Одна из наших сотрудниц — Валентина Жукова — прошла необычный путь от специалиста по АСОИУ и сисадмина до дизайнера пользовательских интерфейсов. Сейчас у неё своя растущая команда, весьма разносторонний опыт и множество интересных наблюдений. В этом интервью Валя рассказала о том, как подбирает сотрудников, растит их и выявляет лидеров, а также поделилась полезными советами и ресурсами для развития в UX/UI-дизайне.

— Привет, Валя! Расскажи, пожалуйста, о своём пути в профессию.

— Я из Ставрополя. Закончила Северо-Кавказский государственный технический университет. Пыталась попасть в местный гейм-дизайн. Добросовестно пробовала пристроиться в компанию разработчиков игр и даже игровых автоматов, но там у нас с ребятами не срослось. Тогда я решила, что мне нужно получить второе высшее. Следующим профильным образованием у меня стал веб-дизайн.

— Ты училась и параллельно работала?

— Да. Начинала я вообще как АСОИУ’шник. Была кем-то средним между сисадмином и программистом. Затем семь лет я работала сисадмином в компании «ГИПРОСВЯЗЬ» и три года администратором базы данных в региональном отделении Пенсионного Фонда. Когда получила второе высшее, то решила, что надо как-то более эффективно применять его. Мой однокурсник увольнялся и порекомендовал меня на своё место в компанию, занимавшуюся ИТ-сопровождением одного известного банка. Нужно было работать в пресс-службе, администрировать внутренний портал и сайт. 

— Там было больше дизайна?

— Там я занималась разработкой и поддержкой внутрикорпоративного портала, поэтому — да, стала ближе к дизайну. Потом в Москве решили, что местные порталы компании не нужны, а нужен большой общий с централизованным управлением. В переходный период я админила его. Пока они делали миграцию, я параллельно учила им пользоваться новых сотрудников, даже из других регионов. В итоге меня рекомендовали в Москву на повышение. Здесь пул обязанностей стал меньше, я занималась только сопровождением внутреннего портала. Плотно работала именно с пользователями, которые размещали на нём новости и публикации, а также с ребятами, осуществлявшими поддержку всего этого. Была буфером между техподдержкой и пользователями.

— Оглядываясь назад, какой этап профессионального роста тебе кажется не самым плодотворным, и чем бы ты его предпочла заменить?

— Вот кусок сисадминства в самом начале я бы пополам уменьшила. Это был интересный период, но поднятие упавших серверов, протяжка витой пары и перепрошивка принтеров довольно далеки от UX/UI-дизайна. С другой стороны, они помогли мне лучше понять смежные специальности и ежедневные потребности людей разных профессий. Просто для этого не обязательно было сисадминить так долго.

— Поначалу тебе приходилось быть эникейщиком?

— Да, когда я работала в пресс-службе, то делала всё по принципу «ты же айтишник». У меня команда была из журналистов, которые с техникой «на вы». Поэтому я занималась всем — от обслуживания планшета руководителя до настройки телесуфлёра и фото- видеосъёмки.

С другой стороны, опять же, это помогло мне лучше понять задачи тех людей, которые теперь приходят ко мне с запросами по дизайну. Я уже изнутри представляю, что и как у них обычно работает. Это хорошая школа жизни. Сопровождение сайта и внутреннего портала — такая тонкая прослойка между конечным пользователем и разработчиком. Ты собираешь всю обратную связь: что неудобно, что хотелось бы добавить, какие клики обычно делает человек для решения типовых задач. Для этого проводишь интервью со всеми пользователями, а их около трёхсот человек. Потом пишешь докладные записки, запросы и заявки на доработку. Так получается перестройка между айтишником-универсалом и UX/UI-дизайнером.

— В чём проявляется эта внутренняя перестройка?

— Начинаешь по-другому воспринимать рабочие процессы и взаимодействия. Постоянно думаешь, что и как можно улучшить с минимальными затратами. Как сделать так, чтобы и пользователям действительно легче стало, и доработка заняла какое-то разумное время, и сто двадцать восемь бумажек не подписывать при этом. В какой-то момент мне всё это стало гораздо интереснее чисто технической работы. Я стала искать варианты, и тут меня пригласили в команду, которая занималась разработкой аналитических систем. Вот туда я уже шла целенаправленно как UX/UI-дизайнер.

— Как ты попала в «Криптонит»?

— Хотела развиваться дальше, как и многие в моей команде с предыдущей работы. Искала варианты. Однажды тимлид сказал, что нашёл интересную вакансию и предложил мне её рассмотреть. Я пришла в «Криптонит» и поняла — это моё. Тут много интересных задач и есть куда расти.

