональным взаимодействием между родителями и ребенком. Эту модификацию холдинга мы развивали и в дальнейшем, считая ее более продуктивной и полезной для развития аутичного ребенка».
(на видео ниже пример сеанса холдинга, довольно шокирующий ролик)
Либлинг в своей статье настаивает на мягкости своего подхода, она пишет, что «мы не считаем возможным и нужным на каждом занятии провоцировать сопротивление аутичного ребенка…». Даётся также совет держать ребёнка в максимально естественных позах и говорится, что «достижение переносимости ребенком тактильного контакта, объятий или прямого взгляда не являются сами по себе целью терапии».
Тут надо сказать, что в диссертации Либлинг, которая взята за базу для статьи, странным образом, о такой «мягкости» было гораздо меньше речи. Наоборот там она советовала во многих случаях «родителям спровоцировать ребенка на активное сопротивление (чаще всего для этого достаточно было требовать, чтобы ребенок смотрел в глаза, осторожно придерживая его за щеки)».
Такому «смягчению» взглядов и метода есть объяснение. Правда ужасное.
Случаи смерти
Авторы статьи «Attachment disorders: Assessment strategies and treatment approaches» пишут о том, что метод холдинг-терапии не имеет ничего общего с теорией привязанности (Attachment theory) и наоборот противоречит ей. Они также отмечают, что «нет пока никаких систематических доказательств того, что холдинг-терапия эффективна».
Но это не главное.
В статье говорится: «В США было зарегистрировано 6 случаев смерти детей, которые были вызваны либо самой холдинг-терапией и её вариантами… либо детей, чьих родителей консультировали терапевты, практикующие такие методы… В каждом случае терапевт и/или родитель применяли откровенно садистские методы, чтобы принудить ребёнка к «привязанности (attaching)». Надо отметить, что вряд ли большая часть холдинг-терапевтов будет применять столь экстремальные методы, но, судя по имеющимся случаям смертей, такие практики широко распространены…».
Так в 1997 году один из родителей, что проходил обучение в центре холдинг-терапии, лёг на свою приёмную трёхлетнюю дочь и давил ей на живот кулаком. Девочку вырвало, она перестала дышать и умерла на следующий день в больнице. После тюрьмы отец дочери раскаялся и стал публично выступать против холдинг-терапии.
Самым известным стал случай с Кэндейс Ньюмейкер (Candace Newmaker). Который произошёл в Эвергрин (штат Колорадо, США) в 2000 году. Десятилетняя девочка скончалась от удушья во время процедуры «рождения заново», которую проводили в рамках курса холдинг-терапии. Девочку завернули в одеяло и обложили подушками, давя на неё сверху. По идее холдинг-терапевтов она должна была выбраться из этой кучи, что якобы должно было принести психотерапевтический эффект. Девочка множество раз кричала, что задыхается и умирает. На что получила ответ: «Давай, умри сейчас».
(на видео ниже пример сеанса холдинга с участием самой Марты Вэлч (за кадром))
После этого «rebirthing» терапия была законодательно запрещена в Колорадо и Северной Каролине.
Сайт организации «Advocates for Children in Therapy» приводит большее количество детей, пострадавших от методов, связанных с холдинг-терапией.
Смена риторики
После этого трагического случая многие холдинг-терапевты начали постулировать «мягкость» подхода. Одна из организаций холдинг-терапевтов (ATTACH) выпустила в 2001 году заявление о том, что «ребёнка никогда не будут сдерживать или оказывать на него давление таким образом, который мог бы нарушить его основные жизненные функции, такие как дыхание, кровообращение, температура и т.д.».
В 2007 году ATTACH выпустила специальный документ с осуждением насильственных практик «White Paper on Coercion in Treatment».
В документе признаётся, что организация допускала ошибки. Например, черпала вдохновение в опасной «терапия снижения ярости» (rage reduction therapy) Роберта Заслоу. Вот, что о ней известно: «Заслоу пытался вызвать привязанность у своих пациентов (в том числе и детей), вынуждая их почувствовать злость и ярость, удерживая против их воли. В дальнейшем, после того как пациента отпускали, глядя ему в глаза, у него должна была возникнуть привязанность с человеком, избавившим его от негативных ощущений. В 1971 году Заслоу отказался от своей лицензии психолога из-за травмы пациента в ходе терапии по снижению ярости».
Декларируется, что сейчас организация «эволюционировала» далеко в сторону от применения насильственных практик.
Но вместе с этим, мне показалось, что ответственность за то, что к детям применялись такие опасные методы, перекладывается на самих детей. И не только применялись. ATTACH по-прежнему выступает за «авторитарные практики» (authoritative practices) в «умеренных дозах». Нет, это не слово из жаргона левых. Это их собственное определение.
Например, они пишут, что «эти дети, у которых есть эмоциональные проблемы, трудности с поведением и развитием, могут быть очень сложны в работе для любого, кто попытается им помочь». Или вот ещё: «однако мы признаём, что дети с ранней травмой могут быть предрасположены к неправильному восприятию угрозы даже в безобидных и позитивных взаимодействиях». Это, тем не менее, значительная смена риторики. Раньше некоторые холдинг-терапевты утверждали, что из детей с проблемами привязанности могут вырасти следующий Гитлер и Тед Банди.
В самом начале документа даётся словарное определение насильственных/принудительных (coercive) практик. Утверждается, что организация всегда против насилия. Но никто, по мнению ATTACH, не может указать, что конкретно «отличает насильственные интервенции от приемлемых авторитарных практик». Сама организация «верит, что уместное использование терапевтической конфронтации и других директивных методов может быть полезным, но должно осуществляться так, чтобы соблюдались гармония, чувствительность и оправданность в рамках развития».
По-прежнему отрицается субъектность ребёнка, его право выбора: «такие дети не ищут лечения и не принимают его с лёгкостью… Для некоторых отсутствие согласия ребёнка на лечение означает, что его принуждают к лечению… Мы не согласны. Опытные, хорошо обученные терапевты и чуткие родители могут принять решение о необходимости терапии лучше, чем он сам».
(на видео ниже пример сеанса холдинга)
Физическое воздействие также по-прежнему оправдывается.
