Роль тимлида сложная и интересная. Это первый шаг в менеджерском треке развития, но далеко не последний. Какой шаг будет следующим? Иногда сразу CTO. Но чаще – это руководитель уже нескольких проектов и нескольких команд: Delivery Manager, Руководитель Разработки, Engineering Manager и другие аналогичные названия этой роли.
Но переходить сложно. Это уже другой уровень управления, а значит требуются совсем иные инструменты и подходы. Ведь теперь вы не погружены в код, и не управляете сотрудниками напрямую. Теперь у вас в подчинении тимлиды, а уровень ответственности гораздо выше.
Про роль Delivery Manager-а и сложности перехода на нее предлагаю почитать.
Привет! Меня зовут Илья Прахт, я тренер в OTUS и руководитель нового курса Delivery Manager. Я прошел классический путь тимлид → delivery manager → CTO, и прекрасно помню чувства, которые испытывал на каждом переходе.
Особенно ярко помню переход на роль Delivery Manager-а: новые задачи, в разы больше людей, целая гора ответственности. И при этом, потерявшие всякую эффективность прежние подходы и инструменты управления. Все, теперь ты не тимлид, нужно искать что-то новое. Поэтому я решил написать эту статью. Вдруг кому-то мои рекомендации помогут и облегчат этот переход.
Следующий карьерный шаг
Куда дальше развиваться тимлиду? Есть 2 основных направления: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное – дальше в менеджмент, вверх по карьерной лестнице. Двигаться в Delivery Manager-ы, потом в CTO, и дальше к звездам. Горизонтальное – управлять более сложными проектами. Больше челленджей, бОльшие объемы и бюджеты, более сложные архитектурные решения и т п.
Интересно, что и в одном, и в другом случае, у вас растет команда, причем кратно. И значит у вас появляется иерархия: руководители подкоманд и лиды эпиков, если вы дальше тимлидите, сами тимлиды, если идете на роль DM. Иными словами, вы в любом случае приходите к роли менеджера менеджеров.
Безысходность? Я бы так не сказал. Выбор есть. В случае карьерного роста вы еще больше отдаляетесь от техники и погружаетесь в менеджмент, в случае горизонтального развития – сохраняете близкий к привычному баланс, даже управляя другими руководителями. Но в обоих случаях полезно будет разобраться, что же это значит, управлять менеджерами. И подготовиться к этому шагу.
Кто такой Delivery Manager
Основное определение мы уже вывели – это менеджер менеджеров. Руководитель среднего звена, между тимлидом и CTO. В разных компаниях роль называют по-разному, иногда это Руководитель Разработки, иногда Engineering Manager, иногда Head of Group и т д. Важно, что у вас в этой роли несколько проектов и несколько команд, которыми нужно управлять. И ответственность также комплексная, и за delivery проектов, и за людей.
Основные задачи и функции Delivery Manager-а (они же области необходимой экспертизы):
Технический менеджмент – помогать тимлидам, выстраивать инженерные процессы в проектах, решать проблемы и эскалации
Проектный менеджмент – помогать ПМам, выбирать и внедрять правильные методологии управления, следить за delivery, качеством, финансовой эффективностью проектов
Управление командой – непосредственно тимлидами, а также всеми сотрудниками вашего юнита, выстраивать для них процессы развития, мотивации, оценки
Управление процессами – законотворчество, создавать систему, в которой будет комфортно работать вашим командам
Взаимодействие с заказчиком – управление ожиданиями, эскалации, поиск новых возможностей для сотрудничества
Взаимодействие с топ-менеджментом и другими подразделениями – снова коммуникации, вверх, вниз, вбок
Стратегический менеджмент – целеполагание, достижение результатов для компании, соблюдение всех бюджетов и ограничений по ресурсам
Про управление тимлидами и управление delivery на нескольких проектах я уже писал, можно подробнее ознакомиться в соответствующих статьях.
Особенности работы Delivery Manager-а
Такое разнообразие задач накладывает свой определенный отпечаток на работу DM. Она отличается от тимлидской, хотя можно заметить немало общего.