— Чем занимается UX/UI-дизайнер в современной ИТ-компании?

— Всё зависит от размера компании. Если это маленькая компания, а ты в ней единственный дизайнер, как у меня было когда-то, приходится быть многостаночником. Тебя просят заниматься дизайном всего — от презентаций и сувенирной продукции до сайтов. Это тяжело, но полезно в плане обучения. Внутри более крупных компаний обычно появляется специализация и распределение заданий между разными дизайнерами. Сейчас в «Криптоните» именно так.

— Когда ты была единственным UX/UI-дизайнером в компании, этот период для тебя воспринимался как сущий ад и вечные переработки, или наоборот — тихая гавань креативного интроверта?

— Сначала у меня был один проект, над которым я корпела. В качестве разгрузки мозга я могла пойти к нашим HR’ам и предложить сделать какой-нибудь прикольный мерч. Наверное, этот начальный период можно назвать тихой гаванью.

Конечно, так не могло продолжаться долго. Компания росла, и моя нагрузка — тоже. Года полтора назад я почувствовала, что разрываюсь между тремя-четырьмя параллельными проектами и кучей мелких заданий. Я приняла решение сфокусироваться на дизайне интерфейсов и формировать команду.

— По какому принципу строятся команды UX/UI-дизайна?

— В идеальном случае у тебя есть UX-исследователь, UX-тестировщик, UX-писатель, UX/UI-дизайнер и хотя бы один универсал, который может подхватить любой проект. На практике всё зависит от потребностей компании.

— Что делает каждый из этих специалистов?

— Современный UX-исследователь должен проводить не только сбор статистики, но и анализировать качественные показатели. Для этого нужно уметь общаться с людьми, задавать правильные вопросы, изучать поведение конечных пользователей, их взаимодействие с твоим продуктом.

UX-тестировщик проверяет, что весь UX-дизайн реализован как задумано. Все элементы на своих местах, кнопки верно подписаны, надписи умещаются и легко читаются, при нажатии на какой-то элемент выполняется соответствующее действие, интерфейс корректно выглядит на разных экранах и так далее.

UX-писатель в основном занимается текстами для интерфейсов. Это человек, умеющий писать тексты, понятные простому пользователю. Он может придумать лаконичную надпись для кнопки, ёмкие названия разделов меню, содержательные и лёгкие для восприятия подсказки. Самое главное, он следит за тем, чтобы весь текст был в едином стиле и выглядел целостно.

— Сейчас у тебя в «Криптоните» своя команда. Насколько она близка к описанному тобой идеалу?

— Есть три чудесных UX/UI-дизайнера. Хотелось бы добавить к ним UX-писателя и универсала уровня мидла. Понятно, что готовых профи высокого уровня в этой сфере найти трудно. Поэтому я готова растить специалистов.

— Как ты определяешь потенциал новых сотрудников?

— Когда приходят молодые специалисты, мне интересно посмотреть, насколько человек инициативный. После трёх месяцев испытательного срока уже можно составить представление о том, какая у него широта взглядов, насколько его трудоспособность и качество выполнения работы соответствуют заявленным на собеседовании, а вот инициативность приходится проверять разными способами.

Самый простой вариант — это какое-то время не давать новичку других заданий. Вот он выполнил текущие задания, а новых нет — как он поступит? Сам запросит, предложит что-то или будет просто сидеть?

Если он не начинает шевелиться — ничего страшного. Просто делаем вывод, что этот человек вряд ли станет лидером. Это обычный сотрудник, который выполняет свои задачи и пока не думает о чём-то большем. Поэтому ты как руководитель после такого эксперимента слегка меняешь тактику общения с ним. С инициативным человеком ведёшь себя по-другому. Направляешь его, растишь…

— Есть ли у тебя какие-то специфические подходы к управлению командой UX/UI-дизайнеров, учитывая, что они все такие разные?

— Работа в команде в первую очередь должна быть направлена на то, чтобы обратная связь была адекватная. Обычно я говорю что-то вроде: «Все молодцы, классно работаете, вы у меня умницы... просто давай вот эту часть немного доработаем», или так: «О, классная идея! Только сейчас мы слегка другим заняты, поэтому оставим эту идею на потом, а пока попробуем другой подход». Короче говоря, надо руководить так, чтобы с тобой хотелось работать.

Я вижу, что мои дизайнеры размышляют, у них возникают интересные идеи. Я не хочу их ограничивать, для них важна свобода действий. Просто пытаюсь подталкивать их в нужном направлении.

К творческим людям нужен творческий подход. Они легко загораются новыми идеями, поэтому важно работать с ними так, чтобы не потушить этот огонь, не загонять их в жёсткие рамки.