С одной стороны говорится, что нет нужды «силой держать» ребёнка и требовать от него зрительного контакта или, например, эмоциональной реакции. Но ничего не сказано против удержания ребёнка в целом, во всех остальных случаях. Они пишут: «некоторые полагают, что прикосновению нет места в терапии, но мы верим, что нежное, добровольное прикосновение может дать поддержку, поощрение и безопасность». Мне правда не очень понятно как прикосновение может быть «добровольным» (voluntary), если у ребёнка согласие на терапию можно не спрашивать. Говорится, что «автономия» – это нечто, что зарабатывается, что ребёнок может быть недоразвит, и в силу этого ещё не обладать должной свободой для принятия решений.
Постулируется, что дети с расстройствами привязанности склонны к «дисрегуляции», с которой не могут справиться самостоятельно. И могут начать вести себя агрессивно, опять же, могут воспринять хорошие намерения за зло. Поэтому может понадобиться «ограничения, включая физическое удержание для обеспечения безопасности».
ATTACH пишет: «терапевт или родитель всё равно могут проводить такие вмешательства, даже зная, что ребёнок может впасть (triggered) в состояние дисрегуляции, но должны позаботиться о том, чтобы правильно «дозировать» вмешательство…». Ведь «родители ребенка с гораздо более тяжелым расстройством привязанности могут хорошо понимать, что любые негативные эмоции, возникающие в краткосрочной перспективе, оправдываются долгосрочными выгодами от улучшения функционирования семьи и поддерживаемого развития».
В начале документа говорилось о том, что организация отошла от методов похожих на «провоцирование ярости». Но в его конце говорится буквально о том, чтобы триггерить (trigger) детей: «задача состоит в том, что активировать условные эмоциональные реакции (триггеры) для доступа к избегаемому эмоциональному содержанию, но делать это ТОЛЬКО таким образом, чтобы не превысить ресурсы индивида по собладанию и способствовать чувству того, что взрослый является активным источником поддержки и помощи».
А ещё на сайте организации до сих пор можно найти в списке рекомендованных книги, с участием Daniel Hughes. В своё время он писал следующее: «Терапевт… постепенно перемещает ребенка в эмоциональные сферы ужаса, ярости и отчаяния, которых ребенок хочет избежать… Она направляет терапию такими путями, которые ребенок никогда бы не выбрал… ребенок против желания отказывается от контроля…» (Facilitating Developmental Attachment (1997))
В сущности многое из статьи Либлинг «Игровая холдинг терапия при аутизме…» повторяет написанное в «White Paper on Coercion in Treatment». Только она почему-то не только не упоминает причины появления этого документа, но даже не ссылается на него, хотя в одном месте использует практически прямые расковыченные цитаты оттуда.
Отмечу ещё, что нечто подобное модификации Либлинг делал итальянский психиатр Michele Zappella ещё в 1980-е годы. Об этом Либлинг упоминает в диссертации.
Исследование эффективности «модифицированной холдинг-терапии» Либлинг
В своей статье Либлинг ссылается на собственную же диссертацию «Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом» 2000 года. Там описывается исследование эффективности её нового метода.
Не знаю почему, но в последней статье она высказывается об эффективности холдинга очень аккуратно: «Используя игровую холдинг терапию, мы получили выраженные устойчивые результаты, которые можно было расценить, в основном, как положительные». В то же время, из чтения самой её диссертации, складывается ощущение, что игровой холдинг — это просто чудо-метод. Без преувеличения. Посмотрите.
Всего в исследовании участвовало 19 семей с детьми «с аутизмом». О продолжительности проведения игрового холдинга Либлинг пишет: «В 6 семьях холдинг-терапия осуществлялась на протяжении 3 и более лет, 5 семей занимались на протяжении примерно одного года, 6 семей прекратили занятия через 1-2 месяца и в 2 случаях отказ от холдинг терапии последовал через 2 недели занятий». Странно, может быть я упустил, но не нашёл точного указания регулярности процедур холдинга, по контексту могу предположить, что где-то раз в день. Это следует из фраз: «Доктор Welch рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет)» и «даже 1-2 пропущенных дня обычно приводят к более сильному сопротивлению ребенка в день возобновления холдинга».
(на видео ниже пример сеанса холдинга)
Про детей пишется, что они «избегали контактов с людьми», проявляли самоагрессию, не имели навыков самообслуживания. У многих отсутствовала речь или было её «грубое недоравитие». Возраст детей был от 2 до 7 лет, из них было 15 детей 4-6 летнего возраста.
Результаты, пишет Либлинг, были такими: 1) «смягчение» аутизма, установление эмоционального контакта 2) снизилась аутичная «сверхсензитивность», уменьшились страхи, стали смотреть в глаза и т. п. 3) выросла общая активность и интерес к людям 4) усилилась привязанность к близким людям 5) «стали более отзывчивыми» 6) «стали менее капризными, более послушными» 7) у многих стало меньше самоагрессии 8) улучшились бытовые навыки 9) сильно улучшилась речь. И это всё за 1-2 месяца игрового холдинга! При этом пишется, что для аутичных детей, «которые не пользовались речью» понадобилось всего 2-15 занятий для того, чтобы появились «аффективные восклицания и короткие аффективные слова». Дети начали смотреть в глаза даже незнакомым людям, начали сами одеваться и т.д.
Безотносительно того, что некоторые результаты кажутся мне этически сомнительными, например, акцент на взгляде в глаза или «послушность» – это весьма большие изменения и за короткий срок.
Но у этого исследования есть и большие проблемы, которые заставляют сомневаться в таких значительных результатах.
1. Все дети были официально диагностированы с диагнозом «ранний детский аутизм». Но у двоих детей был «синдром аутизма» на фоне «приступообразного течения шизофрении». Нет такого симптома как «аутизм» при шизофрении в современной науке. Эта фраза заставила меня сомневаться вообще в правильности диагноза у других детей.
2. Как уже писалось выше: «6 семей прекратили занятия через 1-2 месяца и в 2 случаях отказ от холдинг-терапии последовал через 2 недели занятий». Несмотря на то, что Либлинг находит этому оправдание, странно, что родители бросают такой эффективный метод. Получается, что 8 семей из 19 прекратили процедуры. Это почти половина!
3. Либлинг признаёт, что было множество «негативных феноменов», «почти у всех аутичных детей» наблюдался «временный аффективный дисбаланс» на протяжении до полугода. С такими проявлениями как: «усиление аутостимуляции» (6 детей), «расстройство сна» (8 детей), появление «элементов агрессии», «влечений», «негативизма» (14 детей!), «возрастание возбудимости, расторможенности ребёнка» (7 детей). Хорошо, что Либлинг честно (надеюсь) пишет о таком. Но мне такие «побочные эффекты» говорят, что терапия небезопасна.