Первая и самая главная особенность – зона ответственности выше, а глубина погружения ниже. Нужно отвечать уже не за один, а сразу за несколько проектов. При этом, на все дейлики не сходишь, все пулл реквесты не отревьюишь, все ретро не проведешь. Приходится управлять руками тимлидов. А это, как ни крути, потеря некоторой информации, да и вообще управляемости, потому что между вами теперь дополнительный уровень менеджмента.
Вторая особенность – уменьшение оперативки, увеличение стратегических задач. Вам меньше нужно заниматься тушением пожаров, и больше – выстраиванием процессов и системы.
Третья особенность – это, как раз, большой объем операционного менеджмента. Процессы, метрики, изменения. По сути, это становится одним из ваших основных рабочих инструментов.
Четвертая особенность – много делегирования. У вас большая команда, огромное количество задач, нетривиальные процессы развития для тимлидов. Все это вместе дает плодородную почву для развития в себе таланта делегирования.
Пятая особенность – симбиоз технического и проектного менеджмента, много креатива. Большинство проблем из той или из другой области будут решаться вашими тимлидами и ПМами на проектах. А вот все то, что находится на стыке, то, что не решается стандартными методами, описанными в умных книжках – вот это будет, как раз, вашей работой. И простор для креатива здесь неограниченный.
Шестая и последняя особенность – очень много коммуникаций. Ваш календарик, скорее всего, будет забит встречами от и до. Разговор – еще один основной ваш рабочий инструмент. Коммуникации с заказчиками и внутренними стейкхолдерами. Коммуникации с тимлидами. Коммуникации с сотрудниками. Коммуникации с коллегами из смежных подразделений. Словом, сплошная болтовня (в хорошем смысле этого слова).
Зачем становиться Delivery Manager-ом
Да-да, понимаю. Этот вопрос возникает сразу же, как видишь все задачи DMа и особенности его работы. Думаешь, “да нормально же тимлидом, зачем мне все это?”.
На самом деле, Delivery Manager – очень интересная роль. И полезная! Ну начнем с простого и очевидного: ЗП выше, чем у тимлида, задачи разнообразнее, ответственности и свободы больше. Согласитесь, этого уже немало.
Но есть еще два важных профита от такой профессии:
Трамплин в CTO. По сути, DM – это уже мини-CTO, только не для всего продакшна компании, а для его части. И те навыки, тот опыт, которые можно получить на позиции DM, очень сильно продвигает в движении в топы уже на роль CTO
Job Security. DM нужны везде, почти в каждой компании. Хороших DM на рынке немного, найти их сложно. Так что позиция востребованная. Но даже если что-то пойдет не так и рынок скажет “не надо”, то всегда можно вернуться в тимлиды и делать челленджовые сложные проекты с таким бэкграундом, и ЗП будет, возможно, ничуть не хуже
Сложность перехода на роль DM
Переход на роль Delivery Manager-а требует не только развития новых компетенций, но и серьезной перестройки сознания, формирования нового управленческого подхода. Меняется уровень погружения и форма взаимодействия с сотрудниками. Меняется фокус с “сделать хорошо проект” в “создать систему, в которой можно хорошо делать проекты”. Меняются прямые подчиненные.
Взглянуть на ситуацию, хотя бы, через модель Адизеса. Код для среднестатистического тимлида PaeI. У DM это уже pAEi. Хорошо видно, что нужно прокачивать и развивать в себе администратора и стратега. Но это полбеды. Ко всему прочему, нужно сознательно “приглушать” в себе производителя и интегратора. А это уже куда сложнее.
Чтобы все это пройти, есть 2 пути:
Пробовать и набивать шишки
Учиться, пробовать и набивать шишки
И в том, и в другом случае ошибки неизбежны. Но во втором их меньше попадет в production.
Для этого мы сделали новый курс Delivery Manager в OTUS. Его идея – помочь вам получить необходимые знания и трансформировать свое управленческое сознание, чтобы большинство шишек осталось здесь, на обучении.
А по теме управления портфелем проектов через построение процессов и метрик мы проведем открытый урок 20 июня. Регистрируйтесь и приходите, обсудим этот вопрос подробнее.
Присоединяйтесь к моему телеграмм-каналу Седой директор. Пишу там про управление людьми, про менеджмент в IT. Отвечаю на ваши вопросы и разбираю ваши кейсы.