Важно помнить, что человек банально может устать, испытывать творческий кризис, не видеть чего-то. Нужно просто аккуратно помогать, подсказывать в таких случаях.

Элементарная человеческая забота помогает вырастить хорошую команду, в которой все знают, что и как делать, все процессы выстроены и не надо никого пинать, потому что люди работают с удовольствием.

— Если над одним проектом трудятся несколько дизайнеров, какие вы используете сервисы для совместной работы?

— Сейчас мы в основном работаем в Adobe XD, но начали переход в Figma. Задачки мы пилим на GitLab. Раньше пробовали Notion, который «создан дизайнерами для дизайнеров», но мне это приложение не очень понравилось. Для решения задач нашей маленькой команды оно не подошло. Если бы у меня была команда в сотню человек, желающих перейти на него, может и стали бы его использовать.

— Над каким проектом ты работаешь сейчас, и есть ли в нём что-то необычное?

— Сейчас у меня параллельно ведётся работа над несколькими проектами. Один из них — служебная программа для обслуживания наших систем. В ней для меня есть вызов — сделать классную таблицу. Нужно подумать, как нагляднее представить в табличном виде множество данных, как выделить их взаимосвязи.

Хоть табличный дизайн и классика, но каждый раз это интересный опыт. Сначала ты сделал одну форму, протестировал, вроде бы всё классно, ребята внедрили её, а потом ты видишь, что стоило сделать иначе. Почти на каждом проекте у меня таблица дорабатывается, улучшается, развивается вместе с проектом.

Помимо табличного интерфейса я разрабатываю различные способы визуализации данных для наших внутренних продуктов и коммерческих ноу-хау (подробнее рассказать не могу, сами понимаете).

— Какие тренды можно выделить в UX/UI-дизайне?

— Слушай, ну, в UX/UI-дизайне есть много модных трендов: абстрактная визуализация, кинетическая типографика, разделённый экран, иммерсивный скролл и прочие buzz-words. Лично мне интересно делать какие-то полезные вещи, которые реально облегчают работу.

Например, это бесшовные интерфейсы, cross-device приложения и сервисы. В них данные постоянно синхронизируются между разными устройствами, и на каждом удобно продолжать работу. Начал работать над чем-то за ноутбуком, в дороге посмотрел со смартфона, коллегам показал на планшете… То есть, у тебя везде одна и та же система. Где закрыл на одном девайсе, там же и открыл на другом.

Ещё для меня интересен эмоциональный дизайн. Представь лендинговую страницу в формате story-telling, от которой невозможно оторваться. Она буквально погружает тебя в интересные особенности продукта, любопытные факты из истории его создания. Ты уже хочешь купить его, даже если он тебе не особо нужен. Конечно, это больше о маркетинге, но принцип эмоционального дизайна можно применять и в UX/UI-части. Просто для того, чтобы пользователям было приятнее работать с продуктом.

— Что самое сложное в профессии дизайнера пользовательских интерфейсов?

— Сделать полезный продукт, который действительно будет удобен людям и поможет эффективно решать их задачи. Продумать и реализовать его таким увлекательным, чтобы из него не хотелось выходить.

— Как твоя работа влияет на повседневную жизнь?

У меня появилась профдеформация человека, который всё время думает о том, как сделать жизнь других легче и приятнее. Ловлю себя на мысли о том, что для меня все окружающие люди — пользователи. Вот бабушка в автобусе для меня тоже пользователь. Я думаю, как обойти её так, чтобы поменьше беспокоить, и чтобы другим было удобно меня пропустить.

— Что тебе помогает профессионально развиваться?

  • читать обзоры от коллег по цеху;

  • изучать исследования в области UX от Nielsen Norman Group;

  • смотреть мастер‑классы от евангелистов Adobe XD и Figma;

  • посещать конференции. В России до ковида была очень интересная — ProfsoUX. Сейчас на сайте можно посмотреть её архив до 2019 года;

  • отвлекаться в смежные области дизайна, например — геймдев или графический дизайн.

Также я стараюсь развивать «насмотренность». Это изучение интерфейсов нового для меня софта. Я смотрю реализацию UX/UI-дизайна в разных приложениях — как в мобильных, так и в десктопных, под разные ОС. Прекрасно, если есть разные образцы софта, ориентированного на один и тот же тип задач. Тогда можно сравнить способы решения задач пользователя и внешний вид. Иногда аналогично тестирую игры.

Что могу порекомендовать из недавно прочитанного — книга для новичков от Кирилла Егерева — «Этой кнопке нужен текст. O UX-писательстве коротко и понятно».

Комментарии (0)