4. К вопросу о безопасности. Либлинг описывает как позитивный эффект следующее: «ребенок стремился весь день быть рядом, находиться в той же комнате, что и мама, чаще смотрел в глаза, иногда подходил и сам заглядывал в глаза маме или другим близким людям». И даже «сверхпривязанность» (термин Либлинг) тоже оценивалась положительно: «когда мать сообщала, что ребенок на ней «повис», «ходит хвостом, не дает никуда уйти». И в одном случае «к отцу, который говорил, что «сын теперь везде за мной бегает, как собачонка»». Мне кажется, что это больше похоже на симптом ПТСР, который выражается в попытке «задобрить» агрессора и следить за ним, чем на позитивный эффект «лечения» аутизма.
5. Странно, что при таких значительных результатах не существует методически грамотных исследований, которые бы доказывали эффективность холдинг-терапии (в т.ч. при аутизме), не говоря уже о безопасности. Ведь в таком случае воспроизвести эксперимент было бы легко.
6. Результаты могли касаться не только самого «холдинга». Либлинг ведь настаивает именно на «игровом» холдинге, когда после или даже чуть ли не в процессе преодоления сопротивления ребёнка с ними могли проводиться какие-то игры. Что если бы проводились одни игры, без физического удержания? Также говорится о комплексной работе с ребёнком, дети, которые длительно подвергались холдингу, даже посещали параллельно этому различные кружки.
7. Это не рандомизированное контролируемое исследование. Не было контрольной группы. Не было группы детей, которая не проходила бы процедуры холдинга. Равно как и не было группы детей, которая получала бы другие виды воздействия. И с которыми бы сверялись результаты.
8. Результаты работы оценивали сами холдинг-терапевты, которые и проводили холдинг. И без конкретных и чётких показателей.
Процедура игрового холдинга
Как я уже писал «степень мягкости» холдинга довольно сильно различается между собой в диссертации Либлинг и её статье 2014 года. Тем не менее она продолжает ссылаться на свою диссертацию как теоретический и методологический источник, а также доказательство эффективности холдинга.
Здесь и далее цитаты из диссертации, где Либлинг описывает первый этап работы («от одного дня до недели»): «Первый этап холдинг терапии для семьи – это стадия преодоления сопротивления ребенка контакту и формирования его первичной привязанности к близким… время сопротивления очень варьировало (от 40 минут до 4 часов [!]), что зависело не только от глубины аутизма ребенка, но и от его исходного состояния, эмоционального и физического. Так, например, ребенок, сопротивлявшийся 4 часа, в течение нескольких дней перед началом холдинг терапии находился в состоянии острого внутреннего дискомфорта, что проявлялось многочасовыми приступами беспричинного крика и плача, нарушением сна… В течение первой недели холдинг терапии во всех наблюдавшихся случаях происходило снижение сопротивления ребенка: от 2-4 часов на первом холдинге до 2-4 раз за весь холдинг по 1-5 минут. Борьба сменялась эмоциональным общением, чтением стихов, пением песен, общими играми… В ситуации холдинга за драматической борьбой всегда следовало благополучное разрешение; страх ребенка, вызванный тем, что его не отпускают, его гнев, агрессия, отчаяние находили свой выход и сменялись состоянием эмоционального комфорта, сопереживания, открытого и спокойного контакта с родителями…».
Итак, первый этап – «это стадия преодоления сопротивления ребенка контакту».
Второй и последующий этапы необходимы: «чтобы строить новые формы позитивного взаимодействия, стимулировать психическое развитие ребенка, развитие его речи….». Но на всех этапах Либлинг пишет о необходимости преодолевать «сопротивление ребёнка»: «На третьем этапе холдинг терапии психолог добивался изменений в сложившемся стереотипе занятий, что вновь вызывало усиление сопротивления ребенка. Правда, сопротивление уже никогда не бывало таким долгим, как во время первых сеансов, но оно оказывалось иногда настолько сильным и неожиданным для родителей, что они полностью терялись… Необходимо было объяснить им, что нестабильность его эмоционального состояния в данном случае является показателем прогресса в его аффективном развитии… Мы уже отмечали, что эта стадия могла длиться от полугода до года, и характеризовалась существенными изменениями в поведении аутичного ребенка… Мы просили родителей брать ребенка на руки и проводить короткий холдинг всякий раз, когда он капризен, дерется, кричит. Удержание в этом случае не являлось наказанием, помогая ребенку справиться с собой… иногда ребенок мог горько рыдать целый час или подолгу напряженно смеяться без видимой причины, когда оказывался у родителей на руках. Относится к таким состояниям следовало спокойно… Наш опыт показал, что к этому времени [к 4 этапу] родители аутичного ребенка становились достаточно умелыми… Они умело пользовались очищающим компонентом холдинга, иногда провоцируя ребенка на сопротивление, чтобы снять накопившееся напряжение. В играх и рассказах родители импровизировали, сами находили нужную тему, поворот сюжета… родители уже сами чувствовали, когда следует «поддать жару», спровоцировав ребенка на сопротивление с тем, чтобы снять накопившееся эмоциональное напряжение, а когда все занятие можно мирно посвятить игре, чтению, рассказам».
Игровой холдинг в статье
Как я уже отмечал, в своей статье Либлинг противоречит сама себе, если сравнивать с диссертацией. Например, в статье она пишет, что «достижение переносимости ребенком тактильного контакта, объятий или прямого взгляда не являются сами по себе целью терапии». В то время как в диссертации советует «поддать жару». И вообще, по статье «игровой холдинг – это, прежде всего, игровые занятия с ребенком на руках у родителей. Ежедневное преодоление сопротивления ребенка и, тем более, его провокация, не кажутся нам необходимыми». Если Либлинг ещё раз поменяла процедуру холдинга, то стоило бы об этом прямо написать и перестать ссылаться на старую диссертацию. И написать почему это произошло.
Проблема в том, что в статье Либлинг практически не описывает как по её мнению теперь должен проводиться холдинг. Открещиваясь от старого, она мало пишет о новом. В статье она пишет так, будто никаких изменений в методе и не было: «Игровая холдинг терапия применяется нами уже на протяжении 20 лет (с 1993 года)».
В статье она, как минимум, продолжает писать о «драматической борьбе» на первой стадии: «Если на первом холдинге фаза сопротивления могла длиться от 40 минут до 1,5 часов, то в последующие дни ребенок либо совсем не проявлял негативизма к контакту, либо сопротивление все же возникало, но преодолевалось за короткое время… С одной стороны, поведение аутичного ребенка говорит о том, что ограничение свободы, двигательной активности, то есть, собственно, «удерживание» он воспринимает со страхом, и поэтому вступает в драматичную борьбу с родителями. С другой стороны, наши наблюдения, изучение видеозаписей первых занятий показывают, что отношение к холдингу у аутичного ребенка двойственное. Так, например, на стадии сопротивления ребенок может кричать и всячески демонстрировать дискомфорт, но при этом крепко держаться за маму».
На мой взгляд факт того, что ребёнок крепко держится за маму, является не следствием благотворного психотерапевтического эффекта, а острой реакцией на стресс. И скорее учит подчинению, а не лечит.
Пишется и об изменениях в аутичном ребёнке, которые мне кажутся опять этически сомнительными и не факт, что возможными: «Особого внимания заслуживает тот факт, что на завершающей стадии холдинга неприятные ощущения аутичного ребенка, связанные с его сенсорной сверхчувствительностью, не просто смягчаются, а «меняют знак». Мы многократно наблюдали в финале холдинга, как дети, не выносившие прямого взгляда, с интересом заглядывают в глаза родителям; дети, сверхчувствительные к тактильным ощущениям, с удовольствием вовлекаются в «потешки»».
Сенсорные особенности могут меняться, но не быстро. И это, как правило, происходит само, со временем. Если заставлять ребёнка силой переносить нежелательный контакт, то это может привести к срыву (meltdown) или отключению (shutdown).
Всё также говорится про «преодоление агрессии»: «Наш опыт показал, что холдинг может работать в двух направлениях. Первое из них – это преобразование, «перемалывание» негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии и негативизма. Эти проблемы решаются во время «классического» холдинга, при преодолении сопротивления ребенка. Другое направление действия холдинга – разработка новых форм эмоционального контакта…».
При этом Либлинг считает, что холдинг — это хорошая практика для устранения плохого поведения: «когда ребенок чем-то расстроен, обижен, негативистичен или агрессивен, холдинг остается средством «скорой помощи», помогая родителям справиться с негативным аффектом ребенка, и при этом всегда оставаться «на его стороне»».
Либлинг использует аргументы в защиту «применения силы», похожие на аргументы из White Paper: «…насилие определяется не фактом применения силы, а позицией, целями и результатами применения… Ни один ребенок не пойдет сверлить зубы добровольно».
Во всех же возможных проблемах, по мнению Либлинг, виновато неправильное применение холдинга: «Мы допускаем, что холдинг терапия, как и любой метод психолого-педагогической коррекции, потенциально может оказаться травматичным или превратиться в наказательную процедуру, но только в неумелых руках, или в том случае, когда она становится «самостоятельной работой» родителей».
Оценка «игрового холдинга» по Либлинг
Либлинг считает, что «применяемая нами в коррекции детского аутизма игровая холдинг терапия – это модификация метода М.Велч, не соответствующая «классическому» варианту». Но как мы видим по содержанию диссертации, метод остаётся всё таким же агрессивным, несмотря на добавление к процессу «развивающих игр». В статье она старается ещё больше дистанцироваться от насилия, но у неё это не вполне получается.
Холдинг — это не просто «игровые занятия с ребенком на руках у родителей». В таком случае отдельная «холдинг-терапия» и не была бы нужна. Холдинг — это определенный метод, который опирается на определённую теорию, на определённые концепции и на конкретную методологию.
Теоретические основания даже модифицированного холдинга ненаучны и устарели. Аутизм по современной оценке не является следствием нарушения эмоциональной связи матери и ребёнка. А Либлинг пишет про ««разлаженного» ребенка или ребенка с тяжелым аффективным недоразвитием, вариантом которого является аутизм». Аутизм в первую очередь имеет генетическую природу. И имеет множество различных проявлений.
Все теоретические источники, на которые ссылается Либлинг являются в прямом смысле слова устаревшими, они относятся в основном к 1970-1980 годам. Все исследования, на которые ссылается Либлинг, являются низкокачественными. Ссылки на другие исследования с критикой метода просто не приводятся.
Классический холдинг во многом основывался на идее Заслоу о необходимости «высвобождения гнева». И Либлинг раньше это признавала. В диссертации она открыто пишет о том, что это – «практика, основанная на стрессе» из «разряда острых», которая может вызывать «страх, боль». Она также пишет о потребности при помощи «дискомфорта» и «стрессовой мобилизации» «пробивать» «аутистический барьер» (которого не существует по современной науке).
В статье «острота» как будто ушла. Тем не менее она всё также пишет о том, что ребёнка можно не спрашивать о том хочет ли он проходить сеанс «холдинга», потому что «ни один ребенок не пойдет сверлить зубы добровольно».
Всё также она говорит, что «сопротивление рёбенка» нужно преодолевать и вплоть до полутора часов (в диссертации было до 4 часов). Она также говорит о необходимости «удержания» и «ограничения свободы». Говорит о нужности холдинга и удержания, когда ребёнок «расстроен» или «обижен».
Даже в чрезвычайно «модифицированной» версии «игровой холдинг» остаётся холдингом.
Если ребёнок по его собственному желанию садится к родителю или опекуну на колени и они играют, и игра может прекратиться по желанию ребёнка, то — это не холдинг.
Стоит избегать «холдинг-терапию» и «холдинг-терапевтов» вообще. Для игры в обнимку специальный холдинг-специалист не нужен, подойдёт любой детский психолог. А вот у тренированного (на работах Велч и Либлинг) холдинг-терапевта могут быть очень странные и даже опасные представления о том как должно происходить взаимодействие с ребёнком.
Например, вот что пишет один психолог с сайта b17, рекомендующий именно игровой холдинг: «Безусловно, ребенку сначала довольно тяжело бывает длительно находиться так близко в контакте даже с мамой и папой. Это связано с низкой выносливостью и повышенной чувствительностью и ранимостью в контакте, что вызывает в общении дискомфорт у аутичного ребенка. Поэтому, когда контакт становится невыносимым, зачастую ребенок начинает плакать, вырываться, кусаться, щипаться и т.д. Это тот барьер, который необходимо преодолеть на первичном этапе».
Напомню, что говорится в клинических рекомендациях Минздрава: «В случае, если в ходе беседы с родителями, выясняется факт применения холдинг-терапии, родителей необходимо информировать о том, что данный подход не дает никаких положительных результатов при РАС и не улучшает взаимодействие с ребенком, является насильственным по отношению к ребенку и может приводить к случайному удушению в процессе удержания».
Комментарии (31)
catlifcult
18.12.2024 10:42Спасибо за эту статью! Мне, как аутичному человеку, очень приятно, что информация про насильственные методы ABA распространяется. Статья очень интересная и подробная. Очень жаль, что аутичные дети подвергаются столькому насилию. У меня было в детстве диагностировано только СДВГ, аутизм только был под вопросом. Хорошо, что мне удалось избежать насильственного "лечения" или "воспитания", кому как нравится это называть.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Спасибо за комментарий.
Да, к сожалению, права аутичных детей очень часто нарушаются.
Но этот метод не относится к прикладному анализу поведения. Который, кстати, тоже часто критикуют последние годы.
ruomserg
18.12.2024 10:42Если это глупо, но работает - значит это не глупо. Задача терапии - нормализовать (буквально - привести к общественно приемлемой норме) поведение ребенка. Холдинг терапия - по моему представлению, не слишком сложный и не слишком опасный метод чтобы ее не попробовать. Поможет - хорошо. Не поможет - ну так и не прижигание каленым железом делаем и не кровопускание...
Вообще я замечаю опасную тенденцию защитников прав пациентов пребывать в убеждении что лечение психических заболеваний должно быть приятным для пациента. Я полагаю, напротив, что подобно замазыванию коленок зеленкой - лечение должно сочетать как материальный эффект, так и надолго запоминаться. Ибо желание пацента не болеть - одно из важных условий выздоровления...
Более того, если в результате лечения пациент становится достаточно социализирован (работает или учится, может себя прокормить и обслужить) - это вполне достаточно для того чтобы признавать методику эффективной. Даже если внутри его голова работает не так как у других людей, но внешнее поведение не выходит за рамки нормы - этого для массового здравоохранения достаточно. Остальную часть головы пациент имеет право долечивать всю оставшуюся жизнь, и за свой счет...
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Вы же понимаете, что то, что вы говорите не соответствует ценностям гуманизма, да и просто банальной врачебной этике? Просто уточняю.
ruomserg
18.12.2024 10:42Гуманизм - как всякое средство, полезен только если дозировку соблюдать. Всякое устойчивое состояние общества - является результатом сложного баланса прав и интересов всех его участников. Если в этом смысле под гуманизмом понимается тотальный перекос баланса в сторону людей, страдающих психическими отклонениями - я против этого. Равно и против того чтобы прописывать таким больным терапевтическую поездку в газенвагене с последующим захоронением - тут баланс недопустимо смещен в другую сторону...
Еще раз повторюсь - холдинг-терапия не предполагает ни нанесения увечий, ни введения химических субстанций, поэтому не вижу почему бы родителям детей с отклонениями ее не применять! Поможет - отлично. Не поможет - ну хотя бы попытались...
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Вы называете "перекосом" банальное соблюдение врачебной этики, когда к пациенту, тем более ребёнку, не должно применяться насилие? Ладно, можно не смотреть на моё мнение, но официальные клинические рекомендации Минздрава и мнение международного научного сообщества - это для вас не авторитет? Особенно после случаев смерти детей...
"Еще раз повторюсь - холдинг-терапия не предполагает ни нанесения увечий, ни введения химических субстанций, поэтому не вижу почему бы родителям детей с отклонениями ее не применять!"
Она предполагает принудительное удерживание ребёнка на протяжении до нескольких часов. Если это не насилие и не увечье, то что?
И, кстати, не имеет никаких доказательств эффективности!
Гуманизм имеет довольно чёткое определение, это: "система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной". Или другие, но ему подобные.
Если вы считаете, что потребности человека с ментальными особенностями ниже потребностей других людей, что к людям с ментальными особенностями может применяться насилие, чтобы их "нормализовать", то это позиция не очень далеко уходящая, от позиции людей, которые отправляли других людей в "газенваген".ruomserg
18.12.2024 10:42Э-э, батенька - да у вас идеализм головного мозга. Природа вообще невозможна без насилия - и оно в ней осуществляется постоянно. А в человеческом обществе действует мораторий на насилие до тех пор, пока вы соответствуете нормам этого общества. Более того, ребенок - не являясь полноценным членом общества (потому что он не в состоянии себя обслужить и содержать) также имеет гораздо меньшую защиту от того что вы называете насилием. Ибо когда ребенок воет что не хочет вставать в детский сад, а его суют под кран, умывают и одевают - это тоже насилие. Школа опять же - сплошное насилие: вместо того чтобы мух считать - сиди сокращай иксы-игреки...
Поэтому да, дети-аутисты ровно по причине того что они отклоняются от общественной нормы вплоть до невозможности социализации - имеют по-умолчанию более низкий уровень защиты от насилия, которое над ними будет производиться в их же (и общественных) интересах. К батарее их не приковывают, горчичники в состоянии удержания не ставят - а то что взрослый сидит с ребенком удерживая его до четырех часов - ну так общий принцип как и во всяком воспитании: правильные действия - положительное подкрепление, неправильные действия - отрицательное. Будет ребенок начинать себя нормально вести раньше - его раньше и отпустят...
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42" Природа вообще невозможна без насилия - и оно в ней осуществляется постоянно"
Общество не подчиняется законам природы. Это в школе проходят.
"А в человеческом обществе действует мораторий на насилие до тех пор, пока вы соответствуете нормам этого общества".
В каком обществе? Каким нормам? Вам кинуть ссылки на Декларацию о правах человека? О правах детей? На Конституцию?
Вы говорите от лица Общества как будто. Но по факту представляете лишь определенную группу людей с определёнными взглядами. Даже в России на законодательном уровне стремятся к инклюзии.
"Более того, ребенок - не являясь полноценным членом общества"
Ооо... Сильное заявление. "Нормы" в виде законов о правах ребёнка для вас неправильные нормы?
Вообще-то да, в образовательной системе довольно много элементов ненужного принуждения. Опять же есть усилия потому, чтобы сделать образование более гуманным. Но в любом случае, есть разница между физической агрессией и необходимостью ходить в школу.
"имеют по-умолчанию более низкий уровень защиты от насилия"
это вы решили?
"насилия, которое над ними будет производиться в их же (и общественных) интересах"
Если насилие над детьми происходит в "интересах" общества, то это плохое общество.
"а то что взрослый сидит с ребенком удерживая его до четырех часов - ну так общий принцип как и во всяком воспитании"
Если это принцип воспитания, то разве что из 19 века. Без сарказма. Сейчас детская психология ушла от таких методов.
"Э-э, батенька - да у вас идеализм головного мозга"
Ну... Если у меня идеализм, то у вас фашизм.ruomserg
18.12.2024 10:42Еще раз, по-слогам. Общество построено на идее отказа от насилия в обмен на добровольное и сознательное подчинение правилам функционирования этого общества. Не бывает прав без обязанностей - в нашей школе, помнится, об этом тоже говорили - не знаю как в вашей...
А если человек не соблюдает (или не может в силу особенностей возраста или развития) соблюдать правила функционирования общества - то ой! У него насильственно отнимают собственность (штраф), лишают свободы, заставляют принудительно трудиться или лечиться, и много еще интересного с ним происходит в такой ситуации. И вариантов ровно три - либо идите в лес и там живите без общества (можете встреченному медведю или волку рассказать о правах человека - тот оценит юмор, я думаю...); либо - продолжайте жить в обществе, но с ограниченными правами когда полноценные члены этого общества решают что для вас будет лучше; либо - возвращайтесь к норме (выздоравливайте, взрослейте - смотря по обстоятельствам).
Вообще, современный уровень психических заболеваний возможен только в сытом и ленивом обществе. Сходил к психиатру - вот тебе таблеточки, вот тебе больничный - чего бы народ не болел в такой обстановке? Раньше скудное питание и 12-14 часовой рабочий день с мотыгой в поле гораздо быстрее приводили больных к норме. Или, если заболевание зашло так далеко что даже запасов на зиму сделать не дает - в ближайшие полгода: деревенский дьячок отпоет - юродивые угодны господу, забрал всевышний мученика на небеса!
Опять же - своего ребенка не хотите так лечить, ну не лечите. А другим не мешайте. Если такой относительно простой и безопасный способ поможет двум из сотни - это уже показание его применять. Ибо чтобы задавить ребенка насмерть - это надо очень стараться. Понятно что идиоты всегда найдутся - но они и без того найдут как ребенка убить. Даже здорового...
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Да про какое общество вы постоянно говорите?! Есть исламистский режим в Афганистане, например. Там тоже права человека не любят. Но необязательно на него ориентироваться.
"либо - продолжайте жить в обществе, но с ограниченными правами когда полноценные члены этого общества решают что для вас будет лучше"
Это откровенно фашистская риторика. Без преувеличения.
Если вам нравится работать по 14 часов без больничных и мучать детей - ну езжайте туда, где это норма.
Дайте другим людям строить демократическое общество с социальной поддержкой и уважением к правам человека. И применять научно обоснованные и безопасные методы работы с детьми.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Это НЕ простой и НЕ безопасный способ. Большинство учёных на этом сходятся, но они вам не указ. Я понимаю.
https://youtu.be/tNoIIwO3uIk?si=B3cqFhh5dn3kFppSruomserg
18.12.2024 10:42Что-то я не увидел чтобы в видео кто-то кого-то терроризировал. И уж во всяком случае такое действие (вне зависимости от наличия или отсутствия терапевтического эффекта) не представляет угрозу жизни ребенка...
Что касается вашего "эффект не доказан" - ну так у целой кучи лечебных процедур эффект не доказан. Даже для такой простой как во время простуды паром над картошкой дышать. Однако же - многим помогает.
Я не сторонник теорий заговора - но в фарме есть тенденция предпочитать лечению болезни перевод ее в хроническую форму с постоянным потреблением каких-то таблеток. В этом смысле понятно, что дать аутисту-ребенку вырасти во взрослого аутиста и потом всю жизнь продавать ему транквилизаторы, антидепрессанты, аналоги нейромедиаторов и далее по списку - это отличный бизнес-план.
Что касается меня - то я выступаю 100% за инклюзию. Однако не за такую инклюзию, где ребенок с особенностями может часами изводить своим ором целый самолет. Инклюзия - то есть включение в общество - подразумевает что включаемый будет выдрессирован в достаточной степени чтобы выполнять базовые общественные нормы. Какими средствами его будут дрессировать - мне не очень интересно.
И опять же - вот если бы ученые обнаружили что аутизм лечится присаживанием на раскаленную докрасна металлическую пластину или растягиванием на дыбе - то тут да, была бы этическая проблема. С одной стороны - жестоко не лечить человека и оставлять ментальным инвалидом на всю оставшуюся жизнь, а с другой стороны - подвергать человека пытке даже в лечебных целях как-то некомильфо...
Что же касается "посидеть-полежать с родителем до 4 часов" - не вижу ни малейшей этической или медицинской проблемы в данном методе. Решение о его применении могут (и должны) принимать родители.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42"Что-то я не увидел чтобы в видео кто-то кого-то терроризировал".
А порку детей ремнём вы тоже считаете нормой? Просто уточняю.
"Что касается вашего "эффект не доказан" - ну так у целой кучи лечебных процедур эффект не доказан. Даже для такой простой как во время простуды паром над картошкой дышать. Однако же - многим помогает".
Вообще-то да. "дышать над картошкой" - приводит лишь к усилению воспаления.
"Что же касается "посидеть-полежать с родителем до 4 часов" - не вижу ни малейшей этической или медицинской проблемы в данном методе. Решение о его применении могут (и должны) принимать родители".
А ещё родителей могут посадить или лишить родительских прав за жестокое обращение с детьми.
"Инклюзия - то есть включение в общество - подразумевает что включаемый будет выдрессирован в достаточной степени чтобы выполнять базовые общественные нормы. Какими средствами его будут дрессировать - мне не очень интересно".
Вы понимаете, что сравнивать людей с ментальными особенностями и животных - это и правда фашизм?
Я вижу, что у нас гигантские философские, политические и этические расхождения. Но я не хочу здесь обсуждать это.
У вас есть какие-то научные и медицинские аргументы в пользу холдинг-терапии? Личное субъективное мнение не очень ценится в современной доказательной медицине.
andi123
18.12.2024 10:42Хорошо рассуждать о проблемах слепых будучи зрячим и не имея в окружении слепых.
Как все это далеко от проблем людей с РАС.
А последний абзац вашего спича, это вообще первый шаг к принудительному уничтожению любых отличающихся от вашей нормы. Вы не хотите видеть ничего, что отличается от вашего видения нормы. Как этого достичь? А давайте всех заставим вести себя нормально (и пофиг, что это фактически уничтожает их), а если не получается, пусть сидят дома, в интернатах. А если не могут сидеть добровольно, давайте их принудительно туда засунем и они не будут нас огорчать своих причудливым видом.
Людей с РАС среди нас примерно 1 на 100 человек. Вероятность, что вы знаете такого человека практически 100%. Как правило отношение к ним как к прокаженным, хотя это не их выбор. Они такие же люди которые хотят к себе нормального отношения учитвающее их особенности.
Представте, к вам обращается человек низкого роста в супермаркете с просьбой достать коробку с верхней полки, а вы ему "нет, сам виноват, что не дорос до верхних полок".
ruomserg
18.12.2024 10:42Золотые слова. Только не "моей нормы", а "общественной нормы". Если вы за несколько сообщений не разобрались - я вам еще раз поясню: жизнь в обществе предполагает не только права, но и обязанности. Если вы по малолетству, старости или болезни не способны сознательно и добровольно их исполнять - за вас начинают принимать решения родители, опекуны или государственные чиновники. В зависимости от степени в которой вы разрушаете баланс общественных отношений вокруг себя - ваши ограничения прав могут быть как относительно мягкими (например, невозможность свободно распоряжаться деньгами), так и до привязывания к кровати в психиатрическом учреждении закрытого типа в сочетании с седативными препаратами до состояния овоща! Жизнь - она такая жизнь, да... Еще раз повторяю - считаете это несправедливым, добро пожаловать жить без оков (но и без поддержки) общества. Тайги, пустынь (да хотя бы и заброшнных деревень в радиусе 100 км от Омска) на всех хватит.
Ваша аналогия о человеке низкого роста - неубедительна. Очевидно, что он вполне соответствует в своем поведении общественной норме, но в данном конкретном случае нуждается в помощи. Каковую - как ответственный член этого же общества - я ему окажу. А вот если некий индивид катается по полу, орет или дрочит в общественном месте (да, это разные медицинские диагнозы - я в курсе), то извините - у нас так не принято: пожалуйте на курс дрессировки, или если не помогает - то в закрытое учреждение со специально обученными врачами и медбратьями...
Ключевое слово здесь - баланс. Я считаю что когда государство (налогоплательщики - то есть я) вместо того чтобы экзорцировать или жечь психически больных на костре - дает им пенсию и медицинскую помощь - это уже очень хорошо и гуманно. Однако, требование использовать по отношению к больным только приятные методы лечения или вообще требование к обществу смириться и не лечить их - я считаю чрезмерными и ошибочными. В пределе - слишком рьяно качая маятник в сторону больных - вы дергаете тигра за усы не понимая последствий! На обратном качании достаточно раздраженное общество заведет газенваген (разумеется не буквально, а например через эвтаназию в чистой белой кпасуле с атмосферой наполненной чистым азотом).
andi123
18.12.2024 10:42Про маятник отвечу.
Вы вот считаете, что для таких людей уже сделано овер-дофига. Я же утверждаю, что до нормы (с точки зрения того, что может сделать государство) тут еще пилить и пилить. И тут даже не в плане прямой материальной поддержки. А просто в информировании и запрете (лицензировании) таких методов лечения которые прямо противоречат той же МКБ-10 и т.д.
Кроме этой методики есть еще куча, хорошо если просто бесполезных (тратишь только свое время и деньги), но есть и просто опасные (есть один деятель, лечит рас стволовыми клетками). Но деньги не пахнут. И если народ уже более менее с антибиотиками при ОРВИ разобрался, то в более тонких материях, еще долго разгребать.
Если бы на федеральном уровне из всех утюгов раз в неделю транслировали бы тезис, что "Есть такое растройство развития как РАС. Оно не лечится, совсем ни как не лечится. Можно только определенными (не всеми подряд) методиками адаптировать человека к жизни в обществе (не всех и не всегда)" уже бы была колосальная польза.
Еще вы очень демагогически смешали в одну кучу разные степени проявления от самых незначительных (сильная реакция на неожиданные раздражитель), до полной непотребности. Не надо это смешивать, никто не утверждает, что людей которых необходимо держать в закрытых учреждениях стоит выпускать на улицы. Но изолировать за безобидные стиминги точно смысла нет.
ruomserg
18.12.2024 10:42Ровно об этом я и говорю. Степень общественного давления должна быть пропорциональна степени до которой человек не в состоянии соответствовать общественной норме.
Мы вообще начали с того, что существует методика "родитель удерживает ребенка на протяжении до 4 часов". И есть разные сигналы - кому-то она помогает, а кому-то не очень. Однако - по сравнению со стволовыми клетками, медикацией и подобным - холдинг терапия настолько безобидна, что я не вижу проблем применять ее по желанию родителей. Поможет даже одному-двум человека из ста - уже хорошо. Не поможет - ну так мы не рискуем ни провокацией новообразований как в случае со стволовыми клетками, ни посадить печень-почки как в случае с медикацией. Не получилось - поставили галочку, перешли к следующей методике.
Однако, автор оригинального поста почему-то пытается представить это ужасным насилием и на этом основании запретить. Я во-первых, не вижу ужасного насилия, а во-вторых не разделяю абсолютного гуманизма головного мозга автора, который предлагает носиться с каждым больным как с писаной торбой. Это общественное (за счет налогоплательщиков) здравоохранение. Его целью является в первую очередь социализация больного и пересаживание с социальной пенсии на зарплату. Понятное дело, что если этой цели можно достигнуть без причинения больному бессмысленных страданий - так это и надо делать. Однако, попытка избежать страданий больного и поэтому его не лечить - ошибка. Сходите после перелома на лечебную физкультуру - удивитесь что вас там заставят делать упражнения даже если больно. И уж тем более это верно для психических заболеваний. Разумный уровень неудобств при их лечении активирует у больного желание нормализовывать свое поведение без внешней помощи.
andi123
18.12.2024 10:42Я во-первых, не вижу ужасного насилия
А оно есть. И заключается оно в том, что для людей с РАС это одно из самых тяжелых и травматичных воздействий (в силу их особенностей). Это как боязнь воды лечить утоплением. Арахнофобов пауками лечить. Ну или кости укреплять переломами.
Поможет даже одному-двум человека из ста - уже хорошо
А вы об остальных 98 подумали через, что им пришлось пройти? И не надо прикрываться родителями, они не специалисты и постоянно такую дичь творят, что вообще удивляет, как дети доживают до совершеннолетия.
И уж тем более это верно для психических заболеваний
Это в корне не верно. Вы пытаетесь рассуждать об очень сложной и тонкой теме на уровне диванного мимокрокодила.
Для 70-80 годов это было допустимо иметь такие заблуждение, примерно как лоботомию делать чуть раньше. Сейчас это совершенно порочная практика, никакой пользы она не несет, сплошной вред для состояния пациента. Поэтому ТС и утверджает, что никакой доказанной пользы нет (потому как это противоречит этиологии РАС), а вреда, для состояния человека, предостаточно.
ruomserg
18.12.2024 10:42Я не собираюсь обсуждать лечебные процедуры для психически больных пациентов с точки зрения ИХ особенностей. Объективно, ничего особенного с ребенком не делают. Как он это воспринимает больной психикой - меня волнует в последнюю очередь. Больному с высокой температурой в бреду тоже врачи могут казаться исчадиями ада, которые его кольями протыкают. Это не повод не выполнять лечебные мероприятия. Голова придет в порядок - поймет...
andi123
18.12.2024 10:42Зачем вы вообще полезли что-то обсуждать в теме в которой совсем ничего не понимаете? РАС это не болезнь. Голова не придет в порядок! Это не лечится!
Пример с температурой в бреду совсем мимо.
ruomserg
18.12.2024 10:42Пример с температурой приведен ровно для того чтобы показать, что субъективное восприятие больным процесса лечения не может превалировать над объективной картиной происходящего.
Лечится-не лечится это опять терминологический спор. Я исхожу из того, что если объективно больной социализируется и становится ближе к стандартам жизни в обществе - то это лечение, и оно действует. Механизм этого лечения - действительно ли у больного произошел сдвиг в голове, или он изо всех сил имитирует социальную норму - в рамках общественного здравоохранения меня не интересует. Как я уже сказал выше - остальную часть головы можете лечить хоть всю оставшуюся жизнь - но, за свой счет!..
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42" - Поможет даже одному-двум человека из ста - уже хорошо
- А вы об остальных 98 подумали через, что им пришлось пройти? "
Да там и одному не "поможет". Просто ребёнку наносится психическая травма, его воля ломается и он начинает имитировать послушание как может, чтобы его не мучали. Глубоко травмированный человек, даже если оценивать всё с точки зрения "нормализации" и "дрессировки" - не будет самым эффективным членом общества.
К тому же, кхм, ребёнок, которого приучили к тому, что его можно трогать и держать против его воли, может быть больше подвержен и другим видам насилия...andi123
18.12.2024 10:42Да там и одному не "поможет".
Я это знаю. Акцент был гарантированных остальных 98 которым это точно во вред.
Парочке поможет в том смысле, что они и так хотели на ручки, но не могли попросить, а тут их обняли "в рамках терапии".
Так что, я бы не стал совсем сбрасывать со счетов пользу обнимашек (тем более есть личные примеры успеха), но это только когда человек сам хочет/готов/не против. И есть четкое видение ответной положительной реакции -может от неожиданности в ступор и мутизм впасть и будет ложно положительный вывод.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42"Так что, я бы не стал совсем сбрасывать со счетов пользу обнимашек (тем более есть личные примеры успеха), но это только когда человек сам хочет/готов/не против"
Да, просто я считаю некорректным называть это "холдингом" тогда. Потому что, как я написал, холдинг - это целая концепция, выходящая далеко за рамки "обнимашек".
Сравнивать "обнимашки" с "холдингом" - это как витамины с электрошоком сравнивать, имхо.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42"не разделяю абсолютного гуманизма головного мозга автора, который предлагает носиться с каждым больным как с писаной торбой"
У автора не "гуманизм головного мозга", он просто ссылается на клинические рекомендации, мнение учёных и законодательство. Вы почему-то считаете, что это всё неважно и объявили себя единолично выразителем "интересов" "общества".
Были общества, где больных скидывали со скалы. Есть общества, где на пенсию по инвалидности можно достойно жить и где уважаются отличия между людьми. Удивительно, но уровень и качество жизни для ВСЕХ во втором обществе выше.ruomserg
18.12.2024 10:42Мы по второму или третьему кругу пойдем, да ? Ученое и медицинское сообщество имеют по каждому вопросу по три мнения, и периодически их меняют. Взять хотя бы ковид... Законодательство в разных странах разное. Я не вижу в законодательстве РФ ничего, что препятствовало взрослому сидеть или лежать обнявшись с ребенком в течение пусть даже четырех часов. Наряду с этим есть свидетельства родителей, что после холдинг-терапии наступало улучшение. Если метод дешев и безопасен - я не вижу причин запрещать его применять. При этом, страдания психически больного объективно связанные с его же психическим состоянием - не могут и не должны считаться противопоказанием для применения какого-либо метода лечения. Поэтому в данном случае законные представители ребенка (родители) вполне могут применять метод даже если он не гарантирует 100% улучшения или не нравится ребенку.
skepticalpatient Автор
18.12.2024 10:42Я очень устал с вами дискутировать.
"страдания психически больного объективно связанные с его же психическим состоянием - не могут и не должны считаться противопоказанием для применения какого-либо метода лечения".
Очень показательная фраза. Как и многие другие ваши про неполноценных и дрессировку, например. Больше можно ничего не говорить, действительно.
Lucky_beggar
18.12.2024 10:42Для детей с РАС есть ABA терапия - вещь трудозатратная, как и в принципе забота о таких детях, но ее эфективность серьезно подтверждена и она рекомендована. Зачем эти холлинги-шмолдинг не понятно.
Kudriavyi
А зачем здесь эта паста? Это же шарлатанство чистой воды, зачем его так анализировать? Причем статья не пытается дать окраску этому варварскому и опасному занятию. Я ничего не понял из этого.
skepticalpatient Автор
Паста? Это оригинальный материал.
Это шарлатанство, которое до сих довольно широко практикуется. Причём не кем-нибудь, а в том числе и Институтом коррекционной педагогики РАО.
Не пытается дать окраску..? Я пытался писать по-научному нейтрально, но оценка очень даже даётся.
skepticalpatient Автор
ОК, кажется моей ошибкой было то, что я не обозначил свою негативную оценку данного метода с самого начала. Но я пытался придерживаться нейтральности и хотел дать возможность читателю судить самому. Но если почитать статью, хотя бы до конца первой четверти, то будет понятно, что я резко против холдинга.
Добавил краткий пересказ в начале.
А в конце изначально был вывод: Стоит избегать «холдинг-терапию» и «холдинг-терапевтов» вообще. Для игры в обнимку специальный холдинг-специалист не нужен, подойдёт любой детский психолог. А вот у тренированного (на работах Велч и Либлинг) холдинг-терапевта могут быть очень странные и даже опасные представления о том как должно происходить взаимодействие с ребёнком.